Правовое регулирование дополнительного ежемесячного материального обеспечения отдельных категорий граждан. Дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан Назначение демо что

Особенности пенсионного обеспечения прокуроров, следователей, сотрудников таможенных органов (по сравнению с пенсионным обеспечением лиц, проходивших военную службу и службу в органах внутренних дел) отражены в подзаконных актах. Эти акты развивают и конкретизируют положения Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих с учетом специфики деятельности прокуроров и следователей, учитываемой при назначении пенсии .

Наиболее важные отличительные особенности в пенсионном обеспечении указанных лиц связаны с порядком исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет. Порядок исчисления выслуги лет и правила назначения данной пенсии утверждаются Правительством РФ .

Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан

Гражданам РФ, проходившим военную и иную приравненную к ней службу, может устанавливаться трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Законом о трудовых пенсиях. При этом происходит преобразование приобретенных в период службы пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал в случае, если одновременно соблюдены следующие условия:

  1. в период службы на этих граждан не распространялось обязательное пенсионное страхование ;
  2. они были уволены со службы не ранее 2002 г.;
  3. они не приобрели право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета .

Поскольку указанные лица не подлежали обязательному пенсионному страхованию и за них не уплачивались страховые взносы, их пенсионный капитал формируется за счет средств федерального бюджета, которые передаются в Пенсионный фонд РФ. В этом случае данные лица приобретают статус застрахованных лиц.

Величина средств, зачисляемых на индивидуальный лицевой счет указанных застрахованных лиц, определяется в зависимости от продолжительности службы, имевшей место не ранее 2002 г. Преобразование пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал производится при назначении этим лицам страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности).

Периоды службы, учтенные при преобразовании пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал, не включаются в выслугу лет, с учетом которой назначается пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание.

Назначение досрочной пенсии гражданам, признанным безработными

В Законе о занятости населения содержатся очень важные положения, которые устанавливают дополнительное основание для назначения досрочной пенсии, назначаемой ранее достижения общего пенсионного возраста по основанию, которое не предусмотрено Законом о трудовых пенсиях.

Досрочная пенсия по указанному Закону может быть назначена только при одновременном соблюдении целого ряда условий (табл. 7.1). Эти условия касаются статуса гражданина, его возраста, наличия общего и специального страхового стажа, причины увольнения с последнего места работы. Пенсия назначается не ранее чем за два года до наступления возраста, при котором трудовая пенсия по старости назначается на общих основаниях либо досрочно в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Таблица 7.1. Условия назначения досрочной пенсии гражданам, признанным безработными

Размер пенсии, назначаемой по Закону о занятости населения, определяется по правилам исчисления страховой части трудовой пенсии по старости. Однако выплачивается эта пенсия за счет средств федерального бюджета, поэтому данная пенсия, являясь по сути государственной, содержит элементы, характерные для трудовой (страховой) пенсии.

Выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается при поступлении на работу, время выполнения которой включается в страховой стаж. После прекращения указанной работы выплата пенсии восстанавливается.

Ежемесячное пожизненное содержание судьи, ушедшего в отставку

Особым видом обеспечения, который по своему целевому назначению аналогичен пенсии, является ежемесячное пожизненное содержание судьи . Данный вид выплаты предусмотрен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации » и Законом о статусе судей.

Если судья, пребывающий в отставке, имеет длительный стаж работы в должности судьи, ему выплачивается (по его выбору) либо пенсия на общих основаниях, либо ежемесячное пожизненное содержание.

В соответствии с Законом о статусе судей ежемесячное пожизненное содержание может назначаться при соблюдении одного или нескольких условий (табл. 7.2). Право на ежемесячное пожизненное содержание предоставлено судье, который:

  1. либо имеет стаж работы в должности судьи не менее 20 лет;
  2. либо достиг возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины) и имеет стаж работы в должности судьи менее 20 лет;
  3. либо достиг возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), имеет стаж работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее десяти лет работы судьей.

Таблица 7.2. Условия назначения ежемесячного пожизненного содержания судье, ушедшему в отставку

В стаж работы по юридической профессии, учитываемый при назначении ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы в должности судьи и другой работы по юридической профессии:

  1. на должностях, которые требуют высшего юридического образования (государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ , должности государственной службы , муниципальные должности, должности в юридических службах организаций, должности в научно-исследовательских учреждениях и др.);
  2. в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  3. в качестве адвоката или нотариуса.

Ежемесячное пожизненное содержание устанавливается в полном размере либо пропорционально к полному размеру в зависимости от условий его предоставления.

Указанный полный размер ежемесячного пожизненного содержания может быть увеличен с учетом следующих оснований:

  1. за стаж работы в должности судьи, превышающий 20 лет;
  2. ученую степень (ученое звание);
  3. почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

При наличии данных оснований размер повышения определяется в порядке, указанном в табл. 7.3.

Таблица 7.3. Основание повышения ежемесячного пожизненного содержания

Выплата ежемесячного пожизненного содержания осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Страховые и государственные доплаты к пенсиям

Страховые доплаты к пенсиям

Пенсионная реформа, реализация которой началась с 2002 г., предусматривала формирование профессиональных пенсионных систем. Отсутствие основополагающего (рамочного) закона в этой области приводит к появлению отдельных законов, целью которых является повышение уровня пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан в связи с осуществлением ими определенной длительной профессиональной деятельности.

Одним из таких законов является Закон о дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей. С 2011 года вступил в силу Закон о дополнительном социальном обеспечении работников организаций угольной промышленности. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется в форме установления ежемесячной доплаты к пенсии за счет дополнительных взносов, уплачиваемых работодателями целевым назначением - на выплату этой доплаты. Доплаты устанавливаются в качестве дополнительной гарантии в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер.

Дополнительные взносы уплачиваются соответствующими работодателями сверх общей суммы страховых взносов, предусмотренных системой обязательного пенсионного страхования . Размер дополнительного тарифа зависит от категории граждан, которым устанавливается доплата (табл. 7.4).

Таблица 7.4. Дополнительный тариф страховых взносов, за счет которых устанавливается страховая доплата к пенсии

Такая доплата предусмотрена Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации » и устанавливается к пенсии, назначенной по Закону о трудовых пенсиях или по Закону о занятости населения.

Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при исполнении полномочий депутата Государственной Думы (члена Совета Федерации) от одного года до трех лет - 55 %, свыше трех лет - 75 % ежемесячного денежного вознаграждения. Размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается при увеличении в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы (члена Совета Федерации) действующего созыва.

Выплата ежемесячной доплаты к пенсии приостанавливается при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта РФ , должности государственной гражданской службы или муниципальной должности муниципальной службы .

Ежемесячная доплата к пенсии не устанавливается гражданину РФ, которому назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо в соответствии с законодательством субъектов РФ установлена ежемесячная доплата к пенсии.

Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги

Особым видом государственной доплаты к пенсии является дополнительное материальное обеспечение, которое предусмотрено Закон о дополнительном материальном обеспечении за особые заслуги. Такое обеспечение устанавливается в дополнение к назначенной пенсии или ежемесячному пожизненному содержанию и имеет свои особенности.

Право на дополнительное материальное обеспечение имеют граждане РФ независимо от места жительства . Дополнительное материальное обеспечение устанавливается лицам, которые отвечают одновременно двум критериям:

  1. получают пенсию или ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье ;
  2. имеют предусмотренные Законом о дополнительном материальном обеспечении за особые заслуги государственные награды или почетные звания за выдающиеся достижения и особые заслуги.

В указанном Законе перечислены следующие государственные награды и почетные звания, представленные в табл. 7.6.

Дополнительное материальное обеспечение не назначается в том случае, если гражданин получает иные денежные выплаты, к которым относятся:

  • пенсия за выслугу лет для лиц, замещавших государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы;
  • доплаты к пенсии по законодательству субъектов РФ и актам ;
  • оклады за звания действительного члена и члена-корреспондента Российской академии наук и отраслевых академий.

Гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение по Закону о дополнительном материальном обеспечении за особые заслуги и дополнительное материальное обеспечение по иным нормативным актам , назначается по их выбору одна из этих выплат.

Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги в денежном выражении различается в зависимости от основания, в связи с которым оно установлено (табл. 7.7). Размер его исчисляется в процентном отношении к размеру социальной пенсии и составляет 415, 330 или 250 % социальной пенсии. Дополнительное материальное обеспечение в размере 415 % социальной пенсии устанавливается лицам, удостоенным звания Героя (СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда), в размере 330 % - лицам, удостоенным звания лауреата Ленинской или Государственной премии), в размере 250 % - чемпионам Олимпийских (Паралимпийских, Сурдлимпийских) игр. Граждане, награжденные орденами, включены во все три группы в зависимости от конкретного ордена.

Таблица 7.7. Размер дополнительного материального обеспечения

Выплата дополнительного материального обеспечения осуществляется за счет средств федерального бюджета. При изменении размера социальной пенсии одновременно повышается размер выплачиваемого дополнительного материального обеспечения. С 1 января 2010 г. размер социальной пенсии составлял 2562 руб. в месяц. С 1 апреля 2012 г. размер социальной пенсии, на основе которого определяется дополнительное материальное обеспечение, составляет 3626 руб. 71 коп. в месяц.

Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи. Особый порядок выплаты дополнительного материального обеспечения заключается в том, что оно не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы (независимо от ее характера).

Порядок и сроки назначения пенсий

Порядок назначения и выплаты пенсий регулируется законами и иными нормативными правовыми актами . В законодательстве предусматриваются некоторые различия при назначении и выплате отдельных видов пенсий. Но в целом порядок, установленный для назначения и выплаты трудовых пенсий, дает общее представление по данному вопросу относительно сроков , процедуры, требуемых документов и т. п. В связи с этим указанные вопросы рассматриваются преимущественно на примере Закона о трудовых пенсиях.

Обращение за назначением трудовой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию без ограничения каким-либо сроком. Такое обращение может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством РФ и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Назначение производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата пенсии осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания.

Пенсия может назначаться:

  • со дня обращения за пенсией;
  • ранее дня обращения за пенсией;
  • со дня наступления предусмотренных законодательством обстоятельств (без обращения гражданина).

Во всех указанных случаях пенсия назначается не ранее возникновения права на нее.

По общему правилу днем обращения за пенсией считается:

  • либо день приема органом пенсионного обеспечения заявления;
  • либо дата на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, если оно пересылается по почте;
  • либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Во всех случаях вместе с заявлением должны быть представлены необходимые документы. Необходимые для назначения трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы или сведения не находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления . Заявитель может представить необходимые для назначения трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

Если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган пенсионного обеспечения дает лицу, обратившемуся за пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения разъяснения, то днем обращения считается одна из указанных дат (т. е. либо дата приема заявления, либо дата отправления заявления о назначении пенсии, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей).

Ранее дня обращения пенсия назначается в случаях, представленных в табл. 7.8.

Таблица 7.8. Случаи назначения пенсии ранее дня обращения за ней

Без обращения гражданина назначается, например, пенсия по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, если он достиг общего пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) и имеет не менее пяти лет страхового стажа. Трудовая пенсия по старости назначается со дня достижения указанного возраста на основании данных, имеющихся у органа пенсионного обеспечения, без истребования от гражданина заявления. Орган пенсионного обеспечения в течение десяти дней со дня вынесения решения о назначении трудовой пенсии по старости указанному лицу извещает его о назначении ему этой пенсии.

Пенсия (в зависимости от ее вида) может назначаться на определенный срок либо бессрочно (табл. 7.9).

Таблица 7.9. Срок, на который устанавливается пенсия

Поскольку по общему правилу гражданин имеет право получать одну пенсию, то при возникновении оснований, дающих право на получение разных видов пенсий, он может выбрать любую из них и перейти с одной пенсии на другую. Перевод с одного вида пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле).

Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, ее назначения, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Заявление о назначении пенсии, о переводе с одного вида пенсии на другой рассматривается не позднее десяти дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган пенсионного обеспечения не позднее пяти дней после вынесения решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа, порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

Перерасчет, индексация, корректировка размеров пенсий

Перерасчет размера пенсии

Таким образом, корректировка осуществляется в том случае, если на индивидуальный лицевой счет пенсионера поступили дополнительные суммы страховых взносов, не учтенные при исчислении пенсии ранее.

Пенсионер может отказаться от корректировки размера трудовой пенсии по письменному заявлению.

Индексация размеров пенсий

Индексация является механизмом адаптации размеров пенсий с целью сохранения их реальных размеров в связи с ростом цен.

Индексация осуществляется в том случае, если за период, определенный Законом о трудовых пенсиях, рост цен составил не менее 6 %. Таким образом, проведение индексации зависит от того периода, за который определяется рост цен, и от уровня этого роста (т. е. от того, достигает ли рост цен ключевого параметра - 6 % в течение этого периода) (табл. 7.11).

При меньшем чем 6 % росте цен за установленный период сроки проведения индексации увеличиваются.

Таблица 7.11. Сроки индексации размеров пенсий

Коэффициент индексации определяется Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период.

Кроме роста цен применяется еще один критерий, который учитывается для проведения индексации - индекс роста средней заработной платы в Российской Федерации. Если годовой индекс роста средней заработной платы превышает суммарный коэффициент проведенной индексации, то с 1 апреля следующего года пенсии дополнительно увеличиваются (поскольку при увеличении заработной платы объем уплачиваемых страховых взносов тоже увеличивается). Однако в этом случае учитывается не только годовой индекс роста среднемесячной заработной платы, но и индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ.

выплата пенсий. ответственность субъектов пенсионных правоотношений

Порядок выплаты пенсий

Ответственность субъектов пенсионных правоотношений

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии, а также проверять обоснованность выдачи указанных документов.

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты пенсии.

Работодатели, кроме того, несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования .

Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган пенсионного обеспечения о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.

Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм пенсий работодатель и пенсионер возмещают органу пенсионного обеспечения причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

Возмещение органу пенсионного обеспечения работодателем и пенсионером причиненного ущерба предусмотрено и в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных на них законодательством обязанностей, если это повлекло выплату излишних сумм пенсий.

В случае выплаты излишних сумм пенсий эти суммы удерживаются из размера назначенной пенсии при очередной ее выплате (т. е. производятся удержания из пенсии).

Удержания из пенсий производятся на основании:

  1. исполнительных документов;
  2. решений органов пенсионного обеспечения о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру;
  3. решений судов о взыскании сумм пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера назначенной пенсии.

Удержано может быть не более 50 %, а в установленных законодательством РФ случаях - не более 70 % размера пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 % размера пенсии.

В случае прекращения выплаты пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам пенсий, которые удерживались на основании решений органов пенсионного обеспечения, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

С 1 мая 2005 года дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» установлено

в размере 1 000 руб.:

  • инвалидам Великой Отечественной войны;
  • участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (см. Приложение);
  • бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

в размере 500 руб.:

  • военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны;
  • лицам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда»;
  • бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто.

С 1 сентября 2005 года указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» установлено ДЕМО в размере 1 000 рублей для инвалидов вследствие военной травмы за исключением граждан, которые уже получают ДЕМО в соответствии с Указом Президента РФ от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Не имеет значения, в период какой военной и приравненной к ней службы гражданин стал инвалидом вследствие военной травмы и связана ли указанная причина инвалидности с прохождением военной и приравненной службы в «горячих» точках либо исполнением других служебных обязанностей. Главное, чтобы в действующем документе учреждения медико-социальной экспертизы (в справке ВТЭК, в справке МСЭ) была указана причина инвалидности - «военная травма». Также не имеет значения, в какие годы получена эта инвалидность.

Право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют только граждане Российской Федерации независимо от места их проживания. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение выплачивает территориальный орган ПФР одновременно с пенсией.

Лицам, имеющим право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения по нескольким основаниям, оно устанавливается по одному из оснований, предусматривающему более высокий размер.

Если граждане имеют право на различные выплаты к пенсии, предусмотренные законодательством Российской Федерации либо нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается независимо от получения других выплат.

§ 1. Пенсионное обеспечение прокурорских работников, следователей и сотрудников таможенной службы

Правовое регулирование отношений по пенсионному обеспечению отдельных категорий граждан осуществляется на основе других законов, которые расширяют по кругу лиц сферу действия основных пенсионных законов. Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, установленные Законом 1993 г., распространены на прокурорских работников; сотрудников таможенных органов; сотрудников Следственного комитета. В установленных случаях положения Закона 1993 г. применяются в отношении членов семей указанных лиц.

Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений Прокуратуры РФ и их семьям утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942 (ред. от 07.12.2011). Постановления Правительства обычно детализируют порядок назначения и выплаты пенсий той или иной категории граждан и их семьям; определяют правила исчисления выслуги лет, заработка, перерасчета пенсии и т.д. Во многом они совпадают с правилами, установленными Законом 1993 г. Различия чаще всего связаны с порядком исчисления выслуги лет. Например, работникам прокуратуры в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается время обучения по юридической специальности в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования (имеющим государственную аккредитацию) в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы.

Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 103 (ред. от 19.01.2010) утвержден порядок исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям. Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 мая 2012 г. № 411.

§ 2. Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, не подлежавших обязательному пенсионному страхованию

В ходе проведения пенсионной реформы 2002 г. за пределами страховой пенсионной системы были оставлены отдельные категории граждан. Прежде всего, к ним относились лица, которым при наличии соответствующих условий предоставлено право на получение пенсии за выслугу лет (военнослужащие и иные приравненные к ним категории служащих). В случае отсутствия у такого гражданина права на пенсию за выслугу лет он не мог претендовать на трудовую пенсию. Для предоставления указанным гражданам права на пенсионное обеспечение принят Закон № 126-ФЗ.

В соответствии с Законом № 126-ФЗ гражданам РФ, проходившим военную и иную приравненную к ней службу, может устанавливаться трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Законом № 173-ФЗ. При этом происходит преобразование приобретенных в период службы пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал в случае, если одновременно соблюдены следующие условия: 1) в период службы на этих граждан не распространялось обязательное пенсионное страхование; 2) они были уволены со службы не ранее 2002 г.; 3) они не приобрели право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Поскольку указанные лица не подлежали обязательному пенсионному страхованию и за них не уплачивались страховые взносы, их пенсионный капитал формируется за счет средств федерального бюджета, которые передаются в Пенсионный фонд РФ. В этом случае данные лица приобретают статус застрахованных лиц. Величина средств, зачисляемых на индивидуальный лицевой счет указанных застрахованных лиц, определяется в зависимости от продолжительности службы, имевшей место не ранее 2002 г., и стоимости страхового года, утверждаемой Правительством РФ. Преобразование пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал производится при назначении этим лицам страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности).

§ 3. Пенсии гражданам, признанным безработными

Особое место в пенсионном законодательстве занимает Закон о занятости населения. Данный Закон предусматривает специальные условия для назначения досрочной пенсии. Эта пенсия назначается ранее достижения общего пенсионного возраста по основанию, которое не предусмотрено Законом № 173-ФЗ.

Досрочная пенсия по указанному Закону может быть назначена с учетом целого ряда условий: 1) признание гражданина безработным; 2) достижение возраста не более чем на два года ниже требуемого для назначения трудовой пенсии по старости (в т.ч. назначаемой досрочно); 3) наличие страхового стажа продолжительностью 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, а в необходимых случаях - наличие стажа на соответствующих видах работ, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; 4) увольнение с последнего места работы в связи с ликвидацией организации (прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем), а также в связи с сокращением численности или штата работников организации (у индивидуального предпринимателя).

Такая пенсия может устанавливаться по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработных граждан из числа указанных лиц. При этом необходимо согласие безработного гражданина.

Пенсия назначается на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (в т.ч. назначаемую досрочно).

Размер пенсии, устанавливаемой по Закону о занятости населения, определяется по правилам исчисления страховой части трудовой пенсии по старости. Однако выплачивается эта пенсия за счет средств федерального бюджета. Выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается при поступлении на работу, время выполнения которой включается в страховой стаж. После прекращения указанной работы выплата пенсии восстанавливается.

§ 4. Ежемесячное пожизненное содержание судьи, пребывающего в отставке

Особым видом обеспечения является ежемесячное пожизненное содержание судьи, пребывающего в отставке. Данный вид выплаты предусмотрен Законом о статусе судей и Законом о Конституционном Суде. Если судья, пребывающий в отставке, имеет длительный стаж работы в должности судьи, ему выплачивается (по его выбору) пенсия на общих основаниях или ежемесячное пожизненное содержание.

В соответствии с Законом о статусе судей ежемесячное пожизненное содержание может назначаться в зависимости от одного или нескольких условий. Право на ежемесячное пожизненное содержание предоставлено судье, который:

1) либо имеет стаж работы в должности судьи не менее 20 лет;

2) либо достиг возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины) и имеет стаж работы в должности судьи менее 20 лет;

3) либо достиг возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), имеет стаж работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы в должности судьи.

В стаж работы по юридической профессии, учитываемый при назначении ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы в должности судьи и другой работы по юридической профессии:

1) на должностях, которые требуют высшего юридического образования (государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы, муниципальные должности, должности в юридических службах организаций, должности в научно-исследовательских учреждениях и др.);

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; в качестве адвоката или нотариуса.

При стаже судейской работы не менее 20 лет выплачивается не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% ежемесячного денежного вознаграждения (заработка) работающего по соответствующей должности судьи. Ежемесячное пожизненное содержание увеличивается на 1% за каждый полный год стажа судейской работы свыше 20 лет, но не более чем до 85% заработка.

При стаже судейской работы менее 20 лет и достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи (при 10 годах – 40% заработка, при 15 годах – 60% заработка и т.д.).

При назначении ежемесячного пожизненного содержания при наличии трех указанных выше условий (возраст, стаж работы по юридической профессии, стаж работы в должности судьи) выплата осуществляется в полном размере, т.е. 80% ежемесячного денежного вознаграждения (заработка).

Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности. Назначение ежемесячного пожизненного содержания и его выплата производятся соответствующими государственными органами. Средства на обеспечение пребывающих в отставке судей ежемесячным пожизненным содержанием выделяются из федерального бюджета.

В соответствии с Законом о Конституционном Суде пребывающему в отставке судье Конституционного Суда РФ, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 15 лет, независимо от возраста выплачивается ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% ежемесячного денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда РФ. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии.

(см. текст в предыдущей редакции)

Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. № 425.

§ 5. Страховые доплаты к пенсиям

Пенсионная реформа, реализация которой началась с 2002 г., предусматривала формирование профессиональных пенсионных систем. Отсутствие основополагающего закона в этой области приводит к появлению отдельных законов, целью которых является повышение уровня пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан в связи с осуществлением ими определенной длительной профессиональной деятельности.

Одним из таких законов является Закон № 155-ФЗ, предусматривающий установление доплат к пенсиям членов летных экипажей. С 2011 года вступил в силу Закон № 84-ФЗ, который устанавливает аналогичные доплаты к пенсиям отдельных категорий работников угольной промышленности. Установление ежемесячной доплаты к пенсии является дополнительной гарантией в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер.

Ежемесячные доплаты к пенсиям указанных лиц устанавливаются за счет сумм дополнительных взносов, которые уплачиваются работодателями сверх общей суммы страховых взносов, предусмотренных системой обязательного пенсионного страхования.

Доплата к пенсии устанавливается членам летных экипажей и работникам угольной промышленности при соблюдении ряда условий, которые связаны с продолжительностью работы в определенных должностях (выслуги лет). Для лиц, работавших в должности члена летного экипажа, дающей право на доплату, продолжительность требуемого стажа (выслуги) составляет 25 лет у мужчин, 20 лет у женщин. При оставлении ими по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на доплату, требуемый стаж составляет соответственно 20 и 15 лет. Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155 (ред. от 25.03.2013) утверждены Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии, и Правила исчисления выслуги лет для получения доплаты.

Для лиц, работавших непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (за исключением работников ведущих профессий), продолжительность требуемого стажа составляет 25 лет. Для работников ведущих профессий такая продолжительность составляет 20 лет. В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, которые засчитываются в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 11 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

Порядок определения размера доплаты является многоступенчатым и довольно сложным. Кроме того, размер доплаты не является величиной постоянной. Он может изменяться в зависимости от суммы фактически поступивших взносов. Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей и работниками угольной промышленности работы, дающей право на доплату к пенсии.

§ 6. Государственные доплаты к пенсиям

За счет средств федерального бюджета может устанавливаться доплата к пенсии, размер которой зависит от продолжительности замещения государственных должностей Российской Федерации или исполнения определенных полномочий в органах государственной власти. Такая доплата предусмотрена Законом № 3-ФЗ для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, которые не менее одного года исполняли свои полномочия (за исключением тех, полномочия которых были прекращены досрочно в связи с вступлением в законную силу обвинительного приговора суда). Доплата устанавливается к пенсии, назначенной по Закону № 173-ФЗ или по Закону о занятости населения.

Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при исполнении полномочий депутата ГосударственнойДумы (члена СоветаФедерации) от одного года до трех лет – 55%, свыше трех лет – 75% ежемесячного денежного вознаграждения. Размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается при увеличении в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения депутата ГосударственнойДумы (члена СоветаФедерации).

Выплата ежемесячной доплаты к пенсии приостанавливается при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта РФ, должности государственной гражданской службы или муниципальной должности муниципальной службы. Ежемесячная доплата к пенсии не устанавливается гражданину РФ, которому назначены пенсия за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с законодательством субъектов РФ и т.п. (см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

§ 7. Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги

Особым видом государственной доплаты к пенсии является дополнительное материальное обеспечение, которое предусмотрено Законом № 21-ФЗ. Право на дополнительное материальное обеспечение имеют граждане РФ независимо от места жительства. Дополнительное материальное обеспечение устанавливается лицам, которые получают пенсию или ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеют предусмотренные Законом № 21-ФЗ государственные награды или почетные звания за выдающиеся достижения и особые заслуги. К числу этих граждан относятся:

1) граждане, удостоенные звания Героя: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда;

2) граждане, награжденные одним или несколькими орденами: орденом Святого апостола Андрея Первозванного; орденом Ленина; орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, либо II степени, либо III и IV степени; орденом Славы трех степеней; орденом Трудовой Славы трех степеней; орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней;

3) лауреаты Ленинской или Государственной премии;

4) чемпионы Олимпийских (Паралимпийских, Сурдлимпийских) игр.

Дополнительное материальное обеспечение не назначается в том случае, если гражданин получает иные денежные выплаты, к которым относятся: пенсия за выслугу лет; ежемесячная доплата к пенсии, устанавливаемая законодательством РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных и муниципальных должностей; оклады за звания действительного члена и члена-корреспондента Российской академии наук и отраслевых академий.

Гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение по Закону № 21-ФЗ и дополнительное материальное обеспечение по иным нормативным актам, назначается по их выбору одна из этих выплат.

Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги в денежном выражении различается в зависимости от основания, в связи с которым оно установлено. Размер его исчисляется в процентном отношении к размеру социальной пенсии и составляет 415%, 330% или 250% социальной пенсии. Дополнительное материальное обеспечение в размере 415% социальной пенсии устанавливается лицам, удостоенным звания Героя (СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда), в размере 330% - лицам, удостоенным звания лауреата Ленинской или Государственной премии), в размере 250% - чемпионам Олимпийских (Паралимпийских, Сурдлимпийских) игр. Граждане, награжденные орденами, включены во все три группы в зависимости от конкретного ордена.

При изменении размера социальной пенсии одновременно повышается размер выплачиваемого дополнительного материального обеспечения. С 1 апреля 2013 г. размер социальной пенсии, на основе которого определяется дополнительное материальное обеспечение, составляет 3692 руб. в месяц.

Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи. Дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы. Выплата дополнительного материального обеспечения осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные законы, в соответствии с которыми осуществляется пенсионное обеспечение прокурорских работников, следователей и сотрудников таможенных органов.

2. В каких случаях назначается трудовая пенсия лицам, не подлежавшим обязательному пенсионному страхованию?

3. При каких условиях назначается досрочная пенсия безработным гражданам?

4. На основании каких нормативных актов предоставляется ежемесячное пожизненное содержание судьям, пребывающим в отставке, и каковы условия назначения данного содержания?

5. В каком размере устанавливается ежемесячное пожизненное содержание судьям?

8. Каковы размеры дополнительного материального обеспечения?

Дополнительное материальное обеспечение, как указывалось, является разновидностью материального обеспечения. Последнее, как следует из вышеизложенного, составляет основной элемент социального обеспечения, включая такие его способы, как денежные выплаты (пенсии, пособия) и натуральное обеспечение. Особенностью дополнительного обеспечения является его вспомогательный характер в системе пенсионного обеспечения: дополнительное материальное обеспечение поощряет за особые заслуги или компенсирует вредные условия работы, жизни.

Исходя из его назначения, дополнительное материальное обеспечение назначается отдельным категориям граждан, причем круг этих категорий граждан значительно более узок, нежели круг граждан, получающих основное материальное обеспечение (сравним, например, количество пенсионеров в целом и часть из них, получающих дополнительное материальное вознаграждение как Герои Советского Союза).

Законодательство о дополнительном ежемесячном материальном обеспечении состоит из отдельных нормативно-правовых актов, устанавливающих основания, размеры и порядок выплаты обеспечения. Эти акты могут приниматься на федеральном уровне и на уровне субъектов России, т.к. согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Интересно в этом плане одно из судебных дел. Прокурор Воронежской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими п. 1 постановления администрации Воронежской области от 4 мая 1995 г. "О дополнительных мерах по социальной защите участников групп разминирования территории области в 1943 - 1945 годах", а также п. п. 1.4 и 7.1 Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственным пенсиям участникам групп разминирования территории Воронежской области в 1943 - 1945 годах, утвержденного постановлением администрации области от 24 октября 2003 г.

В обоснование заявленного требования прокурор ссылался на то, что оспариваемые нормы постановления администрации области и Положения, предусматривающие назначение и выплату ежемесячной доплаты к пенсиям только тем участникам групп разминирования, которые постоянно проживают на территории Воронежской области, постоянно зарегистрированы на территории области, и прекращение выплаты доплаты в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы области, противоречат федеральному законодательству и законодательству области. Решением Воронежского областного суда от 24 сентября 2004 г. в удовлетворении заявления прокурору отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 9 февраля 2005 г. в удовлетворении представления отказала, указав, что федеральным законодательством не предусмотрено предоставление гражданам дополнительного материального обеспечения за участие в разминировании территории страны в годы Великой Отечественной войны. В связи с этим субъект Российской Федерации вправе был на своем уровне установить ежемесячные доплаты к пенсии указанным лицам. При этом администрация области имела право распространить названные надбавки к пенсии только на жителей области и при выбытии их на постоянное место жительства за пределы области прекратить выплату этих надбавок, поскольку их финансирование осуществляется из средств бюджета области.



К федеральным нормативно-правовым актам в сфере дополнительного материального обеспечения можно отнести следующие:

1) Федеральный закон «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» от 04.03.2002 N 21-ФЗ и Постановление Правительства РФ «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» от 07.06.2002 N 390;

2) Указ Президента РФ "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" от 30.03.2005 г. N 363 и Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» от 30.04.2005 N 273;



3) Указ Президента РФ «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» от 01.08.2005 N 887 и Постановление Правительства РФ «О порядке выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения инвалидам вследствие военной травмы» от 24.08.2005 N 536;

4) Указ Президента РФ «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» от 23.08.2000 N 1563 и Постановление Правительства РФ «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» от 01.09.2005 N 549, утвердившего Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию;

5) Постановление Правительства РФ «Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 14.03.2003 N 155";

В перечисленных нормативно-правовых актах установленные выплаты именуются чаще всего как дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, но иногда как ежемесячная доплата к пенсии (Постановление Правительства РФ «Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 14.03.2003 N 155). Несмотря на иную формулировку выплаты в указанном Постановлении речь идет также о дополнительном ежемесячном материальном обеспечении, т.к. оно имеет дополнительный характер.

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение производится независимо от получения других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (например, пенсий, субсидий, компенсаций и др.). В этом состоит сущность признака дополнительности рассматриваемого вида обеспечения.

Согласно преамбуле «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» от 04.03.2002 N 21-ФЗ (далее – Закон № 21-ФЗ) его целью является определение условий и порядка назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством гражданам Российской Федерации.

В соответствии с Законом № 21-ФЗ граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

Закон № 21-ФЗ (п. 2 ст. 1) указывает категории граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение:

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации;

2) граждане, награжденные орденом Святого апостола Андрея Первозванного;

3) граждане, награжденные орденом Ленина;

4) граждане, награжденные орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, граждане, награжденные орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, граждане, награжденные орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени;

5) граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;

6) Герои Социалистического Труда;

7) граждане, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;

8) лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР);

9) граждане, награжденные орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней;

10) чемпионы Олимпийских игр, чемпионы Параолимпийских игр, чемпионам Сурдоолимпийских игр.

Гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Законом № 21-ФЗ, на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными актами, на предусмотренную законодательством Российской Федерации пенсию за выслугу лет, устанавливаемую лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, на доплаты к пенсии, устанавливаемые законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления, на оклады за звания действительного члена и члена - корреспондента Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук, назначается либо дополнительное материальное обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо одна из иных указанных выплат по их выбору.

Это означает, что получение таких денежных выплат фактически лишает гражданина права на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Законом от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ и что его установление в этом случае возможно только при условии прекращения иных выплат. К этим выплатам относятся:

а) дополнительное материальное обеспечение на основании иных нормативных актов;

б) пенсия за выслугу лет, устанавливаемая лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления СССР и РСФСР, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы;

в) доплаты к пенсии, устанавливаемые законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления;

г) оклады за звания действительного члена и члена-корреспондента Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук.

Как можно заметить, в рассматриваемом пункте ст. 1 Закона № 21-ФЗ не оговаривается, что граждане должны иметь право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными актами либо на доплаты к пенсии, устанавливаемые законодательством субъектов Российской Федерации и актами местного самоуправления, по тем же основаниям, которые предусмотрены для назначения дополнительного материального обеспечения комментируемым Законом.

Из этого следует общий принцип - при решении вопроса об установлении дополнительного материального обеспечения по нормам Закона № 21-ФЗ во внимание принимаются любые виды дополнительного материального обеспечения и доплат к пенсиям, предусмотренные иными нормативными правовыми актами, как федеральными, так и региональными, независимо от оснований их назначения. Здесь требуется учитывать и дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги перед субъектом Российской Федерации, и ежемесячную доплату к пенсии, назначаемую по другим основаниям.

Гражданам, имеющим одновременно право на получение дополнительного материального обеспечения по нескольким основаниям, указанным в п. 2 ст. 1 Закона № 21-ФЗ, дополнительное материальное обеспечение устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер, вне зависимости от количества званий и наград. Например, Герой Советского Союза, который одновременно является олимпийским чемпионом, будет получать одно дополнительное материальное обеспечение. Также и неоднократному чемпиону Параолимпийских игр, несмотря на наличие у него нескольких золотых медалей, будет установлено одно дополнительное материальное обеспечение.

Иным гражданам Российской Федерации, имеющим особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники, размер дополнительного материального обеспечения может устанавливаться Президентом Российской Федерации.

Дополнительное материальное обеспечение устанавливается в размере:

1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного или орденом Славы трех степеней, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, - 415 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;

2) гражданам, награжденным орденом Ленина, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР) - 330 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;

3) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней, гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней, чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Параолимпийских игр, чемпионам Сурдоолимпийских игр - 250 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, в дань глубокого уважения ветеранам войны, с 1 мая 2005 года установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение следующим категориям граждан:

а) инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - в размере 1000 рублей;

б) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее 6 месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, - в размере 500 рублей;

в) вдовы военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовы умерших инвалидов Великой Отечественной войны - в размере 500 рублей;

г) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - в размере 500 рублей;

д) бывшие совершеннолетние узники нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 500 рублей.

Во исполнение данного Указа Президента РФ Постановлением Правительства РФ от 30.04.2005 N 273 утверждены Правила (далее – Правила № 273), которые определяют порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения указанным категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.

В указанных Правилах установлено, что, если гражданин относится к нескольким из указанных выше категорий, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается по одному из оснований, предусматривающему более высокий размер. Правилами № 273 предусмотрено (п. 10), что дополнительное ежемесячное материальное обеспечение не обязательно должно выплачиваться пенсионерам.

Указ Президента РФ от 01.08.2005 N 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» установил с 1 сентября 2005 г. дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 рублей гражданам Российской Федерации, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, за исключением граждан, которым дополнительное ежемесячное материальное обеспечение выплачивается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".

Во исполнение данного Указа Президента РФ Постановлением Правительства РФ «О порядке выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения инвалидам вследствие военной травмы» от 24.08.2005 N 536 установлено, что обращение за дополнительным ежемесячным материальным обеспечением установленным инвалидам вследствие военной травмы, его назначение и выплата осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами N 273.

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2003 N 155 (далее – Постановление № 155) утвержден список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии. Если предыдущими рассмотренными Указами Президента РФ дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливалось для категорий граждан, живших в тяжелых условиях в определенный промежуток времени (военное время). то Постановлением № 155 дополнительное ежемесячное материальное обеспечение предусмотрено для категорий граждан по признаку профессиональной вредности.

В утвержденный Постановлением № 155 список включены такие должности членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, как пилоты, командир воздушного судна, командир-инспектор (-инструктор, -наставник) воздушного судна, летчик, второй пилот, летчик-наблюдатель, летчик-штурман, шеф-пилот, штурман, штурман-лидировщик, штурман-аэрофотосъемщик, штурман-аэросъемщик, флаг-штурман, бортовые инженеры, бортовой инженер-инспектор (-инструктор, -наставник), бортовой инженер-штурман, бортовой механик воздушного судна, бортовой механик-инспектор (-инструктор, -наставник), бортовой радист воздушного судна и др.

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается Постановлением № 155 в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" от 27.11.2001 N 155-ФЗ.

Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 (далее – Указ № 1563) в целях обеспечения эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также преемственности кадров в этом комплексе, в соответствии со ст. 80 Конституции РФ, впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики в сфере развития и безопасного функционирования ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, следующим категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем, утвержденных этим же Указом:

Гражданам, награжденным орденами Российской Федерации и (или) СССР, лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР), лауреатам премии Президента Российской Федерации, лауреатам премии Совета Министров СССР и (или) РСФСР, лауреатам премии Правительства Российской Федерации в период осуществления ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, и имеющим страховой стаж работы в этих организациях не менее 15 лет;

Гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подп. 1 или 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях.

Подпункты 1 и 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает следующие категории лиц:

1) мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

2) мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют также граждане, вышедшие на пенсию до вступления в силу Указа № 1563 (при соблюдении перечисленных в нем условий).

Указ № 1563 предоставляет дополнительное ежемесячное материальное обеспечение не только категориям граждан, выделенных по наличию наград, тяжести условий труда, но и по перечням видов деятельности. Указом № 1563 утверждены следующие виды деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях:

1) разработка, испытания, производство, разборка ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, их составных частей и макетов, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении;

2) производство делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений для ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, обращение с ними на всех этапах жизненного цикла;

3) хранение, техническое обслуживание, транспортировка, подготовка к применению ядерных боеприпасов и их составных частей, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, предупреждение и ликвидация аварий с ядерными зарядами и (или) ядерными боеприпасами, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении;

4) демонтаж ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, снимаемых с вооружения по истечении гарантийных сроков службы и (или) в рамках выполнения международных договоров Российской Федерации по ядерному разоружению;

5) утилизация делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений из состава ядерных зарядов после их демонтажа как в целях долговременного хранения, так и в целях полного выведения их из ядерно-оружейной сферы.

Гражданам, имеющим право на дополнительное обеспечение в соответствии с Указом № 1563, на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными правовыми актами, на предусмотренную законодательством Российской Федерации пенсию за выслугу лет либо ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности), устанавливаемую лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления СССР и (или) РСФСР, государственные должности Российской Федерации или государственные должности федеральной государственной службы, назначается дополнительное обеспечение в соответствии с Указом № 1563 либо одна из указанных дополнительных выплат по их выбору.

Таким образом, по юридической силе нормативно-правовые акты, регулирующие дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, разнообразны: Федеральный закон, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. При этом в Федеральном законе и указах Президента РФ – излагаются категории граждан, размеры и основания выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения, а в постановлениях Правительства –порядок начисления и выплат дополнительного ежемесячного материального обеспечения.

Граждане, получающие каждый месяц дотации и числящиеся в списках федеральных льготников, вправе рассчитывать на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО). Процедура оформления затрагивает несколько важных нюансов, о которых следует знать при подаче заявления.

Понятие и расшифровка ДЕМО -пенсии

ДЕМО - дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, которое отчисляется конкретным группам населения. Финансы на дотацию выделяются из бюджета страны или определенного субъекта РФ. Размер выплат устанавливает ПФ России. Дотации переводят адресату в один день с получаемым основным пособием.

ФЗ № 21

Условия назначения и процедура отчисления, а также размер дотаций регламентированы ФЗ № от 04.03.02. Этот закон содержит полную информацию о ДЕМО, а именно, какие группы населения вправе претендовать на ежемесячное пожизненное обеспечение, кроме пенсионных выплат.

Скачать для просмотра и печати:

Претенденты на ДЕМО

В ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан» прописаны группы лиц, обладающие законными основаниями на оформление субсидий:

  1. Граждане, принимавшие участие в ВОВ, а также получившие группу инвалидности. В эту же категорию входят родственники, если адресат умирает. Обуславливает это право утвержденный Президентом России Указ № 363 от 30 марта 2005 г.;
  2. Недееспособные лица, получившие инвалидность в связи с травмированием и/или увечьями в зоне боевых действий. Этот пункт был утвержден Указом № 887 Путиным В. В. 01 августа 2005 г. - ранее такая группа лиц не входила в предыдущий список;
  3. Лица, награжденные за особые заслуги перед Российской Федерацией согласно нормативно-правовому акту № .

Участники и ветераны ВОВ

В соответствии с Указом № 363, вступившем в силу 30 марта 05 года, в т. ч. части № 1 документа, помимо пенсии, граждане, участвовавшие во Второй мировой войне, в связи с празднованием 60 лет Победы, получают дополнительные выплаты.

Дотации начисляют:

  • лицам с инвалидностью, принимавшим участие в боевых действиях, пленникам;
  • лица, несущие воинскую обязанность, но не задействованные в период ВОВ;
  • вдовам граждан, умерших вследствие военного конфликта с Японией и Финляндией в период с 1941-1945 гг., в т. ч. супругам умерших инвалидов;
  • мужчины и женщины, награжденные орденом блокадного Ленинграда;
  • пленники фашистов, находящиеся в несовершеннолетнем возрасте.
К сведению: в случае если человек ранее не подавал документов в ПФ России, но вправе претендовать на дополнительное обеспечение, он может направить заявку о назначении дотации. За расчет выплат принимается всё время от момента возникновения права до числа прием заявления служащими органа.

Военные с инвалидностью

Граждане, получившие увечья и травмы в зонах военных конфликтов, вследствие которых утратили дееспособность, признаются инвалидами. Начиная с 01.09.05 эта категория лиц также обладает полномочиями на оформление дополнительного ежемесячного материального обеспечения.

За достижения и особые заслуги перед Россией

Тот же нормативно-правовой акт, в статьях № 1,2 регламентирует произведение выплат лицам, получившим ордена, а также награжденные за выдающиеся достижения в различных областях. В соответствии с законом № эти лица могут подать заявление на оформление выплат в рамках ДЕМО.

Список физических лиц, которые вправе получать дополнительную государственную поддержку:

  • спортивные чемпионы, получившие золотые медали на Олимпиадах, Паралимпиадах и Сурдлимпиаде;
  • герои Советского союза, РФ;
  • лица, награжденные наградами (см. закон № );
  • герои Труда;
  • лауреаты Государственных премий.

Суммы дополнительных дотаций на 2019 г.

В таблице приведена информация о размерах дополнительных государственных дотации по каждой категории:

В ситуациях, когда возникает единовременное право на две или больше категорий по ДЕМО, гражданину будет рассчитана дотация с наибольшей величиной.

Процедура оформления ДЕМО -пенсии

Пошаговая инструкция:

  1. Получение информации о принадлежности к соответствующей категории;
  2. Сбор необходимых бумаг - зависит от конкретной группы;
  3. Обращение в ПФ России с заявкой на получение обеспечения. Передача документации;
  4. Ожидание решения. При положительном вердикте, в адрес получателя начнутся отчисления в соответствующем размере.

Решение о начисление выплат принимается в рамках десяти рабочих дней с момента направления заявки.

Инстанции для обращения


В зависимости от принадлежности к группе, органами для обращения являются:

  1. ПФ России;
  2. Министерство обороны РФ;
  3. Министерство внутренних дел;
  4. Федеральная служба безопасности.

Люди, которым перечисляют два вида дополнительного ежемесячного материального обеспечения от разных ведомств, дотации в связи с празднованием 60 лет победы в Великой Отечественной войне, а также гражданам с инвалидностью, необходимо предоставить свидетельства, указывающие на образование данного право.

Документация


Для получения ДЕМО, следует направить в отделение соответствующего органа, следующие бумаги:

  • заявка;
  • предоставление документа, указывающего на личность и принадлежность к гражданству;
  • сертификаты, справки, выписки и удостоверения о принадлежности к группе, фигурирующей в Указе Президента РФ.

Перечень подтверждающих бумаг для каждой категории граждан разный, поэтому причина направления заявления будет отличаться. Так, документами могут выступать:

  • сертификаты о кончине;
  • заключение брачного союза;
  • судебное постановление или медицинское заключение о присвоении инвалидности;
  • другое.

Варианты получения и периодичность выплат

Для получения выплат удобным способом, следует в заявлении указать соответствующий вариант. Но как правило, отчисления производятся аналогичным путем, что и основная пенсия. Дотации начисляют каждый месяц.

Формирование заявки

Дополнительное обеспечение присваивается на основании заполненного по образцу заявления. Бланк документа предоставляют в отделении ПФ России. Дополнительно шаблон можно скачать на официальном портале ведомства.

Сроки выплат


После того как соответствующая инстанция получит документы от заявителя, служащие органа проводят проверку на достоверность сведений. На основании полученных результатов принимается решение. В случае, некорректной информации, ПФ России уполномочено отказать гражданину в назначении ежемесячных отчислений.

При вынесении положительного решения, ДЕМО переводят каждый месяц в адрес получателя одновременно с пенсией.

На заметку: дополнительная государственная поддержка не индексировалась, начиная с момента вступления в силу Указа. Соответственно, в 2019 году размер дотации остается на прежнем уровне.

Дотации за особые заслуги и достижения


Ежемесячные федеральные выплаты являются дополнительной финансовой поддержкой для населения, которые получили награды за особые заслуги перед Родиной. Единственным нюансом является отсутствие ежегодной индексации.

Условия

Невзирая на наличие других отчислений, гражданин вправе направлять заявление на получение дотации из дополнительной группы. Другие лица, награжденные орденом за заслуги перед Отечеством, получают субсидию согласно президентскому Указу.

Новости

Дополнительная финансовая поддержка, отчисляемая из бюджета, предназначается военным инвалидам и участникам ВОВ в связи с празднованием 60 лет Победы. При этом не имеет значения, сколько прошло времени с момента возникновения права и подачей заявления, выплаты производятся за весь период.

В соответствии со статьей № 1 (пункт № 4) закона № и пункта № 4 Правил № 277 - если гражданин одновременно числится в нескольких группах, претендующих на ДЕМО, размер отчислений устанавливается по максимальному параметру.

Посмотрите видео о ДЕМО

11 марта 2019, 14:01 Мар 11, 2019 14:01