Консультирование родителей по поводу проблем их детей. Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания Консультации родителей по вопросам воспитания

Консультации для родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического развития ребенка.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Дорогие родители!
Детский сад предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка. Мы- детский сад, педагоги- тоже заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы ваше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания.

1. Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости.
Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что "все должно быть для него". За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом- пренебрежением к родителям, к семье, к людям. Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку, избегайте крайностей любви к ребенку.

2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.

3. Воспитание ребенка в семье- это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни семьи полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка- это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слово- вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.


4. Развитие ребенка- это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он сможет и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научиться делать все то, умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.


5.Основа поведения ребенка- это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край. Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.

6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требования родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями детского сада, школы, педагогов. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.

7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль- это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания им помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.


8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.


9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы.


10. Семья- это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.
Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастья!

ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских

ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления «Я» в детском возрасте, определяет развитие ребенка, его позицию по отношению к миру.

Гиперсоциальное воспитание, или “правильные родители”.

Гипер социальный тип воспитания в семье не вызывает у окружающих недоумения, напротив, всячески поддерживается и одобряется. Соседи, воспитатели, родственники будут восхищаться хорошо воспитанным ребенком: всегда поздоровается и не забудет попрощаться, подаст стул и с готовностью почитает стишок, никогда не будет докучать криком и беготней, да и белые носочки, надетые с утра, останутся такими же до самого вечера. Лишь немногие оценив все опытным глазом профессионала или же прислушавшись к собственным чувствам, подумают: “Что-то здесь не так, уж больно он “правильный”, как будто не ребенок вовсе, а маленький “старичок”.

Сделали ребенка таким родители, движимые “благими намерениями” и знаниями, подчерпнутыми из многочисленных книг. Еще до рождения ребенка был подготовлен “план” его развития, в котором родители четко определили основные “вехи”: “плавать раньше, чем ходить”, ясли с полутора лет, кружки, секции те, что попрестижнее, гимназия с иностранными языками и желательно экстерном, институт… План может быть разным, в зависимости от того, что попадает в зону жизненных ценностей родителей – спорт, бизнес, политика, здоровый образ жизни.

Подобным образом поступают многие родители, но немногие одержимы

выполнением задуманного. Жизнь ребенка с самых первых дней подчинена строгим правилам. Неукоснительно соблюдается режим, дисциплина, много внимания уделяется привитию норм поведения. Методы воспитания не слишком разнообразные: контроль, поощрение, наказание, но вот в рамках этого родители бывают очень изобретательны. Чего только стоят оценки за послушание, графики поведения, баллы, деньги, подарки и их лишение, суммирование проступков и требование публичного раскаяния. Все это применяется не к отбившемуся от рук подростку, а к маленькому еще ребенку, который психологически не готов быть “правильным”. Ребенок лишен права выбора, и его собственные наклонности и желания в расчет не принимаются. Очень скоро ребенок начинает понимать, что, для того, чтобы быть любимым, надо быть послушным. В разряд запрещенных попадают

чувства злости, обиды, страха. Да и радоваться можно только в рамках дозволенного,не очень шумно и придерживаясь норм поведения. Любовь становится разменной монетой: скушал кашу - любим, не скушал - не любим, и так во всем.

Детский сад привлекает гипер социальных родителей наличием все тех же правил и дисциплинарных норм. Учреждение выбирается тщательно, предпочтение отдается тому, где много дополнительных развивающих занятий и детям почти некогда играть. Та же схема повторяется, когда ребенок дорастет до школы.

Последствия гиперсоциального воспитания не всегда заканчиваются трагически. Но люди, выросшие в подобных семьях, зачастую испытывают проблемы в построении взаимоотношений, общении. Их категоричность и наличие твердых принципов, приемлемые в деловой обстановке, не позволяют построить теплые семейные отношения.

Эгоцентричное воспитание, или все для ребенка.

Может ли родительской любви быть слишком много? Наверное, нет, но вот ее чрезмерные проявления с одновременным игнорированием интересов окружающих –суть эгоцентрического типа воспитания. Ребенок воспринимается родителями как сверх ценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен весь уклад жизни семьи. В семье для ребенка нет понятия режима, дисциплины, слово “нельзя” произносится крайне редко, да и то так неуверенно, что ребенку ничего не стоит превратить его в “можно”. Иногда родители предпринимают попытки ввести какие-либо ограничения или даже наказать ребенка, но очень скоро чувство вины заставляет их пожалеть о содеянном: “Ну, он же еще маленький и не понимает, что нехорошо брать без разрешения и портить чужие вещи, доставлять неудобство окружающим своим криком, беготней, капризами”. Окружающие – и дети, и взрослые, столкнувшись с таким царьком, почему-то отказываются играть роль подданных, и то, что дома вызывает восторг, воспринимается в лучшем случае равнодушно. Любые попытки кого-то со стороны – родственников, знакомых, воспитателей – дать понять, что такое воспитание ошибочно, встречаются с недоумением: “Ведь мы же любим своего ребенка и хотим, чтобы у него было счастливое детство!” Они искренни в своих желаниях, им действительно хорошо; роль жертвующих всем ради ребенка родителей они взяли на себя добровольно и рады ее исполнять, какое бы безумство не придумало их дитя.

В такой семье у ребенка обязательно выявят какой-нибудь “талант” и будут развивать его всеми силами. На это уйдет много времени, денег. И, может быть, родители будут отказывать себе в самом элементарном, с легкостью покупая для ребенка все, что считают необходимым для его развития.

Эгоцентрический тип воспитания трудно представить в многодетной семье, В основном это семьи, в которых растет один ребенок, окруженный большим

количеством взрослых. Часто подобное отношение к ребенку привносится бабушкой, когда появление внука или внучки придает ее жизни новый смысл.

В жизни людей, обожаемых в детстве, нередко случаются стрессы и трагедии. Та ситуация, с которой другие справляются быстрее, может у этого человека вызвать депрессию или нервный срыв. Детские иллюзии по поводу того, что все тебя любят, оборачиваются недоумением и разочарованием. Неприспособленность к жизни может выражаться в абсолютном неумении заботиться о себе, не говоря уже об окружающих. Когда у таких людей появляются дети, они могут повторить в воспитании родительский сценарий или, напротив, будут равнодушными, безучастными, капризными, если воспримут малыша как соперника. Единственная возможность научиться гармонично жить с окружающими – это усвоить элементарные уроки типа

“умей делиться”, “думай о ближнем”, “радуйся от того, что доставил другому

радость”. Лучше, чтобы они были освоены в детстве, чтобы безраздельная

родительская любовь не обернулась болью.

Тревожно-мнительное воспитание, или любить - значит бояться.

Ничто так сильно не терзает душу родителей, как страх за своего ребенка. Подобное состояние часто встречается у родителей, дети которых впервые идут в садик, в новую школу, едут в лагерь или на дачу, ложатся в больницу или просто уезжают по гостить. Это естественная тревога, обусловленная ситуацией, переживаниями за ребенка, нарушением привычного образа жизни. Почти все родители переживают подобное, но со временем тревога проходит, страх за ребенка исчезает или возникает редко. Жизнь входит в свою колею. Но бывает и по-другому. Страх за ребенка рождается вместе с его появлением, а иногда даже и раньше. Страх и любовь сливаются воедино,

тревожные мысли одолевают постоянно, даже когда нет никакой угрозы жизни, здоровью и благополучию малыша. С ребенка не спускают глаз, даже когда он подроси может обходиться без этого. Обычные заболевания в таких семьях вызывают панику. Очень часто такие мамы обращаются к специалистам с вопросом: “ А это нормально, с ним все в порядке?”

Родители, которые воспринимают окружающий мир, как враждебный и полный сложностей, стремятся подготовить своего ребенка к “тяготам жизни”. Его рано начинают обучать чему- либо, досконально готовят к поступлению в школу. Иногда в ожидании предстоящих трудностей они не замечают, что наносят вред ребенку сами уже сейчас.

К описанным вариантам поведения можно отнести мнительность и подозрительность. Не имея на то оснований, женщина не отпускает своего ребенка на улицу, из-за того, что его может украсть маньяк. Особенно тяжело приходится ребенку, если под одной крышей с семьей живет такая же тревожная бабушка.

Где заканчивается грань заботы и разумной подстраховки и начинается

перестраховка, основанная на страхах и мнительности? Ведь трагические случаи с детьми действительно случаются, и многие родители обвиняют себя в том, что относились ко всему слишком беззаботно. Но, как показывает практика, опекаемые дети тревожных родителей не реже, а может быть, даже чаще своих сверстников становятся жертвами несчастных случаев. Обусловлено это тем, что чрезмерная родительская опека делает их очень чувствительными к любому воздействию. Мамины установки на жизнь очень рано начинают приниматься ребенком как истина: раз мама за него боится, значит действительно должно что-то произойти. У него тоже возникают свои страхи: вампиров, страшных снов, взрослых парней – все как у других

детей, но протекать они будут тяжело и с возрастом не исчезнут, а приобретут новую форму.

В поведении такой ребенок проявляет робость и подозрительность, неохотно идет на контакт с новыми людьми. Страхи вытесняют присущую детям любознательность, открытость. Как крайний вариант – невротическое состояние, которое переходит в невроз. Навязчивые движения или мысли, нарушение сна или ритуалы, которые появились в поведении ребенка, - верный признак того, что надо про анализировать все происходящее и обратиться к психологу.

Но бывает и по-другому. Ребенок очень рано начинает протестовать против попыток родителей оградить его от чего-то и становится упрямо-бесстрашным. Этот вариант еще больше изматывает тревожных родителей, и методы воспитания меняются: вместо опеки появляется строгий контроль, вводится жесткая система запретов, вслед за которой идет наказание, начинается война “кто кого”.

Воспитание без любви

Не любить своего ребенка противоестественно. Любое общество вне зависимости от моральных принципов, вероисповедания, культуры с осуждением относится к матерям-“кукушкам”, к отцам, не признающим своих детей. Но брошенные, нелюбимые дети все же есть, а варианты родительского неприятия, именно о нем пойдет речь, могут встречаться в другом, менее выраженном виде.

Ребенок, который является для своих родителей источником разочарования и

раздражения, даже внешне отличается от других детей. Не найдя проявлений любви у близких, он будет усиленно пытаться получить их от других взрослых: заискивающий взгляд, стремление угодить, понравиться, взять взрослого за руку, залезть на колени. Впрочем, бывает и по-другому. Малыш, с рождения не знающий ласки и нежности, напрочь отвергает что-то подобное со стороны взрослых. Его отношение к миру враждебно, он агрессивен, замкнут, безразличен. Все описанное относится к крайним

вариантам проявления неприятия. Его можно наблюдать в социально

неблагополучных семьях со стороны родителей, которые не читают книг, подобных этой, и вообще не задумываются о воспитании.

Между тем неприятие встречается и в обычных, внешне благополучных семьях. Причины самые разные: один из супругов против появления ребенка или семья находится на грани развода, материальные сложности, беременность не планировалась… Малыш появился на свет, и он уже нелюбим. Разочарование в ребенке может наступить и позже. Например, рождение девочки, когда все ждали мальчика, физический дефект, “некрасивость” ребенка, капризный, невротичный ребенок.

Иногда временно неприятие сменяется приятием и даже обожанием. Родители тоже меняются, “дозревают”, мудреют. Случайная ранняя беременность, тяжелые роды с осложнениями для матери могут затормозить родительские чувства.

Но бывает и по-другому. Внешне заботливые, “приличные” родители уделяют ребенку и время, и силы, но вот только методы воспитания вызывают не до умение. Постоянный контроль, всевозможные наказания – от физических до более тяжелых моральных, вслед за которыми может наступить прощение, но никогда нет раскаяния со стороны родителей. Им кажется, что с этим ребенком по-другому нельзя. Раздражение и досаду вызывает его поведение, внешний вид, поступки, привычки, черты характера. Ребенка называют “непутевым”, “безруким”, “рохлей”, “глупым”.

Родители пытаются переделать ребенка, подогнать его под свой стандарт, который считают правильным.

Неприятие в семье может быть направлено на одного из детей, того, кто, по мнению родителей, проигрывает в сравнении с братом или сестрой. К счастью, неприятие редко бывает глобальным. Не любит ребенка отец, но обожает и жалеет мать, или тепло малышу подарит воспитательница, соседка, дальняя родственница.

Последствия такого воспитания всегда сказываются на характере, отношении к жизни, поведении ребенка, а в последующем – взрослого. Различного рода невротические проявления и неврозы – показатель того, что ребенка пытаются переделать, “ломают” его природу и лишают любви. Неосознаваемые, но очень сильные установки на жизнь, которые формируются в детстве, не позволяют позже создать полноценную семью: “Любовь – это боль”, “Я не достоин любви”, “Мир мне враждебен”. Степень тяжести последствий зависит от степени неприятия и индивидуальных особенностей ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.


Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье формируются все личностные качества. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий - там он свой. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь.

Семья - это определенный морально-психологический климат, для ребенка - это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. Особенностью семейного воспитания является органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.

По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда - замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия. Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети - мамы, папы - бабушки и дедушки - прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

Семья - важнейший институт социализации личности . Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут.

На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью. В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям:

в результате целенаправленного процесса воспитания;

по механизму социального научения.

Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и детьми.

Семья выступает и как социальный институт. Функции семьи - это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

Основная, первая функция семьи - репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

духовного общества - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Главная задача семьи - выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Целью семейного воспитания является формирования таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни. Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание . И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание.

Семейное воспитание имеет и свои принципы . Наиболее общие из них:

гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

открытость и доверительность отношений с детьми;

оптимистичность взаимоотношений в семье;

последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются методами и механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании.

Подкрепление - формирование типа поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Идентификация - признание ребенком родителей, их авторитета, подражание им, в большей или меньшей степени ориентация на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д. Наказание - воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать - значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. С психологической точки зрения наказание - хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Стимулирующая роль поощрения - ориентация на хорошее, доброе в развивающейся личности, закрепление стремления и продвижения ребенка в этом направлении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий, стараний, достижений вызывает у ребенка бодрость, способствует благоприятному самочувствию.

Семейному воспитанию присущи и свои методы , а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Таким образом, важнейшая социальная функция семьи - воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка родителям необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Педагогическое обеспечение семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом. И какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.


  1. Основные вопросы семейного консультирования.
  2. Особенности консультирования при работе с супружеской парой.
  3. Специфика консультирования родителей по вопросам воспитания детей.

Разра­ботано немало типологий супружеских проблем как в отечествен­ной, так и в зарубежной психологии. Большинство авторов типо­логий оперируют термином "конфликт", понимая его достаточно широко

Приводимый список проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения в консультацию, осно­ван на собственном опыте работы автора. Среди них следует назвать:

I. Различного рода конфликты, взаимное недовольство, связан­ные с распределением супружеских ролей и обязанностей.

II. Конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения.

III. Сексуальные проблемы, недовольство одного супруга дру­гим в этой сфере, их взаимное неумение наладить нормальные сек­суальные отношения.

IV. Сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов.

V. Болезнь (психическая или физическая) одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации се­мьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи.

VI. Проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотно­шениях.

VII. Отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близо­сти и доверительности, проблемы общения. Особенности консультирования при работе с супружеской парой. Прежде чем переходить к описанию стратегий ведения приема, необходимо остановиться еще на одном вопросе - кто и как обра­щается в консультацию по поводу своих семейных проблем. На основании перечня причин (поводов) обращений можно предпо­ложить, что возможны, по крайней мере, два варианта прихода в консультацию: оба супруга вместе или один из них с жалобами на себя или на партнера. Наиболее распространенным вариантом при­хода является последний. Отчасти это может объясняться особен­ностями нашей культуры, в которой психологические знания не­достаточно популярны и обращения в консультацию представляются чуть ли не криминалом.

Остановимся подробнее на некоторых преимуществах работы с двумя супругами, а также на определенных трудностях, связанных с этим вариантом прихода клиентов в консультацию.

1. Прежде всего, беседа с двумя, а не с одним супругом, бо­лее диагностична, позволяет сразу же увидеть те проблемы и труд­ности, на которые клиенты жалуются. Так, особенности их взаи­модействия в консультации вскрывают многое из того, о чем им бывает трудно говорить, и позволяют наглядно выделить то, что определяет характер отношений и что самим супругам трудно обо­значить более четко.

2. Работа с обоими партнерами позволяет в ходе приема непос­редственно апеллировать к паттернам их отношений, проявляющим­ся в особенностях взаимодействия супругов в консультации. Обра­щение к происходящему "здесь и теперь" бывает более убедительным и эффективным, чем анализ того, что происходит за пределами кабинета консультанта.

3. Присутствие обоих клиентов позволяет с успехом использо­вать целый ряд особых техник и приемов, таких, например, как семейная скульптура, заключение контракта и др., способствую­щих более успешному и эффективному ведению супружеской терапии, применение которых при наличии лишь одного клиента либо в принципе невозможно, либо весьма затруднено.

4. Приход обоих супругов в консультацию часто означает их бо­лее серьезную мотивацию к работе, предполагает, что работа бу­дет более длительной и более углубленной. Кроме того, при одновременной работе с обоими партнерами можно в случае необ­ходимости поддерживать рабочую мотивацию одного из них "за счет" другого.

5. Консультирование супружеской пары часто является более эффективным. Ведь если оба супруга серьезно настроены на перестраивание своих отношений и стремятся в своей совместной жиз­ни реализовать все то, что обсуждается и отмечается во время при­емов, то изменения в отношениях наступают значительно быстрее и в принципе могут быть более значительными и стабильными, чем при работе с одним из супругов. В последнем случае, для того чтобы дождаться каких-либо изменений, супругу часто необходи­мо набраться терпения и достаточно долго без какой-либо взаим­ности демонстрировать более совершенные паттерны поведения, прежде чем другой почувствует и как-то отреагирует на это.

Но, кроме этих и некоторых других преимуществ, работа с обо­ими супругами имеет и ряд дополнительных трудностей и недостат­ков. Кратко перечислим их.

1. Прежде всего, вести прием, в котором участвуют двое кли­ентов, а не один, обычно труднее, особенно на первых этапах кон­сультативного процесса, поскольку присутствие второго члена пары так или иначе сказывается на ходе беседы. Супруги могут переби­вать друг друга, вступать в переговоры и препираться, стремясь что-то объяснить или доказать прежде всего друг другу, а не консуль­танту, выступать в коалиции против консультанта и т.д. Хотя возможна и обратная реакция, когда присутствие партнера приво­дит к тому, что муж или жена становятся неразговорчивыми, каж­дый из них может ждать, что нечто важное будет сказано другим. И в том, и в другом случае от консультанта требуются особые на­выки и умения, чтобы переориентировать супругов на совместную работу, организовать и направить процесс консультирования.

2. Работа с двумя супругами, хотя и является более эффектив­ной, чаще всего носит менее глубокий, поверхностный характер. В этом случае реже затрагиваются серьезные личные проблемы, лежащие в основе тех или иных супружеских разногласий. Резуль­таты же, убедительные на первый взгляд, реже бывают полностью удовлетворяющими запрос клиентов, особенно если за семейны­ми проблемами стоит нечто более личное.

3. Работа с обоими супругами в каком-то смысле более уязви­ма. Нежелание одного из них двигаться дальше, характерологичес­кие особенности одного из партнеров, препятствующие более уг­лубленной работе, могут серьезно помешать консультированию. С одним супругом легче работать, чем с двумя, под одного проще подстроиться, выбрав тот темп работы, который в большей степе­ни соответствует клиенту.

Начало беседы. Как уже отмечалось, начало работы, независимо от того, кто и по какому поводу обращается в консультацию, строится достаточ­но сходно. Основная задача консультанта на этом этапе - устано­вить контакт с клиентом (-ами) и разобраться в том, что именно привело их на прием. Хотя уже в начале беседы, при участии в этом процессе обоих супругов, могут возникнуть определенные трудно­сти.

Важнейшим материалом для консультативной работы с супру­гами, как и в случае других обращений, являются конкретные фак­ты: что, когда, кто сделал или не сделал, какие конкретно просьбы выполнялись или не выполнялись и т.д. Оправдывающимся или обвиняющим друг друга супругам необходимо показать, что кон­сультанта интересует не объективная истина, а субъективное вос­приятие каждым происходящих в семье событий. Особенно тяже­лой для консультанта может быть ситуация, когда один из супругов с самого начала беседы всячески пытается разоблачить и унизить другого, отрицая его способность переживать или реагировать на семейные проблемы. В этом случае консультант, стараясь не по­терять контакт ни с одним из партнеров, должен уравнять супру­гов в правах, показать, что поиски виноватого или обращение к психологу как к третейскому судье ни в коей мере не может спо­собствовать решению внутрисемейных проблем. Только тогда, когда супруги признают, что ответственность за проблемы несут в равной степени оба и каждый хотел бы разобраться в том, что и как он/ она может сделать для улучшения внутрисемейной ситуации, совме­стное консультирование супругов может быть успешным.

Как мы уже отмечали выше, особым требованием к работе с парой является большее структурирование процесса приема. Поэто­му сначала каждый из супругов представляет свою версию того, почему и зачем они пришли к консультанту (очень важно, чтобы хоть какая-то версия была предложена каждым из них, и ссылки на то, что "он меня привел, пусть и рассказывает", ни в коем случае не должны приниматься), после чего консультанту следует подве­сти итог, предложив свое, более обобщенное представление о том, какие проблемы волнуют каждого из партнеров. Для более полно­го понимания ситуации психологу полезно располагать следующей информацией: как, когда и в связи с чем начались или обострились конфликты, в каких ситуациях они чаще всего возникают, кто яв­ляется более активным их зачинщиком, что возмущает или не нра­вится в другом каждому из супругов.

Если супруги согласны на более длительную работу, то, полу­чив исчерпывающую информацию по этим и другим вопросам, консультант не должен затягивать первичный прием. Пусть он будет даже несколько короче, чем все последующие, но завершить его в этом случае следует очень четкой постановкой задач и целей консультирования, то есть тем, что каждый из супругов хотел бы в результате достичь. Не страшно, если эти ожидания у партнеров диаметрально противоположны. Но в такой ситуации, как, впро­чем, и в любой другой, целесообразно предупредить супругов, чтобы сам прием и все, что на нем говорилось, не обсуждалось ими за дверьми кабинета консультанта. Важными и в каком-то смысле решающими для дальнейшей работы являются домашние задания, которые можно предложить выполнить супругам к следующей встрече. Конкретное содержание домашнего задания бывает различным и определяется прежде все­го проблемами супругов, но именно наличие задания наиболее эффективно включает клиентов в работу и обеспечивает консультан­та хорошим материалом для беседы во время приема. Так, уже на первой встрече можно предложить супругам завести дневники, для того чтобы вести записи по одной или двум из следующих тем (до­машнее задание с большим количеством тем вряд ли выполнимо):

1. Что раздражало в супруге в течение недели (или в течение любого другого отрезка времени, определенного в ходе приема).

2. Какие конфликтные ситуации возникали в течение недели.

3. Что неприятного было сказано за определенный для наблю­дений отрезок времени между супругами.

Домашние задания могут быть различными, их основная цель на первом этапе консультирования - уточнение и детализация ситуации в семье.

Если на предыдущей встрече было дано домашнее задание, то после нескольких приветственных слов, направленных на то, что­бы убедиться в том, что за неделю у супругов не случилось ничего сверхординарного и подлежащего немедленному обсуждению, на­чинать работу следует именно с этого. Если задание выполнили оба супруга, то каждому просто предлагается прочитать вслух записи в своем дневнике. Если же один из них по каким-либо причинам не справился с задачей, то дневник, естественно, читает только один, но второму, "проштрафившемуся", также должно быть предостав­лено слово. Возможны различные варианты, но проще всего пред­ложить ему выполнить задание, вспомнив то, что происходило в течение недели. При этом "непослушание" ни в коем случае не должно быть оставлено без внимания: причины следует подробно обсудить. Такой поступок может быть как определенной формой сопротивления по отношению к консультированию и консультан­ту, так и протестом против партнера. Обычно за этим скрывается весьма важная для психолога информация, не фигурировавшая в ходе первой встречи. Конечно, "провинившийся" должен быть прощен, но важно, чтобы консультант при этом воспользовался ситуацией для мотивации его на конструктивную работу.

Возможности обсуждения домашних заданий необычайно широ­ки. Так, интерес представляет реакция супругов на то, что расска­зывает партнер, причем консультант может усилить эту реакцию, предложив каждому прокомментировать список партнера. Исполь­зование домашних заданий представляется особенно продуктивным потому, что на их основании можно построить множество различных вариантов беседы, выбирая, таким образом, то, что, с одной стороны, подходит именно для данной супружеской пары, а с дру­гой стороны, помогает не распыляться, не потеряться в море ин­формации и придерживаться в ходе приема определенного темати­ческого стержня.

Другой вариант работы с домашними заданиями основывается на использовании всех дневниковых записей супругов. Им удобнее воспользоваться, когда в записях обоих или одного из партнеров прослеживается один и тот же постоянно повторяющийся паттерн поведения, реакции или обиды. В этом случае в качестве предме­та обсуждения лучше использовать не какую-то одну конкретную конфликтную ситуацию, а паттерн реагирования или поведения. Особое внимание при этом следует обратить на комплиментарность, взаимодополнительность позиций партнеров, поскольку трудно себе представить, чтобы регулярные обиды и неудовольствие, пережи­ваемые одним, никак не отражались на поведении и настроении другого, независимо от того, осознает он/она это или нет. Всесто­ронний анализ такого паттерна также предполагает обсуждение того, что, как и зачем делает каждый из супругов, чего он/она ждет и хочет добиться от другого и что реально получает. Отталкиваясь от повторяющегося паттерна поведения, можно проанализировать супружеские отношения в целом, выявив, в каких еще ситуациях, действуя по одному и тому же стереотипу, супруги обижаются и не понимают друг друга. Такой разбор, если его удается провести, необычайно полезен, но он может растянуться и занять всю вто­рую встречу. Основываясь на нем, можно предложить супругам следующее домашнее задание: вести себя в этих ситуациях по-дру­гому, стремясь реализовать новые способы поведения.

Использование записей супругов позволяет не только выявить и обсудить конкретные конфликтные ситуации, но и подвести к об­ширным пластам отношений, служащим зоной постоянных разно­гласий. Такой конфликтной зоной может быть как то, что изна­чально называлось супругами в качестве повода для прихода в консультацию, так и нечто иное, возможно, вообще до этого скры­тое от них и проявившееся лишь в результате анализа еженедельных конфликтных ситуаций.

Консультирование по поводу детско-родительских взаимоотношении.

Зачастую родителю проще обратиться к консультанту-профессионалу, ссылаясь на трудности с воспитанием детей, нежели попросить помощи в решении своих непростых «взрослых» проблем. Любому практикующему психологу известно, что обращения родителей по поводу проблем, связанных с воспитанием детей, имеют свои пики и лакуны. Родители ребенка раннего возраста консультируются редко, всплеск обращений в дошколь­ном возрасте ребенка приходится на возраст три года и пять- шесть лет. Пик родительских потребностей в квалифицированной помо­щи специалиста связан с обучением в начальной школе, далее следует спад, и снова наблюдается увеличение количества кон­сультаций по поводу проблем с воспитанием подростков. Запросы родителей, нуждающихся в консультациях специали­ста, имеют несколько основных направлений: первое - проблемы, связанные с воспитанием детей; второе - проблемы, обусловленные трудностями в разви­тии и обучении детей; третье - интерес родителей к имеющимся у детей способ­ностям; к особенностям подросткового возраста. Большая группа проблем обусловлена необходимостью принятия семьей решения о дальнейших перспективах развития ребенка, о его профессио­нальном самоопределении; четвертое - личностные проблемы детей и подростков, межличностное взаимодействие в семье и ближайшем окружении. Все эти направления родительских запросов тесно связаны с половозрастными особенностями детей и имеют свою специфику, которая определяется полом и возрастом ре­бенка.

Выявленные дисфункциональности семьи можно классифицировать следующим образом:

1.Дефициты (недостатки): материальных средств (физических возможностей), личностный или личностно-социальный, знаний и опыта.

2.Деформации (искажения) межличностных взаимодействий в семье, взаимодействия с семьи с социальным окружением.

3.Расхождения: между социальными претензиями семьи и ее социальной ролью, между ожиданиями семьи и других людей или социальных групп, неопределенность или противоречивость социальных ролей в семье.

Дефициты могут быть связаны с физическими недостатками (недостаток материальных средств) либо с задержкой интеллектуального или личностного развития (личностный или; личностно-социальный недостаток) членов семьи, которые определяют ее поведение. Однако гораздо чаще причиной социальных проблем семьи является недостаток знаний и опыта.

К деформациям внутрисемейных взаимодействий дисфункциональных семей относится нарушение ее иерархической структуры и выполнение членами семьи несвойственных им ролей. Деформации взаимодействия с социальным окружением характерны для семей с порушенной или утраченной социальной активностью.

Расхождения обеспечивают конфликтную ситуацию, скрытые и открытые конфликты в семьях (в случае неопределенности или противоречивости семейных социальных ролей) или между семьями и социальным окружением в случае неадекватности социальных претензий или несоответствия ожиданий. Поэтому при наличии конфликтов или их угрозе следует искать и квалифицировать расхождения, и наоборот, если имеются расхождения, то социальная реабилитация семей будет связана с устранением или разрешением конфликтной ситуации либо самого конфликта, когда он получил развитие.

В работе с родителями применяются групповые формы психо­лого-педагогической поддержки родителей; индивидуальное пси­хологическое консультирование; групповые психологические тре­нинги.

Тема 13 Поведенческое консультирование

  1. Цели консультирования
  2. Приемы и методы консультирования

Крумбольц отмечал, что цели поведенческого консультирования: а) должны быть сформулированы так, чтобы их можно было излагать по-разному при работе с разными клиентами; б) должны быть совместимыми с ценностными установками консультанта, хотя они не обязательно должны полностью соответствовать им; в) должны быть таковы, что о степени их достижения можно было бы судить по внешним проявлениям. Далее Крумбольц предположил, что существуют три типа целей (хотя иногда эти типы целей бывают взаимосвязаны), которые соответствуют предложенным им критериям и за достижение которых отвечает консультант. Это следующие типы целей: изменение неадекватного поведения, например усиление социально ассертивных реакций; научение принятию решений, например составление списка возможных вариантов действий; предотвращение проблем, например оказание помощи молодым мужчинам и женщинам в выборе подходящих брачных партнеров. Цели консультирования не всегда определяются на научной основе; бихевиористы признают, что на выбор целей клиентами и на выбор методов консультантами влияет множество факторов.Существует риск чрезмерного обобщения, которое поведенческие консультанты, делающие акцент на определенных индивидуальных целях при работе с каждым клиен-том, могут счесть неподходящим. В связи с этим предпримем попытку сформулировать основные цели консультирования, используя работы пяти теоретиков бихевиоризма, о которых говорилось в предшествующей главе. Это следующие цели:

· устранение дефицита в поведенческих репертуарах;

· усиление адаптивного поведения;

· ослабление или устранение неадекватного поведения; устранение изнурительных реакций тревоги; развитие способности расслабляться; развитие способности самоутверждаться; развитие эффективных социальных навыков; достижение адекватного сексуального функционирования; развитие способности к саморегулированию.Перечисленные цели предназначены для индивидуумов. Из всех бихевиористских теоретиков Скиннер в наибольшей степени фокусируется на потребности людей, со-ставляющих группы, проектировать окружающую среду, в которой люди могут вести себя более подкрепляющим образом. Следовательно, цели поведенческого консульти-рования можно отнести к группам. В этом случае основной целью будет развитие спо-собности группы к саморегулированию как посредством формирования последствий в окружающей среде, так и посредством когнитивного саморегулирование. Поведенческое консультирование неизменно начинается с поведенческой оценки или, в соответствии с другим определением, с функционального анализа проблемных зон клиентов. Одной из главных целей такой оценки является определение целей лечения в поведенческих терминах - сформулированными таким образом целями можно руководствоваться при выборе методов консультирования. Следовательно, по-веденческая оценка на начальных этапах консультирования имеет два фокуса: во-первых, уточнение проблемных зон клиентов и, во-вторых, определение наиболее подходящих методов, которыми может воспользоваться консультант. Адекватные поведенческие оценки позволяют консультантам идентифицировать стимулы, предшествовавшие реакциям, с которыми им нужно справиться, в то время как в результате неадекватных поведенческих оценок консультанты могут прибегнуть к неправильным методам и применить их к неправильно определенным проблемам. После проведения первых занятий поведенческую оценку можно использовать с целью оказания помощи и в оценке эффективности лечения, и в принятии решения, что следует делать в дальнейшем - продолжать, прекратить или изменить лечение (Galassi, Perot, 1992; Kazdin, 1993, 1994).Когда клиенты делают такие, например, заявления: «Я чувствую себя очень угне-тенным в эти дни», «Похоже, у меня не много друзей» или: «Я становлюсь очень напря-женным на работе», поведенческие консультанты предпринимают попытку анализа, основанного на СРП-оценке (С - стимул ситуационного прошлого, Р - переменные реакции, П - последствия, или переменные результата).

Целью СРП-анализа является поиск ключевых переменных, которые управляют поведением клиентов. Эти переменные могут быть замаскированы: например, агрессия, проявляемая на работе, может отражать плохие брачные отношения. При поведенческом анализе следует стремиться к высокой степени конкретности. Например, при анализе реакции следует собрать необходимую информацию и узнать, каковы продолжительность и сила этой реакции, какова частота ее возникновения. Поведенческую оценку можно производить как в рамках консультационного интервью, так и вне этих рамок. Кроме того, важна самооценка клиента, которую можно рассматривать как дополнение к оценке консультанта..

Хотя поведенческое оценивающее интервью обычно характеризуется высокой сте-пенью фокусировки и управления со стороны консультанта, большое значение имеет эмпатия консультанта. Это связано с тем, что эмпатия помогает наладить взаимоотно-шения между консультантом и клиентом и облегчает самораскрытие клиентов; кроме того, наличие эмпатии является гарантией того, что консультант внимательно выслушает клиента. На начальном этапе консультант должен собрать основную информацию, узнать возраст, пол, семейный и профессиональный статус клиентов; кроме того, консультант должен позволить клиентам своими словами описать беспокоящие их проблемы и в краткой форме объяснить, каковы цели начальной поведенческой оценки. На этой стадии консультанты также могут отметить, что большинство видов поведения являются приобретенными, однако некоторые виды поведения являются врожденными.Консультант может продолжать брать интервью у клиента, причем определенные задаваемые вопросы можно рассматривать как часть СРП-анализа предъявляемых кли-ентом жалоб. Поведенческие консультанты редко задают вопросы, начинающиеся со слова «почему», например: «Почему вы злитесь, когда она огрызается?». Вильсон, ут-верждает: «Вопросы, начинающиеся со слов "как", "когда", "где" и "что", более эф-фективны при определении личных и ситуационных переменных, имеющих отношение к проблемам клиента и помогающих воссоздать эти проблемы в настоящее время» (Wilson, 1989, р. 258). Поведенческие консультанты отличаются друг от друга тем, насколько подробные данные (касающиеся того, в связи с чем были приобретены предъявляемые клиентом в настоящее время жалобы) они собирают; следует отметить, что знание деталей может быть важно для получения точной картины. Вольпе (Wolpe, 1982), например, собирает исторический материал, имеющий отношение к жалобам клиентов, их семейной жизни, образовательному уровню, профессиональному и сексуальному развитию. Вольпе также исследует текущие социальные отношения своих клиентов. Существуют потенциальные ловушки для консультантов, нацеленных на опрос, - клиенты могут почувствовать, что им угрожают, а также клиенты могут заблокировать обсуждение тем, на которых не сосредоточиваются их консультанты. Также с целью начальной оценки консультанты наблюдают за вербальным и невербальным поведением клиентов. Социально неловкие люди могут демонстрировать по крайней мере часть своих проблем во время интервью. Консультанты могут исследовать открывающиеся проблемные области при произведении оценки. Они обращают внимание на личные качества клиентов и на способы либо разрешения проблем, либо ухода от них. Кроме того, консультанты оценивают мотивационные факторы, побуждающие клиентов к изменениям, и любые влияния, имеющие место в их среде, - влияния, которые могут препятствовать изменению или способствовать ему, также консультанты могут оценивать надежды клиентов и их веру в возможность изменения. Консультанты также, как правило, пытаются выяснить, что клиенты считают подкрепляющим (например, проявление внимания или похвалу), так как знание этого может помочь консультантам побудить клиентов изменить свое поведение.Дополнительные источники данных, необходимых для оценкиСуществует множество дополнительных источников данных, необходимых для оценки. К некоторым из этих источников поведенческие консультанты могут обращаться с целью более точного определения целей лечения, а также для сбора информации, которая может понадобиться для оценки прогресса и результатов консультирования. Рассмотрим дополнительные источники данных, необходимых для оценки.Медицинская информацияМедицинское обследование необходимо, если есть подозрение, что проблема имеет физиологические корни или как-либо связана с медициной. В таких случаях поведен-ческие оценки будут недостаточно объективными до тех пор, пока не будет собрана медицинская информация в достаточно полном объеме; причем и в дальнейшем кон-сультанты могут обращаться к врачам.Отчеты о проводившемся ранее психологическом леченииКонсультанты могут получить большое количество полезной информации о жалобах клиентов и результатах применения различных терапевтических стратегий из любых доступных отчетов о проводившемся ранее психологическом или психиатрическом лечении. Консультанты могут и в дальнейшем обращаться к психологам или психиатрам.Вопросники, предназначенные для самоотчетаКлиентов можно попросить заполнить специальные вопросники, предназначенные для самоотчета. Консультанты могут сфокусировать внимание на наблюдаемом поведении, на действиях клиента, на его эмоциях, на восприятии клиентом окружающей его среды. Наиболее часто используются вопросники, в которых клиентов просят описать ситуации, порождающие у них тревогу. Одним из таких вопросников является «Вопрос-ник страха» (Fear Inventory), предложенный Вольпе (Wolpe, 1982). Клиентов просят оценить, насколько встревоженными они почувствовали бы себя в каждой из перечис-ляемых в вопроснике 87 ситуаций (вот несколько примеров таких ситуаций: «Общение с людьми, обладающими авторитетом», «Разговор с сердитыми людьми», «Темнота»,«Полет в самолете»). Для оценки используется шкала с пятью градациями - от «нисколько» до «очень». Вопросником, в котором акцент делается на самоотчете клиен-тов, совершающих различные поступки, является «Вопросник ассертивности» (Asserti-ueness Inventory), составленный Альберти и Эммонсом (Albert!, Emmons, 1990). Вот пример вопросов, содержащихся в этом вопроснике: «Вы громко высказываетесь или протестуете, когда кто-то занимает ваше место в очереди?». В «Анкете приятных собы-тий», предложенной Макфиллами и Левинсоном (Lewinsohn et al., 1986), внимание фо-кусируется на действиях, событиях и опыте, которые клиенты находят приятными. Такой анкетный опрос полезен при идентификации фактических и потенциальных под-крепляющих стимулов, которые могут использоваться в процессе лечения.Самонаблюдение клиентаКлиентов просят собрать основные данные, наблюдая за своим поведением. Для этого можно предложить клиентам ежедневно заполнять таблицы в специальном дневнике, а затем проанализировать сделанные записи. Табл. 10.1 представляет собой фрагмент такого поведенческого дневника. Клиенты могут вести дневники в течение недели или в течение более продолжительного периода времени (при необходимости), из дневников можно получать относящуюся к делу информацию. При ведении таких дневников оценка производится тогда, когда требуется дополнительная информация об определенных видах поведения. Шарп и Льюис (Sharpe, Lewis, 1976) приводят примеры таблиц мониторинга, составленных на основе формата «стимул, реакция, последствие, "что я бы хотел сделать"» (анализируется широкий диапазон видов поведения). Прямое наблюдение в естественной обстановкеИногда поведенческие консультанты могут отправиться с клиентами в какое-либо общественное место, чтобы посмотреть, как клиенты ведут себя в реальной жизни. Так, может быть полезным посещение пабов или ресторанов вместе с клиентами, которым трудно пить или есть в обществе незнакомых людей. Консультанты наблюдают за кли-ентами и обсуждают их поведение и эмоции в тот момент, когда они проявляются, или вскоре после этого. Однако следует отметить, что в присутствии консультантов клиенты могут вести себя не так, как обычно. Косвенное наблюдение в естественной обстановкеНаходит применение и другая форма наблюдения в естественной обстановке - кон-сультанты собирают информацию у значимых для клиентов людей, которые взаимо-действуют с клиентами в их повседневной жизни. Консультант может расспросить, например, преподавателей или родителей, если он работает с детьми, или супругов - если он работает с людьми, состоящими в браке. Консультанты должны попытаться определить, насколько поведение, о котором сообщается, отражает поведение их кли-ентов в специфических ситуациях. Следует иметь в виду, что в рассказе реальное пове-дение может быть представлено в искаженном виде в связи с пристрастным отношением наблюдателя. Еще раз подчеркнем - если клиенты знают, что за ними наблюдают, они могут вести себя неестественно. Однако беспрепятственно наблюдать за клиентами и представлять отчеты об этом третьему лицу, если клиент не знает о наблюдении или не дает согласия на его проведение, не позволяют этические нормы. Иногда проведение косвенных наблюдений в естественной обстановке возможно с применением кодов поведенческого мониторинга и с подсчетом частоты встречаемости различных видов поведения. Прямое наблюдение в моделируемой обстановкеРолевая игра является одной из форм прямого наблюдения в моделируемой обстановке. Клиентов можно попросить разыграть вместе с консультантами отдельные фрагменты поведения, которое они обычно демонстрируют. Также можно предложить клиентам сыграть некоторые другие роли в данной ситуации. Такие представления могут помочь школьникам и студентам, испытывающим трудности при разговорах с родите-лями, или брачным партнерам, которым не удается нормально общаться друг с другом. Еще одной формой наблюдения со стороны - либо консультантами, либо другими людьми, является наблюдение за поведением клиентов в группе с помощью зеркал с односторонней проводимостью. Левинсон и его коллеги предложили использовать для оценки поведения клиентов специальную анкету, в которой внимание фокусируется на действиях и реакциях каждого члена группы. С помощью таких анкет можно производить количественную оценку аспектов социального опыта, рассчитывать «общую сумму поведения», исследовать положительные и отрицательные реакции и определять диапазон взаимодействий (Lewinsohn et al., 1970).Исследование поведенческой оценкиКак поведенческие консультанты производят оценку на практике? Свои и Макдо-нальд сделали обзор процедур оценки, используемых американскими терапевтами по-ведения. Они выяснили, что наиболее популярны следующие десять процедур: 1) ин-тервью с клиентом (89 %); 2) анализ данных, полученных клиентом при самонаблюдении (51 %);3) интервью с другими людьми, значимыми для клиента (49 %); 4) прямое наблюдение за клиентом (40 %); 5) получение информации от других специалистов (34 %); 6) организация ролевых игр (34 %); 7) анализ отчетов клиента о своем поведении (27 %); 8) проведение демографических анкетных опросов (20 %); 9) обработка личных анкет (20 %); 10) тематическое тестирование (19 %) (Swan, MacDonald, 1978). Выбор консультантом процедур оценки зависит от того, на какой стадии лечения находится клиент.О том, как некоторые поведенческие консультанты производят оценку на практике, можно судить по следующему заключению Каздина, основанному на анализе данных, которые были получены при проведении ряда исследований: «К сожалению, надо от-метить, что при принятии решений вообще и, более конкретно, при принятии решений в рамках клинической работы пока не удается добиться беспристрастности... Си-стематический сбор информации в контексте лечения не исключает пристрастного отношения» (Kazdin, 1993, р. 13). Так же как и другие консультанты, поведенческие консультанты нередко смешивают элементы субъективного и объективного. Однако Каздин (Kazdin, 1993) утверждает, что систематический сбор информации повышает эффективность лечения в большей степени, чем произвольная оценка прогресса.Определение целейПоведенческий анализ следует проводить так, чтобы можно было определять цели лечения. После проведения такого анализа консультант определяет, в чем суть проблем, как они возникают и что способствует их закреплению. Эти заключения представляются в форме гипотез, которые следует проверить в процессе консультиройа-" ния. Конечным итогом поведенческого анализа является точное определение того, какие переменные нуждаются в модификации, будь это ситуационное прошлое, компоненты самого проблемного поведения и/или последовательные подкрепляющие стимулы. Часто главную цель или цели лечения называют целевым поведением (Kazdin, 1994). Однако, как уже отмечалось ранее при рассматривании целей, многие поведенческие консультанты определяют цели не только с учетом наблюдаемого поведения, но и с учетом необходимости редукции тревоги. После определения целей консультанты обычно решают, как сформулировать их так, чтобы консультанты и клиенты могли оценивать изменения в поведении клиентов (Cormier, Cormier, 1991). Четкое определение целей облегчает консультантам выбор наиболее подходящих методов для достижения этих целей. Как правило, консультанты окончательно определяют цели консультирования вместе с клиентами и стремятся к сотрудничеству с ними при использовании различных стратегий лечения. У клиентов обычно бывает несколько проблемных областей; можно, конечно, решать несколько проблем одновременно, однако иногда необходимо действовать в соответствии с определенным порядком приоритетов. Консультанту необходимо определить степень, в которой проблемное поведение мешает клиенту вести такую жизнь, которая бы его удов-летворяла. В большинстве случаев клиент и консультант приходят к согласию при об-суждении процедур и целей лечения. При возникновении разногласий в большинстве случаев для решения проблемы бывает достаточно дополнительного обсуждения. Если же разногласия все-таки сохраняются, может потребоваться направление к другому консультанту.Поведенческая оценка и мониторинг необходимы на протяжении всего курса лече-ния, а не только в его начале. Одной из функций мониторинга является определение, дости

Наталья Добрынина
Консультация для родителей «Основы семейного воспитания»

Основы семейного воспитания .

Когда и с чего начинается воспитание ребенка в семье ? Что и как влияет на его характер и поведение? Как правило, подобные вопросы, пока ребенок маленький, большинство родителей не волнует . Да и чего над ними задумываться, если и так немало самых разных житейских забот и проблем. Но проходит некоторое время, эти вопросы ставятся на повестку дня жизнью и прежде всего возникающими ненормальностями в поведении и характере ребенка. И обычно тогда, когда время в какой-то мере упущено, родители начинают проявлять определенное беспокойство и искать ответы на такие, теперь уже волнующие их вопросы. Важно сделать для себя такие выводы : воспитание ребенка следует начинать с первых дней его жизни. Правильно и точно выполняемый режим дня ребенка – основа его воспитания и формирования в младенческом возрасте. Ошибки родителей в воспитании рано или поздно дают о себе знать разнообразными последствиями, иногда даже трудноисправимыми. Разумеется, никто не застрахован от промахов, но если ошибка обнаружилась, родители должны быстро , и по возможности безболезненно ее исправить.

С вопросами воспитания собственного ребенка родителям приходится сталкиваться ежечасно и ежеминутно. И среди них такой весьма важный и сложный : надо ли удовлетворять все желания ребенка и как их удовлетворять? От того, как он будет решен родителями в ходе воспитания , во многом будет зависеть и формирование будущих жизненных установок ребенка, его умений соотнести свои желания с желаниями и интересами окружающих людей. Нельзя согласиться с тем, что всякое желание или каприз должны быстро и безоговорочно исполняться. Подобные действия – не есть проявление любви и внимания к детям, как, к сожалению, думают некоторые родители . А, скорее, это – появление лени в вопросах воспитания : ведь легче дать ребенку то, что он просит, чем по-настоящему разобраться в его желаниях и разумно их направить. Но и частое применение запрета может привести к нежелательным последствиям : дети, к которым относились очень строго и бесконечно или очень часто сдерживали, ограничивали, вырастают обычно робкими, неинициативными и даже угрюмыми. Кроме этого, частое, особенно немотивированное применение запретов ведет к сравнительно быстрому их обесцениванию. В этих случаях дети или перестают реагировать на них должным образом, или со временем, став старше, пытаются очень изобретательно их обойти, становясь даже на путь обмана родителей . Вот почему родители должны стараться доступно и понятно объяснить ребенку, чем вызван запрет, по каким причинам нельзя удовлетворить его желание. Полезно рассказать о том, к каким нежелательным последствиям может привести исполнение того или иного неразумного желания, при этом, взывая к разнообразным чувствам ребенка : жалости, состраданию, стыду, неловкости, справедливости и т. п. И, наконец, малыши очень чутко реагируют на форму и тон обращения к себе. Обычно дети не любят прямолинейных указаний или приказаний, да еще сказанных в состоянии раздражения. Зато та же просьба, но высказанная в спокойной и добродушной форме, окажется куда более эффективной и действенной.

Для очень многих дошкольников управление собой, своими желаниями и поведением, как правило, начинается с подражания родителям . Родительские интонации , выражения, поступки почти всегда заимствуются и порой очень точно детьми воспроизводятся – об этом никогда не следует забывать.

Кроме этого, родители должны научиться понимать своего ребенка, суметь стать на его место, ведь взрослый уже был ребенком, а ребенок взрослым еще нет. Но понимать – не значит всегда уступать. Однако попытаться разобраться – всегда нужно.

Хочется отметить, что не на всех мелочах стоит фиксировать свое внимание, не на каждое незначительное отступление от норм поведения реагировать категорически отрицательно и тем более однообразно. Если вы видите, что произошел случайный срыв, что ребенок и сам обескуражен, надо быть предельно осторожным в выводах. Если же вы столкнулись, может быть, с незначительным, но действительно отрицательным поступком, который нельзя отнести к категории случайных, - реагировать нужно оперативно и незамедлительно. Очень важно вовремя и педагогически правильно пресечь дурной поступок, ибо многие серьезные нарушения начинаются с мелочей, на которые родители своевременно не реагировали. Любое воздействие, будь то разъяснение каких-то моральных норм или внушение по поводу неправильности действий ребенка, должны проходить без суетливости, в спокойном тоне, без раздражения. Родители ребенка-дошкольника обязаны отчетливо представлять, что дети воспитываются не только наставлениями, замечаниями и беседами (даже самыми умными и интересными, а через деятельность, организованную взрослыми. Когда ребенок делает что-то с родителями , он приобщается к их интересам и усваивает их опыт, их отношения к вещам и явлениям.

Но и поощрять тоже надо уметь! Прежде всего следует подчеркнуть, что эта мера не всегда дает желаемый эффект. Более того, неправильное применение его может нанести серьезный вред воспитанию . В тех случаях, когда ребенок получает поощрения незаслуженно, без достаточных оснований , оно теряет свою воспитательную ценность . За что же следует поощрять детей? Если ребенок хорошо учится, добросовестно трудится, примерно ведет себя, его можно похвалить или даже наградить. Но при этом важно учитывать не только конечный результат, но и затраченные им усилия, проявленные им трудолюбие и усидчивость. Также родители должны быть особенно внимательны к детям, которым сто-либо трудно дается. А ведь их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше всего нуждаются в побуждении одобрением. Вообще при использовании такой формы воздействия следует внимательно подходить к индивидуальным особенностям того или иного ребенка.

Одним из очень существенных и важных факторов, влияющих на формирование ребенка, являются микроклимат семьи, сама семейная обстановка , мир и круг интересов родителей , уровень внутрисемейных отношений и отношение их к окружающему. В первые годы своей жизни ребенок смотрит на окружающий мир глазами родителей . Но не только наши разговоры, взгляды и оценки оказывают воздействие на детей. Еще в большей степени влияют на характер и поведения ребенка наши действия и поступки. Совершенно очевидно, что нравственное лицо ребенка – это в известной мере, фотография внутрисемейных отношений . И даже не фотография, а скорее, рентгеновский снимок, фиксирующий уровень этих отношений. Если они доброжелательны, если родители относятся друг к другу с любовью и уважением, у детей тоже будет формироваться доброжелательное отношение к членам семьи и другим людям, ровное поведение и необходимая уравновешенность в действиях и поступках. Но если в семье процветают скандалы и ссоры, пьянки и другие аморальные проявления, дети вырастают с надломленной психикой, замкнутыми и подозрительными.

К сожалению, есть не мало семей , где детей «закармливают» любовью, окружают чрезмерным почитанием и восхищением. Ребенок постепенно становится «эпицентром» жизни семьи. Принимая эту безграничную любовь как должное и ощущая свою «сверхценность» вне зависимости от действительных качеств, дети становятся себялюбивыми и самовлюбленными эгоистами, весьма требовательными к окружающим, но совершенно нетребовательными к себе. При любых жизненных затруднениях они начинают хныкать, ища у родителей утешения и защиты . Именно так формируются беспомощные и порой беспринципные нытики.

Есть семьи, где потребность детей в любви остается без удовлетворения вообще. Родители холодны , отчуждены от ребенка, любят только себя. В результате у детей создается впечатление, что они лишние, ненужные, никчемные. Эти мучительные детские переживания накладывают отпечаток на будущий характер, а порой и на всю дальнейшую жизнь. Родительская любовь , как ничто другое, способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства, уверенности в себе и самоуважения.

Хочется добавить, что одним из главных и очень важных принципов семейного воспитания является единство действий родителей . Иногда его называют единой линией в воспитании . Единая линия в воспитании – это , другими словами, одинаковая требовательность, единый фронт в подходе к детям. Успех во многом зависит от того, насколько она четко реализуется всеми членами семьи. Единая линия в воспитании должна проводиться родителями при организации всех сторон жизни и деятельности детей : и при предъявлении требований к их исполнительности, и при применении мер поощрения и наказания, и во всех других случаях. Отсутствие единой линии в воспитании детей довольно часто приводит их к непослушанию. Существенным аспектом этой же самой проблемы является соблюдение и осуществление единых требований семьей и детским садом (школой) . Очень важно, чтобы вся семейная атмосфера , повседневное влияние семьи были направлены в ту же цель, что и воспитание в детском саду (школе) . Единая направленность воспитания в семье и детском саду (школе, единство предъявляемых требований к ребенку будут способствовать более успешному решению задачи формирования гармонично развитой личности, достойных граждан нашей страны.

Сегодня на наших глазах происходят глубокие изменения в важнейшем институте воспитания – в семье . Занятость, а порой полная поглощенность избранным делом, оставляют родителям все меньше и меньше времени для повседневного, глубокого общения со своими растущими и незаметно взрослеющими детьми. Возникает сложная ситуация, когда быстро растущий ребенок оказывается один на один в мире сложнейших человеческих отношений, когда он остается один на один со многими жизненными проблемами, а родители заняты своими делами и заботами, часто не утруждают себя по-настоящему заглянуть во внутренний мир сына или дочери. А детство – цветущее весеннее утро человеческой жизни. Подобно тому как ясное весеннее утро несет в себе для каждого из нас заряд бодрости и хорошего настроения на весь день, так светлая пора детства навсегда оставляет в сердце человека неизгладимый след и обязательно сказывается на его человеческих качествах. Главное не упустить это время, которого потом уже не вернуть! В дошкольном возрасте закладывается фундамент будущего человека, его личности и какой на этом фундаменте выстроится дом, зависит только от нас взрослых!

Литература :

1. Медведев Г. П., Надъярный Все начинается в семье…Из азбуки семейного воспитания . -Ростов, Кн. изд, 1979.-96с.

Дорогие родители!

Детский сад предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребёнка. Ваш ребенок для вас - это ваше будущее, это ваше бессмертие, да каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках.

И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их. Мы - детский сад, педагоги - тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания:

  1. Семья - это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него» . За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом - пренебрежением к родителям, к семье, к людям. Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку.
  2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
  3. Воспитание ребенка в семье - это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка - это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова - вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.
  4. Развитие ребенка - это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.
  5. Основа поведения ребенка - это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не вникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняй вред распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край. Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.
  6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями детского сада, школы, педагогов. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.
  7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль - это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
  8. Приучайте ребёнка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.
  9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии.
  10. Семья - это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!