Анна литвинова сюжет вес школьных рюкзаков. Сколько весит рюкзак первоклассника? За здоровье детей отвечают педагоги

Во времена СССР это был всем известный портфель. Он есть и сейчас. Но альтернативой к нему стали делать еще ранцы и школьные рюкзаки. Впрочем, ранцы были известны и в царское время – посмотрите картины художников. Но потом их забыли. Причина? Скорее всего, в том, что на ранцы шла натуральная кожа. А она стоила дорого. И ее было мало в стране. Намного проще оказалось шить портфели из дешевого кожзаменителя.


Но потом (во второй половине двадцатого века) медики забили тревогу, обратив внимание на то, что ношение тяжелых портфелей портит осанку детей. В ходе довольно долгой дискуссии медики сошлись на компромиссе: портфель «отдать» старшеклассникам, а ученикам младших классов шить рюкзачки. Исходили из того, что небольшой вес за плечами детям даже полезен, поскольку заставляет не нагибаться вперед.


Школьных рюкзаков сейчас шьют очень много – на любой, как говорится, вкус. Но появилась проблема, о которой спорившие медики даже не догадывались. Современные учебники теперь толще прежних. Стало быть, тяжелее. По программе их теперь больше. Кроме того, обязательной для посещения школы стала вторая обувь. Для нее в рюкзаке есть специальный отдел. Существенно подорожавшие обеды в школьной столовой вынуждают родителей отказываться от внесения денег на них и снаряжать ребенку в полиэтиленовом мешочке обед из домашних продуктов.


В итоге получается, что вес рюкзака – около четырех килограммов! И это при том, что медики рекомендуют родителям обеспечить ребенку за плечами более низкий вес: девочкам – до двух килограммов, мальчикам – на полкилограмма больше. Интересно, а учитывается ли вес самого рюкзака?


Хотя школьные рюкзаки шьют по двум категориям (для девочек и для мальчиков), различаются они только цветовым оформлением, но не по весу! И если «лишние» 200-300 граммов веса для мальчика допустимы к рекомендуемым двум с половиной килограммам, то для девочки это заметная нагрузка на спину. Очевидно, рюкзаки для девочек должны быть более компактными, из более легких материалов. Но стандарт, увы, одинаковый.


Очень актуальным стал вопрос: как уменьшить вес рюкзака для первоклашки до рекомендуемого медиками? Тут несколько путей. Прежде всего, при покупке ориентируйтесь на вес и размеры рюкзака. Нет смысла приобретать рюкзак, сшитый из тяжелых материалов. Конечно, он вполне приемлем для более старших по возрасту ребят, но брать «на вырост» первокласснику – значит, не думать о его здоровье. Относительно тяжелой в рюкзаке должна быть только ортопедическая спинка из плотного материала. Например, из картона или тонкой пластмассы. Все остальное – легким по весу.


Покупать рюкзак надо обязательно с его примеркой на ребенке в самом магазине. Если у рюкзака не регулируются лямки, он заставляет ребенка придерживать их руками от сползания, такой рюкзак явно не годится. Примерку проводите с носимым весом (тут можно вместо учебников использовать любые другие книги и предметы).


Особое внимание обратите на вторую обувь, которую ребенку потребуется брать с собой в школу. Она должна свободно входить в ранец, быть легкой и удобной.


Как еще уменьшить вес рюкзака? Конечно, желательно вносить деньги на питание в школьной столовой. Там оно горячее и свежее. Но если такой возможности нет, в рюкзак нужно класть только легкие продукты.


И еще один немаловажный совет. С первых же дней учебы попросите ребенка договориться с напарником (напарницей), кто и какие учебники поочередно приносит на занятия из дома. Нюанс здесь в том, что зачастую на уроке нет никакой необходимости иметь на столе два одинаковых учебника – вполне достаточен один, открытый на нужной странице.

В ответе по данному вопросу нам поможет СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение 1), а также в Единых санитарно-эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, где отмечено, что вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов.

Но это сам ранец, а сколько он может весить вместе с содержимым. Для ответа на данный вопрос, часто обращались к документам по Охране труда подростков, где в приложение №2 в таблице нормы переноски тяжестей указано, что для подростков 14-15-лет возможно носить до 2 кг, для 16-17-лет - до 3 кг.

В тоже время, ортопедические нормы ограничивают вес школьного рюкзака от 10 до 15 % от веса школьника . Т.е. если школьник весит 30 кг, то вес ранца с учебниками и сменной обувью не может превышать 4,5 килограмм. В 2010 были утверждены новые требования к весу учебников и письменных принадлежностей (п.10.32). Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать : для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5-6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4 кг.

В действительности дети носят тяжестей вдвое больше. Возьмем обычный шестой класс, где комплект учебников состоит из 12 книг. Получается, что в среднем портфель пятиклассника весит шесть-семь килограмм, что составляет более 20% от веса среднестатистического школьника.

Из всего того, чем набит портфель школьника, хуже всего обстоят дела с увесистыми учебниками. Средний вес учебника 600 грамм, но такие учебники как «Литература» не дотягивают до килограмм всего 200 грамм. Теперь понятно, почему уже за первые три года школьной жизни осанка нарушается у половины детей.

Согласно Санитарным правилам и нормативам СанПиН 2.4.7.1166-02 2.4.7. Гигиена детей и подростков "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования" в ес учебника не должен быть более :

  • 300 г для 1 - 4 классов;
  • 400 г для 5 - 6 классов;
  • 500 г для 7 - 9 классов;
  • 600 г для 10 - 11 классов.

Но допускается увеличение веса учебника до 10%.

Как облегчить жизнь вашему ребенку. Ведь содержимое школьного ранца влияет не только на осанку и позвоночник, но и на зрение. По статистике за 5 лет учебы зрение падает у трети всех школьников.

Родители не раз поднимали вопрос о том, сколько должен весить школьный портфель, и пытались заставить администрацию школ следовать нормам, но образовательные стандарты тоже никто не отменял, и они в этом споре становятся в приоритет. Многие школы, конечно, идут навстречу: составляют расписание, чтобы «тяжелые» предметы разнести по дням недели, находят место в школе для хранения вещей школьника, и т.п. Но много зависит и от самих родителей.

Во-первых, стоит провести инвентаризацию содержимого рюкзака своего ребенка, чтобы в нем не было лишних вещей или учебников, которые не требуются на уроках.

Во-вторых, можно или скорее нужно применять ортопедические ранцы. Как вариант, можно обратить внимание на школьные ортопедические рюкзаки Рандосеру http://randose.ru/shkolnye-ortopedicheskie-ryukzaki . Кроме ортопедических рюкзаков можно приобрести портфель на колесиках, но как показывает практика его сложно эксплуатировать в зимний период.

Какие перспективы у решения данной проблемы?

На помощь придут цифровые копии учебников. Мы уже писали, что в .

Результатом стала высокая оценка у 95% педагогов, которые заявили о необходимости использования таких изданий и полностью поддержали проект. Только 5% учителей не нашли преимуществ и не оценили идею перехода с бумажных на электронные издания.

Масса экспериментального электронного учебника не превышает 200-500 грамм. Но самое главное, что это одно устройство с материалами по всем предметам. Разумеется, подавляющее большинство отдаст предпочтение именно такому новшеству, которое предлагает сплошные плюсы. А стоимость одной электронной книги пока находится в диапазоне 1,5-2 тысячи рублей, но для многих родителей здоровье ребенка будет главнее.

Родители школьников порой имеют смутное представление о требованиях, которым должен соответствовать портфель. Но основные моменты все угадывают. «Яркий, легкий, со светоотражающими элементами. Именно такой я и искала для моей дочери, которая пойдет в этом году в первый класс, — рассказала риелтор, жительница столичного района Марьино . — Но вообще выбирала больше не я, а дочь, что ей понравилось, то и взяли. Я, конечно, в первую очередь на цену смотрела — он стоил около 3 тыс. руб., а вот сколько портфель весит, я не посмотрела. Вроде легкий. Пенал и другие нужные предметы тоже дочка выбирала».

Между тем к выбору школьного ранца надо подходить со всей серьезностью, если родители хотят, чтобы у ребенка была правильная осанка. Для этого разработаны специальные нормы, которые прописаны в законах РФ «О защите потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Кроме того, учебники проверяются на соответствие санитарным правилам. А портфели обязательно должны соответствовать техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначающейся для детей и подростков». Тут контролируются не только показатели санитарно-химической и токсикологической безопасности материалов, но и размеры, вес и конструкция сумки. Родителям под силу самостоятельно проверить последние параметры.

В первую очередь нужно проверить, есть ли на портфеле маркировка, содержащая информацию о возрасте покупателя.

«Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 г и для обучающихся средних и старших классов — не более 1 кг», — сообщили в России.

Поэтому если в магазине предлагают ранцы для первоклашек и при этом не могут точно назвать вес рюкзака, стоит поискать товар в другом месте.

Затем надо исследовать спинку ранца. «Портфели для младшеклассников должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса», — пояснили в Роспотребнадзоре. Впрочем, в последнее время трудно найти школьные ранцы с мягкой и тонкой спинкой.

Для уточнения других параметров портфеля потребуется сантиметр. Высота его должна быть 30-36 см, высота передней стенки — 22-26 см, ширина — от 6 до 10 см, а длина плечевого ремня — не менее 60-70 см при ширине в 3,5-4 см в верхней части, причем таким он должен быть на протяжении 40 см.

В Роспотребнадзоре рассказали о хитрости, как вычислить оптимальный вес заполненного школьного ранца.

«В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка», — пояснили в ведомстве.

Согласно нормам, вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей должен быть для учеников 1-х и 2-х классов не больше 1,5 кг, для 3-4-х классов — не более 2 кг, для 5-6-х классов — не более 2,5 кг, для 7-8-х классов — не более 3,5 кг, а для 9-11-х классов — не более 4 кг.

Официально одобренные комиссией школьные учебники уже соответствуют стандартам. Поэтому можно рассчитать в уме, не взвешивая, сколько именно килограммов придется носить на спине школьнику. Учебники для 1-4-х классов весят 300 г, для 5-6-х классов книга будет весить 400 г. Учебник для 7-9-х классов потяжелеет до полкило, а для 10-х и 11-х классов — 600 г.

Конечно, нельзя забывать о светоотражающих деталях на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане. В темное время суток ребенок будет виден для проезжающих мимо машин. Кроме того, яркие и контрастные цвета тоже являются предпочтительными, уточняет Роспотребнадзор.

Если у родителей возникли дополнительные вопросы, связанные с содержимым школьного портфеля, то на них с 24 августа по 6 сентября готовы ответить специалисты Роспотребнадзора совместно с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров. В каждом регионе России в управлении ведомства есть своя «горячая линия».

В Минобразования уже несколько лет говорят о необходимости снижать вес школьного портфеля. Для этого планируется переход на новые электронные учебники, которые появятся в школах уже в этом году.

Как ранее подчеркнул министр образования , о полной замене обычных бумажных учебников на электронные пока речи не идет, но их внедрение позволит разгрузить ранец. Между тем с 1 января этого года все школьные учебники, включенные в федеральный перечень учебников, переведены в электронную версию. Содержание учебника в электронной форме должно соответствовать печатной версии и дополнять ее мультимедийными и интерактивными элементами

«Новация 2015-2016 годов — это электронные учебники. С 1 сентября у каждой версии бумажного учебника в школах могут появиться электронные версии учебников. Какой выбрать учебник — электронный или бумажный, или оба одновременно, решаете прежде всего вы — образовательные учреждения, учителя, ученики и родители», — цитирует первого замминистра образования и науки РФ Наталью Третьяк. выступала 21 августа в Новосибирске на съезде работников образования Новосибирской области.

Электронные учебники появились в некоторых школах Москвы еще пять лет назад. А в этом году планируется в 28 школах создать электронные библиотеки в рамках программы «Школа новых технологий», сообщают управы столичных районов со ссылкой на руководителя направления информатизации образования департамента информационных технологий Москвы Марию Коссе.

Речь идет о платформе электронных образовательных материалов, где размещены учебные пособия, хрестоматии и художественная литература.

В прошлом году ее тестировали 6 школ, в этом году присоединятся еще 28 школ. «Также в декабре мы планируем открыть доступ к платформе электронных образовательных материалов всем желающим: учащимся, учителям, родителям», — заявила Коссе на IT-семинаре в департаменте образования Москвы.

По ее словам, в столице отмечается рост успеваемости школьников, и рывок сделали те, кто пользовался электронными учебниками и книгами. Показатель их успеваемости вырос на 10%, говорит Коссе. «К электронным учебным материалам в школах добавляются и другие технические новинки, например интерактивные доски, которые могут интегрироваться с электронными дневниками, проектом «Электронная карта в образовании» и библиотекой», — пояснили в управе.

Мой ребенок в этом году пошел в первый класс. Сегодня я решила помочь донести ребенку, недавнему дошкольнику, его рюкзак. Первые мысли, которые у меня возникли в тот момент: как же дитя таскает такие тяжести и как это может отразиться на спине ребенка?

Сначала я начала искать информацию, сколько же должен весить школьный рюкзак с учебниками согласно нормативам. Оказалось, что такие нормы все же существуют и Государственная санитарно-эпидемической служба (сэс) советует их придерживаться. Итак:

1. Ранец школьника должен быть правильным. То есть у него обязательно должна быть жесткая ортопедическая спинка, которая не позволяет ребенку сутулиться, две широкие регулируемые лямки, не дающие чаду носить рюкзак на одном плече, а школьного рюкзака ширина не должна превышать ширину плеч ученика.

2. Вес школьного ранца тоже имеет свои ограничения: пустой ранец не должен превышать весить больше 700 г.

3. В младшей школе вес ранца со всем содержимым должен составлять не более 10% от веса ребенка, а в старшей - не более 15%. То есть, если вес первоклассника составляет 25 кг, то вес его ранца не должен превышать 2,5 кг.

Последнее утверждение я решила проверить на опыте. У моего первоклассника пока еще 3 урока в день: чтение, математика и письмо. Носит он в своем ранце 2 учебника (Букварь и Математика), 2 тетрадки на 12 листов (в клеточку и косую линию) и 2 тетради-прописи (все в папке для тетрадей), пенал и карандаши.

И вот что у меня получилось:


Ранец без всего, что необходимо первоклашке весит чуть больше 700 г. В принципе - это в пределах нормы. А вот заполненный всего лишь выше перечисленными вещами рюкзак первоклассника весит уже 2 кг 340 г. Это, согласно весу моего сына, пределы нормы. Это без бутылочки с водой и бутерброда (тогда уже все нормы нарушаются). Но также сложно представить, сколько будет весить этот же рюкзак, если уроков у моего первоклассника добавиться и нужно будет взять что-то для труда или рисования.


В чем же опасность перегрузки школьного ранца?

Ортопеды уверяют, что родителям стоит обращать внимание не только на вес, но и на правильное расположение ранца на спине чада: он не должен висеть ниже лопаток, так как это приводит к излишней нагрузке на нижнюю часть позвоночника и вызывает его искривление. В таком случае от перенагрузки при слишком тяжелом школьном рюкзаке может возникнуть не только сколиоз, но и кифоз. Также слишком высокий вес ранца может привести к деформации плечевых суставов. А если у школьника имеется плоскостопие (что сейчас не такая уж и редкость), могут возникнуть и другие проблемы. При чрезмерной нагрузке на спину увеличивается давление на стопы школьника, что приводит болям в тазобедренных суставах, смещению межпозвоночных дисков, боли в спине, а затем и к головным болям.

Наш совет!

Перед тем, как отправить своего школьника в школу, проверьте его портфель. Очень часто в ранце есть вещи, которые совсем не нужны ученику в школе, но при этом добавляют рюкзаку веса. Также стоит все содержимое портфеля рассовывать по его разным кармашкам, чтобы груз был распределен равномерно и школьник не сгибался в сторону.


Вот и лето прошло, словно и не бывало… .

А вместе с ним приход осени и, конечно, 1 сентября – начало Нового учебного года. И пусть не в каждой семье есть школьники и студенты, всё равно это повод вспомнить свои школьные и студенческие годы - ведь в душе мы все ученики.

Вряд ли найдётся такой ребёнок, горевший желанием пойти после в школу, разве что первоклассник, который пока ещё не знает, что ждёт его целых 11 лет… 🙂 .

И всё-таки 1 сентября всегда праздник, некий старт на год вперёд, на взятие новых рубежей. Это встреча с друзьями, которых не видел всё лето, с учителями, это новые планы, новые предметы, новые знания…. Я всегда любила первый день своего нового учебного года, потом 1 сентября своей дочери… А вы!?... Помните свои ощущения от этого праздника?

1 сентября 2017 года в школах России увеличится число обучающихся, и это естественно, ведь сегодня в первый класс идут те, кто родился в 2009-2010 годах, когда поднялась в России и продолжил работать "Материнский капитал". Общее количество школьников составит более 14 миллионов .

Пост министра просвещения второй год занимает Ольга Васильева, сменившая в прошлом году Ливанова. особых потрясений в прошлом учебном году не произошло, надеемся не будет и в этом.

Новые стандарты школьной жизни

Продолжится, введённая в 2016 году, система сдачи экзаменов для школьников с 4-го по 8-ой класс. Они представляют собой итоговые тестовые экзамены, некий аналог ЕГЭ.

Что касается ЕГЭ, то изменений не планируется. Постепенно утихает нервозность этого процесса и как бы его не хотели передовые умы страны, всё же в ближайшие годы такой тип экзаменов останется в школе. Судьба третьего обязательного для сдачи предмета, пока обсуждается. Больше всего шанцев в списке претендентов у истории, а так же общество настаивает на:

  • литературе;
  • физике;
  • иностранном языке;
  • обществознании;

В 2017-2018 планируется ввести новые предметы, вернее вернуть астрономию, некогда отменнёную, что не может не радовать. И появится новые предметы: робототехника и психология. Первый сольётся с информатикой, второй возможно присоединится к ББЖ.

Школа начинает поэтапный переход на односменную работу, пока там, где это возможно. Постепенно во всех школах занятия будут проводиться в одну смену.

Завершится кампания по внедрению школьной формы там, где она ещё не введена. Единого стандарта школьной формы нет, всё на усмотрение школ, самих учащихся и их родителей. Представлено несколько десятков вариантов школьной экипировки отечественных и иностранных производителей. Многие из них прошли экспертизу соответствия требованиям к школьной форме. Так что есть из чего выбирать. Вот такая красота мне очень нравится, думаю, и дети с радостью её будут носить:

С этого года продолжится ввод в программу второго иностранного языка.

А вот электронные учебники, которые начали своё хождение в некоторых школах в позапрошлого года, в этом учебном 2017-18 должны быть везде. По содержанию они полностью дублируют своих книжных братьев, но пока те и другие полноправны.

Ожидается запуск нового проекта «Электронная школа» для детей с ограниченными возможностями, для особо одарённых учеников и проживающих в отдалённой местности, включая заграницу. Таким образом предполагается, что можно учиться самостоятельно по интернету, сдавать экзамены и даже получить аттестат зрелости.Но чётко прописанного механизма пока нет, всего лишь декларативные заявления.

Особое внимание будет отводиться урокам физкультуры, вводится сдача норм ГТО.

По-прежнему остаются бесплатными обучение по основным предметам, обеспечение безопасности детей в школе (охрана), в некоторых регионах учебники и даже где-то завтраки, в зависимости от состояния бюджета региона и будут бесплатны.

Много шума наделали инциденты связанные с вымогательством в школах. Думается это возможно там, где отсутствуют родительские комитеты либо в их составе присутствуют люди, лишённые активной гражданской позиции. Я думаю, не будет большого греха помочь школе в рамках разумного, но бесконечные поборы терпеть нельзя и нужно ставить администрацию школ на место достойно и грамотно!

Повсюду 1 сентября 2017 в школах пройдут торжественные линейки, уроки мира, и как правило, будет один организационный урок, который проведёт классный руководитель.

Как успешно начать школьный год

А теперь о том, что сделать взрослым, чтобы День знаний стал, действительно, праздником хотя бы для младших школьников, а сам школьный процесс не превратился в бесконечный кошмар для родителей и детей.

  • Не надо говорить ребёнку слов типа: «начинаются школьные мучения… каторга для меня…». Стимулируйте его заранее на труд, придайте важность школьному процессу обучения, найдите светлые радостные моменты, мотивировавшие самого отъявленного «нехочуху» пойти в школу.
  • Создайте атмосферу праздника в первый учебный день не только в школе, но и дома. Пусть вернувшийся из школы ученик ощутит себя героем дня.
  • Приготовьте ребёнку сюрприз, сходите туда, куда он давно хотел, устройте вылазку на природу или пикник, сделайте ему маленький подарок, да просто накройте праздничный стол с тортом, фруктами, сладостями, пригласите близких и друзей, пусть ребёнок поделится своими впечатлениями и осознает всю ответственность момента.
  • Даже если ваш ребёнок не блистает в знаниях и не носит в дневнике хороших оценок, не стоит его бесконечно ругать, занижать его самооценку, противопоставлять ему более успешных детей, помогите ему сами в освоение школьной программы, выявите причины его "неважной» учёбы. Не можете сами или нет достаточно времени, попросите об этом своих родственников, друзей, наймите репетитора. Не запускайте процесс «не усвоения» школьного материала, потом будет труднее наверстать. Если сын или дочь увидят, что вы переживаете за их неудачи, помогаете им, они сами будут стремиться не доставлять вам хлопот и в то же время чувствовать себя защищенными.
  • Больше участвуйте в учебном процессе, помогая готовить уроки, выясните, какие предметы нравятся школьнику больше - какие меньше, как складываются у него отношения с учителями и другими детьми. Живите с ребёнком его проблемами, успехами и неудачами, тогда все вопросы будут решаться по мере их возникновения и не выльются в негативные неожиданности.
  • Если в основе неуспеха вашего чадо - банальная лень, будьте с ним по-строже, требовательней, делая упор на то, как важно хорошо учиться и что без этого трудно достичь успеха в жизни.
  • Но если ребёнку просто не дано быть «светилой наук» - все ваши усилия и его в том числе, не дают нужных результатов, не стоит биться за пятёрки. Ведь не школьные оценки делают «погоду» в жизни, и тому масса примеров, как двоечники становились хозяевам своих судеб, а отличникам оставался удел созерцания своего блистательного аттестата.
  • Не переживайте, если ребёнок не достигает результатов в школьных предметах, быть может он хороший спортсмен, затейник, организатор или рукодельник, просто нужно заметить эти способности и развить их. Помните, что в любом ребёнке есть таланты, и любим мы их, за то, что они наши дети, какими бы они ни были.

А теперь небольшая справочка из действующего с 2010 года СанПиНа к требованиям и условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Требования школьного СанПин

И хотя с 1 сентября 2015г начали официально вводит в школьный процесс электронные учебники, но пока, и бумажные версии живы и продолжают наполнять ранцы школьников. Так вот бумажные варианты учебников не должны превышать 300 граммов для ученика начальной школы, а сам портфель при этом не должен превышать следующих величин:

Сколько времени ребенок должен тратить на домашнее задание:

1-й класс – домашнего задания нет;

2–3-й классы – 1,5 часа в день;

4–5-й классы – 2 часа в день;

6–8-й классы – 2,5 часа в день;

9–11-й классы – 3,5 часа в день.

Требования по количеству уроков в день

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

* Продолжительность одного урока – 1 академический час (45 минут).

Данные взяты с сайта https://www.examen.ru/add/manual/15549/kolichestvo_urokov

Друзья, я от души поздравляю всех, кто причастен ко Дню знаний и желаю вам добрых учителей, отличных успехов и незабываемых школьных дней!

А в заключении откровенный видеоролик первоклашки, разочарованной в первом школьном дне:

https://youtu.be/Ym44xsUDYa8