Как правильно вязать схемы спицами. Уроки вязания спицами для начинающих: бесплатные видео для домашнего обучения

Трудолюбивым - яркий свет горит по жизни, ленивым - тусклая свеча

Детские платья – сшить самим быстро и просто! Часть 1

Здравствуйте, дорогие мамочки начинаю цикл статей по пошиву детских платьев . Девизом этих статей будет «Долой сложные чертежи и мудреные расчеты выкроек» .

Многих отпугивают сложные выкройки, снятие мерок, разные математические расчеты, — особенно, если в школе вы не очень дружили с геометрией и черчением.

Моей целью будет объяснить все так, чтобы даже, не обладающие математическим складом ума, мамочки могли шить для своего ребенка одежку.

Я покажу, как сшить самим красивые детские платья – расскажу все максимально подробно и доступным языком, не прибегая к заумным портновским терминам.

К каждому платью я нарисую картинки-схемы, на которых постараюсь поэтапно отразить пошив детского платья, начиная от создания выкройки до работы с тканью. Даже те, кто не имеют навыков шитья и швейной машинки, смогут порадовать доченьку обновкой, сшитой любящими мамиными руками.

Итак, приступим!

Простое цельнокроеное платье – основа всех платьев

Начнем с простого цельнокроеного платья. Я расскажу и покажу, как сделать выкройку цельнокроеного детского платья, а потом по этой одной выкройке сшить все эти платья.

Да-да, имея всего лишь одну выкройку, мы будем шить в дальнейшем очень много разных красивых моделей детских платьев. Пожалуй, приступим…

Рисуем выкройку

Как я и обещала, ничего суперсложного не будет. Откройте шкаф с одеждой вашей малышки и найдите там майку, которая ей как раз впору (то есть не тесная и не большая, а более-менее по размеру).

Эта майка и послужит нам помощницей при создании выкройки будущего платья.

Еще нам нужен лист бумаги такого размера, чтоб на нем поместилась выкройка нашего будущего платья, — я использую для этого трубку не нужных старых обоев (если нет старых, купите трубку самых дешевых обоев в магазине – этого рулона вам хватит на много выкроек, как малышу, так и себе).

Разворачиваем на полу лист обоев изнанкой вверх (чтоб узор не отвлекал от выкройки), прижимаем чем-нибудь края, чтоб не он не выгибался и не елозил по полу (я прижимаю гантелями мужа или толстыми книгами). Сверху кладем расправленную (предварительно выглаженную утюгом) майку и карандашом обводим майку по контуру. Обвели, — все, майка нам больше не нужна.

Примечание! Если у вас не нашлось майки без рукавов , а есть только футболка с рукавчиком, не волнуйтесь она тоже подойдет. Когда будете обводить футболку, то чтобы обрисовать проймы сквозь рукав футболки, воспользуйтесь простой булавкой. Вдоль всего шва проймы делайте проколы булавкой сквозь футболку и лежащую под ней бумагу. Бумагу для этого лучше расстелить не на твердой поверхности, а на ковре – так будут лучше прокалываться дырочки. И потом по этой дырчатой линии провести маркером контур пройм (проймы – это отверстие для рук).

И теперь поверх этих контуров майки мы и нарисуем нашу выкройку

Контуры нарисованной майки значительно облегчат создание выкройки. Они помогут нам изобразить пропорциональный силуэт платья, где не надо высчитывать длину плеча, ширину под грудью, длину проймы (пройма — это отверстие для руки)- все это уже будет на нарисованной майке. Смотрим на рисунок выше.Обвели майку (рис. 1), по контуру майки нарисовали платье (рис. 2).

Обратите внимание на 3 момента:

  1. плечи платья должны быть слегка скошены
  2. низ платья не прямой линией, а округлой
  3. боковые линии от подмышек вниз слегка расходятся в стороны (как у трапеции)

Здесь есть еще одно важное примечание:

Для тех, кто сомневается в том, подойдет ли нарисованная таким образом выкройка вашему ребенку – есть несложный портновский способ это проверить. Этот способ также позволит вам нарисовать любую форму пройм (отверстий для рук) на вашем платье. Контуры проймы и горловины не обязательно должны по форме быть такими же, как у майки . Вы сами можете выбрать любую форму и глубину пройм и горловины. Здесь есть только 2 правила , при соблюдении которых нарисованная выкройка идеально подойдет вашему ребенку.

У платья есть 2 важных параметра, от которых зависит, будет ли платье по размеру вашему ребенку. Они отображены на картинке ниже:

1-й параметр – это ширина платья по подмышечной линии (величина А)

2-й параметр – это величина проймы от подмышечной линии до плеча (величина Б)

Для этого нужно снять только одну мерку — полуобхват груди малыша – взять сантиметр и обвернуть им грудную клетку на самой выпуклой ее части и запомнить цифру (это будет величина обхвата груди), а теперь эту цифру поделить на 2 (это будет величина полуобхвата груди).

Теперь смотрите на рисунок — там написано как посчитать величины А и Б

Например, обхват груди моей двухлетней дочки (рост 85 см, вес 11 кг) – 50 см . Значит, чтобы получить полуобхват – 50 делим пополам = 25 см .

Величина А = 25 см + 6 см = 31 см .

То есть нарисованное мной платье должно иметь ширину от подмышки до подмышки 31 см. Тогда оно будет по размеру – не будет тесным – так как эти добавочные 6 см прибавляются именно для свободного облегания платья.

А если вы хотите платье немного на вырост – то добавьте не 6 см, а 7-8 см. Величина Б = 25 см: 4 + 7 = 6 см 2 мм + 7 = 13 см 2 мм (этими миллиметрами можно спокойно пренебречь). То есть если высота нарисованной проймы будет 13 см, эта пройма идеально подойдет моей малышке.

Вот и все, соблюдая эти 2 нехитрых правила, мы всегда будем иметь выкройку платья подходящего нашему малышу размера. И никаких сложных чертежей.

Итак, мы нарисовали контуры нашего будущего платья. Теперь делаем припуски на швы — от контуров платья отступили на 2 см и еще раз нарисовали уже жирным ярким маркером(рис.3 на первой схеме). Это будут окончательные контуры платья с припусками на боковые и плечевые швы, внизу припуск на подгиб подола и припуск на обработку пройм и горловины.

(Кстати, здесь есть портновские стандарты: на боковые и плечевые швы – припуск 1,5-2 см, на пройму и горловину – 1-1,5 см, на подгиб подола – 4-6 см). Но я просто смотрю на ткань – если она на срезе сильно осыпается, то лучше припуск побольше сделать, а то пока будешь шить да примерять половина припуска в бахрому превратится.

И еще, когда будете рисовать платье, не огорчайтесь ежели у вас будет кривовато — одно плечо более скошено, чем другое или левая пройма по форме не такая как правая. Это не важно, так как переводить на ткань мы будем только одну половинку нарисованной выкройки (левую или правую — какая у вас красивее вышла) – и при раскрое деталь платья получится абсолютно симметричной.

Сейчас вы все поймете…

Делим выкройку пополам, чтобы получить одну полочку

Чтобы деталь платья в итоге получилась симметричной (то есть левая и правая сторона детали одинаковые), нам нужна только одна половинка полученной выкройки.

Для этого сложим вырезанную выкройку пополам — приблизительно плечо к плечу, подмышка к подмышке (приблизительно, потому, что если вы нарисовали кривовато, то плечи и подмышки левой и правой половины могут не совсем совпасть при сложении).

Сложили и получили линию сгиба (рис.2), которая как раз проходит посередине платья, и по этой линии и надо разрезать выкройку, чтобы получить в итоге только одну ее половинку (полочку – как ее называют портные – левую или правую какая у вас более красивая и ровная получилась) — рис.3.

Выкройка готова. Казалось бы все просто, так оно и есть.

Переводим выкройку на ткань и шьем

У нас в руках выкройка одной полочки (левой или правой) и теперь надо ее перевести на ткань и вырезать деталь спинки и платья.

Полученную выкройку полочки сначала положили одной стороной на ткань – обвели мелком (рис.4), потом перевернули зеркально ее другой стороной (придвинув центральную серединную линию полочки к только что нарисованной мелком аналогичной линии) (рис.5) — и тоже обвели. И в результате получается абсолютно симметричная готовая деталь переда или спинки будущего платья.

Кстати, если нет мелка можно использовать цветной карандаш или заострить ножом обычный кусочек мыла (светлое мыло хорошо рисует по цветной ткани) на белой ткани замечательно рисовать детскими цветными восковыми мелками.

Точно такую же деталь вырезаем для спинки. Да, у многих платьев (особенно летних) детали переда и спинки абсолютно одинаковые. Но вы можете нарисовать выкройку спинки, отличающуюся от выкройки переда, это займет у вас 2 минуты. Читайте ниже

Выкройка спинки и ее отличия

Как правило, классическая выкройка переда и спинки изделия отличаются друг от друга глубиной горловины и пройм (проймы — это отверстия для рук).

Как видно на рисунке выше, проймы и горловина переда более изогнутые внутрь , то есть более глубокие (синий контур), а у спинки они менее глубокие (красный контур).

И если вы посмотрите на фотографии платьев в начале статьи вы обратите внимание на разницу горловины и пройм переда и спинки.

Исследовав множество готовых детских платьев в магазине, я пришла к выводу, что мало в каких платьях есть разница в вырезе пройм спинки и переда. То есть проймы спинки и переда совпадают в большинстве платьев без рукавов . А у платьев с рукавчиками проймы спинки менее глубокие, чем проймы переда – как на нашей схеме выше). Разница в глубине горловины, как правило, имеется, но тоже не всегда.

Вывод: для детских летних платьев без рукавов абсолютно допустимы одинаковые проймы и одинаковые горловины у переда и спинки. Для детских платьев с рукавами проймы спинки делаем менее глубокими.

Вы сами себе творцы и художники будущего платья. Как нарисуете, так и будет – в любом случае у вас получиться красивое платье, не переживайте.

Сшиваем перед и спинку вместе

Теперь (рис.6) обе детали кладем друг на друга лицевой стороной внутрь и соединяем вручную грубыми стежками боковые и плечевые швы.

Примеряем и, если все хорошо, прострачиваем эти швы на машинке, после чего выдергиваем эту черновую нить (тем, у кого нет машинки, можно просто обратиться в пункт ремонта одежды или в ателье; прострочить пару швов вам обойдется в 1 доллар).

Подгибаем край подола и тоже либо прострачиваем на машинке, либо приметываем вручную потайными стежками (спросите у мамы или бабушки – она покажет, как).

Теперь нужно привести в порядок горловину и проймы (рис.7). Можно просто загнуть края внутрь и пристрочить. А можно купить тесьму или косую бейку и обработать ей горловину, — так сделано в большинстве детских платьев.

YouTube-ролики Хезел Тиндалл (вязальщицы с Шетландских островов, получившей в 2008-м году титул Самой Быстрой в Мире Вязальщицы) восхитительны. Ее спицы мелькают так быстро, что сливаются в единое пятно, каждое движение полно удивительной точности. В отличие от Тиндалл, которая способна вязать 262 петли за три минуты, большинство из нас корпит над спицами, мечтая закончить второй рукав или носок как-нибудь побыстрее. Чтобы узнать, как нам ускориться, мы спросили совета у самых опытных вязальщиц мира. Итак, 25 советов по увеличению скорости вязания.

1. Наблюдайте за быстрыми вязальщицами и копируйте их манеру. Тиндалл почерпнула свою технику у профессиональных шетландских мастериц, среди которых она выросла. "С тех пор, как я научилась фокусировать внимание, я все время наблюдала за вязальщицами и быстро поняла, что вполне возможно вязать быстро и продуктивно".

2. Тренируйтесь. Тренируйтесь. Тренируйтесь.

3. Пробуйте разные способы вязания. Джун Хеммондс Хайатт, автор книги "The Principles of Knitting", упоминает в первой главе разные способы держать рабочую нить: в правой или левой руке. В дополнение к стандартным английскому и континентальному методам, существуют еще комбинированный (бабушкин ) способ, различные методики с использованием неподвижной спицы (например, шетландский пояс) и еще множество других. Хайатт рекомендует узнать и попробовать разные способы "потому что у каждого из них есть свои плюсы и минусы и один может лучше подходить для какого-то определенного вида вязания, а другой быть более эффективным для чего-то иного".
(Про шетландский пояс я впервые узнала из этой статьи. Вот видео, как его использует Изольда Тиг ):

4. (Этот совет явно для вязальщиц английским методом ). Используйте левую руку. Даже если вы прикипели душой к английскому методу, попробуйте вязать континентальным хотя бы для того, чтобы у вас был выбор. Многие опытные вязальщицы клянутся, что континентальный способ позволяет серьезно ускориться. Например, Мери-Джейн Маклстон, автор книги "Fair Isle Style", использует континентальный способ для более быстрого вязания жаккарда, перекинув две или три нити разного цвета через левый указательный палец. (Также отлично работает жаккардовый наперсток ).

5. Придумайте свой собственный способ вязания. Эми Микаллеф, тетральный дизайнер, которая вяжет костюмы для бродвейских постановок, заработала репутацию реактивной вязальщицы. Начинавшая вязать крючком, она признается, что поначалу "не понимала" спицевого вязания, пока не попробовала вязать спицами, как крючком. Она держит рабочую нить, перекинув через левый указательный палец и использует средний палец левой руки для перекидывания нити через спицу (эээ, хотела бы я на это посмотреть и понять, почему это похоже на вязание крючком ). "Делайте что хотите, чтобы нить оказалась на спице", говорит она, "все, что имеет смысл для ваших рук, мозга и мускулов".

6. Дамоклов меч дедлайна также отлично влияет на скорость. Знаменитые дизайнеры Дебби Блисс и Мелисса Липман говорят, смеясь, что дедлайн сильно ускоряет вязание. И это не обязательно дедлайн публикации. Праздники, Дни Рождения, рождение детей и другие события могут поспособствовать увеличеню скорости.

7. Выбирайте спицы, лучше всего подходящие для вашей пряжи. Карла Скотт, редактор Vogue Knitting, утверждает, что оптимальный подбор материалов сильно влияет на быстроту вязания. "Выбирайте дерево или бамбук для скользкой пряжи, металлические спицы для туго свитой, шерстяной или смесовой пряжи, пластик или китовый ус (ого, какой раритет! ) для хлопка".

8. Вяжите толстыми спицами из толстой пряжи. Может, непосредственно на скорость вязания это не влияет, но законченный проект появится намного быстрее.

9. Или, вяжите из более тонкой пряжи. Возможно, более толстыми спицами и с использованием объемной пряжи можно навязать огромное количество вещей, но зачастую ими просто неудобно орудовать. "Толстую пряжу я определенно вяжу медленне", говорит Дебби Блисс, "так что обычно я предпочитаю иметь дело с тонкими нитками".

10. Обращайте внимание на плотность. Слишком высокая плотность почти всегда снижает скорость, отмечает Кенданс Эйзнер Стрик, автор книги "Strick-ly Socks". "Ваша плотность должна быть достаточно свободной, чтобы пряжа свободно скользила по спицам и не приходилось останавливаться каждый раз, чтобы сделать петлю. Но баланс также важен; плотность должна быть достаточной для формирования аккуратных петель".

11. Держите петли достаточно близко к кончикам спиц.

12. Отматывайте приличное количество пряжи от клубка (для скользкой и норовящей запутаться в узлы пряжи этот совет как-то не очень подходит, по-моему ).

13. Включите себе быструю музыку! Как утверждает дизайнер Лили Чин, которая, по ее словам, вяжет одну петлю в секунду лицевой гладью, адажио не убыстрит важе вязание, но аллегро - очень даже (чистая правда! ).

14. (Этот пункт тоже, скорее, для англоязычных мастериц ). Используйте схемы вместо порядных описаний. Королева бриоша Нэнси Мерчант говорит, что быстрый взгляд на схему значительно лучше, чем чтение слов.

15. А теперь - запомните схему!

16. Понимайте, ЧТО вы вяжете. "Осознание механики образования петель позволяет смотреть на вязание в ваших руках, а не на схему на столе, что сильно экономит время", замечает дизайнер Джош Беннетт.

17. Не используйте, по возможности, сильно расщепляющуюся пряжу. Выбирайте туго свитую пряжу, минимально распадающуюся на волокна.

18. Смазывайте спицы (это что-то новое ). Чтобы ускорить вязание, Лили Чин, автор книги "Knitting Tips and Tricks" и многих других, рекомендует нанести увлажняющее средство (какое? ) на спицы, а затем вытереть как следует.

19. Выбирайте удобные узоры. Даже элементарная резинка 1х1 кажется бесконечной, если вязать ею весь свитер целиком. Узоры с более длинными отрезками лицевых или изнаночных петель предпочтительнее, чтобы не приходилось перебрасывать постоянно рабочую нить туда-сюда.

20. Спицами с более острыми кончиками вязать быстрее.

21. Вяжите чаще! Многие супер-продуктивные вязальщики, вне зависимости от их рекордных скоростей, стараются найти время повязать в приемной у доктора, ожидая детей с тренировки, во время телефонных разговоров или во время просмотра сериала.

22. (Тоже совет явно не для продвинутых в этом плане русских вязальщиц:) ). Учитесь вязать "косы" без специальной спицы. Серьезно. Сколько этих спиц потеряно в самолетах и диванах? Освободитесь от арановых спиц и вы увидите, насколько возросла ваша скорость при работе над проектами с "косами".

23. Не выпивайте во время вязания. #будутошибки

24. Вяжите кромку платочным вязанием. Эми Микаллиф, которой однажды пришлось связать семь свитеров за пять с половиной недель, провязывает первую и последнюю петли в ряду лицевой для ускорения подсчета рядов. Она также отмечает каждую прибавку или убавку булавкой. "Это помогает мне освободить голову от их подсчета", говорит она. (Отличное, кстати, решение. Куда эффективнее, чем рисовать палочки на бумажке:) ).

25. Вообще, постарайтесь понять, нужна ли вам скорость вообще. Не всем важны рекорды. Как признается дизайнер Дебора Ньютон, автор книги "Finishing School", "Скорость вязания никогда не была моим приоритетом. Исследование описаний и узоров, завершающие работы, вязание образцов, конструирование - все интересующие меня моменты - не выигрывают от спешки".

А насколько вам важна скорость вязания? И как вы ее достигаете (если важна:)?
Например, при круговом вязании я стараюсь взять спицы минимальной (но все еще удобной) длины, оптимально 61 см для "взрослых" проектов. Тогда не приходится так часто подтягивать петли к кончику и выходит быстрее.

Виды петель и их условная запись в раппорте узора:

  • Две или несколько петель вместе лицевой скрещенной петлёй
  • Три петли вместе, предварительно поменяв местами вторую и первую петли

Набор петель начального ряда

Вязание изделия или образца начинают с набора петель начального ряда. Петли набирают на двух спицах, сложенных вместе. Так поступают для того, чтобы петли начального ряда легко растягивались и легче было провязать петли следующего ряда.

Есть множество вариантов набора петель - из одной нити, из двух, утолщённый накид, с бахромой и прочие. Следует подбирать тот вид набора, который больше соответствует узору вязания. Разберём несколько более распространённых способов.

Простейший набор

Начиная вязание, необходимо набрать основные петли. Этот набор образуют при помощи двух спиц, соединённых вместе. Отмеряют нить втрое длиннее предполагаемой ширины изделия и помещают её на указательном пальце левой руки так, чтобы нить, идущая от клубка, находилась между указательным и средним пальцами. Конец нити, со стороны ладони, оборачивают вокруг большого пальца.

Нити держат в ладони, а большой и указательный пальцы отводят друг от друга. В правую руку берут две спицы и вводят под петлю большого пальца снизу вверх. Затем захватывают нить на указательном пальце и проделывают её сквозь петлю на большом пальце (рис.202, А).

Петлю с большого пальца сбрасывают и накинутую нить подтягивают к спицам (рис.202, Б). Образована первая основная петля.

Набор продолжают, спицы сначала помещают под петлю на большом пальце, потом захватывают нить на указательном пальце и протягивают её через на большом пальце, нить равномерно затягивают на спицах (рис.202, В).

Набор петель одной нитью

Этот набор используют главным образом при образовании петель для пуговиц или по краям изделия, продолжая какой-либо выступ.

Вязание со спицей держат в правой руке и указательным пальцем левой руки накидывают петлю на спицу (рис.203). Таким образом набирают необходимое число петель.

Декоративный набор

Декоративный набор используют в ластиках варежек или в воротниках кофт и джемперов. Его образуют следующим образом: пряжу, предназначенную для набора, складывают вдвое, потом перегибают пополам и в середину помещают спицы. Итак, посредине пряжа четырёхкратна.

Три нити кладут на большой палец, одну нить на указательный палец, спицы остаются в середине (рис.204, А). Петлю набирают в два приёма.

Сначала, как в простом наборе (рис.202), спицы вводят под петлю на большом пальце, захватывают нить на указательном пальце и под нитью на большом пальце спицы с новой петлёй протягивают в исходное положение (рис.204, Б). Во второй раз нить вокруг большого пальца оборачивают со стороны ладони против себя и спицы вводят в эту петлю сверху под нить ладони.

Кончиками спиц нить с указательного пальца протягивают через петлю большого пальца, петлю с большого пальца сбрасывают и нить не слишком туго затягивают (рис.204, В).

Набор двойного вязания

Двойное вязание набирают на цветной нитке, которую потом убирают. На конце пряжи образуют петлю, в которую помещают спицу - нить на указательном пальце.

На большом пальце цветная нитка. Спицу помещают под цветную нитку, потом захватывают пряжу с указательного пальца (рис.205, А).

Каждую следующую петлю набирают так - сначала проводят спицу под пряжу на указательном пальце, потом под цветную нитку и из пряжи указательного пальца набирают петлю на спицу (рис.205, Б).

Первый ряд вяжут следующим образом: 1 пелю снимают не провязав (нить за спицей) и 1 петлю вяжут лицевой вязкой (рис.205, В).

В каждом последующем ряду снятые и лицевые петли меняют местами (рис.205, Г).

Основные петли


Дуга вокруг спицы образует петлю (рис.206). Петля имеет переднюю и заднюю стенки, а нижнюю дугу между двумя петлями называют протяжкой. Самыми простыми и основой для других петель являются лицевые и изнаночные петли.

Лицевую петлю можно образовать двумя способами: вывязывая за переднюю или заднюю стенку. Вязание лицевой петли за переднюю стенку принято считать "классическим". Обычно в литературе под лицевой петлёй имеется в виду именно этот способ вязания, конечно, если нет оговорки, что это следует делать иначе.

Лицевую петлю вяжут следующим образом: правую спицу вводят в петлю спереди передней стенки на левой спице, захватывают нить под спицей правой руки и протягивают через петлю. Новая петля остаётся на правой спице (рис.207 А).

Изнаночную петлю , так же как и лицевую, можно вязать разными способами. Правую спицу вводят в петлю справа налево под передней стенкой. Сверху захватывают нить и протягивают через петлю (рис.207, Б), новая изнаночная петля остаётся на правой спице.

Есть и другие способы вязания лицевых и изнаночных петель, но при них хорошо образуется узор только из лицевых и изнаночных петель. При вязке других видов узоров петли ложатся в ином направлении, нежели при "классическом" способе вязания лицевых и изнаночных петель.

Плоскостное вязание

Кофты, джемперы, платки, шарфы и др. изделия вяжут на двух спицах, один ряд вяжут справа налево (лицевая сторона изделия), а другой обратно (изнаночная сторона изделия). Поэтому если необходимо получить лицевую гладь, то туда вяжут лицевыми петлями, а обратно - изнаночный - изнаночными петлями.

На рис.208 показаны лицевая и изнаночная стороны вязания.

Цилиндрическое вязание

При вязании носков, варежек, юбок, джемперов на пяти или кольцевых спицах нет обратных рядов. При вязании на пяти спицах сначала набирают на две вместе сложенные спицы такое количество петель, какое предполагается вязать на одной спице, потом одну спицу вытягивают из набора, складывают ещё раз их вместе и набирают для второй спицы. Так же поступают и с третьей и четвёртой спицами. Когда набрано необходимое количество петель на 4 спицы, пятой спицей приступают к вязаниию по кругу.

Начало вязания

Лицевая вязка образует односторонний узор. Эту вязку ещё называют чулочной, лицевую её сторону - лицевой гладью, изнаночную - изнаночной гладью.

Если изделие начинают лицевой или изнаночной гладью, то и в том и в другом случаях край заворачивается на лицевую сторону. Поэтому обычно изделие начинают с двухстороннего узора, который не скручивается.

Если изделие предполагается вязать лицевой вязкой, то нижний край вяжут зубчиками или изнаночными петлями.

1 способ: вяжут 5-10 рядов гладью, потом один лицевой ряд вяжут так: 2 петли вместе лицевой петлёй, 1 накид (нить кладут на спицу от себя, (рис.211). Потом вяжут столько же рядов лицевой гладью, сколько было до ажурного ряда. Цепочку набора набирают на дополнительную спицу и изделие подгибают по линии ажура (зубчиков). Перед каждой петлёй на спицу помещают одну петлю цепочки набора и провязывают их вместе лицевой петлёй. Следят, чтобы петли по вертикали совпадали, иначе край изделия будет перекошен. При желании край можно не провязывать, а подшить.

2 способ: вяжут 5-10 рядов лицевой гладью, потом один ряд на лицевой стороне вяжется изнаночными петлями, потом вяжут столько же рядов лицевой гладью, сколько было до изнаночного ряда. По изнаночному ряду вязание перегибают и привязывают или пришивают так же, как в предыдущем случае. Потом продолжают лицевой узор.

Научившись провязывать всего лишь два вида петель (лицевые и изнаночные), можно освоить любые виды вязок. Сначала самые простые, а потом и более сложные узоры вы найдёте в разделе "Узоры".

Краевые или кромочные петли

Краевые петли в раппорте узора не учавствуют. После подсчёта петель для узора независимо от их количества прибавляют ещё две петли, которые служат только для образования края.

Край изделия может быть вывязан ровным (косичкой) и с узелками.

Ровный край (рис. 209, А).

1-й способ . При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится перед спицей. Последнюю краевую петлю провязывают лицевой.

2-й способ . При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится перед спицей. Последнюю краевую петлю провязывают изнаночной.

Край с узелками (рис. 209, Б).

При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится за спицей. Последнюю краевую петлю провязывают лицевой.

Закрепление петель

После окончания вязания изделия или образца последний ряд открытых петель закрепляют. Делать это можно двумя способами.

1-й способ - при помощи спицы (рис.210). Краевую первую петлю, как обычно, переснимают на правую спицу непровязанной. Следующую петлю вяжут лицевой, затем концом левой спицы оттягивают предыдущую пелю, а правой спицей протаскивают через лицевую. После этого оттянутую петлю сбрасывают и повторяют всё сначала до конца ряда. Нитку обрывают и продёргивают через последнюю петлю, тем самым закрепляя вязание.

2-й способ - при помощи иглы. Оставляют конец рабочей нитки примерно в три раза длиннее закрываемого полотна и проделывают его в иглу. Иглу пропускают в крайнюю петлю последнего ряда петель с лицевой стороны на изнаночную, затем во 2-ю петлю с изнаночной стороны на лицевую и протягивают через эти три петли рабочую нитку. После этого вводят иглу в 1-ю петлю с лицевой стороны на изнаночную и в 3-ю петлю с изнаночной стороны на лицевую и т. д.

При таком закреплении петель последний ряд растягивается так же хорошо, как и при закреплении петель спицами, только не образуется косички.

Виды петель и их условная запись в раппорте узора

Лицевая петля (рис.2).

Конец правой спицы вводят в петлю на левой спице слева направо от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая.

Лицевая скрещенная петля (рис.3).

Конец правой спицы вводят в петлю на левой спице справа налево от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая скрещенная.

Изнаночная петля (рис.4).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку и в петлю справа налево, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю от себя.

В раппорте узора записывают: 1 Изнаночная.

Изнаночная скрещенная петля (рис.5).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку и петлю на левой спице сзади наперёд слева направо от себя, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю от себя.

В раппорте узора записывают: 1 Изнаночная скрещенная.

Две или несколько петель вместе лицевой (рис.6).

Правую спицу проделывают в две или более петель на левой спице слева направо от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой.

Две или несколько петель вместе лицевой скрещенной петлёй (рис.7).

Правую спицу проделывают в две или более петель на левой спице справа налево от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой скрещенной.

Две петели вместе, первую поворачивают (рис.8).

Концом правой спицы предварительно поворачивают первую петлю на левой спице, а затем провязывают, как две петли вместе лицевой скрещенной.

В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой, первую поворачивают.

Две или несколько петель вместе изнаночной петлёй (рис.9).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку в петли на левой спице справа налево, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: 2 вместе изнаночной.

Две петли вместе изнаночной скрещенной петлёй (рис.10).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку в петли на левой спице сзади наперёд слева направо на себя, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: Две вместе изнаночной скрещенной.

Три петли вместе, предварительно поменяв местами вторую и первую петли (рис.11).


При помощи дополнительной спицы вторую и первую петли на левой спице меняют местами так, чтобы вторая стала первой и при провязывании петель вместе закрывала краевые. Провязывают петли как при лицевой скрещенной.

В раппорте узора записывают: 3 вместе, вторую и первую поменять местами.

Накид (рис.12).

Концом правой спицы захватывают рабочую нитку сверху справа налево на себя. Наброшенную на спицу петлю придерживают указательным пальцем правой руки, провязывают следующую петлю.

В раппорте узора записывают: накид.

Для образования ажура и прибавления петли в последующем ряду накиды повязывают лицевой или изнаночной петлёй.

При провязывании в последующем ряду накида лицевой скрещенной или изнаночной скрещенной петлёй ажура не образуется, только прибавляется петля.

Накид обратный (рис.13).

Правой спицей захватывают рабочую нитку снизу слева направо от себя. Наброшенную на спицу петлю придерживают указательным пальцем правой руки, провязывают следующую петлю.

В раппорте узора записывают: накид обратный.

Для образования ажура последующем ряду накиды провязывают лицевой скрещенной или изнаночной скрещенной петлёй.

При провязывании в последующем ряду накида лицевой или изнаночной петлёй ажура не образуется, только прибавляется петля.

Двойной накид (рис.14).

Концом правой спицы делают два накида. Для прибавления петель в последующем ряду правый накид провязывают лицевой, а второй - изнаночной петлёй.

В раппорте узора записывают: 2 накида.

Воздушная петля (рис.15).

Образуют петлю из рабочей нитки, набрасывают на правую спицу.

В раппорте узора записывают: 1 воздушная петля.

Петля из нижележащего ряда (рис.16).

Конец правой спицы вводят в петлю, расположенную на один или несколько рядов ниже вывязываемого, захватывают рабочую нитку и вытягивают петлю. Петли, расположенные над вновь образовавшейся петлёй, в зависимости от рисунка сбрасывают или провязывают.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая из петли нижележащего ряда.

Петли из промежутка между петель нижележащего ряда (рис.17).

Конец правой спицы вводят под горизонтальную нитку между петель нижележащего ряда, захватывают рабочую нитку и вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая из промежутка между петлями нижележащего ряда.

Из одной петли вывязывают две (рис.18).

Петлю на левой спице провязывают два раза - один раз лицевой, а второй -изнаночной петлёй, после чего её сбрасывают со спицы.

Сначала провязывают вторую петлю лицевой скрещенной за вывязываемым узором. Не снимая её с левой спицы, провязывают первую петлю лицевой, затем петли с левой спицы сбрасывают.

В раппорте узора записывают: Сначала вторую петлю за спицей, затем первую.

Перемещение петли с наклоном вправо (рис.21).

Сначала провязывают вторую петлю лицевой (или изнаночной) перед вывязываемым узором. Не снимая её с левой спицы, провязывают первую петлю лицевой (или изнаночной), затем петли с левой спицы сбрасывают.

В раппорте узора записывают: Сначала вторую петлю перед спицей, затем первую.

Перемещение несколько петель с наклоном влево (рис.22).

При перемещении нескольких петель изменяется порядок их провязывания. Нужное число петель переснимают на доп. спицу и оставляют её перед вывязываемым узором. Затем провязывают обычным образом несколько петель, после этого провязывают петли с доп. спицы.

В раппорте узора записывают: 2-3 петли снимают на доп. спицу перед узором.

Перемещение несколько петель с наклоном вправо (рис.23).

Петли для перемещения переснимают на доп. спицу и оставляют её за вывязываемым узором. Затем вывязывают нужное количество петель с левой спицы, после этого провязывают петли с доп. спицы.

В раппорте узора записывают: 2 петли снимают на доп. спицу за узором.

Вытянутая петля (рис.24 А и Б).

Если петлю переснять непровязанной с левой спицы на правую, то она займёт два ряда по высоте; если эту петлю и в следующем ряду оставить непровязанной, она ещё увеличится, т. е. вытянется. Рабочая нитка в зависимости от рисунка бедет проходить за вытянутой петлёй или перед ней.

В раппорте узора записывают: 1 петлю переснимают, рабочая нитка за узором (рис.24, а) или:

1 петлю переснимают, рабочая нитка перед узором (рис.24, б).

Если переснимают несколько петель подряд и в нескольких рядах, то образуются отрезки ниток, которые могут служить украшением лицевой стороны изделия. Тогда одну из петель предыдущего ряда провязывают под отрезками ниток (рис.25).

В раппорте узора записывают: 1 лицевая (изнаночная) под отрезками ниток.

Вытянутая петля с накидом (рис.26).

Делают накид, а затем петлю переснимают непровязанной с левой спицы на правую. Рабочая нитка находится на спице вместе со снятой петлёй.

В раппорте узора записывают: накид, 1 петлю переснимают (рис.26 а).

В последующих рядах в зависимости от рисунка можно петлю и накид переснимать непровязанными, предварительно сделав накид.

В раппорте узора записывают: 1 накид, накид и петлю переснимают (рис.26 б).

В последующих рядах накид и петлю провязывают.

В раппорте узора записывают: 1 лицевой вместе с накидами (рис. 26, в).

Обвивающая петля (рис.27).

Правую спицу направляют в промежуток между петлями на левой спице (например, между 3-й и 4-й), захватывают рабочую нитку спереди назад и вытягивают длинную петлю. В зависимости от рисунка её провязывают в этом же ряду следующей петлёй или в следующем ряду, сохраняя при этом набранное количество петель.

В раппорте узора записывают: вытягивают длинную петлю из промежутка между 3-й и 4-й петлями.

Увеличенные петли (рис.28).

Правую спицу направляют в петлю и по часовой стрелке делают два и более оборотов (накидов) в зависимости от рисунка, а затем вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: 1 увеличенная лицевая петля с двумя накидами.

В последующем ряду накиды сбрасывают, за счёт этого петля увеличивается.

Петли стежками (рис.29).

Правой или левой спицей в зависимости от наклона стежка подхватывают нужную петлю (по узору она может быть увеличенной, вытянутой и т. д.),протягивают в неё рядом расположенные петли и перекидывают её со спицы на петли. Перекинутая петля имеет вид стежка.

В раппорте узора записывают: в 3-ю петлю протягивают две первые.

В описаниях узоров часто повторяется вязание предыдущего ряда.

В раппорте узора записывают: вяжут по рисунку. Это значит, что выполняют вязание не так, как записан раппорт в предыдущем ряду, а как его видят при вывязывании ряда, т. е. если видят вывязываемую петлю лицевой, то и вяжут её лицевой, если изнаночной, то вяжут изнаночной.

Если встречаются накиды, но не указывается, как их вязать, то их провязывают по лицевой стороне - лицевой, по изнаночной - изнаночной петлёй.


Рукоделие увлекает все большее количество современных людей. Плюсов в этом увлечении множество: создание красивых вещей своими руками и получение удовольствия от процесса и результата, отвлечение от ежедневных проблем и суеты, возможность занять с пользой свое свободное время, дополнительный заработок. Виды рукоделия и разнообразие занятий растут постоянно, но на протяжении долгого времени популярность не теряет вязание.

Если нравится, как смотрятся вязаные вещи, но пугает их стоимость – учимся вязать спицами самостоятельно. На уроках труда в советской школе все пробовали вязать, и первой вязаной вещью у большинства девочек был шарф. Он был разной длины, местами больше, местами уже по ширине, но эта универсальная вещь хорошо подходила для обучения вязанию спицами.

Со временем кто-то забросил это занятие, а кто-то продолжил и стал профессиональным вязальщиком красивых вещей. В настоящее время не все уроки труда практикуют обучение вязанию, поэтому рассмотрим эту тему подробно, чтобы заинтересовать читателей темой этого вида рукоделия.

Необходимые материалы и инструменты, используемые при вязании спицами

Как научиться вязать спицами с нуля и что для этого нужно, расскажем далее. В первую очередь, стоит приобрести инструменты и необходимые составляющие.

  1. Нитки для вязания. Могут быть разными по качеству и цвету. Для обучения мы не рекомендуем выбирать дорогие и очень качественные. У новичков нередко путаются нити, завязываются в узлы, работу приходится распускать и переделывать. Поэтому выберите нитки средней толщины, двух цветов для разнообразия, по невысокой стоимости.
  2. Спицы разного предназначения:
  • Обычные спицы подойдут для обучения набору, первым примитивным петлям (изнаночной и лицевой), обучению закрывания рядов.
  • Спицы для вязания кос имеют согнутую середину. С их помощью можно научиться вывязывать жгуты и косички.
  • Спицы круговые соединены между собой с помощью лески, на них можно вязать изделия по кругу, также используют подобные спицы для вязания предметов одежды большой ширины.
  • Чулочные спицы продаются по 5 штук, их используют для вязания носок, варежек, вывязывают с их помощью горловины и шапочки. На четырех спицах набирают петли изделия, пятая используется для процесса вязки, поочередно заменяясь.
  1. Швейная игла с широким ушком необходима, чтобы соединять связанные детали друг с другом.
  2. Большая булавка для вязания. Используется для свободных петель, чтобы можно было их перекинуть непровязанными (если так необходимо в схеме).

Это все, что потребуется для начала процесса обучения вязанию на спицах. Предметы и аксессуары для вязания продаются в отделах рукоделия. Если не знаете, как подобрать нитки и размер спиц, обратитесь к продавцу-консультанту, который подскажет верные пропорции. Далее необходимо вооружиться терпением, разобраться в пособиях и выделить свободное время для самостоятельного обучения.

Как набирать петли

Вязание с нуля следует начать с обучения набору петель. Новичкам подобные вязальные премудрости могут показаться сложными, но через некоторое время вы станете выполнять операции «на автомате», это просто дело привычки. Существует два основных способа набрать петли.

Первый – на двух спицах. Не набирайте для начала много петель. Отмотайте немного нить, положите ее так, чтобы свободный конец свисал вниз, а клубок был в противоположной от него стороне. Сама нить должна проходить через центр ладони. Обведите нить вокруг большого и указательного пальцев, проведя ее сзади. Пропустите ее между ними, уложите в ладошку и держите тремя остальными пальчиками.

В правой руке держите 2 спицы, подхватите петельку, которая находится возле большого пальца сзади по направлению от верха к низу. Направьте инструменты к нитке, лежащей в области 2-го пальца и также подхватите ее. Концы инструментов вновь пустите в 1-ю петлю, отодвиньте 1-й палец и затяните на спицах некрепкий узел.

Не затягивайте сильно нить, когда начнете вязать, будет сложно попадать в петельки иголкой. Свободные концы нити следует потянуть и спустить в ладошку. Следующий этап – подхватывание нити уже в направлении от низа кверху, протягивание ее через указательный палец. Процедуру повторяют столько раз, сколько требуется набрать петель в ряду.


Второй способ набора – с одной спицей. Для этого нитку укладываем в центр ладони, спускаем свободный конец. Со стороны клубка нить придерживаем пальцами. В правую руку берем одну спицу, захватываем нитку у указательного пальца и поворачиваем спицу от себя, чтобы нитка на ней перекрутилась.

Видео Набор петель

Как вязать лицевые петли

После того, как будет освоен процесс набора петель, следует изучить, как быстро научиться вязать лицевую сторону (гладь). Это один из главных вязальных способов, используемый в большинстве изделий. Если набор петель производился двумя спицами, следует аккуратно вынуть одну, взять правой рукой пустую спицу, а левой –с петельками.


Также подхватите нить, идущую с клубочка, левой рукой, перекинув ее через указательный. Пропустите спицу пустую через крайнюю петлю и просто пересадите ее вправо (теперь главная петля, от которой идет нитка, находится в руке справа).

Держите нитку назад, правую иголку изнутри заведите в следующую левую петлю, протяните ее к нитке, захватите нитку и вытяните сквозь петельку. Новая петля останется на правой спице, а прежняя сбросится вниз в первый ряд.

Весь ряд провяжите таким образом. Последняя петля всегда и во всех изделиях провязывается изнаночной – это правило.

Видео Как вязать лицевые петли

Как вязать изнаночные петли


Провязав первый ряд лицевой гладью, посмотрите, как вязать спицами изнаночные петли. Это будет вторая сторона изделия и не менее популярная вязка. Также снимите, не провязывая, первую петлю с левой спицы на правую, протяните нить вперед. Правую спицу заведите внутрь петли на левой спице.

Переместите нитку под правую спицу и заведите захваченную нить в петлю. Новая петля остается на правой спице, прежняя спускается в провязанный ряд.

Видео как вязать изнаночные петли

Как вязать спицами резинку

Резинка - это неотъемлемая часть большинства вязаных изделий. А некоторые вещи вяжутся таким способом целиком (шарфы, шапки, платья), но в основном она используется для вязки манжетов, горловины и низа свитеров и пуловеров.

Как же вяжется резинка? По сути, это чередование лицевых и изнаночных петель. Есть резинки, где идет вывязывание по одной петле, есть две на две, есть две на три – все зависит от модели и фасона изделия.

Видео как вязать резинку

Вязание кос и жгутов


Вывязывание кос осуществляется также с помощью петель изнаночных и лицевых. Для этой цели, кроме спиц, понадобится булавка под снятые петли с основной спицы. Коса должна иметь четное количество петель, так как через некоторое число провязанных рядов будет делиться пополам.

Например:

  • наберите 20 петель
  • провяжите 5 изнаночных петель
  • затем 8 лицевых
  • снова 5 изнаночных
  • 8 лицевых
  • переверните спицы, вяжите изнанку наоборот: 5 лицевых
  • 8 изнаночных
  • 5 лицевых

Повторив такой вязкой 4-6 рядов, приступите к формированию косы.

  1. Первый 5 петель провязываете, как обычно, изнаночными.
  2. Возьмите булавку и перекиньте на нее 4 лицевых петли, не провязывая.
  3. Булавку можно завести за рисунок или оставить впереди рисунка, это по желанию.

Но если выбираете один способ, его и повторяйте всегда на этом изделии.


Провяжите 5-8 петлю лицевыми, переместите налево петли с булавки.

Заднюю сторону вывязывайте, как привыкли: 5 петель лицевых, 8 изнаночных, 5 лицевых.

Повтор перекручивания – через выбранное и определенное количество рядов. Запоминайте это, чтобы коса была ровной и одинаковой.

Видео как вязать косы и жгуты

Как вязать английскую резинку

Английская резинка пользуется популярностью у модниц во все времена. Такой вязкой изготавливают одежду, головные уборы, сумки, пледы, украшают отдельные детали вязаных вещей. Техника ее исполнения относительно проста.

Петли набираются на спицы, начальный ряд провязывается чередованием в пропорции 1х1 петель изнаночной и лицевой вязки. Во втором ряду первая после крайней снимается на спицу и не провязывается, вторая провязывается как лицевая, после - на правую вязальную иглу делается накид нити. Следующая петля – изнаночная.

Видео

Как закрывать петли

В это разделе расскажем, как закрывать петли после окончания вязания. Так делают, чтоб изделие не распускалось, правильно было подготовлено к дальнейшей сборке. 2 первые петельки провязываются как одна.


Следующая петля скидывается на вязальную иглу слева и провязывается вместе со следующей. Таковой способ повторяется до полого окончания вязального ряда. После провязывания крайней петли иглу вынимают, а нитку затягивают в узел.

Видео

Как научиться читать схемы и вязать по ним

Все вязанные изделия легко можно изготавливать по прилагаемым к узорам схемам. Начинающие рукодельницы теряются при виде многочисленных значков и палочек, а опытные читают их, как обычный текст.

Запомните, что обычно в конце схемы для вязания того или иного изделия разработчики прилагают расшифровку значков и символов, по которой легко можно запомнить порядок вязания.

Перед тем, как начать вязать, знакомьтесь с приложением, некоторые рукодельницы даже переписывают схемы понятными для себя словами. Каждая петля имеет собственный символ, краткое описание.









Вязаные вещи всегда в моде, они могут быть как легкими, так и теплыми, вязаные аксессуары пользуются успехом у женщин, мужчин и детей.