Основы обучения детей с синдромом дауна. Комплексное индивидуальное занятие с ребенком синдрома Дауна в «Сенсорном саду» Занятия с даунами 5 лет

Комплексное индивидуальное занятие с ребенком синдрома Дауна в «Сенсорном саду» .

Специалист: педагог – психолог.

Время проведения: 45-60 минут.

Форма проведения: индивидуальное занятие педагога-психолога с ребенком синдрома Дауна и родитель.

Цель занятия: Знакомство ребенка с «Сенсорным садом», с его тремя зонами: деревня, сенсорные чаши, пенечки.

План занятия:

1). Общение (приветствие);

2). Развитие познавательной сферы;

3). Творческая активность;

4). Двигательная активность;

5). Релаксация;

6). Ритуал прощания.

Задачи занятия:

1). Социализация (установление контакта), адаптация и сплочение;

2). Развить ведущую деятельность с элементами сюжета;

3). Формирование сенсорных эталонов (величины, формы, цвета);

4). Формирование навыков совместного взаимодействия;

5). Формирование навыков сотрудничества между родителем и ребенком;

6). Развитие мелкой моторики;

7). Развитие воображения;

8). Формирование умений использования ресурсов собственного тела в повседневной двигательной активности;

9). Создание и закрепление расслабленного состояния в теле, минимизация мышечного тонуса всего организма;

10). Формирование ритуала прощания.

11). Формирования понимание и выполнения инструкции.

Занятия № 1. «Развитие познавательной сферы в зоне «деревня»».

На втором этапе мы переходим к развитию познавательной сферы, к формированию основных навыков. Этот этап проходит в «сенсорном Саду» в зоне «деревня», упражнение называется «огородник». Развитие предметной игры с элементами сюжета (сажаем игрушечные овощи на грядки, поливаем, полем, собираем совместно с ребенком, чистим овощи, «кушаем».) Здесь мы у ребенка с синдромом Дауна формируем сенсорные эталоны (величина овощей, формы овощей, цвета). Формируем навыки совместного взаимодействия.

Третий заключительный этап релаксация, проводится в зоне «Море». Данный вид активности заключается в расслаблении организма и ощущении контрастности состояний бодрости и спокойствия. Мы используем упражнений на расслабления:

Упражнение «кораблик» - расслабление мышц рук, ног, корпуса.

Занятия №2 Развитие творческой активности в зоне «сенсорные чаши».

Начало занятия начинается с приветствия. Приветствие содержит свободную деятельность (ребенок взаимодействует с родителем и специалистом).Упражнение называется «пятёрочка» (специалист совместно с ребенком и родителем берется, выставляют ладошки и хлопают друг другу по рукам).

Второй этап творческая активность упражнение «прикоснись» которое проходит в зоне «сенсорные чаши». Данный вид активности состоит из нескольких циклов: изучение природных материалов, различных круп, смешивая их воедино с последующим возвратом природного материала, круп и т.д. по своим чашам, с закреплением на следующем занятии. Здесь мы знакомим ребенка с понятиями твердый, рассыпчатый, колючий, гладкий, желеобразный, много – мало, большой – средний - маленький. После чего мы даем четкую инструкцию ребенку (если надо повторяем ее несколько раз), что ребенку совместно с родителем или специалистом (если помощь ребенку необходимо).

Упражнение «пляж» - развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности.

Переходом для релаксации является музыкальное сопровождение со спокойным музыкальным фрагментом. На этом этапе специалист создаёт и закрепляет расслабленное состояния тела, минимизация мышечного тонуса всего организма.

Занятие №3 развитие двигательной активности проходит в зоне «пенечки»».

Начало занятия начинается с приветствия. Приветствие содержит свободную деятельность (ребенок взаимодействует с родителем и специалистом). Упражнение называется «пятёрочка»(специалист совместно с ребенком и родителем берется, выставляют ладошки и хлопают друг другу по рукам).

Второй этап двигательная активность, который проходит в зоне «пенечки». На этом этапе акцент делаем на поисковой активности, развитие координации движений, развитие общей моторики (№ ходьба по разноцветным пенечкам вперед-назад, медленно - быстро, прыжки по пенечкам выше - ниже, право – лево и т.д.). Здесь делается акцент на развитие общей моторики (подражание действиям специалиста).

Третий этап ритуал прощания. Задача состоит в том, чтобы сформировать ритуал прощания.

Этот этап включает взаимодействия специалиста, родителя и ребенка. Содержания ритуала прощания «паровозик»: все становятся в друг за другом (родитель, ребенок, педагог - психолог) идем по кругу, держась за талию друг друга и поем уже знакомую ребенку песенку. После того как ритуал прощания сформирован стоит придерживаться его на протяжении последующих занятий.

Занятие №4 . Развитие творческой активности в зоне «сенсорные чаши».

Начало занятия начинается с приветствия. Приветствие содержит свободную деятельность (ребенок взаимодействует с родителем и специалистом). Упражнение называется «пятёрочка». (специалист совместно с ребенком и родителем берется, выставляют ладошки и хлопают друг-другу по рукам).

Второй этап творческая активность, который проходит в зоне «сенсорные чаши». Данный вид активности состоит из нескольких циклов: изучение природных материалов, различных круп, смешивая их воедино с последующим возвратом природного материала, круп и т.д. по своим чашам, с закреплением на следующем занятии. Здесь мы даем четкую инструкцию ребенку (если надо повторяем ее несколько раз), что ребенку совместно с родителем или специалистом (если помощь ребенку необходимо), выполняет упражнение «умелые ручки», выложить на писке дорожки из фасоли, выложить из макарон дом, забор и т.д. Здесь мы формируем навыков сотрудничества между родителем и ребенком; развитие мелкой моторики; развитие воображения.

Третий этап называется релаксация, проводится в зоне «Море». Данный вид активности заключается в расслаблении организма и ощущении контрастности состояний бодрости и спокойствия. Мы используем пару упражнений на расслабления:

Упражнение «парусник»- расслабление мышц рук, ног, корпуса.

Переходом для релаксации является музыкальное сопровождение со спокойным музыкальным фрагментом. На этом этапе специалист создаёт и закрепляет расслабленное состояния тела, минимизация мышечного тонуса всего организма.

Занятие №5 «Развитие познавательной сферы в зоне «деревня»».

Начало занятия начинается с приветствия. Приветствие содержит свободную деятельность (ребенок взаимодействует с родителем и специалистом). Упражнение называется «пятёрочка» (специалист совместно с ребенком и родителем берется, выставляют ладошки и хлопают друг другу по рукам).

На втором этапе мы переходим к развитию познавательной сферы, к формированию основных навыков. Этот этап проходит в «сенсорном Саду» в зоне «деревня» упражнение «спелый урожай». Развитие предметной игры с элементами сюжета (собираем игрушечные овощи на грядки, собираем совместно с ребенком, моем овощи, чистим овощи, «кушаем».) Здесь мы у ребенка с синдромом Дауна формируем сенсорные эталоны (величина овощей, формы овощей, цвета). Формируем навыки совместного взаимодействия.

Третий этап ритуал прощания «каравай». Задача состоит в том, чтобы сформировать ритуал прощания.

Этот этап включает взаимодействия специалиста, родителя и ребенка. Содержания ритуала прощания: все становятся в круг (родитель, ребенок, педагог - психолог) идем по кругу, держась за руки и поем уже знакомую ребенку песенку. После того как ритуал прощания сформирован стоит придерживаться его на протяжении последующих занятий.

Четкого времени на занятии для каждого этапа не существует т. к. это особенные дети и мы должны в первую очередь следовать за ребенком.

Номинация: развивающие занятия для детей с синдромом дауна.

Должность: педагог-психолог

Цель занятия – создание условий для формирования умений идентифицировать предметы по форме, а также умения соотносить предметы по форме, через формирование представлений о геометрических фигурах.

Возраст – 7-8 лет.

Форма проведения : индивидуальная.

Длительность занятия : 30-40 минут.

Методы и техники : наблюдение, беседа, техники массажа рук для развития мелкой моторики, авторская игра «Спасение зверят».

Необходимое оборудование и организация пространства : рабочее место для занятий: кабинет (заранее проветрен), хорошее освещение, рабочий стол/парта/журнальный стол, два стула при необходимости (для психолога и ребенка). Массажный шарик с пружиной. Белый картон А4 или лист бумаги А4. Вырезанный набор геометрических фигур из цветного картона: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб (по 3 штуки на каждую фигуру). Фигуры животных (у нас на занятиях были маленькие пластмассовые игрушки, и игрушки из киндера) и фигура «злодея». Изображения 2 эмоциональных состояний (веселое и грустное), клей.

Ход работы

1 этап. Приветствие, установление контакта, формирование доверительных отношений.

Игра «Поймай шарик!»

2 этап. Массаж рук массажным шариком, далее пружинкой. Данное упражнение имеет две цели, где главная цель – установление контакта с психологом. На начало занятия, как правило, у ребенка нет мотивации на работу, внимание рассредоточено и ребенок отвлекается на любую мелочь, вступая с любой вещью в предметную игру (сюжетно-ролевая игра для ребенка с синдромом Дауна в младшем школьном возрасте недоступна). Поэтому, психологу необходимо закрепить внимание ребенка на себе, используя при этом, физический контакт, вербально и эмоционально подкрепляя общение с ребенком. В ходе выполнения задания, ребенку предлагаются различные вопросы: «какая погода на улице?», «какое настроение», подведение ребенка к цели занятия, начало инструкции к занятию («А сегодня к нам в гости пришли зверята из зоопарка!»).

3 этап. По теме занятия «Геометрические фигуры» с введением авторской игры «Спасение зверят» ребенку предлагается предыстория.

«К нам в гости сегодня направлялись веселые зверята, они очень хотели с тобой встретиться и дружно поиграть. Ты хочешь с ними поиграть? (получаем обратную связь от ребенка) Но вот напасть! Случилась беда! По пути им встретился слой злодей-разбойник! (Показываем ребенку фигуру «злодея») Он всех маленьких зверят поймал и заточил в железную клетку! (Также демонстрируем ребенку зверят-игрушки, которые заранее мы сложили в коробочку/контейнер-сетку/корзинку) Им там сейчас так грустно и плохо! Давай их будем спасать! (После того, как дождались положительного ответа ребенка продолжаем) этот злодей-разбойник оказался большим хитрецом! Он ни за что не хочет выпускать зверят просто так! И Его не перехитрить! Он придумал задание для тебя, пройдешь задание – отпустит зверят! Ну что, ты готов выполнить задания злодея-разбойника? (также дожидаемся обратной связи от ребенка)».

4 этап. Работа по теме. Формирование умений соотносить геометрические фигуры с эталоном, а также введение понятий величины предметов (большой-маленький) и понятий сравнительной величины (больше-меньше).

Ребенку предлагается лист А4 (принцип изображения «игры-карты» на фото в приложении), где заранее прорисованы контуры геометрических фигур, а также нарисованы изображения животных (тех животных, игрушки которых вы имеете и заранее подготовили для занятия).

Далее предлагается новая инструкция: «Вот злодей дал нам карту, пройдем тропинки, найдем все эти фигурки и спасем наших животных! Давай? (Получаем обратную связь) Злодей-разбойник перепутал все фигурки (демонстрируем ребенку вырезанные геометрические фигуры), а мы их сейчас распутаем по порядку, по очереди, приклеим на нашу карту и спасем каждого животного! Смотри, здесь кто у нас нарисован? Правильно, Мишка! А какие рядом с ним фигурки? Это у нас кружочки! (проговариваем вместе с ребенком слово «Круг») Давай найдем кружочки и приклеим на нужные места! (ребенок находит, приклеивает) Ура, ты нашел и приклеил все кружочки! Какой ты молодец! Теперь наш Мишка спасен!» (Злодей-разбойник отпускает Мишку из клетки и мы представляем возможность ребенку посмотреть и потрогать игрушку, но при этом напоминая ребенку, что есть еще животные, которые ждут его помощи).

Продолжаем инструкцию в той же последовательности, «спасая» каждого животного.

Ребенок, как правило, успешно справляется с поиском геометрических фигур, соотнося их с эталоном, однако затрудняется работать последовательно, поэтому здесь проявляем направляющую и обучающую помощь, ориентируя работать последовательно, при этом обращая внимание ребенка на то, что есть большие фигуры, а есть маленькие, есть больше, а есть меньше.

Как только все зверята спасены, даем возможность ребенку поиграть в игрушки, инициируя ролевую игру, по возможности уделяя этому 5-10 минут от занятия. Далее, ребенка необходимо аккуратно подвести к завершению игры и занятия в целом: «А сейчас, давай поможем нашим зверятам отправиться обратно домой, ведь они соскучились по своим мамам и папам, нужно их безопасно проводить, чтобы злой разбойник их опять не поймал».

5 этап. Завершение занятия. Демонстрация изображений настроения человека. Проигрывание настроения перед зеркалом. Рефлексия: «какое у тебя настроение? Покажи на картинке! Тебе понравилось занятие? Покажи на картинке!». Можно также использовать на этапе завершения невербальную игру «Подари подарок/Воображаемый подарок», при этом не требуя от ребенка самому придумать подарок, а попросить повторить за собой.

Приложение «Игра-карта»

Номинация: коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом дауна.

Должность: педагог-психолог
Место работы: МБОУ ОШИ №1
Месторасположение: г. Пенза

Мы работаем в группе с детьми с синдромом Дауна в МОУ ППМС ЦДК «Шанс», которая была сформирована в январе 2013 года. У нас, как у воспитателя «особенных» детей, появилось много вопросов: как воспитывать, корректировать развитие, нарушенное аномалией, обучать? Опыт групповой работы с такими детьми недостаточно освещен, в большей степени проводится индивидуальная работа. Информацию собираем по крупицам. Опыт накапливаем методами проб и ошибок. Дети, которых мы приняли, никогда не посещали дошкольное учреждение, никогда не находились продолжительное время в коллективе своих сверстников и тем более без родителей, поэтому адаптация проходила сложно. Дети испытывали страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. У ребят отсутствовали навыки самообслуживания (из 6 человек самостоятельно могли кушать всего двое), одеваться и раздеваться не мог никто, почти все дети ходили в памперсах. Речь у детей отсутствовала.

За год работы мы достигли многого: дети полностью адаптировались в дошкольном учреждении, они с удовольствием идут на контакты с детьми и взрослыми, которые их окружают, эмоционально откликаются на индивидуальные и групповые занятия. Все ребята научились самостоятельно кушать, проситься в туалет. У детей увеличился активный и пассивный словарь, они стали произносить отдельные слова и словосочетания, по необходимости пользоваться жестовой речью. В работе мы меньше употребляем слова «скажи», «повтори», поскольку тогда дети могут вообще отказаться от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать. В работе с нашими детьми мы помогаем активно пользоваться жестами. Например: при рассказывании сказок «Теремок», «Колобок» при использовании картинок стараемся параллельно показывать фигурки персонажей либо настольного театра, либо кукол – перчаток театра Би-ба-бо и обозначать их жестами, которые существуют в языке для глухонемых.

Очень важно отметить, что наши дети очень много и тяжело болеют, после чего труды воспитателя и те навыки, которые малыш усваивает в процессе обучения, теряются, и мы начинаем свои занятия и обучение практически с нуля.

Мы, воспитатели адекватно реагируем, если ребенок среди занятия встает и начинает бегать по групповой комнате. Это может означать переутомление, замешательство, страх. Мы проговариваем создавшуюся ситуацию для беспокоящегося ребенка и всех детей: «Макс волнуется, он устал». Поэтому стараемся помочь ребенку, облегчаем задания или меняем вид деятельности.

Одним из самых важных, на наш взгляд, элементов учебно-воспитательного процесса является единство требований и настойчивость всех взрослых, которые окружают детей –родителей, воспитателей, всех специалистов. Постоянное взаимодействие с родителями принесло свои результаты. В самом начале нашей работы мы побеседовали с родителями каждого ребенка и выяснили что многие дети метеозависимы, подвержены перепадам настроения, имеют хронические заболевания. Проанализировав всю информацию, мы нашли методы и подходы к каждому ребенку. Сейчас наша работа с родителями строится на ежедневных индивидуальных консультациях. Мы рассказываем о наших «достижениях» и «неудачах» в течение дня, совместно находим пути их преодоления и вместе радуемся удачам. Единого рецепта для достижения результатов с нашими детьми нет, поэтому свою работу с родителями мы построили именно так.

При разработке данного занятия мы учитывали возраст и особенности детей (мои ребята не имеют навыков вербального общения). Важно понимать, что возраст развития детей с синдромом Дауна отличается от биологического возраста. Упражнения, которые предлагали детям для группового занятия, мы выбрали с учетом актуального развития детей нашей группы учитывая особенности в отдельных сферах: мелкой, общей моторики, познавательно–речевого развития, художественно-эстетического и социально- личностного развития. Для того, чтобы групповое занятие было эффективным, в одном занятии я сочетала «очень простые» и «достаточно сложные» задания. Такой подход учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка и зону его ближайшего развития. Планирование и вся работа строится на результатах диагностики детей. В своей работе мы используем программы: «Маленькие ступени» М.Питерси и Р.Трилон, «Примерную программу коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР от 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой.

В настоящее время не вызывает сомнений то, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому общие принципы проведения занятия были разработаны на основе представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна. В основу принципов построения занятия легли: предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление, как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка, обучение в игровой форме, а также индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его особенности.

Анализ занятия:

Задачи, которые мы поставили по познавательно-речевому развитию, по художественно-эстетическому и социально-личностному развитию, в ходе занятия были выполнены. Мною были использованы следующие методы: словесный, наглядный, игровой и практический. Важной частью занятия считаю наличие сюрпризного момента. Учитывая особенности наших детей, могу отметить, что они были активны, усидчивы, эмоционально-положительно настроены.

Приемы, которые использовали в ходе занятия:

1.Дети сидят напротив педагога таким образом, чтобы им было легко слышать инструкцию и видеть используемые жесты.

2.Инструкция, которую мы даем детям, соответствует их уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, часто мы даем ее пошагово, говорим медленно, подкрепляя свои слова жестами. Вместо вербальной инструкции мы применяем показ, опираясь на подражательные возможности детей.

3.Учитывая замедленное проведение импульсов, характерное для детей с синдромом Дауна, мы выдерживаем паузу, давая детям возможность сообразить, что от него требуется.

4.Деятельность, которую мы предлагаем детям, предметная. Опора, не только на зрительный и слуховой, но и тактильный анализаторы улучшает восприятие материала. Дети имеют возможность рассмотреть и потрогать тот материал, с которым они работают, для того, чтобы точнее соотнести его с нашей словесной инструкцией и создать более полный и точный образ. Замена игрушек картинками возможна, если дети действительно точно понимают, что на них изображено.

5. Занятие включает задания из разных разделов обучения. Все задания имеют четкое начало и конец и динамично сменяют друг друга.

6.Помощь, оказываемая ребенку при выполнении задания, строго дозируется. Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, можно оказать ему небольшую помощь «советом», сконцентрировав его внимание на нужном сейчас действии или важной детали. Если этого оказывается недостаточно, можно помочь ему в выполнении правильного действия, действуя его руками или выполняя часть задания вместо него. В любом случае задание должно быть закончено.

7.Если ребенок не справляется с заданием, отказывается его выполнять или нуждается в значительной помощи при его выполнении, то это, как правило, значит, что задание не соответствует уровню развития ребенка. В таком случае мы возвращаемся к предыдущим навыкам или разбиваем настоящее задание на шаги для отработки «слабого звена».

8.Увеличение сложности заданий происходит по мере реального усвоения материала. Тот шаг, с которым усложняются задания, не должны быть заметен ребенку, для него это просто новая игра.

9.Мы используем собственную мотивацию ребенка. Ему должен нравиться игровой материал. Задание построено таким образом, чтобы отрабатываемый навык был нужен ребенку, как средство достижения собственной цели.

10.Не всегда удается связать мотивацию ребенка непосредственно с заданием (особенно на первых этапах), тогда он выполняет задания во многом ради похвалы взрослого. Мы хвалим ребенка за хорошо выполненное задание. Если у ребенка что-то не получается, мы похвалим его за попытку выполнить задание, но в любом случае необходимо и помочь ему довести его до конца. Мы избегаем негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «не успешности».

11.После наших занятий мы используем помощь родителей в отработке понятий и навыков, а также в переносе отрабатываемых навыков в бытовые и игровые ситуации. Для этого родителям выдаем соответствующие рекомендации и обсуждаем с ними то, как они могут заниматься с ребенком дома.

Проблемы, встающие перед воспитателями «особых» детей, на самом деле не такие уж и особые. Любому ребенку нужны теплые и близкие отношения, которые дают ощущение, что мир для него – теплый дом, в котором ему всегда найдется место. Только опираясь на «любовь без правил», ребенок может постигать и осваивать «правила», обретая в мире свое собственное место. Уже не возникает сомнений, что дети с синдромом Дауна способны многому научиться, что их потребности не отличаются от потребностей любых, обычно развивающихся детей, но никакое государственное учреждение не заменит родительской любви и участия. Ни один доктор не сможет изменить количество хромосом в каждой клеточке ребенка, и как ни старайся — таким, как все, «особый» ребенок не будет никогда. Но для нас важно, чтобы они были такими же, как все дети, «вопреки всему» и «несмотря ни на что».

Познавательно – речевое развитие:

1.Дать детям знания о времени года «весна». Побуждать детей устанавливать элементарную зависимость состояния природы от смены времен года.

2.Развивать понимание простых предложений и коротких текстов, выполнять простые инструкции.

3.Совершенствовать чувственный опыт детей при тактильном обследовании предметов.

4.Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом хватания и удерживать их некоторое время, затем сортировать, учитывая цвет.

5.Продолжать координировать движения рук, упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе.

6.Создавая эмоционально – положительное настроение повышать у детей мотивацию к общению.

Художественно – эстетическое развитие:

1.Познакомить детей с музыкальным инструментом, учить извлекать звуки, передавать ритм.

2.Научить детей технике пальчикового рисования, создавая изображение путем использования точки, как средства выразительности.

Социально – личностное развитие:

1.Формировать коммуникативные навыки, учить детей взаимодействовать во время совместного выполнения действий в ходе занятия.

Оборудование:

1.Солнышко (картинка)

2.Металлофон

3.Шнурки (на каждого ребенка)

4.Разноцветные бусины основных цветов

5.Контейнеры с песком (на каждого ребенка)

6.Корзиночки для бусин

8.Влажные салфетки

9.Пальчиковые краски

10.Заготовки для открыток с нарисованным стеблем и листочками мимозы

11.Веточка мимозы в вазе

12.Маски зайчика и мишки

13.Диск с записью пения птиц

14.Фотографии мам детей

Ход НОД:

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребятки, посмотрите какое веселое солнышко, а знаете, почему оно смеется? Потому что пришла весна. Оно ярко светит, оно теплое, солнышко согревает все вокруг. Стало тепло, птички запели свои песни, давайте послушаем. (Слушаем пение птиц в записи). А это сосульки. Стало тепло и сосульки «заплакали» послушайте: Кап-кап-кап (играю на металлофоне). Егор, покажи, как капают сосульки (ребенок стучит) молоточком, изображая звон капели). А теперь Матвей… (все дети изображают звон капели по очереди). А это бежит ручеек (провожу молоточком по металлофону). (Все дети показывают, как бежит ручеек)

А сейчас мы поиграем в игру «Ручейки».

(Проводится пальчиковая игра «Ручеек».)

Воспитатель: У нас есть вот такой шнурочек — это ручеек, он побежит между вашими пальчиками, вот так.

Воспитатель пропускает веревочку – ручеек змейкой между пальцами рук детей, поднятых вертикально ладонями вверх.

— Ребятки, к нам в гости пришла кукла Настя. (Интерактивная кукла здоровается с детьми). Здравствуй, Настя, расскажи нам стихотворение.

Настя: За окном звенят капели, первоцветы зацвели,

С юга прибыли в апреле утки, гуси, журавли.

Воспитатель: Ребята, наша Настя очень грустная, она потеряла свои бусы. Давайте поможем ей найти их. У вас у каждого на столе стоит контейнер с песком. Опускаем руки в песок, ищем в нем бусинки и выкладываем на поднос. Сейчас Егор нанижет на свой шнурок зеленые бусины, Илья — красные, Полина – желтые, Данила – синие. Вот какие красивые бусы получились у всех ребят. Я помогу Насте надеть их. (Надеваю кукле бусы).

(Настя благодарит детей).

Воспитатель: А сейчас мы вытрем руки влажными салфетками. Ребята, весной становится тепло, и вся природа просыпается: зайцы начинают менять белую шубку на серую, медведь выходит из берлоги. Давайте поиграем в игру «Зайка серенький сидит».

(Воспитатель проводит игру «Зайка серенький сидит», второй воспитатель играет роль мишки)

Зайка серенький сидит и ушами шевелит, вот так, вот так и ушами шевелит.

(Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть.

(Со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать, скок, скок, скок, скок, надо зайке поскакать.

(Со слов «скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте)

Мишка зайку испугал, зайка прыг … и ускакал.

(Дети убегают, а мишка их ловит)

Садимся на стульчики.

— Ребята, весной праздник у наших мам. Посмотрите, у нас на доске висят фотографии мамочек. Егор, покажи нам свою маму. (Все дети показывают на фотографии свою маму). Сегодня мы для мам нарисуем открытки к празднику.

Посмотрите, какой цветок стоит на столе в вазе. Это мимоза. Вот ножка, на которой он стоит. Она называется «стебель». А это листочки. Стебелек и листочки зеленого цвета. А теперь давайте его понюхаем. Ах, как пахнет! У меня на листе нарисован стебелек и листочки, а цветочки мы будем рисовать с вами. Закатайте рукава и внимательно смотрите. Я обмакиваю в желтую краску кончик пальчика и прикладываю его к листу бумаги, где стебель. Мой пальчик как будто качается на качелях (чуть-чуть вперед, чуть-чуть назад). Я убираю пальчик, посмотрите, он грязный, что нужно сделать? (Вытереть влажной салфеткой). Давайте потренируемся. Представьте, что краска стоит возле вас. Обмакиваем палец в краску, прикладываем к ладошке (чуть-чуть вперед-назад). Еще раз попробуем. Обмакиваем в краску и прикладываем.

— А теперь приступаем к работе. Рисуйте аккуратно. Когда закончим, вытрем пальцы салфеткой.

— Ой, какие красивые цветы у вас получились! А сейчас каждый повесит открытку рядом с фотографией своей мамы. (Дети прикрепляют каждый свою открытку к фотографии мамы). А я свою открытку подарю Настеньке. Ребята, Насте очень понравилось, как вы сегодня занимались – мы поиграли в игру «Ручеек», «Зайка серенький сидит», собирали бусы для куклы, рисовали для мам открытки к празднику. Молодцы! (Кукла прощается с детьми).

Воспитатель: Все ребята сегодня хорошо потрудились, наше занятие закончено.

Авторы: Краева Оксана Сергеевна, воспитатель, Лымарь Татьяна Владимировна, воспитатель, Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования «Шанс» (МОУ ППМС ЦДК «Шанс»), г. Серпухов, Московская область.

Занятие по развитию познавательной сферы детей с синдромом Дауна 7-ми лет.

Цель: создание доверительной обстановки, формирование положительной мотивации, коммуникативных навыков, развитие познавательных процессов.

Время: 1 академический час.

Материал: лист бумаги формата А4, цветные карандаши , бланки к заданиям, карандаш, краски, палочки, блоки Дьенеша, трафарет и картинка репы, влажный или кинетический песок .

1.Упражнение - приветствие «Солнышко».

Цель: создание положительного настроя на работу.

Техника проведения: предлагается повторять слова и движения за педагогом-психологом.

Инструкция:

Утром солнышко встаёт выше, выше (руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже (руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся (делаем ручками фонарики),

И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши).

2.Упражнение «Рисунок – репка».

Цель: настрой на совместную работу.

Материал: краски, лист бумаги формата А4, трафарет и картинка репы.

Техника проведения: предлагается изобразить овощ при помощи техники «Оттиск печатками поролона».

Инструкция: посмотри, какая красивая репка. Какого она цвета? Желтая. Что это? Овощ. Давай нарисуем репку. Возьми трафарет репки, положи на лист бумаги. Теперь возьми поролон, опусти в краску и движениями сверху вниз ставь отпечатки на листе бумаге с трафаретом.

2. Упражнение «Чудесная корзинка».

Цель: обогащение словарного запаса.

Материал: овощи, картинки, корзинка.

Техника проведения: педагог-психолог показывает картинку с изображением овоща, а обучающийся находит соответствующий овощ среди муляжей.

Инструкция: посмотри, какая красивая корзинка, Давай посмотрим, что в ней - это морковка, это помидор, это огурец, это капуста. Найди морковь (огурец, помидор, капусту). Я буду показывать картинку, а ты будешь находить овощи.

3.Упражнение «Овощи».

Цель: формирование подражательных способностей, посредством пальчиковых игр.

Техника проведения: обучающийся повторяет движения за педагогом-психологом.

Инструкция: педагог-психолог зачитывает стихотворение, сопровождая движениями рук.

У нашего Тимочки (складывает ладони корзиночкой)

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачек

Уложился набочек. (загибает мизинец)

Морковку, (загибает безымянный палец)

Уложил Тима ловко,

Помидор, огурец. (загибает средний и указатель палец)

Вот наш Тима. Молодец! (показывает большой палец)

4. Упражнение «По лесной лужайке».

Цель: снятие мышечного напряжения.

Техника проведения: обучающийся слушает стишок и повторяет движения за педагогом-психологом.

Инструкция: педагог-психолог читает стихотворение и показывает движения. Повторяй за мной.

По лесной лужайке. (прыжки на двух но гах)

Поскакали зайки.

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Сели зайчики в кружок. (ребенок присаживается на корточки

Роют лапкой корешок. и руками «гребет» по полу)

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Вот бежит лисичка. (прячется, закрывая ладонями

Рыжая сестричка. лицо)

Ищет где же зайки.

Зайки побегайки.

5. Упражнение «Домик» (складывание из палочек).

Цель: развитие пространственного мышления.

Материал: палочки.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает зайчику построить из палочек домик. Сначала выкладывает педагог-психолог, затем обучающийся.

Инструкция: посмотри, з айчик сидит и грустит! У него нет домика. Д авай построим зайчику домик из палочек. Посмотри, как это делаю я? Повтори! Молодец!

6.Упражнение «Разложи по цвету».

Цель: развитие восприятия цвета.

Материал: блоки Дьенеша.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает разложить фигуры по цвету, выкладывая первый ряд. Задача обучающегося – выложить в соответствии с цветом первого второй ряд.

Инструкция: посмотри, я выкладываю цветные фигуры. Первая фигура, какого цвета? Найди фигуру такого же цвета и положи под нее. Вторая фигура, какого цвета? и т.д.

7.Упражнение «Лепим овощи» (влажный или кинетический песок).

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление полученных знаний.

Материал: влажный или кинетический песок.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает слепить по образцу разные овощи.

Педагог-психолог показывает, а обучающийся повторяет.

Инструкция: давай, слепим огурчик. Посмотри, как я делаю, повтори за мной. Молодец! Давай, слепим другие овощи.

Цель: завершение занятия.

Материал: мяч.

Техника проведения: педагог-психолог и обучающийся кидают друг другу мяч. Задача обучающегося ловить и бросать мяч.

Инструкция: давай поиграем с мячиком – я буду кидать мячик, приговаривая: «Я кидаю высоко, Я кидаю далеко», а ты его ловить и наоборот.

Дарья Брутчикова

(занятие разработано для детей, не говорящих, но понимающих инструкцию).

Задачи :

Научить ребенка квалифицировать предметы по признаку домашние, дикие животные.

Закрепление геометрических фигур. Соотнесение их с предметами.

Развитие мыслительных операций (находить лишний предмет из предложенных) .

Ход занятия:

1. Приветствие.

Здравствуй друг, (здороваются за руку)

Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)

Где ты был? (берут друг друга за ухо)

Я скучал! (разводят руки в стороны)

Ты пришел –

Хорошо! (обнимаются)

(также можно использовать другие приветствия, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка ).

2. Д/и «Кто где живет» . Цель : научить ребенка классифицировать предметы по признаку домашние и дикие животные.

На столе лежат карточки домашних и диких животных, а также построен из конструктора лес и ферма . Ребенку необходимо разложить карточки диких животных в лес, домашних - на ферму.

3. Д\и «Что лишнее» . Цель : развитие мыслительных операций.

Перед ребенком разложены предметы : Что лишнее?

Квадраты 2 и круг 1.

Треугольники 3 и квадрат 1 и т. д. (можно подбирать фигуры разного цвета : квадраты зеленым, а круг синим и т. д)

4. Д/и «Фигуры» . Цель : закрепить знания о геометрических фигурах.

Необходимо предмет соотнести с геометрической фигурой.


5. Разрезные картинки из 2 частей. Раздаточный материал.

6. Игра по желанию ребенка .

7. Прощание. (может быть любым, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка )

Публикации по теме:

Занятия с сыпучими материалами Этими видами деятельности можно заниматься сидя или стоя, причем важно то, что руки при этом не опущены.

В основе развития речилежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями,.

Фoрмирoвание творческой личности у детей с синромом Дауна – однa из нaиболее важных задач педагогической теории и практики на современном.

Анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать.

Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида (с синдромом Дауна) Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида Наименование учреждения: Адрес:. 1. Сведения о ребенке Ф. И. О … Дата рождения.

Возраст 4,8 мес., уровень развития 1,3 мес. Цели: - сформировать различные формы общения (здороваться, прощаться). - развитие умения.