Образовательная программа по воспитательной работе. Программа воспитательной работы

Программа воспитательной работы

Новоозерновской общеобразовательной школы

    Актуальность программы.

Целесообразность принятия программы воспитательной работы Новоозерновской общеобразовательной школы обусловлена необходимостью перепроектировать систему воспитательной работы в школе в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом.

Разработка и принятие программы воспитательной работы обусловлено также реализацией программы развития школы, в которой определены приоритеты всех направлений преобразования школьной жизни.

Цель программы:

Создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.

Задачи:

    Развивать школьную систему воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка.

    Формировать у детей гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщать их к общечеловеческим ценностям через освоение, усвоение, присвоение этих ценностей.

    Создавать условия для воспитания у учащихся гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции.

    Развивать и упрочнять связь семьи и школы как основу социальной адаптации.

    Воспитывать у учащихся осознанное понимание экологической культуры человека.

    Создать условия для формирования здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся.

    Развивать потребности учащихся в познании культурно-исторических ценностей, стимулировать их творческую активность.

    Координировать деятельность и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума.

Нормативно-правовой базой для разработки программы воспитательной работы являются следующие нормативно-правовые документы:

Конституция РФ.

Указы Президента РФ.

Правительства РФ, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся.

Закон РФ «Об образовании».

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».

Конвенция ООН о правах ребёнка.

Региональные, городские целевые программы.

Устав школы

ФГОС

Локальные акты школы.

II. Концепция воспитательной системы.

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки её деятельности.

Продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние детей. И нам бы не хотелось, чтобы обучающиеся столкнулись с этими негативными явлениями.

Анализ научных исследований способствовал тому, что воспитание понимается нами как содействие становлению конкурентно способного профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию.

Если представить себе государственный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Неотъемлемой частью воспитания нравственности является патриотическое воспитание – формирование у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации. Этими же тремя блоками можно обозначить задачи любого педагога.

Педагог

Именно эти задачи он реализует, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, взрослыми и сверстниками; в бытовой сфере. Иначе говоря, деятельность, общение и бытие ребёнка являются теми сферами и теми основными средствами, воздействуя на которые педагог осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей. Схематически основные сферы деятельности педагога и её результаты могут быть представлены в следующем виде:

педагог

Деятельность общение

Бытие

личность

Здоровье нравственность способности

патриотизм

Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.

Обратимся к основным направлениям деятельности классного руководителя с точки зрения самого ребёнка, его интересов и возрастных потребностей. Первая задача здесь – защитить ребёнка и тем самым создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Ведь известно, что одной из жизненно важных потребностей человека является потребность в защите: от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества и т. д. Позиция защиты становится фундаментом работы с личностью, основой индивидуального подхода.

3.2. Основные принципы организации воспитания:

Принцип целостно-смыслового равенства.

У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).

Принцип творчества и успеха . Создание ситуации успеха, обстановки общей увлеченности и творчества, воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и радоваться вместе.

Участники программы : обучающиеся 1–11-х классов, педагогические работники, родители учащихся Новоозерновской ОШ.

3.3. Кадровое обеспечение:

Классные руководители – педагоги НОШ;

Учителя-предметники;

Психолог;

Заведующая библиотекой;

Педагог-организатор.

3.4. Механизм реализации программы.

Логика программы выстроена в соответствии с возрастными психологическими закономерностями и особенностями личностного роста. Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, творчества и успеха и рассчитана на пять лет. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами жизнедеятельности у обучающихся разного школьного возраста, а также с учетом степени подготовленности детей к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

Подход к ребёнку с позиции защиты подводит нас к задаче обеспечения благополучия в сфере учения. Защита обучающегося означает: разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника, изучение работы обучающегося на уроке путём посещения занятий, организация консультативной помощи отдельным обучающимся, проведение внеклассных мероприятий по предметам, расширяющих кругозор и познавательные интересы детей, выработка совместной тактики и стратегии помощи ребёнку со стороны семьи, организация самообслуживания, учебной работы класса.

Другое направление – здоровье. Это формирование у обучающихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. Для этого необходимо создавать условия для формирования культуры сохранения собственного здоровья, способствовать преодолению вредных привычек у обучающихся средствами физической культуры и занятия спортом, предоставить возможность обучающимся демонстрировать свои достижения по сохранению здоровья.

Следующая сфера, в которой ребёнку нужна защита, - это общение . Войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между детьми – важнейшие задачи классного руководителя. Он также ведёт серьёзную работу по обретению детьми культуры общения, культуры поведения, соблюдению норм элементарной нравственности во взаимоотношениях. Проблема общения выводит нас на нравственный облик человека, на общечеловеческие ценности: преклонение перед матерью, высшая ценность – человеческая жизнь, родная земля, дом, семья, право другого человека на собственную уникальность, окружающая нас природа, культурное наследие народа и т. д. Всё это понять и освоить сразу школьнику трудно. Их постижение идёт и на уроках, и в чтении, и благодаря средствам массовой информации. Но если каждый день держать их в качестве стержневых ориентиров жизни детского сообщества, они становятся критериями оценки человеческих поступков.

Важное место в формировании личности школьника занимает досуговая сфера . Ценность досуга для подростков оказывается значительно выше учебной деятельности. Поэтому одним из важных направлений воспитательной системы является выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков, расширение познавательного и культурного кругозора класса (экскурсии, встречи, конкурсы, коллективные выходы, предметные вечера), помощь детям в общественной работе, организация коллективной творческой деятельности класса, совместного отдыха на природе, обеспечение детям, не имеющим успехов в учёбе авторитета перед классом и другими учителями за счёт демонстрации их достижений в досуговой сфере.

Сфера, оказывающая кардинальное воздействие на развитие школьника, - бытовая сфера . Внимание к повседневному бытию ребёнка, к образу его жизни ставит перед классным руководителем ряд специфических задач. Их можно разделить на две группы. Первая обращена к семье, вторая – к школе. Классный руководитель знакомится с условиями жизни ребёнка в семье, с режимом дня школьника, изучает особенности его отношений с родителями, устанавливает с ними рабочий контакт. В школе классному руководителю предстоит вместе с ребятами позаботиться о красивой обстановке, вместе подумать о стиле оформления кабинета, наладить самообслуживание и дежурство. Кроме того, необходимы беседы о здоровом образе жизни, о подлинных ценностях, вести дискуссии о взаимоотношениях с людьми.

Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самосовершенствования. Всё это он осуществляет совместно с семьёй и другими учителями, работающими в данном классе.

Реализация системы воспитательной работы предполагает :

Формирование ведущих интегративных качеств личности;

Непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание;

Практическую деятельность педагогов и воспитанников;

Содержание просвещения в области гуманитарной культуры;

Оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;

Неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями, внешкольными организациями;

Развитие общей и педагогической культуры педагогов.

I ступень воспитательной работы – начальная школа (1-4 классы)

Главная задача воспитательной деятельности на начальной ступени: формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, педагогами. Ведущими интегративными качествами личности в начальной школе выступают гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, организованность. Процесс формирования Человека-гражданина у младших школьников строится с учётом пока ещё ограниченного у них жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят об окружающем мире, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности и взаимоотношениях в коллективе. Необходимо опираться на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость обучающихся в этом возрасте.

Основные задачи воспитательной работы с обучающимися начальных классов:

Адаптация ребенка к условиям школьной жизни;

Приобщение обучающихся к общечеловеческому этикету и овладению им;

Создание психологического климата, способствующего развитию творческих способностей и деятельности воспитанников;

Воспитание таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение;

Формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

Привитие санитарно-гигиенических навыков;

Воспитание сознательного отношения к укреплению здоровья.

Формы работы: классные часы; организация самоуправления; коллективное творческое дело, экскурсии, походы; игры, праздники, викторины; беседы; выставки рисунков и поделок.

II ступень воспитательной работы – основная школа (V- I X классы)

У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Потенциал личностного развития в школе II ступени - это сотрудничество и дух партнерства, формирование нравственных принципов.

Ведущая воспитательная задача - формирование нравственного самосознания , ответственности как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой. Воспитываются следующие интегративные качества: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить и т.п.

Не менее важное направление воспитательной работы во второй ступени - формирование нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту и уровню способностей, одаренности . Подростки соотносят себя с другими, но нередко не видят границ между «можно» и «нельзя», когда речь идет о девочках, девушках, женщинах, старших и младших, более или менее способных своих сверстниках.

V - IX классов:

Формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни общества и человеческих отношений;

Развитие самосознания и культуры самовоспитания;

Приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности;

Формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни;

Формирование экономического мышления.

III ступень воспитательной работы – средняя школа ( X - XI классы)

Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии. Главными задачами самовоспитания в школе III ступени являются задачи развития самосознания и культуры общения, формирование чувств собственного достоинства.

Основные задачи воспитательной работы с подростками X - XI классов:

Расширение представлений о разных способах социального устройства жизни;

Формирование отношения человека к обществу;

Развитие творчества и самотворчества;

Формирование навыков безопасного поведения;

Формирование навыков коллективной творческой деятельности;

Формирование представления о самосознании и его месте в самовоспитании.

Становление и самоактулизация личности

Формы работы: собрание группы, класса, классные часы; работа с активом; организация самоуправления; коллективное творческое дело, экскурсии, походы; беседы; диспуты, тренинги.

Молодежь, вступающая в жизнь, должена обладать следующими качествами:

Интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;

Быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;

Инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью, необходимыми качествами делового человека;

Потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;

Умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;

Диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;

Высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).

Механизм реализации Программы учитывает современные формы и методы духовно-нравственного просвещения и воспитания.

В осуществлении Программы участвуют методическое объединение классных руководителей, педагоги, библиотекарь, Совет старшеклассников, педагоги дополнительного образования , психолог, педагог-организатор, родители, обучающиеся.

IV . Оценка эффективности реализации Программы.

4.1. Критерии эффективности воспитательной системы.

Сформированность уровня воспитанности обучающихся.

Удовлетворенность обучающимися, родителями и педагогами жизнедеятельностью школы.

Сформированность учебных интересов.

Развитость творческих способностей.

Фактический результат деятельности школьных творческих и других объединений.

Наличие и результативность ученического самоуправления.

4.2. Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики, как:

Анкетирование;

Методика ЦОЕ (ценностно - ориентационное единство коллектива);

Тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой;

Методика «Изучения социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова;

Методика «Определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова;

Методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева;

Комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева;

Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» Р.С.Немов.

Выборку испытуемых в процессе исследования эффективности воспитательной системы могут составить учащиеся 4-х, 9-х, 11-х классов.

V. Ожидаемый результат

    Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.

    Формирование стойкой патриотической позиции.

    Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.

    Воспитание потребности в духовном обогащении.

    Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.

    Воспитание уважения к труду, человеку труда.

    Формирование личности, ориентированную на профессии, прежде всего, необходимые в регионе.

Главным ожидаемым результатом и итогом работы педагогического коллектива школы является модель личности выпускника школы. На каждом возрастном этапе – своя модель личности выпускника.

Модель личности выпускника первой ступени – 1-4 классы:

    Ребенок физически и духовно здоровый, добрый, уважительно относящийся к старшим, младшим, любящий природу, свою малую Родину, Россию.

    Ребенок, имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки.

    Ребенок, приученный к жизни в коллективе, бережливый, аккуратный, организованный, трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный.

Модель личности выпускника второй ступени – 5-9 классы:

    Подросток, осознающий цели жизни.

    Подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании.

    Подросток, любящий свою семью.

    Подросток, обладающий таким запасом духовных и нравственных качеств как великодушие, порядочность, милосердие, честность, сострадание и готовность прийти на помощь младшим и нуждающимся.

Модель личности выпускника третьей ступени – 10 - 11 классы:

    Это свободная личность, с чувством ответственности за себя и свою семью, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;

    Физически и психически здоровый человек с устойчивой потребностью к здоровому образу жизни;

    Личность, знающая свою родословную, почитающая обычаи предков, любящая родителей, свою малую и большую Родину;

    Личность со сформированными понятиями чести долга, честности, дружбы и любви;

    Личность социально защищенная и закаленная, нравственно стойкая и готовая к встрече с трудностями в условиях конкурсной деятельности;

    Личность, способная к непрерывному процессу саморазвития и самосовершенствования.

Содержание и формы воспитательной работы в школе

Направление содержания

Формы и методы воспитательной работы

Традиционные мероприятия

    Праздник «День знаний»

    День учителя

    День урожая «Золотая осень»

    День матери

    Новогодние праздники

    Месячник «Защитник Отечества»

    Праздник последнего звонка

    Выпускные вечера в 9,11 классов

Познавательная деятельность

    Неделя безопасности дорожного движения

    Неделя здоровья

    Неделя географии

    Неделя истории

    Неделя физики и математики

    Неделя английского языка

    Неделя русского языка и литературы

    Неделя химии и биологии

    Неделя ОБЖ

    Неделя детской книги

Общественно-полезная деятельность

    Операция «Забота». Поздравление учителей и учителей-пенсионеров с днем учителя, 23 февраля, 8 марта

    Операция «Майский десант»- изготовление сувениров, встречи, поздравления ветеранов ВОВ, тружеников тыла с праздниками, Днём Победы

    Оказание шефской помощи ветеранам войны и труда.

Правовое воспитание

    Встречи с медработниками.

    Встречи с работниками правоохранительных органов с целью предупреждения нарушений.

    Индивидуальные беседы с детьми, стоящими на внутришкольном учёте в присутствии инспектора по делам несовершеннолетних

    Мероприятия, направленные на профилактику наркомании и алкоголизма, предупреждения правонарушений.

    Совместные рейды учителей с представителями полиции и родителями в местах массового пребывания обучающихся в вечернее время

Экологическое воспитание

    Экологические акции.

    Акции «Кормушка» и «Скворечник»

    Конкурс плакатов об охране окружающей среды

    День птиц

    День Земли

Профориентационная работа

    Анкетирование обучающихся по вопросам выбора профессии.

    Оформление Портфолио обучающихся.

    Посещение «Дней открытых дверей» учебных заведений.

    «Профориентационные минутки» на уроках.

    Неделя профессий.

    Родительские собрания

Художественное творчество

    Конкурс осеннего букета

    Конкурс рисунков «Красавица золотая осень»

    Праздник-конкурс «Юные таланты»

    Конкурс рисунков «Милой маме»

    Конкурс новогодних газет

    Праздник, посвящённый Дню защитников Отечества

    Смотр работы кружков дополнительного образования

Спортивно-оздоровительные мероприятия

    День здоровья

    Соревнования по волейболу, баскетболу, мини-футболу, легкой атлетике и т.д.

    «Весёлые старты»

    Эстафеты

    Зарница

Работа с педагогически запущенными обучающимися

    Изучение особенностей девиантных детей и их дальнейшее педагогическое сопровождение

    Составление социального паспорта школы

    Вовлечение педагогически запущенных детей в работу кружков, общественных мероприятий

    Изучение условий жизни данной категории обучающихся в семье

    Организация групповых занятий с детьми для коррекции трудностей в общении (1-11 классы)

Калейдоскоп

возможных форм работы с детьми

Праздники:

«Мы за чаем не скучаем».

«Праздник семейных династий»

«Папа, мама и я – дружная семья».

«Масленица»

Устные журналы:

«Очевидное - невероятное».

«Моя родословная».

«Семейные традиции».

Диспуты:

«Можно ли изменить свой характер?».

«Что значит владеть собой?».

«Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?».

«Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективистом?».

«Можно ли стать красивым?».

«Что такое духовность человека?».

«Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».

«Если твоя правда несет зло...».

«Если твоя ложь несет благо...».

«Сеющий неправду пожнет беду».

«Разумное и нравственное всегда совпадают».

«Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?».

«Кто счастливее - здоровый нищий или больной король?».

«Надо ли любить всех?».

Игры:

«Добро пожаловать!» (по ведению домашнего хозяйства).

«Школа, которую мы строим».

«Тайны вокруг нас».

«По каким правилам мы живем?».

«Твои гражданские права».

«Поезд дружбы» .

Игры-доказательства :

«Суд над пороками людей».

«Суд над наркоманией».

«Суд над алкоголизмом».

«Ложь на скамье подсудимых».

«Суд над воровством».

Вечера :

«Молодость наших бабушек».

«Орден твоего деда».

«Родная моя».

Викторины :

«Классики литературы о добре и зле».

«Ко Дню Победы в Великой Отечественной войне».

«Новогодняя».

«Братья наши меньшие».

Беседы :

«Как изучить самого себя».

«Что значит быть хорошим сыном, дочерью?».

«Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них».

Расскажи мне о себе».

«В дружбе - сила».

«Чтобы иметь друга, надо быть им».

«Человек - мыслитель и творец» (с позиций «истинно - ложно» (наука); «добро - зло» (мораль); «прекрасное - безобразное» (творчество).

Выставки рисунков :

«Золотые бабушкины руки».

«Родная школа в лицах».

«Природа и фантазия».

Встречи с интересными людьми:

«Советы мудрых».

«Защитники Родины у нас в гостях».

«История глазами моих родственников».

«Национальные традиции в моей семье».

«Моя родословная».

Конкурс сочинений:

«Профессии моих родителей».

«Я в ответе за младших в семье».

«Моя мама».

«Что значит быть человеком?».

«Береги честь смолоду».

«Самый дорогой человек».

«Курская область на карте России».

Заочные путешествия:

«Здесь живут мои родственники».

«Дорогами войны».

«По странам и континентам».

«Путешествие по Крыму».

Игры-путешествия:

«Имена путешественников на карте нашей страны».

«По маршрутам Колумба».

«Снежная сказка» (для малышей).

Тридцать пестрых дел (по Н. Щурковой):

«Волшебный стул».

«Презентация мира».

«Социодрама».

«Разброс мнений».

«Публичная лекция».

«Открытая кафедра».

«Пять минут с искусством».

«Защита проекта».

«Философский стол».

«Приглашение к чаю».

«Сократовская беседа».

«Дерево, посаженное тобою».

«Корзина грецких орехов».

«Театр-экспромт».

«Час тихого чтения».

«Турнир знатоков этикета».

«Дискуссионные качели».

«Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная)».

«Интеллектуальный аукцион».

«Большой круг».

«Диалог с веком».

«День добрых сюрпризов».

«Путешествие в свое прошлое».

«Проблемы и аргументы».

«Свободный разговор».

«Смешинка».

«Этический тренинг».

«Конверт дружеских вопросов».

«Выпускной ринг».

«Когда говорят предметы».

«Калейдоскоп».

«Лукошко».

«Маски».

«В одной связке».

Творческие конкурсы:

На лучшее сочинение на тему... («Как я провел лето»).

На лучшее стихотворение о...

Рисунков на асфальте.

Рисунков на тему... («Первый день зимы»).

Юных кулинаров.

На лучшее поздравление с... (Днем учителя).

Ораторов.

Актерского мастерства.

На лучший репортаж из... (школьной столовой).

Агитпредставлений.

Юных фотолюбителей.

Юных модельеров.

На лучшую праздничную стенгазету.

На лучший научный реферат о... (вреде курения).

Музыкальных пародий.

Букетов (икебана).

Исполнителей народных песен.

Рисунков на стекле (витражей).

Юных джентльменов.

Юных журналистов.

На лучшую легенду про...

Нарядов для куклы.

Фигурок из желудей и шишек.

На лучшую идею о...

Инсценированной сказки.

Картин из цветов (флористика).

Команд КВН.

Разделы: Классное руководство

Введение

Цель программы : создание образовательной среды, способствующей формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.

Перечень основных направлений:

  • Гражданско-патриотическое - «Я и моя Родина»
  • Духовно-нравственное - «Я и окружающие люди»
  • Интеллектуально-познавательное - «Я и мир знаний»
  • Экологическое и трудовое - «Я и моя планета»
  • Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье»
  • Эстетическое - «Я и красота вокруг»

Направленность: Данная программа может быть использована в общеобразовательных учреждениях (основной общеобразовательной школе; центре образования; гимназии; лицее).

Пояснительная записка

От правильного воспитания детей
зависит благосостояние всего народа.
Дж. Локк

Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя.

«Каждый миг жизни дает нам шанс быть достойным человеком, предоставляет нам выбор в пользу достойной либо недостойной жизни. И мы используем или отторгаем этот шанс. И мы совершаем ежечасно выбор, за который потом получаем от жизни плату сполна либо расплачиваемся за необдуманный шаг» (Франк Е. «Человек в поисках смысла»). Выбор за детей мы сделать не можем, но научить их делать выбор осмысленно, предвидя возможные последствия, в наших силах.

Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, прежде всего в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение, сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью.

Но процесс воспитания не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем опыта предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное, равноправное, активное взаимодействие и учащихся, и классного руководителя.
Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их самоидентификацию и гражданское становление».

Таким образом, современные тенденции в образовании подчёркивают актуальность создания системы воспитательной работы в классе, направленной на решение наиболее важных педагогических проблем и позволяющей целенаправленно, обоснованно и максимально эффективно использовать способности и возможности каждого ребёнка для его всестороннего развития. Это требует поиска новых методических направлений и форм организации воспитательного процесса, что и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя.

Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках себя» является изучение творческого наследия академика Д.С.Лихачёва. Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля, героический пример его жизни и замечательные произведения с глубокомысленными рассуждениями о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти себя в этом мире и реализовать каждому.

Важным элементом реализации данной программы является также экскурсионная деятельность. Она позволяет ребёнку глубже познать окружающий мир, давая новые знания о природе, обществе, исторических событиях. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на сознание детей. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.

Программой предусмотрены различные формы работы, обусловленные особенностями ее реализации. Это - классные часы, беседы, диспуты, клубные часы, конференции, викторины, конкурсы, КТД.

Необходимым условием успешной реализации данной программы является привлечение родителей к более тесному сотрудничеству с классными руководителям и школой. Это осуществляется за счёт привлечения родителей к организации и активному участию в классных мероприятиях, организации общественно значимой деятельности родителей и обучающихся, проведения совместных встреч детей и родителей, вечеров отдыха, праздников.

Когда-нибудь придёт новая эпоха. Люди будут стремиться к другим идеалам, станут руководствоваться иными мотивами и приоритетами. Но наша задача - помочь детям сохранить своё культурное наследие, духовность и красоту человеческих взаимоотношений, так как эти ценности будут вечны всегда.

Цель программы: создание образовательной среды, способствующей формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.

Задачи воспитательной деятельности:

  • Формирование у учащихся межличностных отношений, гражданско-патриотического сознания, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
  • Воспитание толерантности, чувства уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания;
  • Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эстетического развития детей;
  • Создание психологически комфортной обстановки в классе;
  • Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива;
  • Воспитание общей культуры школьников через приобщение к культуре, обычаям и традициям страны.

Принципы реализации программы

Принцип общественной направленности: Школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.

Принцип гуманистической направленности – уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.

Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей – осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;

Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию. и ценностным основам жизни, достойной человека, - добру, истине, красоте.

Принцип субъектности - максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.

Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.

Принцип систематичности, последовательности и непрерывности - соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.

Принцип сотрудничества - воспит ание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.

Принцип успешности - в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.

Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:

  • Личностно-ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности учащегося.
  • Деятельностный подход - с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.
  • Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.
  • Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.

Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках себя» является изучение творческого наследия академика Д.С.Лихачёва. Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля, героический пример его жизни и замечательные произведения с глубокомысленными рассуждениями о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти и реализовать себя каждому.

Основные направления воспитательной деятельности

Между патриотизмом и национализмом глубокое различие.
В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.
Д.С. Лихачёв

Гражданско-патриотическое - «Я и моя Родина».

  • воспитание человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг;
  • воспитание уважения к Государственному флагу и гербу России, её героическому и историческому прошлому,
  • воспитание чувства гордости за свою страну и веры в Россию;
  • формирование чувства единения с гражданами своей страны вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений;
  • разъяснение Конституции РФ, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
  • изучение национальных традиций, культуры своего народа, любви к родному языку и краю;
  • изучение гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека.
  • создание условий для развития самостоятельности, инициативы учащихся,их профессионального самоопределения.

Прогнозируемые результаты:

  • знает символику, историю и героическое прошлое страны и родного города;
  • уважительно относится к традициям, культурным ценностям и наследию своей Родины;
  • знает свои права и обязанности;
  • чувствует гражданскую ответственности за сложившуюся ситуацию, и готов изменить ее;
  • способен осуществить самостоятельный выбор, адекватно действовать в этой ситуации и нести ответственность за полученный результат;
  • осознание возможности, достоинства и недостатков собственной личности;
  • определяет свои профессиональные интересы.

Духовно-нравственное - «Я и окружающие люди».

В чем самая большая цель жизни?
Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.
А добро - это прежде всего счастье всех людей.
Д.С. Лихачёв

  • формирование качеств личности, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте, сострадании, милосердии;
  • изучение культурных, духовно-нравственных ценностей своего народа, накопленных предыдущими поколениями;
  • формирование у детей умения строить свои взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающимися на основе сотрудничества, взаимопонимания, готовности принять других людей, иные взгляды, иные традиции и обычаи, иную культуру;
  • развитие нравственного самосознания личности (совести) - способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения;
  • изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям.

Прогнозируемые результаты:

  • понимает значение таких общечеловеческих ценностей, как «мир», «любовь», «доброта», «милосердие», «сострадание», «порядочность», «терпение», «доверие», «забота», «мораль», «вера», «истина», «справедливость», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность», «гуманизм»;
  • уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;
  • умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается;
  • готов к состраданию и гуманному отношению ко всему живому;
  • знает основы коммуникативной культуры личности;
  • владеет навыками неконфликтного общения, способность строить и вести общение в различных ситуациях;
  • ценит чувство товарищества и взаимовыручки;
  • участвует в акциях милосердия;
  • коммуникабелен, умеет работать в коллективе.

Интеллектуально-познавательное - «Я и мир знаний»

Знания раскрывают нам двери,
но войти в них мы должны сами.
Д.С. Лихачёв

  • формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке;
  • целенаправленное формирование познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей;
  • создание условий для развитие творческой активности и повышению мотивации к процессу познания;
  • развитие в ребёнке способности критического мышления, умения проявлять свои интеллектуально-познавательные умения в жизни;
  • формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность.

Прогнозируемые результаты:

  • умеет развивать свои интеллектуальные способности;
  • умеет самостоятельно планировать, организовывать, проводить, анализировать порученное дело и обобщить результаты;
  • владеет основными приёмами успешного изучения учебного материала;
  • умеет находить, перерабатывать и использовать информацию из различных источников, в том числе электронных;
  • владеет приемами и методами самообразования и самовоспитания;
  • наблюдателен,умеет логически мыслить;
  • владеет богатым словарным запасом;
  • испытывает интерес к познавательной деятельности;
  • способен критически мыслить, находить нетрадиционные решения и выход из сложившейся ситуации;
  • использует приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки в повседневной жизни.

Экологическое и трудовое - «Я и моя планета»

«Отношение природы и человека -
это отношение двух культур,
и человеку в этом диалоге нужно быть чутким,
внимательным и очень осторожным собственником»
Д.С. Лихачёв

  • привитие навыков экологического воспитания и бережного отношения к природе;
  • изучение и охрана природы своей местности;
  • воспитание любви к родному краю, умения и желания любоваться природой, охранять её и защищать;
  • знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и человеком;
  • формирование ответственного отношения к окружающей среде;
  • подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению;
  • формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;
  • развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.

Прогнозируемые результаты:

  • знает экологические проблемы, причины, их порождающие и готов к их решению;
  • умеет видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;
  • ведёт экологически грамотно в природе и в быту;
  • умеет прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
  • предпринимает определенные действия по сохранению и улучшению экологической ситуации в месте проживания;
  • выполняет полезные и значимые для общества и коллектива дела;
  • трудолюбив, дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям;
  • имеет знания о производстве, трудовых умениях;
  • готов к выбору профессии.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье»

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни;
  • демонстрация учащимся значимости физического и психического здоровья человека;
  • знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья воспитание понимания важности здоровья для будущего;
  • воспитание в детях ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих;
  • формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • профилактика вредных привычек и правонарушений;

Прогнозируемые результаты:

  • работает над формированием физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости;
  • принимает здоровый образ жизни как основы своей жизнедеятельности;
  • понимает опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики;
  • знает основные правила поведения на дороге, в общественных местах, умеет правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;
  • умение управлять своим здоровьем;
  • соблюдает нормы личной гигиены;
  • владеет простыми туристическими навыками;
  • систематически занимается физическими упражнениями, играми, спортом, физически самосовершенствуется.

Эстетическое - «Я и красота вокруг»

Благодаря своей образной форме
искусство наилучшим способом
приобщает человека к человечеству:
заставляет с большим вниманием и пониманием
относиться к чужой боли, к чужой радости.
Оно делает эту чужую боль и радость
в значительной степени своими.
Д.С. Лихачёв

  • знакомство с культурным наследием прошлого, духовным богатством родного народа, с помощью живописи, литературы, истории и архитектуры;
  • развитие чувства прекрасного, чувства истинной красоты, эстетического чувства восприятия окружающего мира на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры;
  • формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности;
  • формирование навыков совместного общения, умения правильно использовать свободное время.

Прогнозируемые результаты:

  • умеет оформлять портфолио, альбомы, стенды, электронные фотоотчёты по итогам мероприятий и экскурсий;
  • имеет сформированные эстетические вкусы и взглядов;
  • умеет оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
  • пробует себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном искусстве;
  • готов развивать свои задатки и творческие способности в различных областях искусства.

Этапы реализации программы

Сроки реализации

Этап

Май 2010-
сентябрь 2010

Подготовительный

Изучение личных дел, индивидуально-педагогических карт, социального паспорта класса;
- выявление проблем, которые должны быть решены в ходе реализации программы;
- составление плана деятельности;
- проведение анализа педагогической, психологической и методической литературы;
- изучение диагностических методик;
- изучение и анализ нормативно-программных документов

Сентябрь 2010-
октябрь 2010

Организационный

Знакомство с классным коллективом;
- диагностическое выявление интересов, потребностей, склонностей учащихся, их индивидуальных особенностей и творческого потенциала;
- постановка целей и задач программы;
- привлечение родителей к сотрудничеству;
- консультации со школьной психолого-педагогической службой;
- планирование основных мероприятий по воспитательным направлениям;
- разработка индивидуальных программ развития учащихся

Октябрь 2010-
апрель 2015

Деятельностный

Работа по основным направлениям воспитательной программы;
- сотрудничество с педагогическим коллективом, школьной психолого-педагогической службой и родительской общественностью;
- необходимая корректировка запланированных мероприятий;
- промежуточный мониторинг успешности реализации программы;
- отслеживание результатов индивидуального развития учащихся и классного коллектива в целом

Апрель 2015-
июнь 2015

Рефлексия

Соотношение результатов с поставленными в начале целями и задачами;
- сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с детьми в ходе реализации программы;
- подведение итогов;
- оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета.

Для реализации воспитательной программы, в соответствии с поставленными по каждому направлению целями, рекомендуется провести следующие мероприятия .

Литература

1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса». - М., -1990г.

2. Дереклеева Н.И. «Азбука классного руководителя». - М.: 5 за знания, 2009. - 432 с.

3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий». - Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

4. Резапкина Г.В. «Классные часы. Беседы о самоопределении»: Книга для классных руководителей 5-9 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011. – 192с.

5. Селиванова Н. «Эффективные способы решения современных проблем воспитания» // Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43.

6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей./ Под редакцией П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое сообщество России, 1998г. - 640 с.

7. «Журнал классного руководителя»/ сост. Л.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 109 с.

8. Журнал «Справочник классного руководителя» №4, 2010. - П.С. Кудешов. Долгосрочная воспитательная программа класса.

  1. http://mon.gov.ru/
  2. http://pedagogik.mgou.ru/
  3. http://standart.edu.ru/
  4. http://www.ug.ru

Пояснительная записка

Воспитание - великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе - в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса - способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Воспитательная система класса - это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система развития личности обучающегося. В прошедшем 2014-2015 учебном году классным коллективом 9 была проведена большая работа по воспитанию и профориентации подростков.

Вместе с тем, не смотря на проведенную работу, следует отметить недостатки: уровень воспитанности учащихся соответствует среднему уровню, у некоторых не сформирован уровень социальной зрелости, недостаточная работа по профориентации учащихся, невысокая активность классного самоуправления. В современном обществе наблюдается потеря нравственных ориентиров, снижение роли института семьи, усиление отрицательного информационного потока и потому считаю целесообразным

в 2017-2018 году поставить следующие основные задачи:

Воспитание общечеловеческих и национальных ценностей;

Формирование духовно-нравственных ориентиров;

Усиление работы по профориентации обучающихся;

Формирование социальной позиции, для определения своих возможностей в реализации лидерских функций;

Организация системной работы классного коллектива, через развитие ученического самоуправления.

Для решения поставленных задач эпизодических мероприятий недостаточно, так как нужных результатов в воспитании подростков они не дают, поэтому необходимо систематизировать воспитательную работу через создание и реализацию воспитательной программы классного коллектива.

В целях систематизации воспитательной работы целесообразно создать программу на 2017-2018г.г.

Цель : воспитание духовно развитой, психически и физически здоровой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
Задачи:
1. Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.
2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
3. Воспитание желания и стремления у обучающихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
4. Создание условий для сохранений и укрепления здоровья воспитанников. Пропаганда здорового образа жизни.

5. Воспитание духовно - нравственных качеств личности обучающихся.

6. Социальная адаптация и профориентация обучающихся.

Ценностные установки:

Патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение

Отечеству;

Гражданственность - закон и порядок, свобода совести и вероисповедания,

правовое государство;

Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям,

институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие,

честь, достоинство;

Человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс

человечества, международное сотрудничество,

Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о

старших и младших, забота о продолжении рода;

Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание,

целеустремленность и настойчивость;

Традиционные российские религии - представление о вере, духовности,

религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе

межконфессионального диалога;

Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека,

нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

Природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,

экологическое сознание;

Основные направления :

Гражданско-патриотическое воспитание (воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни, воспитание верности боевым традициям старшего поколения, готовности к защите свободы и независимости России, чувства патриотизма, любви к родной земле).

Нравственное воспитание (воспитание у учащихся морально-волевых качеств, эмоциональной устойчивости, умения понимать и разрешать конфликтные ситуации, приобщения к общечеловеческим ценностям).

Воспитание здорового образа жизни (создание условий для физического, психологического, нравственного здоровья учащихся, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры, здорового образа жизни).

Социальная адаптация и профориентация обучающихся. (создание условий для социализации, профессионального самоопределения обучающихся, выявление склонностей, способностей, интересов обучающихся).

Положения Программы реализуются через:

Работу с администрацией

Работу с учащимися;

Работу с родителями;

Работу с учителями - предметниками;

Работу с социумом

Индивидуальную работу.

Функции участников программы;

Функции классного руководителя:

Организует разнообразную деятельность в классе; проводит «часы общения» с целью формирования у детей коммуникативной культуры; проводит праздники, организует вечера, встречи с интересными людьми, с людьми разных профессий и т. д.; участвует со своим классом в общешкольных, районных, городских мероприятиях. Развивает и принимает участие в работе органов самоуправления в классе, помогает учащимся выполнять поручения; взаимодействует в воспитательной работе с учащимися и родителями; выявляет индивидуальные интересы ребят, помогает им в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов. Расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение кино, театров; заботиться о развитии и здоровье детей.

Функции родительского комитета:
Принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса. Решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий; организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Функции обучающихся:

Участвует во внеклассных и внешкольных делах, представляет школу в конкурсах, смотрах, соревнованиях в соответствии со своими умениями и возможностями. Проявляет уважение к учителям и к другим работникам школы, подчиняется указаниям и распоряжениям директора школы, педагогического совета, учителей, а также постановлениям классного и школьного самоуправления; споры решает только на принципах, определенных Уставом школы. Соблюдает правила гигиены и режим дня.

Сроки реализации программы - 2017-2018 гг.

Этапы реализации программы.

Первый - Подготовительный (составление программы, утверждение плана работы) - сентябрь 2017 г.

Третий - Итоговый (оценка эффективности реализации воспитательной программы класса) - май 2018г.

Критерии эффективности воспитательной работы в классном коллективе

Материалы ежегодных диагностических исследований по итогам года (воспитанность учащихся, профилактическая работа, мотивы участия воспитанников в делах класса, школы; удовлетворенность учащихся и их родителей деятельностью школы, развитие самоуправления, сплоченность коллектива)

Наблюдения.

Диагностическая работа психолога

Опрос учащихся.

Показатели

Критерии

Профилактика
правонарушений

1.Доля обучающихся, пропускающих учебные занятия без уважительных причин.

2.Участие подростков, в деятельности кружков, секций.

3.Участие обучающихся в школьных, классных делах, мероприятиях, акциях.

Сформированность
физического
потенциала личности

1.Количество учащихся, занимающихся спортом
2. Результативность участия школьников в спортивных состязаниях и соревнованиях
3. Состояние здоровья учащихся
4. Охват учащихся горячим питанием
5. Количество пропусков уроков по болезни

Организационное
обеспечение
возможностей
личностного проявления
школьников

1.Охват обучающихся дополнительным образовательным программами

2.Образовательная траектория выпускников

3.Динамика достижений обучающихся-призеров школьных, районных, российских конкурсов

4.Уровень воспитанности школьников

Сформированность
познавательного и творческого
потенциалов личности

1. Количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования
2. Уровень познавательной мотивации школьников
3. Обученность и качество знаний воспитанников
4. Профориентационные склонности учащихся
5. Результативность участия школьников в конкурсах, конференциях, фестивалях научно-исследовательских и реферативных работ учащихся
6. Результативность участия школьников в предметных олимпиадах
7. Креативные способности учащихся
8. Результативность участия школьников в творческих конкурсах, смотрах и фестивалях

Сформированность
коммуникативного
потенциала личности

1.Уровень коммуникативных и организаторских склонностей
2. Уровень общительности воспитанников
3. Уровень развития классного коллектива

Ожидаемые результаты.

Данная программа способствует:

воспитанию человека и гражданина ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества, что приведет к снижение числа подростков склонных к вредным привычкам.

Развивает чувство прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы.

Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.

Полное удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании.

Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы педагогической подготовки родителей.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся 10 класса

1.Формирование классного коллектива.

Классный коллектив 10 класса сформирован из учащихся 9 класса В классном коллективе обучается 10 человек: 4 юноши и 6 девушек.

Возрастной состав класса: 2002 года- 3 человека

2001 года - 7 человек

7 учеников воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере.2 учащихся воспитывается в неполных семьях. Для подавляющего большинства детей началом вхождения в коллектив явился детский сад.

Классный коллектив 10 класса -как коллектив сформирован. Психологический климат в классе благоприятный.

2.Анализ психофизического здоровья учащихся.

По результатам медицинского обследования учащихся в летний период сформирована 1 группа: основная, два человека в подготовительной.

В классе ведётся работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся, по формированию здорового образа жизни.100% -питание учащихся,100% -были привиты от гриппа.

3.Характеристика интересов учащихся.

В коллективе в основном сформирован познавательный интерес к учебному процессу. Все обучающиеся 10 класса определились с выбором профессии, и стремятся к достижению своих целей. Учащиеся класса целенаправленно занимаются на уроках, достаточно успешно усваивая учебный материал. Школьники умеют работать самостоятельно, творчески, формируя свою точку зрения по изучаемой проблеме. Они ответственно и серьёзно относятся к учебному труду, стремясь получить прочные глубокие знания. Об этом свидетельствует довольно высокое качество знаний. Учащиеся класса: Дорофеева Арина, Курьянова Анастасия, Волкова Ектерина занимаются на « хорошо» и «отлично».

4.Характеристика интеллектуальных умений учащихся.

Интеллектуальный уровень класса высокий. Учащиеся работоспособны, активны, инициативны, самостоятельны в учебной и внеурочной деятельности. Ответственно относятся к выполнению домашнего задания. Все учащиеся вовлечены в спортивные секции.

5. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния классного коллектива.

В коллективе отсутствует тревожность и закрытость учащихся. У всех развито чувство сопереживания, доброжелательности. Нет никаких конфликтов в классе. Учащиеся класса имеют сотрудничать и взаимодействовать с одноклассниками и педагогами.

6.Структура классного коллектива.

В классе создано самоуправление, выбран актив класса и ответственные отделов: учебного, информационного, культуры, спорта, дисциплины и порядка, труда. Все учащиеся добросовестно относятся к своим обязанностям.

Обучающиеся 10 класса - доброжелательны, отзывчивы. Для многих обучающихся в коллективе характерны инициативность, творчество, организованность в классной и школьной деятельности. Школьники обладают прекрасными организаторскими, спортивными и художественными способностями.

Ученики умеют адекватно оценивать окружающую их обстановку, правильно реагируют на замечания учителей и классного руководителя, прислушиваются к мнению старших. В классе сложился здоровый микроклимат и сплочённый коллектив.

Все родители учащихся класса уделяют достаточно внимания своим детям, являются помощниками классного руководителя в вопросах воспитания. Родители понимают, что не все проблемы необходимо возлагать на школу, и только совместными усилиями можно добиться положительных результатов.

Работа с учителями- предметниками

Оказывать помощь учителям- предметникам в организации класса, предотвращение опозданий на уроки, обеспечение 100% - ной явки на учебные занятия.

Оказывать помощь в оптимальной посадке учащихся в учебных кабинетах в соответствии со схемой посадочных мест.

Координировать влияние учителей класса на отдельных учащихся (по ситуациям).

Систематически организовывать встречи с родителями учащихся для своевременного информирования об учебных делах ребенка.

Систематически беседовать с учителями- предметниками об успеваемости отдельных учащихся и класса в целом.

Приглашать учителей- предметников на родительские собрания.

Социально-психологическая работа классного руководителя

Изучение психолого-педагогических особенностей детей и их микросреды, условий жизни;

Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем детей;

Оказание социальной помощи и поддержки обучающихся,

Совместно с семьями решение проблем воспитания, установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

Преодоление и предупреждение отклонений в социальном развитии школьников.

Составление социального паспорта класса

Выявление слабоуспевающих и требующих особого внимания учеников

Посещение уроков с целью контроля посещаемости, поведения учащихся, уровня их общения с одноклассниками и педагогами

Проверка успеваемости и посещения уроков детьми группы риска

Проведение бесед по поводу пропусков и неуспеваемости

Изучение интересов и склонностей учащихся

Сбор сведений о кружковой и секционной деятельности школы

Привлечение детей в работу в кружках и секциях

Привлечение детей к общественно-полезному труду

Участие в школьных и районных мероприятиях (праздниках, конкурсах)

Работа по организации досуга учащихся в каникулярное время

Сбор информации о занятости детей в каникулярное время

Изучение документов по технике безопасности

Ведение журнала по ТБ

Проведение классных часов, бесед по профилактике травматизма и ПДД

Работа с родителями

Принципы взаимной деятельности:

доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Направления в работе с родителями

Изучение условий семейного воспитания :

знакомство с семьями учащихся;

беседы, анкетирование родителей;

проведение совместных мероприятий.

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:

родительские собрания; информация об уровне сплоченности,

организованности класса, его успехах и неудачах;

приглашение на внеурочные мероприятия;

регулярная проверка дневников.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

практикумы.

Совместная деятельность родителей и учащихся

Формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные.

Тематика родительских собраний

Работа с одарёнными детьми осуществляется по направлениям:

1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:

социально-психологическое изучение учащихся класса;

отбор одаренных детей;

беседы с родителями ОД.

усиление работы над привлечением одаренных детей из окрестных детских садов

2. Психолого-педагогическое сопровождение ОД

создание банка данных индивидуально-психологических характеристик ОД;

создание развернутых характеристик на ОД;

оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети».

3. Организация работы с ОД во внеурочной деятельности.

Предпрофильная и профильная подготовка предполагает разработку предметно-внекласссных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области. Он может включать:

Организацию кружковой работы;

Организацию спецкурсов по выбору;

Создание научного общества;

Организацию олимпиад по учебным предметам;

Организацию проектной деятельности;

Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.

Организацию погружения в предметы по профилям (в каникулярное время).

Организацию ученических научных конференций.

Создание клубов по интересам.

Организацию предметных выставок.

Организацию вечеров и праздников.

Организацию лекционных обществ.

Работа спортивной « Лиги чемпионов» .

Организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.

Выпуск стенгазет.

Образовательные туристические поездки.

План работы с одаренными учащимися

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Накопление банка данных «Одарённые дети».

В течение года

Классный руководитель

Работа по выявлению одарённых и талантливых учащихся, их способностей

В течение года

Проведение анкетирования одарённых детей по различным проблемам, актуальным для школы

2 раза в год

Оказание консультативной помощи семье, детям по проблемам обучения

В течение года

Классный руководитель

Организация работы с одарёнными учащимися по развитию личности, коммуникативных способностей через психологические часы

Постоянно

Классный руководитель

2. Организация мероприятий по развитию интеллектуально-творческих способностей

В течение года

Классный руководитель

Вовлечение детей в творческие кружки, студии

В течение года

Классный руководитель

Конкурсы творческих работ (сочинений, рисунков, прикладного искусства)

В течение года

Классный руководитель учителя-предметники

Проведение конкурсов по предметам на выявление одарённых и талантливых детей, участие в олимпиадах различного уровня

В течение года

Классный руководитель учителя-предметники

Проведение смотров, конкурсов художественной самодеятельности

В течение года

Зам.директора по воспитательной работе

Проведение предметных недель, организация конкурсов интеллектуалов, эрудитов, «Умницы и умники».

По плану работы

зам. директора по УВР,

руководители МО,

Проведение конкурса «Ученик года»

По плану работы

зам. директора по ВР

Участие в районных конференциях, конкурсах, исследовательских проектах.

По плану работы

зам. директора по ВР

Общешкольная научно - практическая конференция

По плану работы

зам. директора по ВР

Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

Постоянно

Учитель информатики

3. Организация мероприятий по развитию физической сферы развития детей

Вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки

сентябрь

Классные руководители, учителя физической культуры

Проведение спортивных конкурсов и соревнований

В течение года

зам. директора по ВР

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности

В течение года

Проведение классных интеллектуальных мероприятий

В течение года

Учителя-предметники, классные руководители

Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности.

постоянно

Зам директора по УВР

Углубленное изучение отдельных предмет

постоянно

Учителя-предметники

Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам - медалистам, победителям и призерам районных, областных олимпиад.

постоянно

Зам. директора по ВР

Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).

В течение года

Зам. Директора по В

План работы со слабоуспевающими

Введение.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять план деятельности учителя- предметника и классного руководителя со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Я работаю в 9 классе, где 8 слабоуспевающих учеников, которые иногда получают «2» Это учащиеся, которые не всегда делают домашнюю работу, не внимательно слушают на уроках, а если заниматься усердно, у них есть способности.

1. Обеспечить выполнение Закона об образовании

2. Повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учеников.

1.. Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.

2.Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.

3.Выявить причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы

Мероприятия

Ответственный

Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы с учителями, с самим ребёнком

Сентябрь-октябрь

Классный руководитель

Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

В течение года

Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями - предметниками.

В течение года

Классный руководитель, учитель предметник

Беседа с учащимися о трудностях возникающих во время учебного процесса.

В течение года

Классный руководитель

Беседа с родителями

В течение года

Классный руководитель

Общение с учителями-предметниками об успеваемости и поведении слабоуспевающих учащихся.

В течение года

Классный руководитель

Контроль посещения учащихся (выявление уважительных или неуважительных причин)

В течение года

Классный руководитель

В течение года

Классный руководитель

План деятельности классного руководителя

Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к администрации школы

(методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование),

учитывая, что к возможным причинам можно отнести:

пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)

недостаточная домашняя подготовка

низкие способности

нежелание учиться

недостаточная работа на уроке

необъективность выставления оценки на уроке

большой объем домашнего задания

высокий уровень сложности материала

другие причины

В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)

Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет (если прогулы систематические)

В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.

В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.

Организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса.

Ученик обязан:

Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.

Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины), обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией

Родители обязаны:

Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.

Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение школы

Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам.

Родители имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.

Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, учителю- предметнику.

В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.