Формирование патриотических качеств у дошкольников. Патриотическое воспитание дошкольников по фгос: темы, мероприятия

Задачи нравственно – патриотического воспитания:

· воспитывать уважение к людям;

· воспитывать любовь к родным местам, природе, гордость за свой край и свою страну;

· формировать навыки самостоятельности, аккуратности, целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности;

Навыки культурного поведения:

· воспитывать вежливость (здороваться, прощаться, благодарить);

· познакомить с правилами поведения в общественных местах;

· учить культурно вести себя за столом;

· доброжелательно относиться к взрослым, заботиться о малышах;

· учить бережно, относиться к одежде, к вещам,игрушкам.

Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений:

· формировать нравственные качества: справедливость, упорство, великодушное отношение к слабому.

· формировать нравственные черты: ответственность, взаимопомощь, доброту, заботливость, гуманизм, чуткость, гостеприимство.

· формировать представления о справедливости, смелости, скромности.

· учить проявлять отзывчивость к сверстникам, внимание к их переживаниям, оказывать помощь, радоваться успехам товарищей, развивать дружеские взаимоотношения.

Сентябрь

Тема «Моя семья», «День знаний»

Коммуникация

Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».

Стихотворение Е.Благинина «Мне букварик подарили…»

(заучивание)

Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке.

Беседы на тему «Как мы проводим выходные».

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Друг детства».

Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

Беседа на тему «Я ребенок имею право…».

Рассказывание на тему стихотворения Е.Трутневой «Улетает лето».

Рисование на тему «Моя семья».

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Семейные традиции», «Детский сад».

Поздравительная открытка «Подарок ученикам».

Тема «Мой любимый детский сад».

Коммуникация

Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Труд по уборке листьев на участке детского сада.

Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад». Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы.

Тема «Мой район и город, в котором я живу»

Коммуникация

Экскурсия по району и городу (виртуальная).

Беседа на тему «Наша Родина – Россия», «История моего города», «Я живу в большом городе».

Игра «Магазин сувениров».

Прослушивание песен о родном городе (в записи).

Связь с другими видами деятельности

Творческий проект «Тамбов – щедрая душа».

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.

Изготовление альбома "Природа моего края".

Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на знание адреса дома и детского сада)

Декабрь 1 - 2 недели

Тема "Я и мое имя"

Коммуникация

Для чего человеку имя? (беседа).

"Полное" и "неполное" имя (игра).

Этюд "Назови ласково".

Связь с другими видами деятельности

Изготовление именных карточек.

Рисование на тему «Мой лучший друг».

Развлечение «Друг в беде не бросит».

Декабрь 3 - 4 недели

Тема "Новый год у ворот».

Коммуникация

Загадки о зиме.

Беседа о встрече Нового года в других странах.

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

Составление письма Деду Морозу.

Связь с другими видами деятельности

Рисование на тему «Новогоднее представление».

Аппликация «Елка».

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

Акция «Подкормим птиц».

Тема "Наша Родина – Россия", «Зима».

Коммуникация

Творческий проект «Зимние забавы».

Рассматривание репродукций с картин о родной природе.

Объяснение значения пословиц о Родине.

Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

Беседа «Народные праздники на Руси. Рождество».

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Связь с другими видами деятельности.

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему "Моя Родина".

Пение русских народных песен, частушек, колядок.

Рождественское развлечение.

Народные игры.

Февраль 1 – 2 недели

Тема "День защитников Отечества"

Коммуникация

Составление рассказа по набору игрушек военной тематики

Беседа с детьми о героях войны 1812 года. Познакомить с легендарными полководцами.

Беседа «Я люблю свою родину».

Сюжетно-ролевая игра «Я солдат».

Рассказ приглашенного воина о защитниках Отечества.

Просмотр видеофильма «Защитники Отечества».

Пение песен об армии.

Связь с другими видами деятельности

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Рассказы пап о службе в армии.

Тема «Международный женский день».

Коммуникация

Беседа «Мамы всякие нужны».

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".

Пение песен о маме, чтение стихов.

Связь с другими видами деятельности

Нормативный проект «Как порадовать маму?»

Рисование портрета "Моя мама".

Изготовление подарка маме.

Семейные посиделки «Вместе с мамой».

Тема «Народная культура и традиции».

Коммуникация

Познакомить детей с одеждой людей 1812 года, их отличительной особенностью.

«Народные праздники на Руси. Масленица»

«У бабушки в деревне»

Коммуникация

Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).

Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

Связь с другими видами деятельности

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».

Рисование на данную тему.

Конструирование космического корабля.

Игра «Космонавты».

Тема "Этот День Победы"

Коммуникация

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронтовых песен.

Игры (соревновательного характера).

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия в парк Победы.

Изготовление праздничных открыток.

Высаживание цветов на аллею детского сада.

Оформление стенда.


Верхозина Александра Николаевна

Сегодня повышенное внимание педагоги уделяют патриотическому воспитанию.

Основой задачей при воспитании этих чувств является формирование глубинной привязанности у детей к своему народу, культуре.

Воспитанию патриотизма на сегодняшний день уделяется большое внимание, что составляет одну из главных целей образования.

Далеко не секрет, что сегодня многие молодые люди не имеют четкой жизненной ориентации. Живут, не задумываясь о нравственных и моральных принципах.

Силу страны определяет ее гражданская общность. Воспитывать будущего патриота следует начинать с воспитания любви к своему Отечеству с . Уже, начиная с 3-4 лет в детском саду , закладываются основные моральные ценности, которые призваны воспитать небезразличное поколение к историческому прошлому своего народа.

Воспитанием ребят старшего дошкольного возраста должны заниматься педагоги, которые сами , знают его историю, культуру. Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста по фгос предполагает ознакомление с природными просторами родной земли, героическими личностями. Также основы воспитания личности закладываются в семье .

Дошкольник

В соответствии с программой по фгос ставятся задачи, основанные на воспитании осознанного желания строить свою жизнь в будущем на основе семейных ценностей, любви к малой родине.

Поощряться в семье должно , близким.

Так формы и методы должны иметь направленности:

  1. Духовно-нравственную (посещение музеев, создание тематических папок при помощи родителей).
  2. Культурно-образовательную (беседы, концерты, встречи с интересными людьми).
  3. (посильная работу по благоустройству, тимуровская помощь) направленность.

Также следует уделять внимание гражданско-правовой (знакомство с элементами государственной символики, конституции), спортивно-патриотической (подвижные игры, спортивные состязания) работе. Воспитанники младшего возраста уже осознают себя полноценными членами круга родственников, погружаются в мир семейных традиций. Этим закладываются основы патриотического воспитания детей в семье .

Расширение краеведческой информации об истории, памятных местах малой родины происходит и в детском саду, и в школе . Формирование экологического сознания, бережного отношения к природе необходимо начинать у деток с 3-4 лет .

Нравственность

Для приоритетным заданием является привить нравственность малышам. Малыши дошкольного возраста эмоционально-образно воспринимают окружающий мир, что позволяет заложить основы нравственно-патриотических ценностей. Главным стержнем в воспитании всесторонне развитой личности есть нравственность.

Нравственные основы призваны сформировать гуманное отношение, трудолюбие, патриотизм, коллективизм. Эти нормы должны проявляться в разнообразных сферах жизнедеятельности ребят: в семье, общении со сверстниками. Иногда такое воздействие не адекватно нормам морали.

В дошкольном возрасте целенаправленно воспитание нравственных качеств осуществляется в детском коллективе. Большая роль принадлежит воспитателям, которые подготавливая ребят к школе, стараются привить им качества любви к Родине, скромность и честность, сочетая в себе любовь к людям, проявления чуткости.

Младший

Детишкам младшего школьного возраста свойственна любознательность и способность впитывать в себя, полученную информацию.

Поэтому перед воспитателями ставится задача пробуждение у ребят младшего дошкольного возраста живого познавательного интереса, любознательности к истории, традициям Отечества.

Этой задаче должна быть подчинена вся воспитательная работа в доу .

Личностные качества можно развить посредством литературных произведений и музыкальных композиций. Их воздействие формирует эмоциональную окраску познаваемых моральных явлений.

Одним из способов воспитания нравственности выступает природа. Ее влияние позволяет воспитать у деток младшего дошкольного возраста моральные чувства. Они выражаются в потребности оказывать помощь окружающим людям, формируют у малышей уверенность в собственных силах. Таким образом, закладывают основы патриотизма.

Одним из действенных способов развития нравственности является активная деятельность. Привить мораль можно посредством игры и через трудовую деятельность. Все эти компоненты способствуют формированию практики нравственного поведения. Значительная роль в этом аспекте принадлежит общению. С его помощью корректируются представления о морали, воспитываются чувства у малышей.

Также действенным средством воспитания является окружение, в котором происходит развитие ребенка. Родители должны наполнить ее доброжелательностью, любовью. Это очень важно, так как ее воздействие влияет на формирование нравственных качеств.

Старший

Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте представляет собой достаточно трудоемкий, продолжительный процесс. В становлении личности большую роль играет любовь к родным, детскому садику, к родному краю, своей стране. Развитие нравственности во многом зависит от влияния близких людей, воспитателей, какими впечатлениями будет обогащена детская душа.

Любовь к Родине начинается с малого, когда прививается уважительное отношение к матери, окружающим людям. Необходимо учить находить вокруг себя то, что достойно восхищения (родной дом, улица, окружающая природа). Этому будут способствовать различные выставки и конкурсы, такие как: “Чудеса на грядке”, “Золотые руки мамы”, “Цветочные фантазии”, “В гостях у Самоделкина”.

Создание фотовыставок людей разных профессий знакомит ребят с разнообразными гранями человеческой жизни, раскрывают многогранность ее проявлений. Необходимо уделять внимание историческому прошлому родного края, его культуре и традициям. Участие в народных праздниках (Пасха, Масленица и др.) приобщают ребят к народным обычаям.

Празднование памятных дат, связанных с Великой Отечественной войной, можно организовать встречи с ветеранами, воинами – афганцами, конкурсы чтецов стихотворений на военную тематику. Можно организовать работу по участию дошкольников в таких проектах, как “Под счастливою звездой мы живем в краю родном”, “День Победы”, “Быть гражданином родной страны” и другие.

В семье

Первые патриотические уроки у ребенка связаны с семьей, что обусловлено передачей мамой и папой своего жизненного восприятия.

Дома зажигается первая искорка огромной любви и заботы о природе, верности своему краю. Семейные праздники призваны рождать светлые, теплые чувства.

Проявление патриотизма родными в обычной жизни имеет большое значение.

Это может быть совместное просматривание семейного альбома фотографий, рассказы бабушек и дедушек о своей жизни, их воспоминания.

В этом возрасте надо дать детям понять необходимость постоянного стремления жить лучше, а значит чему-то учиться, овладевать новыми знаниями, навыками.

Нельзя гасить у ребят проявления благородных чувств, отвергая их помощь, принуждая молчать, когда следует говорить о несправедливости. Недостатки семейного воспитания приводят к различным порокам, когда у некоторых представителей молодежи не сформировано святое отношение к матери, семье, родине. Главным становятся деньги, удовлетворение личных потребностей.

Заключение

Сила родительского примера в воспитании патриотов своей страны значительна. Ребята умеют слушать и запоминать, а родительские воспоминания о прошлом оставят в их сердцах глубокий след. Все, что характерно настоящей семье — святое отношение к духовным и культурным ценностям, должно быть передано в наследство. В дальнейшем дошкольные учреждения, школа отшлифуют качества, которые необходимы гражданину-патриоту.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД 35 «ЩЕЛКУНЧИК» города Рубцовска Алтайского края, г.рубцовск ул. Бийская, 19 телефон: ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание маленьких граждан России» Авторы проекта: Астраханцева Т.Г. Вотякова Е.А.

2 Паспорт проекта Направление Духовно-нравственное воспитание 1. Сведения об организации 1.1. Полное наименование Муниципальное бюджетное дошкольное организации образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 35 «Щелкунчик» 1.2. Полное наименование Муниципальное образование города учредителя (учредителей) Рубцовска организации 1.3. Юридический и г.рубцовск, Алтайский край, ул. фактический адреса Бийская 19 организации 1.4. Должность, фамилия, Заведующий МБДОУ 35 Щеклеина Татьяна имя, отчество руководителя Петровна организации 1.5. Телефон организации () Адреса электронной почты и официального сайта организации в сети Интернет 2. Сведения о проекте организации 2.1. Наименование проекта, ссылка на посвященный проекту раздел официального сайта организации в сети Интернет 2.2. Задачи государственной и муниципальной политики Проект «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание маленьких граждан России» 1. В проекте "Национальная доктрина образования в Российской Федерации"

3 в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлен проект организации подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". 2. Долгосрочная Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы» от 5 октября 2010 г указывает на необходимость «возрождения у детей и молодежи традиционного для россиянина чувства гражданской гордости и ответственности, формирование умения и готовности к созиданию на благо Отечества, к его защите». 3. Конвенция о правах ребенка: Статья образование ребенка должно быть направлено на: a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в

4 2.3. Краткое обоснование актуальности и инновационности проекта свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе. Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемой. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Но вместе с тем, на сегодняшний день в российской теории и практике нравственнопатриотического воспитания чрезвычайно остро обозначилось противоречие между осознанием роли патриотического воспитания в процессе социализации детей и недостаточной разработанностью содержания программ и технологий патриотического воспитания, реализуемых в педагогической практике дошкольного образования.

5 2.4. Срок реализации проекта 2.5. Краткое описание ожидаемых продуктов проекта 2.6. Целевые ориентиры проекта Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Родители же не всегда занимаются с детьми привитием им навыков нравственнопатриотического воспитания. В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. 5 лет - комплексно-целевая программа этнокультурного воспитания дошкольников; - модель методической работы по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям через возрождение народных традиций - методические пособия по реализации проекта «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание маленьких граждан России» -видеофильмы «Социализация детей дошкольного возраста на основе этнокультурного подхода» В учреждении, как в образовательной системе: - Создание системы по духовно-

6 нравственному и патриотическому воспитанию маленьких граждан России - Обогащение содержания духовнонравственного и патриотического воспитания. - Развитие предметно-развивающей среды - Привлечение внимания семьи к проблеме духовно- нравственного воспитания детей. - Вовлечение в работу представителей всех субъектов образовательной деятельности, общественных организаций, социальных партнеров. Педагоги: - Создают условия для приобщения детей к истории страны, русской народной культуре. - Повышают свой профессиональный уровень в вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине. - Повышают активную гражданскую позицию родителей дошкольников, увеличивает количество активных участников общественной жизни детского сада и города. Дети: - Используют в речи русский фольклор. - Знают былинных и сказочных героев, сопереживают им и характеризуют их. - Знают историю русского костюма. - Различают изделия разных народных промыслов. - Знают историю своего семьи, города, края,

7 страны. - Играют в русские народные игры. - Знают особенности русских песен, плясок, подбирают движения согласно музыке. Родители: - Сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями организациями по формированию духовно- нравственных ценностей у детей. - Воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру и своему краю. - Являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству Основные подходы к оценке эффективности проекта Мониторинг инновационной деятельности 2.8. Основные потребители (организации, группы граждан) результатов проекта 2.9. Организации - соисполнители проекта (при их наличии, с указанием их Дошкольные образовательные учреждения, родители (законные представители) и лица их заменяющие (опекуны) воспитанников, общественные организации, учреждения дополнительного образования детей. -Детская библиотека 4 -кукольный театр им.брахмана -Городская картинная галерея

8 функций) -СОШ 2 - Краеведческий музей Ресурсное обеспечение проекта Кадровое обеспечение проекта Воспитатели, специалисты ДОУ Нормативное Основополагающие документы: правовое обеспечение - Закон «Об образовании». проекта - Конвенция о правах ребенка. - Устав ДОУ. -Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы» от 5 октября 2010 г Финансовое Реализация проекта обеспечивается без обеспечение проекта дополнительного финансирования из местного бюджета Материальнотехническое -мультимедийный центр обеспечение -интерактивный центр проекта -ноутбук -принтеры -игровая приставка -русские народные инструменты -национальные костюмы -коллекция кукол театра «Би-ба-бо» Учебно-методическое обеспечение -Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комарова М.А. Васильева Издательство

9 МОЗАИКАСИНТЕЗ Москва, Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». М.: «Владос», Программа комплексного изучения музыкального фольклора Хазова М.В. «Горенка». М.:«Владос», Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева) -Программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» И.А.Бойчук, Т.Н.Папушева -«Наследие» /М.Ю.Новицкая М: Линка- Пресс, Ветохина А.Я.,Дмитренко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

10 НАИМЕНОВАНИЕ ПРОЕКТА Проект «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание маленьких граждан России» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Создание оптимальных условий для всестороннего развития духовнонравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Образовательные: - Знакомить детей с историческим и культурным прошлым, настоящим и будущим народов, проживающих на территории Алтайского края. - Формировать у детей дошкольного возраста представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет. Развивающие: - Расширять кругозор детей на основе этнографического материала, доступного их пониманию. - Развивать у дошкольников познавательную активность, исследовательские умения и навыки, навыки проектной деятельности. - Развивать у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира. Воспитательные: - Воспитывать у дошкольников интерес к истории и культуре малой и большой Родины, желание знать, понимать, сохранять, становиться носителями русской традиционной культуры. - Воспитывать у детей чувство привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

11 - Воспитывать у дошкольников бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края. ВИД ПРОЕКТА: познавательный, творческий УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: - дети дошкольного возраста, -родители воспитанников, - педагоги ДОУ, - музыкальный руководитель. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: долгосрочный ГИПОТЕЗА: Использование инновационных подходов в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников способствуют повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения, способствуют лучшей подготовке детей к школе, воспитанию достойных будущих граждан России. АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования,

12 среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемой. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Но вместе с тем, на сегодняшний день в российской теории и практике нравственно-патриотического воспитания чрезвычайно остро обозначилось противоречие между осознанием роли патриотического воспитания в процессе социализации детей и недостаточной разработанностью содержания программ и технологий патриотического воспитания, реализуемых в педагогической практике дошкольного образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Родители же не всегда занимаются с детьми привитием им навыков нравственно-патриотического воспитания. В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ В учреждении, как в образовательной системе: - Создание системы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию маленьких граждан России - Обогащение содержания духовно- нравственного и патриотического воспитания.

13 - Развитие предметно-развивающей среды - Привлечение внимания семьи к проблеме духовно- нравственного воспитания детей. - Вовлечение в работу представителей всех субъектов образовательной деятельности, общественных организаций, социальных партнеров. Педагоги: - Создают условия для приобщения детей к истории страны, русской народной культуре. - Повышают свой профессиональный уровень в вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине. - Повышают активную гражданскую позицию родителей дошкольников, увеличивает количество активных участников общественной жизни детского сада и города. Дети: - Используют в речи русский фольклор. - Знают былинных и сказочных героев, сопереживают им и характеризуют их. - Знают историю русского костюма. - Различают изделия разных народных промыслов. - Знают историю своего семьи, города, края, страны. - Играют в русские народные игры. - Знают особенности русских песен, плясок, подбирают движения согласно музыке. Родители: - Сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями организациями по формированию духовно- нравственных ценностей у детей. - Воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру и своему краю. - Являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

14 Педагогические принципы 1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. 2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств. 3. Научность. На основе сведений об истории и культуре родного края. 4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру. 5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе. 6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций. Практическая значимость проекта: внедрена в практику модель организации работы по духовно-нравственному воспитанию; обогащена предметно-пространственная среда в соответствии требованиям разработано перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей всех возрастных групп; разработана комплексно-целевая программа по этнокультурному воспитанию Подготовлены методические материалы по теме (конспекты, сценарии вечеров - досугов, доклады, консультации для родителей и другое)

15 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ 1 этап - Подготовительный Сроки: уч г. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения: Создание творческой группы Анализ кадрового, материально-технического обеспечения, учебнометодического комплекса. Разработка нормативно-управленческих механизмов внедрения проекта Организация и проведение Презентации Проекта Организация и проведение Презентации Проекта. Подбор и изучение литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Разработка нормативно-правовой документации Оформление экспонатов в комнате русского быта «ГОРНИЦА», минимузее «КУКОЛЬНЫЙ ДОМИК», комнате славы и памяти «РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ» 2 этап Основной этап. Сроки: уч.г (1 ПОЛУГОДИЕ) Этап включает в себя следующие направления деятельности: Создание банка видеоматериалов для непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками ДОУ по нравственнопатриотическому воспитанию Обновление материально-технической базы. Планирование воспитательно-образовательной деятельности: с детьми и родителями, педагогами с использованием учебно-методического комплекса: Проведение совместных мероприятий и театрализованных представлений

16 Ярмарки Фотовыставки, выставки рисунков, поделок Фольклорные и патриотические праздники Экскурсии Спортивные праздники Анкетирование Информационные стенды Создание банка видеоматериалов непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию. 3 этап - Заключительный этап Сроки: 2015 (2 полугодие)-2016 уч.г. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: Анализ, оценка и обобщение результатов реализации Проекта издание сборника методических материалов по нравственнопатриотическому воспитанию Презентация результатов инновационной деятельности по проекту. Размещение на сайте дошкольного учреждения отчета по реализации Проекта. выступление на семинарах, научных конференциях. Распространение опыта работы по реализации проекта для педагогов других образовательных учреждений города, Рубцовского образовательного округа осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

17 Механизмы реализации проекта Проект реализуется в рамках ООП ДО и в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Контроль за исполнением проекта осуществляет заведующий ДОУ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством. В качестве соисполнителей проекта выступают Детская библиотека 4, Краеведческий Музей, Городская картинная галерея им.тихонова, кукольный театр им. А.К.Брахмана. Взаимодействие с ними заключается в рамках договора о сотрудничестве. Проект предусматривает распределение материала по 4 разделам. Каждый раздел решает определенные задачи. 1 раздел «Человек и природа» Младшая группа (3-4 года) 2 раздел «Человек и семья» Средняя группа(4-5 лет) 3 раздел «Моя малая Родина» Старшая группа (5-6 лет) 4 раздел «Наша Родина-Россия» Подготовительная к школе группа (6-7лет). Каждый раздел разбит на отдельные темы. Все темы тесно взаимосвязаны и опираются на земледельческий календарь. Каждая из тем повторяется в возрастных группах. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность изучения. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается также в подборе материалов, находящихся в группе. Содержание разделов: 1 раздел «Человек и природа». Одно из слагаемых патриотизма воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родной природе, которая становится ближе и понятнее. Дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. Задачи: формировать понимание у детей сезонных изменений

18 в природе (живом и растительном мире), познакомить с земледельческим календарём. дать элементарные знания о разнообразии растительного и животного мира, обратить внимание детей на связи живой и неживой природы. Формировать в детях чувство доверия и бережного отношения к природе. 2 раздел «Человек и семья». Семья и детский сад первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с русским бытом и традициями нашего народа, рассказывают,где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения. Задачи: Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной. Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. 3 раздел «Моя малая Родина». Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание. Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

19 Задачи: Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края. Расширять представления о природных богатствах Алтайского края(растительном и животном мире; полезных ископаемых.) Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине. 4 раздел «Наша Родина-Россия». Знакомить детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Рассказать о российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск. Дать представление о Великой Отечественной войне, празднике День Победы. Прививать детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой и боевой подвиг Задачи: Формировать представление о России, как о родной стране. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Для достижения поставленных целей создана определённая развивающая предметно-пространственная среда: В детском саду действует комната русского быта, где дети могут окунуться в атмосферу старины. В «Горнице» дети имеют возможность рисовать; лепить; качать люльку; рассматривать чугунки, ухваты, прялки, печь, кухонную утварь; вести наблюдения за природой, с помощью

20 земледельческого календаря. Здесь, в отличие от настоящего музея, всё можно трогать руками. Силами педагогов и родителей создана комната славы и памяти «Растим патриотов России». На экскурсию в музей нашего детского сада можно приходить всегда. Детям любопытно узнать об истории нашей российской армии, рассмотреть военную форму различных родов войск и поиграть с игрушками военной тематики. Средства музейной педагогики помогают развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества. В группах старшего дошкольного возраста оформлены уголки по патриотическому воспитанию и наглядный материал краеведческого характера, помогающий развивать у детей логическое и творческое мышление, внимание, память, речевые навыки. Материально-техническое обеспечение проекта: -мультимедийный центр(мультимедийный экран, проектор) -интерактивный центр (интерактивная доска, документ-камера, проектор) -ноутбук -принтеры -игровая приставка -русские народные инструменты -национальные костюмы -коллекция кукол театра «Би-ба-бо» Информационное обеспечение: -информация о реализации проекта на сайте ДОУ -использование интернет- ресурсов -городская библиотека

21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» И.А.Бойчук., Т.Н.Папушева Методическое пособие «Народные праздники в детском саду» (авторы М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова). Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. М.: Владос, Хазова М.В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. М.:«Владос», Фольклор музыка театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. 216 с.: ил. (Воспитание и доп. образование детей) Т.А.Шорыгина «Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание» Москва;Прометей Книголюб; 2003 И.П.Нагибина,К.Ю.Белая комплект из 5 книг и методические рекомендации «Моя Родина-Россия» Школьная пресса; Т.А.Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург «Детство-Пресс»2001 Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду; Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева) Санкт-Петербург «АКЦИДЕНТ» 1997 Ю.Е.Антонов «Как научить детей любить Родину» Москва; АРКТИ; 2005 А.Е.Писарева, В.В.Уткина «Живём в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ» Москва; СФЕРА; Творческий центр, 2007 М.П. Голованова «Герб.Флаг.Гимн России»Москва «РОСМЕН» 2003.

22 Ветохина А.Я.,Дмитренко З.С. «Нравственно-патриоическое воспитание детей дошкольного возраста» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» М.Б.Зацепина «Дни воинской славы».патриотическое воспитание дошкольников» Москва; СИНТЕЗ;2010 Е.И.Шаламова «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ» Москва; 2011 Е.К.Ривина «Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами» Москва; АРКТИ; 2005г. С.Вохринцев демонстрационный материал «Армия России»2012г. Г.Дроздов,Е.Рябко фотоальбом «Парад Победы» Москва; «Планета» 1985 Учебно-методической пособие «Хрустальные родники Алтая» Барнаул 2005 Г.И.Батурина «Народная педагогика в современном учебновоспитательном процессе» Москва; «Школьная пресса» 2003 Е.В.Затеева «От родного порога» Барнаул 2002 Т.С.Комарова «Народное искусство в воспитании детей»москва;1997 М.Б.Зацепина «Народные праздники в детском саду» Москва;«Мозаика-Синтез»2006


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД 35 «ЩЕЛКУНЧИК»города Рубцовска Алтайского края 658218, г.рубцовск ул. Бийская, 19 телефон: 5-05-47. [email protected]

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД 35 «ЩЕЛКУНЧИК» города Рубцовска Алтайского края 658218, г.рубцовск ул. Бийская, 19 телефон: 5-05-47. [email protected]

Проект «Мы - правнуки Великой Победы» (МДОУ д/с 9 «Сказка» общеразвивающего вида города Фурманова) 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА В 2015 году исполняется знаменательная дата 70-летие Победы в Великой Отечественной

Доклад на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников». Подготовила: Воспитатель Козлова Елена Алексеевна С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Формирование патриотизма. 2. Цели и задачи патриотического воспитания.

Г.рубцовск 2016г. Патриотизм Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» дошкольное отделение «Радость» Выступление на педсовете на тему: «Воспитание патриотических чувств дошкольников в совместной

Краткая презентация программы Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад 458» (далее МБДОУ «Детский сад 458») разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» г.белоярский «Семья и ДОУ, как социокультурная среда формирования духовно-нравственной

Вариативная программа по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина!» Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать

МБДОУ «Детский сад 141» «Система организации образовательной деятельности с детьми по вопросам нравственно-патриотического воспитания» 24.10.2018 г. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

План работы творческой группы МБДОУ Тацинский д/с «Радуга» по духовно нравственному воспитанию дошкольников на 2016-2017 учебный год «Природа и история родного края» Руководитель творческой группы: Крупич

Утверждаю Зав. МБДОУ ДС 15 Т.М.Денисенко 2014 г Рабочая программа кружка «В гостях у деда Краеведа» на 2014-2015 учебный год Руководитель кружка Кибирева Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ ДС 15 г. Николаевск-на-Амуре

Семинар на тему: «Нравственнопатриотическое воспитание детей дошкольного возраста» подготовила: старший воспитатель I категории Тюлюш Е.К. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется

Отчёт по патриотическому воспитанию МБДОУ детский сад 5 «Радуга» Любовь к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 46 «СОЛНЫШКО»» ПРОЕКТ «Ветераны живут рядом с нами» Королёв, 2017 г. 2 Цели проекта: Воспитывать чувства патриотизма у детей дошкольного возраста, создавать условия

Образовательный проект «Народная кукла» «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» Сергей Михалков

Консультация для родителей «Воспитание маленького гражданина в детском саду средствами музыкального искусства» Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям, семьи, общества, государства. Автор: воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ Кочковского детского сада «Солнышко». Цель: Формировать у

Педагогический проект «Родина - как много в этом слове!»» Исполнитель: Воспитатель МОУ «Заречная СОШ» Бабаянц Мария Владимировна Обзор документов Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273 ФЗ «Об образовании

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ Бабаева Лала Мубаризовна воспитатель МАДОУ ДС 10 «Белочка» г. Нижневартовск, ХМАО Югра НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ - ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ

Обоснование программы: социальный заказ на осуществление работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; недостаточное гражданское воспитание дошкольников, сегодняшний дошкольник должен

Проект Малая Родина Тема: Творческо исследовательский проект по развитию нравственно патриотического воспитания «Моя малая родина - мой поселок» для детей старшей группы с ОНР. Актуальность проекта: «Любовь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 15 общеобразвивающего вида Истринского муниципального района Содержание I. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка 1.2. Основные характеристики

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 1 г. Шебекино» Творческо исследовательский проект «Моя малая родина» Воспитатели групп 4-10. 2017 Актуальность проекта: «Любовь к родному краю, родной культуре,

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ. Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 13 «Радуга» ИНН 0318009037 КПП 031801001 ОГРН 1020300817712 Адрес г. Гусиноозерск, ул. Ключевская 13, тел.

Консультация для родителей Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Подготовила воспитатель: Демченко Ольга Геннадьевна В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» «Утверждаю: Заведующий ДОУ Голованева Е.П.» «Принято на заседании Педсовета 1 от 03.09.2010г.» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Родом из Донского

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия 18 имени В.Г.Соколова Рабочая программа внеурочной деятельности духовно- нравственного направления «Край родной в огне войны» 3 4 класс (9 10 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 15 «Светлячок» ПРОЕКТ по нравственно патриотическому воспитанию «О чём расскажут улицы Коломны» Коломна 2013 г. Воспитатель: Лысякова

Борунова О. И. Мини проект по патриотическому Борунова Ольга Ивановна, воспитатель МБДОУ детский сад образовательного вида 27 г. Уссурийска [email protected] Мини проект по патриотическому воспитанию «Государственная

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с окружающим. Программа «Здравствуй, русская сторонка» (ООП «Тропинки» под ред. В.Т. Кудрявцева) Абрамова Раиса Михайловна канд. пед. наук, Заслуженный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7, г. Кизел, Пермский край Доклад Нравственно-патриотическое воспитание в старшей группе. Разработала: воспитатель Долманова Надежда

ПРОЕКТ «Мой родной Алтайский край» Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой еѐ ты в детстве увидал Симонов Актуальность. Родина, Отечество. В корнях

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 61 «Семицветик» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Край

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» Программа муниципальной инновационной площадки по теме: «Гражданско - патриотическое воспитание детей дошкольного

Проект на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной куклой» Составила воспитатель МБДОУ центра развития ребёнка д/с 54 Дегтярь

IV. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ 1. ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, НА КОТОРЫХ ОРИЕНТИРОВАНА ПРОГРАММА Программа состоит из трех основных разделов (целевого, содержательного, организационного) и дополнительного

Воспитатель: Мальцева Оксана Яковлевна Знать страну и город свой И гордиться ими, Помогает уголок «Узнаем о мире». Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ДЕТСИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 228 «ГОЛУБКА» ул. Тургенева, 146, г. Краснодар, 350078, тел/факс(861)

Презентация к проекту «Память погибшим Слава живущим», посвященному 70-летию Великой Победы МДОУ 38 г. Электросталь 2015г. Проект «Память погибшим Слава живущим» Одной из задач патриотического воспитания

Государственное бюджетное образовательное учреждение СОШ 951 СП-2 «Солнышко» «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным бытом» Подготовила: воспитатель Ромашова Т.В. Проблемная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД 21 ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ. 143988,МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ,МКР.ПАВЛИНО,Д.20. E-MAIL:[email protected]

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14» Краткая презентация возрастные особенности детей: ранний возраст (от 2-х до 3-х лет) -1 группа 18 детей младший дошкольный

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад 14 «Елочка» комбинированного вида Педагогический проект: «Система работы по воспитанию нравственно- патриотических чувств дошкольников

Третья годовая задача 2014-2015г. звучит: «Совершенствовать профессиональной мастерство педагогов при использовании разнообразных форм работы с детьми и родителями для решения задач нравственнопатриотического

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников 16 «Малышок» КОНСУЛЬТАЦИЯ

Кошаева Наталья Владиславна воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 140 «Златовласка» г. Тольятти, Самарская область МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ по формированию экологической культуры дошкольника МАДОУ ЦРР д/с 20 «Дюймовочка» Учитель экологии Гоголинская Наталья Александровна «Маленький ребёнок познаёт мир с открытой

Анжелика Тимощенко
Формирование социальной личности через нравственно-патриотическое воспитание качеств дошкольника

«Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства.

Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины»

В. А. Сухомлинский

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентной страной в 21-м веке, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства , как говорится в Президентской инициативе «Наша новая школа» .

Главные задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности , готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей , отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания .

Именно является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, считаем, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин : особенности дошкольного возраста , многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России , граждан правового демократического, социального государства , уважающих права и свободы личности , обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Дошкольное учреждение , как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи .

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности . В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Структура базовой культуры личности дошкольника – это системное социально – психологическое образование в структуре личности ребёнка , состоящее из коммуникативного, познавательного, исторического, нравственного , ценностного и других компонентов, позволяющих личности ребёнка развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость , эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни. Основываясь на данном утверждении, можно сделать вывод, что существуют психологические предпосылки для формирования у детей представлений об истории и культуре, воспитания нравственно – патриотических чувств.

В базовую структуру личности входят такие компоненты, как ценностный, нравственный , исторический. Эти компоненты могут служить основой нравственно-патриотического воспитания дошкольников . Ценностный компонент характеризует ценностную направленность личности . Ценности выступают, как система координат, которая необходима для того, чтобы оценить себя, других, выразить своё отношение, сделать выбор. Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине. Нравственный компонент выступает , как ядро духовных ценностей и направляет человеческую активность на утверждение самоценности личности , равенства людей в их стремлении к достойной жизни. Частью исторического компонента является гражданско-патриотическая направленность, которая, являясь социально- нравственной категорией , отражает потребности, мотивы, интересы, установки, связанные с гражданско-патриотической культурой и выступает активной и движущей силой в стремлении к овладению, изучению, сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого России, развитию интереса к духовному наследию, познанию истории малой Родины, самореализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству.

Превращение ценностей культуры социума в ценности личности есть процесс воспитания .

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены : обновляется содержание образования и воспитания детей , появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственно – патриотическое воспитание » . Между тем актуальность проблем, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества .

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален . И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности , а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Психологи утверждают : нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания» . Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания , от условий в которых живет ребенок.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада . Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

В. В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый» , которые строятся на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности : сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира» . В ходе совместной деятельности с детьми над проектом взрослые содействуют приобщению ребёнка к культуре : дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие.

Поэтому одним из основных средств в ДОУ является метод проектов. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний , формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников , педагогов, родителей.

В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания и основываясь на присутствие задач в реализуемой «Программе воспитания и обучения в детском саду» педагогами был разработан долгосрочный проект «Мы живем в России» .

Суть патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Нам, взрослым, необходимо помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста , мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

Особенности формирования

нравственно – патриотических качеств

у детей дошкольного возраста

«Детство-каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». (В.А. Сухомлинский)

Нравственность – это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.




Задачи нравственно-патриотического воспитания

  • воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;

  • знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);

  • формирование элементарных знаний о правах человека;

  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям;

  • воспитание уважения к труду;

  • воспитание гуманного отношения (доброжелательности, уважения, внимательности, отзывчивости);

  • воспитание коллективистских чувств и взаимоотношений;

  • становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.



Принципы:



Возрастные особенности нравственного развития дошкольников
  • раннее детство (до 6,5 лет)- «золотое время» в эмоциональной жизни ребенка (спонтанность выражения чувств, эмоциональная бесконфликтность, подверженность быстрым сменам одномоментных впечатлений, свобода выражения чувств);

  • пик развития моральных качеств, которые уменьшаются с возрастом: душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность, сострадание ;

  • отношение к окружающему миру: представления о нем носят одушевленный характер-весь мир для ребенка полон жизни;

  • дошкольное детство-период наибольшей обучаемости и податливости педагогическим влияниям;

  • повышенная восприимчивость к социальным воздействиям, подражаемость;

  • потребность в общении-важная социальная потребность;

  • врожденная привязанность к близким, эмоциональная зависимость от взрослых.


Формы работы



Средства нравственно-патриотического воспитания



Методы и приемы



Механизм нравственного становления личности:



Условия реализации
  • создание предметно-развивающей среды (уголок русской культуры, символика государства и др.)

  • опора на личный опыт, ближайшее окружение (от любви к дому -до любви к Родине и т.д.);

  • эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка;

  • взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно- эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать-созидать);

  • организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций (изо, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.);

  • сотрудничество с семьей


Ожидаемые результаты

Становление личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  • знает народные игры и играет в них;

  • использует в активной речи фольклор;

  • умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами;

  • осмысленно и активно участвует в проведении календарно-обрядовых праздниках;

  • знаком с былинными и сказочными героями, узнает их в произведениях изобразительного искусства;

  • знает государственную символику;

  • умеет различать изделия народных промыслов;

  • знает историю родной улицы, города, края;

  • знает свои права и обязанности;

  • проявляет заботу о сверстниках и взрослых;

  • трудолюбив



«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»

С.Михалков



Литература:

Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети.- М., 1985.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой.- М., 1991.

Жариков А.Д. Растите детей патриотами.- М., 1980.

Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. -М., 1990.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – СПб: Детство-Пресс, 1999.

Костик Э. П., Кочнева Н. Н.. Мой родной дом. - М., 2004.

Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, 1999.

Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М., 2003.

Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций отечества, 2012.