Правовое регулирование брака в рф. Правовое регулирование брачных отношений

Семья представляет собой сложное социальное образование, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования, членов семьи.

С институтом семьи тесно связан общественный институт – институт брака. В юридическом смысле брак представляет собой юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.

Брачно-семейные отношения в Российской Федерации регулируются , основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ.

В соответствии с законодательством о семье в Российской Федерации признается только светский брак, то есть брак юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния, в то же время Семейным кодексом РФ признается правовая сила браков, совершенных российскими гражданами по религиозным обрядам, если таковые имели место на оккупированных территориях СССР в период Великой Отечественной войны, то есть в тот период, когда на этих территориях не действовали органы записи актов гражданского состояния.

Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда условий, установленных законом, различают две группы таких условий, к первой группе относят позитивные условия, наличие которых обязательно для заключения брака:

  1. Взаимное добровольное согласие вступающих в брак;
  2. Достижение брачного возраста, то есть 18 лет, при наличии уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет;

Семейный кодекс предусматривает возможность вступления в брак и в более раннем возрасте, это допускается в виде исключения с учетом особых обстоятельств, если законами субъектов РФ установлены порядок и условия заключения таких браков.

Вторую группу составляют негативные условия, то есть обстоятельства, препятствующие заключению брака, к негативным относят следующие условия:

  1. Состояние в другом зарегистрированном браке хотя бы одного из лиц, вступающих в брак;
  2. Наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак;

    Близкими родственниками признаются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), а также родные братья и сестры, причем это родство может быть как полным, так и неполным (когда сестра и брат имеют только общую мать или отца)

  3. Наличие отношений усыновления или удочерения между лицами, желающими вступить в брак;
  4. Признание судом недееспособности хотя бы одного из врачующихся вследствие психического расстройства;

Для заключения брака лицами, вступающими в брак, подается совместное письменное заявление в органы актов гражданского состояния, в котором они подтверждают взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления, однако законом предусмотрено, что при наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен (в последнем случае — не более чем на 1 месяц), а при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и д.р.) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Решение о сокращении или увеличении срока заключения брака принимается органом записи актов гражданского состояния, брак заключается при личном присутствии вступающих в брак.

Государственная регистрация брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.

Семейное законодательство устанавливает ряд оснований, при наличии которых брак может быть признан недействительным, к их числу относятся:

  1. Несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения;
  2. Сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ инфекции;
  3. Заключение фиктивного брака, то есть такого брака, в который супруги или один из них вступили без намерения создать семью;

Брак признается недействительным со дня его заключения, однако если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению, то суд может признать брак действительным.

От оснований признания брака недействительным следует отличать основания прекращения брака, последними, согласно Семейному кодексу РФ, являются смерть или объявление одного из супругов умершим, а также расторжение брака в установленном законом порядке.

Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния или в судебном порядке.

В органах записи актов гражданского состояния расторжение брака производится в следующих случаях:

  1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
  2. По заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет;

Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей.

Во всех случаях расторжение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

В случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом.

В судебном порядке расторжение брака производится в следующих случаях:

  1. При наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев;
  2. При отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;
  3. Если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения, например, отказывается подать соответствующее заявление;

Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка).

Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны, при этом суд вправе принимать меры по примирению супругов.

Для такого примирения судом назначается срок в пределах 3 месяцев, и разбирательство дела на это время откладывается, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (или один из них) настаивают на расторжении брака, то суд принимает решение о расторжении брака.

При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

При рассмотрении дола о расторжении брака суд решает вопросы о том, с кем из родителей после развода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на детей, а также о разделе имущества, находящегося в общей собственности супругов.

По всем этим вопросам супруги могут сами заключить соглашение и представить его на рассмотрение суда.

Расторжение брака судом производится по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.

Брак считается прекращенным:

  1. В случае его расторжения в органах загса – со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;
  2. В случае расторжения брака в судебном порядке – в день вступления решения суда в законную силу, однако и в этом случае государственная регистрация расторжения брака необходима;

Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния.

Брак – юридически оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи. Условия заключения брака определены в ст.12 СК РФ. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Обстоятельства, препятствующие заключению брака, сформулированы в ст. 14 СК РФ. Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками, т.е. родственниками по прямой восходящей или нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами; усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признанно судом недееспособным вследствие психического расстройства. Брачным возрастом в Российской Федерации признается 18 лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим 16 лет. Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов РФ (ст. 13 СК РФ).

Основания прекращения брака являются:

Смерть или объявление умершим одного из супругов;

Расторжение брака по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным, осужден за совершение преступления к лишению свободы свыше трех лет;

Расторжение брака при взаимном согласии супругов;

Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов;

Расторжение брака по заявлению опекуна супруга, признанным судом недееспособным;

Признание брака недействительным.

Расторжение брака производится в судебном порядке в следующих случаях: - при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев признания одного из супругов безвестно отсутствующим, недееспособным, осуждения за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет;

При отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе ЗАГСа. Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка (ст. 17 СК РФ).

Основания признания брака недействительным:

Нарушение условий заключения брака;

Наличие препятствий к заключению брака (близкое родство супругов, отношение усыновления между ними, наличие другого зарегистрированного брака, недееспособность одного или обоих супругов);

Сокрытие одним из супругов от другого наличия у него ВИЧ - инфекции или венерического заболевания;

Фиктивность брака.

3. Личные имущественные отношения супругов

Права и обязанности супругов возникают в результате регистрации брака, они неотчуждаемы и непередаваемы. К личным неимущественным правам супругов относятся:

Право на свободный выбор занятий, профессии, мест пребывания и жительства;

Право на совместное решение вопросов материнства, отцовства, воспитания, образования детей и других вопросов жизни семьи;

Право на выбор фамилии при заключении брака.

В соответствии с Семейным кодексом РФ супруги обязаны:

Строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи;

Содействовать благополучию и укреплению семьи;

Заботиться о благосостоянии и развитии своих детей;

Не препятствовать супругу в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства; - считаться с мнением супруга при решении вопросов семейной жизни; - не препятствовать супругу в выборе фамилии при заключении брака.

Согласно ст. 33 Семейного кодекса РФ, законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.

Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатом интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из них оно приобретено, на чье имя или кем из супругов внесены денежные средства. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял введение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Согласно ст. 36 Семейного кодекса РФ, имущество, принадлежащее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из них во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался. Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в их общем имуществе. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке. При разделе общего имущества доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между ними. Суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи.

Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющие имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Изменение законного режима совместной собственности; установление режима совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого супруга;

Права и обязанности супругов по взаимному содержанию; способы участия супругов в доходах друг друга;

Порядок несения каждым из супругов семейных расходов;

Определение имущества, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака;

Иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

Брачный договор не может ограничивать:

Правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав;

Регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей;

Предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания;

В правовом контексте у сравнительного анализа есть особенная польза: всегда можно почерпнуть позитивный опыт регулирования тех или иных отношений. Так, например, весьма интересно сравнить правовое регулирование семейных отношений, в особенности отношений между такими субъектами семейного права, как супруги, в законодательстве стран Содружества Независимых Государств.

Нами уже обращалось внимание на тот факт, что, несмотря на существование в историческом контексте «единых корней» правового развития семейного законодательства республик, ныне - независимых государств, в данный момент можно выделить некоторые особенности собственного, исключительно национального правового регулирования таких непростых, не всегда поддающихся влиянию исключительно правовой нормы отношений, как семейные . Не составляют исключения и личные неимущественные права супругов.

Так, исходя из буквального смысла ст. 2 СК РФ, семейное законодательство «регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи. Регулирование же семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию» (п. 3 ст. 1 СК РФ). По общему правилу, «права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния» (п. 2 ст. 10 СК РФ).

Следует заметить, что к общим вопросам правового регулирования брачных отношений законодатель в России и странах ближнего зарубежья подходит одинаково.

Например, по единому пути отказа от предоставления правового значения браку, заключенному только по религиозным обрядам, идут все страны СНГ. «Религиозное бракосочетание (религиозный брак) не имеет правового значения. Данное положение не касается религиозных браков, заключенных до создания соответствующих органов исполнительной власти, и документов относительно их подтверждения, документов о рождении, заключении брака, прекращении брака и смерти» (и. 1.5 ст. 1 Семейного кодекса Азербайджанской Республики (СК Азербайджана).

«Религиозные обряды, касающиеся вопросов брака и семьи, правового значения не имеют» в Беларуси и Кыргызстане (ст. 4 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь (КоБС Беларуси); п. 2 ст. 1 Семейного кодекса Кыргызской Республики (СК Кыргызстана). «Религиозный обряд брака, равно как и другие религиозные обряды, не имеют правового значения» и в Туркменистане. Это правило не относится к религиозным обрядам брака, «совершенным до образования в Туркменистане органов ЗАГС, и полученным в их удостоверение документам о рождении, заключении и расторжении брака, а также смерти» (п. 3 ст. 7 Семейного кодекса Туркменистана (СК Туркменистана).

Статья 18 Семейного кодекса Республики Узбекистан (СК Узбекистана) определяет даже сам момент возникновения прав и обязанностей супругов. В частности, она гласит: «с момента регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния лица, заключившие брак, становятся супругами, и с этого времени между ними возникают права и обязанности супругов».

Однако к правовому регулированию личных отношений супругов в семье на постсоветском пространстве используются в некоторой степени различные подходы.

Так, например, неимущественные отношения между супругами регламентируются Семейным кодексом Республики Молдова (СК Молдовы) весьма специфичным образом. Статья 18 СК Молдовы провозглашает правило, по которому «супруги обязаны морально поддерживать друг друга и хранить супружескую верность».

В Азербайджане «супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимопомощи и чувства взаимоуважения, осуществлять совместную деятельность для благополучия и укрепления семьи, создавать благоприятные условия для развития детей и заботиться об их здоровье» (п. 4 ст. 29 СК Азербайджана).

В Беларуси «супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе справедливого распределения семейных обязанностей, содействия в реализации каждым из них права на материнство (отцовство), физическое и духовное развитие, получение образования, проявление своих способностей, труд и отдых. Супруги вправе самостоятельно решать вопросы, касающиеся их личных интересов, если иное не оговорено в брачном договоре» (ст. 20-1 КоБС Беларуси).

Семейное законодательство Казахстана «гарантирует каждому из супругов свободу в выборе рода деятельности, профессии и вероисповедания» (п. 2 ст. 29 Кодекса Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье (СК Казахстана).

В Кыргызстане «супруги несут равную обязанность в отношении домашнего труда» (п. 4 ст. 32 СК Кыргызстана).

К личным правам супругов в Молдове причисляются «право продолжать свое занятие, работу по специальности или выбирать их по своему усмотрению» (п. 2 ст. 16), а также «право определять место своего жительства в результате самостоятельного, свободного выбора» (п. 3 ст. 16 СК Молдовы).

Свои исключительные особенности в урегулировании личных прав супругов имеет Семейный кодекс Украины (СК Украины). Законодатель Украины пошел по пути расширенного перечисления и толкования личных прав супругов, даже тех, что вообще не особо поддаются правовому регулированию.

Так, например, ст. 49 СК Украины право на материнство трактует следующим образом: «жена имеет право на материнство» (п. 1 статьи). «Нежелание мужа иметь ребенка или его неспособность к зачатию ребенка может быть причиной расторжения брака» (п. 2 статьи). «Лишение женщины возможности родить ребенка (репродуктивной функции) в связи с выполнением им конституционных, служебных, трудовых обязанностей или в результате противоправного поведения относительно нее является основанием для возмещения причиненного ей морального вреда» (п. 3 статьи). «Беременной жене должны быть созданы в семье условия для сохранения здоровья и рождения здорового ребенка» (п. 4 статьи). «Жене-матери должны быть созданы в семье условия для объединения материнства с осуществлением ею других прав и обязанностей» (п. 5 статьи).

Данный кодекс не ограничивается перечислением личных прав супруги, далее указывая на личные права мужа в семье. Статья 50 СК Украины дает мужчине «право на отцовство» (п. 1 статьи). «Отказ жены от рождения ребенка или неспособность ее к рождению ребенка также может быть причиной расторжения брака» (п. 2 статьи).

Представляет интерес и обозначенное в статье 51 СК Украины право жены и мужа на равное право уважения к своей индивидуальности, своих привычек и предпочтений. Кроме того, «жена и муж имеют равное право на физическое и духовное развитие, на получение образования, проявление своих способностей, создание условий для труда и отдыха» (п. 1 статьи).

Следует констатировать, что законодатель Украины в правовом регулировании личных неимущественных отношений идет далее всех на постсоветском пространстве, законодательно устанавливая, например, «право жены и мужа на распределение обязанностей и совместное решение вопросов жизни семьи» (ст. 54 СК Украины).

Так, по семейному законодательству Украины, «жена и муж имеют право распределить между собой обязанности в семье. Они должны внушать уважение к любой работе, которая делается в интересах семьи. Все важнейшие вопросы жизни семьи должны решаться супругами совместно, на основе равенства. Жена, муж имеют право противиться устранению их от решения вопросов жизни семьи. Считается, что действия одного из супругов относительно жизни семьи совершаются с согласия второго супруга».

Семейным кодексом Украины супругам вменена обязанность «беспокоиться о семье» (ст. 55). «Жена и муж обязаны совместно заботиться о построении семейных отношений между собой и другими членами семьи на чувствах взаимной любви, уважения, дружбы, взаимопомощи. Мужчина обязан утверждать в семье уважение к матери, а женщина - уважение к отцу. Жена и муж ответственны друг перед другом, перед другими членами семьи за свое поведение в ней. Они обязаны совместно заботиться о материальном обеспечении семьи».

И, наконец, в СК Украины есть норма, провозглашающая «право жены и мужа на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 56 СК Украины). В ней содержатся правила о том, что «жена и муж имеют право на свободный выбор места своего проживания. Они имеют право принимать меры, которые не запрещены законом и не противоречат моральным основам общества, относительно поддержания брачных отношений».

Пунктом 3 данной статьи каждому из супругов дается право прекратить брачные отношения. Однако далее в СК Украины сказано, что «принуждение к прекращению брачных отношений, принуждение к их сохранению, в том числе принуждение к половой связи посредством физического или психического насилия является нарушением права жены, мужа на свободу и личную неприкосновенность и может иметь последствия, установленные законом» (п. 4 ст. 56 СК Украины).

По нашему мнению, приведенный выше пример можно считать самым широким в понимании супружеских прав в семье, но далеко не всегда необходимым регулированием личных неимущественных отношений супругов в семье в правовом контексте. Вряд ли возможно урегулировать исключительно нормами права такие личные взаимоотношения, как любовь, уважение, дружба, верность.

Следует заметить, что нет единообразия в семейном законодательстве стран СНГ и в подходах к такому личному праву, как выбор фамилии супругов.

Классический подход российского законодателя к этой проблеме обусловлен, в первую очередь, федеративностью нашего государства. Так, ст. 32 СК РФ «Право выбора супругами фамилии» гласит, что супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга. Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-Ф3 в качестве общей фамилии супругов может быть записана фамилия, образованная посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа. Однако соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной. Далее российский законодатель указывает, что перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга (п. 2 ст. 32 СК РФ).

Правила же перемены фамилии содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ). В случае расторжения брака супругам дается право сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии (п. 3 ст. 32 СК РФ).

Идентичный подход к правовому регулированию личного неимущественного права выбора фамилии супругами наблюдается в семейном законодательстве Азербайджана (ст. 30 СК Азербайджана), Армении (ст. 25 СК Армении, Казахстана (ст. 29-31 СК Казахстана), Кыргызстана (ст. 31 СК Кыргызстана), Молдовы (ст. 17 СК Молдовы), Узбекистана (ст. 20 СК Узбекистана), Туркменистана (ст. 51 СК Туркменистана).

Однако есть и исключения. Так, например, КоБС Беларуси ст. 21 «Право супругов на выбор фамилии при заключении брака» регламентирует такие правоотношения следующим образом: «при заключении брака супруги по своему желанию избирают фамилию, но при этом, если двойной фамилией желают именоваться оба супруга, по их согласию определяется, с какой добрачной фамилии она будет начинаться».

«Соединение более двух фамилий также не допускается, но если до вступления в брак супруги или один из них имели двойные фамилии, то по их согласию определяется, из каких составных частей добрачных фамилий будет состоять новая фамилия».

Далее КоБС Беларуси обозначает, что «право выбора супругами фамилии реализуется при регистрации заключения брака до совершения соответствующей записи в книге регистрации актов гражданского состояния. А изменение супругами фамилии после вступления в брак осуществляется в общем порядке. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой изменения фамилии другого из них, хотя последний тоже вправе ходатайствовать об изменении своей фамилии».

Нельзя не отметить, что по разному осуществляется подход законодателя на постсоветском пространстве к регулированию блока так называемых процедурных отношений. Не во всех семейных кодексах содержатся главы об актах гражданского состояния. Во многих государствах СНГ, включая и Российскую Федерацию, данные отношения регулируются отдельными законами. Тем не менее, нормы процедурного характера довольно часто встречаются в семейном законодательстве именно при регулировании личных неимущественных отношений.

Так, например, п. 1 ст. 31 СК Казахстана содержит следующее правило: «в случае изменения фамилии при государственной регистрации заключения брака (супружества) гражданин обязан в месячный срок обменять документы, удостоверяющие личность».

Либо семейные кодексы стан СНГ содержат отсылочные нормы, как например, Семейный кодекс Республики Таджикистан (СК Таджикистана), ст. 33 которого гласит, что «супруги при заключении брака имеют одинаковое право на выбор фамилии, осуществляющийся в соответствии с порядком, установленным Законом Республики Таджикистан «О государственной регистрации актов гражданского состояния»».

Отличается особенностями в этом плане и СК Украины. Так, ст. 53 СК Украины «Право жены и мужа на смену фамилии» содержит правило, по которому, «если при регистрации брака жена, муж сохранили добрачные фамилии, они имеют право подать в орган государственной регистрации актов гражданского состояния, зарегистрировавший их брак, или соответствующий орган по месту их жительства заявление об избрании фамилии одного из них в качестве их общей фамилии или о присоединении к своей фамилии фамилию другого супруга. А в случае изменения фамилии орган государственной регистрации актов гражданского состояния выдает новое свидетельство о браке».

На основании проведенного сравнительно-правового анализа, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, законодательное регулирование личных неимущественных отношений супругов в семейных кодексах стран - участниц СНГ полностью соответствует международным нормам. Во-вторых, у российского законодателя имеется возможность почерпнуть некоторые моменты позитивного опыта правового регулирования личных правоотношений между супругами и, соответственно, учесть некоторые нормы, показавшие свою состоятельность в практическом их применении в странах СНГ, при модернизации российского семейного законодательства, при внесении соответствующих изменений и дополнений в СК РФ. В-третьих, позитивный опыт регулирования правовыми нормами личных неимущественных отношений членов семьи следует учитывать при разработке модельного Семейного кодекса СНГ, необходимость в принятии которого назрела уже давно.

  • См.: Саенко Л. В. Размышления о правовых традициях понимания и назначенияинститутов семьи и брака // Гуманитарный научный журнал. - 2014. - № 1. - С.49-55.
  • Об актах гражданского состояния: федеральный закон РФ от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 47, ст.5340.

Семейное законодательство РФ регулирует форму заключения брака (ст. 10 СК РФ). В теории семейного права форма заключения брака (далее - форма брака) рассматривается как установленный способ его заключения. Термин «форма» произошел от латинского forma - вид, образ, устройство Российская социологическая энциклопедия/ Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М., 1998. - С.302.; внешнее очертание, наружный вид предмета Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2006. - С.412.. Следовательно, форма заключения брака представляет собой внешнее его выражение. Кроме того, термин «форма» означает установление (придание) чему-либо неких границ. Поэтому фактически ст. 10 СК РФ ограничивает способы заключения брака.

При заключении брака осуществляемся выражение воли лиц, вступающих в брак (ст. 1, 12 СК РФ), в связи с чем форму брака можно рассматривать как способ выражения воли лиц, желающих его заключить. Установление формы брака (способа заключения брака) также свидетельствует об ограничении форм брака (способов выражения воли лиц, желающих заключить брак).

Ввиду того что брак представляет собой правоотношение, форму брака можно рассматривать через эту категорию. По мнению О. С. Иоффе и С. С. Алексеева, правоотношение есть та форма, которую приобретают фактические отношения, будучи урегулированы нормами права Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. - М., 1961. - С.181-186.. Р.О. Халфина усматривает взаимосвязь правоотношения и нормы в том, что правоотношение представляет собой форму выражения результата действия нормы - облечение общественных отношений в форму правоотношений Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. - М., 1974. - С.54.. Так как форма брака является способом возникновения правоотношений между супругами, соблюдение формы брака выступает одним из оснований наступления соответствующих преобразований.

Можно связать с установлением исключительной компетенции государства по вопросам заключения брака (ст. 4 ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Сегодня функции регистрации заключения брака возложены на государственные органы. Исключительной компетенцией государства в рассматриваемом вопросе объясняется и тот факт, что семейное законодательство РФ не восприняло ранее существовавшие формы брака (например, церковную). Отказ от церковной формы брака обусловлен также конституционным положением об отделении в РФ церкви от государства.

Установление гражданской формы брака связано в том числе с проникновением публичного начала в частную сферу Покровский И.А. Указ. соч. - С.171., с заинтересованностью государства в этой форме как в источнике пополнения государственной казны, так как за государственную регистрацию заключения брака взимается госпошлина.

Заключение брака в гражданской форме осуществляется при участии государства в лице его органов - загсов. Впервые их привлекли к осуществлению государственной регистрации заключения брака в соответствии с декретами СНК Российской Республики от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» СУ РСФСР. - 1917. - № 11. - Ст. 160. (утратил силу) и от 19 декабря 1917 г. «О расторжении брака» СУ РСФСР. - 1917. - № 10. - Ст. 152 (утратил силу). 4 январи 1918 г. во исполнение указанных декретов Народный комиссариат юстиции и Народный комиссариат по местному самоуправлению утвердили инструкцию «Об организации отделов записей браков и рождений» СУ РСФСР. - 1918. - № 14. - Ст. 200.. Таким образом, загсы начали осуществлять государственную регистрацию браков в 1917 г., и впоследствии эта функция оставалась неизменной. Кстати, в разных странах государственную регистрацию выполняют различные органы. Например, во Франции этим занимаются мэрии.

Привлечение к участию в заключении брака государственных органов (загсов) свидетельствует, с одной стороны, о том, что заключение брака происходит при участии третьих лиц - уполномоченных государством органов власти, а с другой - об исключении иных органов из данного процесса.

Статус загсов как государственных органов обусловливает ряд особенностей их деятельности. Одна из них - право загсов оказывать платные услуги (осуществлять предпринимательскую деятельность) Покровский И.А. Указ. соч. - С.172-173..

Пунктом 3 ст. 15 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434. установлено, что государственные органы не вправе совмещать функции государственного органа с функциями субъекта предпринимательской деятельности, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Поскольку загсы являются государственными органами, для которых не предусмотрено оказание платных услуг, их осуществление не допускается. Положение п. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» не лишает государственные органы, в частности загсы, гражданско-правовой правоспособности, а лишь ограничивает ее в части осуществления ими предпринимательской деятельности.

Некоторые действия загсов также могут считаться нарушением их правоспособности. Речь идет, например, о запрете осуществления фото- и видеосъемки лицами, приглашенными врачующимися. Тем самым загсы нарушают ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции». Указанные действия загсов неправомерны и могут квалифицироваться как действия государственных органов, ограничивающие конкуренцию. Однако их нельзя рассматривать как недобросовестную конкуренцию, так как последняя представляет собой действия хозяйствующих субъектов при осуществлении предпринимательской деятельности, субъектами которой загсы не являются.

Статус загсов как государственных органов определяет необходимость уплаты госпошлины за государственную регистрацию заключения брака (ст. 10 ФЗ «Об актах гражданского состояния»). В соответствии с п. 1 ст. 333 Налогового кодекса РФ (части второй) от 05.08.2000 № 117-ФЗ Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340. (далее - НК РФ) с лиц при их обращении в государственные органы взимается сбор (госпошлина). Однако по п. 2 ст. 333 НК РФ не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения или расторжения брака, если «не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния». Получается, что госпошлина взимается за государственную услугу, которая фактически не была оказана. В связи с этим целесообразно предусмотреть в законодательстве возврат госпошлины в данном случае.

Отметим, что привлечение загсов к государственной регистрации заключения брака обусловлено, возможно, независимостью и незаинтересованностью.

Установленные причины участия загсов в государственной регистрации заключения брака свидетельствуют об обоснованности их привлечения, а также об отсутствии, необходимости передачи функций по государственной регистрации брака другим государственным органам.

Впервые регистрация брака была введена при Петре I указом Синода от 20 февраля 1724 г., в котором говорилось о необходимости метрических записей для определенных целей: «…ведать о количестве всего Российского государства, людей рождающихся, и в брачное супружество совокупляющихся, и умирающих».

Необходимость государственной регистрации заключения брака свидетельствует о том, что форма заключения брака является регистрационной. Кроме того, она письменная: о государственной регистрации брака составляется актовая запись.

Основой к пониманию природы отношений, складывающихся в процессе государственной регистрации брака, выступает концепция гражданско-правовых организационных отношений, предложенная в 60-х гг. XX в. О.А.Красавчиковым Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения// Антология уральской цивилистики. 1925-1989: сб. ст. - М., 2001. - С.156-165.. Ученый, выделяя и предмете гражданско-правового регулирования организационные отношения, писал, что они являются служебными по отношению к основным. О.А. Красавчиков характеризовал организационные отношения как социальные связи на стадии формирования правоотношения Красавчиков О.А Советское гражданское право. - Свердловск, 1976. Вып.1. - С.18..

Полагаем, что необходимость государственной регистрации брака объясняется важностью учета заключаемых браков: выполняя контрольную функцию, загсы предотвращают заключение одною брака при существовании другого не расторгнутого брака (запрещается ст. 14 СК РФ).

Более того, выражение воли посредством волеизъявления в письменной форме до минимума сокращает разночтения в содержании изъявляемого. Существование письменной формы регистрации брака обусловлено потребностью в выявлении воли сторон при заключении брака.

В соответствии с семейным законодательством гражданская форма брака является единственно возможной (ст. 10 СК РФ).

Сегодня в Российской Федерации в силу ст. 1 и 10 СК РФ ни церемония бракосочетания в церкви, ни заключение брака по обычаям не считаются формами заключения брака. Обвенчаться можно как до, так и после регистрации брака, это личное дело вступающих и брак.

Таким образом, отсутствует свобода выбора формы брака, воля посредством волеизъявления может быть выражена единственным способом. Это позволяет сделать вывод, что норма СК РФ, регулирующая форму брака, имеет императивный характер.

Представляется, что установление единственно возможной формы брака связано с исключительной компетенцией государства в этом вопросе, а также с существующей традицией.

По мнению некоторых ученых, ситуация отсутствия свободы выбора формы брака нуждается в изменении. С.А. Муратова предлагает наряду с зарегистрированными браками признавать церковные, предоставив жениху и невесте право выбора одной из форм заключения брака Муратова С.А. Семейное право. - М., 2013. - С.65.. О.Ю. Ильина, Ш.Д.Чиквашвили, Н.С. Шерстнева считают необходимым предусмотреть две процедуры: обычную (в органах загса) и «двойную» (с венчанием в церкви и последующей регистрацией в органах загса в упрощенном порядке с предоставлением свидетельства о венчании) Ильина О.Ю. Брак как новая социальная и правовая реальность изменяющейся России. - Тверь, 2005. - С.38.. Л.Д. Толстая отмечает одну из особенностей развития семейного права на Западе в последние 20 лет - признание юридических последствий фактических брачных отношений Толстая А.Д. Фактический брак: перспективы развития// Закон. - 2005. - №10. - С.21.. Постулируется также целесообразность законодательного признания так называемых фактических браков.

Отсутствие альтернативной формы брака и признания юридических последствий фактических брачных отношений предотвращает различного рода коллизии. Отметим, что попытки закрепить юридическую силу фактических брачных отношений уже предпринимались. Статья 11 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. распространяла режим общности имущества не только на зарегистрированные, но и на фактические браки. В результате возникала коллизия между правами супругов-наследников (супруга фактического и супруга, с которым был зарегистрирован брак).

Установление церковной формы брака наравне с гражданской требует разделения функций по его законной регистрации между государством и церковью. По Конституции РФ Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4 - Ст. 445. церковь отделена от государства. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465. и конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства последнее не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Таким образом, поскольку полномочия по государственной регистрации заключения брака не могут быть возложены на церковь, закрепление церковной формы брака наравне с гражданской невозможно.

Статья 10 СК РФ гласит, что со дня государственной регистрации заключения брака возникают права и обязанности супругов. Это положение было и в предшествующих семейно-правовых кодификациях. Подобные нормы существуют также в законодательствах иностранных государств (Германии, Франции и др.). В связи с тем, что возникновение прав и обязанностей супругов ставится в зависимость от факта государственной регистрации заключения брака, ее можно рассматривать как основание возникновения супружеских правоотношений. В теории права основания, с которыми закон связывает определенные юридические последствия, признаются юридическими фактами Красавчиков О.А. Указ. соч. - С.20. Таким образом, государственная регистрация брака - юридический факт.

О.А. Красавчиков полагал, что «государственная регистрация заключения брака является юридическим фактом наравне с такими юридическими фактами, как взаимное согласие принять на себя нрава и обязанности супругов; несостояние в другом зарегистрированном браке; отсутствие между бракующимися определенной степени родства» 35 .

По мнению В.И. Данилина и С.И. Реутова, «государственная регистрация заключения брака образует юридический состав со следующими юридическими фактами: взаимное согласие лиц па вступление в брак и достижение ими брачного возраста. М.В. Антокольская считает акт регистрации брака частью такого юридического факта, как соглашение о заключении брака» Антокольская М.В. Семейное право: учеб. - М., 2010. - С.129-130..

Согласно ст. 12, 14 СК РФ, п. 8 ст. 27 ФЗ «Об актах гражданского состояния» заключение брака осуществляется при наличии условий для заключения брака. Считаем, что государственная регистрация заключения брака представляет собой элемент юридического состава наравне с описанными О.А. Красавчиковым юридическими фактами, а также с юридическими фактами: разнополостъ лиц, которые вступают в брак, отсутствие правоотношений усыновителей и усыновленных. Для определения природы государственной регистрации заключения брака как юридического факта необходимо обратиться к принятой в теории права классификации юридических фактов. Данный юридический факт - юридическое действие, поскольку зависит от волевого поведения лиц, его совершающих. Государственная регистрация брака - действие государственного органа, а действие любого органа всегда представляет собой юридический акт. О. А. Красавчиков обозначал этот вид юридических актов как брачные Красавчиков О.А. Указ. соч. - С.22. Волевая направленность государственной регистрации заключения брака как юридического факта позволяет охарактеризовать заключение брака как действие.

Исследование юридической сущности государственной регистрации заключения брака считаем необходимым говорить о ее правовых последствиях Там же.. Соблюдение формы брака обеспечивает законченность юридического состава, правовым последствием которого является заключение брака и появление супружеских правоотношений (личных неимущественных и имущественных). Следовательно, правовое последствие государственной регистрации заключения брака (соблюдения установленной формы брака) - возникновение завершающего элемента основания супружеских правоотношений. Отсюда необходимо сделать вывод о том, что соблюдение формы брака можно исследовать как одно из оснований его легитимизации.

В юриспруденции считается, что отсутствие одного из элементов вышеописанного юридического состава приводит к омертвлению не только юридического состава в целом, но и отдельных его частей по отношению к этому составу. Соответственно невыполнение правил о государственной регистрации брака (несоблюдение формы брака) влечет отсутствие полного юридического состава, необходимого для заключения брака и, отсюда, невозникновение прав и обязанностей супругов. В данной ситуации между лицами, которые не зарегистрировали брак в описанной законом форме, не возникает брачно-семейных правоотношений.

Эти правовые последствия как юридические превентивные последствия нельзя считать ответственностью, потому что юридическим основанием ответственности является правонарушение - противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, которое причиняет вред интересам государства, общества и граждан Теория государства и права: учеб./ под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 1998. - С.408.. Если даже предположить, что сожительство лиц без регистрации брака будет рассматриваться как социально вредное явление, незаключение брака в установленной законом форме не станет правонарушением ввиду отсутствия иных элементов состава правонарушения. Нерегистрация брака - это воздерживаиие от активной реализации права Там же. - С.409..

В целом установление формы брака как таковой - обоснованное традиционное явление. Представляется, что гражданская форма брака вполне приемлема, она обеспечивает государственный контроль за соблюдением условий заключении брака (ст. 12 СК РФ), единообразное заключение брака. На наш взгляд, отсутствуют предпосылки изменения установленной СК РФ формы брака, сравнимые по масштабу с теми, которые способствовали ее предшествующей трансформации.

Брак – юридически оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи.

Условия заключения брака определены в ст.12 СК РФ. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Обстоятельства, препятствующие заключению брака, сформулированы в ст. 14 СК РФ. Не допускается заключение брака между:
лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
близкими родственниками, т.е. родственниками по прямой восходящей или нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами;
усыновителями и усыновленными;
лицами, из которых хотя бы одно лицо признанно судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Брачным возрастом в Российской Федерации признается 18 лет.
При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим 16 лет. Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов РФ (ст. 13 СК РФ).

Основания прекращения брака являются:
смерть или объявление умершим одного из супругов;
расторжение брака по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным, осужден за совершение преступления к лишению свободы свыше трех лет;
расторжение брака при взаимном согласии супругов;
расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов;
расторжение брака по заявлению опекуна супруга, признанным судом недееспособным;
признание брака недействительным.

Расторжение брака производится в судебном порядке в следующих случаях:
при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев признания одного из супругов безвестно отсутствующим, недееспособным, осуждения за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет;
при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;
если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе Загса.
Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка (ст. 17 СК РФ).
Основания признания брака недействительным:
нарушение условий заключения брака;
наличие препятствий к заключению брака (близкое родство супругов, отношение усыновления между ними, наличие другого зарегистрированного брака, недееспособность одного или обоих супругов);
сокрытие одним из супругов от другого наличия у него ВИЧ-инфекции или венерического заболевания;
фиктивность брака.

Еще по теме Правовое регулирование брака:

  1. Правовое регулирование репродуктивной функции человека
  2. Глава 33 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАКА И РАЗВОДА ПРИ НАЛИЧИИ ИНОСТРАННОГО ЭЛЕМЕНТА
  3. § 1. Правовое регулирование брака и развода с участием иностранного элемента по российскому законодательству
  4. § 2. Правовое регулирование брака и развода в соответствии с Минской конвенцией
  5. § 1. Правовое регулирование усыновления с иностранным элементом по российскому законодательству
  6. 40. Правовое регулирование брачных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
  7. Административно-правовое регулирование в социально-политической сфере управления
  8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДОВ ВРТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН