Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников. Образовательный портал






Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.


Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе.


В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.


Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Связная речь Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.


ТЕАТРСКАЗКА Связная речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. С целью развития связной речи дошкольников используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. ИГРА


На что направлена театрализованная деятельность? На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций; На развитие мышления, воображения, внимания, памяти; На развитие фантазии; На формирование волевых качеств; На развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникатив- ных, организаторских, двигательных и т.д.)


Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка Театрализованная игра: Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.); Совершенствует артикуляционный аппарат; Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.






Речь ребенка и различные виды театра Пальчиковый театр *Способствует развитию речи, внимания, памяти; *формирует пространственные представления; *развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; * повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.




















Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; Способствует самопознанию и самовыражению личности; Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Игра-драматизация Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.







Консультация для воспитателей

Подготовила:

воспитатель

II категории

Рыбалко С.Е.

Роль театральной деятельности в развитии речи детей.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок

    познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;

    познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Работу по театрализованной деятельности я начала с младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли мне в работе по безболезненной адаптации детей. Я обыгрывала любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению со мной и с детьми.

Учила разыгрывать песенки «Петушок, петушок» колыбельные с куклами, потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка»

Учу разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)

Обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок». Учу Эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание.

После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.

Учу детей выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса. («Са-са-са, к нам летит оса» - с разной силой голоса. – тихо, громче, громко. Также меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т.п.

Расширяется словарный запас детей.

В средней группе планирую большое внимание уделять выразительности речи. Закреплять умение детей сочетать речь с движением

Для театрализации использую сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит», Федорино горе и др. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки». Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок». Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи «Дождик - дождик» и т.д.

В группе мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра:

    пальчиковый театр;

    настольный театр;

    плоскостной театр;

    платковый театр.

    театр ряженых;

    театральные шапочки.

Все эти театры находятся в доступном для детей месте.

Платковый театр я использую в разные режимные моменты (умывание, непосредственно образовательная деятельность, гимнастика после сна, подвижные игры, приём пищи и т.д.)

В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.

В своей работе по театрализованной деятельности я привлекаю родителей, которые помогают изготовить костюмы и атрибуты.

Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только пополнению знаний, умений а и является средством формирования речи, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях.

Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.

Моё стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.

Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического. Она вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и, что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в обществе.

Основная трудность в театрализации это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендую родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной

деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой - нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании
игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.

У детей младшего дошкольного возраста начинает формироваться импрессивный и экспрессивный словарь. Развивается диалогическая речь: формируется умение заканчивать фразу, учатся договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях и стихотворениях. Формируется умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам. Формируется грамматический строй речи: учатся образовывать и использовать в речи существительные мужского и женского рода в единственном и множественном числе, с уменьшительно- ласкательными суффиксами, использовать в речи предлоги В, НА, ПОД.

Формируется умение различать формы глаголов по временам и родам. Развивается умение согласовывать существительные с прилагательным, глаголом, числительным

Формируется умение составлять двусловное предложение. В этом возрасте дети закономерно и абсолютно правомерно допускают ошибки как в произношении звуков, так и в грамматическом построении фраз.

Подготовка детей к театрализации сказок осуществляется постепенно. Дети 2 – 4 лет еще достаточно плохо владеют речью, а поэтому их интерес и внимание направлены на яркие костюмы, фигурки героев сказок, шапочки, маски.

С 3 лет можно использовать инсценировки с игрушками, в которых главные герои выполняют ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят дом, лисенок катается на лошадке…). После этого предлагаются готовые игровые ситуации, созданные с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе.
Таким образом, театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.

Гатауллина Гульнур Гумаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №414 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль театрально – игровой деятельности в развитии речи ребёнка"
Дата публикации: 27.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 414 комбинированного вида»

Ново – Савиновского района

Тема:

«Роль театрально – игровой

деятельности в развитии речи ребёнка»

Воспитатель:

Гатауллина Гульнур Гумаровна

г. Казань, 2017 г.

Согласно ФГОС дошкольного образования развитие речи выделено

в отдельную образовательную область и включает в себя:

Владение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так

как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного

возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка,

глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма,

способствует физическому развитию.

Театрально – игровая деятельность является одним из практических

методов развития речи ребёнка.

Актуальность проблемы состоит в следующем:

Театрально - игровая деятельность имеет огромное значение для развития

творческих способностей дошкольников, она позволяет решать вопросы

развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и

диалогическую речь ребенка, способствует умение организовывать общение

со сверстниками, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и

правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Цель: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей

через вовлечение их в театрально - игровую деятельность.

Задачи:

Сформировать правильную модель поведения в современном мире;

Повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

Познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным

искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый

Совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания,

побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Основные направления речевой работы в театрально – игровой

деятельности:

Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического

восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой

моторики руки, снятие мышечного напряжения.

Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие

мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия,

совершенствование грамматического строя речи, монологической и

диалогической формы речи, игровых навыков и творческой

самостоятельности.

Методы и приемы работы:

1.Чтение художественных произведений, сказок, стихов.

2. Беседы с детьми.

3. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр, инсценировки, драматизации.

4. Рассматривание иллюстраций.

5. Показ кукольного спектакля для детей младшей группы.

6. Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной

и невербальной речи).

В ходе театрально – игровой деятельности развиваются следующие

личностные качества детей:

Коммуникативные качества:

Умение принимать себя и других;

Умение видеть в другом человеке его достоинства;

Эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

Знание культуры человеческого общения.

Коммуникативные навыки:

Развитие речевых навыков (навыков речевого общения)

накопление опыта положительного взаимодействия;

Умение находить общий язык;

Умение без насилия решать конфликты;

Навыки эффективного общения;

Умение выражать свое мнение публично;

Навыки коллективного взаимодействия;

Навыки взаимного уважения и признания.

Деятельностные качества:

Умение планировать свою деятельность;

Умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в паре,

Умение действовать в конфликтных ситуациях

Общечеловеческие ценности:

Ценность семьи;

Ценность здорового образа жизни;

Знание и уважение народных традиций.

Театрализованная игра в развитии речи детей:

1) развивает художественный вкус, творческие способности,

выразительность речи;

2) развивает сценическое, певческое, танцевальное творчество;

3) расширяет словарный запас слов, речь;

4) развивает память, мышление, воображение;

5) формирует чувство коллективизма;

6) приобщает детей к театрализованному искусству.

Для театрально – игровой деятельности детей в нашей группе созданы

благоприятные условия. Имеется уголок театрализованной деятельности, где

подобраны игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные

куклы и костюмы. Для музыкального оформления спектакля в группе есть

магнитофон, кассеты, диски. Оформлены театральные уголки для

самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров,

дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным

произведениям. В группе есть стойка для элементов костюмов, простые

декорации, ширмы для кукольного и настольного театра.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,

собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка,

звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит

ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него

улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает

активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях

расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле

своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию

речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не

то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять,

придумывать - вот, что необходимо ребёнку.

Вывод:

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра

лежит игра. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с

окружающим миром, учатся его понимать. Через театрализованные игры мы

развиваем у детей речевые особенности, обеспечиваем эмоциональное

благополучие. У детей значительно активизируется словарный запас в

повседневной жизни, речь становиться более яркой, эмоциональной.

Дошкольное возраст - уникальный период развития человека, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. Вот почему развитие речи становится наиболее актуальной проблемой в современном обществе.

Хорошо развитая речь помогает ребёнку легко вступать в общение с окружающим миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - основной документ, регламентирующий нашу деятельность, требует от нас результатов:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окру-жающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации обще-ния, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки гра-мотности.

И нам необходимо искать пути реализации этих требований. Один из путей решения данной задачи, по моему пониманию, является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой. Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми). Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей проводятся подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции, логоритмические упражнения, что совершенствует звуковую культура речи, развивает моторику речедвигательного аппарата, дикцию, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству.

Разыгрывание сюжетов литературных произведений позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

В процессе разыгрывания в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок) у дошкольников отрабатываются практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста, композиционно и грамматически оформлять, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, что способствует развитию связной речи дошкольников.

Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес к окружающему миру.

Предлагаю вам, исполнить роль ________ в разных ситуациях:

Простейшие движения —

Интонация, мимика, пантомима —

художественно-образные исполнительские умения —

творческая самостоятельность в передаче образа —

В конце своего выступления хочу поздравить всех с наступающим Новым годом и пожелать счастья, удачи, исполнения всех желаний и планов и, конечно же, ЗДОРОВЬЯ. СПАСИБО.

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры.

— во 2-й младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);

— в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

— в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

— в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками» Тематика таких вечеров может быть различной, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др.

Роль театральной деятельности в развитии речи детей.

Речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь - это многообразная деятельность.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок

  • познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;
  • познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Работу по театрализованной деятельности я начала с младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли мне в работе по безболезненной адаптации детей. Я обыгрывала любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению со мной и с детьми.

Учила разыгрывать песенки «Петушок, петушок» колыбельные с куклами, потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка»

Учу разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок». Учу эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание.

После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.

Особое внимание уделяю выразительности в проговаривании слов в чистоговорках, меняя силу голоса. («Са-са-са, к нам летит оса» — с разной силой голоса. - тихо, громче, громко. Также меняя интонацию - удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т.п.

Для театрализации использую сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит», Федорино горе и др. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки». Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок». Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи «Дождик — дождик» и т.д.

В группе мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра:

  • пальчиковый театр;
  • театр би-ба-бо;
  • настольный театр;
  • плоскостной театр;
  • платковый театр.
  • театр ряженых;
  • театральные шапочки.

Все эти театры находятся в доступном для детей месте.

Платковый театр я использую в разные режимные моменты (умывание, организованная образовательная деятельность, гимнастика после сна, подвижные игры, приём пищи и т.д.)

В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.

В своей работе по театрализованной деятельности я привлекаю родителей, которые помогают изготовить костюмы и атрибуты. Часто при инсценировании какой либо сказки предлагаю родителям принять участие.

Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только пополнению знаний, умений а и является средством формирования речи, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях.

Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.

Моё стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.

Работа по театрализованной деятельности будет и дальше проводиться. Планирую пополнить театральный уголок. А именно платковый театр новыми куклами персонажами. Также изготовить театр на лопатках, который, я думаю, детям тоже будет интересен. В изготовление нового вида театра буду привлекать родителей, с которыми уже беседовала на эту тему и они обещали помочь.

Основная трудность в театрализации это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендую родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.

Хотелось бы обмениваться опытом и видами театра с другими воспитателями, что то взять для себя в изготовлении нового вида театра.