Проблемы дошкольного образования по мнению экспертов и родителей. Пути решения

Майра Кужабаева
Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Актуальность проблемы :

В наше время система современного дошкольного образования очень важна и актуальна . Хочется отметить,что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. В настоящее время есть и проблемы современного образования . Если не оказывать должного внимания особенностям развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагоприятно сказаться на его дальнейшей жизни.

Одной из основных проблем является общение- умение слышать и слушать, умение входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь.

Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что педагог проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Необходимо поговорить и о семье. На сегодняшний день встречается большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают различные сложные ситуации, когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей тяжело идут на контакт с ДОУ ссылаясь на занятость. Задача педагога заинтересовать родителей, расположить к взаимодействию.

коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года, групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

Классификация нетрадиционных форм. К ним относятся четыре группы : информационно-аналитические, досуговые; познавательные; наглядно-информационные формы.

Если встать на место родителей, то мы увидим так же много проблем волнующих их . Дошкольное образование имеет некоторые специфические черты. К примеру, в этой области сказывается несамостоятельность конечного потребителя услуг (ребёнка) в выборе учреждения, которое будет обеспечивать выполнение этих услуг. Так как в получении ребёнком дошкольного образования заинтересованы , в первую очередь, родители, именно они чаще всего сталкиваются с проблемами в дошкольном образовании лицом к лицу .

Со стороны родителей самой актуальной проблемой является недостаток мест в ДОУ и возникающая по этой причине очерёдность. Родители стараются записать ребёнка в детский сад заранее, с момента получения свидетельства о рождении, многие записываются в 5-10 детских садов, стоят в огромных очередях, предлагают заведующим взятки, устраивают различные конфликтные ситуации.

Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить , на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным.

Получается, что детский сад – уже не необходимость, а роскошь, которую могут себе позволить состоятельные люди или люди со связями. Конечно же, в нормально функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически недопустима.

Есть и другие проблемы в современном образовании ,можно перечислить их очень много : проблемы развития произвольной памяти, речевого развития детей, проблемы обучения НОД . И все упирается в новые методики. Необходимо внедрение современных технологий и методик,отвечающих новому времени.

Перечисляя проблемы образования , хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование . Педагоги и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка» , ребенок часто активен в познании нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет раньше или позже. Могут возникнуть два варианта. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и сосем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что что практика раннего обучения детей может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса.

Возникают отрицательные эффекты, такие как например потеря детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственностью в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить, что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

Это же подтверждают и исследования многих педагогов : «В системе дошкольного образования возникла жесткая ориентация детских садов на подготовку детей к школе, под которой обычно понимается только обучение чтению, счету и письму, хотя самым важным является мотивация ребенка, интерес к обучению в школе. Практика слишком раннего принудительного обучения детей с неизбежностью приводит к исчезновению учебной мотивации, и как следствие - к возникновению школьной дезадаптации и школьных неврозов».

Обратим внимание и на то , что образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, т. е. его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования . Обязательно должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности, необходимо ориентироваться на интересы каждого ребенка. Педагог должен ставить перед собой цель - обеспечение развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

Заключение :

Итак, можно сказать, что проблемы в образовании ,а в частности в современном образовании есть , и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом , чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста , помогали ему. Конечно более эффективное обучение это то, которое происходит в личностно-ориентированном стиле, но все зависит от педагога, от его целей. И именно от взрослых зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет

Публикации по теме:

Качество современного образования и пути его достижения: опыт, проблемы, перспективы Главное преимущество детского, сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только.

Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях Я, Анкудинова Юлия Сергеевна, осуществляю свою педагогическую деятельность в МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое».

Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество.

Актуальные проблемы в современной логопедии и комплексный подход в воспитании детей-логопатов Актуальные проблемы в современной логопедии и комплексный подход в воспитании детей-логопатов Статья посвящена актуальной на сегодняшний.

Елена Карасева
Дошкольное воспитание в современных условиях. Актуальные проблемы

ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ . АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Исследование данной темы вызвано рядом обстоятельств. В настоящее время определен социальный заказ общества на подготовку человека новой формации, демократически ориентированного, свободного от предрассудков. Кроме того, практически все родители сегодня ориентированы на обучение своих детей только престижным навыкам и знаниям. Демографические проблемы , которые возникли в нашей стране в последнее время, признание многими новых ценностей и приоритетов, таких, например, элитарность образования, наводят на мысль о том, что потребность людей в воспроизводстве себе подобных становится крайне иллюзорной. Это связано с рядом причин, таких как сложность выживания людей в новых экономических условиях , личный эгоизм и т. п.

Вышесказанное можно подкрепить и появившимися в последнее время исследованиями специалистов в области социальной педагогики и социологии. Учитывая глобальный масштаб проблемы , а также небольшие размеры настоящей статьи, нельзя, конечно, претендовать на полное исследование поставленной проблемы .

Основной целью написания данной статьи было выделить определенные закономерности в изучении вопроса, носящие познавательно-практический характер, которые необходимы для полноценной и продуктивной воспитательной и обучающей деятельности работников дошкольных учреждений , помогли бы совершенствованию всей системы дошкольного воспитания в целом .

Для исследования данного вопроса нами было опрошено 50 человек, студентов - заочников Армавирской государственной педагогической академии, имеющих своих детей. Форма анкетирования - блиц-опрос. Итак, рассмотрим итоги поподробнее. По данным которые мы получили, восемьдесят процентов респондентов на самом деле ориентированы на получение их детьми престижных специальностей, не взирая на то, что дети большинства опрошенных респондентов находятся в дошкольном возрасте и узнать их личное мнение о выборе родителей и точку зрения, сформированную и зрелую, в данный период жизни ребенка не представляется возможным, при этом явно просматривается закономерность : чем больше детей обучают, тем больше знаний и умений родители хотели бы им дать. Около семидесяти процентов опрошенных уверены, что в дошкольных учреждениях должны исключительно обучать, воспитательная функция при этом носит остаточный характер. Нравственные ориентиры опрошенных родителей крайне интересны для педагога и психолога, в качестве основных, абсолютно необходимых для ребенка приоритетов они называют (по убыванию) : счастье, здоровье, богатство и лишь потом на четвертом месте - ум, на шестом месте - разностороннее развитие. Это ясно говорит о том, что выдвинутый нами в начале статьи тезис о том, что в обществе произошла смена духовных ценностей, верен. Многие родители показывают неплохое понимание периода дошкольного возраста , обращают внимание на то, что он постоянно сокращается, что деятельность ранее ведущая для дошкольника - игровая - гораздо раньше начинает подменяться более сложной - учебной, и сегодня с тре, четырех лет, по мнению родителей, детей можно (и даже нужно) серьезно обучать. Этот тезис, конечно является спорным и идет вразрез с компетентными принятыми мнениями специалистов по дошкольному воспитанию . Мы же, не являясь истиной в последней инстанции, переведем его в практическую плоскость - как и чему нужно обучать детей этого возраста.

Ответы родителей на вопрос о длительности периода общественного обучения и воспитания детей дошкольного возраста , поставили в тупик и привели в недоумение, даже бывалых педагогов дошкольного учреждения : четырнадцать процентов опрошенных респондентов готовы отдать детей полутора, двух лет в дошкольные учреждения на полный световой день и даже на полную неделю без выходных. Отсюда напрашивается вывод, что родители слишком рано желают видеть детей самостоятельными, причиной для этого, очевидно, являются как эгоистические цели (удовлетворение собственных амбиций, возможность занять детей какой- либо деятельностью как способ от покушения на личную жизнь родителей и свободное время взрослых и пр., так и вполне благородные, подоплекой для которых является педагогическая направленность.

Из сказанного выше следует, что в современных условиях идет активный процесс социализации детей. Но очень заметным и значимым он является именно для детей дошкольного возраста , так как только на этом этапе закладывается основная база для последующего развития человека; и то, каким человек будет позже, когда вырастет, напрямую зависит от сегодняшних условий воспитания и образования и работы с ним в это время.

Давно замечено, что чем хуже условия жизни человека , тем активнее движется процесс социального расслоения народа, и подход к проблемам воспитания и образования становится выборочным. Страшно, что при этом зачастую страдают дети, которые становятся заложниками амбиций и личных стремлений своих родителей, которые не обращают внимания на желания и возможность детей заняться любимым делом. Педагоги не могут не учитывать этот фактор в своей работе, не могут идти на поводу эгоизма родителей, они обязаны представлять интересы детей, отталкиваться от их желаний и возможностей.

Каким же мы видим сегодня нашего ребенка? В чем специфика подхода к его развитию в настоящее время?

В условиях , когда ребенок в семье один, он, конечно, вынужден общаться в основном со взрослыми. Однако такому ребенку, крайне необходим коллектив сверстников, тем время, когда ребенок будет должен влиться в детский коллектив (д/сад, школу) все равно настанет, а значит приобретение коллективных навыков, навыков общения со сверстниками для него крайне необходимо. Его придется обучать общению с детьми, активно вводить в окружающую среду. Не все взрослые смогут правильно это делать. Пришло время, когда ребенок входит в коллектив сверстников, адаптируется в нем. Готов ли он к этому?

Ребенок как правило приходит в дошкольное учреждение из привычных домашних условий .

Не всем детям нравится детский сад : в нем могут и обижать сверстники, обижают взрослые, ограничивая в желаниях. Один только утренний прием воспитателем детей на улице в любую погоду (по-другому нельзя - это режим, когда ребенок еще психологически не готов к прогулке, а хочет спать, оказывает колоссальное психологическое давление на ребенка. Поэтому при адаптации в коллективе, этого ребенка зачастую преследуют эмоциональный дискомфорт, чувство одиночества и неудовлетворенности.

Дети не приемлют любое насилие, а значит, в скрытой или открытой форме отвечают на него. Они хотят, чтобы их не беспокоили по пустякам (что такое «пустяк» , известно только им, оставили как можно на дольше в покое, дали возможность заняться любимым занятием. Но, взрослые имеют привычку слишком опекать ребенка, заставляют выполнять то, что ребенок делать не намерен. Нужно обязательно дать ребенку право выбора деятельности, возможность самостоятельно принять решение об организации индивидуального занятия, творчества, как хочет ребенок, не лишая внимания и корректирующей позиции педагога.

Таким образом, главным выводом данной статьи и важной педагогической задачей нужно считать обязанность педагога научить воспитанника избирательно подходить к выбору своей деятельности. Для того, чтобы реализовать эту задачу необходимо постоянно задавать различные вопросы, ставящие ребенка перед возможностью выбора нескольких вариантов для принятия решения. В раннем возрасте это возможно сделать сравнительно легко, а когда у человека выработаются стойкие стереотипы и привычки - намного труднее. Только в этом случае идея индивидуального подхода, приобретет реальные очертания, а внимание воспитателя будет обращено к конкретному воспитаннику .

Такой же подход можно использовать при выборе ребенком учебных предметов и приоритетов развития и обучения. Предлагаемый подход, конечно, вызывает дополнительные трудности, прежде всего организационного характера, но их нужно преодолеть. В этом случае воспитателю представится возможность для дифференцированной работы с воспитанниками , возможность учитывать индивидуальность характеров, наклонностей, способностей, для реализации индивидуальной, свойственной каждому ребенку, программы развития. В этом будет состоять путь педагогического воздействия воспитателя на ребенка и инновационный характер воспитания и обучения .

Для внедрения инновационных педагогических технологий в жизнь и практику конкретных учебно-образовательных дошкольных учреждений , вначале необходимо определить степень развития и уровень возможностей педагогического коллектива, диагностировать его для выявления новых необычных подходов и передовых идей.

Далее следует проработать и дать педагогическому коллективу концепцию преобразований и нововведений. Затем необходимо разрушить прежние стереотипы и привычки, привлечь на свою сторону родителей, спонсоров, меценатов и деловых людей, убедить руководство дошкольного учреждения , местных органов образования в правильности выбранного пути и, наконец, разработав авторскую методику (либо адаптировав имеющийся опыт, можно приступать с помощью единомышленников к внедрению прогрессивных методов и форм обучения и воспитания , четко спрогнозировав конечный результат.

Кроме того, полноценной воспитательной и педагогической деятельности мешает отвлечение педагогов-воспитателей от их прямых профессиональных обязанностей составлением многочисленных планов и индивидуальных карт ребенка, разработкой конспектов и документации. К этому следует добавить частую подготовку и проведение открытых занятий, участие дошкольных педагогов в работе различных методических объединений, совещаний и курсов повышения квалификации. Приведенный перечень примеров не будет полным, но и он даст представление о огромной дополнительной нагрузке воспитателя , которую тот не должен выполнять ввиду своего основного назначения – воспитателя человеческих душ , хранителя и дарителя знаний.

Заканчивая статью, хочу заметить, что дошкольная педагогика как большая составная часть жизни нашего общества живет и развивается вместе с обществом. Она вбирает в себя все лучшее, накопленное мировой цивилизацией, все что разрабатывается лучшими педагогическими умами, а также, что вполне естественно, отражает и некоторые негативные моменты, которые всегда имеются в развивающемся обществе, есть и будут до тех пор, пока существует человек и его деятельность.

Литература :

Елжова Н. В.: Формы работы в дошкольном образовательном учреждении. - Ростов на/Д : Феникс, 2010

Микляева Н. В.: Теория воспитания дошкольников . - М.: Академия, 2010

РАН, Ин-т художественного образования; сост., науч. ред. И. А. Лыкова : Детский сад и семья; Изобразительное творчество от колыбели до порога школы. - М.: Карапуз : Сфера, 2010

Собянина И. В.: Художественное воспитание . - М.: Карапуз, 2010

Авт.: В. И. Яшин, М. М. Алексеева, В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева : Теория и методика развития речи детей. - М.: Академия, 2009

Арсентьева В. П.: Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве . - М.: ФОРУМ, 2009

дошкольном детстве . - М.: Фрум, 2009

Арсентьева В. П.: Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве . - М.: Фрум, 2009

Авт. -сост. В. П. Ватаман : Воспитание детей на традициях народной культуры. - Волгоград : Учитель, 2008

Гогоберидзе А. Г.: Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста : современные педагогические технологии. - Ростов на/Д : Феникс, 2008

под ред. С. А. Козловой : Теория и методика физического . Практическая подготовка студентов :. - М.: Владос, 2008

Пшеничных Л. А.: Творческое развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой и изобразительной деятельности. - Белгород : ГиК, 2008

Серебрякова Т. А.: Экологическое образование в дошкольном возрасте . - М.: Академия, 2008

Сост.: С. И. Сумнительная, К. Е. Сумнительный : Начальная школа Монтессори. - М.: Карапуз-Дидактика, 2008

Стародубова Н. А.: Теория и методика развития речи дошкольников . - М.: Академия, 2008

Степаненкова Э. Я.: Теория и методика физического воспитания и развития ребенка . - М.: Академия, 2008

Система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Несомненно система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Обратим внимание на общение ребенка. Общение- большая проблема. К общению необходимо отнести- умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Так же хочется рассмотреть тему - семья. На сегодняшний день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают ситуации. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с ДОУ ссылаясь на занятость.

И таких проблем в современном образовании можно перечислить очень много, такие как проблемы развития произвольной памяти, проблемы обучения НОД. И все упирается на методики. Необходимы внедрение новых технологий и методик.

Хочу перейти непосредственно к самому современному образованию. Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование. Я предлагаю рассмотреть несколько совершенно разных линий современного образования.

Первая - воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», ребенок часто активен в познании нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И эти случаи двояки. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и сосем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что что практика раннего обучения детей ЗУН может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса.

Отсюда можно сделать вывод, что результатом вышесказанного является замедление цели раннего образования. Принеся за собой отрицательные эффекты, такие как например- потеря детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственность в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить. Что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

Вторая- образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, т. е. Его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эту грань в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за некоторых причин. Можно заметить, что такой образования носит как развивающий эффект, так и развитие или продвижение. Воспитатель должен ставить перед собой цель - обеспечения развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы в образовании а в частности в современном образовании есть, и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка, что далее может следовать неблагоприятному социогенезу. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. А что касается нескольких линий образования, хочется добавить, что они совершенно противоположные, но часто встречающиеся. Конечно более эффективное обучение - то, которое происходит в личностно-ориентированном стиле, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель принимает на первый план, что на второй. И именно от взрослых зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.


  • 1. Учитывая постепенно улучшающуюся демографическую ситуацию в стране, спрос на услуги детских садов постоянно растёт. В крупных городах России отмечается дефицит дошкольных образовательных учреждений. Мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает. Родители записывают ребёнка в детский сад сразу после рождения, и не всегда это является гарантией того, что он туда попадёт. В настоящее время в России 400 тыс. детей ожидают своей очереди на устройство в детский сад. Перед государством, в первую очередь, стоит задача доступности дошкольного образования для всех слоев населения.
  • 2. Потребность ДОУ в квалифицированных педагогических кадрах. Администрация ДОУ вынуждена идти на снижение требований к персоналу в плане их профессиональной подготовки и опыта работы с детьми.
  • 3. В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья: в два раза по сравнению с 2002 г. «дети с особыми образовательными потребностями» не должны быть изолированы в социуме, отсюда необходимость инклюзивного образования.
  • 4. Меняются особенности социокультурной среды современного общества - это поликультурность, многонациональность, полиэтничность. Следовательно необходимо построение поликультурной образовательной среды ДОУ, создание мультикультурного образовательного пространства; необходимо искать новые технологии воспитание и развитие детей, в том числе и у детей, недостаточно владеющих русским языком.
  • 5. Необходимость достаточного разнообразия типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.
  • 6. Переход большинства ДОУ из режима функционирования в режиме поиска и в режим развития. Потребность повышения методической компетентности педагогов дошкольного учреждения, студентов педагогических учебных заведений.
  • 7. В настоящее время меняется социальный заказ родителей, их требования к услугам, предоставляемым дошкольными учреждениями. Если в течение многих десятилетий охрана здоровья и присмотр за детьми для многих родителей рассматривались как основные направления работы детских садов, то сегодня все больше требований предъявляется к образовательным программам основного и дополнительного образования.
  • 8. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом часто определяется наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Это ведет к раннему обучению детей. Надо признать, что именно такой подход - его можно условно обозначить как узко-прагматический, сориентированный на нужды системы, а не самого ребенка.
  • 9. Педагогов смущает отсутствие жесткой предметности, необходимость интеграции образовательных областей. Но только в интегрированном содержании дети дошкольного возраста свободны делать широкий выбор ипроявлять свои пока еще не структурированные интересы и творческие способности.
  • 10. В отечественной педагогике сильный акцент обычно делался именно на игровых формах и методах обучения детей, а не на свободной игре. Однако для развития очень важно, чтобы играл именно ребенок, а не взрослый. Чтобы это была именно игра, а не ее имитация.
  • 11. Информатизация дошкольного образования-- процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников, растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности. Однако не все педагоги владеют ИКТ. Это затрудняет использование ИКТ в работе с детьми или делает невозможным современный канал общения с родителями и с другими членами педагогического сообщества.

Анастасия Мень
Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Настоящее эссе является личным мнением и позицией автора.

При рассмотрении данной темы прежде всего имеет смысл привести определения ряда терминов и понятий.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих :

Преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) ;

Сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 308-ФЗ) ;

Органов, осуществляющих управление в сфере образования , и подведомственных им учреждений и организаций (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) ;

Объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования (абзац введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 92-ФЗ) .

Образовательным является учреждение , осуществляющее образовательный процесс , то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

К образовательным относятся учреждения следующих типов :

- дошкольные ;

- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования );

Учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования ;

Учреждения дополнительного образования взрослых ;

Специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ) ;

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) ;

Учреждения дополнительного образования детей ;

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс .

Исходя из статьи 18 Закона РФ "Об образовании " от 10 Июля 1992 г., понятие «дошкольное образование » содержит следующие положения :

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте;

Для воспитания детей дошкольного возраста , охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений ;

Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому .

В данной работе предлагается рассмотреть иной вариант сети дошкольных учреждений .

На сегодняшний день дети дошкольного возраста могут посещать ГБДОУ, предоставляемые им городом (или другой административной единицей) . Если же мест в дошкольном учреждении нет , ребёнок «стоит в очереди» до момента освобождения или создания места в ДОУ. При этом, как дети, уже посещающие сад, так и «стоящие в очереди» , могут посещать учреждения дополнительного образования . Может случиться так, что ребёнок не успевает попасть в сад до поступления в школу, тогда судьба его дошкольного образования ложится полностью на плечи родителей.

Также есть мнение, что некоторые родители, отдав ребёнка в сад, не заботятся о том, какое образование он получает в стенах ДОУ, т. к. считают его неудовлетворяющим нужд ребёнка, поэтому прибегают к услугам дополнительного образования , как правило платного.

Многие родители, хотя их устраивает качество преподавания в ДОУ, все равно дополнительно «образовывают » своего ребёнка, т. к. некоторых дисциплин, действительно, нет в саду.

Есть родители, считающие, что не нужно отнимать у ребёнка детство, и предпочитающие не загружать чадо образованием до поступления в школу, предполагая, что «пойдёт в школу, а там его всему научат» .

В связи с вышесказанным, рассмотрим следующую модель сети дошкольных учреждений .

Рассмотрим схему (Приложение 1, где сеть ДУ делится на учреждения, разделённые по типам образования (первого, второго, третьего и дополнительного образования , наличию образовательных функций и системе оплаты.

Учреждения первого типа, т. н. ухода и присмотра, представляют собой дошкольные учреждения , где осуществляется воспитательный педагогический процесс (ВПП, но отсутствует образовательный сегмент педагогический процесса. В течение дня осуществляется присмотр за детьми, проводятся режимные моменты (кормление, прогулка, сон, а в остальном у воспитанников проявляется самостоятельная деятельность. Оснащение групп – минимальное. Такие учреждения могут быть бесплатными для родителей, т. к. все расходы на содержание учреждений первого типа берёт на себя городская администрация. Таким образом , может быть закрыт вопрос о предоставлении бесплатного дошкольного образования в нашей стране .

Второй тип учреждений – учреждения, где осуществляется воспитательно-образовательный педагогический процесс (ВОПП) с минимальным набором образовательных функций (например, в сетке занятий оставлены все, но по одному в день и так в течение месяца (1 день-рисование, 2 день – физкультура, 3-экология, 4- музыка, 5- чтение, 6-лепка и т. д.). Также соблюдаются все режимные моменты. Оплата – из расчёта себестоимости посещения в день за вычетом субсидий из бюджета города. Таким образом , с воспитателей снимается часть образовательной нагрузки , а родителям предоставляется минимальный необходимый набор услуг за небольшую плату.

Третий тип учреждений – ДОУ, функционирующие в настоящее время, где организован ВОПП с проведением всех режимных моментов, ведётся образовательная деятельность с соблюдением всех федеральных государственных требований к образовательным программам , введением парциальных программ, проводится активная работа с родителями и специалистами. Соответственно и оплата за посещение дошкольного учреждения будет по полной себестоимости, большая часть которой сейчас компенсируется из бюджета города. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в группах снизится количество детей и, как следствие, повысится уровень образования ; на содержание детского сада не нужно тратить бюджетные средства, повысится уровень квалификации и заработной платы сотрудников, изменится отношение родителей в положительную сторону.

Четвертый тип – учреждения дополнительного образования , которые представляют собой учреждения, дающие возможность получить специфическое образование , имеющее узкую специализацию.

1. Создавая учреждения первого типа решается вопрос о бесплатном образовании ;

2. Создавая учреждения второго типа облегчается нагрузка на педагога, а родители получают необходимый набор услуг по минимальной стоимости;

3. В учреждениях третьего типа родителям и детям предоставляется максимальный набор образовательных программ и дополнительных услуг, снижается количество детей в группе, что влечёт за собой повышение качества образования за счёт возможности реализовать индивидуальный подход. Повышенная плата за посещение ДОУ решает 2 проблемы : самоокупаемость организации и моральное отношение к услугам, за которые платит родитель, т. к. низкий уровень оплаты ведёт к ухудшению отношения со стороны родителей.

Таким образом можно попробовать решить несколько актуальных проблем в современном дошкольном воспитании и образовании .