Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития". Образовательная область "Художественное творчество"

надежда соболь
Педагогическая диагностика детей четвертого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Педагогическая диагностика детей четвертого года жизни по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие » (ПОП ДО «Истоки» ) Изобразительная деятельность

Четвертый год жизни

Образовательные задачи

Развитие умений пользоваться карандашом или иным средством изображения ; создавать образ разными способами : мазками, пятнами, штрихами, линиями.

«Неваляшка»

Материалы : карандаши, краски, фломастеры и др.

Инструкция : Нарисуй неваляшку.

Критерии оценки :

1 балл – низкий уровень – ребенок плохо справляется с заданием, формообразующие движения освоены недостаточно. Недостаточно развито умение , пользоваться изобразительными материалами .

2 балла – средний уровень – с заданием справился, работа выполнена точно, передал образ .

3 балла – высокий уровень – с заданием справился очень хорошо. Изображение дополнено декоративными деталями.

Приобщение детей к лепке из глины , теста, пластилина с целью создания образа разными способами : отщипывания, отрывания, сплющивания, вытягивания, раскатывания комка между ладонями и на плоскости прямыми и круговыми движениями, соединения готовых частей друг с другом.

«Зёрнышки для птичек» .

Материал : пластилин, доска для лепки.

Ребенку предлагается слепить зёрнышки для птичек, способом отщипывания.

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, создает выразительные образы разными способами .

1 балл - ребенок не справляется с заданием, отказывается от выполнения задания.

«Оладушки для матрёшек» .

Материал : пластилин (глина, тесто, доска для лепки.

Ребенку предлагается слепить оладушки для матрёшки, способом сплющивания.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

«Угощения для кукол» .

Материал : пластилин (тесто, глина, доска для лепки.

Ребенку предлагается слепить угощение для куклы и положить его на тарелочку : конфету - круговыми движениями, баранку - раскатав столбик и соединив его концы, тарелку - сплющив комок между ладонями, пирожное - сплющенную форму украсить шариками или столбиками.

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием.

Приобщение к созданию в аппликации ярких образов из готовых элементов.

«Укрась салфетку»

Материалы : готовые формы для аппликации, клей, клеенка, салфетка, кисточка.

Инструкция : Укрась салфеточку по образцу .

1) раскладывают формы на листе бумаги.

2) берут деталь.

3) намазывают клеем на клеенке.

4) аккуратно кладут на прежнее место.

5) прижимают салфеткой.

Критерии оценки :

Низкий уровень – путают последовательность действий, аппликацию выполняют не аккуратно.

Средний уровень – используя готовые формы, последовательно выполняю действия.

Высокий уровень – выполняет аппликацию самостоятельно и аккуратно, проявляет творчество.

«Шарики катятся по дорожке»

Педагог отслеживает аккуратность при наклеивании, правильно ли назван цвет (сравнивает с образцом ,

обращается за помощью к взрослым,

Художественное конструирование

Конструирование из бумаги

Четвертый год жизни

Образовательные задачи

Закрепление способов «сминания» и «разрывания» бумаги, знакомство с новым - «скручивание» .

«Цветочек»

Материалы : салфетки (для сминания и скручивания, прямоугольники цветной бумаги зеленого цвета (разрывание - листья, образец .

Инструкция : Ребенку предлагается выполнить работу по образцу .

Критерии оценки :

3 балла - делает все самостоятельно,

2 балла - делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым,

1 балл - в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

Формирование первой ориентировки на большом листе бумаги.

«Изучение ориентировки на листе бумаги»

Материалы : лист бумаги, цветные геометрические формы.

Инструкция : Положи красный кружочек вверху листа, синий квадратик в центре, а снизу – зеленый треугольник.

Критерии оценки :

обращается за помощью к взрослым

Освоение действий достраивания и построения выразительного образа .

«Девочка с зонтиком»

Материалы : картинки девочка, зонтик, капельки, белый лист бумаги.

Инструкция : Расположи картинки на листе бумаги.

Критерии оценки :

1 балл – не справился с предложенным заданием.

2 балла – справился частично, при затруднении обращается за помощью к взрослым

3 балла – выполняет задание самостоятельно.

Художественная литература и фольклор

Четвертый год жизни

Образовательные задачи

Развитие у детей привычки к книге как постоянному элементу жизни , источнику ярких эмоций и поводу к позитивно окрашенному общению с взрослым.

Настольно-печатная игра «Литературная страна» .

Методика диагностики . Для проведения педагогической диагностики ли-тературного развития ребенка предлагается форма настольно-печатной игры «Литературная страна»

Остановка «Книжкин дом»

Смотри, какой необычный дом! Как его можно назвать? Как ты догадался, что в нем находятся книги? Это - Книжкин дом - главный дом Литературной страны, потому что тут хранятся все-все книги. Обычно тут порядок, но недавно был ремонт, и теперь все книги перепутались, и пока ты не наведешь здесь порядок - дальше путешествовать невозможно!

В Книжкином доме - несколько комнат, в каждой живут одинаковые книги, ты можешь их расположить по своему желанию. Начнем?

Любишь ли ты книги?

Какие книги ты любишь больше всего?

Во всех книгах напечатаны литературные произведения. Какие литературные произведения ты знаешь?

Что тебе нравится больше : сказки или рассказы? Почему? Какие сказки ты помнишь? Какие рассказы слышал? Что больше нравится, то и расположи на первом этаже в первой комнате.

О чем ты любишь слушать книги? Расположи в разных комнатах книги по разным темам! Приведи примеры!

Какие книжки ты расположишь ближе, а какие - дальше : веселые, по-учительные, познавательные (объяснить ребенку при необходимости, с кар-тинками или «толстые» повести?

Ты здесь поселишь только детские книги? А какие «взрослые» книги ты знаешь?

Молодец, полный порядок в Книжкином доме навел! Дальше тебя ждут но-вые интересные задания.

Критерии оценки

Низкий уровень проявляется в бедности литературного опыта ребенка, от-сутствии у него выраженного интереса к литературе. Ребенок с трудом назы-вает знакомые книги, иногда ограничиваясь формулировкой «про то, как.» , «где этот герой был» . Не знает жанров литературы. Различает сказку, рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может. Предпочтение отдает одному виду литературы, как правило сказкам. Ребенок без особого интереса участвует в задании, отвлекается, стремится перейти к следующей «остановке» на карте.

Средний уровень : для ребенка характерно общеположительное, недостаточно осознанное отношение к литературе. Читательские интересы более раз-нообразны , но неглубоки и слабо мотивированы. Ребенок называет по 1-2 примера литературных текстов. Знания о видах и жанрах фрагментарные и не всегда адекватные. В ходе выполнения заданий ребенок начинает интересо-ваться темой, задает взрослому вопросы, стремится к совместному обсужде-нию.

Высокий уровень образен . Интерес к книгам более устойчивый, осознанный и мотивированный. Ребенок предпочитает произведения определенного вида, жанра или тематики. Стремится объяснить свой выбор. Показывает знания некоторых жанровых особенностей литературных текстов, особенно любимых. Охотно и эмо-ционально участвует в задании, задает вопросы на выяснение позиции взрос-лого по теме.

Остановка «Литературная гостиная»

Методы : Индивидуальная беседа с ребенком с использованием диагностической игры «Литературная страна» .

Где тебе чаще читают книги : дома или в детском саду?

Любишь ли ты, когда тебе дома читают книги?

Часто ли это бывает?

Ты попал в Литературную гостиную. Так называется место, где люди об-щаются с литературой, то есть читают книги, беседуют о них с другими людь-ми.

Есть ли такое место в вашем доме?

Есть ли в вашей семье библиотека? Как она выглядит?

- Каких книг там больше : для детей или для взрослых ?

Достаточно ли тебе тех детских книг, которые есть дома?

Где они хранятся?

Критерии оценки

Низкий уровень : недостаточность литературного опыта ребенка, отсутствие у него выраженного интереса к литературе определяются недочетами се-мейного воспитания. По утверждению ребенка : ему мало и редко читают книги дома, домашняя библиотека небогата, место для детской библиотеки отсут-ствует, в ней немного книг. Дома родители и сами читают редко, они и ребенок предпочитают просмотр телепередач.

Средний уровень : для ребенка характерно общеположительное отношение к слушанию книг и совместному «чтению» с родителями. В семье ребенку чи-тают книги довольно часто, но непродолжительно. Местом для чтения является диван, кровать ребенка или любое другое случайное место. Библиотека с книгами для взрослых намного богаче детской библиотеки, для которой выде-лено место рядом с играми и игрушками ребенка. Ребенку нравится слушать чтение взрослых, но, по его признанию, гораздо чаще он смотрит телевизор.

Высокий уровень : литературный опыт ребенка достаточно богат и разно-образен ввиду серьезного отношения к литературе и литературному развитию в семье . Разные члены семьи проявляют к книгам устойчивый интерес, разви -вая его и у дошкольника, постоянно читая ему книги. По словам ребенка, дома богатая библиотека, для нее выделено специальное место, рядом расположены полки с детскими книгами, которых тоже достаточное количество. Книги для взрослых и детей постоянно пополняются. Дома есть специальное место для чтения и обсуждения книг. Ребенок любит слушать чтение взрослых, сам не-много читает (или любит часто «смотреть» книги сам). В семье есть подборка аудио- и видеосредств для ознакомления с литературными произведениями.

Четвертый год жизни

Слушание музыки

Образовательные задачи

Приобщение детей к слушанию небольших музыкальных пьес и фрагментов более крупных сочинений в исполнении оркестра и отдельных музыкальных инструментов (фортепиано, баян и др.) .

Наблюдение за детьми в экспериментальных ситуациях

Ход диагностики . Выявление особенностей реагирования на музыку у детей четвертого года жизни в следующих ситуациях.

Ситуация 1. Звучание музыки во время свободной деятельности детей (любая популярная детская песня) .

Ситуация 2. Звучание музыки во время свободной деятельности детей (фрагмент классического произведения, например А. Вивальди «Времена года . Весна» ).

Ситуация 3. Звучание музыки во время свободной деятельности детей (любая популярная современная музыка) .

Ситуация 4. Внесение в музыкальный уголок нового, но знакомого музыкального инструмента, например дудочки.

Ситуация 5. Внесение в музыкальный уголок нового, незнакомого музыкального инструмента, например трещотка.

Ситуация 6. Игра воспитателя на музыкальном инструменте.

Ситуация 7. Пение воспитателем знакомой детской песни.

Ситуация 8. Проблемно-игровая ситуация : «В гости пришла кукла Таня. Она хочет, чтобы мы устроили ей музыкальный концерт. Что будем делать; петь, танцевать или играть на дудочке? А может быть, послушаем музыку?»

Ситуация 9. Одеваемся на прогулку под музыку.

Ситуация 10. Собираемся ко сну под музыку.

Критерии наблюдения за детьми во время организации диагностических ситуаций :

Избирательность, предпочтение вида музыкальной деятельности;

Сила и устойчивость эмоциональной реакции на музыку.

Формирование эмоционального отклика на музыку, умения слушать ее, чувствовать ее общее настроение.

Наблюдение в условиях специально организованного процесса восприятия музыки (Н. А. Ветлугина)

Цель : изучить особенности внешнего проявления эмоциональной отзывчивости детей в процессе слушания музыки.

Подготовка исследования. Подобрать 3-4 незнакомых детям музыкальных произведения разных жанров в соответствии с их возрастом (например : «Камаринская» М. Глинки, «Марш Фортинбраса» Д. Шостаковича, «Аквариум» К. Сен-Санса; «Шутка» И. -С. Баха, «Осенняя песнь» П. Чайковского,

Ход наблюдения. Детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения. Изучают непосредственные реакции детей на музыку . Музыкальные произведения исполняют или слушают с ребенком с интервалом в 1-2 дня, наблюдая за его мимикой, пантомимикой, речью.

Критериями оценки эмоциональных проявлений ребенка становятся :

желание слушать музыку;

сосредоточенность, устойчивость внимания;

продолжительность восприятия;

двигательная активность, наличие движений, мимических реакций, вокализация;

сила и длительность эмоционального воздействия музыкального произведения на ребенка.

Результаты.

По уровню экспрессивности в процессе восприятия музыки детей делят на 3 группы .

1 группа - высокая степень экспрессии в процессе восприятия музыки;

2 группа - средняя степень экспрессии при восприятии музыки;

3 группа - неэкспрессивное восприятие музыки.

Диагностическая игровая ситуация «Кукла спит - кукла пляшет»

Цель : выявить особенности эмоциональной реакции детей на музыку .

Организация игры. Детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения (плясовая и колыбельная) в аудиозаписи :

«Лошадка» , муз. Е. Тиличеевой;

«Колыбельная» , муз. В. Агафонникова.

После прослушивания педагог предлагает детям выбрать игровое действие с куклой под музыку (покачать куклу или показать, как кукла пляшет) .

«Игра с лошадкой» , муз. И. Кишко;

«Дождик» , русская народная песня в обработке Т . Попатенко;

«На парад идем» , муз. Ю. Слонова;

«Праздничная» , муз. Т. Попатенко.

Детям предлагаются следующие игровые действия : кукла играет с лошадкой, кукла под дождем, кукла идет на парад, у куклы праздник.

Критериями оценки реакции ребенка на музыку являются :

эмоциональность (проявление эмоций в процессе слушания) ;

сопровождение звучания музыки непроизвольными движениями; ^ внимание и сосредоточенность;

адекватность игрового действия музыкальному произведению.

Образовательные задачи

Обеспечение бережного отношения к певческому и речевому голосу ребенка, недопущение громкого пения и форсированного звучание речи.

Игровое творческое упражнение «Песенное творчество»

Цель (песенной) деятельности детей четвертого года жизни .

Организация игры. Ребенку предлагается спеть знакомую песенку (определяется степень точности интонирования) .

Пение малознакомой песни с сопровождением (вокальная память, точность интонирования) .

Критерии оценки :

3 – поет протяжно, напевно, интонирует соответственно мелодии песни;

2 – старается петь напевно, интонация не устойчивая, дикция до конца не выработанная;

1 – «поет» говорком на одной высоте, звуки проговаривает не четко;

Диагностика исполнительской (песенной) деятельности.

Цель : изучить особенности исполнительской (песенной) деятельности детей четвертого года жизни .

Используемые методы диагностики : беседа, наблюдение, диагностическая ситуация , анализ продуктов детской деятельности.

Беседа направлена на выявление отношения ребенка к песенному исполнительству и привлекательной для дошкольника тематики детских песен. Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально и включает следующие вопросы.

1. У тебя есть любимые песни? Про кого они?

2. Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь?

3. Как ты думаешь, какие песни нравятся другим детям?

4. Тебе нравится слушать песни по радио или по телевизору? Где ты больше поешь : дома или в детском саду?

В ходе беседы необходимо выявить следующее :

Какие песни предпочитают дети;

Кто чаще всего является героем детских песен;

Отношение детей к пению ;

Песенный репертуар, характерный для детей данной группы .

Целенаправленное наблюдение за детьми во время их свободной деятельности (в перерывах между занятиями, на прогулках, во время игр и т. д.) проводится с целью определения частоты использования песен в повседневной жизни детского сада и их разнообразия .

Результаты наблюдения рассматриваются по таким показателям :

Музыка звучит в повседневной жизни детского сада ;

Дети поют по своему желанию;

Проводят свободное от занятий время в музыкальной зоне группы;

Занимаются самостоятельной музыкальной деятельностью;

Сочиняют песни по собственному желанию;

Проявляют самостоятельность и активность в процессе сочинительства;

Привлекают вспомогательные средства в ходе сочинительства.

Обучение детей правильному звукообразованию , позволяющему петь естественным звуком, без крика и напряжения, передача настроения и характера песни.

Игровое творческое упражнение для выявления чистоты интонирования «Эхо» , муз. Тиличеевой.

Цель : выявить уровень умения чисто интонировать.

Методика проведения : дети хором поют заданный текс, а ребенок повторяет его, точно воспроизводя мелодию :

Дети : Эхо!

Дети : Отзовись!

Реб : Отзовись!

Дети : Чисто петь

Не зевай!

Все за мной

Повторяй!

Критерии оценки :

Высокий уровень : интонационно точное воспроизведение мелодии и вслух и про себя;

Средний уровень : нестабильно точное воспроизведение мелодии;

Низкий уровень : неточное воспроизведение мелодии.

Экспериментально - практическая работа была организована на базе старшей группы №6 МАДОУ ЦРР детский сад №111 г. Тюмени 2 корпус. Всего было обследовано 23 ребенка старшего дошкольного возраста (Приложение № 1).

На начальном этапе исследования, было выяснено, что в детском саду имеется изостудия для занятий изодеятельностью по подгруппам. Оформление изостудии исполнено в светлых тонах, стены украшены детскими работами. В изостудии имеется микрокабинет, в котором размещены методические пособия для педагогов по изодеятельности. Рядом с ним расположены полки с раскрасками и альбомами для детей. В частности, в изостудии имеется мини-музей народно-прикладного искусства. Также в помещении предусмотрен уголок для самостоятельной творческой работы детей, где имеются необходимые для этого материалы: белая бумага, цветная бумага, картон, гуашь, акварель, набор кистей, цветные карандаши, фломастеры, пастель, баночки для воды, хлопчатобумажные салфетки, подставки для кистей.

Перед работой был составлен перспективный план (Приложение № 2), который включал три этапа: констатирующий эксперимент (21.04 - 22.04); формирующий эксперимент (23.04 -13.05) и контрольный эксперимент (14.05 - 16.05).

Цель констатирующего эксперимента - выявление уровня эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего этапа:

  • 1. изучение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;
  • 2. изучение отношения родителей к проблеме эстетического развития детей.

С целью диагностики уровня эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста, а также выявление качества восприятия детьми декоративно-прикладного искусства были использованы следующие методики:

  • 1. Анкетирование родителей (Приложение № 3). Цель: выявить условия для эстетического развития ребенка в семье.
  • 2. «Диагностика интеллектуально-эстетического развития дошкольников средствами искусства» (Т.С. Комаровой) модифицированная (Приложение № 4). Цель: выявить у детей уровень сформированности представлений о декоративно-прикладном искусстве. Форма организации - беседа, анализ продуктов деятельности.

В начале исследования было проведено анкетирование родителей, ответы фиксировались, после чего были проанализированы (Приложение № 3.1). После математической обработки данных анкетирования было выяснено, что только 13 родителей (24%) знакомят своего ребенка с предметами декоративно-прикладного искусства. Однако у 88% семей имеются дома предметы народного творчества. 3 семьи (13 %) указали, что народные изделия являются для них средством развития и воспитания ребенка, для 6 родителей (26%) - это культурное наследие, а для остальных 14 семей (61%) - это сувенир для украшения интерьера. 54% родителей считают, что их ребенок ориентируется в произведениях народно-прикладного искусства (различает виды росписей, узоры, орнамент). Абсолютно все родители обозначили свое согласие на проведение работы по эстетическому развитию детей.

Результаты анкетирования родителей старшей группы позволили сделать следующие выводы: большинство родителей имеет представление о декоративно-прикладном искусстве, однако немногие стремятся дать представление о нем своим детям, но будут иметь положительное отношение к тому, что их ребенок больше узнает о декоративно-прикладном искусстве.

С целью выявления уровня знаний детей о декоративно-прикладном искусстве была проведена диагностика знаний детей о цветах, используемых в росписях, умениях различать элементы узора, умения классифицировать вид народного искусства (различать виды изделий: городецкие изделия, хохломские изделия, тюменскую резьбу по дереву), описывать изделие, выполнять узор на силуэте по образцу (Приложение 4).

Диагностика уровня эстетического развития детей старшей группы проводилась в два этапа (Приложение 4.2). На первом этапе (индивидуальная работа) при помощи дидактических заданий «Собери целое», «Вернисаж» определялись знания детей о видах декоративно-прикладного искусства, используемых цветах и элементах узора росписи, знаний характерных особенностей каждого из видов декоративно-прикладного искусства. На втором этапе (подгрупповая работа) детям предлагалось выполнить узор на силуэте по мотивам предложенных видов декоративно-прикладного искусства. Методами проведения диагностических заданий являлись: игра, беседа, запись действий и ответов детей, анализ продуктов деятельности.

По итогам проведенных диагностических заданий можно сделать следующие выводы: во всех представленных видах декоративно-прикладного искусства (городецкие изделия, хохломские изделия, тюменская резьба по дереву) при проведении и подведении итогов можно видеть преобладание средних и низких результатов. При диагностике по городецким изделиям 61% детей смогли назвать, при этом называли с затруднением, а 39% - вообще не назвали вид народного искусства. Очень низкие результаты составили в графе «Выполняет узор на силуэте - уровень завершенности»: в основном это средние (52%) и низкие (48%) показатели. С диагностическим заданием довольно успешно справились Алена Г., Вадим Р., Дима К., Матвей К., Тимофей К., но и у них возникали некоторые затруднения (Приложение № 4.3).

При диагностике по хохломским изделиям 65% детей смогли назвать вид искусства только при помощи воспитателя, 35% не смогли вспомнить название изделия. Так же, как и при диагностике по городецким изделиям, дети затруднялись при описании (30%). При выполнении задания по выполнению узора на силуэте дети показали средние и низкие результаты (61% и 39%)(Приложение № 4.4).

Проводя диагностические задания по тюменской резьбе по дереву, так же были выявлены низкие и средние результаты, дети имели обобщенные представления о резьбе, не выделяя характерных признаков (не могли описать изделие или описывали не точно - 74% и 26%); не могли правильно расположить элементы узора на силуэте (52%) (Приложение № 4.5).

При выражении своего отношения к произведениям искусства подавляющее большинство детей (76%) оказались на среднем уровне. Дети выделили красоту выразительных средств данных видов искусства, но при этом не смогли аргументировать свои мысли, а если и аргументировали, то с опорой на отдельные детали или несущественные признаки. Часть детей выделила отдельные детали орнаментов, так, например, Ксения Я. собрав хохломской ложки с желтым фоном, объяснила так: «оно мне понравилось, потому что ягодки круглые». Детям, которые выделили несущественные признаки, были характерны такие ответы: «потому что здесь мои любимые цвета» (Савелий С. при описании городецкой доски) или при рассматривании ставен с объемно-накладной резьбой по дереву: «потому что люблю летом ездить к бабушке, а у нее такие же окошки» (Милана А.).

В целом диагностика интеллектуально-эстетического развития дошкольников средствами искусства показала следующие результаты. Высокого уровня интеллектуально-эстетического развития детей не оказалось.

17 детей (67%) продемонстрировали средний уровень качества восприятия декоративно-прикладного искусства. Эти дети называли один вид росписи. Описывая изделие, называли характерные признаки. Указывали сходство и различие по одному признаку. Давали обоснованную оценку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане. При выполнении узора соответствие стилю росписи было не полное. Технические навыки средние, работа не завершена на 2/3.

Остальные 6 детей (33%) продемонстрировали низкий уровень интеллектуально-эстетического восприятия (Екатерина С., Роман П, Давлатбек Т., Максим Б., Анастасия В., Тимофей К.). Дети с низким уровнем не дифференцировали виды росписи. Затруднялись в описании предмета. Не могли сравнить по признакам сходства и различия. Затруднялись в выражении своего отношения к изделию. При анализе их работ узор рисунка не соответствовал стилю росписи. У них низкий технический уровень исполнения, а роспись изделия полностью копирует.

В целом были получены следующие результаты (Приложения №4.3, №4.4, №4.5). Никто из детей не назвал все виды росписи, изделия были описаны не подробно. При выполнении узора не наблюдался четкий стиль росписи, новые элементы не внесены. Поэтому высокого уровня никто не показал. 17 человек из группы обнаружили средний уровень эстетического развития. Они назвали по одному виду росписи, при описании изделия

Построению оптимального процесса художественно-эстетического развития детей во многом способствует изучение особенностей художественно-эстетического опыта воспитанников. Это обеспечивает соотнесение поставленных целей, выбранной программы с возможностями детей группы и внесение необходимых корректив в педагогический процесс.

Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстетического развития дошкольников (на материале освоения изобразительного искусства).

Задачи диагностики связаны с выявлением особенностей проявления эстетического отношения у детей дошкольного возраста;

Обоснование задач диагностики. Современные образовательные программы, научные исследования по данному направлению, ориентированы на обсечение условий становления эстетического отношения у детей. Категория «эстетическое отношение» на данный момент имеет ряд различных трактовок и подходов к пониманию его структуры и рассматривается как сложное многокомпонентное образование. В более широком понимании (принятом в современных образовательных программах) эстетическое отношение интегрирует четыре компонента: эмоциональный (эстетические эмоции, чувства, состояния, обеспечивающие эмоционально-чувственное ребенком освоение мира), гносеологический (складывающийся на основе эстетического восприятия, эстетических суждений и представлений, и обеспечивающий эстетическое познание), аксиологический (включающий эстетические оценки, вкусы, идеалы,; составляющий основу эстетических ценностей и определяющих формирование эстетических мотивов, потребностей), деятельностный («эстетические деяния» (Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова), своего рода «проявление в действии»). Данный подход может определять основные направления построения диагностики, критерии, группы и уровни. При этом, художественно-эстетическое развитие обусловлено как «биологическими предпосылками», так и социальными факторами. Это требует сопоставительного изучения особенностей развития сенсорных, эстетических, творческих способностей детей, а также влияния среды на данный процесс (что предусматривает изучение педагогических условий данного процесса).

При этом, ориентируясь на становление у детей эстетического отношения к действительности, а также идеи полихудожественного подхода, при анализе результатов ценно более интегрировано трактовать данные по «родственным» направлениям (во взаимосвязи освоения разных видов и жанров искусства (музыкального, изобразительного, игрового, литературного), овладения художественными деятельностями (изобразительным, музыкальным, литературным творчеством, театрализованными играми). На данный момент развития научных исследований представляется сложным (и ненужным!) подобрать«универсальное задание », которые позволят выделить уровень формирования эстетического отношения у дошкольников (это определено и возрастными возможностями детей – во многом конкретностью осваиваемых представлений, начальным этапом освоения способов создания изображения). Выводы относительно сформированности эстетического отношения целесообразнее формулировать на основе «дифференцированного» изучения (по детским видам продуктивных деятельностей, разным осваиваемым детьми видам и жанрам искусства), но при условии использования сопоставимых показателей (например, проявление самостоятельности, инициативности, творчества; развитие умений создавать выразительный образ (в рисовании, игре, пластическом этюде, сказке) и сопоставимых диагностических заданий (наблюдение творческой игры ребенка и придумывания им пластического этюда, поведение в процесс конструирования и рисования). При этом, наряду с результатами заданий, тестов, на первый план выступают «говорящие мелочи», которые можно заметить преимущественно в процессе повседневного наблюдения за детьми (замечает ли ребенок проявления красоты в повседневных ситуациях, окружающих предметах, как реагирует на эстетические проявления; есть ли эстетических предпочтения и др.).

В исследованиях Н.М. Зубаревой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, Н.П. Сакулиной, Р.М. Чумичевой, Е.М. Торшиловой, Е.А. Флериной и других, представлены интересные диагностические задания, показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально (глубоко, по отдельным направлениями, видам деятельности, представлениям о разных видах искусства) изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. Представленные далее диагностические задания являются возможным вариантом и выступают своего рода ориентирами для исследования детского опыта и построения педагогического процесса. В зависимости от целей, задач, специфики образовательных программ, а также особенностей детей группы, возможно их уточнение, дополнение, использование в сочетании с другими диагностическими методиками.

Обоснование выбора диагностических заданий . В проведении диагностики учитывают следующие моменты:

Ø На «содержательном» уровне в большинстве общеобразовательных и парциальных программ гармонично сочетается содержание, обеспечивающее решение двух взаимосвязанных задач: ознакомление с искусством и развитие собственно изобразительной деятельности детей . В современных программах данные два раздела тесно взаимосвязаны: развитие художественно-эстетического восприятия признается одним из ведущих условий активизации и обогащения детской изобразительной деятельности. Однако, в ряде программ, учитывая неравномерный темп развития восприятия и деятельности, предусматривается как бы «изолированное» освоение искусства и развитие детского творчества. В этой связи следует использовать задания, позволяющие выявить особенности освоения детьми обоих направлений ;

Ø Учитывая особенности возраста – «деятельностное» освоение мира дошкольниками, в осуществлении своеобразной экспресс-диагностики следует, прежде всего, особое внимание уделять развитию детского творчества (освоение видов деятельности).

Ø В выборе критериев, формулировании описаний уровней художественно-эстетического развития детей, больше внимание следует уделять не столько сформированности «конкретных представлений, развития умений», сколько проявлению творчества, инициативности, самостоятельности в создании образа, использовании средств выразительности, освоении способов создания изображения, освоения эстетических категорий, интереса к освоению прекрасного в окружающем и творческого отражения в продуктивной деятельности, самостоятельного использования детьми освоенного художественно-эстетического опыта в разнообразной деятельности, высказывания собственного мнения и проявления индивидуальности (собственное понимания красоты, видение художественных образов).

Ø Для активизации желания детей участвовать в диагностических заданиях необходимо использовать игровых персонажей и создавать интересные игровые ситуации . Вариантами персонажей (для проведения промежуточных и итоговой диагностик) в зависимости от возраста детей и субкультуры, и последующей педагогической работы могут являться:

Малыш-Кисточка , который не умеет рисовать (не знает что такое картины, жанры живописи, не умеет «рассказывать» о картине и т.п.) и предлагает детей научить его. Вначале диагностирования Малыш-Кисточка может быть представлен Палочкой, которая хочет превратиться в Кисточку. Общий мотив – помочь превратиться в Кисточку. После каждого задания у него появляется (рисуется самим ребенком) ворсинка кисти;

Клякса , которая считает себя великим художником, но не умеет рисовать и ничего не знает. Детям предлагается помочь кляксе;

– использование «игрового поля» (лист бумаги с нецветным конкурным изображением различным предметов или сюжета). За каждое выполненное задание ребенок получает карандаш (одного цвета) и право раскрасить часть изображения. Общим мотивом может являться - «помощь Фее Красоты» вернуть краски в Волшебную страну - раскрасить стертую Злодейкой-Резинкой картинку разными цветами.

Ø Проведение диагностических заданий может осуществляться как индивидуально (в этом случае исключена возможность «подсматривания» ребенком выбора предпочитаемого эстетического предмета, темы для работы, средств выразительности у других детей), так и фронтально (на специальном занятии диагностической направленности). В данном случае ценно увидеть «поведение» каждого ребенка (легкость начала выполнения работы, обращение за советом, подсказкой, общение со сверстниками в процессе деятельности и по поводу результатов).

Ø Относительно выявления особенностей эстетического отношения, проявления творчества в изобразительной деятельности ценно не «сиюминутное» изучение (единовременное проведение всех диагностик), а продолжительный процесс наблюдения и фиксации значимых фактов. Так как, творчество носит субъективный и индивидуальный характер, в его процессе выделяют так называемую «латентную» фазу (вынашивание замысла) иногда требуется время для «раскрытия» эмоциональных впечатлений, выбора формы их представления. В связи с этим, не предполагается проведение всех заданий в 1-2 дня. Следует выделить так называемые «диагностические» недели (например, сентябрь–январь–май), в течение которых будет проводиться изучение. При этом часть заданий могут использоваться в «оперативном порядке » (в течение всего года) - например, для изучения особенностей интереса и «принятия» детьми возможности рисования нетрадиционными техниками используется ряд вопросов беседы, а также создание рисунка различными материалами. Это позволит увидеть «проблемные моменты» в освоении нетрадиционных техник (с чего начать, какие технические и изобразительно-выразительные умения необходимо развивать, какой материал более интересен детям).

Ø При определении содержания бесед с детьми, критериев наблюдения, мы сознательно избегали «узких» вопросов, показывающих знание детьми «конкретных» ответов (например, определять отличительные особенности филимоновской и дымковской народной игрушки; назвать авторов-иллюстраторов). Во-первых, содержание образовательных программ несколько варьируется в данном аспекте; во-вторых, учитывая различия в социокультурных традициях в разных регионах страны, а также, стихийном опыте детей принципиальнее выявить понимание (их собственное «видение») детьми «красоты», проявление интереса, развитие умений «откликаться» на интересный выразительный образ, эстетически привлекательный предмет. Ряд вопросов, посвященных выявлению некоторых представлений об искусстве, также носит не «констатирующий» характер («знает - не знает»), сколько ориентировочный («что думает», «как размышляет», «что успел в стихийном опыте заметить»).

Обобщая, можно выделить несколько направлений , по которым рекомендуют проводить диагностику художественно-эстетического развития дошкольников

Иерархия диагностических методов

Возможные задания, позволяющие выявить особенности эстетического отношения у детей дошкольного возраста.

В настоящий момент педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций осуществляют свою деятельность в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155. В связи с этим мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы должен быть пересмотрен и скорректирован. Согласно п.4.3. ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Вместе с тем, в соответствии с п.3.2.3 Стандарта при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогически действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Хочу предоставить вашему вниманию оценочное средство для оценки планируемых результатов в художественно – эстетической образовательной области

Область – Художественно-эстетическое развитие (Рисование)

Группа общеразвивающей направленности для детей 6 года жизни

Показатели

1. Проявляет устойчивый интерес к произведениям искусства: классическому, народному, окружающим предметам, зданиям, сооружениям. Видит и понимает прекрасное в жизни и искусстве радуется красоте природе.

2. Знает и применяет на практике материалы и оборудование для рисования.

3. Самостоятельно составляет орнамент, используя ритм и симметрию в композиционном построении. Без труда выполняет декоративные элементы – точки, кружки, прямые и волнистые линии, капельки, листики, завитки и т.д.

4. Умеет смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка.

5. Правильно передает в изображении форму, строение, пропорции предмета, цветовую гамму.

6. Располагает изображения по всему листу, соблюдая пропорциональность в изображении разных предметов.

7. В процессе деятельности характер линии слитный, регулирует силу нажима, раскрашивает мелкими штрихами, не выходящими за пределами контура.

8. Самостоятельно проявляет замысел рисунка.

Инструментарий

1. Из наблюдений.

2. Из наблюдений.

3. Педагог предлагает нарисовать рисунок на свободную тему.

4. В ходе работы педагог оценивает процесс деятельности и продукт деятельности.

Критерии оценки

3 балла – Применяет различные цвета и оттенки для создания выразительного образа. Умело передает содержание рисунка, а также форму и строение предметов, композиционно располагает сюжет, передавая передний и дальний план, использует различные средства выразительности при передачи изображения. Свободно рисует узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства.

2 балла – Применяет однообразные цвета для создания образа, затруднятся в выведении новых оттенков, не достаточно четко передает содержание рисунка, а также форму и строение предметов. Испытывает затруднение в построении композиции, не достаточно широко использует различные средства выразительности при передачи изображения. Испытывает затруднения в более точной передаче узоров.

1 балл – Не применяет различные цвета и оттенки, не умеет выводить дополнительные оттенки, не умеет передать содержание рисунка, а также форму и строение предметов, не умеет выстроить композицию. Не умеет рисовать узоры.

Результаты

Высокий уровень – 20 – 24 баллов

Средний уровень - 12 – 19 баллов

Низкий уровень - 8 –11 баллов


Галиева Наталья Васильевна

«Правовое воспитание дошкольников» - Знают все на свете взрослые и дети, Что семья наш лучший друг на большой планете. Право на отдых. Семьею нужно дорожить! Право на медицинский уход. Правовое воспитание дошкольников. «Золушка». Здесь здоровье детям берегут Медсёстры деток взвесят и привьют. Право на жизнь и воспитание в своей семье. В нашем садике не только обучают, развивают, закаляют.

«Развитие памяти у дошкольников» - 1. Методика «Опосредованное запоминание». Диаграммы. Задачи: Структура работы: Следствия нарушения памяти: Результаты констатирующего и контрольного экспериментов. Трудности в усвоении программы воспитания и обучения; снижение продуктивного потенциала; - школьная дезадаптация. Условия проведения диагностического обследования:

«Экология для дошкольников» - Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы. Интеграция экологического воспитания с образовательными областями. С праздником 8 МАРТА. Цель нашей работы: Формирование начал экологической культуры личности дошкольников, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельности в природе, природоохранное отношение, познавательный интерес к знаниям о родном крае.

«Психологическое здоровье дошкольника» - Результаты психодиагностического исследования старших дошкольников по методике Тулуз-Пьерона по показателю точность. Предмет исследования – компоненты психологического здоровья детей при переходе из детского сада в школу. Результаты исследования по методике Р.И.Лалаевой, Е.В.Мальцевой, Т.А.Фотековой «Пересказ прослушанного текста».

«Безопасность дошкольников» - «Формы работы с родителями по пропаганде знаний о безопасном поведении дошкольников». Консультации: «Безопасное детство»; «Захват в заложники» «Безопасность на воде» «Безопасность на городских улицах» и др. Информационно-аналитические формы работы: Активные формы взаимодействия: Ширмы: «Безопасность ребенка» «Безопасность на дороге».

«Игры для дошкольников» - Игра. Главный профессиональный девиз: «Не навреди!». Словарь. Родителю. Гибкое речевое поведение. Яшнова Ольга Игоревна. Старший воспитатель МДОУ д\с №393 «Росток» р.тел 66-50-72. Связная речь. Артикуляция. Педагогический опыт. Экологическое воспитание дошкольников. Структура направлений работы. Барановская Ольга Викторовна.