Куст сирени куприн мое впечатление кратко. Мое мнение о рассказе Куст сирени (Куприн А


Сюжет рассказа «Куст сирени» о том, как Николай Евграфович Алмазов представляя профессору план местности, на котором он нечаянно поставил кляксу, сказав, что в той местности растут деревья. Между профессором и Алмазовым разыгрались бурные споры, что в той местности никаких деревьев нет, и завтра они поедут это проверять. После прихода домой, Алмазов рассказывает всю ситуацию жене Вере. Она решает помочь мужу, и поехать вместе с ним на ту местность и высадить кусты сирени, таким образом обмануть профессора.

Я считаю, что сюжет вовсе не в обмане профессора или в кустах сирени.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Сюжет рассказа о любви жены к мужу. Жена всегда поддерживала мужа, отказывала себе во многом, пытаясь создать условия для учебы мужа. Свои драгоценности Вера продала, что бы купить кусты. Она очень переживает всегда за мужа. Вера искренне радуется успехам и безгранично счастлива, видеть мужа счастливым. Именно Вера доказывает Алмазову что всё не так плохо, и проблему можно решить, она дает его уверенности в себе. В конце рассказа сирень считается любимыми цветами Веры.

Обновлено: 2017-06-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Произведение А.И.Куприна «Куст сирени» (Краткое содержание) не может оставить равнодушным читателя. В рассказе поражает простота языка, проблемы, затронутые писателем остаются актуальными и в наши дни.

Молодая семья Алмазовых живет скромно. Глава семьи Николай Евграфович учиться в Академии Генштаба. Поступил он в нее не с первого раза. Его жена Вера старается быть ему помощницей в учебе. Она любит своего мужа и ради него готова отказаться от своих благ. Девушка из всех сил пытается создать благоприятные условия для занятий. Остается последний экзамен супруга. Николай чертил карту местности весь вечер и уставший, не преднамеренно поставил чернильную кляксу. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию на месте пятна появился куст. Профессор остался недоволен работой студента, сказав, что реально куста на указанном месте нет.

Увидев расстроенного супруга, Вера сдала в ломбард все свои украшения, на вырученные от продажи деньги, она договорилась с садовником посадить куст сирени. Николай доказал профессору, что на указанном месте растет сирень и сдал экзамен.

Сирень выступает в рассказе символом молодой семьи, любящей и верной. Куст сирени словно еще больше соединяет своими ветками молодых людей и дает понять, что приятно не только получать подарки, но и самому отдавать близкому человеку, то что возможно отдать если это ему необходимо. Девушка не думала о своей выгоде, она твердо знала, что супругу необходима помощь, и оставить его в трудную минуту она не могла.

Произведение легко читается, интересно построение сюжетной линии, слог повествования воспринимается без особых усилий. Рассказ трогателен, нежен и немного забавен.

Автор своим творением помогает переоценить семейные ценности. Люди, вступающие в брак, должны понимать, что совместная жизнь- это огромные труд. Пара должна научиться понимать друг друга, жить совместными интересами, тогда и в семье будет лад. Как раз этим принципам и учит нас произведение А.И. Куприна «Куст сирени».

Вариант 2

Это очень и очень приятный рассказ, увлекательный. Становится интересно, как же они выйдут из этой неприятной ситуации. Сумеет ли Верочка убедить Николая не опускать рук, несмотря на недостаток денег, недоверие садовника, темноту… И самое главное – сумеют ли они убедить профессора. Не очень хорошо, что они его обманули так, что он даже засомневался в себе (на пенсию пора), но они хотя бы посадили эти кусты – украсили ландшафт. Им ведь не пришлось, самое главное – выкапывать эту сирень, отдавать её садовнику (не подошла к ландшафту сада), выкупать из ломбарда свои вещи… Конечно, тогда бы всё вернулось на свои места, но это был бы больше обман. Профессор мог бы и проверить кустики через неделю!

А так мне именно его больше всех и жалко. Он ещё и иностранец – немец. Понятно, почему он такой педантичный. Николай говорит, что профессор знает местность вокруг, как свою квартиру. И сначала ведь студент ругал его строгость и, вообще… А когда афера их хорошо завершилась, то стал хвалить профессора. А тот так был удивлен этими кустами, что даже листик пожевал. И сказал, что это березка, наверное. А Николай даже не подсказал ему (почему-то), что это сирень. Бедный немец! Учишь этих студентов, а они тебя пытаются одурачить…

Но, вообще, рассказ о любви, конечно. Как Верочка убедила мужа не сдаваться – уж сказал слово, так держать его. И читается история очень легко. Сразу понимаешь, какое состояние психологическое у героев. То есть, когда Николай бросился в кресло и зло хрустнул пальцами, то и его жена, и читатели понимают, что пошло что-то не так. Логично, что после всего сирень стала любимым цветком Верочки. И надеюсь, что Николай после её такой помощи самоотверженной будет ей сирень дарить каждую неделю. Хотя бы весной, а в другие сезоны – тоже цветы.

Не слишком много диалогов или описаний. Всё динамично, с юмором. Героям сопереживаешь! Понимаешь даже садовника или работника ломбарда. И в таком маленьком рассказе (читается очень быстро – минут пятнадцать), а сколько событий. Рассказ учит не сдаваться, добиваться своей цели. Мне эта история очень понравилась, очень рекомендую каждому. Думаю - через год перечитать рассказ.

Отзыв 3

Куприн любил поднимать в своих произведениях глубинные и продуманные тематики, которые заставляли читателей задуматься о смысле жизни. Также, он предлагал весьма неоднозначные тематики, над которыми предлагал подумать. В данном замечательном произведении говорится о таком сложном и комплексном понятии, как счастье, что оно из себя представляет, и как может быть интерпретировано в зависимости от различных ситуаций. Для каждого человека счастье представлено нечто своим и особенным – для кого-то это может быть выражено в наличии семьи и уютной атмосферы в доме, кто-то счастлив от новых покупок недвижимости или автомобиля, а кому-то достаточно наблюдать за красотами городских улиц, и природой. Вера, будучи супругой Коли, находила свое умиротворение в том, когда ее родной человек был рядом с ней.

Героиня показана очень действенной и решительной. Ее слова направлены на то, чтобы приносить какой-либо результат. Будучи постоянно заряженной на позитивный настрой, она отрицает само понятие трудной жизни, и стремится жить так, чтобы всегда дарить людям радость и положительные эмоции. Самое главное для нее – это сделать так, чтобы жизнь мужа была счастливой и необремененной сложностями и трудностями. Она жертвует своими собственными интересами ради интересов мужа, и считает, что для создания счастливой и понимающей семьи, не нужно обладать богатствами или какими-либо дарами, кроме любви и понимания. Когда она продает все свои драгоценности, и ночью, ради любимого человека, сажает кустик сирени, то читатель понимает, что для нее – это акт самоотдачи, который она принимает за норму. Произведение получилось очень ярким, интересным и захватывающим.

Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» привлекает к себе внимание проникновенной чувственностью. В те времена, когда он писался, события крутились в мире мужчин. Женщине отводилась роль помощницы, хранительницы домашнего очага.

В основе рассказа взаимоотношения молодой семейной пары. Фамилия главных героев Алмазовы навевает образ чего-то торжественно-прекрасного, крепкого, требующего огранки, уважительного и бережного отношения.

Верочка, так ласково называет ее автор, - главная героиня. Она находит свое счастье в заботе о муже, в жертвенной любви к нему. Она как лучик солнца светит на своего мужа, чтобы «алмаз» заиграл яркими красками. Молодая красивая женщина отличается мудростью, свойственной женщинам, много лет прожившим в браке. Только любящая, понимающая жена может встречать мужа с ясной улыбкой. Она приучила себя делать это, чтобы рассеивать все невзгоды в семье. По одному взгляду Верочка улавливает настроение мужа. Отказывая себе, она жертвует всем ему. Верочка желала, чтобы ее супруг развивался и рос. Она жила им, его делами. Отдавала всю себя его трудам, помогала в работе. Была его верной и надежной спутницей. Верочка не давала своему мужу падать духом, постоянно поддерживала в нем бодрость. С пониманием относилась к его чувствам, не набрасывалась сразу с расспросами. Осторожно и деликатно она спрашивала его, что случилось. Видя, что муж зол, своим присутствием и молчанием она пыталась смягчить обстановку.

Алмазов с полным доверием высказывал ей свою долго сдерживаемую обиду. Верочка не упрекает его, а сопереживает ему, утешает, мягко обвивая его шею рукой.

Для Веры важнее всего репутация мужа, его счастье. Она немедленно спасает ситуацию, идя на рискованный обман. Вера полна решимости действовать. Не раздумывая, она жертвует своими драгоценностями, чтобы защитить честь мужа. Ситуация разрешается благополучно. Муж горд за себя, его лицо «сияет торжеством одержанной победы». Верочка чувствует удовлетворение за проделанную работу. Делая счастливым близкого человека, она сама становилась счастливой.

Два героя дополняют и объединяют друг друга. Алмазов – сильный человек, но ему не хватает энергии. Верочка, наоборот, похожа на ребенка, но полна энергии. Верочка знает, что нужна своему мужу. Николай дорожит ею. Эта семейная история еще больше сближает супругов. Цветок сирени становится символом их искренней любви друг к другу.

Часто в современном мире люди забывают о чувствах других, думая лишь о себе. Для семьи ценнее всего соучастие, сопереживание. Настоящая любовь как самоотдача делает человека счастливее.

2 вариант

В своем произведении «Куст сирени» А. Куприн рассказывает читателям историю жизни молодой семьи по фамилии Алмазовы. Жила семья бедно, но любовь помогала им преодолеть все невзгоды. Глава семьи – Николай Евграфович проходил обучение в Академии при генеральном штабе. В один из вечеров готовясь к экзамену, он рисовал карту местности и, будучи уставшим, испачкал работу кляксой. Пытаясь сделать ее незаметной, он маскирует ее нарисованным кустом. Экзаменатор был крайне удивлен увиденным. Между ним и Николаем завязался спор, в котором Николай, не отступая, настаивал на своей правоте. Он не желал признавать свою ошибку. Чтобы разрешить спор они договорились встретиться на том самом месте, нарисованном на карте, и проверить есть ли там куст.

По возвращении домой Николай рассказал об этом жене. Верочке он поведал, как все было на самом деле. Чтобы спасти репутацию супруга она продает свои украшения, которых у нее и так почти не было. На вырученные деньги она купила сиреневый куст. Верочка уговорила садовника посадить на месте, отмеченном на карте куст сирени.

Встретившись в условленном месте, профессор и Николай обнаружили посаженый куст, который доказывал правоту Алмазова. Извинившись, профессор признал, что был не прав. Но Николай не почувствовал себя победителем, ему стало стыдно.

Поступок Верочки – пример настоящей любви, способной преодолеть любые тяготы, ничего для этого не пожалев. Она во всем поддерживает Николая, тем самым помогая ему обрести уверенность в себе. Они доверяли друг другу, ничего не скрывая и не боясь признаться в совершенных ошибках. Именно поэтому Николай рассказал Верочке, которая всегда чувствовала настроение мужа, всю правду о споре с профессором.

Верочка, будучи женщиной находчивой не упрекая и не осуждая мужа, выручила его. На первом месте для нее не украшения, а репутация супруга, их семья и его успех. Она стала символом любящей женщины, которая верит в своего избранника и в то, что вдвоем они все преодолеют. Их отношения держатся не только на любви, но и на доверии, дружбе, поддержке, верности, преданности и взаимовыручке. В их случае проблемы лишь укрепляют их семью, побуждая их еще больше любить и ценить друг друга.

Куст сирени - сочинение 3

Возле дома моего дедушки растёт сирень, много кустов. Весной она цветёт, позже, чем черёмуха. Но зато у сирени нет такого пьянящего запаха, от которого потом болит голова. Она бывает разного цвета – светло-фиолетового, лилового, белого.

У сирени листья тёмно-зелёного цвета, по форме похожие на сердечко. Из этих листьев маленькие дети делали кукольные сумочки. Когда я была маленькой, листочки служили нам деньгами. Мы играли в продавца и покупателя. Покупатели рассчитывались листочками сирени. Это была устойчивая валюта, её курс не падал долго, до тех пор, пока листочки не становились вялыми.

С сиренью у меня связана и не очень приятная история. Когда я была маленькой, я почему-то облизывала эти листики сирени. У меня поднялась температура, дедушка вызвал «Скорую помощь». Доктор сказал, что у меня стоматит – воспаление слизистой во рту. И назначил мне лечение – смазывать дёсна и язык метиленовой синькой. Я долго ходила с синими губами. Это стало мне уроком.

У сирени соцветие метёлка, стоит вверх или свисает вниз махровыми вениками. Соцветие состоит из мелких цветочков, состоящих из четырёх лепесточков. Мы всегда искали цветочки с пятью лепесточками, у нас они считались счастливыми. Те, кто находил их, тут же съедали на счастье. Но такие цветочки попадались редко.

От сирени исходил такой приятный запах, как от дорогих духов. Пчёлы и осы летали над цветущими кустами и собирали пыльцу. Дедушка срывал для бабушки несколько веточек цветущей сирени. Она их ставила в самую красивую вазу. И комната наполнялась приятным ароматом. Через несколько дней веточка увядала и её выбрасывали.

Когда я приезжала к дедушке и бабушке погостить на лето, мы с друзьями играли в этих кустах в прятки. Из-за густой зелёной листвы можно было спрятаться. Девочки на ветки наматывали толстые нитки и устраивали кукольные домики. Раскладывали на ветках разноцветные лоскутки тканей, которых у каждой мамы было предостаточно.

Брали у неё старую сумку, складывали туда тряпочки, ножницы, нитки, иголку, маленькую куколку или пупсика. И шли в сиреневые кусты. Каждая из девочек обустраивала свой уголок, делала для куколки мягкую постельку. Сама садилась на толстую нижнюю ветку и начинала шить для неё красивые наряды.

Потом брали свою куколку-модницу и шли в гости к соседке – девочке и её куколке. Дедушка периодически выходил из сарая и присматривал за нами, чтобы нас мальчишки не обидели. А им было так интересно, что это мы там делаем. Им без девочек было скучно играть, вот они и напрашивались к нам в гости. Но девчачьи игры им быстро надоедали, и они убегали играть в свои «казаки-разбойники» или «войнушку».

`

Популярные сочинения

  • Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

    В пьесе «Гроза» написано Островским, рассказывается об одном центральном и негативном персонаже как Кабаниха. Кабаниха так прозвали ее просто народ, а полное имя ее было Марфа Игнатьевна Кабанова

  • Сочинение Мое положение в обществе (7 класс)

    На планете живет более 7 миллиардов людей. Каждый из них занимает какое-либо положение в обществе. И чем оно выше, тем уважительнее отношение к человеку. Правильно ли это? Можно ли назвать данный

  • Здравствуй, дорогой ветеран! Я очень рад, что пишу Вам, герою, спасшему нашу страну от великой беды.

Класс: 8

Цель: Проанализировать рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»

Обучающие:

  • Учить выделять проблемы путем характеристики поступков героев, составления характеристики персонажей.
  • Учить связному ответу на вопросы

Развивающие: Продолжить развитие навыков анализа художественного текста, развивать монологическую речь учащихся, умение отбирать и обобщать отобранный материал.

Воспитывающие: Воспитывать чуткое отношение к любви, способность переживать, понимать другого человека.

Оборудование: презентация к уроку Приложение 1 .

Ход урока

1 СЛАЙД. Слово учителя: Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот простой вопрос, но большинство так и не смогли это сделать. В творчестве каждого писателя есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Иногда это счастье, иногда горе и страдания.

Ученики читают строки о любви (домашнее задание)

Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. (Л.Н. Толстой )

Я вас любил; любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
А.С. Пушкин

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
М.Ю. Лермонтов

О, как убийственно мы любим,
Как в бурной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Ф.И. Тютчев.

2 СЛАЙД. Слово учителя . Александр Иванович Куприн, со страницами биографии которого мы познакомились на прошлом уроке, чудесный мастер художественного слова, гуманист и правдоискатель. Куприна можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру множество рассказов о самом прекрасном в мире чувстве – любви.

Перелистывая страницы его произведений, мы окунаемся в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Любовь для писателя – основа всего существующего. Один из героев Куприна говорит, что «это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти»: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. И никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»

3 СЛАЙД. Сообщение темы и цели урока.

Дома вы познакомились с рассказом А.И.Куприна « Куст сирени». Это один из ранних рассказов Куприна, но уже в нём видны лучшие качества прозы писателя– психологизм, увлекательный сюжет, многозначительность детали.

Сегодня, опираясь на текст рассказа, мы попробуем определить, какие проблемы поднимает автор, какими он видит своих героев, каково авторское отношение к персонажам.

4 СЛАЙД. Вопросы на читательское восприятие.

– Какое впечатление произвел на вас рассказ А. Куприна «Куст сирени»?

– Почему именно сирень выбирает автор? (Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Девушки использовали сирень для гаданий: считалось, что если найдешь пятилепестковый цветок сирени, значит, будешь счастливой. С особым вниманием молодые девушки всматривались в пахучие кисти сирени, отыскивая цветки, которые вместо обычных четырех лепестков имели пять, а иногда и более. Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой они встречаются гораздо реже. Найдя такой цветок, счастливицы засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье. Этот обычай существовал и у нас! Но бывает так, что цветы сирени вместо четырех лепестков имеют всего три. Тогда, наоборот, цветы эти считали несчастьем, и всячески их избегали.)

Заповедное царство сирени
Майской ночи глаза отвести
И сквозь утро нежнее свирели,
Ни о чём не печалясь, войти
В заповедное царство сирени.
С. Мекшен

– Прежде чем перейти к анализу рассказа, давайте выясним лексическое значение слова «психологизм» (обращаемся к толковому словарю).

Анализ рассказа

– Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым?

Прийти к определению затронутой проблемы в рассказе нам помогут персонажи, их поступки, характеры.

(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

– Какая художественная деталь помогает раскрыть внутреннее состояние героя?

(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)

– Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается?

(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)

– Как Вера пытается разрядить обстановку?

(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. Она начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)

– Даёт ли Куприн описание внешности героев? Почему?

(Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания. Важно показать психологизм внутреннего мира героя)

– Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

– И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?(Нет)

– Как это передаётся?

(Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)

– Итак, какими вам видятся Алмазов и Верочка в сложившейся ситуации?

– Что привлекает вас в героине? (Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

– А как вы относитесь к Алмазову? Почему?

– Как в дальнейшем меняется тональность рассказа? (Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

– Какой необычный выход находит Верочка?

– Как к этому отнёсся Алмазов? Чтение по ролям

– Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе? (Пословица имеет прямое отношение к Верочке.)

– Что движет её поступками? (Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.)

7 СЛАЙД. таблица

– Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику? Охарактеризуйте их. (Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

– Алмазовы сначала едут в ломбард. Как автор относится к оценщику? (Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)

– Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется.

Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

– Останавливается ли Верочка на достигнутом? (Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)

– Какие строки текста подходят к иллюстрации?

– Чем же заканчивается эта история?

– Как Вера узнаёт, что их затея удалась? (Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

– Как Верочка отнеслась к успехам мужа? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

– На страницах рассказа мы знакомимся с профессором, который принимал экзамен.

– Из чьих уст мы слышим его характеристику?

– Какую характеристику ему даёт Алмазов в начале и в конце рассказа? Сравните.

1. («Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», – со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)

2. (Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)

– Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. Автор любуется ими.)

(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами, несмотря ни на какие жизненные неурядицы)

А.А. Фет «Алмаз»

НЕ украшать чело царицы,
Не резать твёрдое стекло,
Те разноцветные зарницы
Ты рассыпаешь так светло.
Нет! В переменах жизни тленной
Среди явлений пёстрых – ты
Всё лучезарный, неизменный
Хранитель вечной чистоты.

– Куприн и делает упор на этом «хранителе вечной чистоты», стараясь показать чистоту отношений между людьми. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека. Куприну жаль расставаться с любимыми героями.

– Почему рассказ называется «Куст сирени»?

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение).

Не случайно и заканчивает Куприн рассказ словами главной героини:«Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.

Итог урока

– Какие же проблемы затрагиваются в рассказе? (Проблемы счастья, упорства и любви.)

– Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

Куприн утверждает, что человек пришел в мир для счастья, но за счастье нужно бороться.

Звучит романс Рахманинова «Сирень»

Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.

Его герои – это люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство.

Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию.

Я думаю, что несмотря на то, что рассказ « Куст сирени» короткий, его содержание никого не оставило равнодушным.

Домашнее задание.

Подготовить творческий пересказ данной истории от лица героев (на выбор).

План:
1. Вступление
2. Основная часть
а) тема любви в произведении
б) вопрос о человеческом счастье
в) проблема поведения людей в тяжелых жизненных ситуациях
3. Заключение

Рассказ Александра Куприна «Куст сирени» был написан в 1984 году, и относится к раннему творчеству автора. Но в нем раскрывается мастерство писателя, его умение тонко передавать психологическое состояние героев.

Небольшое по объему произведение несет в себе глубокое содержание, поднимает немало важных и актуальных проблем. Центральная тема рассказа - любовь. На примере истории Веры и Николая Алмазовых автор показывает, каким должно быть настоящее чувство.

Николай Алмазов попадает в неприятную ситуацию: успешное окончание учебы в Академии генерального штаба находится под угрозой. Мужчина случайно посадил пятно на экзаменационной работе и решил замаскировать его под кусты. На экзамене он обманул профессора, сказав, что растительность на обозначенном участке земли действительно есть. Но как оказалось, старый немец был хорошо знаком с местностью, показанной на плане. Преподаватель предлагает поручику следующим утром поехать и проверить, кто из них прав.

В расстроенных чувствах Николай возвращается домой. Его встречает любящая и заботливая жена - Верочка. Узнав о проблеме мужа, женщина придумывает план: раз уж в том месте нет кустов, надо посадить. Вера с легкостью превращает свою идею в жизнь, избавляя мужа от неприятностей.

История показывает читателю, как ведут себя по-настоящему любящие люди в тяжелых жизненных ситуациях. Они поддерживают друг друга, оказывают посильную помощь. Подбадривают возлюбленного, дарят ему веру в лучший исход. Для таких людей нет ничего невозможного. С любой напастью они могут справиться сообща.

В чем кроется счастье? Ответ на этот вопрос - вторая по значимости тема произведения. У каждого найдется свой ответ. Для одних это работа, новые знания и открытия. Для других - жизнь в свое удовольствие. Для третьих - возможность развиваться и путешествовать.

А для Верочки Алмазовой счастье - быть со своим мужем. Самоотверженно любить его. Делать все ради благополучия своей семьи. Вера «поддерживает мужа и не дает ему падать духом ». Для слабого духом Николая она незаменима. Женщина помогает ему не сдаваться в тяжелых ситуациях. Поддерживает, дает советы. Она для него надежда и опора. И Верочка счастлива оттого, что может быть полезной для своего мужа. Ей радостно видеть, как он справляется с неприятностями, как достигает поставленных целей.

Вера отдает всю себя Николаю, а в ответ получает любовь и безграничную благодарность. А что еще нужно женщине для счастья?

Рассказ А. Куприна не только дает ответы на вечные философские вопросы, но и учит читателя никогда не сдаваться, верить в лучшее.
Оказавшись в проблемной ситуации, человек часто бездействует, ведь он полагает, что выхода нет. Так и Николай Алмазов, попав в неприятности, лишь жалеет себя, но не пытается что-либо изменить.
Поведение Верочки в сложном, казалось бы, безвыходном положении разительно отличает ее от мужа. Она не паникует, не опускает руки. Женщина верит в то, что существует решение проблемы, и она его находит.

«Безвыходных ситуаций не бывает, – говорит нам рассказчик, – надо лишь не сидеть на месте».

Казалось бы, «Куст сирени» - легкий для понимания рассказ. Автор не поднимает серьезные темы, не говорит о вопросах нравственности. Однако произведение заставляет читателя задуматься о том, что такое любовь и счастье. Дарит веру в лучшее и мотивирует изменить себя к лучшему.

Характеристика героев рассказа

Главные герои произведения А. Куприна «Куст сирени» - молодая семейная пара: Верочка и Николай Алмазовы.

Николай Евграфович Алмазов – небогатый поручик. На момент повествования он посещает занятия в Академии генерального штаба. Попасть в учебное заведение мужчине было нелегко. Лишь с третьего раза удалось сдать вступительные экзамены. Да и сама учеба дается молодому человеку с трудом: экзамены он сдает, прилагая титанические усилия.

Оказавшись в безвыходной, на первый взгляд ситуации, Николай злится, нервничает и жалеет себя. Ему кажется, что все старания были зря и уже ничего не исправить. Офицер страшится позора, который может ждать его по возвращении в воинскую часть. Отчаявшийся мужчина почти опускает руки.

Совсем иначе ведет себя жена Николая. Верочка - красивая, умная женщина. Она самоотверженно любит своего мужа, заботится и беспокоится о нем. Смысл ее жизни - счастье и благополучие Николая Евграфовича. Ради возлюбленного она готово пойти на многое.
Верочка отказывает себе во всем, чтобы муж мог спокойно учиться. Женщина поддерживает его, вдохновляет, помогает по мере возможностей. Она легко может найти выход из любой ситуации.
Пока Николай злится и бездействует, Верочка придумывает план и тут же начинает превращать его в жизнь. Это характеризует ее как решительную, целеустремленную особу.

Главные герои совершенно разные по характеру, но они гармонично дополняют друг друга. Для Верочки муж и его благополучие - смысл жизни. А для Николая жена - луч света и надежды. Та, кто всегда поддержит и поможет.

Мини-сочинение: Счастлива ли Вера Алмазова?

Верочка Алмазова - главная героиня рассказа А. Куприна «Куст сирени». Она красивая, жизнерадостная, добрая и отзывчивая девушка. Муж Веры, Николай, - небогатый прапорщик, который проходит обучение в Академии генерального штаба.

Верочка живет ради семьи. Она делает все возможное, ради того, чтобы ее муж мог спокойно достигать своих целей. Его счастье и благополучие - смысл жизни женщины. Вера помогает ему всеми возможными способами: служит «его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой ». Поддерживает его, дает советы, при необходимости подбадривает. Неприятности мужа девушка воспринимает, как свои. Но она не сдается, не опускает руки, старается найти выход. И это вдохновляет Николая, возвращает веру в то, что еще не все потеряно.

Верочка ставит интересы мужа выше своих. Она готова пожертвовать всем лишь бы ему жилось хорошо. Наблюдая за этим, невольно задумываешься: «А счастлива ли Вера?».

В начале рассказа мы видим, как раздраженно реагирует Николай на расспросы жены, о том, что приключилось. Он злится, нервничает. И даже не пытается держать себя в руках, чтобы не обидеть жену своими словами. Читателю начинает казаться, что нежное и трепетное отношение Веры к мужу не находит ответа, что чувства девушки не взаимны и она несчастна. Но ее действия говорят об обратном. Верочку не смущает поведение мужа. Она деликатно продолжает задавать вопросы, утешает его.

Истинное отношение прапорщика к жене мы видим в конце произведения. Беда обходит Алмазовых стороной. Радостная пара идет по улице, держась за руки. Мира вокруг для них не существует.

В этот момент становится совершенно ясно, что Вера Алмазова все-таки счастлива. Ведь она не только самоотверженно любит своего мужа, но и получает в ответ такое же отношение. Она живет ради Николая, направляет его и поддерживает. И он бесконечно благодарен за это.

  • Тема поисков счастья – одна из ключевых тем в произведениях русской классической литературы, однако немногим автором удается раскрыть ее так глубоко и при этом немногословно, как это делает Куприн в рассказе «Куст сирени». Рассказ совсем не большой по объему, и в нем всего одна сюжетная линия – отношения Николая Алмазова и его жены, Верочки. Оба героя этого произведения ищут счастья, каждый по-своему, и каждый достаточно успешно. Алмазов – молодой амбициозный офицер, жаждущий славы и блестящей карьеры. При […]
  • Николай Вера Портрет героев В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания. Характеристика Беспомощность, пассивность («Алмазов сидел, не снимая пальто, он отвернулся в сторону...»); раздраженность («Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно»); неудовольствие («Николай Евгеньевич весь сморщился, точно от […]
  • Николай Алмазов Верочка Алмазова Черты характера Недовольный, раздражительный, слабый трусливый, упорный, целеустремленный. Неудачи сделали его неуверенным и нервозным. Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная. Характеристики Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый. Точная, находчивая, деятельная, быстрая, активная, решительная, поглощена любовью к мужу. Вера в исход дела Неуверен в успехе, не может найти […]
  • Куприн изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса «быть или не быть?», оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. «Любовь всегда трагедия, - писал Куприн, - всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Куприн был глубоко убежден в том, что даже безответное чувство способно преобразить жизнь человека. Об этом он мудро и трогательно поведал в «Гранатовом браслете», грустном […]
  • Образ природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место. Таковы живописный Полесский цикл, лирические миниатюры «Вальдшнепы», «Ночь в лесу», размышления о природных явлениях - «Пустые дачи» (начало осени), «Золотой петух» (восход солнца). Сюда же примыкает цикл лирических очерков о балаклавских рыбаках «Листригоны». Впервые купринская концепция человека и природы была […]
  • Олеся Иван Тимофеевич Социальное положение Простая девушка. Городской интеллигент. «Барин», как называют его Мануйлиха и Олеся, «паныч» называет Ярмила. Образ жизни, занятия Живет с бабкой в лесу и довольна своей жизнью. Охоту не признает. Очень любит животных и заботится о них. Городской житель, волей судьбы оказавшийся в глухой деревне. Пробует писать рассказы. В деревне надеялся найти множество легенд, преданий, но очень быстро заскучал. Единственным развлечением стала […]
  • Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал. Куприну принадлежат замечательные […]
  • Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов и детей». Проблема эта многоплановая. 1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети - это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и […]
  • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
  • «Матренин двор» как история последней праведницы в стране посттоталитарного режима План: 1) Александр Солженицын: «Жить не по лжи!». 2) Реалистическое изображение жизни советских людей в посттоталитарном обществе а) Россия в послевоенное время. б) Жизнь и смерть в стране после тоталитарного режима. в) Судьба русской женщины в советском государстве. 3) Матрена – последняя из праведников. Александр Исаевич Солженицын был одним из немногих русских писателей, которые писали очень реалистические […]
  • План 1. История написания произведения 2. Сюжет произведения а) Несчастья и невзгоды б) Рухнувшие надежды в) Светлая полоса 3. Малыш Ванюшка а) Надежды на будущее б) Скупая мужская слеза "Судьба человека" - проницательный и безумно трогательный рассказ, авторства Михаила Шолохова. Сюжет данного произведения был описан по собственным воспоминаниям. Автор в 1946 будучи на охоте встретил мужчину, что рассказал ему эту историю. Шолохов решил написать об этом рассказ. Автор рассказывает нам не только […]
  • На балу После бала Чувства героя Он "очень сильно" влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина - пьян - любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, "парит". Восторг и благодарность (за перо от веера), "весел и доволен", счастлив, "блажен", добр, "неземное существо". С […]
  • Как я мою полы Для того, чтобы вымыть полы чисто, а не налить воды и размазать грязь, я делаю так: Беру в кладовке ведро, которым для этого пользуется мама, а также швабру. Наливаю в таз горячей воды, добавляю в неё столовую ложку соли (для истребления микробов). Полощу швабру в тазу и хорошенько отжимаю. Мою полы в каждой комнате, начиная от дальней стены по направлению к двери. Заглядываю во все уголки, под кровати и столы, там скапливается больше всего крошек, пыли и прочей нечисти. Домыв каждое […]
  • В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]
  • Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора.Роман разделил читателей на два противоположных лагеря. Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности. Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы: 1. Социально-политическая проблема […]
  • В. Маяковского принято считать поэтом политическим. Он ставил перед со­бой одну цель поэзии: содействовать поэтическим словом революционному пере­устройству жизни. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», - писал поэт. Но он никогда не чуждался лирической темы любви. Для произведений дореволюционного периода Маяковского характерно тра­гическое звучание этой темы. В поэме «Человек» - страдания человека, пережив­шего неразделённую любовь. «И толькоболь мояострей -стою,огнём обвит,на несгорающем костренемыслимой […]
  • План 1. Введение 2. «Контрреволюция одна...» (нелегкая судьба повести Булгакова) 3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария) 4. В чем опасность шариковщины? В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных […]
  • Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть "Дубровский" была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом. И вот Пушкин пишет о некоем "Дубровском", молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими "бурями", человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла - его читал и […]
  • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Об авторе 2. Особенности рассказа "О любви" а) Как раскрывается тема любви в этом произведении? 3. Отношения между персонажами а) О чем говорят поступки героев? 4. Правильное ли решение принял Алехин? 5. Итог А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата - практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного […]
  • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]