Технология гендерного воспитания дошкольников. Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста

На рубеже 16-17 веков Россия переживала тяжелый период в своей истории, получивший потом название Смутное время. Смутное время - это период со дня смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый представитель из династии Романовых.


После смерти наследника Ивана Грозного и последнего представителя рода Рюриковичей, Дмитрия Ивановича, началась борьба за трон. В 1604 году в Россию вторглись польские войска Лжедмитрия I, выдававшего себя за спасшегося царевича Дмитрия Ивановича, однако через год он был убит в ходе заговора. На царство был коронован князь Василий Шуйский. Но уже в 1610 году власть в Москве снова меняется и переходит к совету бояр во главе с князем Федором Мстиславским. Его целью было посадить на российский престол католического королевича Владислава. Москва оказалось оккупирована польскими захватчиками.


В 1611 году патриарх Гермоген попробовал создать первое ополчение и призвал русский народ встать на защиту православия, изгнать польских интервентов из Москвы. Это ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Однако, по ложному обвинению Ляпунов был убит казаками, которые входили в ополчение. Между последними и дворянами начались распри и ополчение распалось.



В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде было создано второе народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года Нижегородское земское ополчение сумело взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.


Эта победа послужила мощным толчком для возрождения российского государства. После изгнания поляков из Москвы, в ноябре 1612 года, руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царем молодого Михаила Романова - первого русского царя из династии Романовых.


Позже, по указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, 4 ноября был провозглашен днем благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков в 1612 году. В церковный же календарь этот день вошел как День Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Эта дата стала православно-государственным праздником Московской Руси и отмечалась вплоть до 1917 года.

День народного единства в современной России

Долгое время в самом начале ноября наша страна отмечала годовщину Октябрьской революции. После распада СССР на смену этому празднику пришел День согласия и примирения.


Идея возродить в памяти людей празднование окончания Смутного времени и образа Казанской Богоматери, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. После внесения поправок в Трудовой кодекс Государственная Дума постановила, что 4 ноября будет признано Днем народного единства.


С 2005 года вся Россия отмечает 4 ноября День народного единства, этот день является официальным выходным и выпадает на

Выходные дни в начале ноября стали привычными для россиян. Но опросы граждан показали, что многие люди, с радостью принимающие дополнительный выходной, плохо себе представляют по какому поводу не нужно идти на работу или учебу. Даже прохожие, которые без запинки произносят название праздника, не всегда могут объяснить его суть. Действительно, это один из спорных праздников в российском государственном календаре, но знать о нем должен каждый гражданин страны.

День народного единства правительство страны учредило в 2004 году, впервые праздник в России отметили 4 ноября 2005 года, однако его история начинается намного раньше - несколько веков назад.

Что отмечают 4 ноября

Известно, что 4 Ноября - праздник, увековечивающий освобождение Москвы от польских захватчиков в непростом для российского государства 1612 году. Однако, согласно архивным документам, 4 ноября не является днем окончательного освобождения, так как стены Кремля на этот момент еще были осаждены вражескими войсками.

4 ноября больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром захватчиков. В этот день воины войска Пожарского и Минина помолились иконе Казанской Божией Матери, освободили Китай-город и вошли в него победителями вместе с иконой. С тех пор Казанскую икону начали почитать и преклоняться перед ней, люди были уверены, что именно чудотворная икона помогла им одержать победу.

Князь Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Казанский собор специально для хранения чудотворной иконы. Дата постройки храма потерялась в истории, но точно известно, что он был освящен в 1636 году. В годы правления царя Алексея Михайловича 4 ноября было провозглашено Днем благодарности Пресвятой Богородице, а в церковном календаре праздник значился, как Празднование Казанской иконе Божией Матери. Значимый для страны праздник отмечали на Руси вплоть до 1917 года, большевики, пришедшие к власти, сразу же убрали его из списка праздничных дней.

Возможно, молитвы и зарядили бойцов новыми силами и помогли им справиться с оккупантами, но основную роль все-таки сыграло сплочение людей. Под руководством Минина и Пожарского сражалось более десяти тысяч воинов народного ополчения. Среди них были люди различных национальностей и сословий. Считается, что именно 4 числа, во время совместной молитвы, они сплотились, соединились единой общей целью и вместе двинулись навстречу захватчикам. Именно единство в целях помогло столь разным людям найти общий язык и прийти к долгожданной победе с иконой в руках.

Что стало поводом для нового праздника

На протяжении восьми десятилетий в советском государстве отмечали 7 ноября - День Великой Октябрьской Социалистической революции. С развалом Советского Союза присущие ему ценности были пересмотрены, красный день хотели убрать из государственного календаря. Однако люди, привыкшие к ноябрьскому выходному, по инерции продолжали отмечать утративший актуальность праздник еще 14 лет после распада СССР, переименовав его в День согласия и примирения.

Инициатором учреждения нового праздника была Русская Православная Церковь, идея возродить памятный для россиян день прозвучала на Межрелигиозном совете России. С предложением сделать 4 ноября праздничным днем выступил Патриарх Алексий II, он попросил возродить День народного единства и памяти Казанской иконы Божией Матери, который на Руси отмечали более 250 лет.

В декабре 2004 года Государственная Дума одобрила поправки Трудового кодекса, согласно которым из официальных праздников был исключен День Согласия и примирения, отмечаемый 7 ноября, и добавлен новый праздник - День народного единства, назначенный на 4 ноября. Против новых поправок выступили только коммунисты, но их голоса оказались в значительном меньшинстве и не повлияли на окончательное решение.

День народного единства в новой России

Первый День народного единства пышно отметили в 2005 году. Главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Главнейшим событием праздника было открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Новому памятнику нашли место на площади Народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи.

В крупных городах прошли крестные ходы, благотворительные акции, митинги, концерты и другие праздничные мероприятия. В столице президент страны торжественно возложил венки к московскому памятнику Минину и Пожарскому.

Современный День народного единства - праздник, который призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны важность сплочения. Ведь только вместе, двигаясь в одном направлении, можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.

Ежегодно в Российской Федерации отмечается День народного единства, дата празднования которого — 4 ноября. Это большой государственный праздник для всей страны и является официальным выходным днём.

Праздник был утверждён Федеральным Законом, подписанным в 2004 году президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, и уже в 2005 году вся страна отметила всенародный российский праздник. А инициативу утверждения внёс Межрелигиозный совет России, лидерами которого являются представители традиционных конфессий государства.

Предложение Межрелигиозного совета, отмечать праздник именно 4 ноября, было внесено не просто так. Дата празднования связана с трагическими событиями 1612 года, когда, столица Российской Федерации, Москва была освобождена от интервентов из Польши.

Сегодня в Российской Федерации проживает 195 народностей и народов, которые относятся к различным религиозным течениям. Каждый человек, проживающий в России, может с лёгкостью ответить, когда День народного единства, а задачей праздника является сводить к единению всех людей проживающих в России. Во время празднования народ России чествует освободителей Москвы, и выражает свою гражданскую позицию – желание мира в собственной стране и процветания государства. Сопровождается празднование политическими митингами и торжественными мероприятиями.

История праздника Дня народного единства

На рубеже XVI и XVII веков был ряд трагических исторических событий, которые были названы Смутным временем. Многие историки отмечают, что Смута была вызвана прекращением правления династии Рюриковичей. После чего экономическое положение стало неблагоприятным и случилось иностранное вторжение. Народ был вынужден ополчиться против вторжения польских захватчиков. За время Смуты было предпринято две попытки создания ополчения.

Создание ополчения

  • Народ был вынужден встать на защиту родины, после гибели патриарха Гермогена. Прокопий Ляпунов, выходец из рязанского края, возглавил первое ополчение, но случился раздор между казаками и дворянами, и Ляпунова по ложному обвинению убили, и ополчение было разогнано.
  • Вторая волна ополчения была поднята в Нижнем Новгороде в 1611 году под руководством старосты Кузьмы Минина, который предложил собрать средства для создания оборонительных целей, после чего горожане, с их согласия, были обложены сбором для создания ополчения. Главным воеводой второй волны второй волны обороны стал Дмитрий Пожарский, кандидатуру которого выдвинул сам Минин. Минин сразу же стал помощником Пожарского.

Из Нижнего Новгорода во все города страны был разослан призыв к сбору ополчения. В ряды обороны вступали не только крестьянский народ и посадские люди, но даже и дворяне. В уездах и городах Поволжья были сформированы основные оборонительные силы. Основными целями повстанцев были освободить Москву от интервентов и не допустить нахождения на российском престоле иноземного государя. При этом бояре, во главе с князем Фёдором Мстиславским, добивались именно того, чтобы к царствованию пришёл приглашённый из Польши королевич Владислав. После свержения иностранной власти ополчение стремилось к созданию новой российской власти.

В марте 1612 года под знаменем Минина и Пожарского ополчение выступило к Ярославлю, где был создан «Совет всей земли», который стал временным правительственным органом. Важно, что во всеобщем освобождении от иностранных захватчиков приняли участие представители всех сословий и народов, которые проживали на земле, входившей в состав русской державы. Общими усилиями 4 ноября 1612 года народ штурмом взял Китай-город, и смогли разгромить польских захватчиков и выгнать их из Москвы.

Мощный импульс победы в ноябре 1612 года послужил возрождению великого Российского государства. В 1613 году Земский собор выбрал нового царя – Михаила Романова. Для почтения иконы, которая оберегала ополчение во время подвигов, князь Пожарский выстроил Казанский собор за собственные средства.

В 1649 году 4 ноября был утверждён обязательный праздник во имя Пресвятой Богородицы и в благодарность за её помощь в освобождении великой страны от польских захватчиков, но во время Революции в 1917 году праздник был отменён. Стоит заметить, что праздник не стал новым для Российской Федерации, но в 2004 году в него вдохнули новую жизнь.

Традиции праздника

Сегодня этот праздник символизирует сплочённость народа, благодаря которой стала возможность разгромить польских захватчиков российской власти. Этот праздник даёт возможность не только вспоминать не только об одной из великих побед, но и напоминает россиянам, о том, что Россия многонациональная страна и только общими усилиями можно победить врага. По сегодняшний день пышные и грандиозные патриотические празднования проходят по всем городам Российской Федерации. Народные гуляния проходят с весёлыми развлекательными программами, концертами и салютами.

Самые громкие празднования

  • В 2005 году центральным городом, в котором произошло масштабное празднование, стал Нижний Новгород. И также в ноябре 2005 года был открыт памятник Дмитрию Пожарскому и Кузьме Митину. Памятник был установлен на площади Народного единства возле храма Рождества Иона Предтечи.
  • С 2007 года праздник приобрёл огромную популярность, только в Москве прошли 39 мероприятий. Ежегодно к памятнику Митина и Пожарского происходит торжественное возложение цветов при участии первых лиц правительства.
  • в 2013 году по информации руководителя националистического движения «Русские» отметил, что в акции под названием «Русский марш», проводящейся во время празднования Дня народного единства, приняло участие более 20 тыс. человек.

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ТЕМА: «Гендерный подход в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста»

1. Введение
2. Глава 1. Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста
3. Глава 2. Воспитание и развитие детей 5-7 лет на основе гендерных особенностей мальчиков и девочек
4. Глава 3. Организация гендерного подхода к детям в разных видах детской деятельности
5. Глава 4. Выявление уровня сформированности полоролевых взаимоотношений у старших дошкольников
6. Глава 5. Эффективность работы по использованию гендерного подхода в воспитании и развитии старших дошкольников
7.Заключение
8.Библиографический список
9. Приложения
10. Приложение 1. Перспективное планирование по проведению НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию гендерной принадлежности
11. Приложение 2. Перечень гендерных игр для мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
12. Приложение 3. Картотека дидактических игр гендерной направленности
13. Приложение 4.Консультации для родителей
14. Приложение 5. Консультации для педагогов

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентируют нас, педагогов дошкольных организаций на гендерный подход в воспитании детей.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Гендерное воспитание в ДОО призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Разнополое воспитание в ДОО во многом опирается на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависит от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим, т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен. Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание.
Цель: выявить условия полноценного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.
Гипотеза – предполагалось, что организация гендерного подхода в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста позволит благоприятно воздействовать на личностное развитие ребёнка.
Объект исследования – организация гендерного подхода в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности организации гендерного подхода в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по гендерному подходу в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести входную диагностику по выявлению гендерной принадлежности воспитанников и их родителей.
3. Составить целенаправленный тематически-перспективный план работы гендерного подхода в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста в ДОО и дома.
4. Воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.
5. Провести итоговую диагностику по выявлению гендерной принадлежности воспитанников и их родителей.

Глава 3. Организация гендерного подхода к детям в разных видах детской деятельности

Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии: средства, методы, формы.
Средства охватывают народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т.д. В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.
Методами выступают познавательно-развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации, игровые и реальные диалоги, театральные, имитационные, сюжетно – ролевые игры, драматизации, сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации, схемы, состязательные игры, конкурсы, турниры-викторины.
Форма организации - деятельность игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая и др. Целостный процесс полоролевого воспитания представляет собой систему, которая выстроена согласно определенной логике.
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста я применяю в течение трех лет, начиная со средней группы МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №23».
Свою работу я начала в начале учебного года с детьми средней группы.
Работу начала с создания в группе предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. В оформлении средней, а теперь и старшей группы я использую простейшие маркеры гендерных различий. В туалетной комнате на дверках туалета разместили рисунки мальчика и девочки, указывающие на то, кому каким туалетом пользоваться, то же самое сделали и над раковинами. В игровой зоне используются метки для мальчиков и девочек. В группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, где игрушки подобраны с учетом полового признака, но и также организованы места для совместной деятельности. Совместная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре. Гендерный подход находит свое отражение в моей группе при организации различных видов трудовой деятельности.
Я старалась обогатить детей знаниями, проводила беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы, продумывала проблемные ситуации с этическим содержанием. Очень интересно проходили дидактические игры: «Кто, чем любит заниматься?», «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В средней группе были созданы условия для игр «Военные», «Моряки», «Шоферы», «Строители» и т.д. Для девочек оборудован «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские. Мальчики совместно с девочками с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Школа», «Больница», «Магазин», «Ожидаем гостей».
Народные игры носят опережающий характер в плане проигрывании самых разнообразных сторон жизни. В их подборе нам помогал музыкальный руководитель. Использую игры «Во - кузнице», «Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской», «В тёмном лесе», «Царевна-королевна», «Было у матушки двенадцать дочерей», «В хороводе были мы!», «Золотые ворота», «Ласточки и ястребы».
Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. В группе много разнообразных конструкторов, а в старшей группе были приобретены конструкторы с мелкими деталями. Для девочек приобретено много различных мозаик.
Внедрение гендерных технологий в группе происходит посредством народных игр, сказок, пословиц, поговорок, материнского фольклора.
Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям старшего возраста русские народные сказки «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Кощей бессмертный», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», «Илья Муромец» и д.р. Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, учат почитать родителей, быть добрым, справедливым.
Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня. Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д.р. У меня создана картотека.
Охотно использую в образовательном процессе игровое моделирование и прогнозирование ситуаций. Прогнозирование заключается в том, что детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия. Используется метод проблемной ситуации «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?»
Например: Таня и Катя не поделили коляску.
- Что может произойти, если никто не уступит?
- Как исправить такое положение?
Моделирование – каждая ситуация включает проблему и ряд действий, где ребёнку предоставляется право выбора.
Например: У Кристины день рождения. Ты: - даришь ей свой рисунок;- поздравляешь её;- не обращаешь внимания;
Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляем дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких занятиях используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:
Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем);
Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5);
Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам);
Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки);
Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)
Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
В моей группе ведётся работа по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Я стараюсь максимально учесть их интересы.
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально-ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).
Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.
Организацию познавательной деятельности, используя по преимуществу: зрительные стимулы для мальчиков и слуховые - для девочек; более подробное объяснение творческих заданий для девочек и указание лишь принципа их выполнения для мальчиков; развитие пространственных умений девочек, активизация их работы с конструкторами в совместной с мальчиками деятельности.
В продуктивной деятельности тоже осуществляется гендерный аспект. Мои дети и в средней и в старшей группе рисуют свою семью, по этим рисункам можно определить, кто в семье – главный. Какие роли в семье у мамы и у папы. Также дети рисовали портреты своих мам. На все праздники дети изготавливают подарки для мам, пап, бабушек и дедушек. А на день Святого Валентина один мальчик подарил «валентинку» девочке. Очень дети любят аппликацию, девочки любят вырезать цветы, а мальчики – кораблики.
Для реализации задач по гендерному воспитанию детей разработала тематическое планирование по разделам:
1.«Мужчина и женщина - какие они? »
Цели: сформировать представления о роли и занятости мужчин и женщин в семье, об их взаимоотношениях; рассказать о мужских и женских профессиях, о характерных чертах характера.
2. «Я – мальчик, будущий мужчина.
Я – девочка, будущая женщина».
Цели: сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей.
3. «Маленькие рыцари и маленькие принцессы».
Цели: способствовать представлению о различиях между мальчиками и девочками - как во внешнем облике, так ив характере и поведении; воспитывать культуру общения.
Методами и приемами формирования гендерных представлений у дошкольников являются: беседы (тематические о семье, о профессиях-мужских и женских) ; с мальчиками, с девочками, по худ.литературе) ; игры (словесные: «Пожелания», «Вежливые слова»; дидактические: «Профессии. Ассоциации», «Веселый гараж», «Собери чемодан», «Половинка к половинке»; подвижные: «Сороконожка», «Карусель»; игры-упражнения: «Схемы-действия», «Кто живет в твоем сердце? »; сюжетно-ролевые: «Поликлиника», «Семья», «Кафе»); организация совместной деятельности (познавательная деятельность, коммуникация, физ. культура, художественное творчество, музыка, праздники и развлечения).
В рамках проектной деятельности был реализован познавательно-творческий проект: «мальчики и девочки». Цель проекта – создание условий для естественного развития детей дошкольного возраста в ДОУ и в семье с учетом гендерных представлений. Итогами реализации проекта стали музыкальные праздники, творческие работы детей «Папин портрет» и «Портрет моей мамы», «Букет для мамочки», фотовыставка.
Уделяется внимание работе родителям по данному вопросу: Создан информационный уголок по гендерному воспитанию, куда выставляются методические рекомендации «Мальчики и девочки», папки-передвижки «Будущая женщина, или как правильно воспитывать девушку» и «Будущий мужчина, или как правильно воспитывать мальчика», советы родителям «Как воспитывать сына и дочку», «Детские игры – дело серьезное».
Проводятся совместные мероприятия с родителями, праздники «А ну-ка, папа! » «Моя мама лучше всех». Главное цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания воспитания их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать пересмотру своей воспитательной позиции.
Для определения результативности работы проводилась диагностика уровня знаний и представлений по всем задачам гендерного развития детей, которая показала, что уровень развития девочек выше, чем мальчиков. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины; выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными к мальчикам.
В заключении хочется подчеркнуть, что какие семена мы посеем в сознании ребенка сегодня, такие и всходы они дадут в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в своем опыте я показала, что детям дается уникальная возможность приобрести гендерно - ориентированные знания через ознакомление их с ролью мальчиков и девочек в обществе, привитие нравственных качеств, присущих мужскому и женскому полу. Через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов мужской и женской одежды, инструментов, необходимых людям разных профессий, знакомство с названиями родственных связей, чтение художественных произведений, ориентированных на девочек и мальчиков, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе.
У детей формируем умение проявлять заботу о детях другого пола и внимание к ним, умение различать эмоциональное состояние сверстников другого пола, в том числе полярное своему. Дети учатся играть разнообразные социальные роли (матери, отца, парикмахера, повара и др.) в соответствии с гендерной принадлежностью. В процессе социализации у детей формируется умение соотносить себя с членами семьи в соответствии с половой принадлежностью.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что влияние гендерного подхода на воспитание, развитие и обучение дошкольников очень велико. При этом у детей формируются:
1. гендерно - ориентированное поведение;
2. навыки гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников;
3. нравственные качества, принятые в обществе;
4. развиваются коммуникативно - речевые навыки;
5. развиваются мышление, память, воображение.
Основываясь на результатах своей практической деятельности по использованию гендерного подхода в воспитании и развитии детей 5-7 лет, можно сделать вывод, что данная проблема решается не только на занятиях, но и в повседневной жизни, и зависит от методов, средств и приемов воздействия на детей. Повышение уровня знаний детей об адекватной полу модели поведения возможно, если используется системный подход, применяются секционные и кружковые формы работы, различные инновационные методы и приемы. Используя новые технологии в организации работы по полоролевому воспитанию старших дошкольников, можно добиться положительных результатов.
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Работа по полоролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.
Организация жизни детей в детском саду с учетом гендерных различий очень заинтересовала детей. Они с большим удовольствием включались в разные виды деятельности, принимали на себя соответствующие роли.
В результате проведённой работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу.
Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением.
Я буду продолжать эту работу и в подготовительной группе. В перспективе планирую в соответствии с ФГОС дошкольного образования проводить работу по формированию интегративных качеств личности воспитанников с учетом гендерного подхода.
Планируем подготовить и провести праздник - конкурс маленьких принцев и принцесс, где будет сделан акцент на лучшие мужские и женские качества.
Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.
Буду продолжать и работу с родителями по вопросам гендерного воспитания. Планирую организовать работу семейного клуба. Эта форма работы очень эффективна при формировании детско-родительских отношений, при воспитании положительных привычек.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Думаю, наша совместная работа поможет детям моей группы стать настоящими людьми.