Основные приемы запоминания. Мнемонические приемы запоминания: примеры

Качество запоминания информации не зависит от ее объема , оно обусловлено двумя факторами:

  • вниманием в процессе заучивания;
  • повторением для, собственно, самого запоминания.

Если нужно запомнить иностранные слова или сложную терминологию, помогут мнемотехники. Если же нужно выучить большой параграф или много билетов к экзамену, то закрепить материал надолго в памяти позволит систематическое повторение.

Рассмотрим подробнее эти техники

Мнемоника

Для нашего мозга любая информация – это нейронные связи.
Чем прочнее создана эта связь, тем прочнее «отпечатывается» материал в памяти. Однако запомнить большой объем новых, иностранных или сложных слов (терминов) бывает непросто. Мнемотехники – это специальные приемы, позволяющие связать новую информацию с уже имеющейся, т.е. создать связь между словами, которая позволит вспомнить одно через другое.

Поскольку эти техники основаны на ассоциациях, вам необходимо их создать самостоятельно, ведь у каждого человека собственные представления о каких-то вещах. Например, термин или иностранное слово напоминают вам какую-то ситуацию из жизни или созвучно с чем-то знакомым. При заучивании этого слова отметьте эту связь, даже если она не является логичной.

Дворец памяти или Чертоги разума Шерлока

Этот метод запоминания тоже основан на мнемотехнике, однако здесь не нужно придумывать к каждому слову свою ассоциацию. Весь материал, который нужно запомнить, вы мысленно помещаете в знакомое вам место – это и есть тот самый дворец.

Например, это может быть ваш дом, где вы досконально помните все детали, или любимый парк, в котором вы часто гуляете и сможете ориентироваться «с закрытыми глазами». При заучивании информации раскладывайте предметы (слова, термины) или даже создавайте целый сценарий событий, отражающий материал. Чтобы вспомнить все, что вы учили, вам будет достаточно мысленно пройтись по своим «чертогам» и цепь событий восстановится сама.

Повторение – мать учения

А теперь о повторении. Создав однажды свои ассоциативные ряды или сценарии, вы можете со временем упустить какие-то детали. Чтобы этого не произошло, нужно регулярно повторять материал. Немецкий психолог Герман Эббингауз в рамках изучения функции памяти провел эксперимент, который доказывает, что без повторения новая информация быстро забывается. В связи с чем создал рекомендации, как правильно повторять. Причем в зависимости от того, как надолго вам нужно запомнить материал (на всю жизнь или только чтобы сдать экзамен), режим разный.

- первое повторение – сразу по окончании чтения;

- второе повторение – через 20 минут после первого повторения;

- третье повторение – через 8 часов после второго;

- четвертое повторение – через 24 часа после третьего.

Если нужно запомнить надолго:

- Первое повторение – сразу по окончании чтения;

- второе повторение – через 20-30 минут после первого повторения;

- третье повторение – через 1 день после второго;

- четвертое повторение – через 2-3 недели после третьего;

- пятое повторение – через 2-3 месяца после четвертого повторения.

Память является одной из высших психических функций мозга, поэтому при грамотном использовании этой функции, вы не будете испытывать трудностей при запоминании и вспоминании информации.

Как и другие функции мозга, память необходимо постоянно тренировать.
Иначе вы будете забывать, выключили ли утюг и куда припарковали машину, не говоря уж о заучивании больших параграфов. А поскольку память неразрывно связана с вниманием (помните, это одно из условий успешного запоминания?), то их надо тренировать комплексно. Память нам нужна не только при выполнении ежедневных дел, все наши воспоминания формируют нашу картину мира. Поэтому крайне важно увеличивать объем рабочей памяти, улучшать качество и быстроту запоминания, а также способность отыскать в памяти нужную информацию в нужное время.

Для тренировки памяти еще с детства нам говорили учить стихи. Это действенный метод, но не единственный. Тем более, сложно себя заставить делать это регулярно.

Онлайн-технологии позволяют тренировать и память, и внимание комплексно и даже играючи, не мучая себя нескладными рифмами. Один из таких сервисов – Викиум, онлайн-тренажеры для улучшения работоспособности мозга. Они выполнены в игровой форме, но имеют под собой научную основу. Кроме того, сервис выстроит персональную программу тренировок и будет присылать напоминания о ежедневной тренировке. Вы увидите свой прогресс, сильные и слабые стороны, и даже можете посоревноваться с другими людьми с пользой для своего ума.

Быстро и надёжно запечатлеть в памяти учебные и художественные тексты, лекции, имена, лица, номера телефонов, иностранные слова вполне реально. С этой целью прибегают к использованию разнообразных техник.

Основные приемы

Один из способов освоения искусства запоминания состоит в том, чтобы обучиться специальным технологическим приёмам. Они помогают человеку правильно распорядиться сохранением в мозговых структурах любых данных, поступающих извне.

В основе эффективного запоминания лежат яркие впечатления, желание намеренно чётко запомнить событие, установление связи нового материала с уже имеющимся опытом, навыки своевременной концентрации внимания, осознание запоминаемых сведений и понимание, где они будут использоваться.

На обучение опосредованному запоминанию направлена методика пиктограмм, которая рекомендует с целью эффективного припоминания слова превращать в рисунки.

Проверка собственной фотографической памяти возможна с помощью метода Айвазовского. Великий художник при необходимости мог перенести на холст оставшийся в памяти пейзаж. Несколько минут испытуемый посвящает изучению какого-нибудь предмета, затем закрывает глаза и пытается воспроизвести его мысленно.

Нередко для удержания в голове большого объёма информации люди прибегают к зубрёжке, но механические способы заучивания утомительны и неэффективны. Для успешного усвоения слов специалисты рекомендуют следующие приёмы:

  • рациональные техники предполагают использование логического мышления;
  • эйдетика строится на удержании в памяти интересных образов;
  • основные мнемические методы опираются на искусственные приёмы эффективного запоминания сведений.

Мнемотехника нацелена на развитие образного мышления, создание опорных ассоциативных рядов и усиление концентрации внимания. Она применяется для фиксации трудной информации. Существует множество интересных эффективных методов запоминания.

Мнемонический

Большая часть приёмов мнемоники напоминает детские игры. Вся поступающая информация кодируется. Затем следуют процесс заучивания и повторение. Лексическая база любого иностранного языка может быть освоена за 2 недели. Приёмы основаны на создании цепочек индивидуальных ассоциаций, связанных с яркими образами и определёнными эмоциями.

Звучание иностранного слова накладывается на знакомое понятие. Английское слово «wall» (стена) созвучно русскому «вол», поэтому нужно представить огромного вола, быстро бегущего и упирающегося своими могучими рогами в стену. Можно даже вообразить сильный треск разрушающейся стены.

Акроним

Факты легко запоминаются посредством условного сокращения фраз, начальные буквы слов которых являются кодом для расшифровки нужных для заучивания данных. Астрономы по начальным буквам слов определённых фраз легко усваивают названия планет Солнечной системы. С малых лет люди для воспроизведения всей цепи радужной расцветки в строгой последовательности запоминают выражение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Компоновка

Данный приём предполагает применение определённых принципов или правил. В процессе заучивания текста одни прибегаютк расположению информации в алфавитном порядке, другие производят распределение по цвету, размеру, возрасту или назначению.

Ассоциативный метод

Для более эффективного запоминания при создании ассоциативных рядов желательно использовать следующие приёмы мнемотехники: гиперболизацию, оживление, видоизменение и акцентирование.

  • Гиперболизация подразумевает намеренное преувеличение образов. Мелкому предмету надо в воображении придать гигантский вид. Он должен предстать в мыслях намного более крупным, чем есть в реальном мире. Например, нужно представить муху огромного размера. Может быть, ей будут присущи параметры орла или даже самолёта.
  • Оживление предмета предполагает придание ему движения. Надолго запомнится самостоятельно движущийся по комнате стол.
  • Видоизменение происходит при преобразовании понятия, но без нарушения значения самого слова. Например, мотоцикл можно в воображении снабдить пропеллером.
  • Акцентирование основывается на мысленном усилении образа посредством выделения важной детали. Можно задействовать карикатуру или шарж. Иногда запоминаемому образу придают свет или звук. Например, во время запоминания слова «шарф» представляют его гудящим и светящимся изнутри.

Можно воспользоваться приёмом «цепочка» и соединить между собой слова, логически не связанные друг с другом. Например, создают цепь образов для запоминания списка покупок.

Чем смешнее и абсурднее получится рассказ, тем лучше он сохранится в голове.

Система запоминания «Джордано»

Для длительного сохранения в памяти различных чисел, номеров телефонов, адресов, точных дат, топонимических названий, фамилий, имён, отчеств, одной из наиболее эффективных техник признана система «Джордано». Основные этапы включают в себя кодирование деталей запоминаемого материала в зрительные образы, сам процесс последовательного заучивания информации и её закрепление в памяти.

Кодирование в визуальный образ не является самим запоминанием. Это только подготовка к нему. Например, срочно надо зафиксировать в памяти номер телефона 8-914-240-53-03. Он может быть закодирован следующим образом. Восьмёрка представляет собой песочные часы, в которых отражается эпизод, связанный с началом Первой мировой войны.

Следующие 3 цифры запоминают, представляя зрительно ежа с двумя торчащими в разные стороны иглами, к одной из которых прицеплен чайный пакетик, так как цифра «4» похожа на букву «Ч». На другой игле виднеется яйцо, потому что оно по форме напоминает ноль.

По ежу стекает пот. В первой букве слова закодирована пятёрка, а в последней – тройка. Машина скорой помощи, на которой ярко написано «03», увозит заболевшего ёжика.

Сначала выделяют основу будущей ассоциации. Нужно создать 3 части отдельных её звеньев, а потом представить целиком. На образование одной связи обычно уходит 5-6 секунд. Надо запомнить все образовавшиеся связи между элементами созданных в воображении сведений.

Запоминание последовательности ассоциаций происходит 2 способами. Первый предполагает создание ассоциативного ряда из необходимого количества стимулирующих образов. Второй способ подразумевает формирование информационного блока с помощью непосредственно соединённых между собой ассоциаций. Закрепление необходимого материала осуществляется посредством его сознательной проработки в воображении.

Информация закрепляется при использовании приёма активного повторения. Мысленно воспроизводят в памяти все события, связанные с заучиванием номера телефона.

Законы памяти в психологии

Закон ярких впечатлений воздействует на запоминание. Память всегда реагирует на сильные впечатления, поэтому яркие события запоминаются быстро и легко. Можно без особого труда вспомнить любой очень интересный эпизод, который случился достаточно давно. Надолго остаётся в памяти человек, который выделился экстравагантной одеждой или неординарным поведением. При необходимости заучить какие-нибудь сведения надо придать им яркость и необычность.

Закон значимости информации распределяет сведения по их нужности. Всё, что необходимо для выживания, удовлетворения потребностей, не вызывает никаких проблем с запоминанием. Индивидуальные привязанности, жизненные ценности, хобби, личные эмоции и чувства запоминаются без приложения особых усилий.

Закон мотивации действует при наличии побуждающей силы, большого желания овладеть материалом. Намечающаяся награда в конкурсе или на соревнованиях наделяет сильной мотивацией для выучивания множества различных фактов и сведений. Замечено, что ученикам сложно осваивать именно те предметы, которые, как они думают, им не пригодятся в жизни.

Закон деятельности предполагает перед укреплением информации в памяти произвести какое-либо действие. Это могут быть подсчёты, сопоставления, вычленение главных идей. Можно искусственно включаться в работу над сведениями, поработать с ними. Любые произведённые действия улучшают процесс заучивания.

Изучение настроек и установок перед началом освоения любого материала обязательно. Для рационального применения ресурсов памяти надо подготовиться к его восприятию. Рекомендуется бегло просматривать всю информацию, подлежащую изучению.

Закон предшествующих знаний предполагает опору на накопленный опыт. Связь со знакомым материалом помогает легче усвоить новые сведения. Надо провести параллели, анализ и систематизацию фактов.

Закон взаимовлияния следов памяти предусматривает организацию работы над запоминанием с чередованием мыслительных процессов и коротких пауз, за период которых данные закрепляются в мозговых структурах.

Другие методики

Многие техники способны повысить эффективность усвоения учебного материала. Важно производить анализ эффективности каждой используемой методики и впоследствии пользоваться наиболее подходящими техниками запоминания.

Для быстрого припоминания заготовленной речи используют эффект края , который помогает воспроизвести начало и конец длинной фразы. Метод локации предполагает привязать к предметам, встречающимся ежедневно по пути на учёбу или работу, необходимые для запоминания понятия. Проложить маршрут можно по своей квартире или комнате.

Метод ОВОД включает в себя 4 основные стадии заучивания материала: выделение основной мысли, внимательное прочтение, обзор и доводку. Сначала предполагается осмысленное чтение нужных данных, сопровождающееся поиском главной мысли, которую записывают на листочке. На следующем этапе внимательно читают ещё раз всю речь с фиксацией внимания на мельчайших деталях и подробностях, которые нужно привязать к основным мыслям текста.

Дальше следуют обзорный просмотр всей речи и составление примерного плана с целью уяснения последовательности нужных фактов. Доводка предусматривает повторение текста по памяти. Сначала воспроизводят основные моменты, затем мысленно восстанавливают подробности. После чего рекомендуют прочесть ещё раз план и отметить упущенные данные.

Некоторые специалисты предлагают рациональные методы изучения иностранной лексики или трудных терминов во сне. Технология методики предусматривает использование первого часа после погружения в сон и последнего получаса перед пробуждением. Сначала читают слова и прослушивают их в аудиозаписи, затем производится громкое повторение лексики вслед за диктором под сопровождение успокоительной музыки. Через 15 минут обучающийся должен лечь спать. В аудиозаписи следует трёхкратное повторение слов сначала громким голосом, затем он становится всё тише и тише. Утром вновь идёт прочтение лексики с нарастающим звуком.

Метод золотого списка предусматривает двухнедельные интервалы и повторения записей. Вначале заготавливают бронзовый список из 25 слов, зафиксированных в блокноте. Через 2 недели усвоенные слова исключают из списка, 17 слов записывают и опять про них забывают. В 3 список войдёт уже 12 слов, в 4 раз запишут примерно 8 слов. Золотой список формируется путём переписывания забытых слов из серебряного списка. Работа осуществляется по той же схеме.

© www.medicalcollege.ru

Способность к обучению, пожалуй, один из важнейших навыков человека, а самое главное в обучении, конечно, запоминание информации, умение её анализировать и применять. Если человек умеет эффективно учиться, ему легче осваивать различные профессии и применять свои знания в жизни. По мнению некоторых учёных, методы запоминания сведений, которые используются при обучении школьников и студентов, вроде зазубривания отдельных параграфов учебников, не слишком хороши, так как не позволяют учащимся использовать весь потенциал мышления. Вот некоторые хитрости получения и обработки сведений, которые могут существенно повысить продуктивность учебного процесса.

1. Старайтесь обходиться без шпаргалок

Когда вам необходимо вспомнить какую-либо информацию, не спешите лезть в интернет или доставать конспект - лучше попытайтесь восстановить нужные сведения, обратившись к памяти. Этот приём укрепляет нейронные связи между отделами мозга и развивает ассоциативное мышление.

2. Берите примеры из личного опыта

Старайтесь объяснять новую информацию своими словами, связывать её с полученными прежде знаниями и случаями из жизни. Использование этой техники позволит вам более эффективно запоминать сведения и быстрее извлекать их из памяти, благодаря большому количеству ассоциаций с событиями из вашего опыта. К примеру, если вы пытаетесь усвоить суть такого физического явления, как теплопередача, представьте, как чашка с кофе греет ваши ладони.

3. Чередуйте запоминаемые сведения

Если вам предстоит осмыслить большие объёмы информации, относящейся к различным отраслям знания, воспользуйтесь техникой чередования, то есть, сначала выучите часть информации по одному предмету, потом по другому, затем снова по первому и так далее. Чередование помогает избежать такого известного всем студентам явления, как «каша в голове» и повышает эффективность изучения предметов, ведь чётко структурированные сведения использовать гораздо проще, чем хаотическое нагромождение фактов.

4. Генерируйте свои версии решений

Не ждите, пока преподаватель объяснит вам суть какого-либо явления или принцип технологии - лучше проявить инициативу и сначала попытаться самостоятельно разобраться в проблеме, а уж затем обсудить спорные моменты с педагогом. Умение выдвигать различные версии и вычислять наиболее вероятные из них несомненно, пригодится вам в будущем. Например, если возникнут затруднения в работе, вы сможете проработать варианты решений и выбрать самый подходящий из них, не обращаясь за помощью к начальнику.

5. Обдумывайте полученные данные

После окончания работы над заданием или посещения занятий спросите себя, что удалось реализовать, а что нет, как можно улучшить результат и о чём свидетельствуют полученные сведения.

Исследователи из Гарвардской школы бизнеса выяснили, что упорядоченный анализ существенно повышает эффективность работы и результативность обсуждения проблем. В ходе одного из экспериментов специалисты обнаружили, что всего 15 минут письменного обдумывания в день повышают производительность труда на 23%.

6. Применяйте мнемотехнику

Далеко не всю информацию удаётся связать с примерами из жизни - например, если вы никогда не имели дела с китайцами, запомнить имена китайских императоров какой-либо династии в хронологическом порядке довольно трудно. В этом случае поможет так называемая мнемоника или мнемотехника - комплекс способов усваивания информации путём привязывания её к определённым визуальным образам или фразам. Один из самых частых примеров использования мнемоники - запоминание семи основных цветов солнечного спектра с помощью фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (или «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь»), где начальная буква каждого слова соответствует цвету.

7. Определите пробелы в своих знаниях

Чтобы запоминание, а следовательно и использование информации было более эффективным, обсуждайте полученные сведения с коллегами по обучению. Обратная связь выявляет моменты, которые вы понимаете не до конца и указывает на «белые пятна» в вашем представлении о предмете обсуждения. Каждый человек в той или иной степени подвержен когнитивным заблуждениям, которые могут создать впечатление, что явление изучено целиком и полностью. Вопросы коллег помогут осознать, действительно ли вы досконально знаете предмет дискуссии или стоит получше выучить матчасть.

Как узнать кое-что личное о собеседнике по его внешнему виду

Секреты «сов», о которых не знают «жаворонки»

Как работает «мозгопочта» - передача сообщений от мозга к мозгу через интернет

Зачем нужна скука?

«Человек-магнит»: Как стать харизматичнее и притягивать к себе людей

25 цитат, которые разбудят вашего внутреннего борца

Как развить уверенность в себе

Можно ли «очистить организм от токсинов»?

5 причин, по которым люди всегда будут винить в преступлении жертву, а не преступника

Что значит «запомнить в долговременную память »?

Это во-первых — запомнить, а во-вторых — повторить! Вот от этого и будем плясать 🙂

Данная статья носит обзорный характер и показывает основные способы запоминания и повторения, которые существуют. Каждому из этих способов будет уделена отдельная статья.

Запоминание и повторение

В своих тренингах и семинарах я регулярно повторяю, что процесс запоминания и повторения — разные. Чаще всего информацию пытаются запомнить зазубрив, а повторить — еще раз считывая, просматривая, прослушивая ее.

Это самый доступный и неэффективный способ.

В этой статье хочу осветить основные стратегии запоминания в долговременную память и их эффективность.

Если НЕ использовать техники запоминания, то достаточно сложно как-то разграничить процессы запоминания и повторения.

Например, я помню, как в школьные годы учил различные стихи, определения по физике, химии — это выглядело примерно так:

  1. берешь учебник, читаешь определение, стараешься понять о чем, вообще, написано.
  2. пытаешься повторить первую фразу определения, проговаривая ее много раз про себя (иногда, вслух) Повторяешь до тех пор, пока не кажется, что запомнил.
  3. далее переходишь к следующей фразе и так же вслух ее много раз повторяешь. Далее пытаешься повторить много раз обе фразы вместе. Шаги 3-4 повторяются до тех пор, пока не зазубривается все определение
  4. на следующий день пытаешься вспомнить. Как правило, какой-то кусочек определения забылся. Тогда — открываешь учебник, читаешь определение несколько раз, параллельно проговаривая про себя всё определение. Иногда даже создается ощущение — «Всё! Теперь точно запомнил!». Но после обнаруживается (обычно в самый ответственный момент), что тот кусочек все-таки не повторился должным образом.

Примерно так выглядели процессы запоминания и повторения, которые я обозначил зубрежкой и считыванием соответственно.

У большинства людей это происходит абсолютно так же.

По-другому же нас не учили запоминать?

Когда вы запоминаете информацию осознанно, кодируя её в визуальные образы, то здесь есть четкое отличие процессов повторения от запоминания.

Давайте я дам определения этих процессов:

  • Зубрежка — многократное повторение информации
  • Считывание — процесс восприятия информации с текстового, аудио, видео носителя.
  • Запоминание — создание связей между элементами воспринимаемой информации
  • Вспоминание — процесс активизации из памяти связей, созданных ранее (БЕЗ подглядывания в источник информации: книгу, видео, аудиозапись)
  • — то же, что и вспоминание, но выполняется в определенные промежутки времени.


Хотите прямо сейчас улучшить свою память? Получите руководство по развитию памяти от рекордсмена России! Скачайте бесплатно методичку :

Таблица эффективности запоминания

Теперь, когда вы понимаете, чем отличаются выше описанные процессы, я представляю вам свою таблицу эффективности запоминания информации в долговременную память.

Она состоит из совокупности способ запоминания и повторения информации.

Сочетание способов расположено в порядке увеличения эффективности запоминания в долговременную память.

Все эти этапы проверены на собственном опыте, а так же студентами моих курсов.

  1. Зубрежка + считывание
  2. Зубрежка + вспоминание
  3. Зубрежка + интервальное повторение
  4. Мнемотехники + считывание
  5. Мнемотехники + вспоминание
  6. Мнемотехники + интервальное повторение

Таблица эффективности способов запоминания в долговременную память

Красным — запоминание
Синим — повторение
Цифры по возрастанию — эффективность совокупности приемов

Прокомментирую, почему именно такая таблица и почему лидер в ней — совокупность «мнемотехника»+»интервальное повторение».

Считывание информации дает вам практически нулевую полезность в плане запоминания. Если вы хотите повторить и запомнить надолго, то повторяйте только по памяти (процесс «вспоминание»)! Отвернитесь от листочка, компьютера, книги и попытайтесь самостоятельно извлечь данные, которые вы пытаетесь запомнить.

Если же вам это не удается сделать целиком, то подглядите в источник информации. Но! После обязательно повторите по памяти, не опираясь на источник.

Когда вы вспоминаете информацию, а не считываете, в мозгу активизируются связи, созданные при запоминании. Чем чаще они активизируются, тем прочнее они становятся и информация запоминается лучше. При простом считывании связи активизируются по минимуму.

Вспоминание в разы эффективнее и по сути единственное правильное повторение. Интервальное повторение (о нем поговорим позже) просто экономит вам еще больше времени при запоминании в долговременную память, но основа все та же — повторение по памяти.

С повторением разобрались. Теперь про запоминание.

Вообще, про запоминание у меня есть целый сайт — вот этот)) На котором вы сейчас находитесь. И весь это сайт посвящен тому, как эффективно запоминать. Совокупность приемов и техник эффективного запоминания называется «мнемотехника». Преимущественно это техники запоминания на основе представления информации в виде ярких визуальных образов и создания связи между ними.

Мнемотехника и программа ANKI

Что касается интервального повторения, то о нем будет отдельная подробная статья, вкратце опишу, почему это лучше.

Представьте, вы запомнили таблицу Менделеева. Чтобы вспомнить через 1 год вам нужно ее периодически повторять. Но когда именно? Первое, что приходит в голову — например, 1 раз в неделю. Это 52 раза в год.

Рабочая схема? Рабочая.

Но нюанс в том, что на практике вам не обязательно повторять ее так часто. Через несколько повторений, например 12-15 вы поймете, что знаете ее уже назубок.

Вопрос «Зачем тогда вам продолжать её так часто повторять? »

Этот вопрос, как раз и закрывает «интервальное повторение» . Оно позволяет вам повторять нужную информацию только в те промежутки времени, когда она может забыться и с таким минимальным количеством повторений, чтобы через 1-3-5 лет информация осталась у вас в памяти.

На данный момент лучшая программа, которая позволяет повторять вам информацию по принципу интервального повторения — ANKI. В нее в виде карточек вы загружаете интересующие вас данные и периодически (программа сама выдает информацию в нужное время) повторяете.

Мнемотехника в сочетании с интервальным повторением (программа ANKI) — это убойная вещь!

Конечно, «убойная» в плане эффективного обучения 🙂

Сами по себе они являются лучшими среди аналогичных приемов (мнемотехника лучше зубрежки, а интервальное повторение лучше ежедневного беспорядочного вспоминания)

Мнемотехника лучшее в запоминании!
ANKI (интервальное повторение) лучшее в повторении!

Поэтому связка «мнемотехники + интервальное повторение» дает наибольшую эффективность при запоминании в долговременную память.

Если у вас есть альтернативы, как сделать процесс запоминания на длинных временных дистанциях еще эффективнее или у вас остались вопросы, то пишите в комментарии.

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Может быть произвольным и не произвольным .

Поставленная цель - запомнить - играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. Исследования П. И. Зинченко и Смирновой.

1 кривая забывания – зависимость эффективности памяти от времени(выученныйматериал уже в первые минуты и часы во многом забывается, если повторять материал, то запоминание улучшиться и кривая пойдет вверх). Эббингауз В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала.

2 Прочность запоминания во многом зависит от повторения . Но чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого ставятся разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д. Это связано с осмыслением материала.

известны 3 способа заучивания : целостный, частичный и комбинированный. наиболее целесообразным является комбинированный (исследования М. Н. Шардакова

Одним из условий успешного запоминания является также систематизация материала.

распределенное во времени заучивание в несолько раз эфф-нее, чем концентрированное

Режим рационального повторения

Если есть два дня

первое повторение - сразу по окончании чтения;

второе повторение - через 20 минут после первого повторения;

третье повторение - через 8 часов после второго;

четвертое повторение - через 24 часа после третьего.

Если нужно помнить очень долго

первое повторение - сразу после запоминания;

второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения;

третье повторение - через 1 день после второго;

четвертое повторение - через 2 - 3 недели после третьего;

пятое повторение - через 2 - 3 месяца после четвертого повторения

3 Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).

4. В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация .

Мнемо́ника (греч.- искусство запоминания), мнемоте́хника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти.

Метод последовательных ассоциаций связь при помощи воображ преды со след.

Метод связанных ассоциаций Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Сюда же МЕТОД ЦИЦЕРОНА, Рифмизация и др.

5. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучше Эббингаузу;

6. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше; это объясняется тем, что доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряженности, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении. Зейгарник. исследования в этой области были темой дипломной работы автора.

7. интерес к материалу и внимание к нем в несколько раз повышает эффективность запоминания.

8. Ременисенция – всплывание в памяти ранее забытого материала, благодаря таким факторам как отдых и сон (увеличение эфф-ти запоминания спустя некоторое время).

9. З-н действия (практика) Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

10. З-н установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. Однако Исследования П. И. Зинченко и Смирновой убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.

МЕТОД Цицерона называемый также методом мест или системой Римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. (можно отнести к ассоциативному)

Техника эффективного запоминания

Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, - Желание .

- Осознание . Для чего вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.

- Установление связей . Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися знаниями или опытом.

- Яркие впечатления . информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.

- Хорошее внимание . 80% неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию.