Как объяснить ребенку что такое потребности. Потребности ребенка в разные периоды жизни

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По предмету "Здоровый человек и его окружение"

По теме "Потребности ребенка и способы их удовлетворения в зависимости от возраста"

Содержание

  • Заключение

Потребности периода новорожденности и грудного возраста

Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Все жизненно важные потребности ребенка первых месяцев жизни можно разбить на четыре комплексные составляющие. Всё, что, по большому счету, младенцу нужно от мамы, это:

1. Часто прикладываться к материнской груди и проводить у груди столько времени, сколько требуется .

2. Своевременно получать от мамы помощь в отправлении естественных нужд и в сохранении чистоты тела .

3. Большую часть времени находиться у матери на руках либо в непосредственной близости от неё, приобретая гарантию безопасности, согреваясь, получая эмоциональное тепло и поддержку .

4. Получать гарантию надежности мамы .

Удовлетворяя эти потребности, мама будет растить во всех смыслах здорового, жизнерадостного ребенка.

Комплексная потребность в прикладывании к груди и в употреблении материнского молока

Речь идет именно о такой многосоставной потребности, а не о потребности в еде и питье, как у подросшего ребенка или взрослого.

Ребенок прикладывается к груди и для того чтобы поесть-попить, и для того, чтобы успокоиться, и для того, чтобы настроиться на сон, и для общения с мамой. Младенец сосет, когда ему хочется есть, когда ему страшно, одиноко, когда ему больно или холодно. Кроме того, маленький ребенок совсем не может ждать. Ему нужно, чтобы грудь появлялась сразу, как ему стало это необходимо.

Так как прикладывание к груди выполняет сразу несколько функций и происходит часто, физиология грудничка на это настроена . Его пищеварительная система работает и развивается нормально только в том случае, если он практически постоянно потребляет молоко мамы небольшими порциями.

Только прикладывание к материнской груди (а не сосание пустышки или даже молока из бутылочки) может полностью и без негативных побочных эффектов удовлетворить потребность младенца в успокоении. Молоко мамы - еще и хорошее снотворное.

Питательные вещества, витамины и минералы в полной мере и в нужных пропорциях ребенок может получить только из грудного молока. Да и само грудное молоко для ребенка первых лет жизни - это нечто большее, чем еда для взрослого человека.

У организма младенца существуют следующие потребности :

§ в иммунной защите из-за неразвитости собственной иммунной системы ;

§ в определенных ферментах из-за неразвитости пищеварительной системы ;

§ в определенных гормонах из-за неразвитости гормональной системы ;

§ в определенных компонентах, необходимых для дозревания всех функциональных систем (иммунной, дыхательной, пищеварительной, сердечнососудистой, эндокринной );

§ в определенных компонентах, необходимых для дозревания нервной системы и мозга ;

§ в определенных веществах, помогающих развиваться зрению, способствующих росту ворсинок кишечника и формированию крепких тканей и костей .

Эти потребности могут быть удовлетворены только благодаря уникальному составу материнского молока, искусственно воссоздать который невозможно хотя бы потому, что состав конкретного молока учитывает нужды конкретного ребенка. Отсутствие грудного вскармливания и употребление ребенком заменителей молока лишь позволит организму существовать, но не сможет полностью заменить то, что вложено природой в функции грудного молока.

Комплексная потребность получить помощь в отправлении естественных нужд и в сохранении чистоты тела

Ребенок с рождения способен контролировать отправление естественных надобностей, это не требует доказательств, так как является легко наблюдаемым фактом. Природа, создавая младенца, не рассчитывала на то, что он и его мама не смогут сохранять чистоту тела из-за неспособности ребенка сдерживать свои позывы.

Однако младенец не способен справиться с процессом отправления самостоятельно. Ребенок подает матери сигналы о том, что ему нужна в этом помощь, матери нужно лишь научиться эти сигналы распознавать. Подав сигнал, ребенок может какое-то время ждать, пока мама не поможет. Помощь ребенку в отправлении естественных надобностей получила наименование "высаживание".

Отсутствие отклика мамы на просьбу малыша зачастую приводит к его беспокойству, плачу и "проблемам с животиком". Для поддержания тела маленького ребенка в полной чистоте мама также проводит гигиенические процедуры, учитывая при этом психологическую потребность малыша в безопасности.

потребность грудной возраст психологический

Потребность большую часть времени находиться у матери на руках либо в непосредственной близости от неё

Находиться на руках у мамы или рядом с ней младенцу необходимо для того, чтобы:

§ чувствовать постоянную защиту, иметь гарантию безопасности в бодрствующем состоянии и во время сна ;

§ иметь возможность приложиться к груди в случае активизации сосательного рефлекса либо появления чувства голода, а также для снятия психического или физического напряжения ;

§ сообщить о потребности в отправлении естественных нужд и быстро получить помощь ;

§ поддерживать тепло своего тела ;

§ получать мамину ласку .

Для младенца первых месяцев нахождение в непосредственной близости от мамы - биологическая норма. Многочисленные научные исследования последних десятилетий приводят к следующим выводам. Практически постоянный телесный контакт ребенка с матерью до начала периода ползания - условие полноценного развития мозга, нервной системы, иммунитета, становления нормального гормонального фона и эмоционального здоровья в будущем.

Живой организм не сможет оставаться полностью здоровым (по крайней мере, психически), если потребность в ощущении безопасности будет систематически оставаться неудовлетворенной.

Если же живое существо постоянно в течение длительного времени лишать чувства безопасности (то есть создавать у него чувство нависшей угрозы), оно просто умрет, психически или даже физически.

Младенец рождается и долгое время остается абсолютно беспомощным. Природой в нем заложено ожидание, что его безопасность будет обеспечивать мать (или человек, заботящийся о нем). Соответственно, чувство безопасности в нем рождает непосредственная близость к матери, и никак иначе.

У маленького ребенка нет сознания в полном смысле этого слова, мозг его только развивается. Младенец не может осознать, что кроватка и коляска - места безопасные. Он не способен пока понять, что мама где-то рядом и защищает его от опасности издалека. Он не может усвоить, что лежа ночью в одиночестве, он находится в собственном доме, и поэтому ему бояться нечего.

Особенно это касается новорожденного, который видит только то, что находится от него не дальше 20 сантиметров.

Ожидания младенца жестко запрограммированы: нет телесного контакта с мамой - нет защиты. Младенцы, потребность которых в телесном контакте не удовлетворяется или удовлетворяется не полностью (например, младенцы, спящие отдельно от матери), могут по-разному реагировать на это.

Одни очень долго не могут смириться с отсутствием мамы, тревожатся, много плачут, с трудом отходят ко сну. Другие с первых дней жизни проявляют удивительное спокойствие, спокойно засыпают одни, спят глубоко и подолгу и, наоборот, не могут заснуть рядом с мамой.

Третьи беспокоятся лишь поначалу, а затем смиряются и спят, не просыпаясь, всю ночь.

И повышенная плаксивость, и удивительное спокойствие - это распространенные реакции на стресс . Плач малыша из-за неудовлетворенной потребности крайне вреден .

Улыбка младенца (в отличие от улыбки подросшего ребенка) также далеко не всегда является свидетельством душевного благополучия.

Зачастую эти дети имеют одну или несколько из перечисленных психосоматических проблем :

§ так называемые " колики " или " проблемы с животиком " ;

§ неврологические проблемы ;

§ плохой набор веса ;

§ частые простудные заболевания ;

§ повышенную тревожность ;

§ полный или частичный отказ от груди ;

§ нежелание находиться на руках у матери лицом к ней .

Обратим внимание, что пребывание в телесном контакте с мамой практически круглые сутки малышу важно лишь в первые полтора-два месяца. Позже, имея уже некоторый "кредит доверия" со стороны ребенка, мама начинает все чаще и на всё большие промежутки времени откладывать его в течение дня.

К полугоду малыш обычно большую часть времени бодрствования проводит отдельно от мамы, но, конечно, в поле её зрения.

Удовлетворение потребности грудничка находиться рядом с матерью предполагает совместный сон, использование эргономичной переноски или других приспособлений. Базовое доверие малыша к миру, которое затем становится почвой для формирования таких качеств личности, как уверенность в себе, самостоятельность, смелость, честность и ответственность, формируется именно в первый год жизни. А самый важный период на этом году - период до того времени, как ребенок начнет переворачиваться (4-5 месяцев) - недаром получил название "ручной период".

Потребность в постоянной поддержке и гарантии надежности мамы

Ребенок рождается полностью зависимым от мамы и ожидает от нее уверенного поведения и спокойствия в любой ситуации. Внутренние метания мамы, сомнения и тревожность плохо влияют на состояние малыша, провоцируя его беспокойство, сбои в процессах жизнедеятельности вплоть до физических заболеваний. Поддерживающее поведение проявляется в быстром удовлетворении потребности малыша, оперативной реакции на зов и плач ребенка.

Потребности ясельного возраста

Оптимальное развитие ребенка во многом зависит от того, насколько выполняются и удовлетворяются его потребности.

Они меняются по мере взросления, но некоторые из них постоянны, их неудовлетворение может неблагоприятно сказаться на общем состоянии и ходе развития ребенка. Эти потребности можно разделить на биологические (телесные), психологические (духовные) и социальные (общественные). Возможность нормально развиваться: интеллектуально и эмоционально, а также в плане поведения, взаимодействия с обществом, самоидентификации общественных ценностей - это и есть удовлетворение его психологических и социальных потребностей.

Одной из главных является потребность в стимулировании, регулярном и своевременном. Наличие стимулов ведет к активности. Природное любопытство ребенка нужно удовлетворять с первых дней жизни. Важно, чтобы вокруг ребенка было достаточно "человеческих" стимулов, возбуждающих его интерес к нашему миру.

На втором месте стоит потребность в наполненности окружающего мира смыслами. Различные стимулы во всем их многообразии должны служить получению знания и опыта. Поэтому они должны поступать организованно и упорядоченно, нести какой-то смысл. Если стимулы поступают к ребенку регулярно и последовательно, если его мир остается целостным и постоянным, не меняются люди, окружающие его, и их поведение, а поведение самого ребенка, которого требуют от него взрослые, получает одобрение, то обучение и развитие происходят легко и естественно. Поэтому нежелательно, чтобы за ребенком в раннем возрасте ухаживали разные люди в разной обстановке, даже если это близкие люди, которых мы хорошо знаем и которым доверяем. Поэтому и распорядок дня, включающий кормление, купание, пеленание и т.д., должен быть постоянным и размеренным.

Следующая потребность - это осознание собственного "я", своей общественной значимости, которое складывается на втором-третьем году жизни. Представление ребенка о собственной личности формируется на основе того, как к нему относятся самые близкие люди, насколько они его ценят, что в его поведении принимают, а что отвергают. Сформировавшееся таким образом самосознание влияет на его дальнейшую жизнь в обществе и на его отношения с людьми.

Из названных выше потребностей вытекает и потребность в открытом будущем. Она присуща только человеку и связана с пониманием прошлого, настоящего и будущего. Возможность открытого будущего поддерживает активность, а ее отсутствие ведет к апатии и чувству отчаяния. Для маленьких детей понятие будущего ограничивается короткой временной перспективой ("В выходные мы поедем за город!"), которая затем увеличивается ("Я стану летчиком!"), своего максимума она достигает в молодости, а к старости снова сокращается.

Самой важной социальной потребностью ребенка является потребность в любви и чувстве безопасности, обеспечиваемых ему его "собственным" человеком. С ней связана (в какой-то мере предшествует ей) потребность в безоговорочном принятии ребенка, то есть в том, чтобы его любили и ценили таким, какой он есть. Неудовлетворение этой потребности, вытекающее из неоправдавшихся ожиданий, разочарований, неудовлетворенности родителей или опекунов, не только приводит ко многим проблемам в воспитании ребенка, но прежде всего нарушает его развитие, главным образом психическое и социальное.

Говорить о способах удовлетворения потребностей ребенка можно только в соотношении с особенностями конкретного ребенка и общества, в котором он растет.

Потребности дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у ребенка появляются мотивы достижения успеха, мотивы соревнования, соперничества и мотив избегания неудач. Происходит подавление внутренних побуждений в связи с привлекательностью предмета, а не только выбор одного из многих. В этом возрасте выделяют потребность во впечатлениях, потребность в активности, потребность в поддержке и признании.

К шести годам у детей начинается усвоение этических норм, которые учитываются ребенком при планировании своих поступков. Старший дошкольник уже может во многих случаях побороть свои желания. Обогащение представлений о самом себе ведет к появлению потребности в уважении, во взаимопонимании с окружающими и в сопереживании. Сюда же добавляется потребность в познании объектов внешнего мира и стремление к овладению деятельностью. В области познавательного интереса исследователи делают акцент на наличие интереса к деятельности взрослых.

Анализируя вышеизложенное, можно говорить о том, что дети пяти и шестилетнего возраста одинаково акцентированы на получение впечатлений из окружающего мира, на активное его познание. И те, и другие испытывают потребность в участии в общественной жизни и признании своих достижений референтной (значимой) группой. Отличительной особенностью шестилетних детей от пятилетних является потребность быть не просто активным членом группы, но и соучастником её, т.е. иметь возможность чувствовать и переживать вместе с группой, быть не только понятым, но и понимать состояние других. У шестилеток развивается потребность занять определенную статусно-ролевую позицию в этой группе.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, можно сделать вывод о том, что применительно к психологическим классификациям потребностей актуальными потребностями детей пяти-шестилетнего возраста являются социальные потребности, характеризуемые стремлением к присоединению и идентификации с группой.

Потребности младшего школьного возраста

В младших классах у детей развивается абстрактное мышление, способность логически рассуждать и наблюдать, анализировать и делать выводы. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Ребенок вступает в самостоятельные отношения с детьми и взрослыми в процессе социально значимой и социально оцениваемой деятельности - учения. Раньше его любили просто за то, что он есть, теперь на отношение к нему влияют его достижения. Характерной особенностью детей в возрасте 7-10 лет является любознательность, живой интерес ко всему новому и яркому. Эта черта сочетается с выраженным стремлением многому подражать, а иногда что-то копировать, поэтому личный пример родителей, имеет исключительно важное воспитывающее значение. В младшем школьном возрасте формируется потребность в признании. У детей появляется стремление завоевать уважение родителей, авторитет среди сверстников и педагогов. В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях.

Потребности старшего школьного возраста

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы "НЕ":

НЕ хотят учиться так, как могут;

В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки. Меняется общение со сверстниками. Общение выходит за пределы школы и выделяется в самостоятельную важную сферу жизни. Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность и знания (а не успеваемость), смелость, умение владеть собой. Появляется дифференцированное отношение к учителям, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. В 7-8 классах дети очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебной программе знания, ценят учителей, у которых время на уроке не тратиться зря, и не любят, когда отрицательно относятся к самостоятельным суждениям учащихся. Стремление "стать более волевым человеком" в этом возрасте не подкреплено подлинным желанием измениться. Для подростка характерна "не слабость воли, а слабость цели". Развивать волевое поведение следует, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения школьника, поддерживая и укрепляя возникшие у него намерения. Принципиально важно, чтобы эти цели были для школьника действительно важными, а не задавались бы искусственно. Очень важно обеспечить школьника средствами достижения желаемой цели. К таким средствам относятся: умение предвидеть последствия несовершенных и совершенных поступков, их значение для себя и других людей, способность представлять себе такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально. Школьнику следует целенаправленно прививать умение представлять то, как он будет себя чувствовать в дальнейшем, через определенный временной промежуток. Это для них трудно, поскольку подростки не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния.

Заключение

Взаимоотношения ребенка и взрослого, построенные на основе удовлетворения познавательной потребности, носят принципиально иной характер, чем отношения, возникающие при удовлетворении других его первичных потребностей. Если бы взаимоотношения младенца и взрослого основывались только на уровне удовлетворения потребности ребенка в пище, кислороде, движении и прочем, то эти взаимоотношения принципиально мало отличались бы от тех, какие имеют место в животном мире. Таким образом, сила потребности во внешних впечатлениях заключается в том, что, удовлетворяя ее, взрослый вводит ребенка в мир социальной действительности - общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали и т.д. А так как в предметах материальной и духовной культуры и в ее традициях находят свое воплощение исторически сложившиеся формы психической жизни людей, то ребенок, познавая культуру и овладевая ею, вместе с тем усваивает и эти формы; на этой основе у него развиваются специфически социальные формы психики.

Список используемой литературы

1. Статья А. Добровольской

2. Интернет-сайты: cosholaal.edusite.ru

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение теоретических основ и представлений о зависимом поведении или группе расстройств, объединяемых по общему признаку наличия зависимости от чего-либо. Систематический характер зависимости и принципы ее замещения удовлетворения других потребностей.

    контрольная работа , добавлен 08.03.2015

    Возрастная периодизация, характеристика периода новорожденности и грудного возраста. Психическое, физиологическое и личностное развитие ребенка в возрасте 1-3 года, 4-5 лет. Особенности развития детей 6-7 лет. Характеристики готовности ребенка к школе.

    презентация , добавлен 03.08.2016

    Краткая биография Абрахама Маслоу. Анализ иерархии потребностей А. Маслоу. Потребность в самоактуализации как вершина человеческих потребностей. Способы удовлетворения потребности. Пирамида Маслоу и выявление закономерности развития потребностей.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте. Особенности ведущей деятельности, её роль в развитии ребенка и смена в зависимости от возраста. Психологические новообразования исследуемого возраста. Кризис трех лет, его характеристика и значение.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2012

    Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Виды потребностей: потребности труда, познания, общения, отдыха. Характеристика мотивационной сферы. Значение потребности в достижении.

    реферат , добавлен 16.06.2011

    Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющее собой отражение нужды организма в чем – либо. Происхождение потребностей. Быстро и легко насыщаемые биологические потребности. Познавательные и социальные потребности.

    реферат , добавлен 20.12.2008

    Основные потребности ребенка. Критерии разумных потребностей. Сущность теории потребностей А. Маслоу. Потребности в пожилом возрасте. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации. Потребности по возрастным группам.

    презентация , добавлен 22.06.2015

    Подходы к развитию психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества. Разработка программы психологических игр для улучшения нервно-психического развития ребенка до 1 года.

    дипломная работа , добавлен 21.04.2012

    Общая характеристика потребности детей в привязанности и описание психического развития ребенка раннего возраста. Формирование потребности предрасположенности у воспитанников ясельной группы к воспитателю как основная проблема детского возраста.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2011

    Определение потребности: роль в мире человека, способы и механизмы реализации. Понятие потребности с точки зрения разных наук. Классификация потребностей, уровни их удовлетворения. Мотивация труда и потребности человека в профессиональной деятельности.

Примерно в два года, у ребенка начинают формироваться задатки мотивационной сферы, которая зачастую строиться на основе эмоционального и когнитивного развития ребенка в предыдущие годы. Также немалым фактором, который влияет на развитие мотивационной сферы у детей в возрасте от двух до шести лет является процесс социализации, который проходит в то же время.

Этот кризис связан с развитием и появлением множества новообразований, которые обуславливают переход к новому типу отношений с окружающими.

Несмотря на то, что кризис называется трехлетним кризисом, однако именно с этого возраста и до самой смерти человек в той или иной мере зависит от признания его заслуг (если таковые имеются). Также впоследствии возникает потребность в самоуважении.

Именно в этом возрасте благодаря развитии множества потребностей, связей и установок у ребенка начинают проявляться такие негативные, патологические черты характера как:

  • негативизм;
  • упрямство;
  • непослушание;
  • строптивость.

И именно все эти «временные» черты характера, указывают на начало трехлетнего кризиса, так как именно такими средствами ребенок старается привлечь к себе внимание, и старается добиться уважения в обществе.

Именно в этом возрасте, у ребенка появляется чрезмерное употребление слова «нет», при этом негативизм может быть не связан с тем, что на самом деле ребенок хочет или не хочет, а просто способом показать свою. Автономию и состоятельность.

Побороть все эти черты характера, поможет жесткость, вместе с возможностью побороть такую потребность, как стремление к автономии. Другое название и проявление трехлетнего кризиса заключается в так называемом понятии как «Я сам», что означает желание ребенка показать свою способность к тем или иным родам деятельности, создавая себе самому достаточно автономный образ, который позволяет выказывать к самому себе уважение.

Если же не удовлетворять потребность ребенка к автономии, то это может в дальнейшем проявиться в целую кучу негативных тенденций, среди которых отдельно стоят: пассивность, злоба, забитость, чувство глубокого унижения, которые в последствии могут вызвать сложно определимые психологические отклонения, которые проявляться в более взрослом возрасте.

Мотив – побуждение личности, которое ведет к активной, направленной деятельности, ведущей к исполнению той или иной потребности.

  • Мотивация – вся совокупность мотивов, потребностей, интересов целей, стремлений и прочих мотивационных установок, которые и формируют общее поведение каждого конкретного взятого индивидуума;

Потребность – переживаемое состояние напряжения (зачастую внутреннего) связанная в связи с острым недостатком возможности получения физических, психологических или социальных благ.

Именно трехлетний возраст, является тем возрастом, когда начинает проявляться большое количество разнообразных кризисов, так многие из которых возникают благодаря появлению новых потребностей, а также желанию их удовлетворить.

Одной из таких возникающих потребностей является потребность в общении, которая проявляется вместе с трехлетним кризисом негативизма, и является неотъемлемой частью развития мотивационной сферы ребенка в возрасте от двух до шести лет ребенка в возрасте от двух до шести лет.

Так благодаря всему этому, у ребенка перестраивается социальная позиция касательно всех веще и авторитетной иерархии человечества, что в первую очередь закрепляет или же уменьшает авторитет родителей (отца и матери). Также в это же время происходит процесс социализации. Ведь именно в этом время ребенок начинает общаться не только с детьми, но и с другими взрослыми.

При этом также он учиться ориентироваться в социальных связях, и устанавливать различные по характеру отношения с другими индивидуумами, при этом на характер этих отношений влияет десятки различных факторов, которые ребенок выстраивает в определенные цепочки. Здесь может иметь место, как возраст, так и поведение или же социальное положение индивида с которым ребенок устанавливает индеферентные связи.

Однако, в общем, в независимости от сложности установленных связей, все связи который ребенок может устанавливать с другими индивидуумами, можно разделить на несколько типов:

  • Ситуативно-личностная;
  • Ситуативно-деловая;
  • внеСитуативно личностная;
  • внеСитуативно-деловая.

Так, именно в соответствии с этими установленными связями, у ребенка формируются новые потребности или мотивы к тем или иным действиям по отношению к взрослым, что является не слабой такой предпосылкой как требование удовлетворения психических и социальных потребностей: любви, внимания, ласки, уважения, понимания.

Параллельно с процессом социализации — появляется достаточно устойчивая потребность общении с другими индивидуумами своей возрастной категории. Так, со временем (уже ближе к четырем годам) все эти взаимодействия превращаются во взрослые формы и носят исконно социальный характер, что в итоге позволяет создать детские сообщества с собственными социальными законами и правилами жизни.

Интересный факт: многие исследования показали, что до определенного возраста, дети с трудом узнают своих сверстников, даже если до этого они играли с ним по долгу и наедине более десяти раз.

Однако при этом интерес, который возникает к взрослому индивидууму взрастает сразу же после первого его появления, и ребенок практически врезает себе в память образ этого взрослого. Со временем же приоритеты запоминания и социального взаимодействия кардинально изменяется.

Также именно в этом возрасте проявляются такие коммуникативные связи, как стремление влиться в социальную группу, или же подчинить всех находящихся индивидуумов в данной конкретной социальной группе себе. При этом зависимость этих желаний возникает от устоявшихся связей внутри семейного круга ребенка.

Мотивация достижения

Не последнюю роль в развитии мотивационной сферы ребенка в возрасте от двух до шести лет играет развитие мотивации достижения.

Так сама мотивация начинает развиваться еще на предыдущей стадии онтогенеза (а именно в возрасте до двух лет), и именно в этом возрасте становиться наиболее явной, и ярко выраженной, что также наносит свой отпечаток на общую психическую умственную и физическую деятельность ребенка, влияет на его потребности, и на развитие тех или иных кризисов.

При этом отдельного упоминания стоит и то, что заложенные в этом возрасте истинно мотивационные формы поведения, зачастую закрепляются и определяют поведение ребенка на долгие годы вперед.

Если верить теории известного психолога Макклелланда, то мотив достижения развивается исключительно из растущих потребностей и ожиданий ребенка. Так, когда ребенок входит в новую, иную ситуацию, где нужно, что либо решить, у него появляется мотив достижения цели, что обуславливает не только мотивационная, но и когнитивная вместе с эмоциональной сферой.

Словарик статьи: лонгитюдное исследование – длительное и систематическое изучение одной группы испытуемых, который позволяет определить индивидуальную изменчивость, а также влияние тех или иных факторов в том или ином возрасте.

  • Экспектация – совокупность всех ожиданий и требований относительно исполнения индивидом своей социальной роли;
  • Атрибуция – предписывание тех или иных характеристик человеку в обществе.

Как показывают лонгитюдное исследования, в возрасте от двух до шести лет, ребенок еще не обладает никакими экспектациями относительно способностей для решения той или иной задачи.
Что это означает? Это означает, что если головоломка достаточно простая, то со временем у ребенка разовьется чувство удовлетворения, и радости от решения подобных головоломок, также со временем у него разовьется навык к решению таких головоломок, и он может совершенствоваться в этом деле.

Если же головоломка изначально была чрезмерно сложна для ребенка, то у него не разовьется экспатаций относительно решения данной конкретной головоломки, а скорее возникнет желание избежать неудачи. Что вызовет соответственное избегание таких задач, а также яркий негативизм.

Поэтому если родители грамотно подходят к развитию ребенка они должны следовать принципу: от простого к сложному, давая в начале остаточно просты для решения задачи, и очень постепенно и неспешно поднимать сложность задач. Таким образов, развив соответствующие экспатаций и мотивы для решения задач ребенка, можно развить у него любой навык, при этом возраст от двух до шести лет, является самым благоприятным для развития тех или иных навыков. Так именно в этом возрасте можно сделать из ребенка настоящего гения в той или иной сфере деятельности.

Со временем, также благодаря усилию родителей, а также собственному физическому и психическому развитию, ребенок способен дифференцировать задачи по сложности, и появляется возможность выводить самостоятельно достигнутый результат из глобальной атрибуции. Именно это является основной предпосылкой к импульсу развития мотивационной сферы деятельности.

Так, детям давали три задачи на выбор: легкую (с которой справилось наибольшее количество сверстников), среднюю (средний показатель справился с решением этой задачи), и сложную (практически нерешаемую задачу).

Так вот, в возрасте от четырех до 6 лет, дети выбирали зачастую легкую задачу. А дети более старшего возраста (7-11 лет) выбирали зачастую среднюю сложность. И только индивиды, у которых развивали с детства мотивационные предпосылки к решению сложных задач, выбирали сложную задачу.

Из этого всего следует то, что главным аспектом для формирования мотива достижения – является наличие у него к способности и оценке собственных физических, психических, и умственных возможностей.

Ведь ребенок зачастую предпочитает решать задачу, с типом которых он уже сталкивался. При этом в виду более активной деятельности, ребенок все точнее и точнее способен оценить все факторы возможности своего успеха, благодаря все большему и большему опыту.

ПОТРЕБНОСТИ СПОСОБЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
ДЫХАНИЕ Организация гипоаллергенного быта, поддержание оптимальной температуры, влажности, концентрации кислорода в воздухе помещения, прогулки, дыхательные упражнения
ПИТАНИЕ И ПИТЬЕ Организация рационального вскармливания в зависимости от возраста и АФО ребенка, вида вскармливания
СОН Организация режима дня, создание оптимальных условий для засыпания и сна
ДВИЖЕНИЕ Проведение комплексов массажа и гимнастики, развивающих игр для формирования двигательных навыков
ОБЩЕНИЕ Рациональный выбор игрушек и развивающих занятий в зависимости от возраста и развития ребенка
БЕЗОПАСНОСТЬ Проведение закаливающих процедур, организация гипоаллергенной диеты и гипоаллергенного быта, рациональный выбор мебели, предметов ухода, игрушек в зависимости от возраста и АФО ребенка, профилактика травматизма
ГИГИЕНА И СМЕНА ОДЕЖДЫ Гигиенический уход за ребенком, воспитание гигиенических навыков, рациональный выбор одежды в зависимости от возраста, развития, времени года
ВЫДЕЛЕНИЕ Воспитание гигиенических навыков, обучение умению пользоваться горшком

Рассмотрим подробнее некоторые способы удовлетворения потребностей ребенка в грудном возрасте.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГИПОАЛЛЕРГЕННОГО БЫТА

Комната ребенка грудного возраста должна быть просторной и светлой, следует убрать ковры и ковровые покрытии из ворсовых материалов (допускается использование ковровых покрытий из специальных гипоаллергенных материалов), тяжелые шторы, аквариумы, горшечные растения. На период раннего возраста ребенка необходимо воздержаться от содержания домашних животных и, особенно, птиц. Радиаторы отопления использовать из современных облегченных материалов, без горизонтальных поверхностей, чтобы на них не скапливалась пыль. Влажность воздуха должна быть не менее 70% , для контроля этого показателя следует использовать специальные приборы. При использовании отопления помещений влажность существенно снижается, повышается риск заболеваний органов дыхания и аллергических реакций, поэтому необходимо пользоваться увлажнителями воздуха промышленного производства. Влажную уборку следует проводить ежедневно, с использованием моющих пылесосов или пылесосов с водным фильтром, следить, чтобы были просушены щели у плинтусов и углы, так как там в условиях повышенной влажности может скапливаться большое количество аллергенов. Температура воздуха в комнате ребенка должна быть 20 – 22 градуса, для контроля используется комнатный термометр. Поддерживать температуру можно, используя системы климат-контроля (не кондиционеры!). Проветривание комнаты проводить осторожно, лучше в утренние и вечерние часы, когда загрязнение воздуха минимально, хорошо использовать специальные воздушные фильтры на форточки. Для обогащения воздуха кислородом можно использовать ионизаторы воздуха, которые переводят двухвалентный кислород в трехвалентный, делая воздух комнаты похожим на воздух в сосновом лесу или воздух после грозы. Мебель, постельные принадлежности должны быть изготовлены из современных гипоаллергенных материалов. В настоящее время не используются матрасы и подушки с пухо-перьевыми наполнителями, одеяла из шерсти. Стирку постельных принадлежностей, одежды ребенка проводят специальными средствами, предназначенными для детей. Детские вещи хранят отдельно от взрослых вещей.

РЕЖИМ ДНЯ

Рациональное распределение элементов воспитания по времени направлено на предупреждение срывов нервной системы ребенка. Нужно стремиться строго соблюдать режим дня.

Режим - динамический стереотип, определяющий чередование основных физиологических процессов (сон, кормление, бодрствование и др.) в зависимости от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребенка, требующий минимальных затрат энергии.

Режим дня вводят в возрасте 1 месяца, так как обычно именно в этом возрасте ребенок начинает просыпаться утром в одно и то же время, которое при составлении режима считается временем начала дня.

Примерные режимы дня для детей в возрасте от 1 месяца до 1 года

Организация режима кормлений изложена в разделах пособия, посвященных вскармливанию детей. Остановимся на организации сна, бодрствования.



ОРГАНИЗАЦИЯ СНА

Сон восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток; создает условия для дальнейшего роста и развития. Неадекватно организованное бодрствование может привести к нарушению полноценности сна, а нарушение сна становится причиной недостаточной активности ребенка во время бодрствования. И то, и другое могут быть причиной задержки нервно- психического и физического развития детей, а при длительном сохранении приводят к возникновению заболеваний. Поэтому контроль за организацией сна ребенка, за особенностями засыпания, ночного сна и пробуждения является важной частью наблюдения медицинской сестры за ребенком.

Ребенок должен спать в хорошо проветренной комнате. Свежий, прохладный воздух является лучшим "снотворным" и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.

Периоды переходов от бодрствования ко сну и наоборот должны быть краткими (не более 30 минут). Укачивать ребенка не следует. Если ребенок дома не засыпает без укачивания, следует обратиться к врачу для обследования. Если при этом не выявлено каких-либо заболеваний, то нужно обратить внимание на организацию бодрствования. Малая активность во время бодрствования, когда ребенок "не набрал суммы необходимых движений", может быть причиной долгого засыпания.

Сон должен быть достаточным по длительности, необходимой для того или иного возраста. Если ребенок не досыпает 1,5 ч. в сутки, то снижается выносливость нервных клеток, появляются неадекватные реакции (может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот), снижается работоспособность. Длительное недосыпание может привести к неврозу. Во время ночного сна дети раннего возраста могут просыпаться для кормления, почувствовав раздражение из-за мокрого белья и т. п. Однако, это не должно происходить более 3-х раз за ночь и после устранения причины ребенок должен быстро засыпать.

ОРГАНИЗАЦИЯ БОДРСТВОВАНИЯ

Место бодрствования должно быть безопасным для ребенка и соответствовать его возможностям, в то же время не ограничивать активность ребенка. Для детей от 10 дней до 6 месяцев - это кровать с твердой подстилкой; 6 - 8 месяцев - манеж; 9 - 11 месяцев - огороженное место на полу; с 12 месяцев - по всей комнате.

Игрушки должны соответствовать нервно - психическому развитию и не быть сложными для ребенка (в этом случае он не будет ими интересоваться).

Ребенку первого месяца жизни игрушки подвешивают на кронштейне на высоте 80 см от глаз; с 2-х месяцев игрушки подвешивают низко, удобно для захватывания, звучащие, с 4-х месяцев игрушки можно положить в кроватку.

Новые игрушки перед использованием следует вымыть с мылом и обдать кипятком. Игрушки должны быть из пластмассы, без мелких деталей, не заостренные, чтобы ребенок не поранился.

С 8-ми месяцев ребенку требуются игрушки: предметы для открывания и вынимания (кастрюли с крышкой, бидончики и т. п.), матрешки, мячи.

С 11-ти месяцев - пирамидки, кубики, куклы, машинки.

Во время бодрствования родители должны заниматься с ребенком, играть, разговаривать, способствовать овладению психомоторными навыками, то есть заниматься воспитанием.

ВЫБОР ИГРУШЕК И РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯ

1 МЕСЯЦ – 6 МЕСЯЦЕВ

С ребенком необходимо разговаривать и уделять ему как можно больше внимания в таком «несмышленом» возрасте и даже гораздо раньше - когда он еще находится в материнской утробе. Но мы говорим о конкретном этапе жизни. В месячном возрасте самое время, чтобы обратить внимание на основные чувства малыша - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Как приступать к занятиям и когда заниматься? Такой вопрос, конечно, неуместен применительно к месячному возрасту, потому что «обучение» и жизнь слиты пока в одно. Главное правило - дать возможность ребенку увидеть и услышать все множество интересных звуков, картинок, цветов, разнообразных предметов и т. д. Вам еще не нужно ничего объяснять ему, достаточно всего лишь щебетать малышу что-нибудь ласковое, - пусть он просто чувствует вашу любовь.

Изучаем мир.

Когда малыш не спит, он просто лежит в кроватке и изучает мир. Старайтесь, чтобы он не оставался в одном положении, поворачивайте его так, чтобы ему открывался разный вид на комнату. Берите его на руки и подносите к окну; пусть посмотрит, что за окном идет снег либо дождь или светит солнышко. Как только он научится держать головку, его можно сажать в специальное детское креслице и брать с собой на кухню. Хорошо, когда ребенок всюду с вами; сидит, например, в рюкзачке-кенгуру. Он с удовольствием будет вертеть головкой в разные стороны, рассматривая улицу, дома, деревья. Это интереснейшее занятие принесет огромную пользу для развития его воображения, зрения и слуха.

Подражание звукам

Возраст от месяца до полугода - очень насыщенное и важное время для развития слуха и собственной речи ребенка. Он уже начинает что-то лепетать, произносить. Попробуйте ответить ребенку на его языке. Прислушайтесь и скажите, подражая его звукам, что-нибудь ласковое. Он почувствует, что мама понимает его. Малыш услышит повторение того, что произнес сам; его слух будет развиваться, настраиваться на иные и похожие звуки, он научится воспринимать разные голоса и отличать их друг от друга.

Не только постоянное обращение к младенцу, но и пение очень полезны для него. Убаюкивая ребенка, каждая мама что-то напевает, хотя настоящие колыбельные песни знают далеко не все, а ведь в их старинных мотивах заключается огромный смысл. Они помогают успокоиться после дневных впечатлений, создают настроение умиротворения и блаженства. Поэтому не стоит утомлять ребенка современными эстрадными песнями, лучше вспомните те мелодичные, что напевала вам бабушка, или найдите их образцы в книгах.

Петь полезно не только перед тем, как вы убаюкиваете малыша, но и днем, когда его кормите, купаете и во время других занятий. Можно также произносить разные детские стихи.

Развиваем зрение

Все, что окружает вашего малыша, служит ему стимулом к развитию, поэтому сделайте его кроватку и одежду красивой и разноцветной. Красочные погремушки в виде рыбок, зверушек или куколок над кроватью, которые можно потрогать, - очень полезные вещи. Кроме того, можно надеть ребенку яркие цветные манжеты или носки, - он с удовольствием будет их рассматривать, ведь одни и те же погремушки надоедают. Рассмотреть красивую манжетку или яркий носочек не получится, если не поднести ручку или ножку поближе, - так ребенок учится управлять своим телом. А для того чтобы он привыкал чувствовать свои руки и владеть ими, положите ему на ладонь игрушку, издающую писк. Вот она пропищит в правой ладошке, и малыш потянется этой ручкой, переложите в левую - и он будет искать, где же теперь игрушка, которая так смешно звучит. Меняйте погремушки, показывайте что-то новое, а потом убирайте.

Ощущения

Чтобы ребенок узнал новые ощущения, научился отличать один предмет от другого, кладите в его ручку погремушки, тряпочки, куколки и другие вещицы разнообразной формы и сделанные из разного материала. Он постарается удержать предмет и, когда тот упадет, попытается найти. Можно положить эту вещицу сначала в одну ручку ребенка, потом в другую. Тогда он начнет ориентироваться, где находится игрушка, и будет искать понравившуюся вещь. Такое упражнение помогает развитию хватательных навыков.

А вот еще игры, способствующие развитию малыша в этом возрасте.

Найди сюрприз

Сделайте ребенку сюрприз. Заверните игрушку в несколько слоев бумаги и предложите ее найти, предварительно продемонстрировав, как это делается. Он с удовольствием примется искать спрятанное, развивая свое внимание и наблюдательность, учась управлять руками.

Учимся бросать

Подберите звучащие и пищащие игрушки и возьмите большую коробку, куда малыш будет их бросать. Передвигайте ее, пусть он найдет коробку и дотянется ручками. Так развивается умение манипулировать предметами.

Агуканье и объятия

Уже с грудного возраста можно стимулировать развитие речи, если всячески поощрять агуканье малыша. Он будет с удовольствием ворковать на своем языке, когда услышит, как вам это нравится. Поэтому чаще говорите ему «агу» и приветливо улыбайтесь.

6 МЕСЯЦЕВ - 1 ГОД

«Дуем-дуем». Такое упражнение направлено на развитие у ребенка умения управлять собственным дыханием, что в дальнейшем потребуется при становлении речи. Для его проведения надуйте обе щеки и затем дуньте на малыша, после чего попросите его сделать то же. Если ребенок не умеет дуть, научите его этому. В этих целях можно воспользоваться перышком, пеной, использующейся при купании, и мукой, предварительно высыпанной в тарелку.

«Все схвачено». Возьмите в руку игрушку и, расположив вертикально, попросите малыша взять ее. При этом нужно следить за тем, чтобы положение игрушки не изменялось. Затем расположите игрушку горизонтально и вновь попросите ребенка взять ее. Такое упражнение направлено на развитие мышц кисти и умение захватывать предметы.

«Мешочек с сюрпризом». Положите игрушку в полиэтиленовый или бумажный пакет и сверните его, после чего предложите ребенку достать игрушку. Такое упражнение развивает моторику рук и дает малышу представление о постоянстве предметов.

«Брось сильней!». На некотором расстоянии от ребенка поставьте ведро или коробку и затем попросите его попытаться забросить туда какую-либо игрушку. Во время выполнения упражнения периодически меняйте местоположение импровизированной корзины.

«Волшебный лист». Возьмите чистый лист бумаги и попросите малыша смять его, затем расправить, разорвать на несколько частей и т. д. Такое упражнение развивает моторику рук. После этого разместите лист бумаги перед лицом ребенка - он закроет обзор комнаты, а затем отведите лист.

«А ну-ка, повернись!». Положите ребенка на бок и покажите ему яркую игрушку. Малыш пожелает достать ее. Он будет тянуться ручками к игрушке, а вы в это время медленно передвигайте ее дальше, побуждая ребенка перевернуться на живот. Только после того, как он перевернется, отдайте игрушку ребенку.

«Говорящие зверушки». Посадите малыша на кровать и разложите перед ним несколько мягких игрушек. Взяв в руки одну из них, поговорите с ребенком от ее имени. При этом лучше всего изменять голос, подражая интонации того или иного животного: если это медведь - говорите низким тоном, если лисичка - высоким и протяжным, и т.д. Во время проведения такой игры ничто постороннее не должно отвлекать внимание малыша. Упражнение направлено на развитие речевых навыков.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Среди средств физического воспитания большое место занимают массаж и гимнастика.

Массаж оказывает благоприятное действие на мышечный тонус: уравновешивает тонус сгибателей и разгибателей (это важно, так как у детей до 3-х месяцев отмечается флексорный гипертонус). Под влиянием массажа улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата; расширяются капилляры, улучшается питание тканей, перистальтика кишечника, аппетит, циркуляция крови. Массаж оказывает благоприятное действие на нервную систему: уравновешивает процессы возбуждения и торможения в ЦНС (это особенно важно в раннем возрасте, когда отмечается незрелость нервной регуляции функций органов и систем). Первые речевые реакции (гуление) возникают в ответ на тактильные раздражители - поглаживания, в то время как словесные, обращения взрослых не вызывают такой реакции.

Основные приемы массажа.

Поглаживание - легкие скользящие движения ладонями или тыльной стороной кисти по поверхности кожи.

Детям первых 3-х месяцев жизни используют преимущественно прием "поглаживание". Более старшим детям можно использовать растирание, разминание, поколачивание.

Растирание - это более сильное давление рук, чем поглаживание, проводится в тех же направлениях.

Разминание - воздействие не только на кожу, но и на мышцы, сухожилия, суставы.

Поколачивание проводят тыльной стороной одного пальца, затем двумя и большим количеством пальцев Этот прием оказывает рефлекторное влияние на глубоко лежащие мышцы.

Требования к проведению массажа:

· руки массажиста должны быть теплые, без длинных ногтей, не шершавые;

· во время массажа ребенок должен быть спокойным, в хорошем настроении; при неприятных ощущениях массаж нужно прекратить;

· кожу ребенка смазывать кремом не нужно;

· продолжительность массажа одной области (руки, ноги, живота и т.п.) секунд - 2 минуты.

Начинать массаж можно в возрасте 1 месяца. Проведение массажа обычно сочетают с гимнастическими упражнениями.

Упражнения бывают 3-х видов:

¨ рефлекторные,

¨ пассивные,

¨ активные.

Рефлекторные упражнения - это вызывание безусловных рефлексов (Бабинского, Веркома и т.п).

Пассивные упражнения - это движения конечностями ребенка, которые выполняет взрослый (сгибание рук, ног и т.п). Эти упражнения можно проводить с 3-х месяцев, когда уравновешивается тонус сгибателей и разгибателей.

Активные упражнения - это упражнения которые выполняет сам ребенок (подползает к игрушке, приседает и т.п.). Эти упражнения используют в соответствии с уровнем НПР (линии До, Др, Рп).

В детских поликлиниках маму ребенка обучают проведению комплексов массажа и гимнастики в зависимости от возраста ребенка.

1. Потребность в защищенности.

Для гармоничного развития ребенка необходимо ощущение безопасности, защищенности, которое должны обеспечить родители. При неблагоприятной атмосфере в семье (ссоры, взаимные оскорбления, пьянство, развод родителей...)
ребенок чувствует себя в опасности, его среда нарушается, что приводит к формированию страхов. При неудовлетворенности потребности в защите, ребенок становится тревожным, начинает чего-либо бояться и т.д.

2. Потребность в любви.

Любовь родителей различается по своей природе и воздействует на психику ребенка по-разному. Материнская любовь безусловна, она не зависит ни от каких внешних и внутренних причин. Любовь матери - это право на жизнь. Отцовская любовь - любовь-гордость, она обусловлена достижениями ребенка и тем самым помогает развиваться, это право на развитие.

3. Потребность в научении.

Родители должны научить ребенка всему, что необходимо для его автономности, с тем, чтобы к 16-ти годам ребенок был способен самостоятельно удовлетворять все свои физические, бытовые потребности (приготовление пищи, уход; за своими вещами, комнатой и т.д.), а также желательно дать ребенку несколько простых ремесленных умений (что-либо делай, своими руками).


4. Потребность быть своего возраста.

Удовлетворение этой потребности выражается в соответствии предъявляемых к ребенку требований его возрастным возможностям. Если требования завышены, у ребенка понижается самооценка, формируется неуверенность в себе, что является причиной неудач во взрослой жизни. Если требования занижены - самооценка завышается и при столкновении с реалиями жизни, которые ее не подтверждают, ребенок предпочитает уходить от выполнения любой деятельности. Во взрослом возрасте это проявляется в поведении "непризнанного гения", все достижения которого на словах, а на деле - избегание работы и ответственности.

5. Потребность быть самим собой.

С одной стороны, задача родительского воспитания - приучить ребенка к требованиям общества, к жизни в обществе, сформировать личность, то есть набор социальных ролей, которые необходимо выполнять. Но в то же время каждый человек рождается индивидуальностью и очень важно и воспитательном процессе не потерять этой неповторимости внутренней сущности каждого ребенка. Индивидуальность необходимо видеть, ценить и уважать. Многие педагоги и родители совершают непоправимые ошибки, сравнивая детей между собой (сравнивая несравнимое), вырабатывая потребность быть лучше всех (что невозможно и ведет к постоянной неудовлетворенности). А также, родители, которые сами не реализовались, очень часто перекладывают свои ожидания от жизни на детей, перегружая их долгом и ответственностью.

Для того, чтобы выявить травмы перинатальною уровня психики (2-ой уровень) необходимо проанализировать опыт перинатальною развития человека или, так называемые, Перинатальные матрицы (по С. Грофу). Перинатальный уровень - то, что переживалось на поздних стадиях беременности, во время процесса рождении и непосредственно после. Влияние родовой травмы на последующую жизнь в большинстве случаев недооценивается современной психиатрией.

Рождение считается самым ранним для человеческого существа и, возможно, наиболее травматическим переживанием, связанным с угрозой жизни. Мы действительно заканчиваем свое существование-, т.е. умираем как плод, и начинаем жить как дышащий ребенок. К тому же жизнь рождающегося существа может оказаться под угрозой по причине родовых осложнений. Мать, с которой мы связаны в течении этого процесса, также переживает угрозу для жизни.

Станислав Гроф, систематизируя опыт рождения, разделил его на четыре стадии (Базовые перинатальные матрицы) и связал эти стадии и любые травмы, возникающие на этих стадиях, с различными видами психопатологий.

Краткое содержание: Пять основных потребностей ребенка. Потребность ребенка в уважении. Потребность ощущать собственную значимость. Потребность приятия.

Искусством воспитания нельзя овладеть раз и навсегда. С возрастом потребности ребенка изменяются, и родителям необходимо научиться чутко реагировать на эти изменения. По моему мнению, у всех детей всех возрастов есть пять основных потребностей: потребность в уважении, потребность чувствовать собственную значимость, потребность в приятии, потребность чувствовать связь с другими людьми и потребность в безопасности.

Я назвал их основными, поскольку успешная реализация этих надобностей - краеугольный камень воспитания эмоционально здорового ребенка. Для родителей эти потребности - словно дорожная карта, с помощью которой можно и нужно корректировать свои действия, оценивать педагогические успехи, развивая сильные стороны детского характера и сглаживая недостатки ребенка.

1. Потребность в уважении

Детям необходимо чувствовать, что их уважают. Поэтому отношение к ним должно быть самым внимательным, обращение - вежливым и обходительным. Детям нужно, чтобы их ценили и видели в них полноценных людей, а не "довесок" к родителям, которым можно помыкать по собственному усмотрению. Детям необходимо, чтобы их уважали как независимых личностей, обладающих собственной волей и желаниями.

Если обращаться с ребенком без должного уважения, его самооценка будет резко снижаться, он будет вызывающе держаться с окружающими. В конечном счете он совсем отобьется от рук. Дети, чьи родители относятся к ним как к существам второго сорта, часто просто-таки уверены, что с ними что-то не так, - нередко это становится их подсознательным убеждением.

К детям необходимо относиться с тем же уважением, которого требуем и мы сами. Например, фразу "Извини, солнышко, сейчас у меня нет ни одной свободной минутки" сказать так же легко, как и фразу "Прекрати меня дергать! Не видишь - я занят?". Первая отнимет у вас не больше времени, чем вторая. Но на ребенка эти фразы подействуют совершенно по-разному. Обычная вежливость способна порой произвести сильнейшее впечатление.

Для ребенка - даже для подростка, который делает вид, что ему все безразлично, - на самом деле важно буквально всё: мнения его родителей, их отношение ко всем и вся, их поступки.

Неделикатность, грубость, невнимательное обхождение со стороны взрослых часто бывают результатом нашей неосмотрительности. Мы забываем, что у детей те же потребности, что и у взрослых, и не задумываемся, как влияет на ребят то, что и как мы говорим.

Если относиться к ребенку уважительно, у него будет прекрасное настроение и, скорее всего, ваш малыш и сам станет почтительно обходиться с другими людьми - в том числе, и со своими собственными детьми со временем.

Попробую привести примеры того, как родители могут совершенствовать свое отношение к детям.

Грубость, невежливость

Однажды я наблюдал за тем, как один мой друг беседовал со своим восьмилетним сыном. Мальчик что-то увлеченно рассказывал отцу, но вдруг зазвонил телефон, отец встал и, не сказав сыну ни слова, поднял трубку и завел долгий разговор. Когда парнишка подошел к нему и попытался продолжить свой рассказ, отец нахмурился и сделал ему замечание: "Веди себя вежливо! Ты что, не видишь - я разговариваю!", Спрашивается, кто в данной ситуации вел себя невежливо?

А что, если бы, услышав телефонный звонок, отец сказал мальчику: "Извини, Бобби, дай-ка узнаю, кто это звонит. Я сейчас вернусь". А если бы он сказал абоненту: "Прошу прощения, я скоро перезвоню. Сейчас я разговариваю с сыном"? Это была бы не просто дань уважению - подумайте только, какой значительной личностью почувствовал бы себя мальчик.

Однажды у меня на работе что-то не заладилось. Раздосадованный, я ушел домой раньше обычного. Мой сын уже вернулся со школы, он сидел за столом на кухне и ел кукурузные хлопья с молоком. Дверца холодильника была распахнута настежь. Я стал выговаривать сыну, называя его растяпой и напирая на то, что еда быстро портится в раскрытом холодильнике и что мы не можем позволять себе такие траты. И тут мой Дэвид расплакался. "Почему ты ревешь?" - заорал я. "Я же нечаянно, а ты кричишь на меня, как будто я злодей", - ответил он. "Ой-ой, ребеночек, можно подумать!.." - воскликнул я и выскочил на улицу.

Чтобы поостыть, я немного прошелся по городу. И постепенно до меня стало доходить, что моя реакция неадекватна случившемуся и что причина вспышки - вовсе не сын и не холодильник, а мое собственное плохое настроение и проблемы на работе. Я вел себя, в сущности, так, будто каждый вечер, перед тем как лечь спать, мой мальчик заново составлял список "десять способов довести папу до белого каления". Конечно, Дэвид не специально оставил холодильник открытым, но я разговаривал и вел себя так, будто мальчик совершил серьезный проступок. Я обошелся с ним, мягко говоря, неуважительно. Осознав это, я вернулся домой и попросил у сына прощения.

Ложь

Ложь - это еще одна разновидность неуважительного отношения. Неправда убивает детское доверие. Мы словно даем нашим детям понять: это нормально, что в разговоре с младшими взрослые могут соврать.

Все начинается с мелочей. Например, вы говорите ребенку: "Это для твоей же пользы", хотя прекрасно знаете, что в первую очередь - это для вашего удобства. Или же даете обещание и не выполняете его, пытаетесь как-то выкрутиться. Поступая подобным образом, мы мешаем своему ребенку понять самую суть лжи. Позже, наказывая его за вранье, мы усугубляем ситуацию еще больше.

На подсознательном уровне эмоциональное напряжение ребенка может достигать огромного накала: он ведь хочет, чтобы отец с матерью были воплощениями добродетели, и в то же время видит и чувствует их неискренность. Когда мы становимся старше и начинаем осознавать, что родители - обыкновенные люди, способные ошибаться и имеющие свои недостатки, - это часто вызывает у нас удивление и даже тревогу.

При общении с детьми - особенно с детьми! - честность - это лучшее, что можно придумать.

Унижения

Если ребенок ошибается или не слушается, и мы в ответ начинаем обзывать его грубыми словами ("тупица", "дурак", "лентяй", "жадина", "эгоист" и т. д.) или еще как-либо унижать словом, интонацией или действием, то мы ведем себя в высшей степени неуважительно. Родители должны стремиться к тому, чтобы понять причины неблаговидных поступков сына или дочери и помочь им вести себя подобающим образом.

Неуместный или чрезмерный гнев, раздражение или насмешки родителей провоцируют ребенка защищать свою позицию изо всех сил - например, отвечать тем же. Эффективность подобных родительских замечаний стремится к нулю. Например, если старшекласснику, не слишком добросовестно относящемуся к учебе, насмешливо сказать, что после школы ему придется устроиться на должность посудомойки, "так как ни на что другое без диплома колледжа ты не сгодишься", - это будет и грубо, и неэффективно. И если девочке-подростку заявить, что в таком платье и с таким макияжем она похожа на путану, то в будущем она вряд ли станет с вами в чем-либо советоваться.

Пренебрежение: "слушать вполуха"

Каждый раз, когда мы не слушаем наших детей, отвлекаемся, не уделяем им внимания и даже игнорируем, мы демонстрируем тем самым свое неуважительное к ним отношение. Например, ребенок что-то нам говорит, а мы ему не отвечаем или меняем тему разговора, никак не реагируя на сказанное. Или частенько прерываем малыша на полуслове и нагружаем его какими-то заданиями. Когда наш друг или родственник спрашивает ребенка: "Как у тебя дела в школе, Энни?", мы тут же вклиниваемся, отвечая вместо Энни. В каждом из этих случаев мы поступаем неуважительно.

Резюме

Если мы хотим, чтобы наши дети уважали себя и других, то мы сами должны быть с ними вежливы, внимательны и уважительны. Нам следует избегать насмешек, унижений, криков: раздражительность и гневливость следует свести к минимуму. Нужно прекратить лгать, научиться больше слушать и меньше говорить. Нельзя воспринимать детей как неодушевленные предметы, которыми следует управлять и манипулировать, - в детях нужно видеть полноценных личностей.

Родителям надо поменьше командовать и побольше советовать. Необходимо также приучить себя говорить "пожалуйста", "спасибо" и "прошу прощения" - да, даже своим детям. Следует помнить, что у детей тоже есть чувства, и то, как говорить, иногда бывает даже более важно, чем что говорить.

Это вовсе не означает, что мы с вами должны превратиться в святых или что к детям нельзя предъявлять никаких требований. Но если родитель понимает, что его дети нуждаются в уважении, и хорошо представляет себе, какими должны быть эти уважительные отношения, то такой родитель будет продолжать развиваться и пользу от этого получат как его дети, так и он сам.

2. Потребность ощущать собственную значимость

Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что "я что-то таки значу". Эта потребность проявляется в самом нежном возрасте. Однажды я видел, как мать и дочь зашли в лифт и женщина собралась нажать кнопку. "Нет, я, дай я!" - закричала малышка и стала на цыпочки, пытаясь дотянуться повыше. Еще был случай, когда я пытался помочь ребенку пристегнуть ремень безопасности: "Я сам все сделаю!" - возмутился мальчик.

Если дети не чувствуют себя нужными и полезными (а в наше время это одна из главных детских проблем), если у них не получается удовлетворить эту свою потребность "законно", дети, скорее всего, попытаются привлечь к себе внимание каким-либо далеко не безобидным способом. Они могут взбунтоваться, озлобиться, начать дерзить, могут связаться с какой-то бандой или шайкой; пристраститься к наркотикам, начать вести беспорядочную половую жизнь, стать на путь преступления.

Другая крайность - такие дети могут впасть в апатию, замкнуться в себе, потерять интерес к жизни и желание к чему-либо стремиться, попасть в зависимость от окружающих, стать полностью пассивными.

Помочь детям удовлетворить их потребность в собственной значимости, развить в них чувство собственного достоинства, дать детям возможность ощутить себя нужными и полезными, сформировать в конечном счете полноценную личность - всё это величайшие испытания для родителей, семьи и общества в целом.

Сверхопека

Устанавливая слишком жесткие ограничения, родители тем самым ослабляют в ребенке веру в собственные силы. Я тоже грешил тем, что опекал своих детей слишком сильно. Мое детство прошло в Нью-Йорке, отец с матерью с утра до вечера пропадали на работе - словом, свободы у меня было вдоволь. Я шлялся по улицам, и очень часто мне бывало одиноко и даже страшно. И, видимо, подсознательно я решил, что мой сын не должен испытывать то, что испытал в детстве я. Поддавшись своему страху, я ударился в другую крайность и слишком сильно докучал сыну. Я хотел знать все: что он делает, куда ходит и как себя ведет. Все это не шло сыну на пользу, да и мне, конечно, тоже. Его мать в большинстве случаев тоже руководствовалась страхом. И дома у нас с ним нередко вспыхивали перепалки.

Дети стремятся к экспериментам, им нужно исследовать новое и неведомое. Так они растут и учатся; кроме того, так укрепляется их вера в собственные силы. Детскую любознательность, тягу к экспериментам и приключениям нужно не порицать, а, наоборот, всячески поддерживать. "Да" дети должны слышать чаще, чем "нет". Конечно, нужно защищать малышей от реальных опасностей. Но не менее важно уметь определять, какие перед ними опасности - реальные, мнимые или преувеличенные; нам важно понять, не слишком ли мы опекаем своего ребенка.

Чрезмерная снисходительность

Чрезмерная снисходительность - обратная сторона сверхопеки. Конечно, подрастающим поколениям слышать "да" нужнее и важнее, чем "нет", но если вы никогда и ничего детям не запрещаете, то рано или поздно у них начнутся неприятности. Ваши дети могут начать мечтать о чем-то несбыточном, принимая его за нечто легкодоступное. Внутренняя незрелость и недостаток опыта могут толкнуть детей на ненужный и неоправданно большой риск.

Дети сами должны участвовать в установлении ограничений; кроме того, вы должны уметь слушать их совершенно непредвзято. Если родители поймут, что опасность не так велика, как показалось им на первый взгляд, они должны быть готовы взять свои слова назад. Бывает и такое, что об уступках и речи быть не может (курение, наркотики, алкоголь). Но даже и в этих случаях, если вы позволите своему ребенку участвовать в обсуждении проблемы и спокойно выслушаете его мнение, то укрепите в нем чувство собственной значимости. Когда же детям разрешают делать все, что им хочется, они, как ни странно, часто чувствуют себя никому не нужными.

Много говорим - мало слушаем

Большинство родителей слишком много говорят и мало слушают, чем усиливают в своих детях чувство беспомощности. Мы разглагольствуем, "читаем мораль", советуем, диктуем нашим детям, что им надо и чего не надо чувствовать и думать; мы обрушиваем на них лавины слов, тогда как должны бы повнимательнее прислушиваться к мыслям и чувствам своих чад. Неслушающий словно говорит: "Мне не интересно, что ты скажешь, - ты слишком мелкая сошка, чтобы с тобой считаться". "Для меня твои слова очень важны - впрочем, как и ты сам", - так говорит Слушающий.

Один из важнейших компонентов межличностных отношений - который, кстати, очень редко присутствует в нашей жизни - состоит в способности полностью сосредоточиться на том человеке, в чьем обществе вы находитесь, способности внушить этому человеку, что сейчас он для вас - центр Вселенной и никак не менее.

В общении с детьми умение внимательно слушать и полностью "быть здесь" особенно важно. Причем для такого общения не обязательно специально выделять время. Даже если у вас есть всего пара свободных минут, вы вполне можете полностью посвятить себя малышу - вести себя так, словно в эти несколько минут для вас никого, кроме него, не существует.

Внимательно выслушав ребенка, мы не только помогаем ему почувствовать его значимость: потом он с удовольствием выслушает и нас. Чем больше мы слушаем, тем больше узнаем детей, тем больше наши шансы действовать конструктивно и эффективно.

Принятие решений, решение проблем

Если родители, которые всё знают и всё могут, будут сами всё решать и сами всё делать, - то самооценка и уверенность детей в своих силах нисколько не повысятся. В лучшем случае, они останутся на том же уровне. Если хотите укрепить в детях ощущение "я что-то значу", привлекайте их к обсуждению и решению проблем.

Умение хорошо разбираться в сложных ситуациях и улаживать трудности и конфликты приходит к человеку не вдруг и не сразу и не в каком-то определенном возрасте. Способность всё лучше справляться со всё более сложными задачами приходит вместе с опытом - в процессе решения менее трудных проблем.

Подходящих возможностей, чтобы приобщать детей к решению проблем, видимо-невидимо - причем возраст сына или дочери не играют тут решающей роли. О чем бы ни шла речь: о семейных финансовых затруднениях, выборе меню для общего обеда или выборе одежды, о планировании семейного досуга, уходе за домашним животным - всегда можно привлечь к разговору детей.

Обязанности - полномочия

Не выполняйте всю работу за детей. Распределяйте домашние обязанности, задачи, полномочия между всеми членами семьи. С самого младшего возраста привлекайте детей к труду, постепенно усложняя задания, - это пойдет на пользу и детям, и всей семье.

Предоставляйте малышам подобающий статус: присваивайте звания, титулы, наделяйте полномочиями. Так, в одной семье девочке, заботящейся о живущей в доме собаке, присвоили титул "главный животновод". Кроме того, малышке поручили составление сметы расходов на содержание пса. Потом родители эту смету утверждали, и ребенок отвечал за ее выполнение.

В другой семье ребенка назначили "руководителем службы безопасности". У мальчика был листок с перечнем мер по технике безопасности, куда заносились результаты плановых проверок, - в этом деле мальчику помогали все члены семьи. Старшего ребенка, которому поручили по вечерам читать книги младшему, назвали "учителем". "Помощник повара" учился готовить и в то же время оказывал неоценимую помощь на кухне. У каждого ребенка в этой семье был шанс получить главные обязанности и соответствующие титулы; время от времени дети менялись ролями.

У детей есть масса возможностей участвовать в домашних делах, причем участвовать с пользой. Домашние обязанности не только укрепляют в ребенке чувство собственной значимости и веру в свои силы - с их помощью можно научить детей читать, писать, решать задачки, искать выход из трудных ситуаций, заниматься разными исследованиями.

Пример. Моя комната - моя крепость.

Один молодой человек рассказывал, как его родители укрепляли в нем, еще мальчике, ощущение собственной значимости:

"Мама и папа однажды заявили, что моя комната - это моя собственность, и что отныне они будут относиться к ней как к моим личным владениям. Прежде чем войти, они спрашивали разрешения, никогда не рылись в моих вешах без спросу. Я сам решал, как будет выглядеть моя комната, - она менялась вместе со мной. Я видел, что это действительно мой мир и что если его уважают, то, значит, уважают и меня".

Резюме

Родители не должны быть всемогущими, не должны принимать сами все решения, держать всё происходящее под своим контролем и выполнять всю домашнюю работу. Привлекайте к этому своих детей - интересуйтесь их мнением, давайте им задания. Вместе находите выходы из трудных ситуаций, наделяйте детей определенными полномочиями и признавайте ценность того, что они делают; наберитесь терпения, если ребенок справляется с работой медленнее или хуже вас.

Детям необходимо чувствовать свою силу, значимость и полезность. Если предоставить им возможность ощутить свою значимость и если обращаться с ними как с уважаемыми людьми, детям не придется играть в жизни чьи-то роли, пытаясь доказать себе и окружающим, что "я что-то значу".

3. Потребность приятия

Ребенку нужно, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность, а не просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты идеального сына или дочери.

Это означает, что дети вправе иметь свои суждения, свои чувства, желания и представления о мире. Мы должны признать, что чувства не плохи и не хороши - они просто существуют. Принимать - не значит одобрять, соглашаться или проявлять свое снисхождение. Принимать чувства ребенка - это значит признавать, что дети, как и все люди, наделены своими чувствами и что эти чувства не надо подавлять, не надо их бояться - их надо принимать, понимать и обсуждать, при необходимости совместно с ребенком работая над их развитием.

Если детские чувства и эмоции подавляются или опошляются, ребенок может разувериться в себе и замкнуться. Если мы откажемся прислушиваться к его переживаниям, ребенок будет тихо терзаться, а потом выплеснет наболевшее, совершив какой-то неадекватный или нехороший поступок. Кроме того, в трудной ситуации такой ребенок вряд ли спросит нашего совета.

Пример. Принуждение к игре на пианино.

Вот описание того, как отец унизил своего девятилетнего сына:

"Помню, как обошелся со мной отец, когда я на День Благодарения отказался играть на пианино перед гостями. Он не попросил меня сыграть - он приказал. Я ответил, что не хочу сейчас играть. Тогда он сказал: "Какое это имеет значение? Думаешь, я могу позволить себе роскошь делать только то, что хочу?" Мы начали спорить, и он при всех обозвал меня лентяем и упрямцем; я готов был сквозь землю провалиться".

Реакция - боль

Этот отец не признает, что его ребенок - это отдельная личность со своими чувствами и потребностями. Похоже, что выступление сына перед гостями он считает воздаянием за потраченные на учителя музыки деньги - это родительская позиция "И после всего, что я для тебя сделал!..". Родители часто поддаются соблазну похвастаться своими детьми перед друзьями и знакомыми. Непослушание часто расценивается как вызов - отец "взрывается" и обращается с сыном крайне неуважительно.

Реакция - помощь

Родителям необходимо помнить, что они чувствуют, когда, например, их начальник что-то им приказывает. Нужно понимать, что ребенок - это не механизм, который можно включать и выключать по собственному усмотрению. Вежливая просьба, сопровождаемая "допущением возможного отказа", прозвучит намного уместнее и будет более эффективной: "Карл, я бы очень хотел, чтобы ты сыграл для нас что-нибудь - если ты, конечно, не против". Или: "Не хотел бы ты что-нибудь сыграть для нас? Каждый, я уверен, будет рад тебя послушать".

Поспешная реакция - эмоциональность

На семинаре для подростков восемнадцатилетний ученик выпускного класса рассказал, как однажды упрашивал отца отпустить его ночью после выпускного вечера на пляж - ребятам не хотелось сразу расходиться по домам. "Ты что, с ума сошел! - воскликнул отец. - Разве не знаешь, как опасно в Лос-Анджелесе ночью?" "Это даже не обсуждается", - поддержала отца мать. По словам выпускника, родители вышли из комнаты, не дав ему и слова сказать.

Вполне понятно, что эмоциональная реакция родителей объясняется страхом за сына, - они боялись, что парень окажется в опасной, по их мнению, ситуации. Этот страх хорошо знаком многим родителям. Но плохо то, что реагировали они так, словно сын поставил их перед уже свершившимся фактом, а не обратился с просьбой. В их резко негативном ответе не улавливается и тени заботы о чувствах юноши, о том, какое влияние окажет на него смысл и форма отказа. Риторическое восклицание "Ты что, с ума сошел!" наводит на мысль о том, что человек, желающий пойти ночью с друзьями на пляж, не вполне вменяем.

Родители, признающие за ребенком право иметь свои желания и не потерявшие голову от страха, ведут себя несколько иначе. Например, так: "Пожалуй, это было бы интересно, но у меня есть некоторые сомнения - на ночных улицах так опасно, что, если бы ты туда пошел, я бы просто сошел с ума. Давай мы вместе всё обдумаем, а потом еще раз это обсудим". Приняв желание ребенка как факт, мы поможем ему избежать дальнейшего разочарования. Если к эмоциям детей относиться более внимательно, то вероятность найти мирное решение резко возрастает: либо родительские страхи идут на убыль, либо ребенок соглашается на альтернативный вариант.

Из-за страха родители часто путают возможность с неизбежностью. Мы часто ведем себя так, словно какое-то событие не просто возможно, а прямо-таки вот-вот случится. Родителям следует четко разграничивать эти два понятия. А если осознать, что многие наши страхи попросту надуманы, то можно будет чаще говорить "да" и при этом меньше волноваться.

Подавление эмоций

Мы часто делаем детям медвежью услугу, пытаясь избавить их от их же эмоций. Ребенок расстроен тем, что его друг на него "дуется", а родители говорят ему: "Не валяй дурака, он не стоит того, чтобы о нем думать. В конце концов, у тебя много других приятелей". Настроение у ребенка портится еще больше: во-первых, друг на него все еще сердится, а во-вторых, родители считают, что расстраиваться из-за этого - значит "валять дурака". Возможно, намерения у родителей самые чистые - они не хотят, чтобы их сын или дочь мучились; иногда родителей тревожит чрезмерная чувствительность ребенка. И отец с матерью стараются все исправить, наладить, избавить ребенка от мучений - это ведь прямая обязанность родителей, разве нет?

Но результат получается отрицательный. Слова "не валяй дурака" не утешают и ничего не проясняют. Возможно, конечно, они намекают на то, что глупо расстраиваться, когда случается какая-то неприятность. Во всяком случае, ребенок смущается еще больше. К тому же подобные реплики мешают развитию диалога и лишают детей возможности разобраться в своих чувствах, чтобы принять какое-то позитивное решение.

Если отец и мать понимают, что сами по себе чувства - это не плохо и не хорошо и что ребенок имеет право на собственные эмоции, они никогда не станут отговаривать детей от их чувств. Они могут сказать, например, такое: "Наверное, очень неприятно сознавать, что хороший друг на тебя сердится". Родитель также может отождествить себя с ребенком, вспомнив похожую ситуацию из собственного опыта. Главный вывод в таком случае: грусть - это вполне нормальное чувство. Детские страдания к тому же часто бывают весьма непродолжительными - ребенок может успокоиться довольно быстро, даже если родители и ничего ему не скажут.

Родители далеко не всегда должны задавать вопросы, видя, что их дитя чем-то опечалено. Чтобы утешиться, ребенку нередко достаточно одного только родительского присутствия. Если же плохое настроение длится долго и негативно отражается на всей жизни сына или дочери, родители могут помочь детям разобраться в их чувствах и вместе обдумать, что можно сделать. Это будет намного лучше, чем то, что ребенок будет стыдиться своих эмоций, скрывать их, "переплавляя" в агрессивность или иной негатив.

Неумолчная критика

Чрезмерная критика, постоянные замечания со стороны родителей - еще один фактор, мешающий ребенку почувствовать, что его принимают таким, какой он есть. Наиболее вероятными реакциями ребенка на постоянные замечания будут: заниженная самооценка, игнорирование критики, ощущение собственного фиаско. Ребенок может решить: "Что толку стараться - все равно не угодишь".

А одна ученица начальной школы сказала буквально следующее: "Если ты ведешь себя хорошо, учительница в твою сторону даже не смотрит. А как только начинаешь шалить, она часами с тобой возится". На многое лучше смотреть "сквозь пальцы". "Не волнуйтесь по пустякам" - это популярное среди бизнесменов выражение вполне применимо и к отношениям детей и родителей.

Акцент на позитиве

Нужно подчеркивать в ребенке все хорошее - хвалить его и даже выискивать, за что его можно поблагодарить. Главной идеей бестселлера для менеджеров "The One Minute Manager", написанного Кеннетом Блейчардом и Спенсером Джонсоном, является мысль о том, что нужно "ловить людей на каком-то хорошем деле и хвалить их". Мы отлично умеем заставать людей, особенно детей, за какими-то плохими занятиями - давайте же попробуем сместить акценты. Дети особенно сильно нуждаются в похвалах, а не в порицании. При желании мы обязательно найдем то, за что ребенка можно похвалить. И чем больше мы будем его хвалить, тем больше у нас будет для этого поводов. А если все же приходится делать замечание, говорите о поведении ребенка, а не о нем самом. Научитесь отказывать с любовью, а не с гневом. Например, вместо фразы "Ты что, с ума сошел!" скажите: "Да, ночь на побережье - это здорово. Но я бы места не находил от волнения, если бы ты туда пошел; прости, очень не хочется тебя разочаровывать".

Резюме

Принимать детей - значит слушать их, стараться понять и признавать за ними право на собственное мнение, свои чувства, желания и представления. Если же родители всем своим видом дают понять, что дети не вправе о чем-то думать и что-то чувствовать, то тем самым они словно намекают, что их дети не вполне нормальны. Дети, скорее всего, не станут слушать таких родителей, и никакого позитивного воздействия на их поведение оказать уже не удастся.

Приятие не означает вседозволенность. Я не призываю вас разрешать ребенку делать все, что ему вздумается. Наоборот, все вредное и опасное следует пресекать. Приятие ребенка таким, какой он есть, поможет вам устранить враждебность в ваших отношениях и исключить саму возможность борьбы за власть. Воспринимайте вашего малыша как личность и обращайтесь с ним соответственно. Отдавайте должное его достижениям; не волнуйтесь по пустякам; акцентируйте внимание на позитивных моментах; когда нужно сказать " нет ", делайте это с любовью к ребенку. Не позволяйте страху взять над вами верх и играть в ваших отношениях "первую скрипку".

И помните: если что-то может произойти, то это вовсе не означает, что данное событие произойдет непременно. Это несколько разные понятия.