Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: цели, задачи и методы реализации. Методические разработки «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках реализации фгос до Материал по социально коммуникативному развитию

МБДОУ ЦРР - детский сад № 5 «Солнышко»

Педагогический совет

Доклад на тему

«Социально-коммуникативное развитие»

Подготовила: воспитатель

Коробкина Татьяна Николаевна

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС ДО более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Основной целью социально-коммуникативного развития является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, для осуществления которой необходимо решение следующих задач:

    присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

    развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

    становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий ;

    развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

    формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

    формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

    формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;

    формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-ех направлениях:

    развитие игровой деятельности детей с цель усвоения различных социальных ролей;

    трудовое воспитание;

    патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;

    формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Остановимся на каждом из этих направлений немного подробнее.

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.

Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Игры у детей дошкольного возраста очень разнообразны. Традиционно их классифицируют таким образом:

Немного остановимся на сюжетных самодеятельных играх.

Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку». Но при этом как деятельность такие игры предъявляют к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований:

    действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления;

    наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений;

    игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений , следовательно она способствует формированию у ребенка способности определенным образом в них ориентироваться ;

    необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми.

В основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой лежат следующие принципы:

    Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

    На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры.

    На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

Также необходимо применять комплексный метод руководства игрой, который заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и обеспечении педагогических условий развития игры:

    Обогащение детей знаниями и опытом деятельности.

    Передача игровой культуры ребенку.

    Развивающая предметно-игровая среда.

    Активизация проблемного общения взрослого с детьми.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

Педагоги нашего ДОУ используют широкий диапазон самых разнообразных игр Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Игры детей после завтрака согласовываются с характером и содержанием дальнейшей образовательной деятельности. Игры между занятиями . Для всех групп детей подбираются игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение - с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором. Нет нужды слишком регламентировать эти игры, но желательно, чтобы они давали ребенку возможность двигаться. Подвижные игры , основанные на активных двигательных действиях детей, способствующие не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей на прогулках, в свободное время.

Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа.

Задачи патриотического воспитания.

    Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

    Воспитывать уважение к труду;

    Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

    Формировать элементарные знания о правах человека;

    Расширять представления о городах России;

    Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

    Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;

    Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту - так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Компоненты патриотического воспитания:

Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)

    О культуре народа, его традициях, творчестве;

    О природе родного края и страны и деятельности человека в природе;

    Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;

    О символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).

Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру)

    Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

    Интерес к жизни родного города и страны;

    Гордость за достижения своей страны;

    Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;

    Восхищение народным творчеством;

    Любовь к родной природе, к родному языку;

    Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)

    Труд;

    Игра;

    Продуктивная деятельность;

    Музыкальная деятельность;

    Познавательная деятельность.

В работе по патриотическому воспитанию необходимо учитывать следующие принципы:

    Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

    Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

    Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

    Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

    Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

Условия патриотического воспитания:

    Создание, благоприятного психологического климата в детском коллективе. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;

    Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)- тематический блок, тема;

    Интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

    Результат:

а) интеллектуальные, личностные, физические качества;

б) универсальные предпосылки учебной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей.

Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Цели:

    Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;

    Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

    Основные задачи обучения дошкольников ОБЖ:

    Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно - не опасно»;

    Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным (ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки);

    Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов
и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

Основными направлениями работы по формированию у детей навыков безопасного поведения являются:

    Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;

    Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;

    Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения:

    Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке;

    Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке;

    Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил;

    Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.

Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми. Данная работа проводится через:

    организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

    совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

    свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Основным содержанием образовательной деятельности по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «Дорожная грамота», «Мое здоровье», «Безопасность в помещении», «Безопасность и природа», «Общение с незнакомыми людьми», основная цель которых - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе), от умения предвидеть и избежать возможную опасность. Одно из важных правил, которое усваивают дети в процессе такой работы – как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома»). Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.

Трудовое воспитание дошкольников.

Главная цель трудового воспитания дошкольников - это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Задачи трудового воспитания :

    Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и стремление оказать помощь;

    Развивать трудовые навыки, совершенствовать их, и постепенно увеличивать содержание трудовой деятельности;

    Формировать у детей положительные личные качества, такие, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;

    Развивать навыки организации работы;

    Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми - умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

Виды труда:

    Навыки культуры быта (труд по самообслуживанию);

    Ознакомление с трудом взрослых;

    Хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность);

    Труд в природе;

    Ручной труд (мотивация - сделать приятное взрослому, другу-ровеснику, младшему ребенку).

Методы и приемы трудового воспитания детей:

Формы организации трудовой деятельности:

    Поручения (простые и сложные, эпизодические и длительные, коллективные и индивидуальные);

    Дежурство (формирование общественно-значимого мотива; нравственный, эстетический аспект);

    Коллективный труд.

Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Методические разработки

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО»

Калининский район
Введение

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.

В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе , включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Организация: МБДОУ «Детский сад №11 «Дюймовочка»

Населенный пункт: Калужская область, г. Обнинск

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы до века

Творим по мере наших сил.

Н.А.Заболоцкий

Цель Стратегии государственной национальной политики Российской федерации на период государственной национальной политики Российской Федерации на период до государственной национальной политики Российской Федерации на период до государственной национальной политики Российской Федерации на период до до 2025 года:

Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей,

основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации. Стратегии, обеспечивающие становление гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей , их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа РФ, межкультурное взаимопонимание и уважение.

Социализация - процесс, играющий огромную роль, как в жизни общества, так и в жизни личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно.

Социализация дошкольника - это процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым ребёнок становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. Социализация - достаточно широкий процесс, она включает в себя как овладение первичными представлениями связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

Детский сад , как институт воспитания, является микрофактором в процессе социализации личности, наравне с семьей и создаёт микросоциум.

Средствами социализации в детском саду будут являться методы психологического воздействия в группе сверстников, а так же последовательное приобщение ребёнка к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни: общении, познании, деятельности.

Инновационность ФГОС ДО – это индивидуализация, которая характеризует уникальный вектор развития ребенка в этом возрасте.

Социализация выражена в регламентации системы условий развития ребенка. Это не только материальные условия в детских садах, но и воспроизведение различных форм деятельности - система общения ребенка с воспитателями и сверстниками.

Актуальность выбранной темы мотивированна следующими причинами, которые прослеживаются в современном обществе:

4 Морально-нравственная дезинтеграция общества.

4 Низкий уровень доверия и социальной солидарности.

4 Нарушение преемственности поколений.

4 Недостаток гражданского, патриотического самосознания.

4 Снижение ценности производительного труда, творчества и образования.

4 Снижение ценностей семейной жизни.

4 Ослабление физического, социального и психического здоровья населения.

А так же продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к ДОУ предшкольному образованию, цель которого, выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения, и создание условий для обеспечения доступности образования детей, ориентированного на формирование успешности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования разработаны примерные образовательные программы, которые направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

ФГОС ДО направлен на решение следующих задач:

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Одно из направлений развития и образования детей – это область

«Социально-коммуникативное развитие»

Социальное развитие ребенка – это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, отражение системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. Социальное развитие относится к процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом.

В широком смысле социально-коммуникативное развитие – это весь процесс образования человека. В ходе роста и развития ребенок усваивает и впоследствии воспроизводит усвоенный им социальный опыт, учится устанавливать социальные связи и отношения.

Социально-коммуникативное развитие предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, необходимых для их успешной реализации. Социально-коммуникативное развитие предполагает познание человеком социальной действительности, овладение им навыками практической индивидуальной и групповой работы.

Культурный опыт человечества никак не может быть воспринят и усвоен ребенком без помощи взрослых – носителей этого опыта. Только непосредственно взаимодействуя с взрослыми, в ходе общения и взаимодействия с ними ребенок открывает для себя социальный мир (социализируется). Только благодаря общению и взаимодействию ребенок познает другого человека и самого себя.

Без деятельности общения, взаимодействия с другими людьми невозможно и вхождение ребенка в социум. Его становление начинается с первых дней жизни благодаря коммуникации людей друг с другом. Коммуникация может осуществляться как в невербальной, так и вербальной форме. Коммуникация служит необходимым средством общения, позволяет человеку передавать другому сообщения о своих желаниях, потребностях, намерениях.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка , в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Задачи области социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС :

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме , природе.

Опыт работы показывает , что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие , формировать предпосылки учебной деятельности и качества, необходимые для адаптации к школе.

Необходимо формировать такие качества, как:

Культура поведения

Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей.

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве. Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему.

Мир эмоций .

Эмоции и чувства - это психические процессы, отражающие личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Эмоции и чувства включаются во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

По своему существу эмоции и чувства -- это тождественные психические процессы, они образуют единую подструктуру личности -- ее эмоциональную сферу.

Формы эмоций:

  • жесты (движения рук),
  • мимика (движения мышц лица),
  • пантомимика (движения всего тела),
  • эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса).

Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.

Патриотическое воспитание – это воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. ... Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников: чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым и т.д. Родина.

Задачи патриотического воспитания:

  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране, планете;
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • Воспитывать уважение к труду;
  • Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
  • Формировать элементарные знания о правах человека;
  • Расширять представления о городах России, о государстве;
  • Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
  • Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Деятельность педагога по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития воспитанников должна включать :

  • организацию предметно-пространственной среды;
  • создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
  • стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
  • устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве педагогов и при поддержке родителей;
  • мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
  • обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
  • моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

  1. обеспечение эмоционального благополучия через:
  2. непосредственное общение с каждым ребенком;
  3. уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  4. установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
  5. создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
  6. развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
  7. развитие умения детей работать в группе сверстников;
  8. построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
  9. создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
  10. взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Повышение уровня самообразования педагогов.

Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, уметь это сделать методически правильно и хотеть научить ребенка, дать ему необходимые знания в соответствии с его возрастом и потребностями.

Создание предметной развивающей среды.

При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо руководствоваться нормами, отражёнными в Федеральном государственном образовательном стандарте.

  • Материалы и оборудование создают оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей.
  • Учитывается и гендерная специфика - предусматриваются материалы, соответствующие интересам девочек : куклы, украшения, банты, сумочки, наборы для рукоделия, и мальчиков – машины, детали военной формы, разнообразные технические игрушки, инструменты.

Все части пространства могут изменяться по объёму – сжиматься и расширяться, то есть имею подвижные трансформируемые границы : легкие ширмочки, заборчики, цветные шнуры, мягкие модули. Игровая мебель и оборудование располагаются так, чтобы оставалось достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Дети должны иметь возможность заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Подбор дидактического материала, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

В группах желательно создавать :

  • пространство для режиссёрской игры;
  • пространство для ролевой игры;
  • пространство для конструирования;
  • свободное пространство для подвижных игр.

Большое значение в работе по развитию социально - коммуникативных умений дошкольников имеет совместная деятельность детей и взрослых.

Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД) в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.

Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Для сплочения «детского коллектива» необходимо продумать название группы.

Девиз (например)

Нет ничего на свете

Прекрасней доброты!

Она звездой нам светит

С небесной высоты.

Она нас манит нежно,

Ласкает нас мечтой.

Мы все живем с надеждой

На встречу с Добротой.

Для того, чтобы детям было комфортно находиться в детском саду, можно использовать ежедневные групповые «ритуалы»:

1.«Правила группы в картинках»

Например:

Помни о благодарности - говори «волшебные слова».

Всегда говори правду взрослым и детям – будь честным и правдивым.

При споре договаривайся самостоятельно.

Умеешь сам - помоги товарищу.

Если игрушка одна – играть по очереди.

2. В младших группах может жить игровой персонаж «Гриб Боровик» . Э тот сказочный персонаж выражает свое отношение к тому или иному поступку детей (меняет выражение лица в зависимости от соблюдений детьми правил в группе).

3. «Минутки общения»

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, помогать детям: адаптироваться к условиям детского сада; развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

Выбор темы зависит от настроения детей, от их желаний, ситуаций.

4. «Утренние приветствия»

Цель : установление комфортного социально – психологического климата в детском коллективе, через свободное общение со сверстниками и взрослыми.

Например:

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

5.«Доска настроений»

Цель: с помощью доски настроения педагог может определить эмоциональное состояние каждого ребенка, выделяя детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выделить причины положительного или отрицательного состояния и спланировать работу по устранению отрицательных воздействий, как в семье, так и дошкольном учреждении.

Используя, доску настроений можно провести и другие игры («Зеркало», «Сердитое и доброе», «Мое настроение»).

Можно изготовить пособие «Кубики - неделька», предназначенное для закрепления знаний детей о днях неделях, частях суток; системы цветов по принципу радуги; для закрепления режимных моментов.

В процессе игры «Коробочка добрых дел» проводится целенаправленная работа по развитию и закреплению нравственных представлений, навыков общения и воспитанию уважения к людям, желанию совершать добрые поступки.

Цель: научить чуткому доброжелательному отношению к товарищам, побудить детей к нравственным поступкам, воспитать чувства уважения к людям: доброжелательность, желание творить добро.

Ребята за добрые поступки получают фишки и складывают в свою коробочку, в конце недели считают у кого больше фишек и получают приз.

«Дневник моей жизни ». Он представляет собой толстый альбом для рисования, каждая страница которого оформлена под отдельную тему (моя семья, мои друзья, любимые игры и т.д.). Совместная работа с ребенком над «Дневником моей жизни» помогает педагогу и родителям ближе и глубже познать его внутренний мир. Скрытые желания, надежды и опасения, которые ребенок не может высказать по - другому. «Дневник моей жизни» облегчит решение таких проблем в развитии ребенка, как не адекватная самооценка; несформированность образа «Я», дифференциация «Я» от «Другого»; осознание себя и своего места в социуме.

В старшем возрасте предлагаем дидактическую игру «Паутинка дружбы», которая поможет обобщить и закрепить полученные знания о добре, дружбе между сверстниками; самостоятельно выбирать себе друзей, обосновывая свой выбор. На плакат наклеиваются фото воспитанников группы, а ребята проводят линии разного цвета от своего фото к выбранному «другу».

По результатам игры можно вручить грамоту «Настоящий друг», тому кого выбрали много раз.

Одной из задач социально-коммуникативного развития является формирование позитивных установок к различным видам труда.

Интерес и положительное отношение к различным видам труда имеет истоки в коммуникации ребенка со взрослым, когда действия, входящие у взрослых в трудовую деятельность, начинают выполняться детьми в контексте общения со взрослыми.

Развитию позитивных установок к различным видам труда и творчества способствует:

  • ознакомление детей с трудом взрослых (формированиепредставлений в целях труда, видах труда, трудовых действиях),
  • знакомство со способами той или иной деятельности,
  • непосредственное практическое участие в труде (овладение способами, создание положительных эмоциональных образов ситуаций выполнения действий).
  • развитие положительного отношения к труду взрослых и собственному труду и на их основе развитие первоначальных общественных мотивов трудовой деятельности.

Трудовая деятельность развивает личностные качества ребенка, а также правильное отношение к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность , наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Задачи:

  • Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и стремление оказать помощь;
  • Развивать трудовые навыки , совершенствовать их, и постепенно увеличивать содержание трудовой деятельности;
  • Формировать у детей положительные личные качества, такие, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
  • Развивать навыки организации работы ;
  • Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми - умение работать в коллективе , в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

Одной из особенностей становления трудовой деятельности дошкольников является возникновение разных видов труда и их совершенствование на протяжении всего дошкольного детства: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Первый из них самый доступный, понятный детям - самообслуживание. Это труд, направленный на себя. Его содержанием является овладение умениями и навыками обслужить себя (еда, одевание, раздевание, умывание).

Хозяйственно-бытовой труд предполагает овладевать умением поддерживать порядок в помещениях и на участке детского сада, участвовать в организации бытовых процессов: повесить чистые полотенца, накрыть на стол, произвести уборку групповой комнаты, постирать кукольную одежду, помыть игрушки и т.п. Характерной особенностью хозяйственно-бытового труда является его общественная направленность на удовлетворение потребностей сверстников и взрослых (дежурство по столовой, по занятиям: расставлять посуду, столовые приборы, материалы, пособия, убирать на место).

Труд в природе. Содержанием труда в природе является уход за растениями, живыми объектами в ДОУ. Поскольку в последние годы в помещениях групп отказались от живых уголков (по требованию САН ПиН), данный вид труда может быть вынесен на территорию детского сада (цветники, детский огород, кустарники и др.), или общий для всех детей живой уголок, « зимний сад» в определенном месте детского сада.

Ручной труд рекомендуется только в старших группах, небольшой подгруппой 3-5 человек, так как он требует соблюдения правил техники безопасности. Дети учатся делать «нечто полезное» (А.В.Запорожец), радовать себя и других. Дети работают: с бумагой, картоном, природным и бросовым материалом. Ручной труд практикуют в работе со старшими детьми, когда они умеют владеть ножницами, иглой и другими инструментами.

Различные виды труда вводятся в практику работы постепенно, с учетом их сложности (понимания направленности, цели, результата, овладения навыками), физической нагрузки в труде и др. Все четыре вида трудаимеют разный удельный вес в разных возрастных группах. В младших и средних группах особое значение имеют самообслуживание, простейший хозяйственно-бытовой труд; в старших группах - труд в природе и ручной труд.

В сознании детей постепенно разграничиваются два вида детской деятельности - игра и труд.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Дежурство»

«Поручения»

«Коллективный труд»

На младших ступенях дошкольного возраста (2,5 - 4 года) удельный вес занимают разнообразные поручения, задания педагога, в которых создана удобная форма для обучения детей практическим навыкам в совместной деятельности с педагогом, помощником воспитателя.

На более старших возрастных ступенях (от 5 до 7 лет) поручения становятся более сложными и приобретают форму длительных заданий (3-4 задания в неделю). Наиболее продуктивной формой привлечения детей к труду является поручение-просьба.

Педагогически оправданными и посильными становятся в старших группах коллективные формы труда (подгруппой, фронтальные, всей группой), в процессе которых педагог ставит и реализует более сложные задачи - формирование коллективных взаимоотношений между детьми, с такими компонентами, как взаимопомощь, ответственность, дружелюбие, умение планировать и достигать результата труда совместными усилиями, умение находить себе работу в общем деле, работать до завершения задания. Действенными, эффективными в воспитательном отношении является объединение детей в коллективном труде. («труд рядом», «общий труд», «совместный труд» - цепочка).

Таким образом, социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, как ступень в формировании человека как члена человеческого общества предполагает развитие общения и взаимодействия ребенка с более взрослыми его членами (педагогами, членами семьи), сверстниками; освоение для этого норм и ценностей, правил взаимодействия, развитие у него эмоциональной отзывчивости, сопереживания к другим членам общества. Это возможно путем развития у детей коммуникативных и регуляторных способностей, обеспечивающих возможность ориентироваться в ситуациях коммуникации, выполнять адекватные коммуникативным задачам действия, освоение способов жить в сообществе людей, быть полноценным членом общества, получать удовольствие от жизни, уметь приносить радость жизни другим.

Работу по развитию у дошкольника нравственных качеств необходимо вести вместе с родителями воспитанников. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Поэтому необходима тесная взаимосвязь воспитателя с семьей воспитанников. Ведь семья это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи. Задача педагога подключить семью к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением, строить свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.

Необходимо знакомить родителей с важностью присвоения ребенком семейных ценностей, способами их присвоения, создания и поддержания семейных традиций; создавал условия для формирования принадлежности ребенка к семье (альбомы с портретами членов семьи и фотографиями событий жизни семьи, рисунки и рассказы ребенка о родителях и их профессиях, выставки совместных поделок родителей и детей на определенную тему, участие родителей и детей в совместных спортивных соревнованиях и многое другое.). Ознакомление ребенка с информацией о мире, о стране, о своей семье происходит при помощи чтения литературы, проведения тематических праздников, оформления стендов, в продуктивных видах деятельности.

Формы работы с родителями :

  • привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;
  • дни открытых дверей для родителей;
  • анкетирование родителей;
  • консультации для родителей, семинары;
  • родительские собрания;
  • оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей, совместных газет, фото-выставок.

Предлагаем сделать альбомы «Познакомься – это Я», «Моя семья», «Портфолио группы».

Также необходимо создавать совместные проекты, например: «Дружба», Моя семья», Мой город», проекты, посвященные патриотизму страны.

Систематический образовательный процесс по социально-коммуникативному развитию приведет к определенному результату:

  1. У детей 5-7 лет происходит активное сплочение коллектива. Ребенок должен рассчитывать на поддержку и помощь товарищей, их участие в возможных ситуациях эмоционального дискомфорта.
  2. Взаимоотношения довольно устойчивы.
  3. Основным методом воспитания дружеских взаимоотношений является совместная деятельность.
  4. У детей можно сформировать осмысленные нравственные представления, т.к. они умеют правильно оценивать поступки товарищей.
  5. Дети учатся полноценно выражать свои чувства через овладения умением различать и сравнивать эмоциональные ощущения, учатся самостоятельно определять характер эмоциональных отношений.
  6. Интеграция отношений на уровне общения проходит с возрастающей положительной динамикой.

«Нравственность заложена в характере»

Эммануил Кант.

А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.

Литература:

  1. Бабаева Т. А., Березина Л. С. «Социализация» Образовательная область. СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012 г.
  2. Бочкарева О.И. «Организация деятельности по формированию культуры поведения и 1. Бабаева Т. А., Березина Л. С. «Социализация» Образовательная область. СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012 г.
  3. Бочкарева О.И. «Организация деятельности по формированию культуры поведения и общения». «Корифей» 2010 год.
  4. Загуменная Л.А. «Социально личностное развитие дошкольников». Волгоград: Учитель, «Корифей» 2012 год.
  5. Микляева Н.В. «Социально – нравственное воспитание дошкольников». Творческий Центр» Сфера» 2013 год.
  6. И.А. Пазухина. «Давайте познакомимся». Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПБ «Детство - ПРЕСС» 2004 г.
Социально – коммуникативное развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО

ФГОС предусматривает развитие дошкольников по усвоению норм , принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности ; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Социально – коммуникативное развитие дошкольника
направлено на решение следующих задач:

1.Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.

2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».

3. Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно- моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

5. Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Опыт работы ДОО показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.

Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

В процессе общественной жизни ребёнка осуществляется смысл социального развития – от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя самостоятельным членом обществ, понимания своего места и назначения в нём.

Три группы задач, которые решаются на этапе социализации :

1 естественно-культурные

2 социально-культурные

3 социально-психологические.

1. Естественно-культурные задачи связаны с достижением определённого уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребёнка, на базе которых формируются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.

2. Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум.

Д. И. Фельдштейн писал: «К трём годам ребёнок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя своё новое социальное положение, выделяя своё «Я», начинает всё более активно вступать в отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками». Особое внимание педагоги ДОО должны уделять развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям. Познавательные аспекты у дошкольника направлены на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. C возрастом расширяется познавательная сфера дошкольника – мир вокруг меня, семья, родные и близкие люди, история родного края, отечества, Родины, всего мира. Следующей формой организации опыта ребёнка является «проживание» различных ситуаций. Оно включает в себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к данной действительности. Усложняется игровая деятельность, появляются игры сюжетно-ролевые, игры с правилами, дидактические игры и игры-драматизации. Если сюжетно-ролевые и игры с правилами являются базовыми для развития познавательных действий, то игры с правилами и дидактические игры можно рассматривать как новый этап для развития художественной деятельности и активизации познавательных интересов.

3. Социально-психологические задачи связаны со становлением сознания личности ребёнка. В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть, учиться обдумывать свои действия, планировать деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование произвольного поведения. Это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять собой, своими поступками. Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребёнка в дошкольном детстве, выходит в авангард формирования личности. Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Если говорить о воспитании самостоятельности дошкольников, то можно дать следующие рекомендации родителям.

Советы родителям

1 Не подавляйте инициативу у ребенка.

2 Не высмеивайте его идеи и фантазии.

3 не стремитесь предотвратить или исправлять ошибки. (пусть ребенок

сам поймет обратную связь между действием и результатом и найдет правильное решение).

4 Прививайте ребенку мысль, о том, что его мнение важно и он должен

уметь отстаивать его.

5 Давайте возможность для самостоятельной деятельности.

6 Спрашивайте мнение ребенка, как можно чаще: что он считает важным и почему.

7 Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий.

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда только тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше – и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Что должны уметь дети в самостоятельной деятельности

1 Умение действовать по собственной инициативе, замечать необходи-

Мость своего участия в тех или иных обстоятельствах.

2 Умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и

Контроля взрослого.

3 Умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель,

Учесть условия, осуществлять элементарное планирование, полу-

Чить результат).

4 Умение осознанно действовать в ситуации заданных требований

И условий действительности.

5 Умение переносить известные способы действий в новые условия.

6 Умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку

Результатов деятельности.

7 Умение переносить известные способы действий в новые условия.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


Толкачева Оксана Александровна

Воспитатель

МКДОУ детский сад № 21 г. Ревда Свердловская область

Проект

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с помощью игр».

Современное общество требует инициативных, нравственно стойких, социально адаптированных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру.

Основные качества личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность образовательных учреждений. Так статьи 12 и 13 Закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе и создание условий для её самореализации.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - коммуникативному развитию его воспитанников.

Таким образом, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.

Основными направлениями реализации социально-коммуникативного развития дошкольников в ДОУ является:

    развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей;

    формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

    трудовое воспитание;

    нравственно - патриотическое воспитание дошкольников.

На каждом из этих направлений остановимся поподробнее.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.

В нашем учреждении созданы все условия для игр - экспериментов, обучающих, обрядовых, сюжетных, театральных, досуговых игр. Для налаживания диалогического общения воспитателя и детей используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами.

И наша задача - правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Следующим направлением реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В нашем дошкольном учреждении воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Данная работа проводится через:

    организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

    совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

    свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Основным содержанием работы по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, основная цель которых - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе), от умения предвидеть и избежать возможную опасность.

Главная цель трудового воспитания дошкольников - это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Педагоги детского сада, используя разнообразные формы трудовой деятельности, прививают детям умение и желание трудиться, помогать старшим и товарищам, заботиться о малышах. Дети с удовольствием трудятся в группе и на участке, трудятся коллективно и индивидуально. Они чувствуют себя настоящими хозяевами в своей группе, на своём участке, в своём детском саду, где должно быть красиво, чисто и уютно.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. В век компьютеризации и сумасшедшего ритма жизни возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Поэтому, данному направлению социально-коммуникативного развития дошкольников педагогический коллектив детского сада уделяет особое внимание.

В ДОУ разработаны и успешно реализуются программы по краеведению, по экологическому воспитанию дошкольников, главной целью которых является привитие детям дошкольного возраста не только любви к Родине, но и умения сохранить, защитить и приумножить богатства родного края.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию проходит через все виды детской деятельности и приносит ощутимые результаты. Дети не только обладают знаниями о Родине, своём крае, но принимают активное участие в жизни города, например, убирая свой участок в детском саду, посещая памятники, музеи.

Наши воспитанники на протяжении нескольких лет являются активными участниками районных, областных смотров-конкурсов по нравственно-патриотическому и экологическому воспитанию, природоохранных акций.

И педагоги детского сада успешно делятся опытом своей работы через средства массовой информации и печатные издания.

Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной образовательной области способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Мы имеем возможность видеть, как дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Но самое главное, на что направлена работа педагогов в нашем детском саду, чтобы дети прожили период детства счастливо. Ведь детство – это самое важное и потрясающее время в жизни человека. Детству следует оказывать величайшее уважение.

Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры. Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».

Отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие ребёнка и реализацию его в учебном процессе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению ребёнка и появлению отклонений в его социализации. Но существует возможность коррекции уже выработанных коммуникативных умений, поэтому актуальной становится социально-педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков у воспитанников, так как особенности данного возраста позволяют рассчитывать на высокую эффективность деятельности.

Именно этот вид игровой деятельности включает различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста, помогает детям лучше узнать окружающий мир, друг друга и себя.

Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия не умения ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.

Цель Проекта : развитие социально-коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность.

Задачи Проекта:

1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.

2. Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.

3. Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.

4. Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры.

5. Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.

Реализация проекта состоит из четырех блоков:

Коррекционно-развивающиеся занятия,

Коммуникативные игры и упражнения,

Метод принятия роли,

Моделирования проблемных ситуаций.

Каждый блок направлен на решение нескольких задач.

В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого - к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности.

При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:

Продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;

Воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;

Прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;

Помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права:

На систему ценностей,

На ответственность,

На личное достоинство и уважение этого достоинства,

На индивидуальность и своеобразие,

На независимость от других людей,

На собственные мысли,

На отстаивание своих прав.

Коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:

Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём.

Умение получать необходимую информацию в общении.

Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.

Умение спокойно отстаивать своё мнение.

Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.)

Умение уважительно относиться к окружающим людям.

Умение принимать и оказывать помощь.

Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Блок № 1 Коррекционно-развивающие мероприятия

Цель: создание благоприятного психо-эмоционального климата в группе сверстников, формирование и закрепление положительных установок в сознании детей и использование их в практической жизни.

Темы: «В стране эмоции», «Правила поведения в гостях», «Друзья», «Как вести себя с друзьями», «Моя семья», «Правила нашей группы».

Блок № 2 Коммуникативные игры

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Развиваем умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам.

«Зайчики и лиса», «Совушка – сова», «Холодно – горячо, право – лево», «Горная тропинка», «Глаза», «Замри!», «Обыграй превращения», «Звери на болоте», «Как тебя зовут?», «Я не должен», «Менялки», «Игра в тарелочку», «Пантомимические этюды», «Отражение чувств», «Эхо», «Как тебя зовут?», «Сундучок», «Объясни Незнайке!», «Задуманное действие», «Что на что похоже», «Художник слова», ««Магазин», «Библиотека», «Знакомство», «Построим город», «Азбука почемучек», «Сказка наизнанку», «Собери чемодан», «О чем я сказала», «Через стекло», «Я начну, а вы продолжите», «Вечер загадок».

Интерактивные игры

(игры на взаимодействие)

Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

«Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Жучок», «Аплодисменты по кругу», «Пирамида любви», «Разноцветный букет», «Волшебный стул», «Солнечные зайчики», «Капитан», «Клеевой дождик», «Горячая картошка», «Гномики», «Лунный камень», «Динозавр и препятствие», «Шапка-невидимка», «Тысяча звезд», «Два зеркала», «Тайный советник».

Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения

«Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Театр теней», «Ожившие игрушки»

Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности

Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм адекватных поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации.

«Ругаемся овощами», «Изобрази животное», «Собака – повадырь», «Не поделили игрушку», «Уходи злость, уходи», «Окажи внимание другому», «Найди друга», «Секрет».

Блок №3 Метод принятия роли

Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризма

Цель: - приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения.

Варианты игр:

Организованные игры: «Детский сад», «Салон красоты», «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Космос» и т.д.

Игры со свободным сюжетом: «Игры с предметами, находящимися под рукой», «Игры против скуки», «Игрушки, которые всегда с собой».

Самостоятельные игры:

Игры с известными героями: «Незнайка в зоопарке», «Пир у Баба-Яги», «Беспорядок у тетушки Федоры», «Бабушкин сундучок».

Режиссерские игры: «Незнайка и Знайка», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Добрый и злой волшебник», «Продавец и контролер», «Малыш и Карлсон», «Терпеливая мама и капризный ребенок», «Режиссерская игра на песке».

Приемы великого сказочника: «Переиначивание сказки», «Игра в волшебника», «Салат из сказок», «Игры-смешинки», «В гостях у Кащея-Бессмертного», «В гости к Василисе-Примудрой», «В гостях у Баба-Яги».

Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера

Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Игры без слов: «Маски», «Свет мой зеркальце скажи», «Музей восковых фигур», «Скульптор», «Король».

Блок №4 Моделирование проблемных ситуаций

Цель: формировать у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.

Анализ поведения сказочных героев

Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»

Обсуждение ситуации из жизни группы

Проблемная ситуация созданная воспитателем: «Не поделили игрушку», «Принесли конфеты» и т.д.

Родители

Поделки «Подарю подарок другу».

Совместное изготовление атрибутов к играм.

Обустройство костюмерной.

Вечер «Коммуникативных игр»

Оптимизация детско – родительских отношений через совместную деятельность

Консультации в информационные уголки:

    «Играть не вредно или игротерапия для детей»

    «Чему способствуют игры детей?»

Родительское собрание на тему:

«Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста»

Повышение уровня знаний родителей по данной теме

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Вывод.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра - самая естественная деятельность детей.

Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное.

Я убеждена в том, что проект даст возможность ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческую активность, коммуникативные навыки, то есть поэтапно в практической деятельности идти к достижению поставленной цели. Использование проектного метода позволит учитывать один из главных принципов – принцип интеграции: объединение несколько видов деятельности в процессе игры, проектирование совместной и самостоятельной игровой деятельности детей, определение её содержания и предполагаемый конечный продукт.

Итогом работы является перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.

Список использованной литературы

    Абрамова Н., Кормилица, В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3.

    Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Михайлова З. А., Кларина Л. М., Серова З. А. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

    Галигузова, П. H., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 2002.

    Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание.2012.- № 9.

    Зебзеева В.А. Педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2.

    Ильяшенко, М. В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013.

    Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

    Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. Томск., 2011.

    Тушканова О.И. Развитие понимания другого человека и сопереживания ему. Волгоград, 2010.

    Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М., Стрелкова Л.П. Учимся общаться с ребенком // М., 2003.

    Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2012 – 160с.