Как появился праздник и почему про него никто не знает. Что такое День народного единства? Как появился праздник и почему про него никто не знает Почему 4 ноября день народного единства

О таком празднике, как «День народного единства», сегодня в России, пожалуй, знает каждый человек. Хотя, казалось бы, не так давно, подобное событие и вовсе не отмечалось. Сегодня же большинство людей уже привыкло к тому, что 4 ноября считается красным днем календаря, а некоторые молодые люди, которые родились не более 13 лет назад, и вовсе не вспомнят, что когда-то этот день не праздновался.

Появление праздника «День народного единства»

Этот государственный праздник отмечается в России уже более 10 лет. Если говорить точнее, то датируется его появление 2005 годом. Именно тогда, 4 ноября, этот день стал красным днем календаря, и миллионы людей по всей территории Российской Федерации начали новую традицию, связанную с гуляниями по факту праздника.

Несмотря на то, что традиции, связанной с народными гуляниями 4 ноября, всего 12 лет, своими корнями предпосылки праздника уходят на несколько веков назад. И в том, почему День народного единства отмечают 4 ноября, мы разберемся ниже.

Как мы уже сказали, своими корнями история праздника уходит на несколько веков назад. Если быть точными, то речь идет о 1612 годе. Именно тогда народное ополчение России боролось с бойцами Польши (Речи Посполитой), и сумело одержать важнейшую победу. Эта победа позволила бойцам взять под свой контроль Китай-город, а также, в результате, прийти к тому, что бойцы Речи Посполитой подписали акт о капитуляции, отпустив из Кремля Российских бояр, а также важных персон, которые там держались в заточении.

Таким образом, благодаря единству, проявленному народом, удалось добиться большого успеха и большой победы. Это событие осталось в памяти многих людей и непосредственно в истории России, и сегодня оно уже давно стало праздником, и ежегодно собирает вокруг себя тысячи людей во всех городах России.

Празднование события

Начиная с 2005 года, праздник ежегодно собирает в разных городах России тысячи людей. Традиционно в качестве центра проведения торжеств был выбран город Нижний Новгород, однако сами торжества, разумеется, проходят и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в большинстве других городов.

Уже к 2013 году, если верить статистике, празднования разрослись до таких масштабов, что стали самыми крупными за время приобретения праздником статуса государственного.

И теперь вы будете знать, почему День народного единства отмечают 4 ноября, и какова причина возникновения названия данного праздника.

День народного единства в России - это государственный праздник, который ежегодно отмечается 4 ноября. Дата эта была выбрана отнюдь не случайно. Несмотря на свою кажущуюся молодость, исторически День народного единства связан с далекими событиями начала 17-го века, когда в 1612 году Москва, наконец-то, была освобождена от польских интервентов. Именно 4 ноября (22 октября по старому стилю) народное ополчение под предводительством нижегородского воеводы Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-Город, вынудив командование польской армии подписать немедленную капитуляцию. Первым в освобожденный город вступил Дмитрий Пожарский со священной иконой Казанской Божьей Матери в руках. Именно она, как свято верили на Руси, и помогла защитить Государство Московское от польского нашествия.

В 1625 году Дмитрий Пожарский в честь Казанской иконы Божьей Матери и победы над поляками на собственные средства возводит на Красной Площади деревянную церковь. Каменный Казанский Собор появился только в 1635 году, он был построен на месте сгоревшей во время пожара Москвы деревянной церкви. В 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ, что 4 ноября - это государственный праздник, день Казанской иконы Божьей матери. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

День народного единства России в наше время

В честь дня Казанской иконы Божьей матери и славной победы русской армии над польскими интервентами, президент РФ В. Путин в 2005 году подписал указ об учреждении в России 4 ноября нового государственного праздника, Дня народного единства. А сама идея отмечать праздник именно в этот день принадлежит Межрелигиозному совету России. Поэтому День народного единства является не только светским, но и межрелигиозным праздником, который отмечают все жители страны и представители разных религий и конфессий.

Традиции Дня народного единства России

Было бы ошибкой считать, что День народного единства в России заменил собой всеми любимое 7 ноября. Но, как и 7-го ноября, в этот торжественный день проходят концерты, демонстрации и массовые шествия, благотворительные акции. Также в этот день обязательно устраивается торжественный правительственный прием в Большом Кремлевском зале, на котором награждаются люди, внесшие большой вклад в развитие и процветание России. Вечером 4 ноября стало доброй традицией устраивать визуальные шоу и фейерверки, праздничные гуляния и концерты.

Сейчас в России День народного единства становится все популярней. Ведь гордость за свою Родину, за ее прошлое и настоящее, и вера в ее счастливое будущее - это то, что неизменно объединяет людей и делает их единым народом.

С 7 ноября, кстати, поступили красиво — теперь в этот день официально отмечается годовщина знаменитого Парада на Красной площади в ноябре 1941 года. Тогда парад вроде бы затеяли в честь 24-й годовщины всё той же Октябрьской революции, но современникам он больше запомнился по другой причине — демонстрацией военной мощи в осажденной нацистами и вчистую проигравшей первые месяцы Великой Отечественной войны Москве. Впрочем, вернемся к празднику 4 ноября — самое время посмотреть, почему именно наши законодатели выбрали эту дату.

Смутное время начинается

В конце XVI века Россия вступила в один из самых нестабильных периодов своей истории. В 1598 году умер последний царь из династии Рюриковичей, Фёдор Иоаннович, не оставивший после себя наследников. Страна была разорена — сказывались бесчисленные завоевательные походы Ивана IV Грозного, особенно трудно России далась Ливонская война. Историки писали, что простой люд в те годы смертельно устал — и от войн, и от власти, которую после жестокой опричнины попросту перестал уважать. Серьезным фактором нестабильности стали неурожаи, спровоцировавшие чудовищный голод 1601-1603 гг., жертвами которого стали до 0,5 млн человек.

Власть в лице нового монарха, бывшего боярина Бориса Годунова, не сидела сложа руки. Люди толпами стекались в Москву, где им из государственных запасов выдавали хлеб и деньги. Но доброта Годунова сыграла против него же — хаос лишь усиливался из-за сформировавшихся в столице крестьянских банд (в них входили холопы и слуги, изгнанные из дворянских усадеб из-за отсутствия у помещика денег и работы).


Смутное время началось из-за распространения слухов о том, что законный наследник престола — царевич Дмитрий Иванович из династии Рюриковичей — всё-таки жив, а не умер, как было принято считать до того. Но слухи распускал самозванец, вошедший в историю под именем «Лжедмитрий ». Заручившись поддержкой польских аристократов и приняв католицизм, в 1604 году он собрал войско и отправился в поход на Москву. Победить ему помогли не столько собственные таланты, сколько неудачи властей — предательство воеводы Басманова и смерть Годунова. 20 июня 1605 года Москва встречала Лжедмитрия ликованием. Но бояре и простые москвичи довольно быстро поняли, что новый царь уж очень ориентирован на Польшу. Последней каплей стало прибытие в столицу польских подельников Лжедмитрия — 16 мая 1606 года вспыхнуло восстание, в ходе которого самозванец был убит. Страну возглавил представитель «суздальской» ветви Рюрикович, знатный боярин Василий Шуйский.

Спокойнее, впрочем, не стало. Первые два года новой власти всерьез угрожали восставшие казаки, крестьяне и наемники Ивана Болотникова — было время, когда разозленные боярским самоуправством мятежники стояли под Москвой. В 1607 году объявился новый самозванец — Лжедмитрий II (известен и как «Тушинский вор») — через год под его властью были уже семь значимых российских городов, включая Ярославль, Владимир и Кострому. В том же году Ногайская орда и крымские татары впервые за долгие годы решилась на набег по русским землям.

Вместе с Лжедмитрием II на Русь (пока неофициально) пришли польские войска. Вели они себя даже для интервентов, мягко говоря, вызывающе — грабили города (даже те, которые добровольно согласились на власть нового «царя»), облагали местное население непосильными налогами и «кормились» в них. Поднялось национально-освободительное движение, его поддержала и власть — Россия заключила Выборгский договор со Швецией, по которому в обмен на Корельский уезд получила 15-тысячный отряд наемников. Вместе с ними талантливый русский полководец, родственник законного царя Михаил Скопин-Шуйский нанес интервентам несколько чувствительных поражений.


Но тут России снова не повезло. Царь Шуйский и его брат Дмитрий, испугавшись популярности Скопина-Шуйского, отравили молодого военачальника (а то ещё власть отнимет!). А тут, как назло, польский король Сигизмунд III объявил войну измученному внутренними проблемами соседу и осадил мощную крепость Смоленск. Но в битве 4 июля 1610 года при Клушине русские войска, возглавляемые бездарным Дмитрием, из-за предательства немецких наемников были разгромлены поляками. Узнав о успехах польской армии, с юга к Москве пришел Лжедмитрий II.

В самой столице была уже новая власть — бояре потеряли последние остатки доверия к «боярскому царю» Шуйскому и свергли его. В результате к власти пришел совет из семи бояр, вошедший в историю как Семибоярщина. Новые правители сразу же решили, кто станет их царем — выбор пал на польского королевича Владислава.

Но здесь уже воспротивился народ — правителя-католика не хотел никто. Люди решили — лучше уж «свой» Лжедмитрий, чем Владислав. Самозванцу один за другим начали присягать даже те города, которые ранее с ним отчаянно боролись. Семибоярщина испугалась Лжедмитрия II и пошла на неслыханный шаг — впустила в Москву польско-литовские войска. Самозванец бежал в Калугу. Народ был на его стороне — людям очень не нравилось то, как вели себя в стране польские интервенты. Самопровозглашенный Рюрикович и правда начал бороться с поляками — освободил несколько городов, разбил войско польского гетмана Сапеги. Но 11 декабря 1610 года он поссорился с охранниками-татарами и был убит. Стало ясно, что никто, кроме самих русских, страну не спасёт.

Народные ополчения

Их было два. Первое возглавил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его власть признали бывшие сторонники Лжедмитрия II: князь Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, казаки Ивана Заруцкого. Поляки знали о заговоре и нервничали: в результате бытовую ссору на рынке они приняли за начало восстания и вырезали тысячи москвичей. Только в Китай-городе число жертв доходило до семи тысяч…

В конце марта 1611 года Первое ополчение подошло к Москве. Ополченцы взяли несколько районов Москвы (Белый город, Земляной город, часть Китай-города), а затем выбрали «временное правительство» под названием «Совет всей земли) во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким. Но на одном из военных советов ополчения казаки восстали и убили Ляпунова. Два оставшихся члена совета решили держать Кремль с засевшим в нем польским гарнизоном в осаде до подхода Второго ополчения.

Проблемы следовали одна за другой. Поляки после долгой осады взяли Смоленск, крымские татары разорили Рязанщину, шведы из союзников превратились во врагов — под их натиском пал Новгород. А в декабре Псков захватил уже третий по счёту Лжедмитрий… Вскоре весь северо-запад России признал очередного самозванца.

Второе ополчение возникло в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде. Его основу составили крестьяне северных и центральных регионов России, а также горожане. Возглавил его нижегородский земский староста Кузьма Минин. Его поддержали сначала посадские люди, а затем и все остальные — служилые люди (военные) и воеводы, духовенство, городской совет. На общем сходе горожан с проповедью выступил протопоп Савва, а затем и сам Минин призвал сограждан освободить страну от оккупантов. Вдохновленные его речью горожане решили, что каждый житель Нижнего Новгорода и уезда передаст на содержание «ратных людей» часть своего имущества. Распределять доходы доверили Минину — доверие к нему было стопроцентным.

Для военного руководства он пригласил князя Пожарского. Лучшей кандидатуры трудно было и придумать — вельможа был Рюриковичем, в 1608 году разбил войска Лжедмитрия II, сохранил верность московским царям, а в марте 1611 года принял участие в битве за Москву, где был тяжело ранен. Нижегородцам пришлись по душе и его личностные качества: князь был честным, бескорыстным, справедливым человеком, а решения принимал обдуманные и рациональные. Делегация из Нижнего Новгорода ездила к залечивавшему раны Пожарскому в его имение за 60 км несколько раз — но князь, согласно этикету тех времен, неизменно отказывал и согласился только тогда, когда к нему приехал архимандрит Феодосий. Условие было только одно — Пожарский был готов сотрудничать только с Кузьмой Мининым, которому в делах хозяйственных верил безоговорочно.


В Нижний Новгород Пожарский прибыл в конце октября 1611 года. Довольно быстро ему удалось увеличить число ополченцев с 750 до 3 000 человек — ряды освободителей пополнили служилые люди из Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. Им сразу же начали выплачивать и жалование — от 30 до 50 рублей в год. Узнав об этом, к ополчению начали присоединяться рязанцы, коломенцы, казаки и стрельцы из окраинных городов.

Хорошая организация работы (как с деньгами, так и с людьми) быстро привела к тому, что Второе ополчение — точнее, созданный им Совет всей земли — стало «центром силы» наряду с московской «семибоярщиной» и казацкой вольницей Заруцкого и Трубецкого. При этом новые руководители — в отличие от деятелей Первого ополчения — с самого начала четко знали, чего хотят. В декабрьской грамоте, адресованной населению Вологды, они писали, что хотят покончить с междоусобицами, очистить Московское государство от врагов и не чинить произвол.

Из Нижнего Новгорода ополчение вышло в конце февраля 1612 года. Дойдя до Решмы, Пожарский узнал, что Псков, Трубецкой и Заруцкий присягнули Лжедмитрию III (под его именем скрывался беглый монах Исидор). В результате было решено временно остановиться в Ярославле. Древний город стал столицей ополченцев.

Здесь ополченцы задержались до июля 1612 года. В Ярославле окончательно сложился Совет всей земли, в него вошли представители знатных родов — Долгорукие, Куракины, Бутурлины, Шереметевы, но возглавляли его по-прежнему Пожарский и Минин. Кузьма был неграмотным, поэтому за него «прикладывал руку» князь. Для издания документов Совета — грамот — требовались подписи всех его членов. Характерно, что из-за существовавшего тогда обычая местничества подпись Пожарского была лишь 10-й, а Минина — и вовсе 15-й.

Из Ярославля ополчение вело и военные действия (против польско-литовских отрядов и казацкой вольницы Заруцкого, отсекая последних от коммуникаций), и дипломатические переговоры — шведов решили усмирить хитростью, предложив брату короля русский престол, а у Священной Римской империи попросили помощь также в обмен на престол для ставленника императора. Впоследствии и шведу Карлу-Филиппу, и немецкому принцу Максимилиану отказали. Параллельно велась работа по восстановлению порядка на подконтрольной территории и вербовке новых ополченцев. В результате численность Второго ополчения выросла до 10 000 хорошо вооруженных обученных ратников.

Время действовать настало в сентябре (по новому стилю). 12-тысячный отряд польского гетмана Ходкевича попытался деблокировать запертый в Кремле польский гарнизон. 2 сентября состоялось первое сражение Московской битвы: в нём с 13 до 20 часов вечера сражались конные отряды Пожарского и Ходкевича. Странно повёл себя вроде бы поддержавший Второе ополчение князь Трубецкой: попросив у Пожарской 500 конников, он не давал им принять участие в битве и поддержать ополченцев. В результате приданные князю конные сотни самовольно покинули его и вместе с частью казаков Трубецкого помогли Пожарскому сначала отбросить поляков на исходные позиции, а затем и оттеснить их к Донскому монастырю.

3 сентября состоялось новое сражение. Князь Трубецкой опять предпочел не вмешиваться в бой, в результате чего поляки заняли важный укрепленный пункт и захватили в плен гарнизон из казаков. От поражения ополченцев спасло вмешательство келаря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицына — он пообещал казакам Трубецкого, что им выплатят жалование из монастырской казны, и после этого они все-таки присоединились к ополчению.

Решающее сражение произошло 4 сентября. Ополченцы бились с поляками в течение 14 часов. В ходе боя отличился Кузьма Минин — его небольшой конный отряд совершил дерзкую вылазку и посеял панику в стане Ходкевича. Чаша весов склонилась на стороне воинства Пожарского — вместе с казаками Трубецкого он обратил поляков в бегство. Уже на следующий день с остатками своей армии гетман ушел из Москвы.

Оставался польский гарнизон — два отряда полковников Струся и Будилы, защищавший район Китай-город и Кремль. В цитадели находились и бояре-изменники, и будущий царь Михаил Романов. После месячной осады Пожарский предложил противникам сдаться и взамен обещал сохранить им жизнь, но высокомерные поляки ответили категорическим отказом. 4 ноября по новому стилю ополченцы взяли штурмом Китай-город (эту дату мы и отмечаем как День народного единства), но Кремль оставался под контролем оккупантов. В польском стане царил голод — по свидетельствам очевидцев, интервенты опустились до людоедства. 5 ноября они все-таки сдались. Войска Будилы попали в плен к Пожарскому, и князь, как и обещал, сохранил им жизнь. Отряд Струся пленили казаки — и вырезали всех поляков до единого. 6 ноября 1612 после торжественного молебна войска князя Пожарского под звон колоколов со знаменами и хоругвями вошли в город. Москва была освобождена.

В январе 1613 года в Москве состоялся первый в истории всесословный Земский собор — на нём присутствовали представители всех сословий, включая и крестьянство. Кандидатуры зарубежных претендентов на русский престол — польского принца Владислава, шведа Карла Филиппа и других — были отклонены. Не заинтересовал делегатов и «воренок» — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван. Но не нашла полной поддержки и ни одна из восьми «русских» кандидатур, в том числе и самого Пожарского. В итоге собравшиеся проголосовали за «компромиссный» вариант — сына влиятельного патриарха Филарета Михаила Романова. Избрание, положившее начало новой династии, состоялось 7 февраля 1613 года.

Смутное время в России, правда, ещё не закончилось. Новому царю пришлось разбираться с мятежным атаманом Заруцким, шведами и 20-тысячным отрядом поляков, которые вместе с запорожскими казаками осадили Москву в 1618 г.

До 1640 года Романовым верой и правдой служил герой Смуты князь Пожарский — Михаил Федорович и Алексей Михайлович доверяли ему самые ответственные дела.

Итоги Смуты были тяжелыми. Московское государство на 100 с лишним лет потеряло выход к Балтике, на несколько десятилетий — стратегическую крепость Смоленск. Количество распаханных земель сократилось в 20 раз, способных на ней работать крестьян — в 4 раза. Многие города — к примеру, Великий Новгород — были полностью разорены. Но самый важный итог все-таки был со знаком «плюс» — Русь в условиях внешней агрессии и внутренних неурядиц сохранила свою независимость.


Памятник Минину и Пожарскому в Москве от благодарных потомков

Праздник был учрежден в декабре 2004 года по инициативе Межрелигиозного совета России, состоящего из лидеров традиционных конфессий страны, как общенациональный праздник, объединяющий все народы России.

Впервые этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года, однако его история начинается намного раньше — несколько веков назад.

История

Дата праздника была выбрана не случайно — исторически День народного единства связан с далекими событиями начала XVII века, когда в 1612 году Москва наконец-то была освобождена от польских интервентов.

На рубеже XVI-XVII веков в России произошла вереница трагических обстоятельств, и эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Историки считают, что непосредственной причиной Смуты стало прекращение династии Рюриковичей. Положение осложнилось также крайне неблагоприятной внутриэкономической ситуацией и иностранным вторжением.

По призыву Святейшего патриарха Гермогена, погибшего от рук поляков за свою верность Православию и причисленному к лику святых, русский народ встал на защиту родины.

Первое ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось.

Затем в сентябре 1611 в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Памятник Минину и Пожарскому в Москве

Из Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья.

Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), а также создание нового правительства.

Под знамена Минина и Пожарского собралось для того времени огромное войско, которое в марте 1612 выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю, где был создан временный "Совет всей Земли" — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства.

Во всенародном ополчении, для освобождения Русской земли от иноземных захватчиков, участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы.

Со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

© photo: Sputnik / РИА Новости

Суть праздника

Этот праздник больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром интервентов.

Праздник призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны о важности сплочения. Он также служит напоминанием о том, что только вместе можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.

На территории России проживают представители 195 народов и народностей, которые относятся к десяткам религиозных течений.

Главная задача праздника как в дореволюционное, так и в настоящее время, сводится к единству людей разных религий, происхождения и статуса для достижения общей цели — стабильного гражданского мира, а также уважению к патриотизму и мужеству, которое было проявлено освободителями Москвы.

День народного единства — это повод для всех граждан страны осознать и почувствовать себя единым народом.

© photo: Sputnik / Антон Денисов

Как празднуют

Первый День народного единства торжественно отметили в 2005 году — главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Основным событием праздника было открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

День народного единства в этом году планируют отпраздновать также пышно, как и в предыдущие годы. Самые грандиозные мероприятия намечаются в Москве и в Нижнем Новгороде, откуда пошло ополчение Минина и Пожарского.

Планируется большое, многомиллионное шествие по городу и возложение цветов к мемориалу Минину и Пожарскому.

В День народного единства проводятся праздничные мероприятия патриотической направленности, шествия, гуляния, ярмарки, выставки и так далее. Все главные парки Москвы подготовили большую развлекательную программу ко Дню народного единства.

В Кремле пройдет церемония торжественного вручения премии президента за укрепление единства российской нации и концерт "Мы едины".

По всей стране пройдут торжественные концерты, салюты, и массовые народные гулянья.

© photo: Sputnik / Саид Царнаев

Материал подготовлен на основе открытых источников.

День народного единства является символом не столько победы над польскими интервентами периода XVII века, сколько сплоченности народа.

Этот праздник в России ежегодно отмечается 4 ноября - это государственный праздник, а в стране поэтому данный день признан официальным выходным.

Первый раз День народного единства начали отмечать в современной России еще в 2005 году, но история этого всенародного праздника начинается несколько столетий назад.

Немного истории

День народного единства связан исторически с событиями, которые принадлежат началу XVII века. Тогда, в 1612 году столицу России освободили от польских интервентов.

В период XVI-XVII веков в России наблюдалась череда трагических событий — данная эпоха в историю вошла как "Смутное время".

Историки полагают, что причиной этой Смуты являлось прекращение династии Рюриковичей, а весьма неутешительное экономическое положение в стране и вторжение иностранцев еще больше осложнило и без того бедственную ситуацию.

Русский народ, когда услышал призыв со стороны Святейшего патриарха Гермогена, поднялся на защиту своей родины. Патриарх за собственную верность православию умер от рук поляков, после чего был приписан к лику Святых.

Рязанский воевода по имени Прокопий Ляпунов встал во главу первого ополчения, но из-за грызни между казаками и дворянами, которые были убийцами воеводы по ложному обвинению, оно быстро распалось.

Потом земский староста по имени Кузьма Минин в сентябре 1611 года в городе Нижний Новгород призвал русский народ собрать деньги и создать ополчение для освобождения их страны. Для организации ополчения население города обложили неким сбором, а в качестве воеводы, по предложению Минина, призвали новгородского князя по имени Дмитрий Пожарский.

Грамоты с призывом к данному сбору ополчения начали рассылать из Новгорода и в другие российские города - кроме крестьян и посадских людей, собрали еще средних и мелких дворян. В уездах и городах Поволжья организовались главные силы этого ополчения.

План ополчения предусматривал некоторые важные пункты: освобождение столицы от интервентов, отказ от признания каких-либо государей иноземного происхождения на российском престоле (бояре позвали на царство королевича польского Владислава) и формирование нового правительства.

Большое войско собралось под знаменами Минина и Пожарского. В 1612 году, в марте оно двинулось из Нижнего Новгорода к Ярославлю, где был сформирован временный правительственный орган, названный "Совет всей Земли". Основную роль в нем играли мелкие служилые дворянства, а также посадские люди.

Роль иконы Казанской Божией Матери

Нижегородское ополчение в руках с копией иконы Казанской Божией Матери, которая была обретена в XVI веке, 4 ноября смогло изгнать поляков из столицы, штурмом взяв Китай-город.

Данная победа послужила сильным импульсом к возрождению российского государства. А чудотворная икона стала с тех времен предметом почитания.

В конце зимы 1613 года Земский собор избирает первого российского главу из династии Романовых - Михаила. После этого Земский собор, состоявший из всех сословий государства, стал конечной победой над Смутой, а также торжеством национального единства и православия.

Уверенность в том, что победа одержана благодаря чудотворной иконе Казанской Божией Матери, стала столь глубокой, что князь Пожарский построил Казанский собор на краю Красной площади, потратив на это собственные средства.

Когда начали праздновать впервые?

Обязательное празднование было назначено на 4 ноября как день благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь при освобождении страны от поляков царем Алексеем Михайловичем в 1649 году.

В церковный календарь Празднование Казанской иконе Божией Матери вошло как память освобождения Москвы и всей нашей страны от поляков в 1612 году.

Изначально в России этот праздник отмечался вплоть до самой Революции 1917 года.

Важность праздника

День народного единства представляет собой праздник, который в большей степени является символом не победы, а сплоченности народа, ведь он дал возможность победить интервентов.

Чтобы освободить землю русскую от иноземцев, в ополчении принимали участие представители абсолютно всех сословий, вероисповеданий и народов, входящих в состав великой русской державы.

Это праздник, призывающий народ не только вспомнить такие важные исторические события, но и сказать гражданам нашей многонациональной страны о всей важности сплочения.

Данный праздник важен для государства, ведь он напоминает гражданам России о том, что только сообща можно преодолеть какие-либо препятствия и справиться с разными трудностями.

На территории нашего государства живут представители 195 народов, которые относятся к самым разным религиозным течениям.

Главная задача праздника как в дореволюционное время, так и в настоящее - это единение людей различного происхождения, религий и статуса для достижения общих целей, в частности гражданского стабильного мира.

Заключение

Праздник День народного единства очень важен для России. Он является поводом для граждан с многоконфессиональным и многонациональным составом ощутить себя единым народом.