Региональный компонент в образовательном процессе доу. Региональный компонент в доу по фгос

В Федеральных государственных требованиях отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса… должна отражать специфику национально-культурных… условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Таким образом, новый нормативный документ активизирует переосмысления культурного содержания в региональном , учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.

Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Задача современного — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.

Система и последовательность работы с детьми по приобщению их к русской национальной культуре и истории родного края может быть представлена следующим образом:

Блок «Вместе дружная семья» призван помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, развивать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных профессиональных корней своего рода в разных поколениях; расширять знания об окружающем мире; воспитывать бережное отношение к живой природе и уважительное отношение к труду взрослых.

Блок «Моя малая Родина» предполагает работу с детьми по ознакомлению с родным краем. Дети получают знания о природе и животном мире края, о заповедных местах, героическом прошлом родного города, знакомятся с гербом и другими символами города (поселка). Наличие памятников архитектуры, достопримечательностей определяет необходимость исторического экскурса в прошлое города. Развитие народных промыслов также уходят своими корнями вглубь истории. Дети знакомятся с традиционно-кустарным искусством области: для конкретной области это свои промыслы. На занятии дети получают информацию и о людях, которые прославили родной край, знакомятся с их родословной.

Блок «Широка страна моя родная» — самый объемный раздел, который предполагает, что ребенок, владея определенными знаниями о родном крае, стране, знакомится с истоками зарождения нашей прародины — Древней Руси, с ее бытом, укладом жизни, национальной самобытностью русского языка, традиционными ценностями, народным календарем. Впечатления о полученных знаниях дети отражают в художественно — продуктивной деятельности.

Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Создание единого образовательного пространства с учетом региональной специфики должно охватить дошкольные и школьные учреждения, учебные заведения, социальные и культурные учреждения, комплексы в их взаимосвязи. В таком контексте именно образование будет выступать как одно из важных средств развития региона.

По материалам Н.В. Рудской, ведущий специалист — эксперт отдела комитет образования города Курска

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент.
Региональный компонент – это часть включающая материалы о регионе.
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к селу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего села, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
Основными целями регионального компонента являются:
-создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
-обеспечение единства образовательного пространства.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального
компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

1. Интеграция предполагает планирование (отражение тематики в планах. У нас есть темы недели и про город и мир животных и растений сюда и можно включать региональный компонент и приоритетное направление ДОУ)
2. формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;
3. подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
4. создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;
5. организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
-определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
-выявление специфики реализации национально-регионального компонента дошкольного образования
-использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.
Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости. Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.
Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает её продуктивность.
Чтобы поддержать у ребёнка любопытство и интерес, необходимы объективные и субъективные условия.
К объективным условиям относятся:
а) Внутренние побудительные силы, приводящие в движение духовные и умственные возможности детей.
б) Это удовлетворение, соответствующее эстетическим вкусам, значимость деятельности.
в) Индивидуальные особенности ребёнка, впечатления и восприимчивость.
К субъективным условиям относится:
а) Личность воспитателя.
б) Предметно-развивающая среда.
Всё это учитывается в разработке региональной программы и её реализации.
Дошкольный возраст важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.
Задача современного дошкольного образования- заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.
Работу по реализации регионального компонента начали с обогащение развивающей среды (1 этап)
На пятиминутке было принято решение о сборе материала по региональному компоненту. Каждая группа вытянула фант с заданием (ископаемые, животные, растения и тд). Педагогами собран и оформлен материал в папках передвижках, альбомами и презентациями. Воспитатели имеют возможность пользоваться разработками своих коллег. Весь материал есть в электронном виде.
Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни предков, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей, сборники музыкальных произведений.
В каждой группе должны быть оформлены краеведческие уголки.
Работа с семьей (2 этап)
Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.
В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогают собирать экспонаты для уголков, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.

Ч. 1

Реализация регионального компонента

в образовательном процессе МДОУ«Детский сад №3 «Незабудка»,

г.Котласа Архангельской области.

Заведующий Никитина Л.Ю.

« Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – любви к

своей семье, к своему жилищу, к своему детскому

саду. Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране, к ее

истории, прошлому и настоящему. Всему

человеческому.»

Д.С.Лихачев

На основании приказа № 655 от 23.11.09г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» определяется ориентированность образовательной области «Социализация» на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера через реализацию задачи: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств. Одним из средств решения данных задач является введение в образовательный процесс регионального компонента.

Для работы по данному направлению в нашем дошкольном учреждении выработаны условия, необходимых для организации инновационной деятельности по краеведческому развитию детей:


  • Программно - методическое обеспечение: сочетание комплексной образовательной программы Н.Е. Вераксы «От рождения до школы», с программой «Посмотри как хорош, край в котором ты живешь» С.Н.Брызгуновой и новых эффективных технологий.

  • Перспективное планирование.

  • Развивающая среда, как условие для успешной реализации программы «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь», проекта «О чем расскажет старая фотография».

  • Взаимодействие с родителями.

  • Установка связей с социумом и учреждениями дополнительного образования, культуры.

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на региональный компонент как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальным, но и духовно-нравственным, идеологическим, культурно - историческим, и другими компонентами.

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы на основе расширения знаний об окружающем, стоит задача- воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине, через область «Социализация», в области «Познание» - знакомить с родным городом, а через раздел «Культурно - досуговая деятельность» - расширять представления о государственных, народных и православных праздниках. Поэтому мы представляем 2 часть ОО Программы , формируемую участниками образовательного процесса, которая отражает: специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс, который проходит как интеграция через другие области.

Воспитание любви к Родине у ребенка начинается через эмоциональное восприятие окружающего мира, непосредственное взаимодействие с ним и накопление определенного социального опыта именно в том месте, где он родился и растет. Это база для формирования гражданственности и патриотических чувств.

Поэтому проблему регионализации образования необходимо решать с дошкольного детства, осуществляя воспитательно-образовательную работу с детьми с учетом следующих принципов :


  • принципа постепенности , реализация которого предполагает постепенный переход от более близкого (дома, семьи) к менее близкому (культурно-историческому материалу);

  • принципа деятельности , благодаря которому ребенок должен находиться в постоянном процессе познания, открытия новых знаний и закрепления уже полученных;

  • принципа развивающего обучения , через который задачи регионального содержания реализуются через деятельность каждого ребенка, в зоне его ближайшего развития;

  • принципа непрерывности , который предполагает то, что социально-личностное развитие не заканчивается только единичными какими-то образовательными ситуациями, а продолжается в совместной деятельности педагогов и детей, в различных видах детской деятельности;

  • принцип историзма , реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к историческим понятиям: прошлое/давным-давно/ и настоящее/в наши дни/. Это обусловлено не сформированностью у дошкольников исторического сознания.

  • принципа гармоничности образования , предполагающего взаимодействие ребенка с различными сферами деятельности: игрой, родным языком, изобразительным искусством, музыкой и т.д.;

  • принципа интеграции , который позволяет интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач и который является основополагающим в ФГТ, так как без него невозможна полноценная организация образовательной деятельности детей.
Воспитание патриотических чувств начинается с любви к своей семье, малой Родине, дому, в котором родился и живет человек, т.е с ближайшего окружения.

По мнению многих социологов на современном этапе наблюдается разрыв между поколениями, утрачивание семейных традиций, застой народной культуры и народного творчества. Эти факторы отрицательно влияют на формирование патриотических чувств у детей, чувства гордости за свою Родину, за свой народ, свою малую родину. Поэтому

Цель нашего дошкольного учреждения по реализации регионального компонента является : развитие познавательного интереса к истории Родного края и воспитание чувства любви к своей малой родине.

Задачи:


  1. Приобщать детей к традициям Северного края, формировать представления об истории родного города, героях-котлашанах, достопримечательностях города Котласа, знаменитых людях и коллективах, работающих на предприятиях нашего города.

  2. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и социальном окружении, способствовать проявлению интереса детей к истории, культуре родного края.

  3. Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, природе.
В течение многих лет наше дошкольное учреждение работает над реализацией регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Работа проводится последовательно, в определенной системе. Проведя анализ годового планирования, пришли к следующим результатам: в период с 2009 по 2012 учебный год были запланированы и проведены следующие мероприятия(эпизод)

Год

Задача

Формы работы

Работа с родителями

2012-2013 гг.

1.Совершенствовать систему работы в ДОУ по реализации регионального компонента в образовательном процессе.

Педсовет « Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

Консультация «Воспитание у дошкольников культуры народных традиций»

Семинар- практикум «Северные росписи»

Выставка работ детей, воспитателей, родителей «Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь»»

Выставка русского валенка
Участие в городском конкурсе «Родная сторонушка».


Анкетирование родителей.

Родительское собрание «Семейные увлечения»

Конкурс блюд с дегустацией «Бабушкины рецепты

Анкетирование родителей


2012г. Ежегодное участие в туристической игре «Папа, мама я-туристская семья», участие в городском конкурсе «Знатоки-туристята»-3 место,

С 2012-15 гг . дошкольное учреждение работает над единой методической темой ««Реализация регионального компонента в образовательном процессе МДОУ № 3 «Незабудка».

В дошкольном учреждении разработан перспективный план по реализации регионального компонента во все возрастных группах.(Эпизод персп.плана)

Календарно-тематическое планирование 2-я младшая группа.



Тема


Форма

День знаний

  • «Милости просим, гости дорогие»

  • Первое посещение детьми русской избы. Знакомство с ее хозяйкой. Знакомить детей с домом и предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. Дать первые представления о родной стране. Знакомит с родным городом (названием, его достопримечательностями) Знакомить с видами транспорта, с правилами поведения. Формировать представлений о правилах дорожного движения.

«Угощаем всех чаем», чаепитие с родителями.

Экскурсия вокруг детского сада


Осень

  • Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежда людей, участок д/с), об уборке урожая в садах и на полях. Знакомство с правилами поведения на природе. Замечать красоту природы. Расширять представления о домашних и лесных животных и птицах. Знакомство с сундучком, в котором живут загадки об овощах.

  • «Солнышко» (Лешуконский район, Архангельская область).

  • «Чудесный сундучок».

Развлечение

«Что у осени в корзине?»
Русская народная игра

Д /игра


С детьми старшей группы реализуется проект «О чем расскажет старая фотография»

Цель проекта : Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:


  • Дать знания об историческом прошлом и культурном облике родного края.

  • Осуществлять ознакомление детей с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

  • Развивать бережное отношение к родной природе.

  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально –ценностное отношение к родному краю.
Задачи проекта «О чем расскажет старая фотография» реализуется через НОД: Экскурсии в музей «Как жили люди в старину», «Как рубашка в поле выросла», «Земляки –герои войны», « О чем расскажет паровоз?», экскурсию в редакцию газеты «Вечерний Котлас»,игровую деятельность «Игры старины», «Игры народов Севера», мастер –класс в ДДТ «Северная кукла», развлечения «Посиделки у бабушки Агафьи», «Традиции и обряды северного края»

Эпизод календарно-тематического планирования по проекту,

старшая группа.


Раздел области

Содержание регионального компонента

Форма

Познание

Социализация


История города

  • Осуществлять ознакомление
детей с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

  • Развивать бережное отношение
к родной природе.

  • Воспитывать чувство гордости
за своих земляков, эмоционально –ценностное отношение к родному краю.

Чтение:

«История Котласа в рассказах для детей»


Создание фотоальбома: «Прошлое и настоящее города Котласа»

Развлечения: «Посиделки у бабушки Агафьи»(игры старины), «Край наш Северный»

Мастер –класс : куколка –оберег

Экскурсии в музей : Экскурсия по городу «О чем расскажет старая фотография», «Как рубашка в поле выросла», «О чем расскажет паровоз»,«Земляки –герои войны»

Дидактические игры : «Чей портрет?», «Мой город»

Выставки : «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь»

Видеотека «Создание слайд фильма о старом и современном городе»

Презентация «Родной город Котлас»

Работа с родителями : «Оформление папки –передвижки на тему «Край родной, любимый»


Предполагаемые результаты по работе по проекту «О чем расскажет старая фотография»:

    Результатом будет являться итоговая экскурсия по городу, где дети покажут свои знания по теме.

  • Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.

  • Нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края.

  • Развитие связной речи, обогащение словаря.
С 2003г. в дошкольном учреждении функционирует кружок «Рюкзачок», который посещают дети подготовительной группы, реализующий программу «Посмотри,как хорош,край в котором ты живешь» С.Н.Брызгуновой

Цель кружковой работы: формирование начал краеведческо-туриской деятельности детей старшего дошкольного возраста.Вся работа строится по циклам и временам года. В каждом цикле запланированы выходы, как в природную, так и в социальную среду

Региональный компонент: познакомить детей с родным краем по разделам программы:

Раздел « Мы - котлашане» . Темы для изучения: Родословие. Природное наследие. История города Котлас сегодня.

Раздел «Начала туристской техники» . Темы: Основы топографии. Ориентирование.

Азбука туристско - бытовых навыков.

Раздел «Уроки Айболита». Темы: Лекарственные растения нашей местности.

Ознакомление дошкольников с региональным содержанием может быть успешной в том случае, если педагоги обеспечивают активную познавательную, игровую, коммуникативную и художественную деятельность детей. (Слайд)

Формы организации краеведческо –туристской деятельности кружка «Рюкзачок»:


  • Учебная деятельность, ее формы: занятия познавательного цикла-по знакомству с бытом и историей Северного края, а так же тематические прогулки, экскурсии, «походы»…

  • Игровая деятельность: это сюжетно-ролевые игры, отражающие труд людей нашего города, общественно – бытовую, патриотическую тематику, дидактические игры.

  • Изобразительная деятельность: создание творческих работ на основе впечатлений от природного и социального окружения, оформление сезонных выставок, участие в общегородских выставках

  • Коммуникативная деятельность: беседы, разговоры,ситуации, интервью,обмен информацией, словесные игры, чтение художественной литературы,просмотр альбомов, иллюстраций,рассмотривание картин художников города Котласа,телепередач краеведческо-туристского содержания.

  • Познавательно -исследовательская: наблюдения в разное время года, знакомство с лесом, полем, парком, рекой, ручьем,экскурсии,экспериментирование,коллекционирование.

  • Познавательно –конструктивная деятельность: изготовление макетов микрорайонов города, улица города, ландшафтов:лес, тундра,

  • Туристская деятельность: ориентирование по плану группы, участка, туристические игры, встречи с туристами из ЦДЮТЭК, участие в городских соревнованиях «Папа, мама, я –туристская семья»
Музыкальная деятельность : праздники народного календаря, театрализованные развлечения (Слайд )

Разнообразная деятельность естественным образом связывает краеведческо –туристскую деятельность со всеми процессами развития личности маленького ребенка. Непосредственно образовательная деятельность направлена на развитие наблюдательности, любознательности, творческой активности детей. Каждый цикл завершается праздником по разделу программы.

Эпизод календарно-тематического планирования, кружок «Рюкзачок», подготовительная группа.


Раздел

Области


Содержание регионального компонента

Формы работы с детьми

Познание

Социализация


« Мы Котлашане»

  • Пробщать детей к традициям Северного края, формировать представления об истории города, героях-котлашанах, достопримичательностях родного города.

Чтение сказок: С.Писахова, рассказов Б.В.Шергина;

Создание фотоальбома : «Узнай мой город» (фотографии в видами старого и нового Котласа»

Викторина : по творчеству С Писахова.

Драматизация сказки «Громка мода» С Писахова.

Мастер–класс : «Ангелочек», «»Кукла-скрутка»

Экскурсии в музей : «Как жили люди в старину», «Северная изба»

Дидактические игры : «Знаменитые земляки»,»Узнай по модели»,»Собери здание».

Выставки : «Старый альбом», «Родной мой край»

Работа с родителями : оформление фотовыставки «Край родной, наш Край Северный»

Ожидаемые результаты и способы их проверки по освоению программы «Посмотри как хорош край, в котором ты живешь». Базовые знания.

*Социальная компетентность детей старшего дошкольного возраста к концу года обусловлена сформированностью представлений: об истории г.Котласа; о быте, одежде, ремеслах, игрушках северян в старину; о героях-котлашанах; о производствах г. Котласе, об адресах общественных зданий города, о «правилах туристят», снаряжении туриста, об организации привала, о способах транспортировки пострадавших; о пользе лекарственных растений нашей местности.

*Самостоятельность прослеживается в умении : экипироваться в туристское снаряжение; оказывать первую помощь при незначительных повреждениях в походе; ориентироваться по карте с помощью условных знаков; моделировать план группы, микрорайона по схеме и по памяти.

Способы проверки знаний и умений детей дошкольного возраста осуществляется с помощью мониторинга на начало и конец учебного года, кроме того, в конце года проводится итоговые занятия, познавательные игры по краеведческо-туристской деятельности.

Наравне с традиционными формами работы в работе по реализации регионального компонента используем инновационные методы и технологии:


  • Метод проектов: проект «О чем расскажет старая фотография», автор-воспитатель, Брызгунова С.Н.; «Здравствуй, это я», автор-воспитатель, Вяткина Н.И.; «Город Котлас – родной мой край», автор-заведующий МДОУ, Никитина Л.Ю..

  • Уголок русской избы, мини-музеи «Три богатыря», «Часы», «Куклы разных времен», «Лукошко», « Русской березки»;

  • Вернисаж - выставка картин художников города.
фотовыставка родителей и детей: «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь», «Старый альбом».

  • Художественное творчество с использованием росписей Северной Двины
Чайные сервизы «Пермогорский узор», Из папье-маше «Мезенский сервиз»

  • Использование компьютерных технологий в работе с детьми

  • Использование методики интегрированного обучения детей дошкольного возраста.
Интеграцию регионального содержания, осуществляемую в образовательном процессе ДОУ, можно представить следующим образом на примере некоторых форм работы (эпизод)

Модель предметно-развивающей среды ДОУ:


Мини-музеи

предметно-развивающая среда МДОУ

«Незабудка»



Центр краеведения и туризма


Фото-выставки


Передвижные выставки художников


Уголки

краеве-

дения


Уголок «Русская изба»


  • Уголок передвижной «Русская изба».

  • Мини-музеи «Три богатыря», «Часы», «Куклы всех времен», «Лукошко», «Музей русской березки».

  • Передвижные фотовыставки: «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь», «Старый альбом», «Наши путешествия», «Вот оно какое наше лето».

  • Вернисаж - передвижная выставка картин городских художников.

  • Групповые уголки по краеведению.

  • Центр краеведения и туризма «Рюкзачок» (Слайд)
Работа по краеведческому направлению невозможна без взаимодействия с социумом :


МДОУ «Детский сад №3 «Незабудка»


  • Центр народного творчества и ремесел

  • ЦДЮТЭК – центр туризма.

  • Дом детского творчества.

  • Детская библиотека имени А.А. Островского.

  • Котласский краеведческий музей.

  • Музеи Котласского района.

  • Выставочный зал Дома культуры железнодорожников.

  • Досуговый центр «Таусень», театр драмы.

  • МОУ ДОД «Школа искусств «Гамма». Важное место в работе ДОУ отводиться взаимодействию с родителями и вовлечение их в образовательный процесс:

  • Изучение и обобщение опыта работы МДОУ с семьёй по патриотическому воспитанию детей: «Увлечения семей детей», «Персональные выставки родителей»,»Семейные традиции»

  • Педагогическая пропаганда через СМИ: «Все что не известно, нашим детям интересно». «Рюкзачок» зовет в дорогу», «День рождения домового».

  • Педагогическое просвещение: родительские собрания, анкетирование, дни открытых дверей.

  • Фольклорные праздники, конкурсы и викторины.

  • Совместные мероприятия родителей с детьми: тематическая, интегрированная нод; конкурсы рисунков, фотографий и поделок; посещение персональных выставок; экскурсии в музеи города и района.
Таким образом, работа по реализации регионального компонента в рамках ООП позволяет сделать два основных вывода: во-первых, в период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала региональной культуры; во-вторых, поддержание интереса к традициям культуры родного края через разные виды деятельности позволяет раскрыть духовно-нравственный потенциал дошкольника. (Фильм).

«Маленькая Родина, все равно большая, ведь она единственная» Ж.Ренар(Слайд)
ч. 1

Наталья Казеева

Реализация регионального компонента сейчас очень актуальна в ДОУ.

Ведь мы продолжаем себя в детях. И хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас. Буквально с первых проблесков сознания воспитывать в ребенке любовь к родной земле, на которой он родился и живет.

Формирование личности ребенка происходит с ранних лет : развиваются первые представления об окружающем мире, и, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» , родной, культурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона . Известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируются интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Мордовии. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, воспитывать гордость за достижения земляков в области культуры Г. Петелиным, А. А. Бычковым спорта Г. В. Пекиным, Маскаевым, за подвиги во время Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

В нашем дошкольном учреждении была принята к реализации примерный модуль региональной программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» , поэтому этнокультурное образование детей дошкольного возраста выступает в нашем детском саду как система воспитания и обучения, воспитательная работа с детьми ведётся в соответствии с примерным комплексно -тематическим планированием.

Мы, воспитатели детского сада №3 «Ручеек» в процессе воспитания стараемся включать в среду ребенка максимальное количество этноспецифических предметов, игровых средств, имеющих разное назначение. Для этого в нашей группе создан уголок краеведческого мини-музея, где мы расширяем представления об истории Мордовии и мордовского народа, который издавна проживает на этой территории, даем детям общее представление об образе жизни мордовского народа. В нашем мини- музее есть печка, оформленная в мордовском колорите. На печке спит дед, который, видимо, устал от тяжелого труда в поле. На предпечнике висят лапти, которые являются символом мордовской обуви.

В комнате находится стол, на котором мы видим типичные предметы, присущие и свойственные мордовскому народу. Это самовар, старинный утюг, кувшины разного назначения. Около печки стоят кочерга, ухват, горшки разного размера. В уголке краеведения у нас живут куклы в костюмах разных национальностей - в костюмах народов эрзи, мокши. Здесь же мы знакомим дошкольников с частями национальной одежды (мокщанской и и эрзянской) рубаха – панар (мокш, покай (эрз) , передник – сапоня (мокш, пояс-каркс (мокш, эрз, головной убор –панга, нагрудное украшение –сюлгам (мокш, сюлгамо (эрз)


Здесь же находятся тематические альбомы о Мордовии, о городе Саранске, альбомы с репродукциями картин Ф. Сычкова и современных мордовских художников, фотографиями скульптур С. Д. Эрьзи.

В уголке краеведения присутствуют так же российский и мордовский флаг, русские и мордовские матрёшки, фотографии с достопримечательностями Зубово- Полянского района, книги соответствующей тематики, - с целью наглядного ознакомления детей с родным поселком, формирования представлений о его достопримечательностях и о мордовской национальной культуре.


Организуя работу с детьми нашего сада, мы нацеливаем её на приобщение дошкольников к различным национальным культурам, и формируем толерантное отношение к их носителям. Такая систематическая работа с детьми по данному направлению способствует созданию этнокультурной среды в дошкольном учреждении и принятию детьми мира во всем его многообразии.

Обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для развития детей дошкольного возраста.

В соответствии с ФГТ реализация примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» проходит по всем основным направлениям : физическое развитие (образовательная область «Здоровье» , социально-личностное развитие (образовательные области «Социализация» , «Безопасность» , «Труд» , познавательно-речевое развитие (образовательные области «Познание» , «Коммуникация» , , художественно-эстетическое развитие (образовательная область «Художественное творчество» ).

ОО «Социализация» осуществляем через ознакомление с родным поселком, его названием, которое реализуется посредством показа репродукций с видами поселка, рассказов о нём. Также проводим экскурсии в природу, к достопримечательным местам поселка.

Образовательная область «Чтение художественной литературы» - это непосредственное ознакомление детей с напевными произведениями мордовского национального фольклора. Произведения мордовского фольклора содержат образы, передающие традиции и характер мордовского народа, они доступны для детского восприятия, включают разнообразные средства художественной выразительности, оказывают эмоциональное воздействие на детей.

Устное народное творчество издавна служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Детский фольклор является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несет в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты. Продолжаем знакомить детей с мордовским фольклором (мифами, легендами, сказками, былинами, так как народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Продолжаем знакомить детей с мордовскими песнями и танцами, формируем навыки их исполнения.






В данном направлении проводится также работа с родителями,- расширяем представления об истории семьи совместно с историей родного края, а также советуем использовать произведения национального фольклора (русского и мордовского) ; прибаутку «Нумолня ялгакай, колядку «Уси, тавуси, песню В. Корчеганова «Я о Мордовии пою» и многие другие произведения мордовского и русского народа.

С помощью фольклорных произведений и произведений мордовских писателей мы знакомим детей с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения и формируем элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными, окружающими ребенка : мордовская народная сказка «Мышка» , сказка Я. Пинясова «Веточка» , В. Корчеганова «Рыба как лапоть» , Я. Пинясова «Березкина песна» и многие другие произведения, которые знакомят детей с природой Мордовии. А родителей мы знакомим с экологической ситуацией в Мордовии, информируем, как уберечь ребенка от вредных для здоровья факторов окружающей среды. Беседуем о правилах безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Образовательную область «Познание» реализуем опять же через знакомство с родным поселком (ближайшее окружение : ближайшие улицы и дома, садик, школа, магазин); знакомство с родной природой – животными и растениями (также в ближайшем окружении и на картинках) .

Для формирования у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни стараемся обеспечивать оптимальную двигательную активность в течении всего дня, используя мордовские подвижные игры с простым содержанием : «В капусту» , «В горшочки» , «В платки» , «Раю-Раю, «В курочек» , «В зайчиков» , «В белочек» . Проводим фольклорные мероприятия «Праздник урожая» , «День птиц» , «Масленица» , «Пасха» , «Весенняя ярмарка» , «Федул-ветренник» , «День поселка» которые также знакомят детей с традициями народов, населяющих Мордовию, с музыкой композиторов Мордовии .



Образовательная область «Труд» предполагает формирование первичных представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, чему способствует чтение детям произведений Ф. Бобылева «Кто ленивей?» и П. Машканцева «Огородница» , а также наблюдение и труд в уголке живой природы, наблюдение за трудом взрослых на огороде, клумбе, посильное участие в помощи взрослым.

Художественно-эстетическое развитие мы осуществляем через ОО «Художественное творчество» путём ознакомления детей с национальным мордовским костюмом, с произведениями мордовского декоративно-прикладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка- свистулька, мордовская матрешка, иллюстрациями к произведениям мордовской детской литературы. На НОД по аппликации мы стараемся вызывать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий; с детьми вырезаем и украшаем мордовскими узорами рубашки, варежки, платки, на рисовании также знакомим детей с техникой рисования мордовских узоров и т. д.




В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения и обладания языком своего народа. Чувство Родины. Оно начинается у маленького ребенка к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Малыш впервые открывает такие понятия, как «труд» , «долг» , «честь» , «Родина» именно в семье. Воспитание подрастающего поколения в России исторически осуществлялось в процессе приобщения к национальным сокровищам : языку, песне, сказке, поэзии и др. В своей совокупности это та основа, которая неизменно формирует гражданские чувства подрастающего поколения и сегодня.

Проблема ознакомления детей с родным краем – актуальна в современном обществе. Она обусловлена требованиями современного общества к воспитанию подрастающего поколения, обладающего такими интегративными качествами личности, как патриотизм, гражданственность. Несмотря на изученность некоторых аспектов, проблема ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем в настоящее время остается значимой. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить малую Родину.

Вся работа, проводимая нами по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, терпимого отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы, педагоги, научим его этому.


В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» направлено на: -усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; -формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает: -формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.


Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ. 2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам. 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном. 4. Взаимодействие с родителями. 5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов); 6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.


Цель: формировать первоначальные представления дошкольников об особенностях родного города. Задачи: - знакомить детей с особенностями и традициями города; - формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях; - знакомить с именами знаменитых земляков; - формировать знания о живой и неживой природе города; - заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.


Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов: использование программ и технологий по краеведению; комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка; создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы; учет специфики организации и построения педагогического процесса; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.


Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий: Создание культурно-развивающей среды в ДОУ Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.


Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально- коммуникативное развитие» (региональный компонент) 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет знает свое, имя, узнает и называет взрослых в жизни и на картинках, понимает, что у других детей тоже есть своя семья, родители знает свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке. называет домашний адрес, название города в котором он живет. знает имя и отчество родителей; их профессии, коротко рассказывает о них называет некоторые достопримечательности города,. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве, знаком с произведениями местных поэтов, художников. имеет общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города


Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.


Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п.)


Интеграция регионального компонента Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК « ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ» Задачи Темы и формы работы Формировать знания о родном городе, его культурных и исторических ценностях Знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала младший и средний дошкольный возраст тема «Где мы живем» Тема «Где мы живем» «Мой дом, моя улица» «Любимый детский сад» «Улицы родного города» «Жизнь города» Экскурсии начиная со 2 полугодия средней группы: вокруг детского сада, к зданиям, по улице города. Сюжетно-ролевые игры: Дом Семья Улица города Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы достопримечательности города» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии»


Расширять знания детей о родном городе, его культурных и исторических ценностях. Продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями, памятными местами города. Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала. Старший дошкольный возраст Тема «Где мы живем» Мой родной город, край Символика города Памятные места Путешествие в прошлое города Калининград - город будущего Экскурсии: Азбука пешехода В краеведческий музей К местам боевой славы Сюжетно-ролевые игры: Дом-семья Улица города Стройка Конкурсы: Рисунков «Калининград-город будущего» Изготовление макетов родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы свой город» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии» Конкурс «Изготовление макета города», сотворчество родителей с детьми Семейный проект «Семейные традиции»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА» Задачи Темы и формы работы Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о природе участка ДОУ. Воспитывать с первых лет жизни социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу Младший и средний дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» «Деревья вокруг нас» «Труд в природе» «Как птицы в городе готовятся к зиме» «Подкормка птиц» «Друзья леса. Что такое хорошо и что такое плохо» Акции Трудовые прогулки-акции Покормим птиц Содружество с семьей Конкурс «Скворечники для птиц»


Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей города и о проблемах родного края. Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально- активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её Старший дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» Беседа о домашних и диких животных Доктора леса. Для чего человек сажает лес? «Живая, неживая природа Калининградской области» «Влияние неживой природы на жизнь растений и животных в городе» Конкурс. Акция. Выставка «Фантазия» /поделки из природного материала/ Акция «Вторая жизнь бросового материала» Выставка рисунков «Природа родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Что я знаю о природе родного края» Конкурс семейных традиций Туристические походы Субботник «Озеленение участков д/сада»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ» Задачи Темы и формы работы Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города. Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям» Младший и средний дошкольный возраст Знакомство с фольклором Чудесный русский сундучок Ярмарка Лавка ремесел Бабушкины сказки Дедушкины золотые руки Старший дошкольный возраст Чудо - чудное, диво – дивное (сказки, сказания и фольклор русского народа) Традиции русского народа Знакомство с творчеством местных поэтов, композиторов, художников Культурные и спортивные центры города Спорт-это здоровье Традиции родного города


Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города и занятиям спортом. Формировать у детей навыки культурного поведения Экскурсии начиная со II полугодия средней группы: в художественную школу в музыкальную школу Календарно-обрядовые праздники Русские посиделки Коляда - открывай ворота Широкая масленица Пасха Городские традиции фестиваль детского творчества День города 1 июня – день защиты детей Содружество с семьей: совместные физкультурные и музыкальные досуги старинные семейные традиции конкурс рисунков, сотворчество родителей с детьми фотовыставка «Летний отдых»


При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. «Достопримечательности Калининграда», «Почему так улицу назвали», «Солнечный камень», «Мой микрорайон» «Птицы Калининградской области» «Балтийское море» «Животные Калининградской области» «Красная книга Калининградской области» и др.


Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.


Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок: приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность;


Вывод: реализация регионального компонента в дошкольном учреждении, построенная в системе будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО: - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.


Литература: 1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, – 80 с. 2. В. Колтаков «Из истории Липецкого края».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, А.С. Моргачев «Липецк. Страницы истории».- Липецк: Центрально- Черноземное книжное издательство, А. Березен «Земля наша Липецкая».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, «Искусство родного края». - Липецк: ЛИРО, Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев В.С. Заповедная природа Ли­ пецкого края. - Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», Шальнев Б.М., Шахов В.В. Мир детства. Родная культура: учебник- хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, Шальнев Б.М., Шахов В.В. Липецкая энциклопедия: в 3-х т. - Липецк, Барадулин В.А. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение, 2010.