Совместное коллективное творчество с детьми в доу. Коллективная работа в детском саду из бумаги «Птицы

Коллективные творческие дела в детском саду

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Если в творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью), значит эти стороны личности мы и должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество.

Большое значение для формирования творческих способностей имеют коллективные творческие дела.

- это эффективный метод воспитания, обучения и развития воспитанников, основанный на позитивной деятельной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Коллективная творческая деятельность – это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела самих ребят, вернее, коллектива, членом которого становится и взрослый.

Введение новых ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) в дошкольное образование диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС ДО. А творческая деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, безопасность.

Работая с детьми своей группы «Капелька», я особое внимание уделила коллективной творческой деятельности. Поводом послужило то, что некоторое время мои воспитанники терпели неудачи в мероприятиях, где нужно было коллективно «бороться» за призовые места: дети не сотрудничали, а соперничали, каждый был сам за себя, в коллективе отсутствовал «дух команды». Нужно было как-то сплотить детей, заинтересовать, объяснить… Выход из сложившейся ситуации нашла в коллективных творческих делах , через которые и коллектив группы можно сплотить, и творчество детей развить.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга по характеру общей практической заботы.

Художественные коллективные творческие дела . Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (лепка, аппликация, рисование).

Трудовые коллективные творческие дела. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (Проводились мероприятия: «Подарок друзьям», «Трудовой сюрприз», «Книжная мастерская»).

Познавательные коллективные творческие дела. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные коллективные творческие дела обладают богатейшими возможностями для развития у дошкольников таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (Мероприятия: «Вечер веселых задач», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн», экскурсии, проекты «Чудо город», «Крапива», «Береги птиц»).

Спортивные коллективные творческие дела. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (Мероприятия: «Веселые старты», «Зов джунглей», «Лыжня России», «Кросс нации»).

Общественно-патриотические коллективные творческие дела. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (Мероприятия: «День знаний», «Новогодний праздник», «День Защитников Отечества», «Международный женский день 8 Марта», «День Победы», проект «Моя семья»).

Организаторские коллективные творческие дела. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной организаторской деятельности (Мероприятия: дни рождения воспитанников, конкурсы рисунков и поделок).

Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Используя в своей работе все виды коллективного творчества, заметила, что дети научились согласовывать свои действия, мнения, быть внимательными к чувствам и эмоциям других людей, планировать свои действия, определять их последовательность.

Вся моя работа по развитию коллективного творчества у детей дала хорошие результаты. Мои воспитанники стали победителями в территориальных мероприятиях: Муниципальный фестиваль «Эта добрая сказка», «Самая красивая» - Гран-при; Муниципальный фестиваль «Русская душа» - I место; Муниципальный фестиваль детского творчества «Радуга планеты детства» Гран-при и два первых места.

А также мои дети - активные участники и победители областных, всероссийских и международных конкурсов и мероприятий: Общероссийская акция «Дерево-память»; 5 Всероссийский Фестиваль науки NAUKA 0+ Конкурс детского рисунка «Мир науки глазами детей» - I место; Всероссийский творческий конкурс для дошкольников «Пернатые друзья» - I и II места; Международный конкурс детского творчества «Краски», Конкурс рисунков «Мир глазами детей» - II, III места; IV Международный конкурс детского рисунка «Дружат дети на планете», Открытый межрегиональный турнир способностей «РостОК-SuperУм» для детей старшего дошкольного возраста - I, II, III места.

Я горжусь своими воспитанниками и результатами проделанной работы.

Надежда Егорова
Консультация «Коллективное творчество дошкольников»

Коллективное творчество дошкольников .

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем , особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты , готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во – первых, это положительный психологический климат в детском коллективе ; во – вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование , ручной труд.

Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении . Основной причиной является : недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.

Решая проблему развития коллективного творчества , педагог должен основываться на следующих принципах :

- творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества ;

Учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии ;

Управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности ;

Комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников .

Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста ) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).

В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами . Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В . Маяковского : «Чего один не сделает, сделаем вместе» .

Поэтому одной из форм проведения как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности в старших группах в детском саду являются коллективные работы , итогом которых становятся общие картины, панно, композиция в лепке.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :

Договариваться о совместной работе, её содержании;

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения , кадры к фильму и т. д.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми :

В начале года дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;

На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала о деле, потом подчёркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;

Постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом : планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и прочее.

К взрослому дети обращаются тогда, когда не могут договориться самостоятельно. Здесь важно подсказать, как лучше договариваться, в каком случае уступить друг другу, если надо, научить работать вместе, дружно, с удовольствием.

На занятиях воспитатель использует разные виды искусства : изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве , создании своего образа.

В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Так, общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно - враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враждебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом. Если же возникает необходимость работы в группе общительно - и необщительно-враждебных детей, она обязательно должна быть "усилена" 2-3 общительно-дружелюбными детьми.

Легче организовывать детей для выполнения коллективной работы по лепке , аппликации, конструировании , сложнее в рисовании, но в практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в разных видах деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

1. Совместно-индивидуальная

(ребенок-участник деятельности - выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции).

2. Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-

последовательной формы организации

(результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого).

3. Совместно-взаимодействующая

(формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда ).

Так, дети младшей группы создают каждый отдельную картину, а в конце у них будет общая картина. При соединении всех работ вместе в конце занятия получаются картины «Цветущий луг» , «Лес» , «Цыплята на траве» и т. д.

А старшие дети выполняют более сложное и разнообразное задание («Улица города» - транспорт, дома, деревья, люди т. д.). Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы , каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет рисовать.

Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия , педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело . Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна организация выставок личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества .

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Например, дети с удовольствием участвуют в оформлении панно на стене групповой комнаты "Волшебная страна Детства", «Космос» и т. д. Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Так, коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города» : на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)

А что же мешает успешному развитию детского творчества ? Самым существенным недостатком в работе педагогов, мешающим развитию детского творчества , является излишняя опека ребёнка, т. е. вмешательство воспитателя в сам творческий процесс ребёнка , навязывание своей идеи работы. Следующим недостатком, отрицательно сказывающимся на развитие детского творчества , следует считать ограниченность материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации и лепки, ограниченность детьми способов изображения. Самый отрицательный недостаток работы в развитии детского творчества , неправильное руководство детским творчеством и низкий уровень квалификации педагога, т. е в педагоге отсутствует творческий потенциал для решения данного вопроса.

Перед воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности : добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад вырастить не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно!- инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески , если видит вокруг возможность для совершенствования.

Темы коллективных работ для детей 3-4 лет

1. Разноцветные шары (аппликация, рисование)

2. Зимний лес (рисование)

3. На деревья на лужок, тихо падает снежок (рисование)

4. Неваляшки гуляют (лепка, аппликация)

5. На дереве распустились листочки, цветы (рисование, аппликация) . В этом случае изображение дерева при детях создаёт воспитатель, а дети наклеивают готовые цветы, листья.

6. Расцвели красивые цветы (аппликация и рисование)

7. Цыплята гуляют в траве

8. Украсим нашу группу к празднику (лепка, аппликация, рисование) . Это занятие применяется ко всем праздникам (день рождение, праздник весны, Новый год и т. д.)

Темы коллективных работ для детей средней группы

1. Осенний лес (рисование)

2. Осенний ковёр (декоративная композиция может быть выполнена в аппликации. Подобного рода композиция может быть создана по весенним мотивам)

3. Птицы на ветке (дереве) ; Птицы на кормушке (лепка)

4. Весёлая карусель (по мотивам дымковских игрушек) . Карусель конструирует воспитатель .

5. Сказочное дерево (рисование, аппликация)

6. Наш аквариум (композиция может быть выполнена в рисунке и аппликации)

7. Сказочная страна (аппликация : дети украшают вырезанные домики, вырезают детали украшения, приклеивают их и из украшенных домиков составляют картину на большом листе бумаги, протонированном в соответствии с колоритом сказочной страны : небо, земля, трава и т. д.)

8. По улице сказочного города едут тележки и везут разные грузы (аппликация)

9. На клумбе расцвели красивые цветы (рисование, аппликация)

Темы коллективных работ для детей старшей группы

1. Витрина магазина игрушек (аппликация, рисование)

2. Корзина с цветами

3. Наш уголок природы (аппликация)

4. Осенний парк (волшебный сад) – рисование, аппликация

5. На катке

6. Наш город (аппликация)

7. Зимние забавы (рисование)

8. Сказочное царство

9. Космос (рисование, лепка, аппликация)

10. Мои любимая сказка (мультфильм) – аппликация, рисование

Темы коллективных работ для детей выпускной группы

1. Цирковая арена (аппликация, рисование)

2. Корзина с цветами (ваза с цветами, ваза с фруктами – аппликация)

3. Роспись на ткани (рисование)

4. Осенний парк (волшебный сад) – рисование, аппликация

5. Животные мира (аппликация или рисование, лепка)

6. Наш город (аппликация)

7. Зимние забавы (рисование)

8. Цветочный мир (рисование, лепка, аппликация)

9. Космос (рисование, лепка, аппликация)

10. Мои любимая сказка (мультфильм) – аппликация, рисование

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты, готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во- первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во – вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.

Особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются творческие работы всех детей группы. Такие работы называются коллективными. Коллективная форма не снижает значение деятельности каждого ребенка, не оставляет без внимания его собственные усилия и от качества работы каждого воспитанника зависит общий результат: ведь чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, интереснее будет общая композиция. И самое главное то, что дети понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности

Коллективное художественное творчество формирует у детей коммуникативные способности, то есть способности общаться друг с другом, а также способствуют более свободному общению ребенка со взрослыми.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

  • договариваться о совместной работе, её содержании
  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать
  • планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, зал, выполнить поздравительную композицию для родителей, ко дню рождения ребёнка и т. д.

При организации коллективной деятельности выделяют 3 этапа:

  • подготовительный этап, позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной творческой деятельности (экскурсии, беседы, рассматривание репродукций и т. д.)
  • основной этап - этап выполнения работы, который включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель –предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создать в ходе коллективного изобразительного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формирований у них умений работать в коллективе
  • заключительный - это период взаимодействия детей с уже завершенной работой.

Коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Сказочный город» : на первом занятии создаётся город (из втулок и картона) , на втором занятии - улитки, которые будут жить в этом городе (из ракушек и пластилина) , в конце занятия собирается композиция. На третьем занятии дополняем город по своему желанию (деревьями, цветами и т.д.)

Для успешной совместной творческой деятельности, должны быть созданы доброжелательные, доверительные, партнерские отношения между самими детьми, а так же между педагогом и детьми. Только так можно создать неповторимые, незабываемые коллективные творческие работы.

Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них.

Я не хочу видеть детей эгоистами!

Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа.

Цели коллективных занятий:

Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов;

Развивать творческие способности, фантазию, воображение;

Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи:

Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

Учить создавать коллективные работы.

Коллективные занятия – в подготовительной группе я предлагаю проводить во второй половине дня, когда они уже отдохнули и полны новых сил и желания вновь общаться друг с другом. Продолжительность занятия – 25-30 минут, в соответствии с программой.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Договариваться о совместной работе, ее содержании;

Планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Подводя итог, выполненной работе, мы проводим обсуждение творческой работы с детьми. Это помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Коллективная работа в детском саду – это результат совместной работы детей и взрослых. Каждый труд служит зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. Наши работы постоянно радуют и детей и родителей на выставке возле группы и в раздевалке. Каждый из детей с гордостью показывает как свою часть работы с подробным описанием процесса создания той или иной детали, так и части работы, которые выполнены друзьями из группы. Я считаю, что такой вид работы является мотивацией детского творчества, ведь после завершения работы ребята продолжают оставаться за столами, объединяются в группы и выполняют работу уже на свою тему.

Как правило на занятиях в детском саду и на уроках в школе дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: ? Чего один не сделает, сделаем вместе*.

Очень часто на встречах педагоги просят рассказать о занятиях, на которых дети выполняют коллективные композиции. Интерес педагогов к таким занятиям не случаен. Детей радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, аппликации, конструкции. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Они понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем по поводу того, что они создают, и как это лучше сделать. А по завершении изображения дети вместе радуются результатам совместной деятельности. Радостные чувства объединяют их. Однако в массовой практике такого рода занятия проводятся эпизодически и лишь в наиболее легких формах: когда каждый ребенок выполняет свою часть изображения как отдельное, законченное, которое затем объединяется в общую работу. Что же собой представляют коллективные занятия детей?

Коллективная изобразительная деятельность - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание изображаемого, несущее заряд мировоззренческих, этических, эстетических идей способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания, но и активно воздействует на формирование сознания личности в целом, а коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Достоинства эти очевидны и, казалось бы, неоспоримы, однако интерес к коллективной изобразительной деятельности как со стороны теоретиков и методистов, так и со стороны практиков весьма неустойчив, в связи с чем коллективные формы художественной деятельности используются в педагогическом процессе эпизодически. Отчасти это определяется недостаточной разработанностью этих вопросов в педагогической науке. Вместе с тем воспитательные возможности коллективной изобразительной деятельности велики, и интересовали они специалистов в области детского рисунка еще на рубеже XIX-XX веков.

Значительное повышение интереса к коллективной изобразительной деятельности детей, как к средству воспитания и обучения, наблюдалось в первые послереволюционные и 20-е годы. Когда в число основных задач новой школы выдвинулась проблема воспитания детского коллектива и коллективизма. Одним из самых эффективных средств ее решения, как справедливо отмечали педагоги тех лет, является совместная деятельность детей, вызывающая у них большой интерес, имеющая общественную значимость и позволяющая осуществлять содержательное межличностное общение. На это неоднократно указывала Н.Н. Крупская, подчеркивая, что в процессе коллективной художественной деятельности создаются условия’ для коллективных переживаний. А это в свою очередь формирует коллективистическое чувство и способность к сопереживанию, что особенно важно для воспитания гуманизма. Коллективная изобразительная деятельность создает для этого прекрасные условия, кроме того, воспитывающий эффект совместной работы в данном случае усиливается воздействием содержания изображаемого.

Много внимания проблемам коллективной изобразительной деятельности уделено в работах К.М. Лепилова. Описание ряда коллективных работ по изобразительному искусству содержится в публикациях А.В. Бакушинского.

Однако впоследствии, в 30-40 годы интерес к коллективной изобразительной деятельности детей значительно снизился. Одно из немногих исключений составляют труды В.Н. Терского. Нет необходимости подробно останавливаться на причинах этого, достаточно очевидно то, что это забвение было явно незаслуженным.

Попытка использовать коллективную изобразительную деятельность на уроках рисования в начальной школе была предпринята Г.В. Лабунской и Е.Е. Рожковой в конце 50-х - начале 60-х годов. В серии статей, опубликованных в журнале «Начальная школа», ими был предложен ряд коллективных работ для младших школьников.

В начале 70-х годов ленинградским исследователем И.Н. Турро рассматривались проблемы методики обучения младших школьников коллективной изобразительной деятельности, выделены факторы, влияющие на отношение учащихся к ней, сделана попытка проклассифицировать коллективные работы, исследовалось также влияние на отношение учащихся к изобразительной деятельности и формированию у них художественного вкуса.

Много внимания коллективной изобразительной деятельности уделяется в дошкольной педагогике (Н.П. Са- кулина, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, Р.Г. Казакова, Е.В. Евдокимова и др.).

Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации изобразительной деятельности, является то, что детям дошкольного и младшего школьного возраста очень нравятся такого рода работы. Во-первых, потому, что каждый чувствует себя сопричастным к полученному общему продукту, и это безусловно радует детей; во-вторых, как правило, результат - картина, созданная всеми вместе, получается более впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей. При этом коллективная форма изображения не снижает значимости деятельности каждого ребенка, не нивелирует индивидуальные усилия каждого. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат; чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция. Поэтому дети стараются выполнить свою часть работы как можно лучше.

Коллективные занятия по рисованию, лепке, аппликации проводятся не только в нашей стране. Такие занятия (уроки) занимают большое место в японских детских садах и школах. Японские педагоги считают, что коллективные формы деятельности позволяют воспитывать у детей коллективизм, а это одна из важнейших задач воспитания современной японской системы образования на всех уровнях, начиная с дошкольного.

Японские педагоги объединяют результаты детской изобразительной деятельности в общую композицию практически уже на первом этапе овладения детьми изображением. Так воспитатели одного из детских садов города Токио показывали нам коллективный рисунок, выполненный детьми двух-двух с половиной лет на большом листе бумаги (размером с ватманский лист). Мы видели композиции из нарезанных детьми полосок цветной бумаги, из прямоугольников, разрезанных по диагонали; детьми была создана коллективная композиция «Бабочки? . И хотя нарезанные неумелой еще детской рукой изображение каждое в отдельности не представляло интереса, вместе все в одной композиции выглядело достаточно привлекательно.

Объединение отдельных детских изображений в общую работу нам приходилось видеть и в португальских детских садах.

Руководство коллективной изобразительной деятельностью детей требует от педагога больших усилий, чем просто индивидуальная изобразительная деятельность. Особенно сложна в этом плане совместно-взаимодействующая форма организации деятельности. Все это нуждается в тщательном продумывании, четком планировании всех этапов работы и согласований, рациональном размещении материалов и оборудования.

Желательно, чтобы коллективному рисованию, аппликации (как индивидуальному) предшествовал подготовительный этап, который позволил бы детям углубить собственные знания по теме будущей работы, позволил бы сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, обсуждения прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др.

Основной этап - этап выполнения работы, он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель - не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективного изобразительного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.

Условно можно выделить третий, заключительный этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в групповой детского сада, классе или в помещении группы продленного дня. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом самых разных разговоров, дискуссий, игр, рождения новых творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции. Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Эта связь определяется общностью игры и изобразительной деятельности: обе эти деятельности отражают впечатления, полученные детьми из окружающего мира. События и ситуации передаются в них в образной форме. Созданные ребенком образы воздействуют на него, вызывают яркую эмоциональную реакцию, повышают интерес к деятельности. Использование на коллективных занятиях, уроках игровых методов и приемов повышает эффективность коллективной деятельности.

Коллективные формы создания изображения можно использовать как в работе с детьми дошкольного возраста, начиная с младшей группы (как это делают в Японии), так и в начальной школе. В создании коллективной композиции могут быть объединены дети разных возрастов. Так, например может создаваться оформление центральной стены зала детского сада или школы к празднику. Например, к празднику осени младшие и средние дошкольники могут нарисовать траву, цветы; деревья и кусты нарисуют дети 6-7 лет. Они же могут нарисовать плывущие по небу облака. А малыши дополнят картину летящими по ветру листьями. В УВК в создание такой композиции необходимо включать и школьников. Они могут дополнить красивую картину, нарисовав или наклеив гулящих в лесу людей, или живущих там птиц, животных. Несомненно созданная всеми детьми картина принесет им много радости. Вызовет она интерес и у родителей, которые обязательно захотят посмотреть на детское творчество.