Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе. Россия

Организация: МАДОУ № 94

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Цели и задачи:

  • Расширять представление о стране, в которой они живут.
  • Закреплять и обобщать знания детей о государственных символах России.
  • Закрепить знания детей о Москве – столице России, воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу.
  • Формировать уважительное отношение к государственным символам.
  • Воспитывать патриотические чувства.
  • Воспитывать любовь и гордость за свою Родину с помощью художественного слова.
  • Обогащать словарь детей.
  • Создать положительное – эмоциональное настроение у детей.

Ход занятия

(дети стоят в кругу)

Воспитатель:

Придумано кем – то
Просто и мудро.

При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о Родине, стране в которой мы с вами живём. Почитаем стихи. Звучит негромкая, спокойная музыка.

Воспитатель:

С. Васильев
РОССИЯ

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,

Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живёт, мать, которая даёт жизнь… Без всего этого, человеку жить просто невозможно. Среди самого необходимого, самого дорогого, есть у человека Родина!

Родина! Что это значит?

Ребёнок читает стихотворение

Т. Бокова

Родина!

Родина - слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка – Это тоже Родина.

Воспитатель:

Это цветы, что растут в нашем крае,
Это заря, что горит не сгорая…
Родина – это глаза твоей мамы,
Полные слёз или в искорках смеха.
Родина. Слова не знаю чудесней,
В нём наши сказки и славные были,
Дедов далёкие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал своё имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдёшь ты с другими.

Такими красивыми и понятными словами один из поэтов сказал, что такое Родина.

Ребята, а что для вас означает это слово?

Дети: ( ответы…)

Воспитатель:

Конечно, слово Родина, означает очень многое, и каждый понимает его по-своему. Родина – это и земля, и страна в которой мы родились. Это и мать, и отец твой.

Родину ещё отчизной, отечеством называют, а дом родной – называют «отчим домом». Язык, на котором мы с вами говорим, для нас родной, он дан нам Родиной.

Родина, это и цветы, и воздух, и даже небо, ведь даже оно не везде одинаковое. Есть родное небо – это то, под которым ты родился и живёшь.

Томск- это тоже наша Родина.

Ребёнок читает стихотворение :

Средь тайги и просторов широких
Мой раскинулся город родной.
Край озёр, облаков синеоких…
Он чарует своей красотой.

Река Томь – летом ты говорлива,
Катишь к северу воды свои.
Ты всегда неизменно красива:
Будишь нежные чувства мои.

Город юности, ярких мечтаний,
Ты меня навсегда покорил.
Город ВУЗов – рассадник познаний:
Ты талантов немало взрастил.

Воспитатель:

Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее.

Много сложил народ о ней пословиц и поговорок. Вспомните пословицы и поговорки о Родине.

Дети:

Родина любимая – что мать родимая.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины – что соловей без песни.

  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Нет ничего краше, чем Родина наша.
  • Кто за Родину горой, тот истинный герой.
  • Русский в словах горд, в делах тверд.
  • Москва – всем городам мать.
  • Всякому мила своя сторона.

Игра: «Передай сердечко и скажи словечко» - подобрать прилагательные к слову Родина.

Воспитатель:

Ребята, вы сказали о Родине такие прекрасные слова. А вы знаете, в какой стране вы живёте?
Дети: (ответы…)

Воспитатель:

Да, наша страна называется Россия, и мы с вами в ней живём.. Какое красивое и звучное имя - Россия. Давайте повторим его вместе.

Игра: «Как зовут жителей» - предлагается детям место проживания и они должны назвать жителей этого места. Например: на Луне – лунатики, на Земле – земляне, в России – россияне

Воспитатель: Верно, мы с вами россияне, потому что живём в России. Ребята, нашу страну, можно узнать не только по имени, но и по государственным символам: гимну, флагу и гербу.

Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы и они являются отличительным знаком государства.

Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств..

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. Его главное назначение- «стягивать», к себе, т.е. объединять воинов для защиты своей земли. Затем стяги стали делать из ткани. Современный флаг утвердил великий русский царь Пётр 1. Полотнище флага состоит из трёх полос белого, синего и красного цветов. Полосы расположены горизонтально. Цвета флага выбраны не случайно.

Цвету флага придается особый смысл.

Белый цвет означает мир и чистоту совести;

Синий – небо, верность и правду;

Красный – огонь и отвагу.

Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам.

«Да она шила – вышивала тонко бело полотно,

Да тонко бело полотно, да бело-бархатное,

Она строки строчила красным золотом».

Православные христиане видели в расположении полос флага строение мира.

Вверху – божественный мир, воплощенный в белом, небесном свете, ниже – синий небосвод, а под ним мир людей, красный цвет.

Мы говорим белый цвет, синее море, весна красна, красная девица, употребляя слово «красный» в значении «красивый».

Видимо все же не случайно стали они цветами государственного флага России.

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, где можно встретить государственный флаг России?

Дети: (ответы).

Физкультминутка:

Столица нашей Родины – Москва

уки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)

Ехать очень долго – дня два.

(поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх)

С высокой, главной башней,

(подняться на носки, поднять)

С курантами на ней

(руки вверх, потянуться)

И с площадью огромной,

(развести руки в стороны на уровне груди)

С названием скромным,

(руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)

Зовётся она Красной

И смотрится прекрасно.

Музеев там не перечесть,

(согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)

Театры, памятники есть.

(загнуть левой рукой два пальца правой руки)

Поедим в гости мы к друзьям,

(руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)

Чтоб рассказать об этом вам.

(согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)

Воспитатель: Второй символ – герб. Гербы появились давным – давно. Герб был отличительным знаком рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличать друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ был изображен на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение

можно увидеть на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.

Воспитатель:

Посмотрите на герб нашего государства. Что вы на нем видите?

Дети:

Орел с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл.

Воспитатель:

Вывод: на гербе России золотой двуглавый орел, над орлом три короны. В лапах орла золотой жезл и золотой шар.

Воспитатель:

А что вы видите на груди орла?

Дети:

Воспитатель:

Подумайте, вам знаком этот щит?

Дети:

Щит похож на герб Москвы.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему герб Москвы в центре государственного герба?

Дети:

Москва – столица нашего государства.

Воспитатель:

Попробуйте описать герб Москвы.

Дети:

На красном щите нарисован всадник на белом коне. В руках он держит копьё, которым убивает змея.

Воспитатель:

Правильно, мы видим Георгия Победоносца в серебряных доспехах. Золотым копьем он поражает дракона.

Ребята, каждый элемент герба имеет своё значение:

  • Двуглавый орел – символ единства России;
  • Короны – союз республик, входящих в состав России;
  • Жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство;
  • Всадник на щите – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врага.

Воспитатель:

Герб России

На герб посмотрим: здесь орел,

Да не простой – двуглавый,

Символизирует страну –

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко -

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль все, не шел чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами – короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьем сраженный.

Воспитатель : Скажите, а где можно встретить изображение герба?

Дети : (ответы).

Герб и флаг страны созданы в соответствии со строгими правилами и имеют общую символику, которая олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом.

Игра:«Я знаю…», детям предлагается собрать Герб и Флаг России из отдельных частей.

Воспитатель:

Гимн - самая главная песня нашей страны, ее должны знать все люди, которые живут в России и не только знать, но и относиться к ней с трепетом и уважением. Музыка гимна неторопливая и величавая. А в словах текста отражается любовь к Родине- России, говорится о красоте природы, высказываются надежды на прекрасное будущее. Государственный гимн- один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения- все присутствующие встают,. Гимн всегда поют и слушают стоя. Давайте и мы сейчас встанем и послушаем главную песню нашей Родины.

Дети встают. Звучит «Государственный гимн Российской Федерации ».

А знаете ли вы, когда исполняется Государственный гимн?

Дети (ответы).

3. Воспитатель:

Ребята, сегодня вы узнали о государственной символике Российского государства. Граждане России гордятся Государственными гербом, флагом и гимном.

Список литературы:

  1. Общеобразовательная программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.
  2. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М.: Сфера, 2004.
  3. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.
  4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008.
  5. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... - М.: Изд-во «Скрипторий», 2003.
  6. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

Альбина Бабашева
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы - россияне»

Конспект по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе: Составила: воспитатель МДОУ «Детский сад №25», г. Кириши, Бабашева А. Я.

Тема: «Мы – Россияне»

Цель : Систематизировать и обобщить знания детей о России, и развивать их в процессе совместной деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

Познакомить детей с государственными символами России (флаг, герб, гимн, с символическим значением цветов государственного флага России;

2. Развивающие:

Продолжать развивать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развернутым предложением.

Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение.

Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.

3. Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к государственным символам;

4. Коррекционные:

Развитие тонкой моторики руки с помощью пальчиковой гимнастики;

Интеграция образовательных областей:

1. Познавательное развитие (доминирующая область).

2. Речевое развитие.

3. Художественно-эстетическое развитие (рисование.)

4. Физическое развитие.

Предварительная работа:

Создание уголка по гражданскому воспитанию; проведение познавательных занятий по знакомству с флагом, гербом России;

Беседы о дружбе;

Чтение художественной литературы, Н. Виноградова «Моя страна Россия», пословицы и поговорки о Родине;

Рассматривание иллюстраций с изображением Москвы – столицы России, открыток с видами разных городов России, фотографии и альбомов родной природы (растения, животные и деревья);

Прослушивание аудио запись гимн России.

Пособия и материалы: географическая карта России, глобус, флаг России;

раздаточное: альбомные листы, цветные акварельные мелки.

Словарная работа: Россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орел, древка, Георгий Победоносец.

Ход занятий.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть набор демонстрационного материала Государственной символики России.

Воспитатель (загадывает) загадку о Родине;

Здесь родился и живёшь,

Уезжаешь-скучаешь.

Как зовут это место,

Ты знаешь? (Родина.) (ответы детей.)

Воспитатель обращает внимание детей на доску, где висит географическая карта России и предлагает рассмотреть ее.

Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о нашей большой прекрасной Родине. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Кто знает, где расположена наша страна на карте? (ответы детей, если затрудняются, необходимо помочь).

Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей.)

Воспитатель. Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.

Воспитатель и дети читают стихотворение:

«Наша Родина большая», В. А. Степанов.

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы….

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Воспитатель. Ребята, кто запомнил, как называется страна, в которой мы с вами живём? (ответы детей.) Россия.

Воспитатель. Правильно, значит мы с вами Россияне.

Воспитатель. Ребята, кто помнит, что такое отличительный знак государства? (ответы детей).

Каждая страна имеет свой флаг, герб и гимн. Они являются государственными символами.

Герб – это отличительный знак государства.

Его изображают на флагах, печатях, монетах и на важных документах.

Использование ИКТ (проектор, ноутбук).

Задание № 1. (слайд №1)

А теперь предлагаю найти наш российский герб среди гербов других стран. Обозначьте его расположение. (Первый с лева, в нижнем ряду).

Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея).

Звучит гимн РФ.

Дети обращают внимание на мелодию, и вспоминают ее.

Ребята, давайте вспомним, что это за мелодия, песня? (ответы детей).

Перед началом торжественных мероприятий, соревнований, игр, звучит главная песня страны. Это Гимн и его нужно слушать стоя, молча, проявляя уважение. Прошу всех встать.

После гимна вместе с детьми рассматриваем гос. Флаг.

Воспитатель.

А теперь задание на сообразительность. Использование ИКТ. Слайд №2.

Я предлагаю вам выбрать на слайде среди разных флагов российский флаг, определите его положение (ответы детей).

Российский флаг – символ доблести и чести российского народа.

Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников).

Государственный Флаг не должен касаться земли, его нельзя переворачивать, к нему нужно относиться с уважением. Наш государственный Флаг имеет три равноценные полосы: (белый, синий и красный).

Вспомните, что означает белый цвет флага? (мир и чистоту совести).

Что означает синий цвет флага? (верность и правду).

Что означает красный цвет флага? (мужество и отвагу).

Динамическая пауза . Ребята давайте вспомним игру, которую мы учили вчера. Кто помнит?

«Мы –Россияне».(пальчиковая игра)

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

(хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

(поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(сгибать, разгибать пальчики)

Итог занятия:

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, я буду говорить предложение, а вы его закончите.

Наша страна называется…. Россия.

Граждане России называются…. Россияне.

Столица России – город …. Москва.

Самая известная река России…. Волга.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю в раздевалку, повесить Российский флаг и гимн России. Кто хочет мне помочь? (ответы детей). Тогда давайте я буду печатать текст гимна, а вы нарисуете флаг! (ответы детей). (ответы и предложения детей). Дети могут предложить каждый нарисовать флаг, или коллективную работу.

(дети рисуют пастельными мелками).

Публикации по теме:

МДОУ №29 – детский сад «Брусничка» Открытое занятие по гражданско-патриотичскому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через.

Тема: «Мы – россияне»

Цель:

    способствовать формированию у учащихся убеждённости и гордости за страну, в которой они живут.

Задачи:

    обобщить и систематизировать знания детей о России;

    формировать уважительное отношение к государственным символам;

    закрепить названия крупных российских городов и рек; народов, населяющих РФ; названия народных промыслов;

    воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства;

    коррекция и развитие мыслительных процессов (анализ, синтез), внимания и связной речи.

Оборудование: атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, салфетки, ручки, экран, проектор.

Ход занятия.

    Вводная часть.

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.

    КРУ

Ребята обратите внимание на доску, здесь спрятаны слова, расшифруйте их:

Анидор, авксом, ацилотс, тоиртап, анзичто.

По какой теме подобраны данные слова? К чему они относятся? (Родина, Россия)

Тема нашего сегодняшнего занятия «Мы – россияне».

    Основная часть.

Наша Родина – богатая страна. Россия богата традициями, полезными ископаемыми, памятниками природы и архитектуры, людьми, многонациональными культурами, народными промыслами.

Я предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик о нашей великой державе.

Показ видеоролика «Россия» на песню Е. Росса

Сегодня у нас не обычное занятие, а викторина на тему «Мы – россияне». В игре участвуют две команды: команда «Васильки» и команда «Ромашки».

Оценивать игру будет жюри. Команды поприветствуйте жюри. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Команды, представьтесь, пожалуйста.

Команда «Васильки»:

Василек – цветок России,

Он, как небо, синий, синий,

Любит русская душа

Васильковые глаза.

Команда «Ромашки»:

Мы – ромашковое поле,

Символ русского раздолья.

Но совсем не горячи

Ромашки белые лучи .

- Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Как вы думаете, что такое Родина? (Родина - значит родная сторона, место, где мы родились, где мы живем. Это Отчизна, Отечество. Родина у человека одна).

Давайте начнём нашу викторину с разминки. Я буду говорить предложения, а вы их закончите.

К какой команде будет обращён мой вопрос та команда и отвечает.

Наша страна называется….. Россия.

Граждане России называются…. Россияне.

Столица России – город …. Москва.

Санкт – Петербург основал.… Пётр I .

Самая известная река России…. Волга.

Кто является главой российского государства.… Президент.

Молодцы, начинаем нашу игру.

Конкурс 1. «Государственные символы»

Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)

Что такое государственный гимн? (главная песня страны, слушать её надо стоя, проявляя уважение)

Я предлагаю командам выбрать на листочках среди разных флагов российский флаг.

Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, школах, жилых домах в дни государственных праздников)

А теперь найдите наш российский герб среди гербов других стран.

Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея)

Конкурс №2 «Литературный»

А сейчас у нас литературный конкурс. Каждой команде было задано домашнее задание, выучить стихотворение о Родине. Жюри оценивает содержание и выразительное чтение.

Песня В.Степанов

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Необъятная страна. В.Степанов

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Конкурс 3. «Города России»

Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сёл, деревень. Назовите города, сёла, посёлки, которые вы знаете. (команды поочерёдно называют)

А сейчас каждая команда получит карту России. Задание: поставьте точку приблизительно в том месте, где находится наше село.

Конкурс 4 «Собери правильно»

Родной край - сердцу рай.

Человек без Родины - что соловей без песни.

Народное братство - дороже всякого богатства.

Жить – Родине служить.

Если дружба велика - будет Родина крепка.

Если народ един - он непобедим.

Физминутка.

Конкурс 5 «Народы России»

Упражнение “Салфетка”.

На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.

Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат? (потому что каждый по-разному оторвал кусочек, потому что мы все разные)

Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.

В России живёт много разных народов. Каждый народ имеет свою культуру, свой язык. Все народы равны между собой. Давайте вспомним и назовем, какие народы живут в России. (дети по очереди называют: русские, татары, башкиры, чуваши, мордва, евреи, якуты, украинцы, таджики, армяне, и пр.)

Конкурс 6 «Народные промыслы»

А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Внимательно слушаем и.

    Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая,

Необычная, смешная,

И чуть-чуть пузатая.

Подожди минуточку

Ты откуда уточка?

Уточка свистит моя:

Филимоновская я!

    Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница. (матрешка)

    Снежно – белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно, с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель.)

    Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют ….. Хохломой.

(дети отгадывают, а воспитатель показывает на слайде картинку)

Конкурс № 7. «Русские художники»

Ребята каких русских художников вы знаете? (Шишкин, Васнецов и т.д.)

А теперь среди представленных картин нужно найти картины русских художников.

На этом наша викторина заканчивается и жюри подсчитывает баллы.

IV . Итог.

Оглашение результатов викторины.

Победила дружба!

Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы говорили о государственных символах, о культуре русского народа. Я думаю, что сегодняшнее занятие оставило в каждом из вас определённые чувства к Родине.

Рефлексия.

Я предлагаю вам закончить предложения, которые вы видите на доске:

Для меня Россия – это:

1. Страна, в которой я живу, которой горжусь и должен суметь защитить её в трудную минуту.

2. Страна, в которой я родился, где живу я, моя семья и мои друзья.

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, все молодцы, всем спасибо!

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Мой город» в старшей группе

Программное содержание:
- Формировать представления о родном городе Кумертау
- Закреплять знания о флаге,гербе России и Республики Башкортостан
- Познакомить с флагом и гербом города
- Воспитывать чувство патриотизма,любви к родному городу
- Познакомить детей с достопримечательностями города
- Развивать воображение и стремление изобразить в рисунках свой двор
- Формировать умение работать в коллективе
Оборудование: мультимедийная система, слайд шоу с достопримечательностями города, аудиозапись со звуками города, рисунки детей.
Раздаточный материал: клей, ватман; изображения машин, дворов, деревьев.
Предварительная работа: рисунки детей и родителей на тему «Мой двор».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель : Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
- Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса.Дети рассаживаются за столы.
Ребята для вас приготовила вопросы.
Итак первый вопрос.
1.Как называется наш детский сад?
Дети: "Золотая рыбка"
2. В каком пасёлке мы живём?
Дети: п. Пятки
3. Наша страна называется...
Дети: Россия
4. Мы живем в городе….
Дети: Кумертау
5. Какие улицы нашего города вы знаете…
Дети: ул.Ленина, ул.К.Маркса,ул.Гафури.
6. На какой улице находится наш детский сад?
Дети: ул.Молодёжная
7. Я живу на улице…..
Дети: ул.Ватутина,ул.Шоссейная.
Послушайте, кто-то стучится к нам.Кто бы это мог быть?
Дети: кукла,почтальон.
Воспитатель открывает дверь,а там Степаша.
- Ребята, посмотрите, это же Степаша. Он пришел к нам в гости из своего города. Давайте с ним познакомимся (дети по очереди называют свое фамилию, имя) .
Воспитатель: Молодцы! Ребята Степаша нам предлагает сыграть в игру «Что? Где? Когда? ». Согласны?
Дети: да!
Воспитатель: - Уважаемые игроки, позвольте представить вам вашего соперника – это Степаша, который будет задавать вам вопросы.
Первый конкурс «Разминка».
- Сейчас вам нужно прочитать стихотворение о родном городе громко и выразительно.
1 ребенок.
Люблю я город свой,
Люблю я край родной,
И рада,что живу я тут,
Где новых все открытий ждут.
Наш город расцветает,
Как будто он живой.
И каждый гость пусть знает,
Про город наш родной.
2 ребенок.
Мы живем, мы растем
В нашем городе родном.
Для кого-то он большой,
А для нас - огромный!
Пусть живет!

Пусть растет!
Городок наш скромный!
- Молодцы! Все справились с первым конкурсом.
2.
Перед вами лежат конвертики вам необходимо из предложенных символик выбрать герб г. Кумертау (в конверте различные гербы и флаги городов Республики Башкортостан) .
Воспитатель : А теперь посмотрите на экран и сравните, правильно ли вы выбрали герб.
(слайд с гербом Кумертау)
Воспитатель : Что означает треугольники в гербе?
Дети: бурый уголь.
Воспитатель : Какая птица нарисована на гербе и что она символизирует?
Дети: Сокол-сапсан,означает башкирскую степь в которой построен наш город.
Физминутка
Утром рано мы встаём,
Город видим за окном.
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой, -
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт,
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Городок наш скромный.
(развести прямые руки в стороны)
- Молодцы. Отдохнули хорошо. Продолжаем игру.
3. «Загадочная викторина».
- Уважаемые игроки, вам выпал счастливый сектор «Загадочная викторина». У вас появилась возможность отгадать мои загадки.
1. Отгадайте-ка, ребятки,
Вы о городе загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придётся продолжать.
Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий поездов. Того мы приглашаем в зал,
Что называется… (вокзал)

2. Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это здание- … (почта)

3. Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают
Эти люди в белом.
Если кто- то заболел
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую… (больницу)

4. Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад
Что же это... (детский сад)

5. Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее
В нашем… (магазине)
- Молодцы. Все загадки отгадали.
4. Конкурс «Угадай что изображено»
Просмотр слайд шоу, рассказы детей о знакомых местах (рассказы детей дополняются рассказом воспитателя) :
1 слайд
Воспитатель: что нарисовано ребята?
Дети: парк Гагарина,в котором мы любим гулять и зимой и летом.Здесь проводят праздники.Есть разные карусели и качели.
2 слайд- вечный огонь.
Дети: вечный огонь.Его установили в память о победе в Великой Отечественной Войне.Перед Вечным огнём отмечают День Победы.
3 слайд- площадь советов.
Дети: городская площадь.Здесь стоит здание администрации.В самом центре стоит памятник Ленину В.И. На площади проводятся праздники: новый год, первомайское демонстрация,бал выпускников.
4 слайд- памятная стелла вертолетостроению.
Дети: стелла вертолету. Посвещен строителям крылатых машин.
5 слайд- стадион "Шахтёр"
Дети: стадион Шахтер.Назвали в честь шахтеров.
- Молодцы. Вы очень хорошо рассказали о своем городе.
5.Игра «Можно - нельзя».
Дети встают в круг.
- Дети давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак. Хлопок- правильно, руки вниз - нет.
Переходить улицу на красный свет.
Рвать цветы на клумбе.
Любоваться цветущей клумбой.
Сажать деревья и цветы.
Бросать фантики от конфет.
Переходить дорогу на зеленый свет светофора.
Кричать, шуметь в общественных местах.
Разговаривать в спокойном вежливом тоне.
6.Проблемная ситуация.
Воспитатель: Дети, Степаша плачет. Что случилось?
Ребята, он мне сказал, что плачет из-за того, что в его городе нет таких красивых мест, дворов, площадок. В городе, где живет он с друзьями, ему скучно. Как вы думаете, мы сможем ему помочь?
Дети: да.
Воспитатель : Посмотрите на город Степаши. (Вывешивается ватман с изображением дороги и солнца). Как вы думаете, чего здесь не хватает, чтобы наш гость был счастлив?
Дети: домов,машин, детских площадок.
Воспитатель: Мы сможем ему помочь?
Дети: да сможем.
7. Коллективная работа . Город для Степаши.
Дети берут готовые шаблоны (фонтаны, здания, детские площадки, деревья,машины) и наклеивают на ватман.
8.Итог занятия.
Воспитатель: Степаша, посмотри, ребята нарисовали свой любимый двор, где они живут.
Степаша благодарит детей и интересуется, что им понравилось сегодня больше всего.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы сегодня очень хорошо отвечали на мои вопросы. Я вижу вы знаете и любите свой город, в котором вы живете. Я поздравляю вас с победой и вручаю всем игрокам вот такие эмблемы нашего города.(Детям одеваются эмблемы «Кумертау»).

Храмцова Татьяна Андреевна
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад компенсирующего вида №32
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-10 Занятие в подготовительной группе по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы – россияне» Храмцова Татьяна Андреевна МБДОУ - детский сад компенсирующего вида №32 занятие по патриотическому воспитанию

Занятие в подготовительной группе по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы – россияне»

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России; формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов; воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Оборудование и материалы : изображения герба и флага; полоски белого, синего, красного цветов; фото В.В. Путина; презентация « Достопримечательности Москвы»; гимн России.

Ход занятия

Воспитатель. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

– Как вы думаете, что такое Родина? (Родина – значит родная сторона, место, где мы родились, где мы живем. Это Отчизна, Отечество. Родина у человека одна)

А сейчас стихотворение о Родине.(читают дети).

Песня В.Степанов

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

– А сейчас мы поиграем.

Игра называется «Я начну, а ты закончи».

Я буду говорить предложения, а вы их закончите.

Наша страна называется….. Россия.

Граждане России называются…. Россияне.

Столица России – город …. Москва.

Самая известная рек России…. Волга.

«Пословицы о Родине».

1. Нет в мире крашеРодины нашей .

2. Человек безРодины ,что соловей без песни.

3. Береги землю родную,как мать любимую.

4. Тот герой,кто заРодину горой .

5. Одна у человека мать,и одна у негоРодина .

«Государственные символы»

В каждом государстве есть свои государственные символы.

– Какие государственные символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн)

Что такое государственный гимн? (главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать её надо стоя, проявляя уважение)

– Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, жилых домах в дни государственных праздников)

– Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея).

«Флаг России».

Посмотрите на флаг,на нём три горизонтальныеполосы :Белая,синяя и красная. Что же означает белый,синий и красный цвет?

Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души,

Синий -верность и правду,

Красный – отвагу и любовь.

Ребята, вы должны соответствовать этим символам,стараться быть дружными,честными и отважными,любить своих близких и своюРодину .

А сейчас давайте поиграем. – Д. И. «Собери флагРоссии».

Работа с цветными полосами. Дети собирают флаг в правильной последовательности.

«Города России»

– Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сёл, деревень. Назовите города, которые вы знаете (ответы детей).

Воспитатель :В каждой стране есть главный город- столица. Как называется главный город России ?

Дети : Москва.

Давайте найдем главный город России на карте……….

Молодцы..

А сейчас, я предлагаю вам полюбоваться красотами главного города России.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Достопримечательности МОСКВЫ».

Воспитатель : Москва – столица нашейРодины , это один из самых красивых городов страны. Она отличается от других городов тем,что там работаетРоссийское правительство ,президент. Он руководит жизнью страны.

Как зовут президентаРоссии ?

Дети :В. В. Путин.

Физкультминутка.

Вместе по лесу идём .

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель : СимволомРоссии является -Гимн .

ГимнРоссии – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях,а так же во время спортивных соревнований,при награждении наших спортсменов медалями за победу.

Слушают Гимн всегда стоя,мужчины снимают головные уборы,и никогда при этом не разговаривают.

Давайте и мы с вами встанем и послушаем песню нашего Государства- ГимнРоссии .

Слушают часть гимнаРоссии .

Воспитатель :

Будущее нашейРоссии во многом зависит от вас ребята,от того,как сильно вы будите любить своюРодину ,что хорошего сможете для неё сделать, когда станете взрослыми людьми.

Просмотреть свитедельство о публикации


, . .