Методика ознакомления с календарем. Модель календарного года-дидактическое пособие Методика ознакомления детей с календарем

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Календарь»

Цель : практическое использование календаря .

Задачи :

Закреплять знания о последовательности календарных месяцев , смене времен

года и сезонных изменениях, выявлять и исправлять ошибочные

Представления;

Закреплять умения устанавливать причинно – следственные связи;

Закрепить знания о дате своего рождения;

Вызвать заинтересованность к изготовлению календаря для группы ;

Методы и приемы : игровой, наглядный, практическая деятельность,

проблемно-поисковая деятельность

Материалы и оборудование : выставка календарей (отрывные, настенные,

карманные, перекидные, ежедневные) ; картинки– листочков календаря

последние дни года(по количеству детей), карандаши, краски, пластилин,

кисточки по количеству детей.

Структура НОД

  1. Организация детей - 1 мин

  2. Вводная часть- 5мин

а) игра «Цветочек аленький»;

б) загадка про календарь;

в) история появления календаря (рассказ с использованием презентации)

г) виды календарей (выставка)

  1. Основная часть -15 мин

а) рассматривание календарей

б) дыхательная гимнастика;

в) дидактическая игра «Какое время года»

г) поисковая деятельность: определить день рождения Мишутки с

помощью календаря;

д) физкультминутка «Дни недели»

  1. Заключительная часть – 5мин

а) беседа, какой праздник приближается

б) пальчиковая игра

в) творческая работа по изготовлению календаря

  1. Окончание НОД – 1мин

Подведение итога, анализ выполненной работы

Ход НОД :

    Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. У нас сегодня гости, давайте

поздороваемся.

Улыбнитесь, ребята, друг другу. Подарите кусочек тепла и хорошего

настроения. Давайте сыграем в нашу игру;

2. Наш цветочек аленький, был когда-то маленький.

К солнцу потянулся, под дождиком согнулся.

Стал расти, расти, расти и на солнышке цвести.

Вырос он на радость людям, все его мы очень любим.

Молодцы. Ребята, вы любите загадки разгадывать?

ЗАГАДКА

Сам дней не знает,

А другим указывает. (календарь)

Сегодня мы поговорим о календарях. Человек с древних времен пытался постигнуть тайну времени. Наблюдал за изменениями, которые происходили вокруг: в природе, наблюдал за Солнцем, Луной и звездами. Так люди придумали календарь. Время, как воздух - мы не видим его, но оно регулирует нашу жизнь.

Первый календарь появился очень давно, 30 тысяч лет назад. Он был сделан из гигантских плит, которые располагались по кругу. Плит было 12.

Как вы думаете, почему? (12 месяцев)

Затем люди придумали календарь поменьше, из камней, он был тоже круглой формы

Через много лет люди придумали бумажный календарь (в виде книги)

Сейчас много различных календарей

Настенные календари, настольные, календарь- пирамида, карманные календари

С помощью календаря мы узнаём какое число, день недели, месяц, год.

3. Сегодня я принесла вам настенный календарь. Давайте рассмотрим его.

На нём видно сразу все 12 месяцев. Это целый год.

Обратите внимание, цифры на календаре чёрного и красного цвета. Как вы думаете, почему? (чёрным цветом обозначают рабочие дни, а красным выходные и праздничные дни)

Посмотрите, этот календарь тоже настенный. На нём видно только три месяца:

Настоящий (в середине), прошедший (наверху) и будущий (внизу)

На календаре есть передвижное окошко, которое показывает какое сегодня число.

А ещё есть магнитный календарь, который можно прикрепить на холодильник.

А вот отрывной календарь. Посмотрите, у него каждый листок это один день, и сколько их много?! 365 – столько дней в году. Ребята вы знаете, что Земля вращается вокруг Солнца и за 1 год делает один оборот вокруг него.

Вопрос: прошло 3 года. Сколько оборотов сделала земля вокруг Солнца?

Молодцы, правильно 3

День проходит, и листок отрывают, календарь становится всё тоньше и тоньше. Давайте оторвём по листочку.

Дыхательная гимнастика

Посмотрите, у вас есть листок отрывного календаря. На нём написано число, день недели, месяц. Про время говоря, что оно летит. Сейчас мы подуем на листочки. Воздух вдыхаем носом, выдыхаем ртом.

Стук в дверь и громкий плач.

Ой, ребята, что-то случилось. Я сейчас посмотрю.

В-ль : Посмотрите, дети, к нам пришел Мишутка. Он очень расстроен, я кое как его успокоила.

Мишутка : Здравствуйте ребята.…Забыл, день рождения свой забыл! Хотел пригласить друзей к себе в гости, а теперь все веселье пропадает! Может быть вы сможете мне помочь? (Да)

В-ль : Как, ты не знаешь, в каком месяце родился?

Мишутка : Знаю – зима! (Нет, это не месяц, а время года) .

В-ль : Правильно, ребята, а ты, дружок, не огорчайся, я думаю, что мы вместе во всем разберемся и найдем дату твоего рождения, ведь дети наши много знают и о днях недели, и о месяцах, и о временах года, и даже о календаре !

Какое сейчас время года?

Какое был до этого?

Какое время года будет следующим? (ответы детей)

В-ль : Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все вопросы! А теперь давайте вспомним, как называется первый осенний месяц? (Сентябрь) . Назовите приметы осени.

Мишутка : Стало жарко и все люди купаются (Нет, не правильно, стало холодно, лужи покрылись корочкой льда, идет листопад, птицы улетают на юг).

В-ль : Назовите приметы зимы (Много снега; сильные морозы; люди тепло одеты)

А приметы весны? (Сильнее пригревает солнышко, и появляются первые цветы; висят сосульки; прилетают птицы и вьют гнезда)

Мишутка : Вспомнил! Летом все купаются! (Да, летом на пляже)

Я точно помню, что я родился зимой, но не в Новый год. Хотя тоже какой-то праздник был!

В-ль : Так, уже ближе к истине. Не волнуйся, скоро мы найдем ответ, а пока поучись с нами, послушай, а можешь и поучаствовать с нами в беседе.

Один год разделён на месяцы и времена года. Сколько их? Давайте перечислим.

Мишутка : Я вот все смотрю на календарь , смотрю…а почему некоторые дни выделены красным цветом? (Это выходные; еще праздники, когда все отдыхают и не ходят в садик и на работу)

В-ль : Да, это субботние, воскресные и праздничные дни. Ну, Мишутка, раз ты родился зимой, то по календарю это могут быть только три месяца, какие, ребята? (Декабрь, январь и февраль) . И праздник был, значит он отмечен красным цветом, но не Новый год. (Дети ищут по календарю еще зимние праздники – Ура! Нашли)

В-ль : Молодцы! Это 23 февраля, праздник защитников отечества! Календарь помог нам решить трудную задачу!

Мишутка : Точно! Вспомнил! Как бы опять не забыть…

В-ль : А чтобы не забыть надо иметь что ( Календарь ) . Да, мы на память тебе решили подарить карманный календарик , а день твоего рождения, на всякий случай обведем карандашом.

Мишутка : Спасибо, дети! Теперь надо подготовиться ко дню рождения . Давайте поиграем.

Проводится физминутка «Дни недели » , дети выполняют соответствующие движения.

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл,

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу - воскресенье

Целый день я отдыхал

Мишутка : Я тоже хочу знать, когда вы родились! (Дети отвечают) . Столько много дат я не запомню! (Надо в мишуткином календарике нарисовать )

4. В-ль : Ребята, а какой ещё приближается праздник, который мы все любим? (Новый год)

Давайте посчитаем, сколько дней осталось до нового года? А может мы свой календарь сделаем и каждый день будем листочки отрывать.

Перед началом работы Пальчиковая гимнастика

Пальчики уснули, в кулачок свернулись

1,2,3,4,5 – захотели поиграть.

Разбудили дом соседей –

6,7,8,9,10 – веселятся все кругом.

Но пора вернуться в дом.

10,9,8,7,6 – калачиком свернулся.

5 – зевнул и отвернулся,

4,3,2,1 – снова в домике мы спим.

Ребята на листочках рисунки не цветные. Я вас попрошу раскрасить листочки. Для этого выберите по желанию; краски, цветные карандаши, пластилин.

Творческая работа детей.

5. Итог НОД

Как называются календари, которые висят на стене? (настенные)

Как называются календари, которые стоят на столе? (настольные)

Как называются календари, которые можно положить в карман? (карманные)

Я вам дарю карманные календарики (раздать)

Давайте поговорим о том, что такое календарь, что он собой представляет. Это слово за всю свою историю имело разные значения. Сам термин происходит от латинского calendae. Это первый день месяца в Древнем Риме. Позже появилось слово calendarium - долговая книга, в которую в каждый день нового месяца заносились кредиторами обязательства и проценты по ним. А вот в Средние века слово уже приобрело современное значение.

Календарь: определение и краткая классификация

Так что же такое календарь в нашем понимании? Это своеобразная система отсчета длительных промежутков времени с их делением на более краткие периоды (год, месяц, неделя, день). Необходимость согласовать между собой и сутки привела к появлению нескольких календарных систем, а точнее трех:

  • солнечный календарь,
  • лунный,
  • лунно-солнечный.

Солнечный календарь основывался на вращении Солнца, согласовывая при этом
сутки и год. Лунный - на движении Луны, согласовывая сутки с лунным
месяцем. В лунно-солнечном календаре предпринималась попытка соединить между собой все эти промежутки времени.

Из истории календаря

А сейчас сделаем еще один небольшой экскурс в историю. Календарь, показывающий число, день недели, месяц и позволяющий сосчитать, сколько осталось времени до какого-нибудь важного события, впервые создали еще в Древнем Египте. Египтянам он был необходим для подсчета количества дней, оставшихся до разлива Нила. К этой дате они должны были заранее подготовиться: очистить каналы, отремонтировать плотины. Для них это было крайне важно. Не задержи они воду, та бы просто ушла в море, а урожай пропал бы без влаги. Жрецы заметили, что при на небосводе на рассвете появляется очень яркая звезда. Сейчас ее называют Сириусом. Именно в этот день и начинал разливаться Нил. Потом египтяне подсчитали, что эта звезда появляется один раз в 365 дней. Эти дни они поделили на 12 промежутков, каждый из которых состоял из 30 суток (теперь мы их называем месяцами). Последние 5 дней они поместили в самом конце года. Вот такой вид имел «прародитель» нашего современного календаря.

Со временем египтяне поняли, что допустили ошибку в подсчетах. Ведь через 4 года Сириус опаздывал на целые сутки. А через восемь лет еще на одни… Они выяснили, что год имеет 365 дней и еще 6 часов. Разница нам кажется совершенно маленькой, однако за 4 года набегают целые сутки. Египтяне не стали менять свой календарь. И лишь в 46 г. до н. э. изменения в их системе времени произвел римский император Юлий Цезарь. После этого календарь назвали юлианским. По нему каждый из месяцев года состоял из разного количества дней (31, 30, а февраль - 28). К самому короткому (февралю) один раз в 4 года прибавляли один день. Сейчас мы такой год называем високосным. Как известно, в нем 366 дней.

Современный календарь немного отличается от древнеегипетского и юлианского, имеет свои нюансы… Более тщательные расчеты позволили до секунд определить длину года. Казалось бы, какая мелочь все эти минуты и секунды. Но за 400 лет их набежало на трое суток. Следовательно, календарь вновь оказался неточным. И вновь потребовалось вносить коррективы.

В 1582 г. Григорий XII внес свои изменения и назвал календарь
григорианским. Шло время. За много лет расхождения между юлианским и составили целых 13 дней. Европа перешла на времяисчисление, предложенное папой римским. А вот Россия долгое время отдавала предпочтение юлианскому. В 1918 году при переходе на новый календарь пришлось убрать сразу 13 дней. В России было 31 января, и сразу наступило 14 февраля. И до сих пор при описании событий столетней давности во многих источниках часто указывается не одна, а две даты - старого и нового стиля. Необходимо заметить, что и нынешний календарь, к которому мы все привыкли, тоже несовершенен и содержит свои погрешности. Речь идет об ошибке в одни сутки, которые накапливаются за 3300 лет.

Разновидности календарей

Следует заметить, что в настоящее время календарь является не просто средством определения дня, года, месяца. Он имеет более широкое применение, а значит, и разновидностей его должно быть несколько. Все мы слышали, например, о детских календарях. А есть еще церковный, астрологический, метеорологический и др. Вкратце остановимся на каждом из них. И начнем, пожалуй, с детского.

Для самых маленьких

Итак, давайте разберемся, что такое календарь для детей, обсудим, каково его предназначение и отличительный черты.

Детский календарь развития помогает родителям следить за ростом и изменениями в развитии малыша: достаточно ли он прибавил в весе? Каков его рост? Есть ли прогресс в двигательном развитии, психоэмоциональном? Как правильно заниматься с ребенком, какие первые игрушки ему предлагать? Каждый малыш индивидуален, а потому и развивается своими темпами, и его достижения могут не совпадать с общепринятыми нормами. Задача календарей для детей в этом случае как раз и заключается в том, чтобы помочь ориентироваться родителям в нужных параметрах.

Следим за погодой

Несправедливо было бы в процессе нашего разговора обойти вниманием и такие разновидности, как астрологический, религиозный, погодный календари. Первые два вида нам хорошо известны. А вот вопрос о погодных календарях следует изучить более внимательно. Интересна сама история их возникновения. Итак, давайте рассмотрим, что такое календарь погоды и для чего он нужен.

Его появление обусловлено первой необходимостью людей систематизировать
свои наблюдения за погодными явлениями. В календарь заносили сведения о метеоусловиях в различные дни года, месяцев, сезонов. По аналогии с астрологическими, погодные предсказывали будущее состояние природы. Такие календари были еще в Древнем Риме. Пик увлечения ими приходится на Средние века. В те времена даже была издана «Книга природы» (1340 г.).

Несложно представить, насколько сложно рассчитать долгосрочные прогнозы.
Подавать их только на основе обычных примет просто наивно. Но множество погодных календарей было составлено именно таким образом. И люди в них верили. Одним из таковых был столетний календарь. А возник он следующим образом. В XVII веке жил аббат Маврикий Кнауэр. После тяжелой войны между протестантами и католиками
земли были опустошены и разорены. Сельское хозяйство пришло в упадок. Аббат Кнауэр был очень обеспокоен этим. Погода его тоже не радовала. Снег и поздние заморозки весной мешали сеять, от ливней вымокали культуры, засуха летом губила урожай. Аббат Кнауэр начал вести дневник наблюдений за погодой. Конечно, у него не было никаких метеорологических приборов. Он просто записывал свои наблюдения, давал субъективные оценки. Святой отец ошибочно считал, что погода зависит от ярких светил. Он пытался найти закономерности. Свои наблюдения аббат производил 7 лет. По его расчетам, погода должна была повториться в следующие семь лет (по количеству небесных светил, известных в то время). Однако впоследствии он убедился, что его прогнозы не оправдались. Потерпев неудачу, аббат прекратил вести свой дневник наблюдений. Однако на их основании он все-таки издал книгу-руководство для монастырей по ведению сельского хозяйства.

Прошли годы, и записи аббата попали к астрологу-врачу Хельвигу. И он, используя их, издал календарь погоды на сто лет, так называемый столетний календарь. Конечно, он был антинаучным. Но использовался на всей территории Германии. А в переводах распространился по всей Европе. Сфера его применения была довольно широка, иногда прогнозы даже совпадали. А о неоправдавшихся «предсказаниях» люди быстро забывали…

Что ж, мы с вами рассмотрели, что такое календарь, как он появился, вспомнили, какие существуют на сегодняшний день его разновидности. Надеемся, информация была вам полезна, и вы узнали для себя много нового и интересного.

Для того чтобы формировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, воспитателю необходимо знать об истории происхождения мер времени.

В какой степени дети овладевают этими мерами времени, понимают ли их реальное содержание, знают ли количественную характеристику каждой меры, последовательность и взаимосвязь системы мер? Одним из методов обследования можно использовать индивидуальную беседу, в ходе которой ребенку задаются вопросы: «Какое сегодня число? Как узнать, какое сегодня число?» В целях выяснения знаний детей о днях недели задаются такие вопросы: «Какие ты знаешь дни недели? Какой сегодня день недели?»

Такие дни недели, как воскресенье, суббота, пятница, понедельник, дети знают лучше, чем вторник, среда и четверг. Следовательно, названия дней недели усваиваются ребенком в связи с его жизненным опытом, характером деятельности, эмоциональными переживаниями, возникшими в связи с ее содержанием в разные дни недели.

Другие дни недели часто путают, заменяют название одного дня недели другим, или вместо дня недели называют месяц, время года и даже какой-либо праздник, или говорят «сегодня», «завтра» Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. С. 35..

Владея некоторыми конкретными представлениями, дети затрудняются в соотнесении их с нужным понятием. Знания их о разных временных отрезках неточны и никак не систематизированы. Даже в старших группах, как правило, дети не могут назвать все дни недели.

Дети лучше знают предыдущий, прошедший день, чем настоящий, не говоря уже о будущем.

Порядок следования отдельных дней недели усваивается детьми сравнительно легче тогда, когда они знают названия всех дней недели в их последовательности.

Неравномерность в усвоении детьми названий месяцев, как и дней недели, объясняется, очевидно, разным содержанием деятельности, эмоциональных переживаний, в связи с чем одни месяцы запоминаются больше других. Так, сентябрь связан с переходом в новую возрастную группу, с началом учебного года в школах, о котором дети много слышат, март -- с «маминым праздником» и т. п. Январь, связанный с посещением новогодних елок, чаще и называется детьми как «новый год».

Как видим, у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов.

Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям.

С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения.Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности для дошкольников по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой). Овладение знаниями о календарных временных эталонах предполагает:

1) освоение ребенком умений измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения времени;

2) овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;

3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов.

Определяя категории сложности знаний, А. П. Усова указывала, что знания второй категории трудности могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. - М.: Мозаика-Синтез. С. 26..

В «Программе воспитания в детском саду» в разделе «Развитие элементарных математических представлений» для старшей группы рекомендуется «научить детей последовательно называть дни недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра». В подготовительной к школе группе рекомендуется «закреплять знание последовательности дней недели и времен года. Знакомить с названием текущего месяца».

Мы считаем, что знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе.

Календарное время - это определенные промежутки времени, продолжительность которых зафиксирована общественным опытом в общепринятых мерах времени: сутках, неделях, месяцах, годах. Каждая мера времени имеет свою количественную характеристику и служит единицей измерения для следующего промежутка времени.

У детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев не дает представлений о длительности, емкости времени, его текучести, необратимости, смене и периодичности. Нет сомнения в том, что необходимо систематически знакомить детей дошкольного возраста с календарем. Это облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели.
С помощью календаря определяется время наступления праздников, что вызывает повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся также предметом изучения. В старшем дошкольном возрасте развивается интерес к разным параметрам времени: в 6-7 лет ребенка интересует длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени. Знакомство с календарем необходимо и в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.

Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой). Овладение знаниями о календарных эталонах предполагает: 1) освоение ребенком умений измерять время с помощью общепринятых приборов; 2) овладение знаниями временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности; 3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов. Определяя категории сложности знаний, А. П. Усова указывала, что знания второй категории трудности могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях, у- Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей Ьруппе, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной к школе группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе. Для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть осознана детьми, ее надо представить в виде модели календаря, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить работу, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.



Для съемных листков календаря изготавливается коробка с 18 отделениями по размеру листков (три ряда по шесть ячеек). В ячейки нижнего отделения складывают последовательно листки - дни недели, по семь листков в каждую ячейку. Семь листков - семь дней в каждой ячейке должны создать у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца подсчитывают количество его недель и дней. Листки, собранные за месяц, стопкой помещают в первую ячейку слева верхнего ряда. Так, постепенно будут заполняться шесть ячеек верхнего ряда коробки, а затем и шесть ячеек второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки показывают порядок следования месяцев, а в нижнем ряду - дней и недель. По окончании года подсчитывают количество месяцев в году, определяя порядок их следования. Такое пособие служит моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами снимают листки календаря и складывают из суток неделю, из недель - месяц, затем определяют место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывается год. По содержимому коробки и по разложенным в ней листкам календаря можно определить, сколько дней прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам - сколько еще осталось до его окончания. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.
Необходимо провести четыре организованных занятия для детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщить необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний должно происходить в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря.
Первое занятие по ознакомлению с календарем желательно провести в начале января. Выяснить, какого числа наступил новый год. Какое сегодня число и день недели? Как все это можно узнать? Показать календари разного вида и пояснить их назначение. Выяснить, что дети смогут узнать по календарю. Рассмотреть те листки календаря, которые обозначают уже прошедшие с начала года дни, снять их. Определить, какого цвета полоски были на прошедших днях недели, сказать дату сегодняшнего дня и пояснить, почему этот листок еще нельзя снимать. Повесить календарь на стенку и каждый день снимать листок календаря и узнавать, какое наступило число, какой день недели.



Через неделю после первого провести второе занятие, на котором уточнить с детьми представления о днях недели, приучать их связывать названия дней в неделе с порядковым местом. На этом занятии дети должны как бы увидеть всю неделю, представленную в виде последовательно разложенных на доске семи листков календаря. Связь между названием дня и его местом в неделе поможет запомнить последовательность дней недели и их названия, например: «Как называется второй день недели? Почему второй день недели называется вторник?»
На третьем занятии, которое проводится в первых числах февраля, надо уточнить представления детей о неделе и месяце. На этом занятии дошкольники действуют с листками календаря, называют дни недели, соотносят с ними те или иные занятия, называют предшествующий и последующий день названному.
Пользуясь разложенными в коробке по неделям листками календаря и считая стопки, дети определяют, сколько недель было в первом месяце года - январе (четыре недели и три дня). Все листки января складывают в стопку и помещают в первую слева ячейку верхнего ряда коробки. Так дети уясняют, что январь - первый месяц в году. Далее сообщается, что наступил второй месяц - февраль, что и в этом месяце дети будут каждый день снимать листки с календаря и складывать их в коробку.

Умение определять дату по календарю и называть дни недели формируется у детей постепенно. Этому способствует и проведение разных дидактических игр с карточками (основанными на соответствии цветов дням недели) с целью закрепления знаний о порядке следования дней недели. Варианты игровых заданий могут быть различные. Можно предложить, например, поставить карточки с днями недели парами с рядом стоящим днем (игра «Найди пару»). Или выложить карточки по порядку дней в неделе, начиная с любого из дней («Чья неделька соберется быстрее»).

Внимание детей ежедневно фиксируют на текущей дате. В конце каждого месяца проводят небольшую беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивают с предыдущим месяцем. Определяют количество прошедших месяцев с начала года и уточняют название и порядковый номер нового месяца.

В подготовительной к школе группе, где дети продолжают работать с календарем, в первые дни нового года проводится последнее, четвертое, обобщающее занятие по календарю. На этом занятии уточняется представление детей о календарном годе (сколько в году месяцев, как они называются). Наглядным материалом служит коробка с разложенными в ней по месяцам листками календаря за прошедший год. Задаются те же вопросы: сколько месяцев в году? Какой первый месяц года? Каким месяцем заканчивается год? И т. п.
Систематическая работа с детьми по усвоению календаря в течение полутора лет способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).

Вопросы темы: 1. Что такое календарь с математической точки зрения? 2. Зачем дошкольника знакомить с календарём (значение ознакомления дошкольника с системой календаря)? 3. Какой возраст детей «походящий» для введения календаря как системы счисления продолжительных промежутков времени? 4. Что такое модель календаря и как её рекомендуют использовать? 5. Методические рекомендации по ознакомлению с календарём? 6. Дидактические игры и упражнения или задания для закреплению понятий, связанных с ориентировкой в календаре? !!! Домашнее задание: изготовить модель календаря и подготовить 3 вопроса по материалу урока для перекрёстного опроса.

Что такое календарь с математической точки зрения? Для учёта больших промежутков времени, таких как дни, месяцы и годы, люди используют календари.

Что такое календарь с математической точки зрения? Календарь – это система счисления продолжительных промежутков времени

3. Какой возраст детей «походящий» для введения календаря как системы счисления продолжительных промежутков времени? В старшей группе дети готовы к знакомству с календарем, т. к. базой являются четкие знания о сутках и их продолжительности. На основе этого детей знакомят – с понятиями "вчера, сегодня, завтра" – с неделей (количество дней, их название, последовательность, цикл) – с месяцем (состоит из недель, определенное количество дней, цикл, соотнесение с временами года – по 3) – с годом (количество месяцев, цикл).

Зачем дошкольника знакомить с календарём (значение ознакомления дошкольника с системой календаря)? В ДОУ необходима систематическая работа по ознакомлению детей с календарем. Это связано с тем, что При ее отсутствии у детей складываются отрывочные, неточные представления о календарном времени; Заучивание названий часто носит формальный характер и не связано с формированием понятий о длительности, текучести, необратимости времени; Систематическое ознакомление с календарем облегчит детям ориентировку в окружающей действительности, в распорядке жизни, будет способствовать формированию психологической готовности к занятиям.

Основной дидактический материал – МОДЕЛЬ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА (отрывной календарь). О его использовании говорила Ф. Н. Блехер. Модель представляет собой ящик, куда вкладываются листки календаря

МОДЕЛЬ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА (отрывной календарь)Ф. Н. Блехер. 1 -7 8 -14 15 -21 22 -28 29 -31 Листки отрывного календаря помечаются полоской определенного цвета, т. е. каждый день недели имеет свой цвет.

Значение модели: - дает наглядное представление о текучести времени, о смене дней, о необратимости времени; - ожидание дает ребенку возможность почувствовать течение времени.

Работу с календарем начинают с Нового года в старшей группе. Проводится вступительная беседа (Рихтерман, стр. 20, нов).

Приемы работы: беседы (1 - вступительная, 2 – знакомство с неделей, 3 – знакомство с месяцем, 4 - итоговая по обобщению понятия "год", каждый месяц проводится еще по одной беседе. Чтобы показать. Что прошел месяц и сложить листки календаря в соответствующую ячейку). соотнесение дней недели с конкретным видом деятельности (занятия и др.) связывание названий дней недели с порядковым номером или содержанием моделирование недели, месяца, года дид. игры и игровые упражнения: "Неделя, стройся!", "Разложи по порядку" (от любого дня), "Назови день недели", "Узнай по описанию", "Найди соседей", "Какой день пропущен", "Что было, что будет" (стр. 21) характеризовать любой день: месяц, число, день недели, н-р, 15 января, среда) напоминание: какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра соотнесение месяцев с временами года, с №п/п месяца использование иллюстративного, литературного материала