Наследница традиций рукоделия. Вышивка как вид рукоделия в традициях и обрядах русского народа Домашнее задание(творческая работа)

Сидельникова Виктория

руководитель: учитель истории Ракитянской СШ № 2

Введение 3

1. Сохранение народных традиций родного края

в Ракитянской СШ № 2 4

2. Полотенца как важная деталь народного быта 5

Заключение 7

Литература 8

Приложения 9

Введение

Тема моей исследовательской работы «Традиции рукоделия Ракитянского края» выбрана неслучайно. Это попытка узнать новые сведения об истории и культуре родного края, сохранить и передать их будущим поколениям.

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что в последние годы в нашей стране очень много внимания уделяется изучению и сохранению народной культуры. Активно этот процесс проходит и в Ракитянском районе: создаются фольклорные ансамбли; проводятся конкурсы русской народной песни и танца. Успешно действует районный краеведческий музей, большую часть которого составляют экспозиции, посвящённые народной культуре нашего края; открыты краеведческие музеи в школах района, где собираются и бережно хранятся предметы старины. Но как мало мы знаем о культуре Ракитянского края, как много упущено времени!

Уходят из жизни люди, простые ракитянцы, уносят с собой частичку истории. Важно успеть собрать ценные материалы и сохранить их для следующего поколения. Большую роль в этом процессе должна играть школа и мы, её ученики, будущее нашей страны.


Поэтому главной целью моей исследовательской работы является изучение традиций рукоделия в Ракитянском крае.

Элементом новизны в моей работе попытка изучить опыт сохранения народных традиций учащимися Ракитянской СШ № 2.

Основными источниками исследования станут экспонаты школьного краеведческого музея и воспоминания о традициях рукоделия в нашем крае, собранные учащимися и учителями нашей школы.

Работая над темой, я столкнулась с проблемой нехватки литературы по вопросам изучения русской народной культуры в Ракитянском крае. Есть исследования отдельных вопросов о рукоделии по Белгородской области , достаточно и материала о народных промыслах, вышивке, ткачестве по России. Недостаточно материала по этим вопросам и в нашем районном краеведческом музее.

Считаю, что данная работа может служить основой для продолжения исследований традиций русской народной культуры в нашем районе и материалом для проведения музейных уроков и экскурсий для школьного краеведческого музея.

1. СОХРАНЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ РОДНОГО КРАЯ В РАКИТЯНСКОЙ СШ № 2

В Ракитянской СШ № 2, с самого момента её открытия, большое внимание уделяется воспитанию детей на основе русской народной культуры. Традиционным стало участие наших ребят в одном из самых любимых школьных мероприятий - конкурсе «Своеобычае», где учащиеся 5-8 классов могут проявить свои таланты в исполнении русских народных песен и танцев. Проявить знание обычаев и традиций предков, народных праздников, характерных для нашего края.

Не менее важную роль в сохранении культуры Ракитянского района играет и краеведческий музей, открывшийся в декабре 2001 г. в Ракитянской СШ № 2. Большую его часть составляют экспозиции, посвящённые русской народной культуре, где собраны предметы старины, воссоздан интерьер русской избы, представлены женские костюмы нашего края.

Занимаясь в краеведческом кружке, я часто рассматривала яркие, красочные и удивительно красивые вещи, созданные руками простых русских женщин, наших бабушек и прабабушек: вышитые домотканые рушники, покрывала, наволочки, подзор на кровати, накутники, украшающие красный угол избы, скатерти, рубахи, расшитые сарафаны. Таких предметов рукоделия в нашем музее очень много. Это часть нашей истории, основа русской культуры. Но если бы у нас в школе и в районе не было бы музеев, то я, наверное, даже не знала бы таких слов как накутник, насундучник, подзор, рушник, набожник. А ведь эти слова очень часто употребляли наши бабушки и прабабушки. Очень мало в нашем посёлке осталось тех людей, кто помнит как ткали полотна на ткацких станках; как и чем красили нити для вышивания; какие узоры украшали ракитянские вышитые изделия. Поэтому мне, прежде всего, хотелось бы показать, как прекрасна культура родного края, и как важно сохранить традиции предков, чтобы уже наши дети не выросли «Иванами, родства не помнящими».

Чтобы лучше разобраться в незнакомых, но таких важных словах, которые часто употреблялись нашими предками, я обратилась к иллюстрированной энциклопедии «Русская изба». Для меня настоящим открытием стало обилие новых понятий, характеризующих убранство русской избы. Я искала описание только тех предметов старины, которые находятся в нашем музее. Что же мне удалось узнать?

В каждой избе непременно бал так называемый «красный» или «святой угол». Он обычно находился в глубине избы и включал в себя божницу с иконами и лампадкой. Украшением красного угла являлся накутник – прямоугольное полотнище ткани, сшитое из двух кусков белого тонкого холста или ситца (70 см – длина и 150 см ширины). Белые накутники украшались снизу вышивкой, ткаными узорами, лентой, кружевом. Накутник прикреплялся в угол над и под образами. В нашей местности он часто назывался набожник или обвеска.


Особое место в каждом доме занимала кровать. Она появляется в народном быту только в 30-е гг. XX в., но сразу же становится предметом гордости её владельца . Украшению кровати придавалось особое значение. Она покрывалась поверх нескольких матрасов простынями, главным украшением которых служили подзоры. Это полоска ткани с вышивкой и кружевом, пришивавшаяся к одному из длинных краёв простыни, так, что при застелённой постели подзор оставался открытым и свисал над полом, радуя глаз яркими цветами и разнообразными сюжетами вышивки. Мотивы вышивок на подзорах были очень разными. Для нашей местности были характерны геометрический орнамент или изображение птицы (в основном петуха). Цвета были разными, а сам подзор заканчивался прекрасным кружевом.

Покрывала на кровати изготавливались из лёгкой, но плотной ткани. Большой популярностью у нас пользовались лоскутные одеяла и покрывала.

В дневное время, когда постель была убрана, главным украшением кровати были подушки. Горы разного размера подушек в расшитых яркими цветами наволочках укладывались друг на друга в изголовье и изножье кровати. На спинки кровати и на подушки набрасывались нарядные накидки. Над деревянными кроватями обычно навешивали полог, предохранявший от мух и комаров. Он так же был украшен вышивкой.

Огромное место в жизни любой семьи занимали сундуки, где хранилась одежда, предметы домашнего обихода, приданое невесты. Они были показателем благополучия семьи. Сундуки изготавливались из разных пород дерева и имели замок, для сохранности содержимого. Из одного или двух полотнищ изготавливались насундучники – покрывала из шерстяных, полушерстяных, холщовых тканей по размеру сундука. Очень часто насундучник украшался узорами геометрического орнамента в виде полос различного цвета.

Очень много внимания женщины уделяли и украшению пола избы. До сих пор в некоторых наших домах есть сплетенные руками наших бабушек коврики и дорожки. В народе их называли «рядном» или «половиками». Половик круглой формы, плетённый крючком из тряпичных полосок, назывался круг или кружок. Круги клали на пол по несколько штук туда, где было свободное от длинных половиков пространство или поверх половиков.

Всё, что находилось в доме, было сделано руками самих людей. Особенно много работы выполняли русские женщины. Изучая воспоминания жительниц Ракитянского района, я поняла, что они любили украшать вышивкой всё, что было только возможно. Яркие, красочные, насыщенные цвета, разнообразие узоров по-настоящему преображали простую жизнь людей, не богатую событиями. Наверное, заходя в избу и любуясь этой красотой, уставшие за день от тяжёлой работы люди просто радовались жизни, отдыхали душой и находили в себе силы для следующего дня.

2. ПОЛОТЕНЦА КАК ВАЖНАЯ ДЕТАЛЬ НАРОДНОГО БЫТА

Но, наверное, одним из самых любимых занятий ракитянских рукодельниц было изготовление и украшение полотенец, которые у нас называются рушники. Обычно ширина полотенец составляла 39-42 см, а длина могла достигать и 5 метров. Стандартными для нашей местности были полотенца длиной 2,5 – 3 метра.

Рушники ракитянского края расшивались крестиком геометрическим орнаментом с использованием двух цветов – красного и черного. Ещё одним из типичных для нас узоров вышивки были цветы с закругленными лепестками. Вышивались они, как говорят, «петля в петлю». При этом могли использоваться и другие цвета. Очень часто в нашей местности встречаются и рушники, главным узором которых является изображение петуха.

Никто точно не помнит, чем красились нити для вышивания, которые и сейчас, после стольких лет не выгорают, не линяют, не вывариваются и сохраняют свои цвета. По воспоминаниям бабушек можно предположить, что краска для них создавалась из «природного материала» - свёклы, моркови, зелени. Кто - то вспоминает, что для естественных красок варились коренья каких-то растений. Но, к сожалению, уже никто не помнит, что это были за растения.

Полотенца имели разную длину и различный объём вышивки, что было связано с их назначением. Они служили украшением избы: вывешивались на стены, зеркала, иконы к большим праздникам.

Каждая девушка могла сама выткать белый тонкий холст и украсить его так, как было принято в её местности. Полотенца являлись частью приданого, их было принято демонстрировать родственникам жениха. Количество полотенец, качество полотна, мастерство вышивки – всё это позволяло оценить трудолюбие и аккуратность женщины. Полотенца было принято дарить родственникам на свадьбах и на большие праздники. Оно было важным атрибутом свадебного, родильного, погребально - поминального обрядов. В нашей местности, например, до сих пор сохранился обычай раздавать полотенца и платочки тем людям, кто помогал в похоронах родственников. И сейчас полотенце подстилают под ноги жениху и невесте, связывают им руки для того, чтобы они жили долго, счастливо и дружно.

То есть полотенце или рушник рассматривалось ранее и сейчас как оберег, защита от зла и символ счастливой жизни. Такая символика полотенца исключала возможность использования его для умывания. Для этого существовали рукотёрники, утирки, утиральники, т. е. рушники.

Таким образом, полотенца являлись важнейшей частью быта наших предков. По ним можно было судить о хозяйке дома, о её умениях и талантах. Это очень долгий и кропотливый труд. А ведь женщинам надо было ещё готовить еду, заботиться о своей семье, кормить большое хозяйство, убирать избу! При этом занятия рукоделием было нашим бабушкам не в тягость, а в удовольствие. Оно развивало такие качества как терпеливость, усидчивость, воображение. Может и нам стоило бы поучиться у наших бабушек? Тогда бы мы меньше жаловались на жизнь, а больше радовались ей, а люди стали добрее и душевнее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как много сейчас мы говорим о возвращении к истокам и традициям русского народа. Создаются масштабные проекты возрождения нашей культуры. Но мне кажется, что надо меньше говорить об этом, а больше делать: собирать материалы, создавать музеи, приобщать к традициям своего народа молодёжь. Ещё есть в сёлах люди, которые помнят, знают и любят культуру своего родного края. И очень важно успеть сохранить эти знания, чтобы всё это не забылось, не стёрлось из людской памяти.

Большую роль в этом процессе призваны играть музеи и люди их создающие. Музеи должны, прежде всего, сохранять народные традиции. С их помощью обогащается внутренний мир человека. Это то место, где далёкое прошлое становится ближе и понятнее, роднее.

В этом плане деятельность Ракитянской СШ № 2 и её краеведческого музея очень важна. Ведь все, что исследовалось в данной работе – это результат труда многих людей: учащихся школы, их родителей, учителей. Это они собирали воспоминания, искали и приносили в музей предметы старины. Ведь только совместными усилиями можно сохранить то, что осталось и приумножить то, что создаётся в нашей культуре. Благодаря собранным материалам и полученным знаниям, ещё много поколений учащихся нашей школы смогут приобщиться к истокам и традициям культуры родного края.

сказал замечательные слова: «Уважение к минувшему – вот та черта, которая отличает образованность от дикости». Так будем же образованными и сохраним ту культуру, которая создавалась нашим народом веками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бардина народных промыслов и сувениры – М., 1990

2. Жиров художественная культура Белгородчины – Белгород, 2000

3. Уткин русская вышивка – Белгород, 1999

4. Изобразительное искусство и художественный труд: кн. Для учителя: сост. – М., 1995

5. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия – Спб., 2001

6. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. , – М., 1983

В Древней Руси обязательным элементом воспитания девочек являлось рукоделие. Навыки вышивания, вязания, шитья одежды и ее украшения приобретались еще в раннем возрасте. Каждая представительница женского пола независимо от ее социального статуса (что крестьянка, что царица) должна была искусно владеть ниткой и иголкой.

Кроме практической необходимости в такие умения означали, что за работой женщина не пребывает в праздности, которая считается началом греха. Для детей рукоделие способствует развитию цветовосприятия, мелкой моторики и художественного вкуса.

История рукоделия на Руси

Свою историю рукоделие берет со времен раннего Средневековья. Уже в то время крестьянки учились плести хотя бы простейшее кружево, чтобы обеспечивать одеждой всю семью. Состоятельные жительницы городов обзаводились наборами для вышивания крестиком. Деревенские рукодельницы обходились спицами или рамами.


Русские кружева славились и в Европе. Первое упоминание о них приводится в Ипатьевской летописи конца 1420 г., где их называют «золотыми». Действительно, некоторые московские мастерицы в плетении использовали серебряные или золотые нити, которые комбинировали с парчовой тканью и драгоценными камнями. В итоге получались по истине уникальные изделия, которые можно было считать произведениями искусства. Такие кружева имели в гардеробе императрицы и цари. Тогда большую ценность составлял сам материал, нежели труд мастерицы. Были кружева, которые продавали на вес.

Особенности вещей, созданных своими руками

Домашний текстиль (покрывала, шторы, скатерти, полотенца и пр.) заговаривались особым образом. Наши предки верили, что вышивка способна уберечь всю деревню от бед — войны, пожара, засухи, потопа или мора.
Считалось, что изделия, выполненные незамужними рукодельницами, обладают особенно мощными магическими свойствами. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, каждая женщина обязана была сплести как минимум одно большое и красивое полотно.


С помощью наборов для вышивания мастерицы могли создать такой шедевр, который покупали за границей. Для того, чтобы работа спорилась, было принято перед ее началом обратиться к богине Макошь. Она считалась покровительницей рукоделия, торговли и урожая.
Даже после крещения Руси устоявшиеся в народе традиции сохранились. Макошь по-прежнему помогала женщинам создавать настоящие произведения искусства, часть которых иногда достигала царских апартаментов.
В XV-XVI веках древнюю богиню Макошь постепенно позабыли, однако ее место заняла великомученица Параскева-Пятница. В день этой святой (14 октября по старому стилю или 28 по новому) запрещалось выполнять работы по дому, иначе могла постичь неудача.

Мастерицы в Петровские времена

Во времена правления Петра I мастерицы получили более высокий статус. На ярмарках и базарах стали продавать прялки и прочие приспособления европейского и китайского производств, которые упрощали труд рукодельниц. В комплект входили нити, иглы и канву.


Император велел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», благодаря чему продавать пряжу стало проще.
К тому же в школах начали проводить занятия для девушек, где их обучали работе с прялками, рамами, спицами и другими приспособлениями для творчества. Будущих мастериц учили вязать на спицах и крючком, шить одежду, штопать белье.
Рукоделие поделили на 4 отдельных направления: школьные, церковные, ремесленные поделки и работы на продажу. К последним относились кустарные крестьянские изделия. Как правило, они обеспечивали семьи мастериц предметами быта, одеждой и другими вещами.

Традиционные виды рукоделия

Декоративно-прикладное творчество является почвой и основой любой национальной культуры.

Народное искусство охватывает многие виды творчества, это зодчество, музыка, фольклор, бытовое искусство, т.д. В формах каменных орудий первобытного человека, в простейших фигурах орнамента, проявляются зачатки творчества.

В народе всегда существовала потребность украшать свой быт, делать радостным труд и дополнять свою жизнь красотой. Наиболее искусно украшали праздничные вещи. Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки, выдумки и новшества народных мастеров.

Многие изделия народного творчества производились в организованных центрах художественного ремесла, возникавших вблизи источников сырья. Народное искусство развивается в произведениях современного народного искусства. На основе старых традиций во многих районах страны в 20-30-е годы XX в. возродились или возникли вновь центры народного ремесла.

1. ВЫШИВКА

Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Оно имеет многовековую историю. Процесс развития вышивания прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов. Человек издавна передавал и красоту природы, и свои ощущения, и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. И наши предки – восточные славяне – различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они приобретали смысл "оберегов”. Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохранят от разных неприятностей и принесут в дом счастье. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства. Оформленные вышивкой декоративные занавеси, панно, салфетки органически включаются в обстановку современной квартиры и играют значительную роль в украшении быта.

2. ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ

Вязание крючком – один из древнейших видов прикладного искусства. Существует предположение, что метод изготовления полотна вязанием появился на севере Африки, о чем до сих пор напоминает название тунисского способа, то есть вязания длинным крючком. В XIII – XVI вв. вязание пришло из стран Востока в Европу, в том числе и на белорусские земли, в Великое княжество Литовское (об этом говорят археологические находки инструмента для плетения и вязания, датируемые XIV – XVIII вв.); несколько позднее, в XVIII в., вязать научились в России. Существует и другая концепция относительно самостоятельного возникновения вязания в разных регионах, толчком к которому послужило развитое мастерство плетения сетей.

3.ВЯЗАНИЕ НА СПИЦАХ

Вязание на спицах – создание полотна из переплетенных петель – изобрели мужчины.

Первые сведения о вязаных изделиях, сохранились на восточных фресках, относящихся к в. до н. э. Затем, как упоминают историки, вязание было известно в Древней Греции во времена создания «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Но эти сведения не подкреплены никакими находками вязаных изделий. Самые старые вязаные изделия были найдены в Перу.

4.БИСЕР

Бисер – история бус увлекательна, как роман, полный тайн и неожиданных поворотов.

У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников. Сначала люди использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические. После изобретения стекла в IV в. до н. э. яркие бусы мгновенно завоевали сердца древних щеголей и щеголих.

5.МАКРАМЕ

Макраме – это искусство плетения узлами. Узлы мы завязываем ежедневно и делаем это почти механически: завязываем бант из ленты, шнурки на ботинках, галстук, шарф. Ни в одном из рукоделий не используется такое разнообразие материалов, как в макраме. Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме (узелковое плетение) –одно из древнейших. Истоки его лежат в Древнем Китае и Японии, но были известны в других частя света. Для некоторых древних народов узелковое плетение служило средством накопления и передачи информации. Так, у древних инков существовала развитая система своеобразной

«узелковой письменности». Расшифровать «узелковое письмо» можно было по форме, размеру, цвету и по взаимному сочетанию узлов. Основой макраме является плетение, завязывание узелков. Началось это, когда человеку впервые потребовалось соединить две нити. Постепенно усложняясь, техника макраме приобрела декоративное значение. Слово «макраме» арабского происхождения и означает «бахрома». Этот термин употребляется для всех видов работ, связанных с завязыванием узлов и плетением нити. Однако, более древними являются арабское слово «миграмах», означающее платок или шаль, и турецкое слово «макрама» - нарядный платок или шаль с бахромой. В Европе слово «макраме» в значении узелкового плетения впервые начали употреблять в XIX веке. Предполагают, что в Европу искусство узелкового плетения в VIII-IX веке с Востока. Одним из посредников его проникновения в страны Европы был парусный флот. Макраме периодически забывалось, затем возрождалось заново, техника его постоянно усложнялась, переходила другие виды творчества человека. Большого расцвета достигло узелковое плетение в Италии и ряде других стран Европы в эпоху Ренессанса. Плетёным кружевом украшали одежду, интерьер. Плетёные изделия стали появляться на живописных полотнах. Одним из первых художников, изобразивших плетёные изделие, был Сандро Боттичелли. Голову одного из персонажей на его картине «Поклонение волхвов» украшает шапочка, выполненная в технике макраме. Сегодня во многих музеях можно увидеть сохранившиеся от тех времен плетеные изделия, поражающие своей оригинальностью и изысканностью. В России макраме стали увлекаться значительно позднее, чем в Западной Европе. Большой размах это рукоделии получило в России в конце XIX-начале XX столетия. Наряду с изящными сумочками, кошельками, поясами русские мастерицы плели и более сложные изделия утилитарного назначения: скатерти, салфетки, газетницы, шали, занавеси с бахромой и кистями. Большой популярностью пользовались плетенные воротники. В последние годы искусство макраме переживает свое очередное возрождение. Несмотря на древность оно не утратило своей привлекательности в наши дни. Современный интерьер, сложившийся во многом из стандартных вещей, потребовал поиск новых оригинальных решений в убранстве дома. На помощь пришло старое искусство макраме. Панно, коврики, скатерти, кашпо, абажуры выполненные в этой необычной технике из массивных шнуров, веревок, пеньки, хлопчатобумажных, льняных и синтетических нитей, придают современному интерьеру особый уют и оригинальность.

6.ПЭЧВОРК

Пэчворк – работа, выполняемая из лоскутков, которые определяют узор и колорит изделия. Если верхнюю деталь, сшитую из лоскутков, соединить стежками с промежуточным слоем и нижней деталью в единое целое, то полученное изделие называется квилтом. Сочетая пэчворк и квилтинг, получается нечто новое. Так как современное представление о лоскутном шитье пришло через иностранные журналы и книги, то английские названия «patchwork» (лоскутное шитье) и «quilt» (стежка) стали широко использовать в России. Многие даже считают, лоскутного творчества у нас никогда не было – все пришло из-за рубежа. На Руси широкое распространение такое занятие получило во второй половине прошлого столетия. В это время во многих городах нашей страны наладилось производство разнообразнейших тканей.





Бурная история нашей страны не предполагает глубоких знаний о семейных родословных, но все же моя дочь знает своих предков до пятого колена. И все женщины в семье были рукодельницами.

Прабабушка Елизавета была мастерица вязальщица, вязала невесомые ажурные платки красоты необыкновенной, но все на продажу, чтобы выжить в военные и послевоенные годы. Дочкам лишь в приданное по платку досталось, и нам еще посчастливилось увидеть один из этих платков шестидесятилетней давности.

Прабабушка Антонина была умелая портниха. И чудом сохраненная в оккупации, а затем в эвакуации, швейная машинка «Зингер» помогла прабабушке с семьей выжить после войны, она обшивала всю округу, а из обрезков мастерила одежду для детей, чтобы было в чем отправить в школу. До сих пор храним фартуки, которые она сшила уже на девятом десятке лет.

Бабушка Евгения хорошо шила, немного вязала, очень любила вышивать наволочки «ришелье», они украшают ее квартиру и раздарены внукам и правнучкам. Бабушка Лилия много и красиво вязала, всех близких радуют и согревают кофты, джемперы, жилетки, шапки, шарфы, варежки, связанные ею. А еще она изумительно вышивает крестиком и гладью. Вышитые картины радуют глаз и создают в доме уютную, душевную атмосферу. Так что моей дочке Екатерине есть с кого брать пример и у кого учиться.

Но время привносит свои коррективы даже в виды рукоделия. Появляются новые материалы, осваиваются новые техники, появляются другие потребности украсить мир вокруг себя (уже не от недостатка, а от ширпотребного изобилия). У дочки с раннего детства проявился интерес к декораторству. У нее получались замечательные фоторамочки украшенные ракушками, игрушками из «киндер сюрпризов», самодельными плетеными шнурами, сухоцветами и т.п. Некоторые из них прочно и уютно поселились в нашем доме, другие были подарены друзьям и родным.

Следом появились очаровательные коллажи из природных материалов, флористические композиции. Из деревянных заготовок получились «сердечные» елочные игрушки, дверной глазок «сова», в витражном стиле расписана межкомнатная дверь.Она с удовольствием украшает дом к праздникам или просто создает новое настроение. На холодильнике поселяются совы, а в ванной стандартный шкафчик приобретает свой цветной характер и мыло ручной работы поднимает настроение.

Есть люди, для которых рукоделие становится профессией. Для других это способ самовыражения или просто снятия стресса. В любом случае – это счастье творчества. И я желаю этого счастья своей любимой дочке на многие годы!

  • Дать понятие о вышивке как традиционном виде рукоделия.
  • Воспитать уважение к народным традициям Руси, интерес к традиционным видам рукоделия.

1 Организационная часть.
2.Вступительное слово учителя. Просмотр выставки творческих работ детей.
3. Путешествие в историю русского костюма.
4. Изучение старинных символов в русской вышивке.
5. Реферат: “ История привычных вещей “Полотенце””.
6. Подготовка к практической работе: Украшение полотенца вышивкой с использованием таблицы старинных символов и схем для вышивки. Проведение инструктажа по технике безопасности.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

На Руси умение вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать ребёнка этому ремеслу начинали с 4-5 лет.

Крестьянская девочка к своему совершеннолетию, к 15-16 годам - сама себе приготовить приданое. В её сундуке к приходу сватов накапливалось до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды, десятки метров холста, сотканного её руками.

На свадьбе из девичьего приданого устраивали своеобразную выставку. Гости строго оценивали умение и художественный вкус невесты, её трудолюбие, усердие и терпение, и всем было ясно, что в дом к жениху входит прекрасная умелая хозяйка.

Во время беседы просматривается выставка работ учащихся.

3. Путешествие в историю русского костюма.

Сейчас мы проведём увлекательную экскурсию в прошлые века и поговорим о традициях русской одежды.

Во все времена одежда была одним из самых ярких проявлений отличия одного народа от другого, одной части населения от другой. Как же выглядели предметы одежды, имелось ли в них своеобразие?

Повсеместно в южной части Подмосковья, а также и в сёлах нашей губернии Ижмора, Ушинка носили широкую юбку в сборку из домотканой клетчатой шерстяной или суконной материи, так называемую понёву .

Как вид одежды в форме юбки понёва известна ещё с домонгольского периода. Понёву носили достигшие совершеннолетия девушки и замужние женщины. С понёвой были связаны обряды и верования, восходящие к дохристианской эпохе. В период формирования древнерусской народности на территории теперешней Московской области понева была основным, ведущим видом одежды, который принят в 10-13 вв. До 14 в. Дожил обычай, в соответствии с которым каждый населённый пункт или несколько деревень и сёл имели свои отличия в украшении ткани, из которой шилась понёва, в размерах клеток ткани и т. д. Если девушка выходила замуж в другую деревню, она должна была подчиниться традициям того села, откуда муж был родом: приходилось носить понёву того типа, который принято носить в деревне мужа.

Понёву не носили женщины из привилегированных слоёв общества. Это был вид одежды крестьянок. Дольше всего понёва держалась в южных губерниях.

В северной части Подмосковья описанный вид юбки заменяла другая форма одежды- ---- холщёвое платье с затяжным лифом и широкой сборчатой юбкой, так называемый наборец . Вместе с наборцем в тех же северных районах Московской области носили насовец-- холщёвый длинный до полу сарафан с широким подолом и зауженной талией, имевший спереди сверху донизу нашитые пуговицы. И, наконец, третьим видом одежды была кумашница.

Она шилась почти также как наборец, однако внизу была сильно расклешена и сочетала в себе материалы двух цветов: красный кумачёвый в верхней части, и белый холст от талии к низу

Слово кумашница образовано от кумач, что значит красная хлопчатобумажная ткань. На Руси украшали кумачёвой материей одежду. Из кумача шили мужские кафтаны и даже штаны. Так в архивных бумагах о Петре Великом имеется указание на то, что отпускали “ царевичу в хоромы карликам на штаны кумач красный”

В деревнях Московской области имел широкое распространение ещё один вид сарафана Саян .

Саян был чаще всего синего цвета. Его особенно любили пожилые и старые женщины, хотя и молодые, очевидно, носили что отражено в следующей прибаутке

У моей у миленькой
Есть саянчик синенький
Она ходит семенит
И саянчиком блестит

Саян носили жительницы Курской, Смоленской, Тверской областей

Одной из непременных деталей женского туалета являлась рубашка с белыми полотняными рукавами. Их называли подставами, подставками, станухами, станушками. Они были частью комплекта женской одежды. Были также в туалете женщин кофты браные, то есть сшитые из ярких, цветастых тканей с рукавами в грибаточку - с пышными в сборочку рукавами.

Итак, одежды были разных фасонов и разного качества. Нарядную одежду называли срядой, нарядой, кобедишной.

Все народные костюмы и предметы обихода украшались вышивкой

4. Изучение старинных символов в русской вышивке.

6..Подготовка к практической работе:

Ваша задача украсить вышивкой полотенце, используя таблицу старинных символов вышивки и схемы вышивок, карточки с которыми лежат перед вами.

Приложение 3

Прежде, чем вы начнёте работу, вспомним, какое оборудование вам понадобится и правила техники безопасности при выполнении данного вида работ.

Название

Назначение

Основа для вышивки

  • Мулине
  • Шерсть
  • Люрекс

Ими выполняется вышивка, качество зависит от качества и вида ткани

Специальные для вышивки. Толщина зависит от толщины ткани и ниток

  • с прямыми концами
  • с закруглёнными концами

Для разрезания ткани

Для обрезания ниток, чтобы не повредить ткань

Для натягивания ткани. Могут быть овальной, круглой, прямоугольной формы.

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

8. Домашнее задание(творческая работа):

Используя таблицу старинных символов в русской вышивке придумать и изобразить схематично узор для украшения русской рубахи.