Как называется одаренный ребенок. Кто такие одаренные дети? Виды одаренности и ее диагностика

В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено, что должна быть создана система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Кроме того указано, что в рамках системы поддержки талантливых детей целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему , практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся ( ) при приеме в вузы.

Кто такой одаренный ребенок?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

  • способности выше средних,
  • креативность,
  • включенность в задачу.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".

Одаренность в школе

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность . У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и "так себе" по другому.

Особый вид одаренности — творческая одаренность . Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К "интеллектуалам" в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей "профессиональной" среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются и чуть ли не . Стало быть, выход в том, чтобы "помещать" их в особые школы для одаренных.

Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям ("О чем с ними говорить?") или к своим учителям ("Чему они меня могут научить?"). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.

Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).

Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования.

Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.

Семь принципов сопровождения одаренных детей

Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.

Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми;
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.

Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.

Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.

Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).

Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.

Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.

Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:

  • анализ продуктов деятельности
  • наблюдение
  • беседа
  • экспертные оценки
  • естественный эксперимент.

Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2 крайние точки зрения:

  • "Все дети являются одаренными"
  • "Одаренные дети встречаются крайне редко".

Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом:

  • Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему;
  • Актуальную одаренность демонстрирует незначительнаячасть детей; это дети, которые талантливы особо .

Учитывая эти основополагающие положения, педагогическим коллективом нашей школы была разработана программа «Одарённые дети».

В России около 20-25 % одаренных детей. Эта цифра кажется большой? Возможно. Проблема в том, что не все дети, нуждающиеся в продвинутом образовании, замечены. Одаренность остается не выявленной или забитой обычной образовательной программой. Определить особенного ребенка не просто, но это можно и нужно сделать. Признаки одаренности заметны с раннего детства.

Психология не знает слов «дар» и «проклятие». На языке науки одаренность – это ярко выраженные в одной или нескольких сферах, например, острый музыкальный слух.

Одаренный ребенок – ребенок, демонстрирующий способности и успехи, превосходящие достижения своих сверстников, а иногда и взрослых людей.

Основа одаренности – врожденные задатки, но без социального влияния, соответствующего воспитания и образования они не перейдут в способности, .

Какой бывает одаренность:

  • спортивная;
  • музыкальная;
  • художественная;
  • актерская;
  • социальная;
  • гуманитарная;
  • техническая;
  • академическая (повышенная способность учиться, осваивать и понимать материал из любой области);
  • интеллектуальная (аналитические умения, успехи по конкретному предмету);
  • творческая (выразительные эмоции и нестандартное мышление).

Как видно, не все виды имеют прямое отношение к среднестатистической общеобразовательной школе. Например, музыкальная или художественная одаренность там скудно себя проявит. Но такому ребенку нужно не просто дополнительное образование (увлекаясь музыкой, он забудет или не найдет силы заниматься учебой), а основное особенное образование. Речь идет о центрах развития детской одаренности, о школах с особым уклоном и т. д.

В широком смысле одаренность делится на интеллектуальную и творческую.

Амбидекстры и амбицеребральная одаренность

В последние несколько лет выделяют третий вариант одаренных детей – амбидекстры (одинаково высокое развитие правого и левого полушария). Этот вид выглядит как двойственность поведения (будто два ребенка в одном) или синдром гиперактивности (). До некоторого момента полушария работают поочередно или заметны способности, свойственные одному из них. Равное проявление активности полушарий происходит спонтанно. Это выглядит в прямом смысле как прорыв и резкий большой скачок в развитии. Это момент пикового развития мозга. В наши дни амбидекстры полностью созревают в среднем к 16 годам.

С 2008 года среди амбидекстров психологи выделяют особо одаренных детей, или амбицеребральных детей. Их полушария не просто работают одновременно и параллельно, но и при этом решают разные задачи. Например, ребенок пишет разный текст двумя руками одновременно. Пик психического развития особо одаренных детей наступает еще позже, чем у амбидекстров – 23-27 лет.

Проблема в том, что до этого пика дети выглядят чрезмерно и отстающими в развитии. Они с трудом оканчивают школу, с трудом осваивают профессию. Но как только происходит скачок, демонстрируют выдающиеся способности. Становятся успешными профессионалами, устраиваются на хорошо оплачиваемую должность. Не исключено, что Альберт Эйнштейн относился к этой категории (его дважды выгоняли из колледжа за проблемы с математикой).

Проблемы одаренности

Ребенок не понимает своей одаренности, а если интуитивно и ощущает ее, то без поддержки взрослого теряется. В условиях неконтролируемой одаренности ребенок , . Для него другие дети не интересны, тем более он видит свое превосходство. Для предотвращения подобных реакций необходима грамотная работа родителей и психологов:

  • своевременное выявление одаренности;
  • направление ее в нужное русло (соответствующее обучение);
  • объяснение нормальности этого явления и предотвращение рождения комплекса бога (воспитание).

В психологии есть понятие «синдром одаренности», что предполагает болезненное самолюбие человека, постоянное стремление самоутверждаться и демонстрировать способности. Позже это вызывает , . Некоторые одаренные дети в будущем достигают больших высот, некоторые становятся «среднестатистическими», а кто-то вершит историю (искусство, наука), но часто рано и печально заканчивает жизнь.

Система образования пропагандирует целостное и индивидуальный подход к каждому ребенку. Но на практике это реализовано не везде. Да, и физически тяжело одновременно заниматься с одаренными детьми, отстающими, нормально развивающимися. А в классах такой «винегрет» и получается, особенно в сельских школах или малых городах, где нет дифференциации образовательной системы и заведение одно на всех.

Диагностика одаренности

Дабы избежать трансформации положительной девиации в отрицательную, нужно вовремя выявить одаренность и помочь ребенку реализоваться как . Для этого нужно знать виды, особенности и признаки одаренности.

Известно ли вам, например, что одаренность бывает лидерской? Мама считает ребенка упрямым и несносным, учителя не могут совладать с силой «клана», который он организовал, а ребенку просто нужны соответствующие условия развития, так как он социально одарен.

Выявление одаренности – системный процесс. Способности не выявляются одной методикой. Одаренность вычисляется в процессе оценки развития ребенка. Она возникает не в конкретный период развития, а проявляет себя как в раннем возрасте, так и в дошкольном, школьном. Важно регулярно анализировать успехи ребенка. Это возможно с помощью развивающего обучения, например, по системе .

Использовать тесты тоже необходимо, но нельзя делать заключение по результатам одной диагностики. Например, высокие показатели сами по себе не означают одаренности. А низкие показатели теста творческого или не признак отсутствия креативности или социальной одаренности.

Выявить одаренность поможет всестороннее развитие личности, анализ способностей и успехов в разных сферах. Для этого нужно:

  • задействовать ребенка в разных видах деятельности (учебная, игровая, предметно-ориентированная, эстетическая и т. д.);
  • поочередно предлагать разные виды активности и отмечать успехи ребенка в спорте, науке, соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях, интеллектуальных играх;
  • сообща работать родителям, педагогам и психологам (совместно оценивать успехи ребенка);
  • проводить экспертные диагностики особенностей личности, отдельно изучать сферы, в которых специалисты отмечают большие успехи.

Наблюдение за ребенком длится всю жизнь, так как одаренность динамична. После помещения ребенка в особые условия наблюдение вдвойне необходимо. Это подтвердит или опровергнет принятое решение. Иногда детей ошибочно помещают в специальные центры, принимая высокий уровень развития и социализации за одаренность.

Как это проявляется на практике: многие дети до поступления в первый класс умеют читать, в начале года обгоняют всех по скорости чтения, но уже к концу года остальные ученики догоняют их и даже перегоняют. Так же работает «мнимая одаренность».

Дети из семей, где родители грезят одаренным ребенком, часто оказываются ложно направленными в особые заведения. Они превосходят своих сверстников, но им тяжело это дается, так как врожденных задатков нет. Одаренные дети с удовольствием двигаются в том направлении, где способности выше. Обычному ребенку психологически тяжело оправдывать ожидания родителей.

Психологические особенности взаимодействия с одаренным ребенком

Одаренность – отклонение в развитии. Любое отклонение нуждается в особом наблюдении и сопровождении. 50 % способностей проявляется к четырем годам, 70 % – к шести, а 90% – к восьми. В этом возрасте родители должны особенно внимательно общаться с ребенком.

На протяжении всей жизни важно учитывать психологические особенности одаренных детей. Какие это особенности:

  1. Выраженная потребность в самоактуализации. Одаренные дети раньше сверстников начинают ее испытывать. Это стремление заметно уже с детства. Важно обратить на это внимание и поддерживать. в самоактуализации и творческой самореализации – потребность пятого уровня по теории А. Маслоу. Дети активно творят и радуются этому.
  2. . Одаренный ребенок уже в раннем возрасте выполняет все дела настолько хорошо, насколько может. Например, ребенок рвет тетрадь и переписывает ее из-за одной кляксы. Или разбирает собранную модель самолета (с которой возился неделю), потому что придумал, как ее усовершенствовать. Прежде чем что-то нарисовать, он найдет образец и сделает все строго согласно ему. Эта особенность скрывает опасность – недовольство собой, снижение самооценки, неврозы, депрессия. А перфекционизм, предоставленный сам себе, лишает личность .
  3. Самостоятельность. В норме потребность в самостоятельности формируется к трем годам (). Одаренные дети раньше учатся ответственности, независимости суждений, саморегуляции. Нельзя подавлять самостоятельность, но нужно помнить о безопасности ребенка и избегать вседозволенности.
  4. Социальная автономность. Качество, схожее с предыдущим. Предполагает непринятие одаренным ребенком традиционного обучения. В обычной школе ему скучно. Это вызывает конфликты.
  5. . Ему подвержены все дети и взрослые люди, но у одаренных детей эгоцентризм реже обусловлен возрастом и встречается чаще. Выходит эгоцентризм из чувства собственной уникальности, одаренности. Больше развит познавательный эгоцентризм (стремление к личной активности и получению знаний из собственной практики). Моральный эгоцентризм встречается реже, чем у сверстников (способность устанавливать причинно-следственные связи помогает лучше понимать мотивы людей). В общении одаренные дети тоже проще занимают позицию другого человека (коммуникативный эгоцентризм проявляется слабо).
  6. Сверхчувствительность, повышенная эмоциональная уязвимость. Одаренные дети постоянно наблюдают и обращают внимание на мелочи. Все услышанное и увиденное принимают на свой счет (другие дети даже не заметили бы этого).
  7. Творческое отношение к случайностям и восприятие трудностей как возможностей. Не каждому взрослому это под силу, а одаренный ребенок умеет извлекать пользу из любого положения.

Послесловие

Одаренность – не дар и не проклятие. Это особенность личности, которая в умелых или неумелых руках оказывается или тем, или другим соответственно. Одаренность не развивается сама собой. Это не статус ребенка, а вектор направления, подсказка для родителей по взаимодействию с сыном (дочерью). Одаренность проявляется и развивается только в деятельности. И угасает без нее.

Воспитывать одаренных детей не сложнее, чем обычных. Проблема в другом – система образования пока не адаптирована для этих детей. Не все родители в состоянии отправить ребенка в специализированное заведение или отдать в развивающие секции (практически все дополнительное образование платное). В последние 10 лет проблема одаренности и гениальности активно обсуждается, в системе образования пропагандируется необходимость выявления и сопровождения талантливых детей. Это прописано в законах об образовании, но на практике пока выглядит не так цельно.

Быть родителями одаренного ребенка – это не только большое счастье, но и огромная ответственность. Мама с папой всегда гордятся достижениями своего маленького гения, так как развитые дети рано начинают говорить, читать, у них хорошая память, многие их них хорошо рисуют, поют или играют на музыкальных инструментах. Они любознательны и очень креативны. Но наступает момент, когда одаренный ребенок сталкивается со стеной непонимания и равнодушия. Ведь его сверстники имеют примерно одинаковый уровень развития и общие интересы, которые заметно отличаются от приоритетов маленького таланта. Это приводит к тому, что малыш все больше и больше , замыкается в себе и концентрируется на своих любимых занятиях. Но любой человек нуждается в общении, и рано или поздно такое пусть даже условное затворничество, нежелание идти на контакт с окружающими, превращается в серьезную проблему.

Диагностика одаренных детей

Степень одаренности ребенка действительно можно диагностировать. Даже более того, это должны делать все родители. Так как маленький гений живет в каждом из нас. И раскрыть талант ребенка – главная задача родителей. Не стоит думать, что если ребенок ни в чем себя не проявляет, он не талантлив. Таких явных гениев в мировой истории было не так уж и много, да и половина из них, в конце концов, сошла с ума от своей гениальности. Вспомните, например, таких талантливых философов и писателей, как Фридрих Ницше, Жан-Жак Руссо, Эрнест Хемингуэй, Эдгар По. У каждого из них диагностировали психическое расстройство разной степени тяжести. Этот список можно продолжать еще долго. А если включить сюда всех тех, кто не был признан психически больным, но, тем не менее, закончив несколько университетов на «отлично», впоследствии прожил одинокую жизнь без семьи и детей, список несчастных гениев будет еще больше. Такого будущего для своего ребенка не пожелает никто.

Гораздо приятнее, когда малыш в общем достаточно развит. И просто идеально, если ребенок сможет найти увлечение, которое придется ему по душе. По этому пути, например, шел Стив Джобс, который просто имел отличный вкус, любил свое дело и был очень целеустремленным, Квентин Тарантино, который вместо уроков мог часами сидеть перед телевизором, просматривая фильмы, и Билл Гейтс, который не мог освоить элементарную грамматику в школе и был отчислен из Гарварда за неуспеваемость.

Успехи в школе не могут быть признаком одаренности. Так как школы имеют различный уровень подготовки. Да и система школьного образования не достаточно гибкая, чтобы учесть все индивидуальные особенности детей. Поэтому если ребенок хорошо успевает в слабой школе, или если он отстает в сильной, это не должно быть критерием его оценки. Гораздо важнее оценить его личные качества. Например, родители одаренного ребенка могут заметить особую любовь малыша к чтению, или ребенок очень любит интеллектуальные игры, а может быть ему доставляет удовольствие рассматривать картины, или он сам пробует рисовать. Все это действительно может стать признаком одаренности.

Работа с одаренными детьми

Но любой нужно развивать. А это требует ежедневных занятий. И здесь как раз многое зависит от родителей. Если у них получится научить ребенка работать над собой и делать все для достижения собственных целей, его талант расцветет. Если маленький гений будет только мечтать, и не будет стараться воплотить свои мечты в жизнь, это будет ему только мешать. Одаренные люди ведь никогда не следуют за толпой, они всегда хотят идти в противоположном направлении. А для этого нужно либо стать предводителем нового движения, либо остаться в одиночестве. Свое нестандартное мышление еще нужно донести до других людей, а если ничего не делать, в талант не поверят, и отвергнутый обществом человек просто станет несчастным.

Развитие одаренных детей

Определившись с тем, что одаренные дети требуют от родителей особого подхода в воспитании, давайте попробуем разобраться, как же развивать маленьких гениев. Когда человек обладает особым талантом в одной сфере, это чаще всего сопровождается какими-либо проблемами в другой. Например, если ребенок может легко прочитать огромную книгу и запомнить, на каких страницах находятся его самые любимые отрывки, то вполне может быть, что он постоянно забывает половину тетрадок из школьного портфеля дома, или частенько не может вспомнить, куда кладет свои вещи. Если ребенок имеет особые способности в математике, он может делать в каждом предложении русского языка по десять ошибок. И самый главный минус одаренных детей – это их сверхчувствительность. Почти всех таких детей легко обидеть, встревожить или даже напугать. У них особо развито чувство справедливости, иногда присутствует чрезмерное самолюбие и нетерпеливость к недостаткам других людей. И только родители своим воспитанием могут немного сгладить острые углы в характере своего маленького гения.

Психология одаренного ребенка устроена таким образом, что ребенок имеет свое собственное мировоззрение и личную систему ценностей. При этом он требует от других ее соблюдения. Кроме того такие дети зачастую не признают чужого авторитета, поэтому обучение их заметно усложняется. Ведь учителя в школе пытаются вложить в учеников раннее сформированные идеалы, модели и стереотипы, против которых бунтует сознание одаренных детей. Поэтому родители должны создать максимально спокойную и демократичную атмосферу в семье, а также помогать как можно быстрее разрешать все конфликты ребенка со сверстниками и учителями.

Обучение одаренных детей

Психологи считают, что обучение одаренных детей должно осуществляться вместе с обычными. Это полезно как для одних, так и для других. При этом в обучении одаренных детей должен быть элемент соревнования. В этом плане полезно их участие в школьных олимпиадах, научных конференциях, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях. Но учителя не должны забывать и о необходимости помогать таким детям в социализации. Это их слабая сторона — неумение или нежелание находить контакт с другими людьми. Поэтому для таких детей очень важно как формальное общение в рамках классных занятий, так и дружеское общение в неформальной обстановке на внеклассных встречах и развлекательных мероприятиях.

Проблемы одаренных детей

Не смотря на многие положительные стороны, существуют также и проблемы одаренных детей. Хотелось бы дать несколько рекомендаций родителям, которые обнаружили у своего малыша особые таланты. Take it easy! Не зацикливайтесь! Не нужно постоянно нахваливать ребенка за его достижения, формируя в нем нарциссизм. Но не стоит также и запрещать малышу заниматься любимым делом, даже если Вам кажется, что ребенок выбрал занятие не по возрасту. Все, что интересно ребенку, должно быть интересно и Вам.

И не давите на ребенка своими ожиданиями. Дети очень чувствительны к словам родителей, и очень боятся не оправдать их надежд. А ведь это всего лишь ребенок. Возможно, завтра ему захочется забросить все книжки и пойти во двор играть с друзьями. Поэтому в раннем возрасте не стоит вешать ярлыки и заранее приписывать ребенку будущие достижения. Как любят говорить родители: «Смотрите, как хорошо считает – будет великим математиком » или «Хорошо рисует – станет знаменитым художником». А что, если не станет? И будет всю жизнь бороться с комплексом, как же он такой плохой, работает в банке вместо того, чтобы сидеть рисовать картину на миллион долларов, как хотела мама.

Поэтому старайтесь сглаживать проявления необычных способностей своего малыша, и мягко помогать ему в реализации своих талантов. А главное, научите своего ребенка трудолюбию. Если он действительно имеет задатки гения, усидчивость и целеустремленность помогут ему самому реализоваться и стать счастливым, а также не только в своих мечтах, но и на практике сделать этот мир чуточку лучше.

Семенихина Татьяна Алексеевна

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2

ст. Крыловской МО Крыловского района Краснодарского края


При всех существующих трудностях в сфере общего и полного среднего образования для меня открываются новые возможности для развития личности учащегося, одаренной личности.

Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека.

К. Роджерс

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Цели и задачи : создание условий для оптимального развития детей.

Функции учителя-предметника .

    Выявление одарённых детей.

    Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

    Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

    Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, фестивалям школьного, районного, краевого, всероссийского и международного уровней.

    Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

    Подготовка отчета о работе с одаренными детьми.

Работа с одаренными детьми мною ведется в плане развития организационных, учебно-познавательных (академических и интеллектуальных), информационных и коммуникативных компетенций через: 1) индивидуальную работу (консультации); 2) массовое участие в различных предметных и внеклассных конкурсах, фестивалях, олимпиадах различных уровней; 3) работу краевой заочной школы «Юниор»; 4) широкое использование компьютерной техники и Интернета; 5) создание портфолио достижений учащихся; 6) выпуск лингвистического журнала «Всякая всячина»; 7) сотрудничество с краевой детской газетой «Солнышко»; 8) чествование призеров и победителей на общешкольных линейках, 9) родительских собраниях; использование технологии развивающего обучения Д. Эльконина – В.Давыдова.

Обоснование актуальности
- Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей.
- Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией.

Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.
Уже в пятом классе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.
Идея.
Учитель - координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Цель : создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в средней школе.
Теоретическое обоснование
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство).
Одарённость может проявляться:
- как одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость. Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1 – 3% от общего числа детей;
- как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет, эта одарённость куда-то исчезает;
- как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Описание опыта работы с одарённым ребёнком .
Работаю по названной теме с 1996 года, создала при этом свою систему. При всех существующих трудностях в сфере общего среднего образования для меня открываются новые возможности для развития личности учащегося, одаренной личности.

Принципы моей педагогической деятельности в работе
с одаренны­ми детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образова­тельных услуг, помощи, наставничества.

Этапы работы над проблемой .
Вся работа условно включает четыре этапа:
Организационный этап .
Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Познакомилась с научными данными о психологических осо­бенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд и др. Изучила модели новых концептуальных решений таких исследователей, как: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина.

Этап предварительного поиска .
Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы увидеть в пятикласснике одарённого ребёнка. Некоторую информацию получаю от учителя начальной школы, но увидеть одарённость или хотя бы способность по моему предмету в первую очередь помогает тест по составлению слов из разбросанных по квадрату букв на время.

Этап оценочно-коррекционный .
Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся ещё в начальной школе. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, творческие работы, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Уже к концу первой четверти определяю, с кем из ребят смогу работать индивидуально для развития способностей ребёнка. Именно в этот период начинаю использовать программу кружка «Юнкоры», разработанную мною для развития творческого потенциала учащихся. Программа составлена по подобию разработанной Горбачёвой М.Ю. (учитель русского языка и литературы г. Новосибирска) программы для клуба «Лира». Творческие работы учащихся помогают отбирать материал для издаваемого с 1996 года лингвистического журнала «Всякая всячина», выделяя в нём такие разделы как «Проба пера», «Сочиняем сказки», «Пишем сочинения», «Конкурсы», «Письма», «Отзывы» и др. Даже среди способных ребят идёт соревнование: кто напишет лучше и чья работа будет помещена в журнале. При этом работает так называемый поощрительный приз за работу, представленную вовремя в электронном виде. Творческие работы ребята пишут дома или прямо на уроке в то время, когда работаю со слабыми учениками. Материалы «Всякой всячины» отбираем для публикации в краевой детской творческой газете «Солнышко». Отбираем материалы вместе с ребятами. Те, чьи работы отправляются в газету, стараются работать ещё с большей отдачей. Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке сообщений и докладов в Интернете. Изучив работу учителя из Новосибирска Горбачёвой М.Ю. по созданию презентаций словарных слов, использую эту методику и у себя. В настоящее время учащиеся вместе с родителями уже создали презентации таких слов, как «ремень», «чехол», «фарфор», «акварель» и др.
Одарённые ребята учатся также в краевой заочной школе «Юниор». В подготовке выполнения работы учащимся большую помощь оказывают родители, работа со справочниками, энциклопедиями, а также индивидуальная работа учителя с ребёнком. Такую работу провожу с ученицами 5 класса Головко Ириной и Погиба Эльвирой. Подобная работа даёт свои результаты. Погиба Э. за третью работу получила 99 баллов, а Головко Ирина – 77.Изучив опыт работы МОУ СОШ № 2 г. Усмани Липецкой области, МОУ СОШ № 5 г. Обнинска по проведению и организации различных конкурсов школьного уровня с целью выявления одарённых и способных учащихся, тоже провожу либо после уроков, либо во время урока такие конкурсы, как «Самый грамотный», «Говори правильно», «Пятинерка», «Книга в моей жизни», «Традиции моей семьи» и др. Каждый конкурс обязательно завершается награждением грамотами или сладкими призами победителей. Это тоже даёт шанс на желание ребят в чём-то принимать участие. Отсюда и большое количество желающих участвовать в конкурсах разного уровня. Уже в этом году мы получили 22 диплома с таких конкурсов, как «Семейное путешествие по России», «Международный творческий фестиваль «Апельсин», «Международный творческий фестиваль «Южный полюс», «Международный творческий фестиваль «Звёзды нового века». Участвовали в международном конкурсе «Русский медвежонок», «Молодёжном филологическом чемпионате», во всероссийских конкурсах «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Размышляем о профессии» - результаты ещё неизвестны. В последнее время веду работу с одарёнными детьми по созданию синквейнов на разные темы. Работу веду на уроке в форме индивидуальной карточки повышенной сложности. В результате в журнале «Всякая всячина» появился ещё один раздел, который так и называется «Синквейны». Исходя из опыта работы МОУ СОШ № « г.Усмани, которые считают, что к работе с одарёнными детьми относится и профильное и предпрофильное обучение, на занятиях курсов одарённые дети составляют тесты по темам занятия. Потом эти тесты решают более слабые учащиеся.Исходя из опыта работы с одарёнными детьми этой же школы, считаю, что большим стимулом может быть выдача стипендий и премий способным и отличившимся ребятам. Много внимания уделяю детям во время подготовки к олимпиадам. Работаю индивидуально по три часа в неделю и на каникулах, даю задания на дом. Во время индивидуальной работы с ребёнком даю ему много материала, выходящего за рамки школьной программы. Результат есть. Степанова Анастасия, выпускница 2012 года в Кубанском государственном университете получила медаль «Знаток русского языка». Она принимала участие в школьных и районных олимпиадах по русскому языку и литературе, начиная с 6 класса.

Также со способными ребятами создаём сборники по анализу стихотворений. Работа ученика имеет следующую форму: 1)титульный лист; 2)стихотворение поэта; 3)рисунок к этому стихотворению;4)анализ стихотворения. Такой вид работы помогает мне ещё найти и художников среди ребят, развивает речь, делает возможным анализировать любое прочитанное стихотворение.

В работе с одарёнными детьми использую следующие формы : творческие работы; предметные недели; олимпиады (разных уровней); конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные); международные фестивали; лингвистический журнал «Всякая всячина»; сотрудничество с газетой «Солнышко»; индивидуальная работа с юнкорами; создание презентаций слов; создание синквейнов; индивидуальная работа по подготовке к конкурсам и олимпиадам; дидактические лингвистические проекты; сборники по анализу стихотворений.

Этап заключительного отбора .
Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях. Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.
Предполагаемые результаты: увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка;
создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы, НПК); качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в средней школе;
разработка системы для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности; обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.

Результаты работы
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является воспитательная система, работа на доверии с обучающимися. Основой такой системы выступа­ет рейтинговая система оценки деятельности учащихся класса.
Годовой рейтинг учащихся состоит из разделов: активность учащихся во внеклассной деятельности; активность учащихся в спортивных соревнованиях; первом и втором разделе фиксируются: дипломы, грамоты, сертификаты, уровень мероприятия, степень заслуг; учёба.
В конце года подводится итог. Результатом такой работы является отличное портфолио Анастасии Степановой, за что она была награждена дипломом первой степени и ноутбуком краевой администрацией. Хорошее портфолио в прошлом году собрали Детко Виктория и Нагаев Александр. В этом году уже достаточно хорошее портфолио собрала ученица 5 класса Головко Ирина.
В конце учебного года обычно провожу родительское собрание и праздник для учащихся, где отмечаю достижения детей в научной, спортивной, культурной деятельности. Все юные таланты обязательно отмечаю дипломами и ценными подарками. Грамотами награждаю и родителей таких ребят.Начиная с 2005 года, мои учащиеся заработали более 350 грамот, дипломов. Победителями международного фестиваля «Гренадёры, вперёд!» являются Степанова Анастасия, Кадина Валерия, Поликарпов Игорь, Нагаев Александр, Федоренко Денис. 1 место заняла Степанова Анастасия во Всероссийском конкурсе «Размышляем о профессии». Лауреатами фестиваля творческих работ «Сочи -МОСТ» являются Захарова Ольга и Васильева Милена. Дипломом 2 степени Всероссийского филологического чемпионата награждена Сидоркина Анастасия и дипломами 3 степени награждены Детко Виктория, Кобушко Екатерина, Ксёнз Анна, Назарова Виктория и Степанова Анастасия. Степанова Анастасия завоевала 2 место в краевом конкурсе юных журналистов. 1место у Анастасии Степановой, 2 место у Захаровой Ольги Шестаковой Анастасии, Исмаилова Руслана, 3 место у Назаровой Виктории по итогам краевого конкурса «Моя мечта». Все они были награждены не только дипломами, но и мягкими игрушками. Победителями и призёрами международного конкурса «Русский медвежонок» на районном уровне являются Степанова Анастасия, Федоренко Кристина, Детко Виктория, Головко Ирина, Затонская Диана. Дипломами 3 степени международного конкурса «Зелёная планета» награждены Быкодорова Мария и Синько Владислав.Ежегодно мои учащиеся являются победителями и призёрами Всероссийских олимпиад среди школьников по русскому языку и литературе школьного и муниципального уровней: Степанова Анастасия, Кадина Валерия, Детко Виктория. Захарова Ольга была победителем и зонального уровня. У неё 4 место в краевой олимпиаде по литературе. Моих учащихся приглашали на юбилей краевой детской творческой газеты «Солнышко», где их наградили грамотами и подарили подарки. Назарова Виктория была приглашена в Геленджик на Всероссийский творческий фестиваль «Дети и книги».Степанова Анастасия, Сидоркина Анастасия, Детко Виктория, Головко Ирина и Погиба Эльвира успешно обучались и обучаются в краевой школе «Юниор».
Проблемы и перспективы развития опыта
Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одарёнными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
- между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базой для организации работы с одарёнными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для её осуществления в школе;
- между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
- между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и несоответствием общего уровня культуры;
- между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
И всё же, работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми.

Литература

1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№ 6 .
8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
9. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
11. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.
12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: «Владос» – 1996.
13. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.

В современном мире педагогам сложно сразу определить поистине талантливого ребенка, ведь для этого необходимо выполнение целого ряда тестов. Одаренные дети требуют особого внимания со стороны родителей, учителей, сверстников и других членов социума. От этого зависит, будет ли замечен талант ребенка, и произойдет ли его полное раскрытие.

Одаренные дети – это ребята, которые имеют повышенные умственные способности в сравнении со сверстниками и отличаются повышенными интеллектуальными, физическими, творческими или другими способностями. Выявить одаренного ребенка можно внимательно наблюдая за ним с помощью разных методик:

  • Детские тесты креативности, предложенные Гилфордом, выявляют дивергентные способности;
  • Тесты Торранса, предназначенные для оценки устного творческого мышления и способностей у детей старше 5 лет;
  • Тест групповой оценки, предложенный С. Римм, на выявление таланта, интересов и творческих способностей;
  • Пенсильванский тест, созданный Т. Руки, для определения творческой направленности;
  • Тест креативного потенциала, разработанный Ю. Хеменвей и Р. Хофнером.

Также психологи и педагоги могут использовать другие тесты и опросники, а также создавать свои методики для определения одаренности у деток.

Существуют некоторые особенности одаренных детей, среди которых выделяются такие:

большой словарный запас, начинает говорить в очень раннем возрасте;

быстро запоминает всю информацию, задает много вопросов;

цепкая память, легкость использования уже имеющихся знаний;

весьма любознателен, легко концентрируется на предметах на длительное время;

расширенный кругозор, интерес ко всему происходящему в мире;

интерес к разрешению задач, часто игнорируются промежуточные этапы с переходом от вопроса непосредственно к решению;

имеет необычное воображение;

раннее появления умения читать;

обладает сильными чувствами, обладает своей, особенной точкой зрения, может иметь особое чувство юмора;

требовательный к окружающим людям и процессам, однако не любит выполнять одинаковые действия длительный период времени.

Проявление одной из представленных особенностей не делает ребенка одаренным, однако заставляет присмотреться к нему внимательней. Одаренные дети обладают сразу несколькими из вышеперечисленных особенностей. Правильное обучение одаренных детей позволит открыться их таланту максимально, открыв тем самым доступ к возможности дальнейшего улучшения навыков и познаний.

Одаренность ребенка может проявляться, начиная с раннего детства, когда малыш делает первые успехи в рисовании, музыке или чем-то другом. Также одним из признаков одаренности есть внимание ребенка к деталям окружающего мира и способность долго сосредотачиваться на одном предмете или занятии. Необходимо всячески способствовать развитию ребенка, давая возможность как самостоятельно получать необходимую информацию и предметы для изучения, так и помогая ему в этом.

Однако не стоит перехваливать ребенка, давая понять ему, что он не такой как все, ведь это может стать причиной ряда проблем, особенно когда речь идет о малыше:


  • часто это становится причиной в сложности установления контактов в социуме, особенно со сверстниками, поскольку такой ребенок будет разительно отличаться от них;
  • регулярная похвала может подтолкнуть ребенка к полному не восприятию критики;
  • чувствуя превосходство над другими, часто подшучивают над окружающими, не принимая при этом шуток в собственный адрес.

Также можно столкнуться и с другими проблемами, которые преследуют одаренных детей:

  • неприязнь к школе – причина кроется в том, что школьная программа кажется таким детям скучной и неинтересной, а к тому же достаточно легкой;
  • игровые интересы – одаренные малыши любят сложные игры, в то время как их сверстники предпочитают легкие и веселые, что приводит к изоляции и закрытии чада в себе;
  • нонконформизм – отбрасывают любые стандарты, особенно идущие в разрез с тем, что их интересует;
  • проявление различия между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
  • стремление к безупречности, что часто выливается в заниженную самооценку и чувство неудовлетворенности.

Талантливые дети нуждаются в чутком подходе со стороны родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей. Им необходимо еще в раннем возрасте заложить основы социального поведения, чтобы поспособствовать легкой адаптации ребенка с особенностями развития в дальнейшем.


Необходимо также учитывать и ряд других особенностей, которыми обладают такие дети:

  • особая любознательность, стремление во всем проявить и показать себя;
  • раннее развитие умственных способностей, серьезность, открытость и честность;
  • стремление достигнуть большого, воля, настойчивость в действиях;
  • увлеченность в своем деле, отличная память и повышенная энергичность;
  • проявление независимости, самостоятельная работа;
  • уверенность в себе и спокойствие в любых ситуациях.

Особое внимание необходимо уделить одаренным детям 5 лет, которым совсем скоро предстоит пойти в школу. Необходимо правильно подойти к выбору учебного заведения, выбрав лицей или гимназию, где преподавательский состав более подготовлен к работе с такими малышами. Еще одним методом поспособствовать лучшему развитию такого чада станут всевозможные кружки, курсы и центры развития, где он сможет получать все необходимое для развития своего таланта.

Виды одаренности

Существуют разные виды одаренности, и прежде чем способствовать развитию того или иного таланта, следует правильно установить предпочтения ребенка. Исходя из этого, можно отнести его к одному из типов талантливых детей.

Одаренный ребенок может иметь признаки повышенного общего развития или же обладать особыми способностями в определенном направлении. В зависимости от этого и будет определяться вид способности:

Общая одаренность – равномерное развитие всех общих способностей на высоком уровне. Характеризуется большим размахом деятельности, где ребенок в будущем сможет достичь весомых результатов в любой области. Основа для развития специальных способностей, но в то же время полностью независимый фактор.

Художественная одаренность может быть музыкальной, изобразительной или сценической. Отличается высоким мастерством в музыке, изобразительном искусстве, театре, скульптуре или других видах деятельности.

Творческие способности проявляются в креативном подходе к решению вопросов. Творчески одаренные дети имеют нешаблонное мышление, что позволяет им находить уникальные пути решения проблем. Такие дети стремятся к познанию нового, и часто именно это и становится основной их мотивацией.

Одаренность интеллектуальная – умение быстро, четко и правильно анализировать, и сопоставлять факты, мыслить и находить способы решения даже сложных задач. Обычно в школе такие дети – отличники. Однако часто отличные результаты достигаются по одному-двум предметам, заинтересовавшим ребенка, в то время как остальные предметы изучаются посредственно. Интеллектуально одаренные дети легко перерабатывают информацию, запоминают ее и активно используют в дальнейшем, а также способны дать или воспринять оценку тех или иных данных.

Академическая одаренность – особая успешность в учебе, высокая активность и результативность в обучении и познавательной деятельности. Легкое усвоение даже специализированной школьной программы, в дальнейшем – отличные специалисты.

Симбиоз интеллектуальной и академической – подразумевает особые способности ребенка к запоминаю и понимаю основополагающих понятий, хорошему длительному сохранению информации в памяти и эффективной переработки полученных знаний. Такие дети легко справляются со знаниями в разных областях.

Психомоторная или спортивная одаренность выделяется у тех, кто имеет особые показатели в скорости, точности движений, скорости реакции и других спортивных навыках.

Социальная или лидерская одаренность вбирает в себя целый ряд свойств, которыми должен обладать человек. Среди прочих необходимо выделить такие особенности детей – интеллект выше среднего, умение быстро и самостоятельно принимать решения, планировать дела и временные ограничения, знание себя и уверенность в себе, упорство и энтузиазм.

Каждое направление требует отдельного особого подхода. Стоит помнить о том, что вовремя обнаруженный талант, получивший поддержку со стороны родителей, воспитателей и учителей, поможет ребенку максимально открыться и в дальнейшем занять достойное место в обществе, принеся ему пользу.

Курсы для развития талантливых детей

Современный мир готов предоставить целый спектр курсов, способных развить способности одаренных детей в разных сферах деятельности. При этом в большинстве случаев отпадает необходимость в простом заучивании материалов, самостоятельном его длительном поиске. Теперь одаренные дети, могут активно проявить себя на уроках технологии с применением самых современных методик и элементов, что позволяет лучше раскрыть свои способности.

И внешкольные занятия для детей позволяют еще больше раскрываться благодаря нестандартному индивидуальному подходу к каждому. Занятия с одаренными детьми в таком случае проходят не только с пользой, но еще и интересно, ведь ребенок получает доступ к тем предметам и технике, которая в школе зачастую отсутствует. Еще одним достоинством подобных занятий - это провождение их в свободной форме, иногда игровой, с постоянным присутствием опытных специалистов, готовых помочь и ответить на все вопросы.

Современные дети с младенчества проявляют интерес к компьютерной технике, и многие в последствие получают возможность раскрыться и стать настоящими талантами в области компьютерной техники и информационных технологий. Специально для проявивших ранний интерес к новым девайсам, сейчас доступны разные курсы по информатике для работы с одаренными детьми. Это позволит ребенку лучше узнать устройство компьютера, принцип его работы и научиться быстро и правильно его использовать. И это лишь малая часть того, что можно познать, посещая наши курсы.

Одаренного ребенка на занятиях в центре Айтиландия помимо изучения аппаратной части компьютера ждет чудесный мир программирования с использованием и , который откроет понимание программной составляющей работы компьютера и предоставит уйму возможностей для развития.

Одаренные дети, независимо от типа своего таланта, требуют дополнительного образования. Творческие дети с легкостью могут посещать курсы по анимации , компьютерной графике , фотографии и другим художественным видам деятельности. Каждый из них проходит с использованием современной техники, что помогает адаптировать ребенка в современные условия массовой компьютеризации и информационного мира. Использование полученных навыков позволит не только лучше раскрыть творческий потенциал, но и в дальнейшем значительно расширить собственные способности.

Одаренные дети с разными видами талантов могут посетить , где каждый найдет для себя интересные моменты. Подобный курс позволит проявить свой потенциал в творчестве, математике, информатике и других науках, и сферах, что важно для каждого из малышей и их родителей. Особенно полезными эти курсы будут для детишек с одаренностью в техническом направлении.

Занятия доступны для каждого малыша и будут интересны даже для одаренных детей 5-6 лет. Возможность выбора одного из курсов или даже нескольких из них дают возможность ребенку, проявляющим интерес в определенном направлении, получить доступ к максимальному количеству полезной информации.

Развитие одаренных детей на таких курсах проходит гораздо быстрее, что связано с потоком важных и полезных знаний, которые получают ученики. Это стимулирует уже существующие способности и позволяет не только раскрыть их, но и значительно расширить кругозор ребенка, открыв перед ним мир неизведанных возможностей.

Одаренные дети в мире

Одаренные и талантливые дети рождаются по всему земному шару. Обычно первыми замечают проявление определенных навыков родители, от которых в дальнейшем и зависит, развивать талант или игнорировать его. Конечно лучше, когда взрослые выбирают первый вариант и делают все для того, чтобы их чадо могло развиваться в своей сфере.

В истории известно немало случаев, когда уже в детском возрасте люди становились известными благодаря своей гениальности в той или иной области. Вот только несколько ярких примеров:


Это лишь крохотная часть детей, которые несмотря на малый возраст смогли стать известными и добиться больших успехов. Одаренных детей иногда называют - детьми будущего, ведь они могут принести что-то новое и уникальное в развитие всех ключевых технологий, искусства и других аспектов жизни. Одаренные дети, которых достаточно много в Беларуси всегда найдут применение своим талантам, развивая их посещая наши занятия.


Еще из блога:

Расскажите о нас вашим друзьям в социальных сетях: