Формы и методы адаптации детей в срц. Программа социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних в период адаптации к учреждению «адаптация

Проблемы социального сиротства и адаптации несовершеннолетних вызывают повышенный интерес к детям с легкими состояниями психического недоразвития, к условиям их оптимальной интеграции в социум. К лёгким состояниям психического недоразвития относятся пограничные формы интеллектуальной недостаточности, включая задержку психического развития (ЗПР) различного генеза, а также легкую умственную отсталость (ЛУО) (Д.Н.Исаев, 1982; В.В.Ковалев, 1995; И.А.Коробейников, 1997).

Нередко лёгкие состояния психического недоразвития у детей является следствием органической патологии, педагогической запущенности.
В связи с этим, проблема изучения психологического сопровождения детей, по тем или иным причинам оставшихся без родительской опеки, в настоящее время особенно актуальна.

По данным исследований, дети-сироты не имеют доверия к окружающему миру, не владеют нормами и правилами социально приемлемого поведения, не владеют базовыми социально-нравственными ценностями (И.А. Коробейников, В.С. Мухина, М.И. Лисина, И.В. Дубровина, Е.О.Смирнова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, И.А. Ткачева, И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова, Й. Лангмейер, З.Матейчик, Дж.Боулби и др.).
При этом значительная группа детей-сирот (65-77% от общего числа воспитанников детских домов) – это дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания (А.Б.Холмогорова, И.А.Коробейников, Е.С.Слепович, В.М. Слуцкий, И.А. Ткачева, У.В. Ульенкова и др.). Неблагоприятная социальная ситуация способствует утяжелению их психического недоразвития, приводит к отставанию в становлении самосознания, эмоционально-волевой сферы, к формированию специфических механизмов адаптивного поведения, к их рассогласованию с принятыми в обществе социальными нормами (И.А. Коробейников, Л.М. Шипицына, Ж.И. Шиф, Г.М. Дульнев, Н.Л. Коломинский, С.Г. Байкенова и др.).

Дети, находящиеся в социально-реабилитационных центрах, так же подвержены трудностям, связанным с социальной дезадаптацией. В частности, рассматривая проблемы детей ГУ СРЦН «Ласточка» города Нижнего Новгорода, можно обозначить три группы факторов: макросоциальные, микросоциальные, личностные.
К макросоциальным факторам относятся недостатки социально-экономического и бытового характера.

Микросоциальный фактор включает неблагоприятный эмоционально-психологический климат семей, пренебрежение нуждами ребёнка, подверженность стрессорам со стороны членов семьи, насилие (психическое, физическое, сексуальное). Всё это нередко приводит к психогенным расстройствам и нервно-психическим заболеваниям. Дефицит общения со взрослым нарушает процесс социализации личности ребёнка, в особенности социально-личностное развитие детей на этапах раннего онтогенеза. В микросоциум несовершеннолетнего включается также референтная группа антисоциальной направленности, которая может служить источником правонарушений.

Личностный фактор включает: низкую мотивацию к обучению, школьную неуспеваемость, негативизм и недоверие к взрослым, к миру в целом. Для детей социально-реабилитационных центров остаётся актуальной проблема власти и доминирования, как правило, проявляющиеся в нарушенном сексуальном поведении; девиантное поведение, выражающееся в мелком воровстве, употреблении спиртного, хулиганстве, бродяжничестве, драчливости, аффективной несдержанности. Для воспитанников зачастую характерно неуверенное поведение, выражающееся в неадекватной самооценки, агрессии и применении деструктивных защитных механизмов. У старших дошкольников социально-реабилитационного центра присутствует системное нарушение в развитии всех компонентов социальной компетентности (когнитивного, эмоционального, поведенческого). В силу недостаточности общения с близким взрослым также нарушено формирование образа социального «Я», что затрудняет формирование у них гармоничного отношения к себе и другим людям.

В отдельную группу можно выделить проблемы здоровья. Это физические и психические нарушения часто связанные с факторами неблагоприятной наследственности, а также психосоматические трудности, которые занимают одно из центральных мест в реабилитации.

Перспективы в решении проблем детей, находящихся в социально-реабилитационных центрах должны приобретать комплексный характер с участием специалистов по социальной работе, социальных педагогов, юристов, психологов, психиатров, наркологов. Адаптация несовершеннолетних к условиям социума должна включать вместе с проведением специальных занятий, проведение профилактической беседы, интересное и полезное использование свободного времени: заниматься спортом, учиться работать на компьютере, приобретать новых друзей, играть.

Одним из главных мест в реабилитации занимает формирование культуры взаимоотношений воспитанников между собой, взаимоотношений с воспитателями, социальными педагогами, педагогами-психологами, медицинскими работниками.

Кроме того, своевременное и компетентное включение ребенка в систему
коммуникативных отношений и особенностей социально-личностного развития можно рассматривать в качестве важнейшего условия оптимизации процесса реабилитации детей.

Таким образом, перспективы в решении проблем дезадаптации детей в социально-реабилитационных центрах сводятся к формированию физического и психического здоровья и социальной компетентности воспитанников.

Тарасова Екатерина Владимировна педагог-психолог ГУ Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Ласточка» города Нижнего Новгорода, член школы молодых учёных при кафедре психиатрии и медицинской психологии Нижегородской Государственной Медицинской Академии.

Разделы: Социальная педагогика

Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится частью его личности. Социализация - это процесс усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью.

Социальная адаптация в широком смысле слова означает соответствие, согласие, согласованность человека с окружающим миром. Социально-адаптированный человек в состоянии выполнять необходимые социальные роли и функции, он имеет устойчивые связи с окружающими, у него есть навыки общественного сосуществования в данной среде. Характеристика детей и подростков, попадающих в реабилитационные учреждения показывает, насколько далеки они от такого состояния и насколько противоестественна была их прошлая жизнь.

В социально – реабилитационном Центре им предлагаются иные условия жизни, иная система взаимоотношений с людьми, другие ценностные ориентиры. Понятно, что ребенок с неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения с людьми не может в одночасье адаптироваться к нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в Центре.

Самая первая задача всех, кто соприкасается с детьми и подростком, прибывшим в реабилитационное учреждение, оказать ему максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни. Этот процесс сложен, но опыт показывает, что цель достигается, если на нее работает целый комплекс факторов: теплая, приближенная к домашней среда обитания, снисходительность окружающих, выражающая любовь к ребенку и веру в то, что он способен измениться к лучшему, персонифицированное внимание к его личности, а также, незнакомое ранее отношение заботы.

Важнейшая социально-педагогическая задача – дать заброшенному ребенку новую среду обитания, новые впечатления, отличные от всего того, что он испытывал до сих пор. Главная забота состоит в том, чтобы в стенах Центра было то, что в наибольшей степени удовлетворяет интересы детей и помогает развивать у них социально-значимые потребности.

Подросток - существо деятельное. Его адаптация проходит более успешно, если он с первых шагов своего пребывания в реабилитационном Центре поставлен в позицию соучастника, созидателя новых условий своей жизнедеятельности, а не просто потребителя. Важно дать детям возможность создавать свой дом. Детей и подростков привлекают к ремонту и переоборудованию комнат. Каждый ребенок по своему вкусу создает "дизайн" у своей кровати, навешивая плакаты, рисунки и т.д. На первых порах взрослые не спорят с ним, даже если вкусы подростка оставляют желать лучшего. Главное состоит в том, чтобы ребенок пережил чувство своего собственного дома. Когда у ребенка упрочится доверие к воспитателю, появится возможность корректировать его вкусы, изменять их к лучшему.

Уединение для дезадаптированных детей чрезвычайно важно - они сбрасывают психологическую перегрузку, осмысливают новое течение своей жизни, фантазируют. Создаются уютные уголки, где можно побыть одному. Для адаптации ребенка чрезвычайно важны первые шаги. Необходимо, чтобы его вхождение в Центр осуществлялось в обстановке покоя, без суеты и возбуждения.

У ребенка с аутичным типом поведения повышенное внимание может вызвать негативную реакцию, поэтому воспитателю следует оградить его, попытаться найти занятие, дать возможность ребенку спокойно войти в новую среду.

В жизни социально – реабилитационного Центра необходимо преобладание спокойной, ровной, доброжелательной атмосферы. Она дает возможность ребенку успокоиться, снять напряжение, страх, оценить новые условия жизни, выбрать линию поведения. В группе для ребенка важно получить возможность окунуться в атмосферу домашней жизни. Ее создает все - и тон общения воспитателя с детьми, и наличие своих вещей, одежды, обуви, и возможность по-своему обустроить уголок у своей постели, и возможность найти любимое местопребывание в учреждении.

Необходимым условием социальной адаптации ребенка является четкое разграничение в жизни Центра разрешаемого и запрещаемого ("можно" и "нельзя"). Дезадаптивность подростка выражается в низкой степени социальной нормативности. Понимая, какая жизненная ситуация привела к низкому уровню усвоения подростком социальных норм, следует отдавать себе отчет в том, что предъявление к нему требований относительно выполнения определенных норм, правил распорядка должно быть последовательным, гибким. Необходимо исключить из педагогического обихода жестких и категоричных требований. Опыт показывает, что когда воспитатель пытается использовать свое положение и заставляет, навязывает новые правила жизни, дети не только сопротивляются, но и проявляют агрессию. Это осложняет адаптацию ребенка.

Границы снисхождения определяются конкретно. Нет необходимости препятствовать тем формам поведения, которые не опасны для ребенка, не наносят ему вреда, а также не становятся непереносимыми для окружающих. В опыте реабилитационных учреждений есть три безоговорочных запрета: нельзя красть, нельзя обижать слабого, нельзя уйти из Центра, не поставив в известность воспитателя. Замечено, что дети тем легче приспосабливаются к запрету, чем сильнее искренняя уверенность взрослых в его необходимости и чем последовательнее он проводится в жизнь.

Выше говорилось, что социальная дезадаптация сопряжена со срывом коммуникативной деятельности детей, которая является следствием разносторонней социально-психологической депривации. Опыт позволяет определить требования к поведению взрослых в общении с детьми, склонными к изоляции. Они предполагают: мягкий стиль общения без требовательных, обязывающих интонаций, устранение того, что ребенка отпугивает, уважение его личностного пространства, предвидение сложностей в освоении новых условий жизни и помощь в их преодолении. Опыт показывает, что вывести ребенка из состояния изоляции помогают театрализованные представления, праздники. Ребенка увлекает драматизация, он становится более открытым к окружающим.

Более часто встречается на практике оппозиция в общении. Ребенок демонстрирует пренебрежение к правилам, к любому требованию, даже высказанному в дружелюбной форме. Оппозиция проявляется в форме агрессии, которая характеризуется импульсивностью, раздражительностью, когда подросток сбрасывает внутреннее напряжение в агрессивных формах самоутверждения; бранится, ввязывается в драку, бьет и ломает все подвернувшееся под руку. Адаптация детей, в общении которых преобладает оппозиционная или агрессивная тональность, достигается достаточно сложно. Здесь велика роль психотерапевтического влияния, полезна организация групповых тренингов.

Чтобы укреплять и развивать нормальные коммуникации подростков, воспитателю следует очень бережно строить повседневное общение с детьми, исключающее жестокие категоричные требования, ориентироваться на позитивные возможности ребенка, восстановление чувства его самоценности.

Особо тщательными должны стать оценки, которые приходиться давать действиям подростка, следить, чтобы оценка адекватно воспринималась другими детьми и взрослыми. Непреложными правилами для воспитателя должно стать следующие утверждения: “подвергай критике поступок, не распространяй своих оценок на личность в целом”, “стремись заметить в ребенке положительное и опереться на него”. Успех диалога взрослого и ребенка становится реальным, если взрослый проявляет стремление к эмпатии и придерживается определенных принципов: внимательно выслушивает, деликатно входит в мир подростка, пытается принять его таким, каков он есть, старается не решать за ребенка проблемы, которые у него возникают, не предлагает готовых решений, а помогает ему дистанцироваться, смотреть на проблему со стороны, чтобы было легче самому найти оптимальные пути выхода из затруднительного положения.

Если взрослый руководствуется этими принципами, диалог с подростком устанавливается, свидетельством чего становится стремление ребенка инициировать контакт, продолжать общение, желание его сделать длительным.

Адаптация подростка в реабилитационном учреждении, принятие им новых принципов жизни, новых ценностей, в значительной степени зависит от того, насколько в Центре помогут ему осознать свою самоценность. Поэтому реабилитационная работа должна быть сориентирована на восстановление ребенка в правах, прежде всего, перед самим собой, формировании у него уважения к самому себе, чувства собственного достоинства, уверенности в своих позитивных возможностях.

Осознание своей человеческой ценности, необходимое ребенку, приходит тогда, когда воспитатель начинает замечать сам и обращать внимание окружающих на позитивные качества и свойства подростка. Речь идет о таких индивидуальных особенностях, которые явно не бросаются в глаза, особенно в привычном, повседневном общении, но в каких-либо новых обстоятельствах неожиданно всплывают и становятся чем-то вроде открытия (Игорь стал помогать врачу лечить ребятам коленки, Ира сама одолела первую в своей жизни книжку и т.д.). Замечая в ребенке даже самую малость, педагог помогает ему предстать перед окружающими и в собственных глазах в новом и лучшем свете.

Обучая детей новым навыкам, воспитателю важно понимать, что дети, с которыми он имеет дело, нуждаются в эмоциональной поддержке и с ними многое надо начинать с чистого листа. Поэтому обучение строится в следующей логике: взрослый дает ребенку образец действия, создает условия для успеха, поддерживает, сочувствует в затруднительной ситуации, вместе с ребенком ищет ошибки, радуется удаче.

Таким образом, вся система отношений к ребенку должна подчеркивать его индивидуальность, его персональную значимость для окружающих. К примеру, каждый ребенок должен чувствовать внимание окружающих к значимым событиям своей жизни. День рождения каждого ребенка, его первый день в школе, успех в любом занятии - необходимо подчеркнуть значимость этих событий.

Дети, которых помещают в реабилитационное учреждение, всего этого не видели в своей семье, но к хорошему они привыкают быстро и те образцы поведения, которые преподают им взрослые, они усваивают и следуют им. Однако следует иметь в виду, что такие позитивные перемены влекут за собой перемены, активизацию у подростка новых потребностей, к удовлетворению которых надо быть готовым. Дело в том, что, чем активнее мы пробуждаем самосознание ребенка, чувство самоценности, тем сильнее ощущает он жажду персонифицированной любви, тем чаще его гложет червь сомнения по поводу того, насколько эта любовь прочна и искренна.

Чтобы расположить детей к обучению, очень осторожно следует использовать оценки. На первых порах целесообразно оценивать и поощрять главным образом прилежание, отношение к знаниям, постепенно включая в круг оценки знания и умения, приобретаемые детьми.

В ходе занятий следует предусмотреть коррекционные меры по развитию у детей логического мышления, активного словаря, памяти, внимания.

Для развития наглядно-действенного мышления особое внимание следует уделить обогащению и расширению конкретно-чувственного опыта детей. Занятия желательно по возможности приблизить к социальной и природной среде обитания ребенка – проводить их в лесу, у реки, в магазине, на почте, в музее, парке. Такие уроки помогают развитию общей осведомленности детей и помогают воспитанию навыков просоциального поведения.

Совокупность показанных выше условий помогает детям и подросткам освоиться в новой социальной среде, принять новые правила жизни и новых людей.

В процессе социализации и социальной адаптации воспитанники обретают свою индивидуальность, т.к. социальный опыт не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Таким образом, процесс социальной адаптации следует определить не только как активно-приспособительный, но как активно-развивающий.

Габайдулина Марина Ахметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСО РБ "РСРЦН"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, Бурятия
Наименование материала: стать
Тема: "Социально-психологическая адаптация детей в новом коллективе (среде)"
Дата публикации: 06.09.2017
Раздел: среднее профессиональное

Габайдулина М.А. Воспитатель.

ГБУСО «Республиканский социально реабилитационный Центр для

несовершеннолетних» г. Улан-Удэ

Социально-психологическая адаптация детей в новом

коллективе (среде)

«Социально-психологическая адаптация – это процесс перестройки

поведения

деятельности

условиях».

многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и

способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и

эффективное взаимодействие с новой социальной средой.

В последние годы отмечается рост детей, оказавшихся в трудной

жизненной

ситуации.

лишенные

временно

постоянно

родительского попечительства. Для них созданы государством социально -

реабилитационные

Поступление

ребенка в социально-реабилитационный Центр – новый этап в жизни, с

которым связано изменение его социальной ситуации развития. Из знакомых

домашних

попадает

сверстников,

руководством специалистов будет идти его дальнейшая жизнь, роль близкого

взрослого для него временно будут выполнять чужие люди. Поэтому перед

педагогами и психологами нашего учреждения встают задачи по адаптации

детей. При поступлении в социально - реабилитационный центр, у ребенка,

оказавшегося

жизненной

ситуации,

изменяется

поведение

окружающей

межличностных

отношений.

процесса

адаптации

выступает

которому

необходимо

приспособиться

окружающей социальной среде. Если при работе с детьми младшего возраста

необходимы

воспитание,

возмещение

дефицита

которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и

подростков

приходится

перевоспитывать,

устранять

приобретенную

девиантность

поведения,

искаженные

представления

взаимоотношениях между людьми. Следующая составная адаптации – среда

адаптации,

окружение,

которому

приспособиться.

Микросоциальная

(ближайшее

окружение)

является

областью

взаимодействия

личности

обществом

воспитанника

микросоциальной

является

пространство

взаимоотношений

окружающих

(педагоги,

администрация,

персонал).

Организация

пространства

желательных

общественных отношений воспитанника является одной из основных задач

социальной адаптации. Роль личности специалиста при этом весьма значима.

Третьим элементом адаптационного процесса является самовзаимодействие

ребенка и среды. На первом этапе работы с детьми необходимо установить

ребенком,

доверительные

отношения.

Проведение

реабилитационных

мероприятий

основывается

индивидуальной

программе, составленной на каждого ребенка и, он не должен чувствовать

окружении

реабилитационных

программ

сердце и душа его будут закрыты.

реабилитационном

меняется

полностью.

биологическом плане изменяются физиологические условия – от привычных

продуктов

организации

основных

режимных

моментов.

социально-психологической области изменения главным образом касаются

таких важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные

привязанности, в первую очередь привязанность к матери.

Одной из главных задач СРЦН является восстановление широкого спектра

отношений воспитанников с миром, обучение их общению с взрослыми,

сверстниками,

обретению

з н ач и м о с т и.

Реабилитационная работа начинается с адаптации воспитанников к новым

у с л о в и я м

д н я, правила

поведения,

самообслуживанию, общественная жизнь центра.)

воспитанников,

поступающих

учреждение,

родителей, ведущих асоциальный образ жизни, дети одиноких матерей, дети

из малообеспеченных и многодетных семей. Для них характерны: низкий

интеллекта

коммуникативных

способностей

(агрессивность,

конфликтность,

замкнутость

неадекватность

самооценки;

эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это

снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как

следствие – затрудняет адаптацию.

В этой связи проблема адаптации детей в СРЦН имеет одно из приоритетных

значений.

работает

программа

поступивших детей. Она направлена на создание благоприятных социально-

психолого-педагогических

успешной

адаптации

несовершеннолетних.

программы

создание

благоприятного

социально-психолого-

педагогических условий для успешной адаптации вновь поступивших детей в

условиях СРЦН.

Задачи программы:

Определить уровень адаптации каждого ребёнка;

Создать условия для социально - психологической адаптации детей в СРЦН

(создание

сплоченного

коллектива,

предъявление

обоснованных

последовательных

требований,

установление

взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

дезадаптированных

воспитанников:

«трудных детей», детей, склонных к побегам, детей-изгоев);

Проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;

Разработать

индивидуальные

программы

социально

психолого-

педагогического сопровождения ребенка;

реализации

программы

используются

следующие методы

Индивидуальные и групповые беседы с детьми;

Диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и

детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности детей и т.д.);

Индивидуальные и групповые консультации педагогов и родителей;

Индивидуальная

групповая

психокоррекционная

имеющими трудности в период адаптации;

Ролевые игры (разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды);

Рисуночная арт-терапия;

Моделирование образцов поведения;

Метафорические истории и притчи.

Программа способствует принятию и выполнению норм коллективной

большинством

поступивших

Гармоничным

взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми. Активному участию

вновь поступивших детей в жизни учреждения и комфортному состоянию

ребенка, удовлетворенности своим социальным статусом.

Критерии и способы оценки:

Диагностические карты;

Мониторинг;

Тестирование, анкетирование.

Структура занятий:

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию

установления

эмоционально

позитивного

контакта

участниками

завершается

ритуалом

прощания.

процедуры

сплачивают

детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на

повышает

активности

способствует

формированию

групповой сплоченности.

Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры

и приёмы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение

отдаётся

многофункциональным

техникам,

моделирование

образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и страхи.

Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и

предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в

ходе заключительного обсуждения.

Программа рассчитана на 10-12 занятий по 2 часа.

Желательно встречаться 2 раза в неделю.

Численность группы не должна превышать 6 человек.

Этапы работы :

Диагностический этап:

Составление списков вновь поступивших детей.

Знакомство с факторами среды жизни ребенка (изучение данных личного,

медицинского дела ребенка);

Знакомство

установление

контактов

поступлении

учреждение.

Социально

психологическая

диагностика

поступившего

Краткий анализ состояния работы.

Методы исследования:

«Адаптация».

Диагностика

психических

состояний

(психолог, социальный педагог).

Изучение мотивационной сферы вновь прибывших воспитанников.

Изучение межличностных отношений ребенка в коллективе (социометрия).

Выявление детей с проблемами в физическом развитии.

Изучение самооценки.

Анкета для педагогов.

Организационный этап:

Составление списков детей, нуждающихся в помощи специалистов: дети

группы риска, «трудные дети», дети, склонные к побегам, дети - изгои.

Изучение возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами

образования, здоровья, досугом детей

Систематизация

результатов

социально-психолого-педагогических

исследований.

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Наблюдение за вновь прибывшими детьми.

Изучение

ситуаций,

осуществление

различного

«вмешательств».

Координирование

педагогически

обоснованных

методов работы с наблюдаемыми детьми.

Консультирование

оказание

поддержки

ситуации

прибывшим

проблемы

адаптации (психолог).

Социально-психологическая

поддержка

определение

состояния

психико - эмоционального и социального статуса ребёнка (опрос педагогов,

учащихся);

индивидуальная

преодолению

социально

педагогических трудностей;

социально - педагогическая реабилитация;

индивидуальные

групповые

несовершеннолетними

обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите.

специальные

гарантированному обеспечению прав ребенка, предусмотренных российским

законодательством

Международной

конвенцией

образование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, пенсиями,

пособиями, алименты, судебная защита прав ребенка (социальный педагог).

Проведение консилиума.

Критерии успешной социальной адаптации

Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни.

Адекватное отношение к педагогическим воздействиям.

Гармонизация

взаимоотношений:

«взрослый

ребёнок»,

«ребёнок

ребёнок».

Активное участие в жизни детского коллектива.

Удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.

УДК 376.564

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Дутова О.В.

В статье рассматриваются основные приоритетные направления социальной адаптации подростков - выпускников интернатных учреждений и опыт их реализации путем приобщения к социально-культурной деятельности в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Прометей» (г. Санкт-Петербург). Развитие социально-адаптационного потенциала подростков средствами социально-культурной деятельности рассматривается на примере модуля «Семья», входящего в разработанную в СРЦН комплексную модульную программу.

Ключевые слова: сиротство; профилактика девиантного поведения сирот; программа социальной адаптации; социокультурное воспитание; жизнеустройство выпускников интернатных учреждений.

SOCIAL ADAPTATION OF ORPHAN CHILDREN BY MEANS OF WELFARE ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF THE SOCIAL AND REHABILITATION CENTER OF ST. PETERSBURG

In article the main priority directions of social adaptation of teenagers - graduates of residential establishments and experience of their realization by familiarizing with welfare activity in the conditions of the social and rehabilitation center for minors «Prometheus» (St. Petersburg) are considered. Development of social and adaptation potential of teenagers by means of welfare activity is considered on the example of the Family module entering into the comprehensive modular program developed in SRTsN.

Keywords: orphanhood; prevention of deviant behavior of orphans; program of social adaptation; sociocultural education; living arrangement of graduates of residential establishments.

Резкие изменения в Российском обществе, произошедшие во всех сферах - экономической, политической, социальной и духовной наряду с позитивными переменами выявили ряд острых социальных проблем, непосредственно влияющих на социализацию подрастающего поколения и в первую очередь наиболее незащищенной категории граждан, которыми являются дети-сироты. В современной России можно констатировать кризисное состояние института семьи, которое выражается в росте числа неполных и проблемных семей, конфликтах между супругами, отказе супругов от детей и, как следствие, возрастании числа социальных сирот, то есть детей, брошенных родителями или отобранных у родителей, не выполняющих свои обязанности по их воспитанию .

Защита интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала одной из самых острых социальных проблем в социальной политике Российского государства. Реальную картину сиротства в России определить сложно. Ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. По-прежнему наиболее распространенной формой устройства детей, лишившихся попечения родителей, остается их направление в интернатные учреждения.

Ежегодно в них оказывается около трети детей, лишившихся родительского попечения .

Ребенок, который потерял родителей, занимает особое, по-настоящему трагическое положение в социуме, оставаясь один на один со своими переживаниями, мыслями и чувствами. Ему предписаны определенные льготы со стороны государства, но детдомовец изначально лишен главной поддержки - семейной, родственной, именно поэтому растет маргинализация и криминализации среди детей-сирот, повышается аполитичность, страх, а отсюда возникает потребительское отношение к жизни, фатализм, узость мировоззрения . Отсутствие единой организационной структуры взаимодействия учреждений и служб социальной помощи, противоречивость нормативно-правовой базы усугубляют эти явления.

Проблема социальной адаптации детей-сирот многоаспектна и находит отражение в научных исследованиях педагогики, психологии, социальной медицины, культурологии, социальной работы и социально-культурной деятельности. В отечественной психологии вопросам социальной адаптации отводится значительное место, в котором центральную роль занимает развитие личности во взаимодействии взрослого и ребенка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) . Ряд психологических и педагогических исследований посвящен изучению особенностей развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях интернатного типа . В современных научных исследованиях созданы предпосылки для комплексного изучения социального сиротства: анализ общих подходов к реабилитации детей-сирот; профилактика предотвращения роста числа отказных детей и ранняя диагностика причин этого явления; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и детьми-сиротами .

Самостоятельную группу источников в изучении проблем сиротства составляют научные исследования в области социально-культурной де-

ятельности, народного творчества, культуры быта, социально-культурной анимации, культурно-досуговой деятельности, социального менеджмента и связей с общественностью, изучающие механизмы взаимовлияния культуры и искусства на гуманизацию российского общества. При этом ключевым методологическим источником выступает положение о развивающей сущности социально-культурной деятельности .

Включение сирот, подростков в социально-культурную систему связей и отношений, открытие новых жизненных перспектив, реальных путей успешной социальной адаптации, формирование базовых ценностных ориентаций, установок личности, предотвращение девиантного поведения - такова основная характеристика профилактической социально-культурной деятельности, имеющей целью социальную адаптацию детей-сирот, подростков, выпускников интернатных учреждений.

Под понятием социальной адаптации нами понимается возможность жизнеустройства выпускников интернатных учреждений в социуме. Социальная адаптация представляет собой процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды. Главной проблемой социальной адаптации является способность к индивидуальному выбору из спектра предоставляемых социумом возможностей. За этой способностью стоит развитое Я - субъект осмысления мира и своих потребностей, построения взаимоотношений и жизненной активности.

Важнейшими компонентами социальной адаптации детей-сирот подросткового возраста являются согласование оценок притязаний детей из интернатных учреждений, их личностных возможностей со спецификой условий региона и общества в целом; выявление их целей, ценностных ориентаций, способностей и возможностей реализации их в конкретной социальной среде . В инфраструктуре Санкт-Петербурга сложилось и функционирует гибкая, отвечающая современным тенденциям развития большого города, система социозащитных

учреждений, решающих вопросы жизнеобеспечения данной категории. Одним из таких учреждений является социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Прометей» (СПб ГБУ СРЦ «Прометей»).

Основными целями «СРЦН «Прометей» являются: социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социальная адаптация и социальная реабилитация, охрана жизни и здоровья, нравственное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; определение совместно с территориальными и отраслевыми органами управления Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления оптимальных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Полученные на основании комплексной диагностики воспитанников СРЦН данные позволяют выделить основные проблемы, требующие решения и приоритетные направления работы:

1) дефицит социализации, и прежде всего слабое освоение основного репертуара семейных ролей,

2) низкий уровень коммуникативной культуры, препятствующий формированию социально адаптивных умений и навыков,

3) проблемы личностного характера, препятствующие социальной адаптации,

4) социально-правовая безграмотность.

Разработка системы мер, направленных на преодоление трудностей и проблем, стоящих перед воспитанниками в плане их социальной адаптации, является одной из главных задач Центра «Прометей». Программа социальной адаптации воспитанника представляет собой комплекс мероприятий, направленных на разрешение вышеуказанных проблем.

Наиболее эффективными формами и методами социальной адаптации детей-сирот является социально-культурная деятельность в условиях социозащитных, образовательных и других организаций независимо

от форм собственности. Это обусловлено значительным реабилитационным и интеграционным потенциалом социально-культурной деятельности, её способностью решать значимые проблемы, находящиеся вне пределов досуга, а также возможностями оптимизировать социально-интеграционные условия жизнедеятельности ребенка-сироты.

С целью развития социально-адаптационного потенциала подростков средствами социально-культурной деятельности в СРЦН разработана комплексная модульная программа, включающая в структуру 10 основных модулей: «Семья», «Толерантность», «Досуг», «Культура поведения», «Здоровый образ жизни», «Профориентация и трудоустройство «Трамплин», «Патриотическое воспитание», «Безопасный мир», «Социально-правовая адаптация», «Социально-бытовая адаптация».

Реализацию мероприятий программы по обозначенным четырем направлениям, решающим соответствующие педагогические задачи, где логика развития адаптационного потенциала будет соответствовать внутренней логике процессов осознания, усвоения и присвоения социально-культурных ценностей рассмотрим на примере модуля «Семья».

Первое направление модуля «Семья»: «Я - семьянин», освоение основного репертуара семейных ролей, включающего социально-бытовую адаптацию и оснащение, в рамках данного модуля, здоровье сберегающими моделями поведения. Задачами данного направления являются: формирование структуры социальных представлений о ролевых отношениях в семье, установку по отношению к ролевым отношениям в семье, включающую ценностные ориентации; оценки разных жизненных ситуаций; репродуктивные предпосылки в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

СОРОКИНА Т.Н. - 2012 г.

  • К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    ГОГОЛЕВА АННА ЯКОВЛЕВНА - 2014 г.

  • Социальная адаптация - показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определённые биосоциальные функции (восприятие окружающей действительности и собственного организма, адекватная система отношений и общения с окружающими; адаптивность поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других).

    Социальная адаптация - постоянный процесс и результат активного приспособления человека к условиям меняющейся социальной среды.

    Сегодня хотелось бы поговорить об одной из важнейших составляющих социализации больных детей - социально-бытовой адаптации, т.е. о формировании у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости. Эта задача является общей в воспитании любого ребёнка, но в отношении больных детей приобретает особый смысл. Т.к. овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребёнка от окружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за ребёнком), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии. Очень важно использовать все способности, возможности ребёнка и развить у него жизненно-необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, по возможности, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить в нормальных средовых условиях.

    Социально-бытовая адаптация - процесс, не лишённый противоречий и проблем.

    Одной из особенностей при организации социально-бытовой адаптации является необходимость учёта особенностей ребёнка, его возможностей, степени утраты здоровья.

    Ведь если какой-либо вид деятельности будет доступен для одного ребёнка, у другого он вызовет определённые трудности, которые можно решить в процессе регулярных упражнений, то для третьего - выполнение будет невозможно. При организации работы с ребёнком по социально-бытовой адаптации следует помнить, что «каждый восходит на свою вершину, своими темпами, опираясь на свои возможности». При этом следует помнить, что дети с особенностями в развитии гораздо больше нуждаются в поддержке и помощи. Воспитание и обучение такого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и даже часто педагогической изобретательности, потому что в работе приходится опираться только на те функции, которые у ребёнка сохранены.

    Роль родителей в данном процессе трудно переоценить. Многие из вас прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка. Это очень важно, потому что с одной стороны вы являетесь окружающей средой, в которой ребёнок живёт и растёт, а с другой оказываетесь непосредственными участниками становления ребёнка, его развития, помощниками в борьбе с болезнью.

    Однако нам всем, родителям, зачастую не хватает знаний и умений для правильного воспитания своих детей, отсутствует целенаправленная систематическая тактика воспитания. Причём, это относится к процессу воспитания всех детей, как больных, так и здоровых. В воспитании же больных детей очень часто наблюдается ситуация чрезмерной опеки. Можно понять любящую маму, которая стараясь облегчить жизнь ребёнка с нарушениями, ограждает его от любых трудностей, сразу бросается во всём ему помогать, делает за ребёнка многое из того, что он может сделать самостоятельно или с небольшой помощью. И часто не задумывается, что помочь ребёнку - не значит сделать что-то за него, а значит научить это делать. Правильный подход родителей к своему, ребёнку - не безграничная опека, а спокойная доброжелательность, понимание целей и перспектив его развития и воспитания.

    Опыт работы показывает, что у детей даже с ТМН возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков. Существуют различные методики работы с детьми по выработке, формированию таких жизненно необходимых навыков как: (от самых элементарных до сложных)

    Гигиена тела;

    Пользование туалетом;

    Приёма пищи;

    Правильного обращения с продуктами питания;

    Приготовления простейших блюд;

    Одевания и раздевания;

    Обувания и снятия обуви;

    Ухода за одеждой и обувью; .

    Поддержания порядка в помещении и его уборки;

    Ухода за комнатными растениями, домашними животными;

    Уборки территории;

    Выполнения мелких покупок;

    Некоторых др.навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда.

    Практические советы по обучению детей новым видам деятельности.

    1. Существует множество способов, с помощью которых вы можете помогать
    ребёнку учиться новым видам деятельности. Вы можете использовать следующие:

    выбирать для обучения те виды деятельности. Которые ребёнок может видеть или слышать в практической жизни, в реальности;

    всегда объяснять ребёнку и разговаривать с ним о том, что вы делаете;

    выполнять все малознакомые действия вместе с ребёнком и разговаривать с ребёнком о тех действиях. Которые в вашем присутствии выполняют другие дети;

    2. Сначала выясните, как ребёнок вас понимает. Он может понимать вас, слушая вашу речь, наблюдая за выражением лица, движениями рук, тела. Или же ребёнок может понять вас, если он прикасается к вам тогда, когда вы что-то делаете. Малыш может понять вас, делая что-то вместе с вами.

    Вывод: Когда вы учите ребёнка, разговаривайте и объясняйте ему свои действия тем способом, который он понимает лучше всего.

    3. Учите ребёнка выполнять различные виды деятельности в то время, когда это обычно делают другие люди. Например, помогайте ребёнку учиться раздеваться, когда пришло время сменить одежду или ложиться спать.
    Начинайте обучение с того вида деятельности, которому, по вашему мнению, он сможет научиться легче всего.

    Начните обучение с того вида деятельности, которому, по вашему мнению, он сможет научиться легче всего.

    Учите ребёнка одновременно только одному виду деятельности. Начинайте обучать его новому только тогда, когда он научится хорошо выполнять предыдущее.

    4. Каждый день выделяйте некоторое время обучению ребёнка. Ребёнок сможет быстрее научиться чему-то, если видит, что другие тоже делают это
    (например, вся семья обедает вместе).

    5. Может случиться так, что ребёнок не может научиться какому-то новому виду деятельности, как бы вы ни старались обучать его. В этом случае разрешите ребёнку заниматься тем, что он уже может делать. Это поможет совершенствовать ему своё умение. Внимательно наблюдайте, чтобыопределить, когда он будет готов учиться снова.

    6. Когда вы обучаете ребёнка, вы должны привлечь всё его внимание. Ребёнок не сможет хорошо сконцентрировать внимание, если он голоден или мокрый. Убедитесь, что у него всё в порядке и ему удобно. Для занятий выбирайте тихое и спокойное место, где ребёнок может сосредоточиться. Если вокруг будет шумно, много людей, он захочет посмотреть, что происходит вокруг.

    7. Некоторые дети могут удерживать внимание на очень короткое время. Если ребёнок такой, то сначала учите его тем видам деятельности или играм, которые ему нравятся больше всего. (Например, игра в мяч: подкатывание мяча к ребёнку и отталкивание обратно). Каждый день подолгу занимайтесь теми видами деятельности, которые нравятся ребёнку. Таким способом вы научите ребёнка удерживать внимание на одном занятии в течении длительного времени. Когда он сможет это делать, начинайте учить его другим видам деятельности. Однако следует помнить, что если ребёнок подолгу занимается одним и тем же, он может устать. Тогда он может захотеть вообще заниматься этим. Не заставляйте ребёнка делать что-либо очень долго. Наблюдайте за ним, чтобы заметить, когда он начнёт уставать.Прекратите заниматься этим видом деятельности, до того, как малыш устанет.

    8. Будьте терпеливы, когда обучаете ребёнка. Говорите с ним медленно, тихо. Ребёнок ничему не научится, если вы кричите на него или пугаете.

    9. Ребёнку необходимо продолжить выполнять какой-то вид деятельности после того, как он научится делать это. Чем больше раз ребёнок сделает что-то, тем лучше он сможет это делать.

    10.Чтобы помочь ребёнку быстрее учиться, необходимо использовать поощрение. Когда ребёнок получает какое-то поощрение за то, что он правильно что-то сделал, он захочет сделать это опять. Поэтому делайте так, чтобы ребёнок, которого вы обучаете, зная, что вы поощрите его за то, чтобы

    он сделал что-то хорошо.

    Поощряете ребёнка сразу, как только он сделал что-то правильно.

    Поощряйте его всякий раз, когда он делает что-то правильно.

    Поощрением может быть: улыбка, объятие, похвала, что-нибудь особенное (фрукт, игрушка), разрешение делать то, что ему нравится (например, слушать музыку).

    Наблюдайте за ребёнком, чтобы узнать, что ему нравится. Тогда вы можете использовать это в качестве поощрения.

    Поощрять нужно только за то, что сделано хорошо. Если ребёнок вознаграждён за что-то, что он сделал не так, как нужно, то он повторит это опять.

    Поощряйте ребёнка, если то, что он сделал, сделано в нужное время и в правильном месте. Например, ест вместе со всеми в отведённое для этого время.

    Продолжайте поощрять до тех пор. пока он не научится выполнять то, чему вы его учите. Когда ребёнок научится новому виду деятельности, постепенно прекращайте его поощрять.

    11.Когда вы чему-то учите ребёнка, постоянно наблюдайте за ним во время занятий. Всегда старайтесь выяснить, какую часть данного вида деятельности ребёнок может сделать самостоятельно, каковы его максимальные возможности. Затем помогите ребёнку сделать то, что он не может выполнить без посторонней помощи (например, когда ест).

    12. То, что вы делаете с ребёнком, повторяйте одним и тем же образом. Важно, чтобы вы инструктировали и поощряли его тоже одинаково.

    13. Помогайте и подсказывайте, кладя свои руки поверх рук ребёнка, только если он нуждается в вашей помощи, чтобы завершить что-либо.

    14. Продолжайте обучение до тех пор таким образом, пока он не обучится выполнять данный вид деятельности целиком, без посторонней помощи. Это может занять несколько дней, недель или месяцев.

    Конечно, всё это непросто. Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупят себя сторицей. И ребёнок постепенно становится самостоятельным обслуживающим себя человеком, а иногда и помощником своих родителей.

    Подготовила педагог социальный Слащинина В.Ч.