Примером для ребенка являются прежде. Доклад "личный пример родителей в воспитании школьников"


В настоящее время на территории нашей страны имеется большое количество детских воспитательных и развивающих учреждений различных форм собственности: детские дошкольные учреждения (сады), школы, интернаты, группы продленного дня, центры раннего развития, мини-сады. Однако они никак не уменьшают роль семьи в воспитании малыша.
Семья является одним из главных звеньев в воспитании детей. Большую роль в процессе формирования личности малыша с самого рождения играет личный пример родителей. Положительный пример – важный фактор в воспитании и средство познания малышом жизни. Малыши еще недостаточно различают, что хорошо, а что плохо, поэтому и подражают как хорошим, так и плохим поступкам родителей.
Для ребенка родители – это все! Они закладывают основы самых главных качеств личности своего малыша: доброты, трудолюбия, уважения к окружающим, аккуратности, честности и других качеств. У каждого родителя свои цели воспитания ребенка. Даже в одной семье у родителей не сходятся взгляды на процесс воспитания. Главным принципом воспитания детей является личный пример родителей, потому что именно он закладывает основы нравственности и моральных свойств личности ребенка. Иногда окружающие люди рассуждают, что и в благополучных семьях вырастают неблагополучные дети. Да, так бывает, если учесть, что пример родителей – это только один из многих принципов воспитания детей. Конечно, на ребенка действует еще много других факторов, но мы рассматриваем один из главных – личный пример родителей.

В чем выражается личный пример родителей?:

◦ Поведение родителей – пример для подражания их детей. Дети больше впитывают то, что видят. Если мама использует в своей речи ласкательные слова, то и ребенок будет их использовать. Если родители допускают грубые выражения, то и дети в играх и общении будут использовать ненормативную лексику;

◦ Высказывание личного отношения к окружающим событиям. Если родители увидели курящего человека, то они должны конкретно и точно сказать, что это отрицательно влияет на здоровье. И никаких многозначительных слов. Выразить свое отношение необходимо искренне;

◦ Соответствие слов делу. Если вы требуете от ребенка чего-то, тогда и сами выполняйте это требование. Например, если требуете от ребенка аккуратно складывать свои вещи, то и сами всегда аккуратно складывайте свои вещи.

Если перед ребенком будет выбор – поступить так, как говорят родители или как они поступают, то они выберут второй вариант. Можно сто раз говорить ребенку: «Нельзя врать!», а сами часто при ребенке говорите неправду. В самом худшем варианте уговариваете сказать кому-то (например, папе) не то, что было в действительности. Вы толкаете ребенка к тому, чтобы он соврал.

Ошибки воспитания в семье:

Проблемные дети чаще всего являются результатом неправильного семейного воспитания. Существует несколько групп ошибок, которые допускают многие родители. Их условно можно разделить на группы:

1. Неправильное проявление родителями своих чувств;
2. Некомпетентность родителей;
3. Непонимание важности родительского примера в процессе воспитании малышей.

Рассмотрим подробнее третью группу – непонимание важности родительского примера в процессе воспитании малышей.

Социализация вашего крохи изначально происходит в домашних условиях, в семье. Именно родители демонстрируют своим поведением яркие и типичные примеры моделей поведения в обществе. Поэтому неудивительно, что мальчики могут подражать агрессивному отцу, а девочки – грубой и несдержанной маме. Подавляющее большинство детей становятся асоциальными, поскольку переняли пример с родителей.  
Очень часто многие родители недооценивают роль собственного примера в процессе воспитания малышей, а также требуют от них то, что не делают сами. Воспитываемые таким образом дети начинают капризничать, не подчиняться взрослым, родители для них теряют авторитет.
Большой и не менее серьезной ошибкой в воспитании является отсутствие единых требований у мамы и папы. Неблагоприятный психологический микроклимат дома приводит к появлению у малыша замкнутости, психических нарушений, иногда даже ненависти к самим родителям.

О поступках взрослых...:

Очень часто родители, выражая жалобы на непослушание своего ребенка, пользуются выражением: «Сколько тебе не говори – все без толку». Многие родители думают, что ребенка можно воспитать словами. Разве слово является главным средством воспитания? В воспитании ребенка важна сначала любовь и забота к ребенку, затем – личный пример родителей, и только потом - слова взрослого. Личный пример родителей является самым главным методом воспитания. С первых дней жизни ребенок впитывает то, что видит вокруг себя. Ребенок поступает не так, как его учат, а как поступают родители. Все, что они видят, передают в своих играх. Если понаблюдать за их сюжетно-ролевой игрой «Семья», то можно увидеть копию семейных отношений. Плохим примером для ребенка являются моменты, когда слова родителей расходятся с их делами. Поэтому когда папа говорит, что надо уважать девочек, а сам позволяет грубить маме, будет ли мальчик вести себя достойно с женским полом? Если взрослый позволяет грубости при ребенке, то ребенок будет это копировать. Иногда родители удивляются, откуда у ребенка появляются дурные привычки. Взрослые начинают винить всех, кто окружает их малыша. К сожалению, они не видят того, что малыш эту плохую привычку скопировал у них. Поведение родителей является самым важным фактором воспитания. Важно всегда помнить, что взрослые воспитывают малыша не только в процессе разговора с ним, поучений, приказов. Они активно и незаметно формируют личность малыша каждую минуту его жизни: как родители одеваются, общаются, радуются, грустят. Все жизненные принципы взрослых имеют огромнейшую роль для малыша и его дальнейшей жизни в обществе.

Дети полностью отражают поступки взрослых:

Чтобы окружающие изменили отношение к тебе, необходимо изменить свои личные эмоции. Также дело обстоит и в семье. Дети познают окружающий мир через семью. Если родители всегда находятся в хорошем настроении, не унывают, уверены в себе, то и ребенок будет воспринимать мир положительно, сами будут хорошо относиться к людям. Если родители часто находятся в плохом настроении, тревожны, не уверенны в себе, то и ребенок будет отрицательно воспринимать окружающий мир, будет ожидать от окружающих людей неприятности.

Очень важно родителям следить за своей мимикой, чувствами, состоянием. Если родители тревожны, всего боятся, то и дети будут переживать такие чувства. В таких ситуациях необходимо начинать с себя. Успокойтесь, перестаньте тревожиться по любому поводу, контролируйте свои интонации, голос, мимику.
Чтобы ребенок почувствовал любовь родителей, говорите с ним ласково, направляйте на него доброжелательный взгляд. Очень важно поддерживать дома доброжелательную психологическую атмосферу, обращайте внимание на цвета, окружающие звуки. Разговаривайте с членами семьи мягким голосом, отслеживайте просмотр телевизионных передач, контролируйте игры, в которые играет ребенок. Существует мудрая пословица: «Все, что ищешь – ищи в себе».   Поэтому если вы заметили у ребенка какие-либо нарушения в поведении, проанализируйте свои поступки, увлечения, личностные особенности. При воспитании ребенка начинайте с себя. Дети следят за поведением взрослых, поэтому родители должны контролировать свои поступки. Когда взрослые совершают правильные поступки, детям не надо говорить о них, они впитывают все хорошее без дополнительной информации.

Дорогие родители, в воспитании ребенка начинайте с себя, со своих положительных поступков, тогда у ребенка будут формироваться положительные черты характера!

Как родители влияют на детей?:

1. 70 - 80% своих качеств дети получают от родителей по наследству, остальное - в процессе воспитания;
2. Не всегда родители являются примером для своих детей. Например, в благополучной семье не всегда вырастают послушные дети. Также не обязательно в неблагополучной семье должны быть проблемные дети;
3. В воспитании важно отношение родителей к ребенку. Отношение родителей к ребенку бывает разных видов: слепая любовь, нормальное отношение, отсутствие внимания к ребенку, безразличное отношение к малышу, отсутствие родительских чувств к своему ребенку.

Внимание! Бывают случаи::

Некоторые дети не поддаются положительному влиянию своих родителей;
- Некоторые дети из неблагополучных семей не похожи на своих родителей;
- В семье из нескольких детей есть ребенок, который не похож на своих родителей.

Почему не всегда дети подражают своим родителям?:

◦ Ребенок наследует свои качества от предков, от обоих родителей, которые у него сложно переплетаются, поэтому в результате мы получаем ребенка, который часто не похож на них как внутренними, так и внешними качествами;
◦ Если ребенок рождается с геном самостоятельности, то он с детства его реализует: не слушается взрослых, не верит людям, самостоятельно исследует окружающий мир;
◦ Если ребенок родился без гена самостоятельности, то он послушный, бесконфликтный, хорошо учится. В данном случае родители считают своего ребенка похожим на себя.

Отношение родителей как пример для детей:

Если родители плохо относятся к своему ребенку, то со временем ребенок будет проявлять к ним негативное отношение. Когда между родителями складываются плохие отношения, то дети со временем будут относиться к ним плохо. Особенно это ярко может проявляться у самостоятельных детей. Но даже зависимые дети могут со временем проявлять к таким родителям плохие отношения. В данном случае родители демонстрируют плохой пример для детей. Однако когда ребенок становится взрослым, он может повторять судьбу своих родителей, несмотря на то, что сам он родителей осуждает. Но бывают случаи, когда дети отстраняются от родителей еще в детстве и строят свою жизнь не так, как их родители. Родители всегда являются примером для подражания своим детям, потому что ребенок лучше знает своих родителей, чем других людей.
Задачами родительского воспитания является развитие положительных и подавление отрицательных качеств ребенка.     

Об авторитете взрослых...:

Степень влияния родителей на своих малышей во многом зависит от авторитета взрослого. Чем выше авторитет взрослого, тем сильнее влияние на поступки малыша. Авторитет родителя является очень важным условием воспитания. Если взрослые не являются авторитетом для ребенка, то он не слушает их, капризничает, грубит. Дети должны видеть в родителях своих лучших друзей. Авторитет взрослых падает, когда они в общении с окружающими лгут или чрезмерно проявляют слепую любовь к ребенку, удовлетворяют все их желания, а также унижают или подавляют личность ребенка.

Практикум для родителей:

Вот несколько простых упражнений, которые помогут родителям оценить свое поведение и проанализировать, какое влияние оно может оказывать на процесс воспитание малыша.

Упражнение «Домашние разговоры»

Вспомните, о чем вы разговариваете с детьми дома? Какое отношение вы передаете в разговоре о людях и событиях? Проанализируйте. Сделайте вывод. У детей формируется отношение к окружающему в зависимости от услышанного в непринужденной обстановке.

Уважаемые родители! Если вы совершили нехороший поступок при ребенке, не бойтесь признаться в этом, объясните малышу, что заставило вас так поступить. Ваша честность, открытость только укрепит семейные отношения и будут прекрасным примером для детей.

Упражнение «Требования к ребенку»

Родителям необходимо заполнить таблицу из трех колонок: в первой записать требования, которые Вы предъявляете к ребенку; во второй – какие требования вы предъявляете к ребенку, а сами их не выполняете; в третьей – какие требования к ребенку вы выполняете и поэтому можете требовать их выполнение от ребенка. Эта таблица выглядит таким образом:

Теперь пришло время проанализировать таблицу и понять, над какими пунктами нужно поработать самим взрослым, чтобы требования к малышу были грамотными и обоснованными, а воспитание - продуктивным и эффективным.

Дорогие родители, прежде чем воспитывать ребенка, начните с себя, со своих положительных поступков, доброжелательных отношений к окружающими. Только в таком случае у вашего ребенка будут формироваться положительные черты характера! Будьте авторитетом и настоящим другом для своего ребенка!


Нина Жданова

Чем меньше дети , чем большее значение имеет для них пример взрослого . Сила примера в его наглядности и конкретности, что отвечает таким психологическим особенностям дошкольников, как образность, действенность и конкретность мыслительных функций, высокая подражаемость и внушаемость. Ребёнок старается рассуждать как папа или мама, поступает как приятель.

Хороший пример – величайший помощник в воспитании ребёнка. Подражая, он пополняет свой жизненный опыт : обогащает речь (употребляет слова и обороты, услышанные от окружающих) ; развивает вкус (его привлекает, то, что нравится папе, маме и оценивается ми положительно); приобретает умения (пытается всё так же ловко делать как бабушка) ; перенимает двигательные стереотипы (ходит, смеётся, жестикулирует как дедушка) .

Сила примера ещё в том , что ребёнок по собственной воле подражает своему избраннику. Он стремиться походить на человека, которого любит, уважает, считает красивым, справедливым. Такими людьми для ребёнка всегда являются мать и отец.

Родители воспитывают детей собственной воспитанностью. Каждая минута соприкосновения с ребёнком должна обогащать его ум, формировать его личность.

Важно, чтобы в любой момент отец и мать могли сказать своим сыновьям и дочерям : «Делайте и поступайте как мы» .

Только тогда родительские требования приобретают особую убедительность и авторитет.

А для того, что бы в картинках показать пример родителей в жизни детей провела опрос среди детей «Какой ты будешь папа?» «Какая ты будешь мама?» Вот некоторые выдержки : «Хорошим буду, не буду детей ругать, у меня их будет двое : девочка и мальчик. Буду их кормить, когда мамы дома не будет. В цирк буду их водить, в зоопарк и фотографировать». «Буду жить с мамой. Нормальная семья будет. Много детей. В городе буду детям фрукты покупать. Буду заставлять детей рисовать. Наказывать не буду, только на стульчик садить. Компьютер себе куплю. И всем детям куплю» «Доброй, ласковой, буду к вам в садик их водить. На танцы их водить буду. Доктора им буду вызывать. Если будут баловаться, бить их не буду, в угол поставлю»

«Два ребёнка будет, я их к бабушке водить буду. А муж деньги будет зарабатывать» «7 детей у меня будет. Всё, что захотят, то буду разрешать им делать, всё покупать» «Буду машину водить и катать детей. Буду с ними играть и дразнить. Буду покупать им игрушки и на качели водить» «Не буду работать, мама ведь не работает…»

Публикации по теме:

«Дети разные бывают?» Консультация для родителей От взрослых очень часто можно услышать, почему все дети разные? Одни из них ведут себя спокойно, а другие постоянно плачут, как только родители.

Консультация для родителей «Театр и дети» Театр и дети Нам, взрослым всегда почему-то хочется вернуться в мир детства. Но мы ушли оттуда, и назад пути нет. Наверное, поэтому нас.

Консультация для родителей «Подвижные дети» Консультация для родителей «Сверхподвижные дети» Составила: Баданова Ольга Викторовна МАДОУ №218 Кемерово 2015 Коле не сидится.

Консультация для родителей «Взрослые, дети, игра» «Взрослые, дети, игра» «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа,.

Консультация для родителей «Дети и планшеты». Современные электронные устройства, такие как смартфоны, планшетные компьютеры, обычные компьютеры, игровые приставки и даже простые мобильные.

Консультация для родителей. «Музыка, игра и дети» В системе дошкольного воспитания большое место занимает музыкальная игра. Она формирует черты личности ребенка, влияет на его поведение,.

Консультация для родителей «Телевидение и дети» Пестышева Н. Н. (Россия, Челябинская обл., г. Катав-Ивановск МДОУ № 16 «Кораблик» [email protected]) Консультация для родителей.

«Родители - пример для детей»

Важным средством воспитания является пример родителей, потому что ребенок подражает всему, что видит вокруг себя. Если взрослые между собой резки, грубы, если они не сдержанны в обращении с ребенком, дети это легко перенимают. Это обязывает родителей следить за своим поведением. Родителям следует также помнить, что дети до трехлетнего возраста еще очень плохо понимают шутки и юмор. Поэтому такие приемы, как шутливое запугивание, поддразнивание ребенка, недопустимы. Шутливые утверждения, вроде: «я не люблю тебя», «ты не мой сын» или «у нас нехорошая мама» вызывают у ребенка слезы.

Самое главное - это собственный пример родителей. Нужно учить детей прекрасному, хорошему и самим родителям идти по этому пути. Ни в коем случае не лицемерить, не обманывать, не лгать, уважать родителей и друг друга, иначе и дети вырастут такими.

Известно, что дети не родятся ни добрыми, ни злыми, ни грубыми, ни вежливыми . Эти качества формируются в процессе их развития, целиком определяются теми условиями, в которых они живут. Если дети видят, что родители относятся к людям с уважением, особенно к пожилым, если отец и мать воспитывают и детей в духе уважения к старшим , обычно из них вырастают вежливые и чуткие люди.
Пример поведения старших обладает для детей огромной притягательной силой. Если родители, скажем, не почитают дедушку и бабушку, то трудно надеяться, что и дети будут почитать своих родителей.

Сильнейшее влияние на детей оказывают поступки не только родителей, но и старших братьев и сестер. Если старшие братья и сестры непочтительны к родителям, бабушке и дедушке, то обычно и младшие усваивают по отношению к ним грубый, дерзкий тон.

Маленькие детишки подражают старшим братьям и сестрам и в худшем, и в хорошем. Старший брат или сестра грубо отвечает бабушке, ругается, и младшие начинают язык бабушке показывать и ругаться. Старшая сестренка капризничает, плачет из-за всякого пустяка, и младшие капризничают, рев по всей квартире идет. Старшие любят читать, обертывать книжки в бумагу, берегут их, и младшие начинают книжками интересоваться, не рвут их, не пачкают, делают вид, что книжку читают.

Незыблемым условием, от которого в значительной мере зависит воспитание у детей уважения к взрослым, является бережное отношение отца к матери. В семье, где отец считается с матерью, чутко относится к ее мнению, проявляет различные признаки внимания к ней, там и дети растут вежливые, воспитанные. И, наоборот, если отец с матерью груб, не считается с ней, оскорбляет ее достоинство, это нередко порождает грубость, распущенность и в поведении детей.
Для того, чтобы дети уважали взрослых, нужно, чтобы и взрослые уважали детей. На родительскую ласку, даже если она сочетается с разумной требовательностью, дети отвечают обычно самым сердечным отношением к отцу и матери. Для формирования доверия к взрослым очень существенно, чтобы обещания, которые даются ребятам, безусловно, выполнялись. Нередко, желая отвязаться от настойчивых просьб ребенка что-то купить или сделать, дают обещание, а потом забывают. Нет нужды подробно говорить о том, что такие родители скоро выходят из доверия, и навряд ли их уважают. Но скверно и другое - удовлетворять без разбора любые ребячьи требования. Уважать потребности детей - вовсе не значит потакать их капризам.

Малыш часто совершает те или иные поступки только потому, что «так сказала мама» или «так сказал папа». Он еще не помышляет о том, чтобы у него спросили его собственное мнение. Другое дело школьники. К 11 -12 годам у ребенка уже складываются свои взгляды по некоторым вопросам, и он болезненно переживает, когда с ним не считаются. Малышу можно сказать: «Надень калоши, а то ноги промочишь». Обращаясь к малышу в форме распоряжения, мы его не обидим.

Другое дело - подросток. Он, например, считает, что на улице совсем не мокро и что калоши вовсе не нужны. У него есть уже свое мнение, почему же его не выслушать, не посчитаться с ним или не объяснить ему, что он не прав?

Если ребенок воспитывается таким образом, что с ним не считаются, то обычно и он усваивает такой же стиль неуважения к другим.

Дети не только должны быть свидетелями благородных поступков других, но и сами приучаться к культурному поведению.
Некоторые родители, плохо понимая, как происходит процесс формирования ребенка, иногда невольно поощряют грубости маленьких детей.

Обидевшись на дедушку, трехлетний Алеша сказал; «Дед балян»,- и все присутствующие рассмеялись. Ребенок почувствовал одобрение и, к общему удовольствию, повторил грубость еще несколько раз. Или такой случай. Алеша поднял с пола туфлю и запустил в бабушку, отдыхавшую на диване. «Ты что делаешь, оголец?» - смеясь, сказала бабушка, и мальчик тоже расхохотался. Сейчас малышу все прощается. Более того, такие «забавы» вызывают умиление. А пройдет год-два, и родители за то же самое начнут наказывать ребенка, и он будет страдать, плакать: ему трудно будет понять, почему раньше это поощрялось, а теперь пресекается.
Требовать от ребят почтительного отношения к взрослым -обязательно. Приучать к этому детей необходимо. Но и уважать ребят, даже самых маленьких - одно из исходных положений воспитания. Воспитание детей - большое и ответственное дело. Нужны знания, терпение, настойчивость.

Педагог-психолог

В настоящее время на территории нашей страны имеется большое количество детских воспитательных и развивающих учреждений различных форм собственности: детские дошкольные учреждения (сады), школы, интернаты, группы продленного дня, центры раннего развития, мини-сады. Однако они никак не уменьшают роль семьи в воспитании малыша.
Семья является одним из главных звеньев в воспитании детей. Большую роль в процессе формирования личности малыша с самого рождения играет личный пример родителей. Положительный пример - важный фактор в воспитании и средство познания малышом жизни. Малыши еще недостаточно различают, что хорошо, а что плохо, поэтому и подражают как хорошим, так и плохим поступкам родителей.
Для ребенка родители - это все! Они закладывают основы самых главных качеств личности своего малыша: доброты, трудолюбия, уважения к окружающим, аккуратности, честности и других качеств. У каждого родителя свои цели воспитания ребенка. Даже в одной семье у родителей не сходятся взгляды на процесс воспитания. Главным принципом воспитания детей является личный пример родителей, потому что именно он закладывает основы нравственности и моральных свойств личности ребенка. Иногда окружающие люди рассуждают, что и в благополучных семьях вырастают неблагополучные дети. Да, так бывает, если учесть, что пример родителей - это только один из многих принципов воспитания детей. Конечно, на ребенка действует еще много других факторов, но мы рассматриваем один из главных - личный пример родителей.

В ЧЕМ ВЫРАЖАЕТСЯ ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ?:

◦ Поведение родителей - пример для подражания их детей. Дети больше впитывают то, что видят. Если мама использует в своей речи ласкательные слова, то и ребенок будет их использовать. Если родители допускают грубые выражения, то и дети в играх и общении будут использовать ненормативную лексику;
◦ Высказывание личного отношения к окружающим событиям. Если родители увидели курящего человека, то они должны конкретно и точно сказать, что это отрицательно влияет на здоровье. И никаких многозначительных слов. Выразить свое отношение необходимо искренне;
◦ Соответствие слов делу. Если вы требуете от ребенка чего-то, тогда и сами выполняйте это требование. Например, если требуете от ребенка аккуратно складывать свои вещи, то и сами всегда аккуратно складывайте свои вещи.

Если перед ребенком будет выбор - поступить так, как говорят родители или как они поступают, то они выберут второй вариант. Можно сто раз говорить ребенку: «Нельзя врать!», а сами часто при ребенке говорите неправду. В самом худшем варианте уговариваете сказать кому-то (например, папе) не то, что было в действительности. Вы толкаете ребенка к тому, чтобы он соврал.

ОШИБКИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ:

Проблемные дети чаще всего являются результатом неправильного семейного воспитания. Существует несколько групп ошибок, которые допускают многие родители. Их условно можно разделить на группы:
1. Неправильное проявление родителями своих чувств;
2. Некомпетентность родителей;
3. Непонимание важности родительского примера в процессе воспитании малышей.

Рассмотрим подробнее третью группу - непонимание важности родительского примера в процессе воспитании малышей.
Социализация вашего крохи изначально происходит в домашних условиях, в семье. Именно родители демонстрируют своим поведением яркие и типичные примеры моделей поведения в обществе. Поэтому неудивительно, что мальчики могут подражать агрессивному отцу, а девочки - грубой и несдержанной маме. Подавляющее большинство детей становятся асоциальными, поскольку переняли пример с родителей.
Очень часто многие родители недооценивают роль собственного примера в процессе воспитания малышей, а также требуют от них то, что не делают сами. Воспитываемые таким образом дети начинают капризничать, не подчиняться взрослым, родители для них теряют авторитет.
Большой и не менее серьезной ошибкой в воспитании является отсутствие единых требований у мамы и папы. Неблагоприятный психологический микроклимат дома приводит к появлению у малыша замкнутости, психических нарушений, иногда даже ненависти к самим родителям.

О ПОСТУПКАХ ВЗРОСЛЫХ...:

Очень часто родители, выражая жалобы на непослушание своего ребенка, пользуются выражением: «Сколько тебе не говори - все без толку». Многие родители думают, что ребенка можно воспитать словами. Разве слово является главным средством воспитания? В воспитании ребенка важна сначала любовь и забота к ребенку, затем - личный пример родителей, и только потом - слова взрослого. Личный пример родителей является самым главным методом воспитания. С первых дней жизни ребенок впитывает то, что видит вокруг себя. Ребенок поступает не так, как его учат, а как поступают родители. Все, что они видят, передают в своих играх. Если понаблюдать за их сюжетно-ролевой игрой «Семья», то можно увидеть копию семейных отношений. Плохим примером для ребенка являются моменты, когда слова родителей расходятся с их делами.

Поэтому, когда папа говорит, что надо уважать девочек, а сам позволяет грубить маме, будет ли мальчик вести себя достойно с девочкой. Если взрослый позволяет грубости при ребенке, то ребенок будет это копировать. Иногда родители удивляются, откуда у ребенка появляются дурные привычки. Взрослые начинают винить всех, кто окружает их малыша. К сожалению, они не видят того, что малыш эту плохую привычку скопировал у них. Поведение родителей является самым важным фактором воспитания. Важно всегда помнить, что взрослые воспитывают малыша не только в процессе разговора с ним, поучений, приказов. Они активно и незаметно формируют личность малыша каждую минуту его жизни: как родители одеваются, общаются, радуются, грустят. Все жизненные принципы взрослых имеют огромнейшую роль для малыша и его дальнейшей жизни в обществе.

ДЕТИ ПОЛНОСТЬЮ ОТРАЖАЮТ ПОСТУПКИ ВЗРОСЛЫХ:

Чтобы окружающие изменили отношение к тебе, необходимо изменить свои личные эмоции. Также дело обстоит и в семье. Дети познают окружающий мир через семью. Если родители всегда находятся в хорошем настроении, не унывают, уверены в себе, то и ребенок будет воспринимать мир положительно, сами будут хорошо относиться к людям. Если родители часто находятся в плохом настроении, тревожны, не уверенны в себе, то и ребенок будет отрицательно воспринимать окружающий мир, будет ожидать от окружающих людей неприятности.

Очень важно родителям следить за своей мимикой, чувствами, состоянием. Если родители тревожны, всего боятся, то и дети будут переживать такие чувства. В таких ситуациях необходимо начинать с себя. Успокойтесь, перестаньте тревожиться по любому поводу, контролируйте свои интонации, голос, мимику.

Чтобы ребенок почувствовал любовь родителей, говорите с ним ласково, направляйте на него доброжелательный взгляд. Очень важно поддерживать дома доброжелательную психологическую атмосферу, обращайте внимание на цвета, окружающие звуки. Разговаривайте с членами семьи мягким голосом, отслеживайте просмотр телевизионных передач, контролируйте игры, в которые играет ребенок. Существует мудрая пословица: «Все, что ищешь - ищи в себе». Поэтому если вы заметили у ребенка какие-либо нарушения в поведении, проанализируйте свои поступки, увлечения, личностные особенности. При воспитании ребенка начинайте с себя. Дети следят за поведением взрослых, поэтому родители должны контролировать свои поступки. Когда взрослые совершают правильные поступки, детям не надо говорить о них, они впитывают все хорошее без дополнительной информации.

Дорогие родители, в воспитании ребенка начинайте с себя, со своих положительных поступков, тогда у ребенка будут формироваться положительные черты характера!

КАК РОДИТЕЛИ ВЛИЯЮТ НА ДЕТЕЙ?:

1. 70 - 80% своих качеств дети получают от родителей по наследству, остальное - в процессе воспитания;

2. Не всегда родители являются примером для своих детей. Например, в благополучной семье не всегда вырастают послушные дети. Также не обязательно в неблагополучной семье должны быть проблемные дети;

3. В воспитании важно отношение родителей к ребенку. Отношение родителей к ребенку бывает разных видов: слепая любовь, нормальное отношение, отсутствие внимания к ребенку, безразличное отношение к малышу, отсутствие родительских чувств к своему ребенку.

ВНИМАНИЕ! БЫВАЮТ СЛУЧАИ::

Некоторые дети не поддаются положительному влиянию своих родителей;

Некоторые дети из неблагополучных семей не похожи на своих родителей;

В семье из нескольких детей есть ребенок, который не похож на своих родителей.

ПОЧЕМУ НЕ ВСЕГДА ДЕТИ ПОДРАЖАЮТ СВОИМ РОДИТЕЛЯМ?:

◦ Ребенок наследует свои качества от предков, от обоих родителей, которые у него сложно переплетаются, поэтому в результате мы получаем ребенка, который часто не похож на них как внутренними, так и внешними качествами;

◦ Если ребенок рождается с геном самостоятельности, то он с детства его реализует: не слушается взрослых, не верит людям, самостоятельно исследует окружающий мир;

◦ Если ребенок родился без гена самостоятельности, то он послушный, бесконфликтный, хорошо учится. В данном случае родители считают своего ребенка похожим на себя.

ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК ПРИМЕР ДЛЯ ДЕТЕЙ:

Если родители плохо относятся к своему ребенку, то со временем ребенок будет проявлять к ним негативное отношение. Когда между родителями складываются плохие отношения, то дети со временем будут относиться к ним плохо. Особенно это ярко может проявляться у самостоятельных детей. Но даже зависимые дети могут со временем проявлять к таким родителям плохие отношения. В данном случае родители демонстрируют плохой пример для детей. Однако, когда ребенок становится взрослым, он может повторять судьбу своих родителей, несмотря на то, что сам он родителей осуждает. Но бывают случаи, когда дети отстраняются от родителей еще в детстве и строят свою жизнь не так, как их родители. Родители всегда являются примером для подражания своим детям, потому что ребенок лучше знает своих родителей, чем других людей.

Задачами родительского воспитания является развитие положительных и подавление отрицательных качеств ребенка.

Степень влияния родителей на своих малышей во многом зависит от авторитета взрослого. Чем выше авторитет взрослого, тем сильнее влияние на поступки малыша. Авторитет родителя является очень важным условием воспитания. Если взрослые не являются авторитетом для ребенка, то он не слушает их, капризничает, грубит. Дети должны видеть в родителях своих лучших друзей. Авторитет взрослых падает, когда они в общении с окружающими лгут или чрезмерно проявляют слепую любовь к ребенку, удовлетворяют все их желания, а также унижают или подавляют личность ребенка.

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Вот несколько простых упражнений, которые помогут родителям оценить свое поведение и проанализировать, какое влияние оно может оказывать на процесс воспитание малыша.

Упражнение «Домашние разговоры»

Вспомните, о чем вы разговариваете с детьми дома? Какое отношение вы передаете в разговоре о людях и событиях? Проанализируйте. Сделайте вывод. У детей формируется отношение к окружающему в зависимости от услышанного в непринужденной обстановке.

Уважаемые родители! Если вы совершили нехороший поступок при ребенке, не бойтесь признаться в этом, объясните малышу, что заставило вас так поступить. Ваша честность, открытость только укрепит семейные отношения и будут прекрасным примером для детей.

Упражнение «Требования к ребенку»

Родителям необходимо заполнить таблицу из трех колонок: в первой записать требования, которые Вы предъявляете к ребенку; во второй - какие требования вы предъявляете к ребенку, а сами их не выполняете; в третьей - какие требования к ребенку вы выполняете и поэтому можете требовать их выполнение от ребенка.

Теперь пришло время проанализировать таблицу и понять, над какими пунктами нужно поработать самим взрослым, чтобы требования к малышу были грамотными и обоснованными, а воспитание - продуктивным и эффективным.

Дорогие родители, прежде чем воспитывать ребенка, начните с себя, со своих положительных поступков, доброжелательных отношений к окружающими. Только в таком случае у вашего ребенка будут формироваться положительные черты характера! Будьте авторитетом и настоящим другом для своего ребенка!

Родители - пример для детей. Так ли это?

Главное в развитии и воспитании ребенка – это семья. Родители должны быть примером для ребенка. Родители лучшие учителя детей. Личный пример родителей – это главное в воспитании детей.
Эти и подобные выражения постоянно используются в статьях, выступлениях специалистов, да и просто в быту.

В обществе часто используют фразы: "хорошие родители", "плохие родители", "все идет от родителей".

Но почему тогда у «хороших родителей» бывают проблемы с воспитанием детей?
И, наоборот, у «плохих родителей» вырастают вполне нормальные хорошие дети?

Об этом размышления специалиста. Публикуется в авторской редакции.

О «ХОРОШИХ РОДИТЕЛЯХ» И «ПЛОХИХ ПРИВЫЧКАХ»

Что значит «стать для ребенка хорошим примером»? Почему дети не копируют напрямую с родителей ни хорошее, ни плохое? Ну и любимый родительский вопрос: как заставить его учиться и делать уроки?

Почти любой из нас «знает», откуда растут ноги у недостатков и пороков, как у самих себя, так и у других. Родители. Не так воспитали, не тот пример подали. По части хорошего это «правило» работает не у всех, все же многие интуитивно чувствуют, что хорошее копируется по каким-то другим законам, не таким, как плохое. И это верно.


Все мы знаем по себе и видим у других, что вредные привычки формируются быстрее полезных, и это вполне объяснимо, если понимать сам механизм формирования тех и других. Что мы называем плохими привычками, будь то переедание, сладости, психоактивные вещества или «лень»? А то, что позволяет, прямо здесь и сейчас избавиться от стресса и получить быстрое удовольствие без приложения усилий.

Если это единичные эпизоды, мы относимся к этому снисходительно, к этому прибегает каждый из нас. О привычке речь пойдет тогда, когда это станет систематическим способом преодоления стресса, это раз, и два – единственным. Основное здесь – стресс и быстрое удовольствие.


А вот для приобретения привычки полезной как раз и нужны усилия, что само по себе для нетренированного человека вызывает стресс, а не снимает его. И удовольствие здесь – отложенное, будет еще только когда-то, а сейчас нужно трудиться или как-то еще себя преодолевать.


И все же, почему тогда мир не упал до сих пор в пропасть, а дети все же копируют хорошее? Почему у «плохих родителей» вырастают «хорошие дети», равно, как и наоборот? Но если нет прямой связи, это не означает, что ее нет вообще. Связь есть, и она так же завязана на получение удовольствия.


Обратите внимание, кого дети охотнее всего копируют, если речь не о ближайшем окружении? Киногероев, кумиров, одним словом тех, на кого больше всего хочется быть похожим, или, как говорят психологи, с кем хочется идентифицироваться. Идентифицироваться – это значит хотеть испытывать те же эмоции, что и объект для подражания. Заметили? Не «делать так же, как он», а «чувствовать то же, что и он». Не «делать хорошо и не делать плохо» (хотя и это тоже играет роль, но не первую для ребенка, у которого мораль и совесть еще не сформированы), а чувствовать такое же воодушевление, подъем сил, удовольствие, драйв.


А теперь представим себе две знакомые ситуации, две семьи. Обе пусть будут семьями потомственных врачей, например. В первой родители обсуждают свою работу, спорят, делятся чем-то интересным, а во второй – приходят с работы уставшими и недовольными, интереса нет, хочется скорее переключиться на телевизор и меньше всего хочется говорить о работе. Легко додуматься, в которой из них ребенок скорее всего пойдет по родительским стопам.


Ну хорошо, говорят многие, а как быть, если ребенок ну вот совсем не хочет ничего делать полезного, уроки те же, например. Это самый частый вопрос родителей, и скажу сразу, что единого рецепта тут нет. Нельзя не учитывать контекст, то есть то, что происходит в семье. (Именно она в первую очередь и будет контекстом для ребенка, и чем он младше, тем больше. Это в подростковом возрасте уже другая референтная группа – сверстники и друзья, а до того – семья, а потом уже школа, учителя и одноклассники.) Нет ли у ребенка какой-то неосознаваемой выгоды в том, чтоб уроки не делать? Вот, например, когда он учится хорошо, он не получает внимания, или родители ссорятся, а стоит принести двойку, так и внимание есть, и родители на него сразу переключаются, а ссоры откладывают в долгий ящик.


Учет контекста и поиск решения проблемы на другом, более высоком по сравнению с тем, где она возникла, уровне, общий принцип решения многих задач. Если, например, человек болеет часто, а врачи не находят «объективных причин», то следующим уровнем над телесным будет уровень психики, тут можно думать о психосоматике. Или семья не справляется с отношениями притом, что каждый хочет их сохранять и все по отдельности «вполне нормальные люди», нужно смотреть, а все ли в порядке в социуме? Есть ли возможность найти работу по специальности, реально ли достойно жить на среднюю зарплату и т.д.


Так вот вернёмся к «любимому вопросу»: как сделать так, чтоб вот этот «ребенок в вакууме», вполне благополучный во всех других отношениях, хотел бы делать полезное и не хотел бы вредного. А мы помним, что все мы гедонисты и хотим удовольствия.

Но ребенок, в отличие от нас, прогнозировать пока умеет не очень-то, и плохо понимает, что такое удовольствие полезное, а что наоборот. Поэтому пугать его какой-то там впереди плохой работой, если не будет учиться, бесполезно. Он должен начать получать от учебы удовольствие, причем желательно сразу. Родители это и так хорошо понимают, но путают удовольствие «внешнее» и «внутреннее». Внешнее – это пятерки, ваша похвала и даже, в особо запущенных случаях, деньги. Внутреннее – это «у меня получается», «мне интересно» или «это прикольно, мне нравится в это играть» (для совсем маленьких). Хорошие педагоги это учитывают, и потому и называются хорошими, что могут увлечь не оценками, а подачей материала.


А теперь смотрите, как этот же принцип работает в других случаях. Я уверена, что многие его и так используют, когда, к примеру, идут за компанию с любимым другом учиться чему-то новому и нужному, но не очень интересному поначалу. Или покупают красивую одежду для ненавистного спорта. Или слушают плеер с любимой музыкой во время полезной ходьбы пешком. Вот смотрите, работает не какое-то отдаленное и внешнее вознаграждение (повышение зарплаты, хорошая фигура или здоровье), а то, которое здесь и сейчас. Так используйте этот принцип во благо.