Вес портфеля от веса ребенка. Сколько должен весить ранец школьника или какова тяжесть современного образования

Использование ранцев ученических для переноса книг, тетрадей, необходимых учебных пособий более целесообразно, чем различного рода сумок, портфелей и т. п. Ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки. Больше того, – не затрудняет работу органов дыхания, системы кровообращения.

Учитель, при сотрудничестве с родителями, может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей.

Данные рекомендации отражены в новых СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение 1), а также в Единых санитарно - эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно - эпидемиологическому надзору.

Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 – 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал, используемый для изготовления ранцев, должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

Ранец может иметь два отделения или одно отделение с карманом или вкладышем: основное, – для книг и тетрадей, меньшего размера, – для ручек, карандашей и т. п. Плечевые ремни должны быть прочно закреплены по середине верхнего края задней стенки или на шпации в местах крепления ручки. В нижней части ремней необходимо приспособление, позволяющее изменять их длину в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Один из ремней должен иметь разъём, облегчающий одевание и снимание ранца. Пряжки или другие приспособления для изменения длины ремней следует крепить на дне ранца во избежание травм и порчи одежды.

Требования к весу учебников и письменных принадлежностей также включены в новые правила (п.10.32). Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4,0 кг.

В соответствии с СанПин 2.4.7.1166-22.4.7. «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального начального образования», вес каждого издания не должен быть более:

  • 300 гр. – для 1-4 классов
  • 400 гр. – для 5-6 классов
  • 500 гр. – для 7-9 классов
  • 600 гр. – для 10-11 классов

Вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 граммов. Допускается увеличение веса изданий не более чем на 10%.

Во времена СССР это был всем известный портфель. Он есть и сейчас. Но альтернативой к нему стали делать еще ранцы и школьные рюкзаки. Впрочем, ранцы были известны и в царское время – посмотрите картины художников. Но потом их забыли. Причина? Скорее всего, в том, что на ранцы шла натуральная кожа. А она стоила дорого. И ее было мало в стране. Намного проще оказалось шить портфели из дешевого кожзаменителя.


Но потом (во второй половине двадцатого века) медики забили тревогу, обратив внимание на то, что ношение тяжелых портфелей портит осанку детей. В ходе довольно долгой дискуссии медики сошлись на компромиссе: портфель «отдать» старшеклассникам, а ученикам младших классов шить рюкзачки. Исходили из того, что небольшой вес за плечами детям даже полезен, поскольку заставляет не нагибаться вперед.


Школьных рюкзаков сейчас шьют очень много – на любой, как говорится, вкус. Но появилась проблема, о которой спорившие медики даже не догадывались. Современные учебники теперь толще прежних. Стало быть, тяжелее. По программе их теперь больше. Кроме того, обязательной для посещения школы стала вторая обувь. Для нее в рюкзаке есть специальный отдел. Существенно подорожавшие обеды в школьной столовой вынуждают родителей отказываться от внесения денег на них и снаряжать ребенку в полиэтиленовом мешочке обед из домашних продуктов.


В итоге получается, что вес рюкзака – около четырех килограммов! И это при том, что медики рекомендуют родителям обеспечить ребенку за плечами более низкий вес: девочкам – до двух килограммов, мальчикам – на полкилограмма больше. Интересно, а учитывается ли вес самого рюкзака?


Хотя школьные рюкзаки шьют по двум категориям (для девочек и для мальчиков), различаются они только цветовым оформлением, но не по весу! И если «лишние» 200-300 граммов веса для мальчика допустимы к рекомендуемым двум с половиной килограммам, то для девочки это заметная нагрузка на спину. Очевидно, рюкзаки для девочек должны быть более компактными, из более легких материалов. Но стандарт, увы, одинаковый.


Очень актуальным стал вопрос: как уменьшить вес рюкзака для первоклашки до рекомендуемого медиками? Тут несколько путей. Прежде всего, при покупке ориентируйтесь на вес и размеры рюкзака. Нет смысла приобретать рюкзак, сшитый из тяжелых материалов. Конечно, он вполне приемлем для более старших по возрасту ребят, но брать «на вырост» первокласснику – значит, не думать о его здоровье. Относительно тяжелой в рюкзаке должна быть только ортопедическая спинка из плотного материала. Например, из картона или тонкой пластмассы. Все остальное – легким по весу.


Покупать рюкзак надо обязательно с его примеркой на ребенке в самом магазине. Если у рюкзака не регулируются лямки, он заставляет ребенка придерживать их руками от сползания, такой рюкзак явно не годится. Примерку проводите с носимым весом (тут можно вместо учебников использовать любые другие книги и предметы).


Особое внимание обратите на вторую обувь, которую ребенку потребуется брать с собой в школу. Она должна свободно входить в ранец, быть легкой и удобной.


Как еще уменьшить вес рюкзака? Конечно, желательно вносить деньги на питание в школьной столовой. Там оно горячее и свежее. Но если такой возможности нет, в рюкзак нужно класть только легкие продукты.


И еще один немаловажный совет. С первых же дней учебы попросите ребенка договориться с напарником (напарницей), кто и какие учебники поочередно приносит на занятия из дома. Нюанс здесь в том, что зачастую на уроке нет никакой необходимости иметь на столе два одинаковых учебника – вполне достаточен один, открытый на нужной странице.

За здоровье детей отвечают педагоги

Интересно, что «школьный» багаж существенно зависит от самого рюкзака. Простой «потянет» на 400–500 г. С ортопедическими вставками - значительно тяжелее: 700–800 г и более. Вот и думайте, родители, какой портфель купить ребенку - тяжелый, но с ровной спиной, или мягкий, но легкий?

Ответственность за сохранение здоровья в учреждении образования несет руководитель, а также, в пределах своих должностных обязанностей, сотрудники школы, поясняет врач-гигиенист Гродненского зонального ЦГЭ Галина Конопинь. К слову, за тяжелые рюкзаки школьников специалисты санстанции оштрафовали на 5–8 базовых четырех руководителей гродненских школ в прошлом учебном году.

Важно, что «перевес» считается только по школьным принадлежностям. В общем весе не учитывают телефон, средства личной гигиены и другие необязательные для обучения предметы. Проверка рюкзаков в гродненской гимназии № 7 в прошлом году показала: в рюкзаках много лишних предметов, которые не имеют отношения к учебе.

В младших классах дети берут в школу игрушки. Рюкзаки старшеклассниц тяжелеют от косметики и парфюмерии почти на килограмм. За тем, что ребенок кладет в рюкзак и в каком количестве, должны следить родители и педагоги. Но опрос знакомых родителей школьников показал: папы и мамы не знают, сколько должен весить рюкзак ребенка. По словам Галины Конопинь, эта информация всегда доступна в школе, санстанции или больнице.

Как уменьшить вес портфеля?

В управлении образования облисполкома считают, что все необходимые нормы Минобразования и Минздрава в школах соблюдают. Самые маленькие, первоклашки - «льготники»: они оставляют книги в школе. Если же в классах появляются рюкзаки-«тяжеловесы», то детям рекомендуют носить книги пополам с соседом по парте. Такое решение могут принять педагоги, родители и школьники. Компромисс поможет и здоровье детям сохранить, и учебный процесс не нарушить.

Тяжелый школьный рюкзак, который ребенок носит на одном плече, может спровоцировать искривление позвоночника и боли в спине, - предупреждает заведующая педиатрическим отделением № 1 детской поликлиники № 1 Алина Полякова.

По ее словам, в прошлом году среди гродненских школьников было 3,3 % с нарушением осанки. Причину детских сколиозов врач видит в неправильной позе на уроках и дома. Если в школе за осанкой следит учитель, то дома это обязаны делать родители. Стол для школьника должен быть с наклоном, ноги при сидении - согнуты на 90 градусов, ступни - ровно на полу, спина - струной, а от глаз до книги - минимум 45 сантиметров.

Справка «ВГ»

По санитарным нормам и правилам, масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями для первоклашек и второклашек не должна превышать 1,5 кг (2,1 с рюкзаком). Максимальный вес для 3–4 класса - 2 кг (2,6 с рюкзаком), для 5–6 - 2,5 кг (до 3,5 с рюкзаком), для 7–8 классов - 3 кг (4 с рюкзаком). Самый тяжелый груз у старшеклассников - до 3,5 кг (4,5 с рюкзаком). Пустой рюкзак должен весить не более 600–700 граммов для учеников начальных классов и до 1 кг - для средних и старших классов, проинформировала врач-гигиенист Гродненского зонального ЦГЭ Галина Конопинь. Существуют и негласные нормы, по которым вес школьного рюкзака с содержимым не должен превышать 10 % веса ребенка.


Вот и лето прошло, словно и не бывало… .

А вместе с ним приход осени и, конечно, 1 сентября – начало Нового учебного года. И пусть не в каждой семье есть школьники и студенты, всё равно это повод вспомнить свои школьные и студенческие годы - ведь в душе мы все ученики.

Вряд ли найдётся такой ребёнок, горевший желанием пойти после в школу, разве что первоклассник, который пока ещё не знает, что ждёт его целых 11 лет… 🙂 .

И всё-таки 1 сентября всегда праздник, некий старт на год вперёд, на взятие новых рубежей. Это встреча с друзьями, которых не видел всё лето, с учителями, это новые планы, новые предметы, новые знания…. Я всегда любила первый день своего нового учебного года, потом 1 сентября своей дочери… А вы!?... Помните свои ощущения от этого праздника?

1 сентября 2017 года в школах России увеличится число обучающихся, и это естественно, ведь сегодня в первый класс идут те, кто родился в 2009-2010 годах, когда поднялась в России и продолжил работать "Материнский капитал". Общее количество школьников составит более 14 миллионов .

Пост министра просвещения второй год занимает Ольга Васильева, сменившая в прошлом году Ливанова. особых потрясений в прошлом учебном году не произошло, надеемся не будет и в этом.

Новые стандарты школьной жизни

Продолжится, введённая в 2016 году, система сдачи экзаменов для школьников с 4-го по 8-ой класс. Они представляют собой итоговые тестовые экзамены, некий аналог ЕГЭ.

Что касается ЕГЭ, то изменений не планируется. Постепенно утихает нервозность этого процесса и как бы его не хотели передовые умы страны, всё же в ближайшие годы такой тип экзаменов останется в школе. Судьба третьего обязательного для сдачи предмета, пока обсуждается. Больше всего шанцев в списке претендентов у истории, а так же общество настаивает на:

  • литературе;
  • физике;
  • иностранном языке;
  • обществознании;

В 2017-2018 планируется ввести новые предметы, вернее вернуть астрономию, некогда отменнёную, что не может не радовать. И появится новые предметы: робототехника и психология. Первый сольётся с информатикой, второй возможно присоединится к ББЖ.

Школа начинает поэтапный переход на односменную работу, пока там, где это возможно. Постепенно во всех школах занятия будут проводиться в одну смену.

Завершится кампания по внедрению школьной формы там, где она ещё не введена. Единого стандарта школьной формы нет, всё на усмотрение школ, самих учащихся и их родителей. Представлено несколько десятков вариантов школьной экипировки отечественных и иностранных производителей. Многие из них прошли экспертизу соответствия требованиям к школьной форме. Так что есть из чего выбирать. Вот такая красота мне очень нравится, думаю, и дети с радостью её будут носить:

С этого года продолжится ввод в программу второго иностранного языка.

А вот электронные учебники, которые начали своё хождение в некоторых школах в позапрошлого года, в этом учебном 2017-18 должны быть везде. По содержанию они полностью дублируют своих книжных братьев, но пока те и другие полноправны.

Ожидается запуск нового проекта «Электронная школа» для детей с ограниченными возможностями, для особо одарённых учеников и проживающих в отдалённой местности, включая заграницу. Таким образом предполагается, что можно учиться самостоятельно по интернету, сдавать экзамены и даже получить аттестат зрелости.Но чётко прописанного механизма пока нет, всего лишь декларативные заявления.

Особое внимание будет отводиться урокам физкультуры, вводится сдача норм ГТО.

По-прежнему остаются бесплатными обучение по основным предметам, обеспечение безопасности детей в школе (охрана), в некоторых регионах учебники и даже где-то завтраки, в зависимости от состояния бюджета региона и будут бесплатны.

Много шума наделали инциденты связанные с вымогательством в школах. Думается это возможно там, где отсутствуют родительские комитеты либо в их составе присутствуют люди, лишённые активной гражданской позиции. Я думаю, не будет большого греха помочь школе в рамках разумного, но бесконечные поборы терпеть нельзя и нужно ставить администрацию школ на место достойно и грамотно!

Повсюду 1 сентября 2017 в школах пройдут торжественные линейки, уроки мира, и как правило, будет один организационный урок, который проведёт классный руководитель.

Как успешно начать школьный год

А теперь о том, что сделать взрослым, чтобы День знаний стал, действительно, праздником хотя бы для младших школьников, а сам школьный процесс не превратился в бесконечный кошмар для родителей и детей.

  • Не надо говорить ребёнку слов типа: «начинаются школьные мучения… каторга для меня…». Стимулируйте его заранее на труд, придайте важность школьному процессу обучения, найдите светлые радостные моменты, мотивировавшие самого отъявленного «нехочуху» пойти в школу.
  • Создайте атмосферу праздника в первый учебный день не только в школе, но и дома. Пусть вернувшийся из школы ученик ощутит себя героем дня.
  • Приготовьте ребёнку сюрприз, сходите туда, куда он давно хотел, устройте вылазку на природу или пикник, сделайте ему маленький подарок, да просто накройте праздничный стол с тортом, фруктами, сладостями, пригласите близких и друзей, пусть ребёнок поделится своими впечатлениями и осознает всю ответственность момента.
  • Даже если ваш ребёнок не блистает в знаниях и не носит в дневнике хороших оценок, не стоит его бесконечно ругать, занижать его самооценку, противопоставлять ему более успешных детей, помогите ему сами в освоение школьной программы, выявите причины его "неважной» учёбы. Не можете сами или нет достаточно времени, попросите об этом своих родственников, друзей, наймите репетитора. Не запускайте процесс «не усвоения» школьного материала, потом будет труднее наверстать. Если сын или дочь увидят, что вы переживаете за их неудачи, помогаете им, они сами будут стремиться не доставлять вам хлопот и в то же время чувствовать себя защищенными.
  • Больше участвуйте в учебном процессе, помогая готовить уроки, выясните, какие предметы нравятся школьнику больше - какие меньше, как складываются у него отношения с учителями и другими детьми. Живите с ребёнком его проблемами, успехами и неудачами, тогда все вопросы будут решаться по мере их возникновения и не выльются в негативные неожиданности.
  • Если в основе неуспеха вашего чадо - банальная лень, будьте с ним по-строже, требовательней, делая упор на то, как важно хорошо учиться и что без этого трудно достичь успеха в жизни.
  • Но если ребёнку просто не дано быть «светилой наук» - все ваши усилия и его в том числе, не дают нужных результатов, не стоит биться за пятёрки. Ведь не школьные оценки делают «погоду» в жизни, и тому масса примеров, как двоечники становились хозяевам своих судеб, а отличникам оставался удел созерцания своего блистательного аттестата.
  • Не переживайте, если ребёнок не достигает результатов в школьных предметах, быть может он хороший спортсмен, затейник, организатор или рукодельник, просто нужно заметить эти способности и развить их. Помните, что в любом ребёнке есть таланты, и любим мы их, за то, что они наши дети, какими бы они ни были.

А теперь небольшая справочка из действующего с 2010 года СанПиНа к требованиям и условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Требования школьного СанПин

И хотя с 1 сентября 2015г начали официально вводит в школьный процесс электронные учебники, но пока, и бумажные версии живы и продолжают наполнять ранцы школьников. Так вот бумажные варианты учебников не должны превышать 300 граммов для ученика начальной школы, а сам портфель при этом не должен превышать следующих величин:

Сколько времени ребенок должен тратить на домашнее задание:

1-й класс – домашнего задания нет;

2–3-й классы – 1,5 часа в день;

4–5-й классы – 2 часа в день;

6–8-й классы – 2,5 часа в день;

9–11-й классы – 3,5 часа в день.

Требования по количеству уроков в день

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

* Продолжительность одного урока – 1 академический час (45 минут).

Данные взяты с сайта https://www.examen.ru/add/manual/15549/kolichestvo_urokov

Друзья, я от души поздравляю всех, кто причастен ко Дню знаний и желаю вам добрых учителей, отличных успехов и незабываемых школьных дней!

А в заключении откровенный видеоролик первоклашки, разочарованной в первом школьном дне:

https://youtu.be/Ym44xsUDYa8