Опыт работы по региональному компоненту в доу. Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Ч. 1

Реализация регионального компонента

в образовательном процессе МДОУ«Детский сад №3 «Незабудка»,

г.Котласа Архангельской области.

Заведующий Никитина Л.Ю.

« Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – любви к

своей семье, к своему жилищу, к своему детскому

саду. Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране, к ее

истории, прошлому и настоящему. Всему

человеческому.»

Д.С.Лихачев

На основании приказа № 655 от 23.11.09г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» определяется ориентированность образовательной области «Социализация» на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера через реализацию задачи: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств. Одним из средств решения данных задач является введение в образовательный процесс регионального компонента.

Для работы по данному направлению в нашем дошкольном учреждении выработаны условия, необходимых для организации инновационной деятельности по краеведческому развитию детей:


  • Программно - методическое обеспечение: сочетание комплексной образовательной программы Н.Е. Вераксы «От рождения до школы», с программой «Посмотри как хорош, край в котором ты живешь» С.Н.Брызгуновой и новых эффективных технологий.

  • Перспективное планирование.

  • Развивающая среда, как условие для успешной реализации программы «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь», проекта «О чем расскажет старая фотография».

  • Взаимодействие с родителями.

  • Установка связей с социумом и учреждениями дополнительного образования, культуры.

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на региональный компонент как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальным, но и духовно-нравственным, идеологическим, культурно - историческим, и другими компонентами.

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы на основе расширения знаний об окружающем, стоит задача- воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине, через область «Социализация», в области «Познание» - знакомить с родным городом, а через раздел «Культурно - досуговая деятельность» - расширять представления о государственных, народных и православных праздниках. Поэтому мы представляем 2 часть ОО Программы , формируемую участниками образовательного процесса, которая отражает: специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс, который проходит как интеграция через другие области.

Воспитание любви к Родине у ребенка начинается через эмоциональное восприятие окружающего мира, непосредственное взаимодействие с ним и накопление определенного социального опыта именно в том месте, где он родился и растет. Это база для формирования гражданственности и патриотических чувств.

Поэтому проблему регионализации образования необходимо решать с дошкольного детства, осуществляя воспитательно-образовательную работу с детьми с учетом следующих принципов :


  • принципа постепенности , реализация которого предполагает постепенный переход от более близкого (дома, семьи) к менее близкому (культурно-историческому материалу);

  • принципа деятельности , благодаря которому ребенок должен находиться в постоянном процессе познания, открытия новых знаний и закрепления уже полученных;

  • принципа развивающего обучения , через который задачи регионального содержания реализуются через деятельность каждого ребенка, в зоне его ближайшего развития;

  • принципа непрерывности , который предполагает то, что социально-личностное развитие не заканчивается только единичными какими-то образовательными ситуациями, а продолжается в совместной деятельности педагогов и детей, в различных видах детской деятельности;

  • принцип историзма , реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к историческим понятиям: прошлое/давным-давно/ и настоящее/в наши дни/. Это обусловлено не сформированностью у дошкольников исторического сознания.

  • принципа гармоничности образования , предполагающего взаимодействие ребенка с различными сферами деятельности: игрой, родным языком, изобразительным искусством, музыкой и т.д.;

  • принципа интеграции , который позволяет интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач и который является основополагающим в ФГТ, так как без него невозможна полноценная организация образовательной деятельности детей.
Воспитание патриотических чувств начинается с любви к своей семье, малой Родине, дому, в котором родился и живет человек, т.е с ближайшего окружения.

По мнению многих социологов на современном этапе наблюдается разрыв между поколениями, утрачивание семейных традиций, застой народной культуры и народного творчества. Эти факторы отрицательно влияют на формирование патриотических чувств у детей, чувства гордости за свою Родину, за свой народ, свою малую родину. Поэтому

Цель нашего дошкольного учреждения по реализации регионального компонента является : развитие познавательного интереса к истории Родного края и воспитание чувства любви к своей малой родине.

Задачи:


  1. Приобщать детей к традициям Северного края, формировать представления об истории родного города, героях-котлашанах, достопримечательностях города Котласа, знаменитых людях и коллективах, работающих на предприятиях нашего города.

  2. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и социальном окружении, способствовать проявлению интереса детей к истории, культуре родного края.

  3. Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, природе.
В течение многих лет наше дошкольное учреждение работает над реализацией регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Работа проводится последовательно, в определенной системе. Проведя анализ годового планирования, пришли к следующим результатам: в период с 2009 по 2012 учебный год были запланированы и проведены следующие мероприятия(эпизод)

Год

Задача

Формы работы

Работа с родителями

2012-2013 гг.

1.Совершенствовать систему работы в ДОУ по реализации регионального компонента в образовательном процессе.

Педсовет « Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

Консультация «Воспитание у дошкольников культуры народных традиций»

Семинар- практикум «Северные росписи»

Выставка работ детей, воспитателей, родителей «Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь»»

Выставка русского валенка
Участие в городском конкурсе «Родная сторонушка».


Анкетирование родителей.

Родительское собрание «Семейные увлечения»

Конкурс блюд с дегустацией «Бабушкины рецепты

Анкетирование родителей


2012г. Ежегодное участие в туристической игре «Папа, мама я-туристская семья», участие в городском конкурсе «Знатоки-туристята»-3 место,

С 2012-15 гг . дошкольное учреждение работает над единой методической темой ««Реализация регионального компонента в образовательном процессе МДОУ № 3 «Незабудка».

В дошкольном учреждении разработан перспективный план по реализации регионального компонента во все возрастных группах.(Эпизод персп.плана)

Календарно-тематическое планирование 2-я младшая группа.



Тема


Форма

День знаний

  • «Милости просим, гости дорогие»

  • Первое посещение детьми русской избы. Знакомство с ее хозяйкой. Знакомить детей с домом и предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. Дать первые представления о родной стране. Знакомит с родным городом (названием, его достопримечательностями) Знакомить с видами транспорта, с правилами поведения. Формировать представлений о правилах дорожного движения.

«Угощаем всех чаем», чаепитие с родителями.

Экскурсия вокруг детского сада


Осень

  • Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежда людей, участок д/с), об уборке урожая в садах и на полях. Знакомство с правилами поведения на природе. Замечать красоту природы. Расширять представления о домашних и лесных животных и птицах. Знакомство с сундучком, в котором живут загадки об овощах.

  • «Солнышко» (Лешуконский район, Архангельская область).

  • «Чудесный сундучок».

Развлечение

«Что у осени в корзине?»
Русская народная игра

Д /игра


С детьми старшей группы реализуется проект «О чем расскажет старая фотография»

Цель проекта : Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:


  • Дать знания об историческом прошлом и культурном облике родного края.

  • Осуществлять ознакомление детей с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

  • Развивать бережное отношение к родной природе.

  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально –ценностное отношение к родному краю.
Задачи проекта «О чем расскажет старая фотография» реализуется через НОД: Экскурсии в музей «Как жили люди в старину», «Как рубашка в поле выросла», «Земляки –герои войны», « О чем расскажет паровоз?», экскурсию в редакцию газеты «Вечерний Котлас»,игровую деятельность «Игры старины», «Игры народов Севера», мастер –класс в ДДТ «Северная кукла», развлечения «Посиделки у бабушки Агафьи», «Традиции и обряды северного края»

Эпизод календарно-тематического планирования по проекту,

старшая группа.


Раздел области

Содержание регионального компонента

Форма

Познание

Социализация


История города

  • Осуществлять ознакомление
детей с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

  • Развивать бережное отношение
к родной природе.

  • Воспитывать чувство гордости
за своих земляков, эмоционально –ценностное отношение к родному краю.

Чтение:

«История Котласа в рассказах для детей»


Создание фотоальбома: «Прошлое и настоящее города Котласа»

Развлечения: «Посиделки у бабушки Агафьи»(игры старины), «Край наш Северный»

Мастер –класс : куколка –оберег

Экскурсии в музей : Экскурсия по городу «О чем расскажет старая фотография», «Как рубашка в поле выросла», «О чем расскажет паровоз»,«Земляки –герои войны»

Дидактические игры : «Чей портрет?», «Мой город»

Выставки : «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь»

Видеотека «Создание слайд фильма о старом и современном городе»

Презентация «Родной город Котлас»

Работа с родителями : «Оформление папки –передвижки на тему «Край родной, любимый»


Предполагаемые результаты по работе по проекту «О чем расскажет старая фотография»:

    Результатом будет являться итоговая экскурсия по городу, где дети покажут свои знания по теме.

  • Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.

  • Нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края.

  • Развитие связной речи, обогащение словаря.
С 2003г. в дошкольном учреждении функционирует кружок «Рюкзачок», который посещают дети подготовительной группы, реализующий программу «Посмотри,как хорош,край в котором ты живешь» С.Н.Брызгуновой

Цель кружковой работы: формирование начал краеведческо-туриской деятельности детей старшего дошкольного возраста.Вся работа строится по циклам и временам года. В каждом цикле запланированы выходы, как в природную, так и в социальную среду

Региональный компонент: познакомить детей с родным краем по разделам программы:

Раздел « Мы - котлашане» . Темы для изучения: Родословие. Природное наследие. История города Котлас сегодня.

Раздел «Начала туристской техники» . Темы: Основы топографии. Ориентирование.

Азбука туристско - бытовых навыков.

Раздел «Уроки Айболита». Темы: Лекарственные растения нашей местности.

Ознакомление дошкольников с региональным содержанием может быть успешной в том случае, если педагоги обеспечивают активную познавательную, игровую, коммуникативную и художественную деятельность детей. (Слайд)

Формы организации краеведческо –туристской деятельности кружка «Рюкзачок»:


  • Учебная деятельность, ее формы: занятия познавательного цикла-по знакомству с бытом и историей Северного края, а так же тематические прогулки, экскурсии, «походы»…

  • Игровая деятельность: это сюжетно-ролевые игры, отражающие труд людей нашего города, общественно – бытовую, патриотическую тематику, дидактические игры.

  • Изобразительная деятельность: создание творческих работ на основе впечатлений от природного и социального окружения, оформление сезонных выставок, участие в общегородских выставках

  • Коммуникативная деятельность: беседы, разговоры,ситуации, интервью,обмен информацией, словесные игры, чтение художественной литературы,просмотр альбомов, иллюстраций,рассмотривание картин художников города Котласа,телепередач краеведческо-туристского содержания.

  • Познавательно -исследовательская: наблюдения в разное время года, знакомство с лесом, полем, парком, рекой, ручьем,экскурсии,экспериментирование,коллекционирование.

  • Познавательно –конструктивная деятельность: изготовление макетов микрорайонов города, улица города, ландшафтов:лес, тундра,

  • Туристская деятельность: ориентирование по плану группы, участка, туристические игры, встречи с туристами из ЦДЮТЭК, участие в городских соревнованиях «Папа, мама, я –туристская семья»
Музыкальная деятельность : праздники народного календаря, театрализованные развлечения (Слайд )

Разнообразная деятельность естественным образом связывает краеведческо –туристскую деятельность со всеми процессами развития личности маленького ребенка. Непосредственно образовательная деятельность направлена на развитие наблюдательности, любознательности, творческой активности детей. Каждый цикл завершается праздником по разделу программы.

Эпизод календарно-тематического планирования, кружок «Рюкзачок», подготовительная группа.


Раздел

Области


Содержание регионального компонента

Формы работы с детьми

Познание

Социализация


« Мы Котлашане»

  • Пробщать детей к традициям Северного края, формировать представления об истории города, героях-котлашанах, достопримичательностях родного города.

Чтение сказок: С.Писахова, рассказов Б.В.Шергина;

Создание фотоальбома : «Узнай мой город» (фотографии в видами старого и нового Котласа»

Викторина : по творчеству С Писахова.

Драматизация сказки «Громка мода» С Писахова.

Мастер–класс : «Ангелочек», «»Кукла-скрутка»

Экскурсии в музей : «Как жили люди в старину», «Северная изба»

Дидактические игры : «Знаменитые земляки»,»Узнай по модели»,»Собери здание».

Выставки : «Старый альбом», «Родной мой край»

Работа с родителями : оформление фотовыставки «Край родной, наш Край Северный»

Ожидаемые результаты и способы их проверки по освоению программы «Посмотри как хорош край, в котором ты живешь». Базовые знания.

*Социальная компетентность детей старшего дошкольного возраста к концу года обусловлена сформированностью представлений: об истории г.Котласа; о быте, одежде, ремеслах, игрушках северян в старину; о героях-котлашанах; о производствах г. Котласе, об адресах общественных зданий города, о «правилах туристят», снаряжении туриста, об организации привала, о способах транспортировки пострадавших; о пользе лекарственных растений нашей местности.

*Самостоятельность прослеживается в умении : экипироваться в туристское снаряжение; оказывать первую помощь при незначительных повреждениях в походе; ориентироваться по карте с помощью условных знаков; моделировать план группы, микрорайона по схеме и по памяти.

Способы проверки знаний и умений детей дошкольного возраста осуществляется с помощью мониторинга на начало и конец учебного года, кроме того, в конце года проводится итоговые занятия, познавательные игры по краеведческо-туристской деятельности.

Наравне с традиционными формами работы в работе по реализации регионального компонента используем инновационные методы и технологии:


  • Метод проектов: проект «О чем расскажет старая фотография», автор-воспитатель, Брызгунова С.Н.; «Здравствуй, это я», автор-воспитатель, Вяткина Н.И.; «Город Котлас – родной мой край», автор-заведующий МДОУ, Никитина Л.Ю..

  • Уголок русской избы, мини-музеи «Три богатыря», «Часы», «Куклы разных времен», «Лукошко», « Русской березки»;

  • Вернисаж - выставка картин художников города.
фотовыставка родителей и детей: «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь», «Старый альбом».

  • Художественное творчество с использованием росписей Северной Двины
Чайные сервизы «Пермогорский узор», Из папье-маше «Мезенский сервиз»

  • Использование компьютерных технологий в работе с детьми

  • Использование методики интегрированного обучения детей дошкольного возраста.
Интеграцию регионального содержания, осуществляемую в образовательном процессе ДОУ, можно представить следующим образом на примере некоторых форм работы (эпизод)

Модель предметно-развивающей среды ДОУ:


Мини-музеи

предметно-развивающая среда МДОУ

«Незабудка»



Центр краеведения и туризма


Фото-выставки


Передвижные выставки художников


Уголки

краеве-

дения


Уголок «Русская изба»


  • Уголок передвижной «Русская изба».

  • Мини-музеи «Три богатыря», «Часы», «Куклы всех времен», «Лукошко», «Музей русской березки».

  • Передвижные фотовыставки: «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь», «Старый альбом», «Наши путешествия», «Вот оно какое наше лето».

  • Вернисаж - передвижная выставка картин городских художников.

  • Групповые уголки по краеведению.

  • Центр краеведения и туризма «Рюкзачок» (Слайд)
Работа по краеведческому направлению невозможна без взаимодействия с социумом :


МДОУ «Детский сад №3 «Незабудка»


  • Центр народного творчества и ремесел

  • ЦДЮТЭК – центр туризма.

  • Дом детского творчества.

  • Детская библиотека имени А.А. Островского.

  • Котласский краеведческий музей.

  • Музеи Котласского района.

  • Выставочный зал Дома культуры железнодорожников.

  • Досуговый центр «Таусень», театр драмы.

  • МОУ ДОД «Школа искусств «Гамма». Важное место в работе ДОУ отводиться взаимодействию с родителями и вовлечение их в образовательный процесс:

  • Изучение и обобщение опыта работы МДОУ с семьёй по патриотическому воспитанию детей: «Увлечения семей детей», «Персональные выставки родителей»,»Семейные традиции»

  • Педагогическая пропаганда через СМИ: «Все что не известно, нашим детям интересно». «Рюкзачок» зовет в дорогу», «День рождения домового».

  • Педагогическое просвещение: родительские собрания, анкетирование, дни открытых дверей.

  • Фольклорные праздники, конкурсы и викторины.

  • Совместные мероприятия родителей с детьми: тематическая, интегрированная нод; конкурсы рисунков, фотографий и поделок; посещение персональных выставок; экскурсии в музеи города и района.
Таким образом, работа по реализации регионального компонента в рамках ООП позволяет сделать два основных вывода: во-первых, в период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала региональной культуры; во-вторых, поддержание интереса к традициям культуры родного края через разные виды деятельности позволяет раскрыть духовно-нравственный потенциал дошкольника. (Фильм).

«Маленькая Родина, все равно большая, ведь она единственная» Ж.Ренар(Слайд)
ч. 1


Содержание регионального компонента «Родной край» направлено на достижение цели по формированию целостных представлений о родном крае через решение следующих задач: приобщение к истории возникновения родного села; знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Липецкий край; формирование представлений о достопримечательностях родного села и его государственных символах; воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям; формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном селе; формирование представлений о животном и растительном мире родного края, о Красной книге Липецкой области; ознакомление с картой Липецкой области и своего района.


Региональный компонент в условиях ДОУ реализуется по следующим направлениям: управление реализацией программы; создание и обновление предметно- развивающей среды; инновационная или экспериментальная работа; формы сотрудничества с семьей; преемственность в работе ДОУ и школы; взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.


Первое направление – управление реализацией программы. Для реализации регионального компонента в условиях ДОУ необходимо создать соответствующие условия: кадровая подготовка, расстановка специалистов разного профиля: наличие специалиста по краеведческой работе в ДОУ; программно-методическое обеспечение: грамотное сочетание комплексной образовательной программы, ряда инновационных программ и новых эффективных технологий; эстетическая развивающая среда, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты; создание благоприятного климата в коллективе для творческой активности; установка связей с учреждениями дополнительного образования, культуры. Обязательной составляющей является программное обеспечение дополнительных услуг по приоритетному направлению.






Использование экспонатов и краеведческого материала будет способствовать формированию знаний о родном крае, развитию познавательных интересов, духовно- нравственному воспитанию дошкольников. Создать небольшой музей непосредственно в дошкольном учреждении или посещать районный краеведческий музей.


Третье направление - инновационная или экспериментальная работа. Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта и претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Необходимыми условиями для успешного экспериментирования являются развивающая среда, уровень общения со сверстниками, способность к сотрудничеству, профессионализм педагога, потребность родителей, опора на собственный опыт ребенка, обучение в действии, чередование индивидуальной и коллективной работы, использование индивидуальных и групповых проектов.








Взаимодействие с родителями происходит через педагогическое просвещение: консультации, родительские собрания, анкетирование; совместные мероприятия родителей с детьми: тематические, интегрированные занятия и праздники, семейный проект «Родословное древо моей семьи», конкурсы рисунков и поделок, посещение выставок, экскурсии в музей.




Планируемые итоговые результаты освоения образовательной программы по краеведению «Родной край»: дети имеют первичные представления о своей семье, родном крае (ближайшем социуме), природе Липецкой области; проявляют заботу о своей семье; имеют первичные представления об истории родного края; о людях, прославивших Липецкий край; могут рассказать о своем родном селе, назвать его; знают государственную символику родного села; проявляют интерес к народному творчеству, узнают и называют изделия народного промысла Липецкой области (Елецкие кружева, романовская игрушка); знают представителей растительного и животного мира Липецкой области; имеют представление о карте родного края;

Зульфия Низамова

Детство-каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия (В. А. Сухомленский)

Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными , географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Изучение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края выражается в следующем :

Воспитание у ребенка любви к привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

Расширение представлений о городах Республики Татарстан;

Знакомство детей с символами (греб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности :

Центр позновательного развития-уголок УМК :

Для работы и реализации национально-регионального компонента создано предметно – развивающая среда. Которая включает в себя символику России и Татарстана, народное творчество.

Репродуктивная деятельность



После проведения бесед, чтение художественной литературы, экскурсий и прогулок, дети рисовали (лепили из пластилина) то, что им больше всего запомнилось и понравилось :

«Дом в котором мы живем»

«Татарский орнамент»

«Укрась тюбетейку»

«Укрась читек»

Чтение художественной литературы

1. Габдулла Тукай

2. Муса Джалиль

3. Абдулла Алиш

Проводятся беседы с детьми, на которых дети знакомятся с историей села, символикой, с названиями улиц, а также его жителями и их профессиями :

«В единстве наша сила!»

«День флага РФ»

«Знаменательные места села»

Виртуальные экскурсии

Для обеспечения комплексного подхода по ознакомлению детей с историей края и родного села проводятся виртуальные экскурсии. Все это расширяет представления детей о городе, селе, его жителях, достопримечательностях.

Дидактические игры :

«Бу кем?»

«Татар милли рнклре»

«Одень куклу»


Непосредственно-образовательной деятельности :

«Моя семья»

«Моя улица»

«Мой детский сад»

Работа с родителями :

«МЧС - России»

«Мастер-стилист»

Таким образом, любая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредоточивает себе возможность решения многих задач, о самое существенное- может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нем такого качества, как креативность.

Публикации по теме:

Наша Соколовка» (старший дошкольный возраст) Реализация регионального компонента. Задачи. Образовательные. Познакомить детей с историей.

Реализация регионального компонента в условиях ДОО «Реализация регионального компонента в условиях ДОО» Мартыновская Татьяна Александровна, Воспитатель МАДОУ №118 г. Мурманска Жизненный.

Физкультурное–оздоровительное занятие с использованием регионального компонента «Мы идем на ярмарку!» Тип: Физкультурно – оздоровительное. Вид: Физическое развитие Тема: «Мы идем на ярмарку» Цель: Внедрение регионального компонента в работу.

Формирование нравственно-патриотических чувств в формате регионального компонента Патриотизм- это не доблесть, и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко.

Перспективное планирование национального регионального компонента в старшей группе. Перспективное планирование НРК в старшей группе. Сентябрь: Чтение худ. литературы: «Легенды и сказки полярной ночи» Октябрь: Рисование:.

Представление педагогического опыта работы «Реализация национально - регионального компонента в детском саду» 1. Актуальность и перспективность опыта Ведущим направлением модернизации дошкольного образования является введение федерального государственного.


В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» направлено на: -усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; -формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает: -формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.


Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ. 2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам. 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном. 4. Взаимодействие с родителями. 5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов); 6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.


Цель: формировать первоначальные представления дошкольников об особенностях родного города. Задачи: - знакомить детей с особенностями и традициями города; - формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях; - знакомить с именами знаменитых земляков; - формировать знания о живой и неживой природе города; - заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.


Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов: использование программ и технологий по краеведению; комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка; создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы; учет специфики организации и построения педагогического процесса; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.


Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий: Создание культурно-развивающей среды в ДОУ Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.


Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально- коммуникативное развитие» (региональный компонент) 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет знает свое, имя, узнает и называет взрослых в жизни и на картинках, понимает, что у других детей тоже есть своя семья, родители знает свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке. называет домашний адрес, название города в котором он живет. знает имя и отчество родителей; их профессии, коротко рассказывает о них называет некоторые достопримечательности города,. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве, знаком с произведениями местных поэтов, художников. имеет общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города


Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.


Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п.)


Интеграция регионального компонента Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК « ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ» Задачи Темы и формы работы Формировать знания о родном городе, его культурных и исторических ценностях Знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала младший и средний дошкольный возраст тема «Где мы живем» Тема «Где мы живем» «Мой дом, моя улица» «Любимый детский сад» «Улицы родного города» «Жизнь города» Экскурсии начиная со 2 полугодия средней группы: вокруг детского сада, к зданиям, по улице города. Сюжетно-ролевые игры: Дом Семья Улица города Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы достопримечательности города» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии»


Расширять знания детей о родном городе, его культурных и исторических ценностях. Продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями, памятными местами города. Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала. Старший дошкольный возраст Тема «Где мы живем» Мой родной город, край Символика города Памятные места Путешествие в прошлое города Калининград - город будущего Экскурсии: Азбука пешехода В краеведческий музей К местам боевой славы Сюжетно-ролевые игры: Дом-семья Улица города Стройка Конкурсы: Рисунков «Калининград-город будущего» Изготовление макетов родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы свой город» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии» Конкурс «Изготовление макета города», сотворчество родителей с детьми Семейный проект «Семейные традиции»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА» Задачи Темы и формы работы Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о природе участка ДОУ. Воспитывать с первых лет жизни социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу Младший и средний дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» «Деревья вокруг нас» «Труд в природе» «Как птицы в городе готовятся к зиме» «Подкормка птиц» «Друзья леса. Что такое хорошо и что такое плохо» Акции Трудовые прогулки-акции Покормим птиц Содружество с семьей Конкурс «Скворечники для птиц»


Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей города и о проблемах родного края. Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально- активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её Старший дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» Беседа о домашних и диких животных Доктора леса. Для чего человек сажает лес? «Живая, неживая природа Калининградской области» «Влияние неживой природы на жизнь растений и животных в городе» Конкурс. Акция. Выставка «Фантазия» /поделки из природного материала/ Акция «Вторая жизнь бросового материала» Выставка рисунков «Природа родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Что я знаю о природе родного края» Конкурс семейных традиций Туристические походы Субботник «Озеленение участков д/сада»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ» Задачи Темы и формы работы Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города. Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям» Младший и средний дошкольный возраст Знакомство с фольклором Чудесный русский сундучок Ярмарка Лавка ремесел Бабушкины сказки Дедушкины золотые руки Старший дошкольный возраст Чудо - чудное, диво – дивное (сказки, сказания и фольклор русского народа) Традиции русского народа Знакомство с творчеством местных поэтов, композиторов, художников Культурные и спортивные центры города Спорт-это здоровье Традиции родного города


Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города и занятиям спортом. Формировать у детей навыки культурного поведения Экскурсии начиная со II полугодия средней группы: в художественную школу в музыкальную школу Календарно-обрядовые праздники Русские посиделки Коляда - открывай ворота Широкая масленица Пасха Городские традиции фестиваль детского творчества День города 1 июня – день защиты детей Содружество с семьей: совместные физкультурные и музыкальные досуги старинные семейные традиции конкурс рисунков, сотворчество родителей с детьми фотовыставка «Летний отдых»


При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. «Достопримечательности Калининграда», «Почему так улицу назвали», «Солнечный камень», «Мой микрорайон» «Птицы Калининградской области» «Балтийское море» «Животные Калининградской области» «Красная книга Калининградской области» и др.


Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.


Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок: приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность;


Вывод: реализация регионального компонента в дошкольном учреждении, построенная в системе будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО: - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.


Литература: 1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, – 80 с. 2. В. Колтаков «Из истории Липецкого края».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, А.С. Моргачев «Липецк. Страницы истории».- Липецк: Центрально- Черноземное книжное издательство, А. Березен «Земля наша Липецкая».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, «Искусство родного края». - Липецк: ЛИРО, Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев В.С. Заповедная природа Ли­ пецкого края. - Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», Шальнев Б.М., Шахов В.В. Мир детства. Родная культура: учебник- хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, Шальнев Б.М., Шахов В.В. Липецкая энциклопедия: в 3-х т. - Липецк, Барадулин В.А. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение, 2010.