Новогодняя елка в России: история запретов. Как боролись с рождественской ёлкой в ссср Кто запрещал новогодние елки в 1924

Нового́дняя ёлка - один из символов Новогоднего праздника в России и некоторых других странах. В России этот символ имеет долгую и непростую историю.

Новогодняя ёлка в царской России

Первая ёлка в Российской империи была наряжена петербургскими немцами в 40-ых годах XIX века . Обычай быстро распространился среди высших слоёв тогдашнего российского общества. Впрочем, даже среди представителей правящих классов по «ёлочному вопросу» единства не было: многие помещики, например, к «немецкой затее» относились с неприязнью.

Что же касается российских крестьян и пролетариев, то они, может, и рады были бы встречать Рождество с наряженными елями, но помещики, капиталисты и выражавшее их интересы царское правительство столь усердно «заботились» о народных массах, что для пролетарских и крестьянских детей счастьем было попасть на благотворительную ёлку, которую устраивал какой-нибудь сердобольный купец. В большинстве же случаев им приходилось довольствоваться заглядыванием в окна богатых домов и созерцанием ёлок, наряженных к Рождеству состоятельными людьми.

Представители передовой русской интеллигенции, многие из которых были выходцами из высших слоёв общества, осознавали несправедливость такого положения и, в меру сил, стремились его исправить, даже при царизме. Известно, например, что на новый 1901 год устроил елку с электрической гирляндой для полутора тысяч детей нижегородской бедноты .

Первый запрет ёлки

Началась Первая мировая война. Осознав, что немецкую армию не одолеть, царское правительство (а также не очень царский Синод ) стали размышлять так же, как : если не можем победить врагов в бою, - надо, по крайней мере, одолеть их морально .

Итак, морально-психологическое противостояние Германии началось. Сперва, 18 (31 по новому стилю) августа 1914 года, сменилось название столицы Российской империи: из Санкт-Петербурга она превратилась в Петроград . А потом настала очередь ёлки. Когда именно ёлка была объявлена «вражеской немецкой затеей», - сегодня установить трудно. Одни исследователи утверждают, что это случилось зимой 1914 - 1915 годов , другие, более близкие к РПЦ, уверяют, что это случилось в 1916 году . Кому верить - вопрос сложный, поскольку первая группа исследователей как бы имеет меньшее отношение к Священному Синоду, а вторая группа немилосердно искажает историю, заявляя, что «большевики негласно продлили этот запрет».

Новогодние ёлки при Ленине

Советской власти сегодня приписывают множество всяких нелепых мероприятий, при этом проведение этих мероприятий стараются «привязать» не столько даже к Советской власти, сколько к , . В частности, из марксизма-ленинизма пытаются «вывести» и «войну с ёлками».

В действительности в первые годы Советской власти, несмотря на наличие в Советском правительстве и прочей , никакой войны с ёлками не было и в помине. Наоборот: уже 31 декабря 1917 года во всех районах Петрограда были организованы «пролетарские ёлки» для детей рабочих .

7 января 1924 года Владимир Ильич, уже смертельно больной, безвыездно живущий в Горках, организовал ёлку для детей совхоза и санатория .

Второй зарет ёлки

Если о первом запрете ёлки сейчас вспоминают редко, то о втором, якобы имевшем место в советские годы, вспоминают, напротив, каждый новый год. В воспоминания о «репрессиях против ёлки» превратились в такую же новогоднюю традицию, как и сама ёлка.

Правда, когда дело доходит до фактов - выясняется, что советский запрет на ёлки подобен легендарному поручику Киже: упоминаний о его существовании - множество, а достоверных доказательств - кот наплакал.

Одни исследователи, о чём уже говорилось ранее, утверждают, что большевики негласно продлили запрет на ёлки, родившийся в недрах Священного Синода, - видимо, в ознаменование верности русским традициям и преемственности «Красной Империи» от всех прочих. Вызывает даже недоумение, почему , или до сих пор ничего не написали на эту тему, - ведь они бы могли убить сразу двух зайцев: и в очередной раз «разоблачить режим» (о чём ниже), и показать себя знатоками русской истории.

Отчасти причины молчания Зюганова и Проханова могут проясниться, если учесть, что оба они являются сторонниками единства , а у патриотических сил существует своё воззрение на «ёлочный вопрос», сформулированное в работах таких исследователей, как доктор исторических наук Юрий Жуков и просто историк Сергей Семанов . Оба они утверждают, что циркуляр Наркомзема РСФСР от 11 декабря 1928 г. решительно запрещал гражданам РСФСР (или, может быть, УССР и БССР, а заодно и ЗСФСР - тоже?) рубить ели. Оба они никаких цитат из этого циркуляра (которые бы, по крайней мере, позволили бы понять: ели запрещалось рубить только «в рождественских целях», или же с 11.12.1928 их и на дрова пускать тоже запрещалось) не приводят. Юрий Жуков больше ничего о «ёлочных репрессиях» не рассказывает, Сергей Семанов более разговорчив:

К первому января 1936 года всё русское, всё христианское население Советского Союза получило неожиданный и радостный подарок - разрешение праздновать Новый год с рождественской ёлкой. Тут опять требуются пояснения. При Ленине и Троцком новогодние праздники приравнивались к религиозным предрассудкам, даже с черносотенным душком, и запрещались. В 1928 году Наркомзем Российской Федерации специальным строгим циркуляром запретил рубку елей для праздников , виновные карались .

Что же касается антинародного режима, то у него своя версия «ёлочных репрессий» :

Естественно, антинародный режим и его прислужники ничего не сообщают о том, какой же именно из Пленумов ЦК ВКП(б), имевших место быть в 1926 году (апрельский, июльский, октябрьский или, быть может, ноябрьский) объявил ёлку «буржуазной». Не известно об этом и нам, зато известно, что ни в сборнике «ВКП(б) в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК» , ни в сборнике «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК» следы подобных решений найти возможным не представляется. А ещё нам известно, что в 1926 году у ЦК ВКП(б) имелись дела (и в области хозяйственной жизни страны, и в области внутрипартийной борьбы) куда более важные, чем борьба с ёлками.

Впрочем, всё сказанное не свидетельствует о том, что миф о «запрете ёлок» в СССР возник на пустом месте. Неодобрительное отношение к ёлкам действительно возникло вскоре после смерти Ленина. Символ Нового года вновь стал жертвой морально-психологической борьбы, на сей раз - против религии. Увы, отнюдь не всем, кто в Советском Союзе в конце двадцатых - начале тридцатых годов занимался антирелигиозной работой, хватало необходимых для этой работы таланта и такта, - вот и появлялись в советских средствах массовой информации подобные «письма трудящихся» :

Масла в огонь подлил поэт Борис Веревкин, написавший в 1929 году ко Дню леса стихи, в которых досталось и ёлкам тоже:

Стихотворение это попалось на глаза , который позаботился о том, чтобы они стали известны всей стране.

Но ничто так больно не бьёт по сочинителям легенды о «запрете ёлки в СССР», как история её «разрешения». И если насчёт «запрета», как читатель мог видеть выше, существует множество версий, то по вопросу о «разрешении», напротив, наблюдается единомыслие : подавляющее большинство исследователей признаёт, что ёлку советским детям «вернул» .

Самое любопытное - это, конечно, способ, которым член ЦК ВКП(б) Постышев прекратил «ёлочные репрессии». 28 декабря 1935 года в появилась заметка Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Приведём её текст полностью :

В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.

Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины.

Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны.

Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком.

Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!

Если верить вышеупомянутым исследователям, СССР представлял собой некое государственное образование, в котором постановления ЦК ВКП(б) и циркуляры Народного комиссариата земледелия крупнейшей советской республики можно было отменить посредством таких вот газетных заметок.

Впрочем, в то время, когда прислужники российского антинародного режима выдумывают «сталинские ёлочные репрессии», имеющая больший опыт и, как следствие, несколько более выдающиеся интеллектуальные способности, признаёт :

Дело в том, что какого-то специального решения о "реабилитации" елки, по-видимому, все-таки принято не было. Следов этого решения нет ни в материалах Политбюро, ни в материалах ЦИКа, ни Совнаркома. Наши архивисты специально занимались этим вопросом, но так ничего и не нашли. Да и по формальным соображениям "восстанавливать в правах" елку не имело смысла - на таком высоком уровне. Поскольку просто не было ее официального запрета. Была общая антирелигиозная кампания, были решения местных органов власти о прекращении продажи елок, елочных игрушек и т.д. Но чтобы елкой "занималось" Политбюро - такого не было. Да и вряд ли могло быть.

Так или иначе, после появления в печати заметки Постышева морально-психологическая война с ёлкой прекратилась. Ёлка вновь стала полноправным символом Нового года, которым и является до сего дня.

Примечания

  1. Вольтская Т. В 300 - й раз - по-европейски // Невское время № 242(2123), 31 декабря 1999 года.
  2. Нефедова И.М. Максим Горький. Биография писателя: Пособие для учащихся - Л.: Просвещение, 1971 г.
  3. Возможно, для кого-то это будет новостью, но в период подготовки и совершения Февральской революции Священный Синод выступил резко против не только Николая II (полномочия Исполнительного комитета Государственной думы члены Синода признали ещё до отречения царя), но и царской власти вообще, - и где только эти деятели, со своим осуждением «цезарепапизма», были в 1905 году, когда царские войска убивали петербургских рабочих, когда артиллерия "цезаря" расстреливала пресненские баррикады...
  4. Никитин В.С. Слом совести // Советская Россия № 168 (13066), 15 декабря 2007 года.

На протяжении всей истории существования традиции наряжать елку на Новый год в нашей стране, несколько раз она оказывалась под запретом.

В Первую Мировую войну Рождественское дерево вызывало ассоциациия с немцами-лютеранами, продажу елок на Новый Год запретили.

Традиция вернулась после революции и до 1924 года Новогоднее дерево елка снова радовала своим блеском. Сам Владимир Ильич любил Новогодние праздники, его Сокольническая Елка для детей в Москве проводилась даже в год его тяжелой болезни в 1924 году.

После смерти Ленина на Рождественскую елку вместе со всем традиционно религиозным ополчились с новой силой: «Мы с тобой враги попам, Рождества не надо нам!»

В правительстве большевиков были и те, кто любил наряжать елки. Большевик с безупречной репутацией Постышев опубликовал в конце декабря 1935 года в газете «Правд» статью, где призывал вернуть детям Новогоднюю елку, мотивируя это и тем, что в «буржуйском» прошлом они не имели возможности водить хороводы вокруг нее:

«Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев... давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах... Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком...»

Сталин поддержал эту «добрую» инициативу и продажа новогодних елок снова была разрешена. По всей стране стали устраивать детские Новогодние Елки, а Постышева изображать в карикатурах - Дедом Морозом.

Елочные базары — традиционно начинали работать в СССР в последних числах декабря, не то что сегодня - с середины. В города приезжали грузовики, заваленные до верха елками - всех размеров и достоинств. Купить новогоднюю елку - было недорого, главное достать «попушистее».

Со временем — население в городах росло и елок на всех - не хватало. Тогда в промышленности 60-х годов СССР переняли «западную» традицию изготовления искусственных елок. Население активно поддержало это новшество, хотя, конечно, первые советские искусственные елки мало напоминали натуральные и спрос на «живую» елку был велик.

Больше запретов на продажу пушистого-душистого символа Нового года не было за всю последующую историю нашей страны. Ввели лишь запреты на самовольную вырубку елей в заповедных местах, хотя понятно, что долгие десятилетия они нарушались. За елками «охотились» под страхом административных штрафов еще каких нибудь 20 лет назад.

Сегодня к нашим услугам в продаже весь спектр еловых деревьев - как отечественного так и зарубежного «произрастания» и производства. Праздник в наши дни стал более кричащим и менее долгожданным, потому что первые наряженные елки появляются в середине ноября, и к моменту наступления Нового года уже приедаются.

Новогодние традиции с ёлкой, застольем и речами политического лидера хоть и считаются у нас привычными атрибутами праздника, но вовсе не являются глубоко историческими явлениями. Первая половина XX века - время, когда новогоднюю ёлку то разрешали, то запрещали, а сам праздник несколько раз менял свой статус и только в послевоенный период стал именно таким, каким мы все его знаем. Настоящий материал посвящен истории «борьбы» за новогодний праздник и ёлку как общероссийском (советском) контексте, так и в масштабе Вятской земли.

Царь запретил, а Ленин разрешил

Как известно, во время Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914 г., в стране началась активная антинемецкая кампания. Весной 1915 г. Николай II утвердил «Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем», ближе к зиме началась ликвидация немецких колоний в Поволжье, на Южной Украине и Кавказе, а также принудительное переселение колонистов в Сибирь. Плюс к этому можно отметить переименование Санкт-Петербурга в Петроград - явление сугубо символическое. Новый год тогда воспринимался тоже как нечто, привнесенное из Германии. В канун 1915 г. немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной ёлкой. Пресса назвала это «вопиющим фактом» , журналистов поддержали святейший Синод и император Николай II. Пойдя на поводу у общественного мнения, царь назвал традицию нового года «вражеской» и категорически запретил ей следовать.

Однако после прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. запрет отменили. В Германии, как известно, в 1918 г. произошла революция и теперь эта страна стала нам ближайшим другом по коммунистическому интернациональному движению. Но, судя по всему, в среде самих большевиков единого мнения насчет нового года не было. Как всегда в их рядах нашлась радикально настроенная фракция, члены которой считали праздник «буржуазным предрассудком», «пережитком досоветского прошлого» и т. д. С другой стороны, есть свидетельства, что сам Ленин любил новогодние празднества. Взять, к примеру, знаменитые ленинские ёлки в Сокольниках, которые Владимир Ильич устраивал лично. Несмотря на некоторый идеологизм, писатель Александр Кононов все-таки вполне достоверно описал это событие в рассказе «Ёлка в Сокольниках». К тому же у праздника был интересный социальный подтекст. Новогоднюю ёлку дети видели впервые, ведь до революции для русских крестьян новый год с наряженной игрушками ёлкой был «барской забавой» и «иноземным новшеством».


Кстати, именно по пути на такую ёлку 6 января 1919 г. на советского лидера было совершено нападение. В тот день Ленин ехал из Кремля в Сокольники на первый новогодний детский праздник, но вдруг машину остановили налетчики известного московского бандита Якова Кошелькова. Буквально выбросили Ильича из машины, приставили револьвер к виску, пошарили по карманам, отняли деньги, документы, «браунинг». Вооруженные охранники Ленина и его личный шофер не сопротивлялись, чтобы не подвергать опасности жизнь вождя. Кошельков не узнал Ленина, о чем потом очень жалел: сказал подельникам, что, если бы взял Ленина в заложники, можно было потребовать в обмен на него выпустить на волю всю «Бутырку». Ленин, пережив стресс, сразу же взял новую машину и прибыл-таки к детям на ёлку. Шутил, водил хороводы, угощал конфетами, вручил каждому по подарку - по трубе и по барабану. В общем, вел себя как настоящий советский Дед Мороз.

1920-е: ГУБЛИТ и его «красные ёлки»

Однако после смерти В. И. Ленина в 1924 г. позиция правящей партии к новому году начало меняться. Он не был запрещен, но уже не являлся прежним веселым праздником со всеми необходимыми атрибутами. Как происходила трансформация отношения к Новому году в 20-е годы в Вятке? Наиболее ярко это можно увидеть на основе, сохранившихся в ГАКО, архивных документов фонда Гублита. Этот орган регламентировал мероприятия, которые происходили в области культуры и просвещения. Так, в 1925 г. среди документов много прошений и просьб разрешить проведение Нового года. К примеру, вот таких:


В большинстве документов того периода используется термин «Красная ёлка». Само празднование нового года в середине 1920-х гг. фактически превращалось в предельно регламентированное торжественное заседание, разбавленное докладами на актуальные социально-политические темы и художественной самодеятельностью. Конечно, главным мотивом, проходившим через все праздничные программы, была тема отказа от традиционных религиозных празднеств. Вот пример типичного расписания новогодних торжеств из 1925 г.: в 1 отделении - доклад «Нужна ли пролетариату религия?», во втором - концертные номера, игры и даже танцы.

Приведем еще один интересный пример, который позволит понять, как проходили новогодние ёлки в учебных заведениях Вятки. В 1924 г. Гублит разрешил постановку 11 января 1925 г. в одной из школ города детскую оперу «Сон старого года».


Сценарий оперы сохранился в фонде Гублита, это очень характерный для эпохи документ. В нем ярко видно противостояние старого и нового года, которое сопрягается с острой классовой борьбой, осуждением буржуазии, призывами вступать в МОПР и развивать сельское хозяйство. Главные действующие лица, помимо старого и нового годов: комсомольцы, красноармейцы, рабочие, мопровцы.


Поскольку документ обширный, мы публикуем только сканы начала и конца оперы, они дают четкое понимание того, какие в 20-е годы детские сказки ставились на новогоднем утреннике. Финальный монолог нового года настолько программный, что подошел бы скорее для ответственного партийного работника.

1927 год: Новый год как дерзкий большевик

В 1927 г. тональность риторики в отношении праздника нового года изменилась. Если открыть газету «Вятская правда» за январь 1927 г., то уже в первом номере можно найти несколько статей и фельетонов направленных против устоявшихся представлений о новом годе. Самая сильная по смыслу из них помещалась на первой полосе. Там повествовалось о том, что «рабочий класс имеет новое летоисчисление - октябрь 1917 г., свой действительно Новый Год, когда впервые тов. Ленин стал у кормила пролетарского государства» . Далее шло повествование о бесконечных проблемах капиталистического мира, внешнеполитических угрозах молодой большевистской стране и перспективах победы коммунизма во всем мире. На второй странице весьма забавный фельетон: новый год в образе всепроникающего большевика поочередно приходит к врагам СССР и выводит их на чистую воду. Приведем цитату:

«Новый год на приеме у госпожи эмиграции.
Старенькая, поседевшая эмиграция, с явными праздниками неврастении, нетерпеливо ждала его визита. Он вошел торопливо и без доклада:
- Ах, это вы? 1927-й? Ну, наконец-то, вы меня обрадуете новостями! Что там, на родине?
- О, там каждый день отмечается колоссальными достижениями. Пущен в ход Волховстрой. Начинаются сооружения на Днепрострое. Берутся всерьез за индустриализацию страну.
Госпожа эмиграция забилась в нервной лихорадке и томно попросила - «воды».


В изданных в 1927 г. «Материалах к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни», говорилось: «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с ёлки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала» . Таким образом, просуществовав с советской властью 10 лет, новый год и ёлка были запрещены. Желающие, конечно, праздновали, хотя если об этом узнавали власти, то, конечно, данный поступок расценивался как «несознательный».

1935 год: возвращение и победа ёлки

Как уже было указано выше, на рубеже 1926 – 1927 гг. новый год как праздник начал трансформироваться. В итоге все это привело к запрету новогоднего торжества на долгих 8 лет. Считается, что реабилитация праздника и его атрибутов (ёлки) началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 г. Речь шла об инициативе организовать к новому году детям хорошую ёлку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Павел Постышев. Уже 30 декабря 1935 года в Харькове, где Постышев незадолго до этого работал первым секретарём обкома партии, прошёл первый в СССР новогодний бал-карнавал. В нём приняли участие около 1200 школьников. Инициатива Постышева была признана своевременной, и через 11 месяцев секретариат ВЦСПС постановил: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник, и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить» .

Новогодние ёлки постепенно начали приживаться, и с течением времени отмечание нового года стало в СССР нормой. Ряд историков называют Постышева «человеком, который вернул народу ёлку». Тезис, безусловно, спорный. Инициатива со стороны Постышева действительно имела место быть. Но в целом возрождение новогодних елок и традиций необходимо рассматривать как составляющие общего курса политики «сталинского традиционализма» середины 1930-х гг. Первые советские новогодние ёлки имели довольно политизированный характер. Представления так или иначе затрагивали тему классовой борьбы, а дети приходили на них в костюмах красноармейцев или ударников труда. Воспевались также достижения героев-лётчиков, покорителей Арктики. Кстати, сам «отец» советского нового года Павел Постышев толком праздник отметить не успел: во второй половине 1930-х гг. при обострении внутрипартийной борьбы Постышев попал в опалу и в 1939 г. был расстрелян.

Павел Постышев

С 1937 г. новый год отмечается широко и помпезно. В Москве в ЦПКиО имени Горького и на Манежной площади установлены две самые большие ёлки. Первого января 1937 г. в Доме Союзов состоялся бал-карнавал отличников учебы. В том же 1937 г. из числа парашютистов агитэскадрилий стали формироваться отряды Дедов Морозов, чтобы забросить новогодние подарки в самые недоступные уголки страны. Данная акция, по мнению ее организаторов, наглядно пропагандировала возможности советской авиации и парашютистов-десантников. В прочие населенные пункты в канун 1938 г. выехали агитпоезда, агитавтомобили и аэросани, вылетели гражданские самолеты, отправились лыжники и даже спецкурьеры на оленьих упряжках. Но вне конкуренции была роскошная Ёлка в Доме Союзов, на которой сверкали в лучах прожекторов десять тысяч елочных украшений с рабоче-крестьянской и коммунистической символикой. К середине 1950-х гг. праздник нового года окончательно сформировался и оброс привычным количеством традиций, так что сейчас сложно представить жизнь населения стран бывшего СССР без него.

Традиция устанавливать ёлку насчитывает в нашей стране менее 200 лет. Однако практически на всём протяжении этого срока судьба рождественской ели складывалась более чем непросто – обычай поочерёдно пытались запретить представители церкви, ура-патриоты, коммунисты и просто любители живой природы. Не менее любопытно, что решения о запрете и реабилитации этого, казалось бы, совершенно безобидного обычая принимались на самом высоком уровне.

Как известно, обычай наряжать ёлку в честь наступления Нового года в Россию принёс Пётр I, подсмотревший его во время путешествия по Европе. Однако на протяжении последующих 100 лет иностранная традиция продолжала оставаться чуждой экзотикой. Во-первых, на Руси ель исторически считалась символом смерти, отчего крестьяне чурались нового обычая. Во-вторых, согласно петровскому указу еловыми ветками предписывалось украшать крыши трактиров. Это привело к тому, что питейные заведения начали повсеместно называть «ёлками». Понятно, что при таком имидже новогоднего дерева дворяне также не стремились устанавливать его у себя в домах.

В результате традиция украшать ёлку укрепилась лишь в начале XIX века, после того, как петербургская аристократия решила перенять красивый обычай устанавливать ёлку в честь Рождества у проживающих в столице немцев. 24 декабря 1817 года по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны, супруги будущего императора Николая I, в покоях цесаревича была устроена домашняя ёлка. Подражать примеру начальства в России было модно уже в те времена, а потому ёлки быстро вошли в обиход столичной знати.

«На каждом деревце можно белого повесить!»

Окончательно в российский новогодний интерьер ёлка вписалась лишь к концу XIX века. Традиция укоренилась настолько, что, как писал Василий Розанов, никому уже и в голову не придёт называть её нерусской. Однако, как оказалось, такие всё же нашлись.

Поводом стала начавшаяся в 1914 году мировая война. На волне антигерманских настроений ультрапатриоты требовали напрочь отказаться от всего немецкого, вплоть до зубного порошка и пива. Вспомнили и о ёлочке. «Можно считать почти установившимся мнение, что ёлка – измышление немецкого народа, что русская старина её не знала», – писали «Биржевые ведомости». Масла в огонь подливали священники. Как отмечал доктор исторических наук Антон Иванов, Святейший Синод не преминул разъяснить, что церковь всегда относилась к ёлочной традиции насторожённо. А ректор

Петроградской духовной академии Анастасий прямо заявил, что занесённый от немцев обычай нужно искоренить и возвратиться к «скрепам» – колядованию, пению песен и посыпанию друг друга рожью.

Впрочем, инициатива всё же не получила широкого распространения. Куда более сильный удар по сложившейся традиции нанесли пришедшие к власти большевики.

«Бытует мнение, что советская власть запретила ёлку сразу же после октябрьского переворота. Однако это не так. Сразу после захвата власти большевики на ёлку не посягали», – пишет доктор филологических наук Елена Душечкина. Масштабная атака на обычай, неразрывно связанный с религией, началась лишь в 1922 году, когда было решено противопоставить Рождеству «комсомольские святки».

25 декабря, объявленного нерабочим днём, по стране прокатилась акция. Активисты из комсомола ходили по улицам, наряженные в костюмы буржуев, кулаков и священников, устраивая сожжение «божественных изображений» и читая злободневные стихи:

Скоро будет Рождество,

Гадкий праздник буржуазный…

Тот, кто ёлочку срубил,

Тот вредней врага раз в десять,

Ведь на каждом деревце

Можно белого повесить!

Одновременно комсомольцам рекомендовалось обходить дома и вести «антиёлочную» агитацию. Судя по всему, она велась с таким разгулом, что рвение комсомольцев осудил даже Ленин, назвав его «вредным озорством». Тем не менее пропаганда не прекратилась – спустя два года ленинградская «Красная газета» сообщала: «Заметно, что рождественские предрассудки почти прекратились. На базарах не видно ёлок – мало становится бессознательных людей!»

«Предложил Кобе разрешить празднование Рождества»

Реабилитация ёлки произошла в 1935 году. 28 декабря главная газета страны «Правда» опубликовала статью за подписью кандидата в члены Политбюро Павла Постышева, в которой он вспоминал, как до революции дети крестьян и рабочих с завистью смотрели в окна богатых домов на танцующих у украшенной ёлочки детей буржуев. «Давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!» – призывал Постышев. Буквально на следующий день в Москве и Ленинграде открылись ёлочные базары, а в домах культуры и школах для детей были устроены ёлки.

Столь быстрая их организация вкупе с неожиданной сменой отношения к «пережитку прошлого» сразу навела многих на мысль, что всё это сделано не случайно. И действительно, спустя много лет Никита Хрущёв раскрыл в своих мемуарах секрет: оказывается, идея снять табу с традиции исходила лично от Сталина, а Постышев был выбран лишь в качестве «говорящей головы». Дело в том, что за полтора месяца до этого Сталин произнёс программную речь об успехах в деле построения социализма, завершив её ушедшей в историю фразой: «Жить стало лучше, жить стало веселее!». Новогоднее торжество с сияющей огнями ёлочкой должно было подтвердить тезис вождя. Теперь празднование Нового года не только не запрещалось – оно стало обязательным мероприятием для всех школ, детских садов и клубов.

Интересно, что похожим образом Сталин позже поступил и с Рождеством, о чём известно гораздо меньше. Его публичное празднование фактически оставалось под запретом, однако с середины 40-х годов власти начали смотреть сквозь пальцы на то, что при церквях священники после службы устраивают для своей паствы рождественские торжества. Подоплёка этого стала известна из опубликованных уже в наше время мемуаров Лаврентия Берии. Оказывается, именно он в марте 1943 года обратился к Сталину с идеей ослабить давление на верующих. Естественно, тоже с дальним прицелом. «Предложил Кобе к концу года разрешить празднование Рождества, – писал Берия в своём дневнике. – Мы к этому времени освободим много новых территорий, немцы там открывали храмы, а попы их где поддерживали, где как. Если мы вернёмся, а храмы останутся, это оценят. А мы ещё Рождество добавим. Получится хорошо. Союзники тоже оценят. Коба послушал, говорит: а что, в дороге и веревочка пригодится, давай».

«Не пора ли прекратить рубку елей в СССР?»

По окончании Великой Оте-чественной войны стройная пушистая лесная красавица стала непременным атрибутом празднования Нового года – теперь на того, кто усомнился бы в целесообразности её присутствия в зале, посмотрели бы с удивлением. Тем не менее в 1959 году всё-таки была предпринята очередная попытка если не сломать, то несколько видоизменить традицию. Впрочем, на этот раз под сомнение ставилась не идеологическая составляющая, а экономическая. Академия наук Армянской ССР направила в союзный Совет Министров письмо, в котором предлагала запретить рубку хвойных деревьев для новогоднего украшения. «В результате усиленной эксплуатации и местами нерационального ведения лесного хозяйства площади лесов Советского Союза быстро сокращаются, – писал председатель комиссии по охране природы академии Х. Мириманян. – Срубается такое количество ели, которое, по минимальным подсчётам, составляет 15 тыс. гектаров. В свете всего этого возникает вопрос: не пора ли прекратить рубку леса на ёлки по всему Советскому Союзу?» В качестве альтернативы представитель академии предлагал наладить производство искусственных ёлок, выращивать ёлочки в кадках либо устроить специальные питомники. Правда, последняя идея ставилась под сомнение, как не исключающая возможности злоупотреблений. И хотя в последующие годы все три инициативы были претворены в жизнь, всё равно главная ёлка страны по-прежнему имеет природное происхождение, ведь настоящий запах праздника невозможно заменить никакими эрзацами.

КСТАТИ

О любопытном курьёзе, связанном с советской новогодней пропагандой, пишет Елена Душечкина в своей книге «Русская ёлка». Каждый ребёнок в СССР с детства знал о том, как Ленин устроил в Горках ёлку для живущих в округе крестьянских детей. Этому событию были посвящены многочисленные рассказы и стихи. Однако авторы старательно умалчивали о дате праздника. И не без причины – ёлка проводилась в канун Рождества, что не вязалось с антирелигиозной пропагандой. Другой проблемой стало описание празднования. Обычно сообщалось, что Ленин пригласил целую кучу детей, веселился вместе с ними и раздавал подарки. Однако попытки разыскать участников торжества ни к чему не привели. «В 1938 году художница Е.С. Зернова обратилась к Крупской с просьбой рассказать о том, как проходила ёлка в Горках. В ответ Крупская написала: «Дорогой товарищ, я не советовала бы Вам брать эту тему. Он был на ёлке в Горках, но тогда он был тяжело болен, его вывезли в кресле, ребят там было очень мало», – пишет Душечкина. Это дало исследователям повод полагать, что в реальности на ёлке в Горках было не более пяти-шести родственников, воспитанников и близких семьи Ульяновых, а также несколько детей обслуживающего персонала.

Публикации раздела Традиции

Р овно век назад Рождество, которое до этого сотни лет было всеобщим любимым праздником, за пару десятков лет утратило свое значение. Менялась страна, и вместе с ней менялись традиции и ломались устои. Мы предлагаем проследить за тем, как это происходило, на примере художественных произведений и документальных материалов.

«Комсомольское Рождество»

Елка в Сокольниках (1919)

Билет на праздничный вечер (1923)

Календарь (1922)

В новом Советском государстве все было по-новому - и будни, и праздники. Традиции христианского Рождества и светского Нового года изменялись и смешивались, иногда причудливым образом. В 1920-е годы искоренение религиозных праздников и замена их гражданскими стали частью философии «нового быта». Предоставив гражданам привычные выходные дни, нужно было наполнить их новым, атеистическим, полезным для коллектива содержанием.

Советская пресса утверждала, что в церковь люди ходят «как в клуб или кинематограф» - для того, чтобы провести свободное время, развлечься, пообщаться. «А остальное праздничное время убивается совсем уж бессмысленно или прямо отвратительно: карты, орлянка, самогонка», - писали в газете «Правда» в 1922 году.

Владимир Маяковский в стихотворении «Чье рождество?» описывал праздничные бесчинства:

Поплывет из церкви гул -
развеселый оченно.
Будет сотня с лишним скул
в драке разворочена.

Смотрю я на радостное торжество,
глаз оторвать не смея…
Но почему оно зовется «христово рождество»,
а не «рождество зеленого змея»?!

Чтобы отвлечь народ от церковного празднования и сопутствующих «безобразий», устраивали «комсомольское рождество». Главными мероприятиями были «безбожные карнавалы», «красные коляды» и просветительские беседы. Активисты объясняли, что в христианском Рождестве нет ничего особенного: у этого праздника языческие корни, его аналоги существуют во всех религиях. Так газета «Комсомолец» описывала рождественский карнавал 1923 года в Курске: «Тут целая небесная коллекция: разные боги всех времен и всех народов. Есть и бог «Капитал». Рядом поп, царь и буржуй, а поодаль рабочий с молотом, крестьянин с сохой и красноармеец с винтовкой. Дальше лодка с комсомольцами, ряженые, волхвы и т. д. Подходим к монастырю с пением антирелигиозных песен. Много посторонней публики с удивлением смотрит на это шествие, а потом вылезли из монастыря и, не разобравшись в чем дело, начали креститься (подумали, что идет «живая церковь»). Началось сжигание всех богов, а молодежь вокруг этого костра устроила пляски и танцы, прыгала через огонь и т. д.» .

Листовка «Долой елку» (1927)

Антирождественская пропаганда. Фотография: back-in-ussr.com

Антирождественская кампания в декабре 1924 года

Многие охотно присоединились к празднику, но, как показал опыт, не поняли истинного смысла показанных комсомольцами сценок. В некоторых областях «безбожные карнавалы» спровоцировали конфликты между представителями разных конфессий, стычки между верующими и атеистами. Поэтому начиная с 1924 года партийное руководство рекомендовало отказаться от уличных мероприятий и сосредоточиться на научной пропаганде в рабочих и сельских клубах.

Еще несколько лет Рождество Христово оставалось «красным днем календаря». Наряду с этим за празднование налагался штраф, как за прогул. Формально решение о статусе праздника отдали на откуп местным властям в соответствии с «местными национально-бытовыми условиями, составом населения и т. п.».

Официальная история Рождества в Советской России закончилась в 1929 году, когда оно перестало быть выходным днем. «Бесповоротная и полная ликвидация празднования «рождества», начатая в этом году, превращение его в рабочий день - одно из новых крупных завоеваний на пути перестройки рабочего быта на новых культурных и социалистических началах», - писала «Красная газета».

Приключения елки

Неизвестный художник. В.И.Ленин на ёлке в Сокольниках.

Кононов А. Ёлка в Сокольниках (1954) Рис. Н. Жукова

Николай Жуков. Ленин на ёлке в Сокольниках (1919)

В годы Первой мировой войны с рождественской елкой боролись как с «немецкой выдумкой», в 1920–30-е годы - как с «буржуазным пережитком». Но безуспешно: нарядное дерево было слишком привлекательным символом для усталых и обездоленных людей.

До революции украшение елки было довольно дорогим удовольствием, занимались им в основном обеспеченные горожане, а большинству населения обычай был не близок. Это позволило советской власти позаимствовать выгодный образ у религиозного праздника. Нарядная елка со сладостями и подарками производила огромное впечатление на детей из бедных семей.

Новая елка - новые герои. Владимир Бонч-Бруевич оставил хрестоматийный рассказ о том, как Владимир Ленин посетил школьную елку в Сокольниках в 1919 году: «В это время елка вдруг вспыхнула разноцветными огнями. Это монтер школы устроил. Он раздобыл маленькие электрические лампочки и накануне, поздно вечером, когда все спали, провел искусно шнур и вплел лампочки в ветви елки. Ликованию и радости детей не было конца. Владимир Ильич от всей души веселился и пел вместе с ними. Он колол для них грецкие орехи, наливал в блюдечки чай из горячих стаканов, подкладывал сладостей и ласково следил за всеми, точно все они были его семьей».

Нетрудно заметить здесь черты классического святочного рассказа - о чуде под Рождество, которое меняет судьбы героев. Косвенно об этой устаревшей традиции вспомнил Семен Кирсанов в «Елочном стихе»:

Бывало, в ночь под Рождество
прочтешь в любом журнальчике
рассказ про елку, барский стол
и о замерзшем мальчике.
Теперь таких журналов нет, -
мороз хватает за уши,
но мальчиков по всей стране
не видно замерзающих.

Со временем позиция советского руководства изменилась, и елку объявили вредным пережитком. В 1927 году журнал «Огонек» опубликовал критическую статью: «До сих пор вместе с кружением вокруг дерева родители стараются привить детям ростки религии. Религиозные родители под видом «веселой елки» навязывают детям «боженьку» и другие небылицы вроде «рождественского деда». Большой вред приносит культ елки лесам. Давно уже следовало бы положить предел и мистическому вредному поклонению елке, и порче лесов. Мы надеемся, что агитация союза безбожников окончательно сломит бессмысленный обычай. Вместо того чтобы ставить елку на крест, поставим крест на елку!»

Владимир Маяковский поддержал антирелигиозную агитацию стихотворением «Рождественские пожелания и подарки»:

Почему я с елками пристал?
Мой ответ недолог:
нечего из-за сомнительного рождества Христа
миллионы истреблять рожденных елок.
Формулирую, все вопросы разбив
(отцепись, сомненья клещ!):
Христос - миф,
а елка - вещь.

Елочные базары оказались под запретом; те, кто все же наряжал елку дома, делали это втайне и сильно рисковали. Однако в 1935 году официальная пропаганда совершила очередной кульбит. 28 декабря в газете «Правда» вышла статья за подписью члена ЦК ВКП(б) Павла Постышева: «Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская елка! Давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!»

Елки вернулись на улицы и в дома, возобновилось производство елочных украшений, советские поэты в срочном порядке сочиняли стихи и песни для детских праздников. Вот еще один фрагмент упомянутого выше «Елочного стиха» Семена Кирсанова:

Оделась в блеск, шары зажгла:
«К вам в Новый год зайду-ка я!..»
И в наши комнаты зашла
подруга хвойнорукая.

Весь город в елках зашуршал
в звон новогодней полночи, ―
фонарь качается, как шар,
и уличный, и елочный.

Новый праздник

Александр Гуляев «Новый год» (1967)

Петр Козлов «Старые игрушки»

Татьяна Еремина «Предновогодние хлопоты» (1953)

Елка снова королева праздника, но уже не рождественского, а новогоднего. Она стала выглядеть иначе: красная пятиконечная звезда на вершине заменила Вифлеемскую, вместо ангелов на ветвях - летчики, танки, ракеты.

Алла Андреева, супруга писателя Даниила Андреева, проведшая несколько лет в мордовских лагерях в 50-е годы, вспоминала: «Потом мы без конца делали елочные игрушки. Сколько я ни говорила «гражданам начальникам», что игрушки берегут всю жизнь, что десятилетиями каждый год у нас в семье вынимали одни и те же любимые елочные игрушки, - ничего не помогало. Все, что мы делали, выбрасывалось, и на следующий Новый год (а елка у них была не на Рождество, как полагается, а на Новый год) опять мы делали бесконечные игрушки».

Итак, советские люди (и не только дети) привыкали праздновать Новый год 1 января. Вместо Христа героем дня стал Дед Мороз, образ которого объединил черты европейского святого Николая, фольклорного Мороза и доброго «дедушки Ленина». В 1937 году ему в помощницы дали Снегурочку - впервые она появилась на празднике в Доме Союзов.

Праздновать Новый год полагалось шумно, активно, с музыкой и танцами. В повести Аркадия Гайдара «Комендант снежной крепости», действие которой происходит во время Зимней войны с Финляндией, дети устраивают новогоднюю елку для раненых бойцов: «Гремит веселая музыка. Дверь поминутно хлопает. Пробегают ребята в маскарадных костюмах. Внутри дети поспешно развешивают по стене картины и гирлянды зелени. Две девочки подметают пол. Нина, со сбившейся прической, в рабочем халате, командует ребятами, украшающими елку. В углу репетирует джаз».

31 декабря 1941 года Михаил Калинин обратился к советскому народу по радио: «Дорогие товарищи! Граждане Советского Союза! Рабочие и работницы! Колхозники и колхозницы! Советская интеллигенция! Бойцы, командиры и политработники Красной армии и Военно-Морского флота! Партизаны и партизанки! Жители советских районов, временно захваченных немецко-фашистскими оккупантами! Разрешите поздравить вас с наступающим Новым годом».

Во время Великой Отечественной войны случился кратковременный ренессанс христианского Рождества, есть свидетельства о рождественских службах в церквях. Но после десятилетий запретов и гонений религиозный праздник не смог вернуться в повседневную жизнь людей.

Александр Солженицын в романе «В круге первом» упомянул о праздновании Рождества в шарашке пленными немцами и латышами. Алла Андреева описала праздничное представление, которое устраивали заключенные верующие украинки: «Понемножечку все рассаживаются, и начинается мистерия. Рождество Христово. Ангел поет, плачут матери, у которых Ирод детей убил. Потом все, что полагается в этом простом и чистом рождественском мистическом представлении. Пока барачная стукачка бежала на вахту - а барак выбирался самый далекий, - пока надзиратель собирался, шел через всю зону, все уже было давным-давно кончено, и мы сидели тихонечко».

Во всей стране в это время складывается канон советского Нового года. С 1954 года главная детская елка страны проводится в Кремле. В 1964 году на телеэкраны вышел первый новогодний «Голубой огонек». Леонид Брежнев становится родоначальником традиции ежегодного телеобращения главы государства к народу. Салат оливье, селедка под шубой, шампанское и мандарины появляются на праздничном столе, где и остаются по сей день.