Основные периоды психического развития ребенка. Этапы развития детской психики Этапы формирования психики ребенка

Без точного знания психологических особенностей детей разных возрастов трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание.

Младенческий возраст

Люди, окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают уход за ним, обучают, воспитывают, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к обществу. Поддержка ребенка со стороны родителей начинается с рождения и продолжается как минимум полтора десятка лет, пока ребенок не станет взрослым и самостоятельным. Но и взрослому человеку для того, чтобы оставаться человеком и развиваться, нужна поддержка со стороны других людей, взаимодействие с ними. Без этого он деградировал бы как личность.

Вместе с тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом готовых к употреблению инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и прогрессировать в развитии. К примеру, при рождении у малыша имеется немало сложных движений, развивающихся в процессе созревания организма, есть элементарные формы восприятия, памяти.

Младенец, которому от рождения всего 1-2 дня, уже способен различать вещества по вкусу, сразу же начинает функционировать обоняние, зрение, слух, развиты элементарные движения.

Со второго месяца жизни ребенок различает цвета и реагирует на людей, отличая их от окружающих предметов. В возрасте 2-3 месяцев младенец реагирует на улыбку матери ответной улыбкой. Это комплекс оживления. Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослых с ребенком способствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса, может привести к задержке психического развития.

К 3-4-х месячному возрасту дети поведением показывают, что они предпочитают видеть и слышать лишь знакомых людей-членов семьи. Боязнь чужих людей прогрессирует от 8 месяцев до года.

В первые месяцы жизни появляется интерес к речи. В возрасте около месяца ребенок начинает произносить простые звуки, около 2-4 месяцев - гукание, в 4-6 месяцев -гуление, повторение простых слогов. Во втором полугодии жизни появляется лепет, способность к пониманию речи взрослого, затем в 9-10 месяцев произносятся первые слова. В 6 месяцев ребенок связывает объект с его именем. Около 8 мес. появляется ориентировочно-исследовательская реакция на называние предмета: поворот головы в его сторону, рассматривание, захват руками.

Активные действия детей с предметами возникают между 7 и 10 месяцами жизни. С 7 месяцев в голосе ребенка появляются интонации, он стремится к общению с родителями путем жестов и мимики. Младенцы знают и понимают больше слов, чем произносят.

Характеристика развития ребенка от 1 года до трех лет .

Какой возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? По данным, которые имеются сейчас у науки ключевой возраст - ранний детский возраст, от 1 до 3 лет.

Особое значение этого возраста связано с такими приобретениями ребенка, как прямохождение, речевое общение и предметная деятельность. Речь позволяет понимать и пользоваться языком в общении с людьми, что позволяет ребенку получать гораздо больше информации, чем с помощью органов чувств. Ребенок запоминает имена, названия предметов, ему нравится слушать сказки, стихи, он улавливает смысл сказанного по мимике и жестам говорящего взрослого.

Приблизительно с двух лет дети детально изучают окружающие предметы, появляется простейшая игровая деятельность, первые попытки рисования. На третьем году жизни рисунки обнаруживают сходство с изображаемым предметом. В основе двигательного и интеллектуального развития детей лежит подражание, чаще всего родителям.

К 2 годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на небольшой промежуток времени, достаточно развита оперативная память - они не забывают цель, поставленную несколько минут назад.

Происходит переход от наглядно-действенного образа мышления к наглядно-образному. Теперь ребенок может не только решать задачи, наблюдая за предметом, в его воображении уже появляются образы предметов, связанные с их названиями.

Основные процессы и достижения дошкольного возраста.

Основной вид деятельности дошкольника - игра. От 3 до 6 лет игры меняются от предметно-манипулятивных к сюжетно-ролевым, в которых есть правила. А так же появляются такие виды деятельности, как труд и учение. Дошкольный возраст условно делят на 3 периода: младший дошкольный возраст(3-4), средний дошкольный(4-5), старший дошкольный(5-6).

Младшие дошкольники играют чаще в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры воспроизводят наблюдаемые действия взрослых.

К среднему периоду игры становятся совместными и главным в них становится имитация определенных отношений между людьми, в частности ролевых. Дети выделяют роли и правила, стараются им следовать, следят за их соблюдением.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра превращается в трудовую деятельность. Дети усваивают элементарные трудовые умения, познают физические свойства предметов, развивается практическое мышление.

Среди творческой деятельности большое место занимает рисование. По тому, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.

Также детей привлекает музыка. Им доставляет удовольствие петь, слушать музыкальные произведения, повторение звуков на музыкальных инструментах.

Дошкольный период характеризуется разнообразием форм межличностного сотрудничества: общение со сверстниками, взрослыми, игры, совместный труд. Развивается долговременная и механическая память, устойчивость внимания, изменяется мышление (способность мысленно разделять и соединять части предмета, не производя при этом действий), формируется воображение, способности понимать логику рассуждений, расширяется словарный запас, появляются «каракули»-предпосылки письма.

Младшие школьники.

Споступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и межличностные отношения, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов должны стать их произвольность, продуктивность, устойчивость.

Доказано, что обычные дети в младших классах вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать более сложный материал нежели тот, что дается им по программе.

Особую трудность для детей 6-7 лет представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. Ребенок часто утомляется в начале обучения в школе чаще не от напряженной умственной работы, а от неспособности к физической саморегуляции.

С поступлением в школу к ребенку предъявляют повышенные требования, появляются обязанности по дому. Все вместе это образует проблемы, которые нужно решать с помощью их родителей.

Развитие в подростковом и юношеством возрасте.

В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает личностное развитие детей.

С переходом из младших классов в средние, а потом и в старшие изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими. Все больше времени занимают серьезные дела, все меньше времени остается на отдых. Учителя и родители начинают переходить на новый стиль общения с подростками, больше апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам, рассчитывая на аналогичное ответное обращение.

В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития, совершенствуется память, речь, мышление. Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.

В эти годы особенно заметным становится рост сознания и самосознания детей, расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, людях и мире.

Развитие психики ребенка - сложный процесс созревания и усложнения психич. функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов - наследственно-биологических и сециальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды). На всем протяжении жизни ребенка его психика находится в процессе непрерывного развития, крое протекает не всегда равномерно (скачкообразно): периоды относительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физнологич. и психологич. особенностями ребенка, появлением новых социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения его с окружающей средой.

В процессе развития ребенка постепенно усложняются и углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему, происходит становление личности человека. Созревание отдельных психич. функций происходит последовательно и поэтапно: первый этап - развитие основных двигательных функций - происходит от момента рождения до 1 года; второй - развитие более сложных двигательных функций и созревание чувственной сферы - от 1 года до 3 лет; третий -созревание эмоциональной сферы - от 3 до 12 лет; четвертый - созревание мыслительной деятельности - после 12 лет. Выделение этапов не означает, что формирование каждой психич. функции начинается и завершается в строго очерченные периоды времени. Формирование нового психич. качества, новой функции всегда начинается на предшествующих этапах развития, задолго до начала того этапа, на к-ром та или иная система или психич. функция созревает. В связи с этим выделение последовательных стадий психич. созревания всегда является в известной мере условным.

На первом этапе развития психики ребенка происходит преимущественное созревание и дифференциация его двигательных функций. Реакции ребенка в первые дни, недели его жизни - преимущественно двигательные (крик, двигательное беспокойство и т. п.). Они возникают в ответ на любые раздражители - холод, голод, резкое изменение положения тела. Начиная с 3-4-месячного возраста деятельность ребенка принимает преимущественно игровой характер, во время игры своими ручками, ножками у него появляются первые эмоции - удовлетворение от выполнения элементарных целенаправленных движений. В то же время эти игровые действия создают предпосылки для постепенного формирования у него представлений о своем теле. По мере совершенствования двигательных навыков создаются условия для усложнения игровой деятельности, малышу становится доступным обращение с различными предметами.

Параллельно с совершенствованием двигательных функций происходит развитие эмоциональной сферы ребенка. У него возникают элементарные чувства и эмоции буквально с первых дней жиг.ки. Раньше всего появляются отрицательные эмоции, возникающие в ответ на неблагоприятные воздействия (понижение температуры окружающей среды, переполнение кишечника или спазмы пустого желудка, строгий тон взрослых при обращении к нему и т. п.).

Если на самых ранних этапах жизни эмоции имеют безусловнорефлекторную природу (т. е. возникают как ответ на воздействие жизненно важных раздражителей), то уже начиная со 2-3-го мес. жизни нек-рые эмоциональные реакции приобретают условнорефлекторный характер (см. Рефлексы). Так, приближение матери, появление знакомой бутылки с молоком вызывают у ребенка положительную эмоциональную реакцию, первая улыбка как выражение положительного эмоционального состояния может наблюдаться уже на 2-м мес. его жизни. К 6-7-му мес. жизни малыш испытывает радостные эмоции при виде игрушек; в 9-10-месячном возрасте он способен проявлять эмоции, схожие с чувством ревности, при обращении взрослых к другому ребенку; у него появляется чувство удивления, к-рым он реагирует на новое, необычное явление, что свидетельствует о начале познавательного отношения ребенка к окружающему, о развитии памяти.

Необходимой предпосылкой становления познавательной деятельности является способность сосредоточивать внимание. К концу 1-го мес. жизни ребенок лишь в течение нескольких секунд может следить за ярким предметом, а уже через несколько месяцев он способен довольно долго задерживать свое внимание на том или ином предмете. Однако"способность сосредоточивать внимание еще крайне слабая, объем его узок, оно нестойкое.

На втором этапе развития психики двигательные реакции в процессе своего усложнения и дифференциации становятся основой для формирования у ребенка психомоторных актов, к-рые все больше принимают осознанный характер. В этом возрасте различные манипуляции с игрушками заключают в себе не только элементы целенаправленных движений, но и элемента сознания (т. е. отношения ребенка к окружающей его среде).

Начало второго этапа характеризуется переходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное (ребенок начинает самостоятельно стоять, ходить), что создает предпосылки для резкого качественного сдвига в его развитии. Становление функции ходьбы, возможность самостоятельного передвижения резко увеличивают объем получаемых ребенком информации и впечатлений об окружающей его среде, расширяются возможности общения с людьми.

Важнейшую роль в развитии психики на этом этапе играет овладение речью. Появление речи существенно влияет на. формирование других психич. функций - познавательной деятельности, эмоциональной сферы и др. Так, для: развития и усложнения эмоциональной сферы весьма существенное значение имеет словесная оценка взрослыми своего отношения к ребенку и его действиям. Очень важно, чтобы словесная оценка «это хорошо, а это плохо» подкреплялась соответствующими жестами, мимикой, интонациями, т. к. в этом возрасте слово, лишенное эмоциональной окраски, не воздействует на ребенка. Наблюдается развитие воли - стремление получить желаемое, появляется настойчивость, в т. ч. в играх. Возраст 3 года иногда называют возрастом первого упрямства. Упрямство означает противопоставление своих желаний и отстаивание их. Все это стало возможным потому, что ребенок начал осознавать себя, свое Я - личность.

На 2-3-м году жизни развиваются уже элементарные эстетические чувства, а также познавательные эмоции; чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется в этом возрасте любознательностью, что обусловливает появление столь характерного для этого этапа множества вопросов, задаваемых малышом.

На третьем этапе ранее развившиеся эмоции становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее мало-дифференцированное радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности - формируется система эмоциональных; отношений. Появляются элементы познавательных эмоций. Формируются высшие нравственные эмоции - чуткость, забота, чувство дружбы и товарищества, долга и т. п.

Наряду с постепенным усложнением и созреванием эмоциональной сферы происходит дальнейшее развитие других психич. функций - восприятий и ощущений, памяти и внимания, двигательной сферы и волевых функции. Уже на втором и третьем этапах развития закладываются основы мыслительной деятельности ребенка; формируются простые, а затем более сложные понятия и суждения.

Четвертый этап развития психики характеризуется тем, что именно в этот период происходит основное, завершающее формирование мыслительной деятельности ребенка. На этом этапе ребенок уже может иметь самостоятельные суждения, строить в уме предварительный логический план своих действий и поступков, последовательно анализировать факты, делать умозаключения. Он свободно оперирует сложными абстрактными понятиями и категориями. На смену преимущественно чувственным формам познавательной деятельности постепенно приходит логическое мышление, прежде индивидуальное сознание все больше приобретает черты сознания коллективного, общественного. Именно в этом периоде происходит окончательное формирование высших человеческих эмоций - познавательных, эстетических, нравственных.

Развитие психики реоенка происходит неравномерно, иногда наблюдаются резкие сдвиги, внезапное появление качественно новых особенностей. Однако любые отклонения от нормы, как замедление созревания, так и ускоренное развитие, требуют консультации специалистов. В биологич. и психич. развитии ребенка выделяются три критических периода: 3-4 года, 7-8 лет и 12- 14 лет. Бурно протекающее физич. и психич. развитие в указанные критические периоды часто вызывает резкое напряжение в деятельности почти всех функциональных систем организма, что создает повышенную опасность заболевания, в т. ч. нервно-психич. болезнями (неврозами, психозами). Наиоолее настораживает в этом отношении третий - Так наз. пубертатный - критический период, к-рый характеризуется половым созреванием подростков и связанной с этим гормональной перестройкой, резкими вегетативно-сосудистыми сдвигами.

Представленные этапы развития психики ребенка являются во многом схематичными и условными. Индивидуальные особенности развития каждого ребенка могут вносить значительные изменения в представленную схему. С другой стороны, за последнее время существенные поправки в закономерности созревания (как физического, так и психического) вносит феномен так наз. акцелерации - ускорение роста и развития современных детей и подростков. Установлено, что за последние десятилетия существенно изменились основные показатели физич. развития детей- рост, вес, окружность грудной клетки и др. Так, за последние 30 лет средний вес новорожденных увеличился на 200- 400 г, а средний рост - на 1,5-2 см.

Современные дети школьного возраста на 10-15 см выше, чем их сверстники 30-40 лет назад. Наряду с этим за последние десятилетия отмечается более раннее наступление полового созревания подростков. Период полового созревания у девочек с 12-14 до 16-18, у мальчиков - с 13-15 до 18-20 лет. Акцелерация проявляется и в отношении сроков и темпа психич. созревания современных детей. Так, за последнее время у многих детей несколько раньше формируется речь (первые слова ребенок произносит уже в 10-11 мес); в более ранние сроки происходит формирование характера ребенка, раньше созревают способности детей к обобщению, абстрактному мышлению и т. д. Вместе с тем данные свидетельствуют о том, что физич. и психич. развитие не всегда происходит равномерно и гармонично. Нередко наблюдается известное несоответствие между ускоренным физическим (в т. ч. половым) развитием и темпом созревания личности ребенка и подростка. В результате подростки, зрелые в физич. и половом отношении, в течение нек-рого периода времени нередко обнаруживают черты психич. инфантильности, «детскости» (повышенную внушаемость, подчиняе-мость постороннему влиянию, стремление к немедленному удовлетворению желаний и т. п.). Это может способствовать развитию тех или иных нарушений поведения у подростков, а при отсутствии необходимых условий воспитания и обучения явиться предпосылкой неправильного формирования личности подростка.

Большинство теорий развития признает, что человек развивается стадиально, то есть, для того, чтобы достичь зрелости, он должен последовательно пройти несколько стадий . Для описаний умственного развития ребенка существует несколько схем.

Одни исследователи считают, что умственное развитие – это непрерывная и неизменная последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей. Другие доказывают, что эволюция ребенка – это последовательность реорганизаций, включающих добавление или подавление каких-либо функций в определенные моменты. Мы остановимся на теории Пиаже.

Выделяются три крупные стадии интеллектуального развития ребенка.

Сенсомоторная стадия (с момента рождения до 2 лет)

На этой стадии ребенок овладевает моторными и сенсорными способностями. Иначе говоря, он слушает, разглядывает, ударяет, мнет, сгибает, толкает, сыплет. Так на основе наследственных механизмов и первых двигательных навыков мало-помалу происходит связывание друг с другом различных действий. Это порождает новые средства для достижения определенных целей.

Сенсомоторная стадия включает в себя шесть этапов:

    Врожденные рефлексы (первый месяц жизни) – сосание, хватание. Они вызываются внешними стимулами и становятся все более эффективными в результате повторения.

    Моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) – сосательные движения при виде бутылочки для кормления, схватывание бутылочки рукой, и т.д. Эти навыки формируются как условные рефлексы.

    Циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) – хватание веревочки на которую подвешена погремушка, чтобы она издала звук, и т.д. Этот навык формируется благодаря развитию координации между перцептивными системами и моторными схемами.

    Координация средств и целей (с 8 до 12 месяцев). Действия ребенка становятся все более преднамеренными, он направлен на достижение цели (например, отодвигает руку экспериментатора, чтобы дотянуться за спрятанной за ней куклой).

    Открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) происходит у ребенка случайно, но вызывает у ребенка формирование связи между действием и его результатом. Например, подтянув к себе коврик, ребенок может достать лежащую на нем игрушку.

    Изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) – ребенок учится отыскивать оригинальные решения проблем в результате уже имеющихся у него схем действий и внезапно возникающих идей.

Стадия конкретных операций (с 2 до 11 лет)

Происходит дальнейшая интериоризация действий и их превращение в операции, позволяющие ребенку сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд, и т.д. Так, имея дело с конкретными вещами, ребенок обнаруживает, что то, что он закончил сооружать, можно разрушать, а затем вновь воссоздавать заново или в ином виде. Другими словами, ребенок узнает, что существует определенный тип действий, которые обратимы и могут интегрироваться в общие струк­туры, и это позволяет ему оперировать такими категориями, как количество, величина, число, вместимость, вес, объем и т.д.

Стадия конкретных операций также делится на несколько этапов.

  • Предоперациональный уровень (с 2 до 5 лет) представляет собой первый этап интериоризации действий. Для него характерно развитие символического мышления, позволяющего ребенку представлять себе объекты или стимулы с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами, а не прямыми действиями

Однако операции, которые в это время пытается совершить ребенок, ограничены слишком еще узким диапазоном мышления и его эгоцент­рическим характером. В этом возрасте ребенок, похоже, не способен одновременно учитывать различные аспекты данной ситуации.

    Первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет) дости­гается, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта, например форма и количество вещества, не зависят друг от друга (тот факт, что колбаска длинная и тонкая, не влияет на количество пластилина, из которого она сделана). Это представление о сохранении некоторых признаков объекта распространяется уже на материал, из которого тот сделан, на его длину, а затем, на следующем уровне развития - также на его массу и объем. В этом промежутке времени ребенок приобретает способность и к расположению объектов в ряд (например, в порядке уменьшения размеров) и их классификации (науча­ется голубые предметы относить к голубым, птиц-к птицам и т.п.).

    На втором уровне конкретных операций (с 8 до 11 лет) ребенок помимо представления о сохранении массы и объема L получает еще и представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона. В конце этого периода ребенок, кроме того, все глубже понимает и взаимосвязи между признаками объектов; это позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы или простые физические задачи и указывает ему путь к логическому мышлению, свойственному подросткам и взрослым людям.

Стадия формальных операций (с 11 - 12 до 14-15 лет)

На этой стадии мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Фактически речь идет об абстрактном мышлении, функционирующем с по­мощью гипотез и дедукций.

По материалам книги Ж. Годфруа "Что такое психология"

Стадии психического развития личности ребенка.

5.1.Взгляды Л.С. Выготского на стадии развития.
Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Для Льва Семеновича Выготского развитие – это, прежде всего, возникновение нового, то есть стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, то есть качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но это новое появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Источник развития – социальная среда – социальная ситуация развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой.
По Л.С. Выготскому – две единицы анализа социальной ситуации развития – деятельность (внешний план) и переживания (внутренний план): переживание семейного конфликта – у одного ребенка не проявляется, у другого – невроз.
Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляется новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии. Четыре основных закона детского развития:
1. Цикличность. Темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъема интеллектуального развития сменяются периодами спада (замедления): память, речь интеллект – имеют свои циклы развития.
2. Неравномерность развития: до 1 года – сознание не дифференцировано. С раннего детства начинают развитие основные функции, а начало с восприятия. Но сначала оно слито с эмоциями положительными или отрицательными. С 3-х лет – развивается память, но она связана с восприятием. Итак, с раннего возраста доминирует восприятие; в дошкольном – память, младшие школьники – мышление.
3. «Метаморфозы» в детском развитии – развитие это не количественные изменения, а качественные (превращение одной формы в другую). То есть постепенно приобретение «нужного» опыта.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. То есть процессы «обратного развития», как бы, вплетены в ход эволюции: то, что развилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, говорить – перестает лепетать; у младшего школьник исчезают интересы дошкольника. Но наблюдаются и запоздалые инволюционные процессы. Например, инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняются детские старые черты.
Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому: темп изменений (медленный и быстрый):


Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся несколько месяцев (доходят до одного или двух). Это краткие, но бурные стадии, в течение которых, происходит значительный сдвиг в развитии, резко изменяется во многих своих чертах. Развитие в это время может принимать катастрофический характер.
Кризис – это начало и завершение незаметного обострения в виде «трудновоспитуемости», аффектов, капризов, конфликтов, когда падает работоспособность, снижается интерес. Однако у разных детей кризисные периоды проходят по- разному: одни не переносимы; другие тихи и послушны, но все они испытывают трудности в общении с окружающими, меняется темп продвижения в учебе, работе.
Главные изменения во время кризиса – внутренние: на первый план – исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии, теряет интерес к тому, что вчера направляло всю деятельность. Наряду с потерями создается что-то новое. Но это еще неустойчивое новообразование и далее в стабильном периоде они трансформируются в другие новообразования, растворяются в них и таким образом отмирают.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями; с другой стороны – между новыми потребностями и сложившимися раньше отношениями с взрослыми.
Кризисные и стабильные периоды чередуются. Периодизация по Л.С. Выготскому:
1. Кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год);
2. Кризис одного года – раннее детство (1год – 3 года);
3. Кризис 3-х лет – дошкольный возраст (3-7 лет);
4. Кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет);
5. Кризис 13 лет – пубертатный период (14-17 лет);
6. Кризис 17 лет.

5.2. Критерии периодизации психического развития ребенка.
Л.С. Выготский различал три группы периодизации:
1. по внешним критериям;
2. по одному признаку развития (внутреннему);
3. по нескольким признакам развития (внутренние);
Для первой группы – характерно построение периодизации на основе внешнего, связанного с процессом развития критерия (биогенетический принцип). Рене Заззо – система воспитания и обучения детей:
1. раннее детство (до 3-х лет);
2. дошкольное детство (3 - 6 лет) – семья или дошкольное учреждение;
3. начальное образование (6-12 лет) – приобретение основных интеллектуальных навыков;
4. средняя школа (12-16 лет) – общее образование;
5. высшее образование;
Во 2 группе периодизации используется не внешний, а внутренний критерий (одна сторона развития: 1) развитие костных тканей, П.П.Блонский; 2) детская сексуальность, З.Фрейд.
1. Появление и смена зубов (П.П.Блонский):
А) беззубое детство от 8 месяцев до 2 лет;
Б) детство молочного зуба (до 6,5 лет);
В) детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости);
2. Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность – все, приносящее телесное удовольствие.
1 стадия – оральная (до 1 года) – формируются ненасытность, жадность, требовательность;
2 стадия – анальная (1-3 года) – формируются внутренняя цензура, совесть, развиваются активность, агрессивность, упрямство, скрытость;
3 стадия – фаллическая (3-5 лет) – высшая степень детской сексуальности, сексуальная привязанность к взрослым – самонаблюдение;
4 стадия – латентная (5-12 лет) - прерывается сексуальное развитие; интерес на общение с друзьями;
5 стадия – генитальная (12-18 лет) – половое развитие тела – к сексуальному общению;
Попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существующих особенностей развития: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин – детское развитие, ведущая деятельность:


2-х видах деятельности происходит закономерное чередование сфер наиболее интенсивного развития:
в младенчестве – развитие мотивационной сферы опережает интеллект;
в раннем возрасте – мотивационная сфера отстает, развивается интеллект;

5.3.Периодизация развития личности по Э. Эриксону.
Эрик Эриксон – последователь З. Фрейда, начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. Особенности становления личности зависит от экономического и культурного уровня общества. Развитие личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности предлагает, какие задачи ставит. Э. Эриксон проследил целостный путь личности, от рождения до глубокой старости. В основе лежит идентичность личности:
- психологическая тождественность;
- позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, планы, роли.
1. младенческий возраст – возникает доверие или недоверие к миру; при прогрессивном развитии личности ребенок выбирает «доверие»: глубокий сон, внутреннее ненапряжение (в это время ребенок «вбирает» в себя образ матери, возникает механизм интроекции); первая ступень формирования идентичности;
2. ранний возраст: возрастает чувство самостоятельности, начинает отстаивать независимость; родители помогают сохранить доверие к миру, ограничивая желания требовать, разрушать, присваивать;
Другой вариант требует сам создать основы, для негативного чувства стыда и сомнений. Взрослые проявляют чрезмерное требование (наказание) – страх, скованность. Стремление к независимости не подавляется (присутствует разумное ограничение) – сотрудничество.
3. дошкольный возраст – моделирует отношения взрослых в игре; к самостоятельности добавляется инициатива; если много наказания и неодобрения – формируется пассивность.
Здесь же формируется поисковая идентификация, ребенок осваивает мужскую и женскую форму поведения.
4.младший школьный возраст – предпубертатный, предшествующий половому созреванию ребенка; если в школе получает признание – полноценность; если не получает – неполноценность;
здесь же начало профессиональной идентификации.
2. старший подростковый и ранняя юность (самый глубокий кризис); самоопределение, жизненный выбор: все хорошо, не очень хорошо, инфантильность.

5.4.Развитие морального сознания личности по Лоренсу Колбергу.
Детям предлагалось оценить поступки героев рассказа и обосновать свои суждения. Женщина очень больна, врач дает ей смертельную дозу. Ребенок предлагает – дать смертельную дозу, ибо больно, но ее мужу будет без нее плохо; практические соображения, подросток – у врача нет на это права; ценность жизни; взрослый – свободный выбор человека, многогранность.
Три уровня формирования морального сознания.
1) доморальный:
- чтобы избежать наказания,
- поощрение.
2) конвенционная мораль (соглашение)
- ориентирование на одобрение других,
- ориентирование на авторитет, то есть зависимость от окружения.
3) автономная мораль – внутренняя норма:
- принципиальность,
- этические нормы.
Что значит, вести правильно? Почему надо вести правильно?
4 года – веду себя, как хочу – чтобы избежать наказания;
5-6 лет – делать то, что велят взрослые – чтобы избежать неприятностей;
6-8 лет – вести себя с другими так, как они относятся – чтобы не упустить своего;
8-12 лет – отвечать ожиданиям других, доставлять радость им – чтобы все обо мне думали хорошо;
с 12 лет – удовлетворять общественное требование – чтобы быть стабильным;

5.5.Периодизация развития личности по Артуру Владимировичу Петровскому.
Он рассматривал развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Становление определенных особенных взаимоотношений с членами референтной группы: семья, группа детского сада, школьный класс, объединение, детские организации.
1 фаза становления личности – адаптация (утрата индивидуальных черт);
2 фаза – индивидуализация (проявление индивидуальных особенностей в группе);
3 фаза – интеграция – ребенок сохраняет индивидуально то, что отвечает потребностям группового развития; а группа меняет свои нормы;
Если не преодолевает адаптацию, то возникает робость, неуверенность, индивидуализацию возникает негативизм, агрессия, зав. самооценка, дезинтеграция возникает изоляция в группе или вытеснение из группы. На каждом возрастном этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личном развитии. Периоды раннего детства, детский сад, младший школьный возраст эта эпоха детства – адаптации, индивидуализации; отрочество, школьный и старший школьный возраст – процесс интеграции более чем индивидуализации.
Таким образом: детство – приспособление ребенка к социальной среде; отрочество – проявление свойств индивидуальности; юность – интеграция в обществе.
5.6.Интеллектуальное развитие по Ж.Пиаже.
Ребенок имеет определенные схемы действия, позволяющие ему решать разнообразные познавательные задачи. Ребенком используются два механизма в решении этих задач – ассимиляция и аккомодация – адаптация – равновесие.
Таким образом, интеллект обладает адаптационной природой, кроме того, можно говорить о деятельности интеллектуальной, потому что ребенок познает объекты, связывает их, трансформирует их:
У младших – это внешнее действие с предметом;
До 7-8 лет – биологические приспособления; Далее – биологическое плюс социальное развитие;
Социализация – процесс адаптации к социальной среде: ребенок переходит от своей узкой позиции к объективной, учитывая точку зрения других людей, и оказывается способным к сотрудничеству.
Стадии развития интеллекта:
1 – сенсорно-моторный интеллект, до 2-х лет;
2 – репрезентативный и конкретные операции, с 2 до 11 лет;
3 – формальные операции, с 11 до 15 лет;
Этапы развития интеллекта преследует становление мышления:
1 – аутистическая мысль - создается сама воображаемая действительность; это миражное мышление (к удовлетворению желаний);
2 – социализированная – то есть направленная, преследует определенные цели, то есть приспосабливает ребенка к действительности.
3 – эгоцентрическая - промежуток между аутистической (удовлетворение желания) и социализированной (приспособительной).
Ж.Пиаже судит об эгоцентрическом мышлении ребенка по его эгоцентрической речи. Два ребенка говорят – они друг друга не слышат, не могут встать на другую точку зрения. То есть это как бы размышления вслух – это исчезает на пороге школы. Речь для ребенка выполняет две задачи – сопровождает детскую активность; служит средством мышления.
Феномены Пиаже. У детей дошкольного возраста нет представления о сохранении количества вещества: стаканы воды разной формыразное количество воды. Но это можно снять, измеряя все практическим путем самими детьми.
Литература
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с.
Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.
Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис (Пер. с англ.). - М., 1996
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.

Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Стадии психического развития личности ребенка»:
1. Назовите четыре основных закона детского развития по Л.С. Выготскому.
2. Какие критерии психического развития человека существуют?
3. Что лежит в основе классификации развития личности по Э. Эриксонку?
4. Назовите три уровня развития морали по Л. Колбергу?
5. Что лежит в основе развития личности по А.В. Петровскому.

Тестовые задания по теме «Стадии психического развития личности ребенка»:
1. Л.С.Выготский считал, что психическое развитие направлено: а) от индивидуального к социальному, б) от социального к индивидуальному, в) природосообразно.
2. Большинство психологов согласны с тем, что термин «развитие» характеризуется следующими признаками: а) закономерная последовательность изменений качества психики, б) зависимость последующих изменений от предыдущих, в) стадиальность (как изменение качества).
3. Согласно Э. Эриксону, психосоциальный конфликт, связанный с первыми формами активного научения ребенка, может разрешиться развитием автономии, либо, напротив, развитием: а) чувства неполноценности, б) недоверием к окружающим, в) стыда и сомнения.

Сегодня у специалистов нет какой-либо единой версии и теории, способных дать всеобъемлющее и бесспорное представление о том, как происходит психическое развитие ребенка.

Детская психология – это раздел , исследующий духовное и психическое развитие детей, закономерности происходящих процессов, изучающий инстинктивные и произвольные поступки и особенности развития, начинающиеся с рождения ребенка и до наступления зрелости в 12-14 лет.

Психологи делят детство на периоды, в основе периодизации психического развития детей лежит понятие ведущей деятельности, характеризующейся тремя основными признаками:

Во-первых , она должна быть обязательно смыслообразующей, нести смысловую нагрузку для ребенка, например, непонятные и бессмысленные ранее вещи, приобретают для трехлетнего ребенка определенный смысл только в контексте игры. Следовательно, игра — это есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.

Во-вторых , базовые отношения со сверстниками и взрослыми складываются в контексте этой деятельности.

И, в-третьих , в связи с освоением этой ведущей деятельности появляются и развиваются основные новообразования возраста, тот круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь или другие навыки.

Ведущая деятельность имеет решающее значение на каждом определенном этапе детского психического развития, при этом не исчезают другие виды деятельности. Они могут становиться не основными.

Стабильные периоды и кризисы

Каждый ребенок развивается неравномерно, проходя относительно спокойные, стабильные периоды, сменяющиеся критическими, кризисными. Во время периодов стабильности ребенок накапливает количественные изменения. Это происходит медленно и не очень заметно для окружающих.

Критические периоды или кризисы в психологическом развитии детей открыты эмпирическим путем, причем, в случайном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет, затем трех, потом 13 лет, и лишь потом первого года и кризис рождения.

Во время кризисов ребенок за короткий срок быстро меняется, изменяются основные черты его личности. Эти изменения в детской психологии можно назвать революционными, настолько они стремительны по течению и значительны по смыслу и значимости совершающихся перемен. Критические периоды характеризуются следующими особенностями:

  • возрастные кризисы у детей возникают незаметно и очень трудно определить моменты их наступления и окончания. Границы между периодами неотчетливы, в середине кризиса наблюдается резкое обострение;
  • во время кризиса ребенок трудно поддается воспитанию, часто конфликтует с окружающими, внимательные родители чувствуют его переживание, несмотря на то, что он в это время строптив и неуступчив. Падает успеваемость в школе, работоспособность и, наоборот, возрастает утомляемость;
  • внешне кажущийся негативный характер развития кризиса, происходит разрушительная работа.

Ребенок не приобретает, а только теряет из того, что приобретал прежде. В это время взрослым следует понять, что возникновение нового в развитии, практически всегда означает отмирание старого. Приглядевшись внимательно к эмоциональному состоянию ребенка, можно даже в критические периоды наблюдать и конструктивные процессы развития.

Последовательность любого периода определяется чередованием критических и стабильных периодов.
Взаимодействие ребенка с окружающей социальной средой является источником его развития. Все, чему учится ребенок, дают ему окружающие его люди. При этом в детской психологии необходимо, чтобы обучение шло с опережением.

Возрастные особенности детей

В каждом возрасте ребенка существуют свои характерные особенности, не учитывать которые нельзя.

Кризис новорожденности (0-2 месяца)

Это первый кризис в жизни ребенка, симптомы кризиса у ребенка – потеря веса в первые дни жизни. В таком возрасте ребенок – максимально социальное существо, он не в состоянии удовлетворить свои потребности и полностью зависим и, в то же время, лишен средств общения, вернее, не умеет общаться. Его жизнь начала становится индивидуальной, отдельной от организма матери. По мере приспособления к окружающим, у ребенка появляется новообразование в виде комплекса оживления, включающего в себя реакции: моторное возбуждение при виде приближающихся знакомых взрослых; использование плача для привлечения внимания к себе, т. е. попытки общения; улыбки, увлеченные «воркования» с матерью.

Комплекс оживления служит своеобразной границей критического периода новорожденности. Срок его появления служит основным показателем нормальности психического развития ребенка и появляется раньше у тех деток, матери которых не только просто удовлетворяют потребности ребенка, но и общаются с ним, разговаривают, играют.

Младенческий возраст(2 месяца – 1 год)

В этом возрасте ведущим типом деятельности является непосредственное эмоциональное общение с взрослыми.

Развитие детей первого года жизни закладывает основу его дальнейшего формирования как личности.

Зависимость от них носит еще всеобъемлющий характер, все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью.

К первому году жизни ребенок произносит первые слова, т.е. зарождается структура речевого действия. Осваиваются произвольные действия с предметами окружающего мира.

До года речь ребенка – пассивная . Он научился понимать интонацию, часто повторяющиеся обороты, но сам говорить еще не умеет. В детской психологии именно в этот период закладываются все основы речевых навыков, дети сами пытаются установить контакты с взрослыми при помощи плача, воркования, лепета, жестов, первых слов.

После года формируется активная речь. Запас слов малыша к 1 году достигает 30, почти все они имеют характер действий, глаголов: дай, возьми, пить, есть, спать и т.д.

В это время взрослым следует разговаривать с детьми четко и отчетливо, чтобы передать навыки правильной речи. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если родители показывают и называют предметы, рассказывают сказки.

С развитием движений связана предметная деятельность ребенка.

В последовательности развития движений есть общая закономерность:

  • движущийся глаз, ребенок учится сосредотачиваться на предмете;
  • выразительные движения — комплекс оживления;
  • перемещение в пространстве – ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться. Каждое движение открывает ребенку новые границы пространства.
  • ползание – эта стадия некоторыми детьми пропускается;
  • хватание, к 6 месяцам это движение из случайных захватываний превращается в целенаправленное;
  • манипулирование предметом;
  • указательный жест, вполне осмысленный способ выразить желание.

Как только ребенок начинает ходить, стремительно расширяются границы доступного ему мира. Ребенок учится у взрослых и постепенно начинает овладевать человеческими действиями: назначение предмета, способы действий с данным предметом, техника выполнения этих действий. Большое значение в усваивании этих действий имеют игрушки.

В этом возрасте закладывается умственное развитие, формируется чувство привязанности.

Кризисы в психологическом развитии детей одного года связаны с противоречием между биологической системой и вербальной ситуацией. Ребенок не умеет управлять своим поведением, начинают проявляться нарушения сна, потеря аппетита, угрюмость, обидчивость, плаксивость, Тем не менее, кризис не считается острым.

Раннее детство (1-3 года)

В этом возрасте разделяются линии психического развития мальчиков и девочек. У детей появляется более полная самоидентификация, понимание принадлежности к полу. Возникает самосознание, развиваются притязания на признание со стороны взрослых, желание заслужить похвалу, положительную оценку.

Происходит дальнейшее развитие речи, к трем годам словарный запас достигает 1000 слов.

Происходит дальнейшее умственное развитие, появляются первые страхи, которые могут усугубляться раздражительностью родителей, гневом и могут способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Не помогает и чрезмерная опека со стороны взрослых. Более эффективным является способ, когда взрослые учат ребенка обращению с предметом, вызывающим страх на наглядных примерах.

В этом возрасте базовой потребностью является тактильный контакт, ребенок осваивает ощущения.

Кризис трех лет

Кризис острый, симптомы кризиса у ребенка: негативизм на предложения взрослых, упрямство, безличная строптивость, своеволие, протест-бунт против окружающих, деспотизм. Симптом обесценивания, проявляется в том, что ребенок начинает обзывать родителей, дразнить, ругаться.

Смысл кризиса в том, что ребенок пытается научиться делать выбор, перестает нуждаться в полной опеке родителей. Вяло текущий кризис говорит о задержке в развитии воли.

Следует определить для подрастающего ребенка какую-то сферу деятельности, где бы он мог действовать самостоятельно, например, в игре можно опробовать свою независимость.

Дошкольное детство (3-7лет)

В этом возрасте ребенок в игре переходит от простого манипулирования предметами к сюжетной игре – во врача, продавца, космонавта. Детская психология отмечает, что на данном этапе начинает появляться ролевая идентификация, разделение ролей. Ближе к 6-7 годам появляются игры по правилам. Игры имеют большое значение в психическом и эмоциональном развитии ребенка, помогают справиться со страхами, учат брать на себя ведущую роль, формируют характер ребенка и его отношение к действительности.

Новообразованиями дошкольного возраста являются комплексы готовности к обучению в школе:

  • личностная готовность;
  • коммуникативная готовность означает, что ребенок умеет взаимодействовать с окружающими по нормам и правилам;
  • когнитивная готовность предполагает уровень развития процессов познания: внимания, воображения, мышления;
  • технологическая оснащенность – тот минимум знаний, навыков, который позволяет обучаться в школе;
  • уровень эмоционального развития, умение управлять ситуативными эмоциями и чувствами.

Кризис 7 лет

Кризис семи лет напоминает кризис одного года, ребенок начинает предъявлять требования и претензии на внимание к своей персоне, его поведение может становиться демонстративным, слегка вычурным или даже карикатурным. Он не умеет еще хорошо владеть своими чувствами. Самое главное, что могут показать родители – это уважение к ребенку. Следует поощрять его за самостоятельность, проявление инициативы, и наоборот, не наказывать слишком строго за неудачи, т.к. это может привести к тому, что вырастет безынициативная и безответственная личность.

Младший школьный возраст (7-13 лет)

В этом возрасте основная деятельность ребенка – обучение, причем, обучение вообще и обучение в школе могут не совпадать. Чтобы процесс проходил успешнее, обучение, должно быть, сродни игре. Детская психология рассматривает этот период развития как самый важный.

Основные новообразования в этом возрасте:

  • интеллектуальная рефлексия – появляется способность запоминать информацию, систематизировать ее, хранить в памяти, извлекать и применять в нужные моменты;
  • личностная рефлексия , расширяется число факторов, влияющих на самооценку, складывается представление о самом себе. Чем теплее отношения с родителями, тем самооценка выше.

В умственном развитии начинается период конкретизированных мыслительных операций. Постепенно убывает эгоцентризм, появляется способность сосредотачиваться сразу на нескольких признаках, умение сопоставлять их, отслеживать изменения.

На развитие и поведение ребенка влияет отношения в семье, стиль поведения взрослых, При авторитарном поведении дети развиваются менее успешно, чем при демократическом, дружеском общении.

Продолжается обучение общения со сверстниками, способность к адаптации, а отсюда, к коллективному сотрудничеству. Игра по прежнему необходима, она начинает принимать личностные мотивы: предубеждение, лидерство – подчинение, справедливость — несправедливость, преданность – предательство. В играх появляется социальная составляющая, детям нравится придумывать тайные сообщества, пароли, шифры, определенные ритуалы. Правила игры и распределение ролей помогают усваивать правила и нормы взрослого мира.

Эмоциональное развитие в большей степени зависит от опыта, приобретенного вне дома. Вымышленные страхи раннего детства сменяются конкретными: боязнь уколов, природных явлений, тревога за характер отношений со сверстниками и т.д. Иногда появляется нежелание идти в школу, при этом может появиться головная боль, рвота, колики в животе. Не надо принимать это за симуляцию, возможно, это страх перед какой-то конфликтной ситуацией с учителями или сверстниками. Следует дружески поговорить с ребенком, выяснить причину нежелания идти в школу, попытаться разрешить ситуацию и мотивировать ребенка на удачу и успешное развитие. Отсутствие демократичного общения в семье может способствовать развитию школьного возраста.

Кризис 13 лет

В детской психологии возрастные кризисы у детей тринадцати лет – это кризисы социального развития. Он очень напоминает кризис 3 лет: «Я сам!» . Противоречие между личностным Я и окружающим миром. Характеризуется падением работоспособности и успеваемости в школе, дисгармонией во внутреннем личностном строении и относится к числу острых кризисов.

Симптомы кризиса у ребенка в этот период:

  • негативизм , ребенок враждебен ко всему окружающему миру, агрессивен, склонен к конфликтам и в то же время к самоизоляции и одиночеству, испытывает недовольство ко всему. Мальчики подвержены негативизму в большей степени, чем девочки;
  • падение продуктивности , способности и интереса к учебе, замедление творческих процессов, причем, даже в тех областях, в которых ребенок одарен и ранее проявлял большую заинтересованность. Вся заданная работа выполняется механически.

Кризис этого возраста связан, в основном, с переходом на новую стадию интеллектуального развития – переход от наглядности к дедукции и пониманию. Конкретное мышление сменяется логическим. Это наглядно проявляется в постоянном требовании доказательств и критицизме.

У подростка появляется интерес к абстрактному – музыке, философским вопросам и т.д. Мир начинает разделяться на объективную действительность и внутренние личностные переживания. Интенсивно закладываются основы мировоззрения и личности подростка.

Подростковый период (13-16 лет)

В этот период происходит бурный рост, возмужание, развитие вторичных сексуальных признаков. Фаза биологического созревания совпадает с фазой развития новых интересов и разочарование прежними привычками и интересами.

При этом навыки и сложившиеся механизмы поведения не меняются. Возникает, особенно у мальчиков, острые сексуальные интересы, как говорят начинают «шалить» . Начинается процесс мучительного расставания с детством.

Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение со сверстниками. Происходит ослабление связей с семьей.

Основные новообразования:

  • формируется концепция «Мы» — происходит деление на сообщества «свои — чужие». В подростковой среде начинается деление территорий, сфер жизненного пространства.
  • образование референтных групп. В начале формирования это однополые группы, со временем они становятся смешанными, далее компания делится на пары и состоит из взаимосвязанных пар. Мнения и ценности группы, практически всегда оппозиционные или даже враждебные взрослому миру, становятся для подростка доминантными. Влияние взрослых затруднено в силу закрытости групп. У каждого члена группы отсутствует критичность к общему мнению или мнению лидера, инакомыслие исключается. Изгнание из группы приравнивается к полному краху.
  • эмоциональное развитие проявляется чувством взрослости. В некотором смысле оно еще ложное, необъективное. Фактически, это только тенденция к взрослости. Проявляется в:
    • эмансипации – требовании к независимости.
    • новом отношении к учению – стремлении к большему самообразованию, причем, полное безразличие к школьным оценкам. Часто возникает несоответствие интеллекта подростка и оценок в дневнике.
    • появление романтических отношений с представителями другого пола.
    • изменение внешнего облика и манеры одеваться.

В эмоциональном плане подросток испытывает большие трудности и переживания, чувствует себя несчастным. Появляются типично подростковые фобии: застенчивость, недовольство своей внешностью, тревожность.

Игры ребенка трансформировались в фантазию подростка и стали более творческими. Это выражается в сочинении стихов или песен, ведении дневников. Фантазии детей обращены вовнутрь самого себя, в интимную сферу, и скрываются от окружающих.

Насущная потребность в этом возрасте – понимание .

Родительские ошибки воспитания подростков – эмоциональное отвержение (безразличие к внутреннему миру ребенка), эмоциональное потворство (ребенка считают исключительным, ограждают от внешнего мира), авторитарный контроль (проявляется в многочисленных запретах и излишней строгости). Еще более усугубляет кризис подросткового возраста потворствующее невмешательство (отсутствие или ослабление контроля, когда ребенок предоставлен сам себе и полностью самостоятелен во всех решениях).

Отличается от всех этапов развития ребенка, проявляются все аномалии личностного развития, зародившиеся и развившиеся ранее, и выражаются в поведенческих (чаще у мальчиков) и эмоциональных (у девочек) расстройствах. У большинства детей расстройства проходя самостоятельно, но некоторым требуется помощь психолога.

Воспитание детей требует больших сил, терпения и душевного равновесия взрослых. В то же время – это единственная возможность выразить свою мудрость и глубину любви к своему ребенку. Воспитывая своих детей, нужно помнить, что перед нами личность, и вырастает она такой, какой мы ее воспитали. Во всех вопросах постарайтесь встать на позицию ребенка, тогда его будет легче понять.