Для чего руки нужны е пермяк. Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе
Вера Пермякова
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны»
Цели :
Учить детей пересказывать близко к тексту небольшой текст по ролям, передавать прямую речь .
Совершенствовать навыки детей в интонационной выразительности речи.
Развивать чувство языка.
Воспитывать любовь к художественному слову .
Ход занятия
Ребята, сегодня, когда вы проснулись, чем вы потёрли глаза (руками)
А когда чистили зубы, чем зубную щётку держали?
За завтраком чем чашку с чаем держали?
Пуговицы застёгивали чем?
Как много важных дел умеют делать наши руки . Послушайте рассказ Е . Пермяка про мальчика Петю и непростой вопрос, который ему задал дедушка.
Чтение рассказа .
Понравился вам рассказ ?
Про кого этот рассказ ? Какой же вопрос задал дедушка своему внуку?
Ответил на него Петя? Весь вечер отвечал Петя. А что же он ещё говорил, как вы думаете?
А как бы вы ответили, если бы вас дедушка спросил?
А если бы Петя дедушку спросил : «Для чего руки нужны ?» , что бы он ответил на этот вопрос?
Повторное чтение.
Физ. минутка (по теме)
Пересказы детей по ролям . Ребята, а Петя правильно ответил дедушке?
(Правильно, только ответы были детские, он судил обо всех руках по своим, а не по трудовым.)
Как вы понимаете, что такое «трудовые руки » ? И как это на руках может весь свет держаться? (Рабочие руки ; руки , которые всё делают : строят дома, лечат людей, шьют одежду, пекут хлеб, делают машины)
Ребята, хотели бы вы, чтобы ваши руки называли «трудовыми» ?
Для этого руки каждый день нужно тренировать в труде .
Публикации по теме:
Конспект занятия по валеологии в логопедической группе «Для чего нужны глаза» Конспект занятия по валеологии в логопедической группе «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ГЛАЗА» Цель: продолжать формировать интерес к человеку. Задачи: .
Конспект по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» Цели: Коррекционно-образовательные: -формировать у детей навык построения связного монологического.
Конспект занятия НОД по валеологии во второй младшей группе «Для чего нам нужны носики?» Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни, потребности в сохранении своего здоровья. Задачи: 1. Обучающие: - формировать.
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: «Литературная викторина» Программное содержание: С помощью различных.
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная викторина» Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: «Литературная викторина» Программное содержание. Обучающие задачи:.
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе «Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края» ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по художественной литературе в старшей группе комбинированной направленности
Конспект урока по чтению и развитию речи
Тема: Е.Пермяк «Для чего руки нужны»
Класс: 4
Цель урока:
ориентировать обучающихся на уважительное отношение к труду людей, показать значение трудовой деятельности в жизни человека
Задачи урока:
Образовательные:
знакомить с творчеством Е. Пермяка,
учить оценивать поступки героев,
систематизировать знания по разделу «О труде и трудолюбии»;
Коррекционно-развивающие:
развивать умение анализировать текст,
учить вступать в беседу на уроке,
прививать умения сравнивать и группировать слова, в зависимости от смысла;
коррекция и развитие связной устной речи
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
Воспитательные:
воспитывать уважение к профессиям, к людям труда,
формировать умение сотрудничать с одноклассниками.
Продолжительность урока
: 40 мин.
Ход урока:
I . Организационный этап.
1. Приветствие
Начинаем наш урок чтения.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно,
Спинки выпрямили.
2. Психологический настрой учащихся на урок.
Глаза смотрят и видят
Уши слушают и слышат
Сначала думаю, а потом говорю
Помню, что в классе я не один
Умею слушать мнения других.
3. Проверка дом. зад.
II .Основной этап.
1. Знакомство с новой темой
Назовите раздел учебника, с которым мы работаем?
– Какие произведения вам запомнились? Почему?
Сегодня мы познакомимся с новым писателем из этого раздела, которого зовут Е.Пермяк и его рассказом“Для чего руки нужны”. - Е.А. Пермяк писал мудрые книги для читателей всех возрастов. Хорошие люди, которым симпатизирует писатель, - это люди трудолюбивые, честные, добрые и скромные, они восхищают нас своим мастерством, умением творить добро и в большом, и в малом.
Писатель говорил: “Только труд делает маленького человека большим, только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека”. (на доске)
– Много рассказов и сказок Е.Пермяк посвятил теме труда и трудовым людям.
– Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня читать.
2. Работа по теме урока
Чтение рассказа учителем
Послушайте внимательно рассказ
Чтение рассказа уч-ся
3. Физминутка « Вот так яблоко»
Вот так яблоко!(Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)
Руку протяните, (Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите.(Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко!(Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
4. Беседа по содержанию.
Главные герои
О чём рассказ?
Какие слова не понятны?
Учитель: Рассмотрите иллюстрацию, каким вы представили дедушку и Петю?
Характеристика
Дедушка
Петя
Настроение
Дружеское
Дружеское
Состояние души
Тревожное
Задумчивое
Воспоминания
Мудрые
Связанные с игрой
(дети заполняют таблицу вместе с учителем на доске).
Найдите и прочитайте в основной части рассказа, как называет автор дедушку и Петю (выборочное чтение).
(Петя с дедушкой большими друзьями были.)
Какой главный вопрос задал дедушка внуку?
(А для чего, Петенька, людям руки нужны?)
Прочитайте, как ответил на вопрос внук.
(Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.)
- Почему дедушка задавал один и тот же вопрос внуку? Что хотел услышать дедушка?
Ответы детей о роли труда в жизни каждого человека.
Можем ли мы придумать продолжение разговора Пети и дедушки?
Дети придумывают продолжение разговора (работа в парах).
Давайте послушаем, что у вас получилось.
(Слушание детей).
5. Чтение заключительной части рассказа (самостоятельное, вслух).
“…Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится...”
Вернемся к характеристике героев. Какое состояние души было у дедушки, когда он говорил с внуком? Какое у Петеньки?
(У дедушки было тревожное, потому что он испугался, что его внук – лентяй.)
(Петя задумался, потому что понял, что руки нужны не только для игры, но и для чего-то большего, нужного, что может помочь себе и другому человеку. Без труда не будешь учиться отлично и не станешь хорошим человеком.)
6. Размышление «На трудовых руках весь белый свет держится»
7. Перечитывание рассказа с заданием, работа в парах.
Чтение по ролям (2 раза)
III . Заключительный этап.
1. Закрепление
– С творчеством какого писателя сегодня познакомились?
– О ком и о чем писал в своих книжках Е.Пермяк?
–Почему рассказ назван «Для чего руки нужны?»
Чему учит этот рассказ?
Стр.
Выучить и объяснить пословицы о труде
Труд кормит и одевает.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
Вот кстати, как раз сегодня у нас было занятие с дошкольниками. По программе - Чуковский. Но мы его читаем на уроках грамоты, учим отрывки. Знаете, какой ответ меня особенно радует, хоть он и является неправильным?
- Это стихотворение Чайковского!
Чайковского, понимаете? то есть ребенок где-то слышал фамилию композитора, и может даже слушал его гениальные произведения?
Я даже жду этот неправильный ответ. Сразу включаю на планшете небольшой отрывок из Щелкунчика или Лебединого озера, чего-то, что на слуху. И повторяю, ху из ху.
У меня в одной группе есть мальчик, который очень хорошо запомнил, что есть такой писатель - Чуковский. И я еще не успеваю договорить "кто автор этого произведения?" - как он уже выстреливает: "Корней Иваныч Чуковский". И часто попадает, да. Говорю же, программа:)
Поэтому не ленитесь читать ребенку не только название сказки, но и автора. Даже если сказка народная - все равно проговаривайте, это сказка русская (татарская, ненецкая...) народная. Потому что вот тот мальчик и про Колобка мне отвечает - "корнейиваныччуковский!"
Следующим автором, чьи небольшие рассказы я бы посоветовала для чтения и обсуждения с детьми - Евгений Пермяк.
И у меня сразу хорошая новость - издательство Нигма в 2014 году переиздало сборник рассказов Пермяка с говорящим названием "Дедушкина копилка ". Это действительно копилка, даже сокровищница, кладезь мудрости. Сказки и рассказы, которые заставят задуматься о добром и вечном не только вашего ребенка, но вас самих.
По одному из этих рассказов я сегодня и предлагаю провести занятие.
Для чего руки нужны?
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
— А еще для чего? — спросил дед.
— Чтобы ложку держать.
— Чтобы кошку гладить.
— Чтобы камешки в речку бросать…
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.
Попросите ребенка пересказать вам, о чем он послушал историю. Задавайте наводящие вопросы:
- кто главные герои?
- о чем спросил дедушка?
- что ответил Петя?
Поговорите с ребенком о словосочетаниях, в понимании которых у него могут возникнуть трудности:
- большие друзья (настоящие, хорошие друзья)
- белый свет (земля, мир со всем существующим на нем)
- трудовые руки, рабочие (руки работающего человека)
Образовательный момент:
- покажите ребенку картинки или плакат с профессиями. Попросите рассказать, для чего нужны руки повару, доктору, учителю. Расскажите о своей профессии и профессиях родных и близких.
- Если вам повезло пару лет назад в фикспрайсе купить карточки разрезные из трех частей "профессии" - самое время их достать. если нет, попробуйте сделать их сами - просто разрежьте картинки на три части.
Задайте ребенку вопрос - так для чего нужны руки людям? чтобы приносить пользу, делать важную и нужную работу.
Спросите ребенка - а какую пользу приносят его руки? какую еще работу могли бы его руки выполнять?
Развитие воображения:
А какие руки называют золотыми? (руки умелого человека, умеющего что-то искусно делать, мастерить и т.п.)
А еще руки бывают волшебные! и сейчас волшебными станут твои ручки!
Помогите ребенку обвести руку. Пофантазируйте, во что можно превратить "отпечаток"? в индюка? в дерево с пышной кроной? в лукошко с грибами? в коралловый риф? Предложите ребенку воплотить задумку с помощью красок, карандашей, пластилина или бумаги.
Белкина Милана
Урок по чтению рассказа «Для чего руки нужны» Е. Пермяка
Задачи : 1) Познакомить учащихся с рассказом .
2) Развивать навыки сознательного, правильного, выразительного чтения , чтения по ролям .
3) Корригировать мышление, зрительную память.
4) Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям, к людям труда, к рабочим рукам обслуживающего персонала в образовательном учреждении.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку , словарь С. Ожегова, конверты с пословицами.
Ход урока:
I. Организационный момент :
Ну – ка, проверь, дружок. Ты готов начать урок ?
Всё ль на месте, всё ль в порядке :
Ручка, книжка и дневник?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5» .
II. Проверка домашнего задания.
Что было задано на дом? (Краткий пересказ текста В. Сутеева «Кораблик» ).
Вопрос к рассказчику : Хорошо ли смеяться над теми кто не умеет что-либо делать? (Спросить мнение других детей. Подвести итог сказанному.)
III. Актуализация опорных знаний.
Сегодня на уроке продолжим знакомиться с творчеством Е. Пермяка . Вы познакомитесь с новым рассказом .
Посмотрите на эту фотографию. (показывает фотографию писателя) .
Сообщение учителя : Евгений Андреевич Пермяк прожил 80 лет . Он написал для детей сотни рассказов и сказок , в которых утверждает великое значение труда.
Что такое «труд» , ребята? (Ответы детей) . Обратимся к словарю С. Ожегова.
Труд – 1) работа, занятие. 2) усилие, направленное к достижению чего – нибудь .
Писатель говорил : «Только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека».
IV. Изучение нового материала.
1) Беседа с учащимися.
Посмотрите на этот рисунок. Кого видите на нём? (Изображение дедушки и внука) . Что они делают? (Они дружески беседуют) . Что делает внук? (Он рассматривает свои ручонки ) . Что можно предположить по рисунку к тексту?
Как называется рассказ ? (Ответы детей)
2) Сообщение задач на урок : 1) Осмыслить содержание текста. 2) Принять активное участие в работе. 3) Научиться читать текст выразительно по ролям.
А в конце урока постарайтесь ответить на вопрос : «Для чего руки нужны ?»
3) Первичное чтение рассказа учителем с остановками (продуктивное чтение ) . А) Предугадывание. (После второго предложения делаю остановку и спрашиваю учащихся :
А как вы думаете, о чём могут говорить дедушка с внуком? Приведите пример из семейной жизни, у кого есть дедушка. (Учащиеся приводят примеры) .
Б) Продолжение чтения текста до слов : «Чтобы камешки в речку бросать» .
Что ещё мог ответить внук дедушке? (Ответы учащихся) .
В) Чтение заключительной части рассказа .
4) Проверка восприятия текста учащимися.
Понравился вам рассказ ? Что узнали нового из творчества писателя?
5. Физминутка.
Руки кверху поднимаем , а потом их опускаем.
А потом их разведём и скорей к себе прижмём.
(руки поставить перед грудью ладонями к себе)
А потом быстрей, быстрей
(движения рук как при беге в быстром темпе)
Хлопай, хлопай веселей (хлопки в ладоши) .
6. Работа с учебником. (Страница 113.)
Самостоятельное чтение рассказа учащимися (Жужжащее чтение ) .
(Перед чтением даётся учащимся задание : выделить для себя те слова, которые вам непонятны по смыслу)
Объяснение новых слов :
На доске : боль – ши- ми дру- зья - ми, раз – го – ва – ри –ва – ли, судил – рассуждал . (Работа над правильным чтением и постановкой ударений в словах).
Что означает слово «судил» в тексте? (Обращение к словарю С. Ожегова - «Судил» - осуждал, укорял, обвинял.
7. Чтение текста учащимися по цепочке (Требование к соблюдению интонации в голосе при чтении предложений ).
8. Рассматривание иллюстраций . Беседа по картинкам :
Что видите на картинках? Чьи это руки ? (Страница 114.) У рабочего - слесаря , закручивающего гайку; у водителя, который крутит баранку; у повара, кто варит суп.
9. Вопросы и задания к тексту.
Найди и прочитай в тексте :
Какой главный вопрос задал дедушка внуку?
Прочитайте, как ответил на вопрос внук?
Почему дедушка задавал один и тот же вопрос внуку?
Что хотел услышать дедушка?
Можем ли мы придумать продолжение разговора Пети и дедушки?
V Закрепление изученного материала.
Выразительное чтение рассказа по ролям . Что обозначают знаки препинания (.) и) Как читаем такие предложения?
Работа в парах. Задание : собрать пословицы. У пары на столе конверт с разрезанными на 2 части пословицами.
1. Без труда, не вынешь рыбку из пруда.
2. Труд человека кормит, а лень портит.
(Объяснение учащимися смысла пословиц)
VI Рефлексия.
Что нового узнали сегодня на уроке чтения . Понравились ли вам герои рассказа ? Ответьте на вопрос : Для чего нужны руки ?
Итоги урока . Оценки за работу. Домашнее задание : страница 114. Прочитать рассказ , ответить на вопросы. Выучить любую пословицу.
Публикации по теме:
Для чего нужны музыкальные занятия в детском саду Для чего нужны музыкальные занятия в детском саду. Занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие.
Непосредственная образовательная деятельность «Для чего нужны стихи?» Непосредственная образовательная деятельность. Для чего нужны стихи? Форма организации: подгрупповая. Интеграция образовательных областей:.
Консультация «Для чего нужны занятия с логопедом?» Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением. Родители не всегда.
Конспект интегрированного занятия в условиях ФГОС «Для чего нам руки нужны» в старшей группе на тему: «Для чего нам руки нужны» (старшая группа) Цель: развитие креативных способностей детей путем ознакомления с нетрадиционными.
Конспект НОД «Для чего нужны руки». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе Конспект непосредственно образовательной деятельности «Для чего нужны руки» (Познавательно-исследовательская деятельность в средней.