Таблица исследования по методике два домика. Тест "Два домика" методическая разработка (старшая группа) на тему

Детский коллектив - это сложная форма человеческих отношений. И сложность заключается в том, что общение в группе для большинства детей является первым опытом установления контакта. Детям необходимо адаптироваться в коллективе, научиться искать друзей, справляться с индивидуальными особенностями сверстников. Некоторые становятся лидерами, легко вливаются в коллектив. Другим это сделать сложнее. Но даже среди друзей не редки ссоры, обиды, агрессия.

Воспитатели, как правило, знают особенности характеров своих подопечных. Но если в группе больше 20 детей, то уделять персональное внимание каждому и в нужном объеме не всегда удается. А родители часто склонны игнорировать "мелкие" неприятности своих детей в детском саду.

Но многие современные детские сады имеют в своем штате специалистов, в чьи обязанности как раз и входит решение подобных проблем.

Методика социометрия

Существует много методик на определение межличностных отношений. Но не все они подходят для дошкольного возраста. Однако, социометрия Морено и метод наблюдения для диагностирования дошколят вполне подойдут. При этом стоит отметить, что метод наблюдения не дает полной картины. Это скорее поверхностное исследование. А социометрия как метод исследования позволяет заглянуть глубже в душу ребенка. Социометрия – это в психологии отдельная отрасль для изучения межличностных отношений.

Условия проведения методики

  • Прежде всего, для получения более достоверной информации целесообразно использование не одной методики, а комплекса методов, включая наблюдение.
  • Во-вторых, диагностика должна проводиться тем человеком, у которого с ребенком доверительные отношения.
  • В-третьих, диагностирование должно проходить в знакомом помещении без посторонних людей, не должно быть даже воспитателя: только ребенок и специалист.
  • В-четвертых, все должно быть в игровой форме.
  • Ни в коем случае взрослый не должен комментировать ответы ребенка, как-то давить на него, подсказывать. Ребенок должен принимать решения самостоятельно.

Цели проведения социометрии

  • Изучение сплоченности детского коллектива.
  • Выявление того, какое место тот или иной ребенок занимает в группе сверстников.
  • Исследование "союзов" внутри коллектива.

Очень важен тот момент, что социометрическое исследование должно проводиться в давно адаптированной группе сверстников. А не в том коллективе, который начал складываться недавно, и не все члены коллектива достаточно хорошо знакомы друг с другом.

Особенности проведения социометрии

Если для взрослых предполагается написание ответов на поставленные вопросы, то для дошкольников, в силу возрастных особенностей детей, вопрос и ответ звучат в устной форме, и взрослый самостоятельно фиксирует результат на бумаге.

Социометрия для дошкольников: примеры

  1. "Два домика".

Перед ребенком кладется лист бумаги, с нарисованными домиками. Один красивый, красный, другой неказистый черный. Взрослый говорит ребенку: "Перед тобой два домика. Один красивый светлый уютный. В нем полно игрушек. Другой некрасивый черный. В нем темно и скучно. Кого из знакомых тебе детей ты поместишь в красный домик? Кого в черный?"

Ребенку предлагается сделать три отрицательных и три положительных выбора. Не больше. Но взрослый не настаивает, если по каким-то причинам, ребенок не хочет никого селить в один из домиков.

  1. "Капитан корабля".

Ребенку предлагают представить, что он является капитаном большого красивого корабля, который собирается в увлекательное путешествие. Затем следует задать следующие вопросы для социометрии: "Кого из друзей ты возьмешь с собой? Кого ты категорически не захочешь брать?" Также три положительных и три отрицательных выбора.

  1. "Подарок" или "Сюрприз".

Каждому ребенку в группе детского сада предлагают по три открытки, которые надо разложить в шкафчики раздевалки тем ребятам, с которым их связывают теплые дружеские отношения. Но взрослый должен учесть, что кто-то из детей не получит ничего. Поэтому наготове должны быть лишние открытки, которые взрослый положит таким детям. Истинная картина фиксируется на листе, как и реакция детей.

Обработка социометрии

Метод социометрии предполагает достаточно простую обработку результатов. Каждый выбор ребенка фиксируется взрослым на листе бумаги и потом вносится в специальную таблицу. Верхняя строка и первый левый столбец - списки детей. Внутри таблицы выборы детей. Как правило, красным отмечаются положительные выборы, синим - отрицательные. Внизу сводятся данные - средние показатели выборов.

На основании таблицы взрослый делает вывод о статусе каждого ребенка в детском коллективе.

  • "Лидеры" - дети, имеющие большую часть положительных выборов.
  • "Принимаемые"- с достаточно большим количеством положительных выборов, по сравнению с отрицательными.
  • "Игнорируемые" результат выбора которых равен нулю.
  • "Отвергаемые" - дети, у которых большое количество отрицательных выборов, по сравнению с положительными.
  • "Изгои" - дети с большим количеством отрицательных выборов.

Стоит так же учитывать, что кто-то из детей может быть на «больничном», или недавно выйти с «больничного». Тогда неудивителен тот факт, что они могут попасть в категорию "игнорируемые", поскольку одногрупники могли о них просто забыть.

Также надо обращать внимание, как комментирует ребенок каждый свой выбор. Он может выбрать сверстника не за какие-то волевые качества, а, например, за то, что он его вчера угостил конфетой.

На основе выбора детей высчитывается коэффициент сплоченности детского коллектива.

К.С. = сумма положительных взаимных выборов / сумма положительных выборов Х 100%

Высокий коэффициент дает понять, что отношения в коллективе крепкие. Атмосфера положительная.

По результатам исследования, специалист составляет план работы с детьми, корректирующий те или иные линии поведения.

Цель: изучение отношения ребенка к себе и другим, особенностей его самопринятия и принятия других.

Материал: два домика, плоских, объемных или нарисованных, один из которых - яркий, нарядный, очень привлекательный, другой - малопривлекательный. Фотографии всех детей группы (можно и взрослых группы) или какие-то символы, их обозначающие.

Ход эксперимента.

Эксперимент проводится индивидуально. Воспитатель, экспериментатор (психолог) говорит ребенку: "Мы сейчас с тобой очень интересно поиграем. Перед тобой два домика (рассмотреть их). В одном, красивом, домике будут жить такие дети, которые часто поступают хорошо и нравятся тебе, а в другом, некрасивом, - такие, которые часто, по-твоему, поступают нехорошо. Себя ты тоже можешь поселить в один из домиков". Ребенок берет фотографию или символ (по одной), раскладывает по домикам, а экспериментатор спрашивает ребенка, почему он поместил его (ее) в этот домик. Все действия и ответы ребенка подробно фиксируются, а затем анализируются:

С кем поместил себя,

Почему одних поместил в красивый домик, других - в малопривлекательный,

Характер, особенности мотиваций.

Интерпретация. Если ребенок помещает себя и многих детей в красивый домик, то можно говорить о его целостном положительном отношении к себе и другим; если в красивый домик он поместил только себя или еще 1-3 детей или взрослых, то это указывает на положительное принятие себя и весьма избирательное отношение к другим. Как правило, это закрытые, необщительные дети либо конфликтные и их рекомендуется еще протестировать методом "Маски", чтобы определить степень их удовлетворенности своим положением в группе и выявить стремление к доминированию. В случае же помещения ребенком себя в некрасивый домик можно предположить непринятие им себя. Возможно, это было ситуативное непринятие, связанное с недавней негативной оценкой ребенка взрослыми (но последнее возможно лишь в старшем дошкольном возрасте). Выявляя причины размещения ребенком себя и других по домикам, можно определить степень осознанности его отношений, а также особенности нравственного сознания дошкольника.

52) Эмоции и чувства. Проективная методика "Неоконченные рассказы" (т.П.Гаврилова)

Цель: изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая

Материал: 3 неоконченных рассказа.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы". Если испытуемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.

Рассказы:

1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен решить - вернуть собаку или оставить ее себе. Как поступит мальчик? Почему?

2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка сказала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: "Ну что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко". Как поступит мальчик? Почему?

3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитателю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и перестали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: "Простить мне Васю или нет?". Как поступит Андрей? Почему?

Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистический характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу – об эгоцентрическом характере эмпатии.

Источник: Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам. Диагностика межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования:

В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса. Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

ССПВ = общая сумма положительных выборов/ количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

— “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

— “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).

— “Пренебрегаемые” или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

— “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

— “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

— Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

— Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

— Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Сгр = общая сумма взаимных выборов/Общее число возможных выборов

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7. Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III) Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV)Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.

Оборудование: На столе стоят два макета домиков. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования:

В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

(Образец бланка социоматрицы прилагается.)

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса.

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

ССПВ = общая сумма положительных выборов

Количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

  • “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.
  • “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).
  • “Пренебрегаемые” или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.
  • “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).
  • “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.

Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных социометрических статусов, можно составить таблицу.

(Образец таблицы прилагается.)

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

  • Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.
  • Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.
  • Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7

Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы , которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III) Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV)Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни одного очка.


Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.

Помогайте ребенку определить сферу его интересов. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а это основа лиде рства!