Из опыта работы по формированию основ безопасности. Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста Дошкольное воспитание описание опыта педагогической деятельности обж

В течение трех лет приоритетным направлением моей деятельности является формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Взрослые должны не только оберегать и защищать ребенка, но и подготавливать его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь - то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Исходя из выше изложенного, основным содержанием деятельности является:

  • Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, и применение их на практике;
  • Формирование представлений о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
  • Развитие основ экологической культуры ребенка и становление у него ценности бережного отношения к природе;
  • Формирование ценностей здорового образа жизни;
  • Знакомство с правилами безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте, в лесу;
  • Знакомство с правилами дорожного движения (данное направление является особенно актуальным, так как, наблюдая за родителями, мы видим, что многие из них вместе со своими детьми ходят по проезжей части, совершенно не соблюдают правила дорожного движения, тем самым подают отрицательный пример детям).

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов, при этом взрослые люди не замечают, как часто они повторяют "Нельзя", "Не трогай", "Отойди". Если запретов будет слишком много, ребенок не сможет выполнить их в полной мере. Что же делать? Можно посоветовать взрослому, самому себе ответить на следующие вопросы:

Может быть, я действовал только путем запрета и ребенок не понял значения данного правила?

Может быть, у ребенка не было достаточно времени, чтобы усвоить это правило?

Может быть, я недостаточно стимулировал выполнение им правил, не поощрял его?

Последовательно ли мое собственное поведение, придерживаюсь ли я сам этих правил?

Не слишком ли много я требую от ребенка (выполнения правил и запретов)?

Воспитание безопасности невозможно без сотрудничества с родителями, но для этого их необходимо научить. Обучение и просвещение родителей осуществляю через различные формы работы: родительские собрания в нетрадиционной форме с привлечением работников ГИБДД, беседы о безопасном поведении взрослых и детей, активизирую внимание родителей к данной проблеме через сообщение статистики (сколько ежегодно гибнет детей на дорогах, от насилия взрослых, в лесу и т.д.) Особое внимание уделяю наглядности для родителей при оформлении информационных стендов в раздевалке, стараюсь, чтобы она всегда была красочной, яркой, запоминающейся, привлекала к себе внимание.

Использую в своей работе следующую литературу: «Безопасность» - учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», А.В.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина, Санкт-Петербург, Детство-Пресс; «Азбука АУ» - методические рекомендации по обучению детей основам безопасности, О.Р. Жукова, Г.Н.Трушнина, Санкт-Петербург, Детство-Пресс; программа «Светофор», Санкт-Петербург, Детство-Пресс.

В процессе внедрения данных программ и методических пособий были разработаны перспективные планы работы с детьми младшей, средней и старшей группы.

В ходе работы совместно с детьми нами были составлены «Пять НЕ»:

1. Не выходи на улицу один.

2. Не вступай в разговор с незнакомыми людьми на улице и в общественных местах.

3. Не соглашайся никогда идти с незнакомыми и чужими людьми, как бы они тебя не уговаривали, и чтобы они тебе не предлагали.

4. Не верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями, или предлагает что-то купить или подарить.

5. Не садись в машину к незнакомцу.

Приближенность нашего населенного пункта к лесной зоне, заставляет обращать внимание детей на правила поведения в лесу, что делать, если ты случайно заблудился. В связи с этим, составляли различные планы местности. В процессе совместной деятельности дети узнали, что нужно брать с собой в лес, какие правила нужно выполнять в лесу, чтобы не навредить себе и обитателям леса.

Особое внимание в ходе работы с детьми уделяла режиму дня, беседовали о том, почему его нужно соблюдать: разыгрывали различные проблемные ситуации, позволяющие понять, что есть здоровая пища и нездоровая; размышляли с детьми о том, как нужно ухаживать за собой, чтобы наш организм не рассердился.

Большое значение уделяется ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности (многие дети проживают в частных домах с печным отоплением), проводим тренировочные занятие по эвакуации детей из здания детского сада, что делать, если случится пожар, организую, посещения Пожарной части, с целью ознакомления с профессией пожарного, рассматривания специального пожарного снаряжения, пожарной машины. В группе создан «Островок безопасности», оснащенный различными наглядными пособиями для детей. Центральное место занимает светофор и 3 нужные цифры 01, 02, 03. В раздевалке оформлена выставка предупреждающих картинок «НЕЛЬЗЯ». Есть плакаты по безопасности. Полученные знания и представления дети отображают посредством сюжетно-ролевых игр («Пожарные», «Спасатели», «МЧС», «Милиционеры»), в продуктивной деятельности (в коридоре детского сада организуется постоянно действующая выставка детских работ «Безопасность нашей жизни»). Обязательным ритуалом нашей группы является ежедневное чтение познавательной и художественной литературы, в том числе и по безопасности (К.Чуковский «Катауси и Мауси», «Кошкин дом», загадки об острых и пожароопасных предметах, С.Куставиков «Я в лесу один остался», С.Михалков «Веселый турист», А.Толстой «Пожарные собаки», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» и др.) Регулярно рассматриваю с детьми современный журнал «Путешествие на зеленый свет».

С целью определения результативности работы в данном направлении были выделены следующие критерии:

Уровень представлений детей о действиях при пожаре, при встрече с незнакомыми людьми;

Знание элементарных правил поведения на дороге, в лесу, в общественном транспорте;

Оказание первой медицинской помощи;

Умение общаться с острыми и опасными предметами;

Умение общаться с животными, знание ядовитых растений.

Особенно хочется отметить, что данная работа не прошла бесследно для родителей: они усилили бдительность по отношению к своим детям, по дороге в детский сад, стали соблюдать правила дорожного движения - не передвигаются по проезжей части дороги. Перспективой работы с взрослыми является: усиление внимание родителей на правила перевозки детей в личном транспорте (обеспечение безопасности детей, посредством автомобильных кресел).

Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!

Елена Налетова
Сообщение из опыта работы «Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ»

"Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ "

(Сокращённый вариант)

(Безопасность - это “Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз” (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I "О безопасности ").

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.

Формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни , а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст - важнейший период когда закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом . И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами , научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.

Детский сад «Солнышко» с. Тербуны работает по программе «Детство» под редакцией Т. И Бабаевой А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой. В программе «Детство» основы безопасности отдельно в раздел не выделены. Но в контексте ФГОС рекомендована работа по этому направлению. Исходя из этого мы используем в работе парциальную программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией, Р. Б. Стеркиной Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, которая разработана специально для дошкольных учреждений. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание образовательной области «Безопасность » необходимо через интеграцию всех образовательных областей, организацию самостоятельной детской деятельности, создание предметно-развивающей образовательной среды и взаимодействие с семьями воспитанников.

Программа состоит из 6 разделов : "Ребенок и другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома", "Здоровье ребенка", "Эмоциональное благополучие ребенка", "Ребенок на улицах города".

Главная цель работы нашего ДОУ формировать у детей , начиная с младшего возраста, навыки безопасного поведения в быту , в природе, на улицах, на дорогах, в человеческом обществе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни ; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать, в соответствии с ситуацией.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в нашем ДОУ начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды. Она организована так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей.

В групповых помещениях созданы «Уголки безопасности » , в оснащении которых подобраны дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности . В своей работе педагоги нашего дошкольного учреждения используют компьютерные презентации по теме безопасности , дидактические игры на интерактивных досках, просмотр обучающих мультфильмов «Уроки тётушки Совы» Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. По мере познания предметного мира дети овладевают умением различать опасные и безопасные для них предметы , выделять полезные и интересные, осваивают способы действия с ними , умение ориентироваться в мире предметов.

Не менее важное средство Художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Нами были отобраны литературные произведения разных жанров : сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Познавательные стихи А. Усачёва дети запоминают очень быстро : «Не пускайте дядю в дом, если дядя не знаком. И не открывайте тёте если мама на работе… » В стихотворной форме дети легко запоминают правила поведения : «Если кто то лезет в дом, пробивая двери лбом, двери держатся едва поскорей звони «02» .

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий мир, и самому становится частью этого мира.

Итак, самый эффективный вид деятельности ИГРА. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений , обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых : знаний, способов действия , моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. В своей работе мы используем словесно- наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Через продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) дети отражают окружающую их действительность Отражение, которое построено на работе воображения , своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства ребёнок дошкольник соединяет с игрой.

Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка . Что – бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Труд. Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок начинает подражать взрослым, делая попытки подмести пол , протереть пыль, постирать кукольное бельё. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок становится более уверенным в использовании предметов нужных для различного рода труда.

Образовательная деятельность важна для познания социального мира. обучение детей организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

(в младшем и среднем дошкольном возрасте ознакомление происходит в основном в игровой деятельности, а со старшего дошкольного возраста проводится образовательная деятельность, которая входит в раздел познавательное развитие («Формирование целостной картины мира» ).

Применение компьютерной техники, интерактивных досок позволяет нам разнообразить образовательную деятельность, сделать её яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала, даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни .

В своей работе мы широко используем проектную деятельность. В условиях реализации ФГОС ДО метод проектов актуален и очень эффективен.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка , а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе , сотрудничать, планировать свою работу .

В ДОУ были реализованы такие проекты, как «Правила дорожного движения, нужно знать всем без исключения! (2 младшая группа, «Знаем мы от А до Я – азбуку движения!» (средняя группа) «Огонь друг- огонь враг» (старшая группа) «Научим зайчика как быть здоровым» (1младшая группа) . В рамках проектов были проведены тематические развлечения.

Так же в своей работе мы используем организацию встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, сотрудниками ГБДД, пожарными и т. п.) . Это даёт положительный эффект и вызывает интерес у детей.

В деле решения вопроса безопасности ребёнка не последнюю роль играют родители, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должны соблюдаться единые требования.

Прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению , мы определяем готовность к сотрудничеству с детским садом, а так же уровень осведомлённости родителей в этом вопросе. Для этого в нашем детском саду проводим анкетирование и на основании полученых результатов строим работу с родителями . Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, что бы дома было меньше опасных ситуаций. Такие вопросы мы решаем на родительских собраниях, посвящённых проблемам безопасности , беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках, конкурсах.

Дети нашего ДОУ участвуют в различных творческих кокурсах, посвящённых безопасности и занимают призовые места. Коллектив нашего ДОУ неоднократно становился победителем акции «Зелёный огонёк» и этот год не стал исключением.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами.

Безопасность детей , укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе нашего учреждения дошкольного образования. Мы осуществляем планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения .

Описание профессиональной деятельности

преподавателя – организатора ОБЖ

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Каптыревская средняя общеобразовательная школа»

Гайтерова Алексея Николаевича

« Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить».

Адольф Дистервег.

Именно под таким девизом я выстраиваю свою профессиональную деятельность. Педагог, по моему мнению, должен научить учеников находить истину во всём, а не давать ее, как говориться, в готовом виде. Плох тот учитель, который лишь укажет, что так, мол, и так, и не объяснит почему? А хороший учитель поведёт ученика по истории вопроса, познакомит с разными точками зрения, мнениями, а потом спросит школяра, как он думает, как считает, какие умозаключения имеет! И если что, то немножко, не обидев, «подскажет, подтолкнёт» к правильному решению, да так искусно, что ученик и не заметит его участия. Так ученик обретает бесценный опыт в процессе выполнения своих задач и проблем. Чем богаче жизненный опыт, тем точнее истина. Я думаю, что обучение должно происходить в общении, во взаимодействии, через разговоры, дела, работу. Главная задача учителя - не давать ответ на вопрос, главное - направить ученика на путь самостоятельных поисков ответов. Следуя этому девизу, моя роль на уроке и во внеурочное время основывается на позиции помощника, наставника, сопровождающего активный поиск моих учащихся. Реализации моего кредо способствуют следующие технологии: информационно-коммуникационные, метод проектов, проблемно-развивающая технология, игровые, технологии ИОСО.

Тема моего самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности». Считаю, что использование ИКТ делает процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.

Успешно применяю технологию индивидуально-дифференцированного обучения, традиционное обучение с включением элементов развивающего обучения. Решая проблему развития познавательной активности личности школьников, формирую творческий потенциал самостоятельно-образовательной деятельности учащихся на основе использования технологии проектного обучения. Использование в работе различных технологий позволяет моим ученикам успешно усваивать знания, развиваться, добиваться высоких результатов в учебной и внеурочной деятельности.

Успеваемость

Обученность

Исходя из специфики моего предмета, мною систематически используется интеграция с другими школьными дисциплинами: биологией, химией, физкультурой. Интеграция с другими предметами рождает новые нестандартные формы уроков: диспуты, игры, тренинги, лаборатории и др. Использование примеров интеграции дает положительные результаты: дети готовят доклады, рефераты, пишут заметки для школьного информационного уголка, проводят опыты и ставят эксперименты, в результате которых самостоятельно делают выводы о пользе или вреде современных благ в жизни человека. Идеями своей экспериментальной работы учащиеся делятся с одноклассниками и другими учащимися школы на заседаниях школьного научного общества. Самые удачные проектные и исследовательские работы становятся участниками муниципальных и краевых НПК, демонстрируя высокий уровень сформированности умений исследователя у учащихся, сопровождение которых я осуществляю.

Название конкурса

Участник

Название проектной или исследовательской работы

Результат

Муниципальный этап НПК

«Как влияет шумовое загрязнение на здоровье человека?»

«Зачем нужно знать азбуку дорожного движения?»

«Что выбрать: жизнь или курение?»

Участники конкурса (грамоты школьного уровня)

Участники конкурса (свидетельства краевого уровня)

Муниципальная ярмарка идей

Проект авто-велогородка

Грамота участников

Муниципальный этап НПК

«Что пожуешь, то и поживёшь»

«Радуга здоровья»

«Кто лучший водитель: женщина или мужчина?»

Победитель (1 место)

Призер конкурса (грамота)

Краевой конкурс юных исследователей «Страна чудес – страна исследователей»

«Что пожуешь, то и поживёшь»

Участник конкурса

Кроме того, мои учащиеся являются активными участниками предметных конкурсов разного уровня, способствующих проверке полученных теоретических знаний на практике:

Название конкурса

Участник

Результат

5-11 классов

4 человека – победители муниципального этапа

Муниципальная олимпиада по ОБЖ

Учащиеся 5-11 классов школы

1 ученица – 3 место

Дистанционная олимпиада «Знатоки ПДД»

5-11 классы

1 ученик – призер муниципального этапа

Всероссийский конкурс – игра по ОБЖ «Муравей 2011»

1-11 классы (43 человека)

2 ученицы – 3 место среди участников РФ, 1 ученица – лауреат конкурса

Всероссийский конкурс – игра по ОБЖ «Спасатели 2011»

1-11 классы (13 человека)

Участники конкурса (сертификаты участников)

На своих уроках я создаю условия обеспечивающие успешность каждого ученика. В практике своей работы широко использую различные приёмы, методы и формы организации учебной деятельности: семинары, практические занятия, уроки–лекции, игры, уроки–диспуты, различные компьютерные обучающие и контролирующие тесты, индивидуальные задания, парную и групповую работу, проектную деятельность, нестандартные и разноуровневые задания, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.

Внеурочная деятельность по предмету в моей практике тоже разнообразна и креативна.

Реализуя стандарт второго поколения в начальной школе, мною были разработаны и внедряются в практику два учебных модуля «Расти здоровым» и «Школа дорожных наук». В рамках данных модулей посредством организации сюжетной и ролевой игры малыши получают знания по сохранению своего здоровья, по правилам организации рабочего дня и отдыха, учатся навыкам правильного поведения в классе, лома и в природе, получают знания по поведению на дороге и способам защиты себя и окружающих в опасных ситуациях. Наличие наглядного материала, занимательных и творческих заданий способствует положительному отношению учащихся и их родителей к преподаваемым истинам.

Для среднего и старшего звена мною модифицированы три учебных курса, основной целью которых стало сохранение здоровья учащихся и привитие навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях («Безопасность выживания», «Будь готов», «Терроризм и безопасность» - 8-10 классы). Учащиеся 5 – 7 классов являются активными участниками школьного отряда ЮИД «ПДДешка». В результате организованной работы отряда систематически обновляются школьный и классные уголки безопасности, ведутся классные часы для учащихся 1 – 8 классов, проводятся игры и викторины по правилам дорожного движения. Кроме того, команда школы ежегодно успешно выступает на муниципальном конкурсе «Безопасное колесо.

2010 – 2011 учебный год – 1 ученик занял 3 место при прохождении испытания по велогородку;

2011 – 2012 учебный год – 1 ученица 3 место в номинации «Автогородок», 1 ученик 2 место в номинации «Знание основ оказания первой доврачебной помощи», 2 командное место в номинации «Основы безопасности жизнедеятельности» и 2 командное место в конкурсе «Безопасное колесо» среди школ района.

Учащиеся активно участвуют в конкурсах рисунков на темы ПДД и пожарной безопасности. 2010-11 учебный год – 15 грамот за участие в конкурсах рисунков по ПДД, 2011-12 учебный год – 1 место в районном конкурсе рисунков «Я и улица моя».

Участвуя в соревнованиях по велокроссу и велотреку учащиеся также демонстрируют высокие достижения на уровне района: 2011-12 год – 1 ученик 1 место, 1 ученица 1 место и 1 ученик 3 место по велокроссу; 1 ученик 1 место, 1 ученик 2 место и 1 ученик 3 место по велотреку.

Второй год являюсь классным руководителем коррекционного 6 – 7 класса. С целью реализации одной из основных идей коррекционного обучения и воспитания – социализация подрастающего поколения в обществе – разработал и реализую программу воспитательной работы «Взрослеем вместе». В ходе классных часов, диспутов, деловых игр и коллективных дел осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планируемую деятельность для создания условий саморазвития и самореализации личности каждого из учащихся, его успешной социализации в обществе. Формирую у каждого ученика мотивацию к учению, опираясь на изученные возрастные и индивидуальные особенности. Я определил для себя, что для решения педагогических задач нужен гуманный путь, когда учитель сотрудничает с детьми, сопереживает им, радуется с ними их успехам.

Мои основные педагогические принципы :

    Ученик – это, прежде всего, Человек и относиться к нему надо как к равному;

    Вселять в ребенка веру в себя, стимулировать к самосовершенствованию, предлагать руку помощи там, где это необходимо;

    Радоваться успехам своих учеников;

    Уметь правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему;

    Не искать легкого пути в общении с детьми, находить нужный стиль общения с каждым ребёнком, добиваться его расположения и взаимопонимания;

    Уметь извиняться, если ты не прав, иметь авторитет среди детей;

    Не иметь любимчиков, любить всех и каждого в отдельности.

Как классный руководитель, большое внимание уделяю работе с родителями. Цели, которые ставлю при планировании собраний, способствуют выработке единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

Постоянно совершенствую свое профессиональное мастерство для более полного обеспечения стандартов образования через курсы повышения квалификации. Так, в марте 2012 года прослушал первую сессию краевых выездных курсов ПК, преподавателем которых является Минова М. В. «ФГОС в основной школе в рамках ИОСО». Вторая сессия состоится в октябре 2012 года.

Активно участвую в работе РМЦ учителей ОБЖ, делясь опытом работы с коллегами, и получаю их бесценный опыт для совершенствования своей деятельности.

За добросовестный труд, профессионализм и личный вклад в воспитание подрастающего поколения награждён Благодарственным письмом Администрации Шушенского района и грамотами школы.

Преподаватель – организатор ОБЖ А.Н. Гайтеров

Директор школы Е.Г. Ильин


Виноградова Ольга Юрьевна
Воспитатель МДОУ «Эммаусский детский сад общеразвивающего вида»;
Педагогический стаж 14 лет;
1 квалификационная категория.
Описание опыта работы по теме:
«Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности в условиях ФГОС».
Актуальность:
Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В.Ломоносова, В.А.Левицкого, И.М.Сеченова, Вернадского и др. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. Идёт интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Реалии современного мира, техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, рост преступности, экономическая нестабильность и т.д. подтверждает бесспорную актуальность данной темы.
Условия возникновения опыта: дошкольных учреждений, общественности, родителей. В связи с этим остро встает вопрос о социальном развитии ребенка-процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Мы учим его жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становиться социально компетентным. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому, «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети осознали, что нужно беречь и защищать свою жизнь. Я обратила внимание на данную проблему и пришла к выводу, что нельзя оставить ее без внимания, и решила вести работу по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея:
Чтобы прожить жизнь так или иначе, сначала ее надо сохранить, основы безопасности жизнедеятельности – сумма знаний об общепринятых человеком нормах поведения и умение действовать в сложной опасной ситуации. Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для формирования у дошкольников знаний, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Цели и задачи:
Задачи в работе с детьми:
-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
-расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
-формировать знания детей о правилах поведения при пожаре,о правилах дорожного движения;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;
Задачи в рабате с родителями:
-знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
Теоретическая база опыта:
В своей работе я ориентируюсь на программу «Из детства – в отрочество» Т.Н. Доронова и др., Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Г.Б. «Безопасность». Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук», Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет»
Технологический аспект:
Свою работу по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности я начала с создания предметно-развивающей среды. В первую очередь необходимо было пополнить среду разнообразными дидактическими играми и наглядным материалом. Совместно с родителями мной была создана богатая картотека, куда вошли разнообразные игры по основам безопасности. В мой план работы вошли также различные экскурсии, беседы, развлечения.
Результативность: - знания детей значительно пополнились; - дети усвоили правила поведения в лесу, у водоема, различают съедобные и несъедобные грибы и ягоды и т.д. - сформированы знания о правилах пожарной безопасности и ПДД; - дети усвоили знания о здоровом образе жизни; - систематизированы знания детей о контактах с незнакомыми людьми дома и на улице; - многие родители стали внимательнее относится к вопросу формирования у детей основ безопасности;
Направленность:
Данный опыт может быть использован воспитателями старшей и подготовительной группы.


Приложенные файлы