Воспитание 4 х летнего ребенка. Советы психолога родителям пятилетних малышей

Дети четырехлетнего возраста уже относятся к дошкольникам: ребёнок приобретает первые представления о мире, которые расширятся с возрастом.

Четыре года ‒ этап, полный открытий для родителей и крохи. А чтобы открытия увенчались успехом, вам стоит опираться на возрастные особенности ребенка, помогая ему развиваться.

Психологическое состояние ребенка 4-х лет

Психологической особенностью четырёхлетнего ребенка является яркое проявление «чувств и чувствительности». Как отмечает советский психолог и педагог Мухина В.С., «в дошкольном возрасте, особенно в возрасте трех-четырех лет, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства» (Мухина В. С. «Возрастная психология. Феноменология развития», 1999 г.).

Также учёный акцентирует внимание на том, что «чувства дошкольников трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы». Поэтому родителям не стоит принимать всерьёз сверхэмоциональную реакцию на события. Иногда дети специально шалят, чтобы посмотреть на реакцию окружающих и понять, какие эмоции у них вызывают проказы. Так ребёнок учится различать положительные и отрицательные стороны.

Теперь дети начинают осознавать происходящее более остро. У них появляются новые эмоции: стыд, обида, разочарование, грусть. Дети в 4 года становятся чуткими: они улавливают настроение близкого человека и сопереживают. Формируются нравственные качества: понимание, проницательность, доброта, отзывчивость.

Интеллектуальные особенности в 4 года

Интеллектуальные особенности ребенка в 4 года объясняются уровнем его анатомического развития. Мозг уже почти соразмерен мозгу взрослого человека. Но правое и левое полушария развиты в разной степени: правое полушарие, отвечающее за проявление эмоций и чувств, преобладает.

Четвёртый год ‒ время повышенного интереса к изучению мира, проявления познавательной активности. Ребенок познает мир не только через книги и игрушки. Наступает пора осознанного знакомства с миром во время прогулки или посещения детского мероприятия.

Сына или дочку пора познакомить с алфавитом и простыми числами. Научите ребёнка выполнять простые арифметические вычисления и составлять из букв слова. Еще можно обучать ребенка иностранному языку. Существует много школ, предлагающих программы освоения иностранного для дошкольников. Или проводите занятия на дому.

Важно регулярно тренировать память. Например, разложите карточки с простыми изображениями и попросите запомнить последовательность. Перемешайте и предложите ребёнку восстановить по памяти порядок картинок. Чаще читайте небольшие детские сказки и стихотворения, предлагайте их заучить и рассказать по памяти.

Полноценное физическое развитие ребенка в 4 года подразумевает формирование мелкой моторики рук. Для тренировки ловкости пальцев и подготовки руки к письму лепите из пластилина или глины, вырезайте ножницами крупные и средние элементы разной формы. Ещё рисуйте разными художественными инструментами (кисточками, фломатсерами, карандашами, мелками, пальчиковыми красками). Помощниками юного художника станут альбомы и раскраски. Продолжайте собирать пазлы и конструкторы.

Как воспитывать детей 4-х лет

От родительского воспитания зависит то, каким станут ваш сын или дочь. Поэтому ключевое правило для родителей ‒ быть внимательными к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и устанавливает эмоциональную связь. Ребёнок, ощущающий любовь и заботу близких, имеет правильных пример семейных отношений.

  • Культурный досуг . Посещайте культурные мероприятия для приобщения ребенка к миру искусства. Походы в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские гуляния социализируют и развивают воображение.
  • Похвала по маленьким и большим поводам . Хвалите даже за маленькие победы ‒ это даст уверенность и понимание того, что ребенком гордятся.
  • Навыки самообслуживания . Обучите соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выкидывать мусор в ведра, убирать игрушки на место.
  • Наблюдение у врача . Приводите ребёнка на плановые осмотры и тем более, если заподозрите какое-то заболевание. Ребёнок должен регулярно обследоваться у педиатра, окулиста, хирурга, ЛОРа, кардиолога и эндокринолога.
  • Здоровая пища . Обеспечьте сбалансированное питание, в котором будут белки, жиры и углеводы. Частота приёмов пищи для ребенка 4 лет ‒ 4-6 раз в сутки.
  • Режим . Установите распорядок дня: так вам легче контролировать его деятельность, а ему – привыкнуть к режиму.
  • Полезные игры . Обучайте в игровой форме: так занятия проходят веселее и легче.
  • Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не злитесь на ребёнка, который задаёт вопросы. Четыре года ‒ возраст «почемучки», который хочет всё знать. Объясняйте явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
  • Поиск друзей . Помогайте налаживать контакты с детьми: давайте подсказки как подойти познакомиться, приглашайте в гости родителей и друзей крохи, проводите досуг вместе.
  • Правила без исключений . Заведите в семье правила и обязанности, которым нужно следовать всем членам семьи. Если ребёнок нарушает правила, наказывайте, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключений из жалости или непонимания. Малыш должен научиться нести ответственность.

Как воспитывать девочку ? Существует ли в воспитательных методиках, наставляющих на путь истинный мальчишек и девчонок, различие? Большинство родителей неоднократно задумывалось о верности воспитательных мер, которые они практикуют. Считается, что девочки в реальной жизни менее защищенные, нежели мальчики. Воспитание девчушки – это довольно ответственный и хлопотливый процесс. К тому же, если учесть фееричную женскую фантазию, тонкую душевную организацию дочерей Евы и их чрезмерную эмоциональность, заложенную природой, то воспитание из ответственного дела трансформируется в очень сложную и в некотором смысле, «ювелирную» работу.

Чтобы родители не совершали типичных ошибок в воспитании девчушек, психологами разработано семь простых рекомендаций, базирующихся на особенностях душевной организации и характера малышек. Советы по воспитанию дочери приведены ниже.

Как правильно воспитать девочку

В первый черед, к малышке нужно относиться, словно к прекрасной принцессе. Поскольку сомнение в собственной внешней привлекательности во взрослой жизни девушки станут для нее тяжелым грузом, источником неудач и множества комплексов. Вне зависимости от внешних данных, подаренных природой или родительскими генами, необходимо с самого раннего возрастного периода дочурку воспитывать в убеждении, что она писаная красавица. Кроме того, следует неизменно акцентировать ее достоинства, а наличествующие дефекты во внешности не замечать. Если есть возможность, то недостатки рекомендуется выправить. В случае, когда дефекты во внешности не поддаются коррекции, о них нужно забыть или превратить их в достоинство, ведь веснушки полны очарования, а курносый носик добавляет вздорности девчушке.

Не нужно иронизировать над исконно женской страстью к зеркалам. Пусть малышка изучает собственную внешность, пусть учится себя любить. Также не следует прерывать ее первые несмелые попытки опытов с маминой косметикой. Рекомендуется даже купить малышке детскую косметику, которая более подходит нежной женской коже. Кроме того, можно с дочкой вместе создавать декоративную косметику собственного приготовления. Сегодня в интернете можно найти множество рецептов.

Девочке нужно объяснить, что всякая красивая женщина прикладывает кучу усилий, чтобы всегда хорошо выглядеть. Ее усилия не заключаются лишь в макияже. По-настоящему красивая и обаятельная фемина кроме прекрасной фигуры и очаровательной внешности, должна обладать умом, чувством юмора, легким характером, быть начитанной и образованной. Поэтому работу над собственной внешностью и образованием нужно поощрять. Кроме того, ребенка следует всесторонне развивать не только в интеллектуальном плане, но и в физическом. Рекомендуется отдать малышку в спортивную секцию.

Все вышеописанное не означает, что воспитание дочерей Евы должно базироваться на вседозволенности. Однако и со строгостью не следует перебарщивать. Поскольку женщины, взращенные чересчур требовательными родителями, в отношениях с мужчинами не могут избавиться от мысли, что такое чувство как любовь нужно заслужить. Такие женщины отличаются излишней старательностью, их преследует комплекс жертвы. Они не могут осознавать и ощущать себя любимой. Эти женщины считают себя недостаточно красивыми, худыми, умными. Они думают, что недостойны внимания или любви мужчины.

Лишенная в детском возрасте бесспорных проявлений родительской любви, ласки, взрослая барышня, словно мотылек, будет лететь на первый проблеск света, который она воспримет за любовь. Это грозит тем, что девушка может стать жертвой первого попавшегося проходимца, который немножко приласкает ее и скажет пару нежных слов. Девчушек необходимо баловать, лелеять и холить, но соблюдая меру, которую устанавливает каждый родитель сам. Они должны ощущать и понимать, что их любят. Дочери Евы, знавшие родительскую любовь, во взрослой жизни будут сторониться атмосферы нелюбви. В этом и заключается залог их личного счастья.

По мере взросления крохи роль отца набирает значимости. Поэтому одиноким матерям нужно тщательно продумать и проредить свое мужское окружение. Мужчины, вхожие в дом, должны быть безопасны для девочки и психологически необходимы.

Поскольку девушки существа более слабые физически и доверчивее, нежели представители мужской половины, их следует с детства ознакомить с правилами безопасности. В первый черед нужно научить детей разбираться в ситуациях и людях. Только не следует запугивать девчушек. Рекомендуется всего лишь предостеречь от ненужной доверчивости. Естественно посредством советов от всего на свете уберечь девушек не получится не зависимо от того, насколько они мудры. Хоть это утверждение и противоречит известному народному изречению, но реальная жизнь не видела ни одного свидетельства обучения мудрых людей на чужих промахах. Следовательно, либо на Земле мудрых людей не существует, либо изречение слегка лукавит, чтобы наставить на путь истинный отроков. Поэтому нужно анализировать вместе с ребенком каждый его промах, чтобы в дальнейшем он не совершал аналогичных ошибок. Также рекомендуется проводить беседы с дочерью об опасных эпизодах из жизни знакомых или о случаях, известных из прессы. Малышка с ранних лет должна научиться сторониться всего того, что может угрожать ее существованию, репутации, здоровью. Ведь недаром говориться, что береженого сам Бог охраняет.

Женщину делает женщиной доброта и женственность. Поэтому дочерей Евы нужно учить заботиться о близких, замечать чужую боль, помогать больным и слабым. Не стоит бояться резко одернуть малышку, если она насмехается над чьими-то недостатками. Нередко девочки бывают более жестокими, нежели мальчишки. Потому-то рекомендуется у любимых дочерей поощрять желание помогать людям, например, помочь донести до квартиры тяжелую сумку бабушке-соседке. Если ребенок принес домой бездомного котенка или птенца — не нужно резко отказывать ему. Ведь уход за домашними питомцами является прекрасной возможностью выработать у малышки милосердие и ответственность. Тем более не рекомендуется препятствовать дочурке заботиться о родне. В частности о единственной и неповторимой маме. И неважно, что такая забота будет неумелой, главное, что она стопроцентно искренняя. Благодарность – вот лучший ответ на детскую заботу.

В погоне за выработкой у малышки доброты также не стоит переусердствовать. Не нужно позволять ребенку направлять его милосердие на недостойных людей. В противном случае излишняя добросердечность может довести чадо до беды. Формула истинной женственности равняется балансу между милосердием и благоразумием.

Помимо всего перечисленного, следует помнить, что прежде всего маленькая леди в будущем должна прекрасно справляться с ролью хозяйки. Поэтому нужно с ранних лет стараться прививать малышки навыки уборки, шитья, готовки, мытья посуды. Обучить ее этому довольно просто. Сложнее сделать так, чтобы она работу по дому не воспринимала как досадную повинность или наказание.

Многие ошибочно полагают, что лидерские качества важнее мальчишкам, нежели девчонкам. Это не так. Поэтому не стоит сковывать детскую инициативу. Пусть ребенок примерит на себя роль лидера. Любые, даже крохотные успехи малышки нужно поощрять похвалой. Ведь это будет стимулом для . Однако при этом нужно постараться не привить своему чаду безапелляционность, категоричность, неумение слушать и слышать собеседников. Дочка, в первый черед, это будущая женщина, мама и хранительница очага, а не железная леди, идущая вперед по «трупам».

Кроме всех вышеперечисленных черт для девочки очень важна индивидуальность, которую развить гораздо сложнее, нежели все остальные качества. Родителям следует постараться не перейти ту грань, где воспитание в ребенке различных «правильных» черт характера перерастет в разрушение индивидуальности. Поэтому не следует растить из дочки гениальную пианистку, когда она увлечена футболом, а занятия музыкой у нее вызывают отвращение. Не нужно перекладывать свои несбывшиеся мечты на ребенка. Поскольку он имеет право на реализацию собственных целей и желаний. Родители должны поддерживать те положительные качества, которые развиваются в дочке, а не навязывать свои.

Как воспитывать девочку в 1 год

Нынешний мир диаметрально противоположен эпохам Возрождения и Классицизма, где женщины были нежными и хрупкими созданиями, за которых все важные решение принимал либо отец, либо супруг. Сегодня все чаще девчонок воспитывают в феминистском духе. Все воспитательные меры нацелены исключительно на развитие лидерских черт для карьерного роста. Подобное воспитание, к сожалению, справедливо в современных реалиях. Увы, но современная женщина не может посвятить себя полностью семье, поскольку ей будет не на что существовать. Ведь мужчины измельчали. Теперь женщинам приходится на себе тянуть не только детишек, но и мужа-бездельника. Современные мужчины все больше склонны лежать на диване и разглагольствовать о тяготах бытия. Мир жесток, поэтому в нем выживает лишь сильнейший. А женственность, доброта, заботливость и мягкость воспринимаются, зачастую, за слабость.

Поэтому на плечи современных родителей возлагается большая ответственность за воспитание дочерей, которых нужно вырастить одновременно сильными и женственными, ласковыми, заботливыми и в меру строгими, понимающим, прощающими и настойчивыми.

Некоторые родители, задумываясь над вопросом: как воспитывать девочку в год, ошибочно считают, что развивая в ребенке женственность, тем самым они делают из нее безвольную куклу, домашнюю клушу и бесплатное приложение к мужу. В первый черед, воспитать женственность – это означает развитие в девчушке исконно женских качеств, которыми наделяет их природа при рождении. Качеств, которые в мужчинах вызывают желание заботиться о девушках, оберегать их и защищать. Поэтому, начиная с самых ранних лет в девочках нужно развивать нежность, уравновешенность, заботливость наряду с настойчивостью, уверенностью, умением постоять за себя.

После достижения малышкой годовалого возраста ее можно приобщать к домашней работе. Маме рекомендуется подробно рассказывать о том, что в этот конкретный момент она делает. Например, во время приготовления пищи, уборки квартиры, раскладывания вещей по местам. Кроме того, рекомендуется купить дочурке маленький совочек, игрушечное ведерко, веничек. Дети любят копировать поведение значимых взрослых, с удовольствием подражают им, но делают они это в игре. Игровой процесс можно использовать не только для вырабатывания у дочери аккуратности, заботливости, чуткости, хозяйственности, но и с целью наблюдения и выявления собственного «неправильного» поведения. Нужно помнить, что не только мама с папой занимаются воспитанием дочурки, но и девочка воспитывает родителей, подражая их поведению. Так что, рекомендуется взрослым присмотреться к поведению крохи, если малышка разбрасывает везде свои игрушки, то может, так часто делает ее папа?

Мамы должны не только позволять дочкам помогать им, но и привлекать их к своим делам, если дети не выказывают интереса. Ведь в пятилетнем возрасте заставлять малышку разложить игрушки по местам будет поздно. Рекомендуется все бытовые дела делать совместно с дочуркой. Это позволит мамам убить одновременно «двух зайцев»: малышки почувствуют собственную значимость, а родительницы проведут с детьми больше времени.

Некоторые девочки с годовалого возраста начинают отдавать предпочтение определенной одежде. Нужно идти им навстречу. А также следует показывать и рассказывать маленьким модницам, какие туфельки больше подходят к голубенькому платьицу, а какие – к красной юбочке. Необходимо им объяснять, что одежда должна сочетаться по цветам, что есть праздничное убранство и уличные наряды. Также следует их учить бережно обращаться с вещами.
Таким образом, всем мамам, задающимся вопросом: как воспитывать девочку в год, совет один — развивать детскую индивидуальность, не ломая ее, а направляя в нужное русло.

Как воспитывать девочку 2 лет

Считается, что девочки более отзывчивы, спокойнее, менее активны, нежели мальчики. Девчонки больше развиваются творчески. Это нужно учитывать при воспитании двухлетней крохи.

В первый черед, следует учить маленькую леди выражать собственные чувства. Нужно не мешать ей самостоятельно, без помощи взрослых, достигать определенных результатов (например, разобраться с устройством игрушки). При воспитании детей всегда следует помнить, что малыши чувствуют ложь, поэтому объясняя ребенку тот либо иной свой поступок не следует прибегать к вранью или лукавству.

Многие родители совершают типичные ошибки в воспитании крох, вследствие того, что поддаются влиянию стереотипов: девочки играют в куклы, а мальчики любят машинки и солдатиков. Но малыши бывают разные. И увлекаются они тем, к чему душа расположена, а не тем, что диктует им их половая принадлежность. Если дочка любит погонять мяч, то маме остается лишь одно – не мешать ей, а также следить за безопасностью крохи.

Для каждого малыша важна родительская похвала и одобрение его действий. Поэтому не нужно жалеть комплиментов и добрых слов для собственного чада. Ведь тем самым родители вырабатывают у него адекватную . Но это не означает, что малышку нужно захваливать по поводу и без.

Также следует помнить, что крохи очень восприимчивы и склонны к подражанию. Поэтому, заметив в поведении любимой дочурки нечто неправильное, услышав от нее резкие выражения, в первый черед, рекомендуется обратить внимание на собственную персону. Просто девочка воспитывает родителей, подражает действиям мамы или папы. Не стоит ругать малышку за подобные действия. Ведь именно значимые взрослые являются примером для маленькой леди. Она лишь делает то, что показывают ей родители. Невозможно объяснить ребенку, почему употреблять «плохие» слова нельзя, когда ее папа их использует в речи.

Как воспитать девочку 3 лет

Отличие в поведении мальчишек девчушек заметно практически с рождения. Дочери Евы гораздо быстрей, нежели сыны Адама, развиваются и постигают окружающий мир. Девочки характеризуются чувственностью и эмоциональностью. Ими легче управлять. Но при этом девочки маленькие хитрюги.

Ниже приведены основные советы по воспитанию дочери

Для воспитания ответственности у малышек родителям рекомендуется всегда говорить им правду, а также выполнять все обещания.

Во всестороннем развитии ребенка играют важную роль оба родителя. Но для девочки эталоном является все же мама, которая должна стать для дочери подружкой. С мамой девчушка впервые обсуждает наряды, красоту, мальчиков. Мама учит ее краситься и ухаживать за собой. Именно в трехлетнем возрасте закладываются основы таких характеристик, как шарм, опрятность, изысканность и чувство стиля.

Так как девочки довольно эмоциональные создания, они намного чаще мальчишек говорят родителям слава любви, обнимают их, целуют, но одновременно с этим они более ранимые. Поэтому, воспитательную модель нужно выстраивать именно с учетом этих различий. Нужно демонстрировать ответные чувства малышке, обнимать ее, холить и радовать. Вообще телесный контакт очень важен для здорового развития ребенка. Психологи рекомендует с крепких объятий начинать день и заканчивать его. Некоторые родители скупятся на проявления любви к детям, так как считают, что могут разбаловать кроху. Но это не так. Любви не бывает много. А вот ее дефицит либо отсутствие может спровоцировать замкнутость и нелюдимость ребенка. Разбаловать может вседозволенность, которая ничего общего не имеет с проявлением любви.

Поэтому наказывать дочурку за содеянные провинности тоже надо уметь. Если малышка провинилась, то необходимо ей объяснить, в чем заключается ее проступок, что она сделала не так. При этом голос повышать настоятельно не рекомендуется.

Как воспитывать девочку 4 лет

В четырехлетнем возрасте дочурки, когда кризис трех лет уже позади, мамы с папами могут вздохнуть свободнее, но расслабляться все же не стоит. Конечно, родители уже поднаторели в воспитании, знают все хитрости маленькой «лисы», повадки и уровень ее активности. При этом воспитание в данном возрастном периоде все равно требует постоянного контроля и неизменного внимания к малышке. Ведь начинается период бесконечных «почему».

В четырехлетнем возрасте у ребенка акцент начинает постепенно смещаться с двигательной активности в сторону умственной деятельности. Малышке уже не столь интересно бегать по дому часы напролет. Ей все чаще хочется играть в более спокойные игры, например, в доктора или в дочки-матери. Малышей начинает привлекать творчество: лепка, рисование, изготовление поделок. Такое поведение нужно поощрять, особенно, если ранее чадо не отличалось усидчивостью. Также рекомендуется принимать участие во всех развлечениях крохи.

Кроме того, этот возрастной период считается отличным для определения дочери в какую-нибудь спортивную секцию. И неважно, что это будет за секция: бальные танцы или шахматы. Главное, чтобы малышке нравилось то, чем она занимается. В этот период родители допускают серьезную ошибку, занимая все детское время различными кружками, поскольку кроха будет уставать, соответственно продуктивность будет равна нулю. Таким поведением можно лишь отвратить ребенка от спорта или ранее любимых им занятий.

Также в этот период нужно активно приучать дочку к порядку во всех сферах, а именно: уборке игрушек и других вещей, чистоплотности. Кроме того, не следует забывать и о роли отца в воспитании малышки. Папы тоже должны принимать участие в ее жизни, играть и гулять с ней, водить на секции, разговаривать, любить и баловать.

Как воспитывать девочку 5 лет

Воспитание пятилетней крохи происходит напряженно вследствие постоянных пререканий и капризов со стороны дочки. И тут ничего не поделаешь – возраст такой!

В 5-нем возрасте в развитии малышки происходит много существенных изменений для становления детской личности. Именно данный возрастной этап знаменуется окончательным осознанием половых различий мальчиков и девочек. Пятилетние малышки четко идентифицируют себя как девочку. Вследствие этого дочь начинает задавать взрослому окружению множество неловких вопросов, имеющих связь с различиями полов. Какими бы не были неудобными вопросы на них придется отвечать. Пятилетний возраст также характеризуется началом формирования произвольности и осознанности в поведении. Малыши уже могут воздержаться от нежелательных действий и не одобряемых взрослым окружением поступков. При этом у девчонок осознанное поведение проявляется сильнее, нежели у мальчишек, поскольку похвала и одобрение для девочек имеют огромное значение.

Также на данном возрастном этапе у малышек просыпается ревность. Они ревнуют обожаемого папочку к маме. Пятилетние девочки практически «липнут» к отцу. Именно этот период является знаменательным для формирования модели отношений «женщина-мужчина». Поэтому папам необходимо более ответственно подойти к воспитанию в этот период. Кроме того, отцам рекомендуется демонстрировать теплоту в отношениях с мамой, уважать ее и заботиться. А с дочерью нужно быть спокойным и ласковым.

Если девочка будет видеть во взаимоотношениях родителей постоянные нападки папы на маму, то у нее может выработаться фобия относительно отношений с мужским полом.

Как воспитывать подростка девочку

Воспитывать девочку в пубертатном периоде, наверное, самое сложное. Поэтому так много родителей задается вопросом: как воспитать девочку 12 лет? Ведь именно в 12 лет начинается переоценка жизненных ценностей. В пубертатном периоде дети сближаются с ровесниками, одновременно с этим, отдаляясь от родителей. На данном этапе происходит критическая оценка подростками собственной внешности, в которой дети зачастую находят множество недостатков и дефектов.

В двенадцатилетнем возрасте на все появляется свой взгляд. Девочки требуют уважения к собственной персоне. Они хотят, чтобы к ним относились как к взрослым. У них появляются новые подруги и увлечения, которые отвечают молодежным веяниям. Кроме того, вчерашние папины дочки, начинают активно уделять внимание к представителям противоположного пола, пытаясь выглядеть старше, быть независимыми. В этом возрасте девушкам очень важно выглядеть также как все. Поэтому, если маму действительно тревожит вопрос: как воспитать девочку 12 лет, то нужно обращать внимание на модные веяния в среде двенадцатилетних девчонок и следить, чтобы дочка была одета именно так, как принято в кругу подростков. Не стоит пренебрегать значимостью стремления быть современной. Поскольку «неимущие» часто становятся объектом колкостей и травли. Поэтому, если у ребенка зубы не в порядке или кожа, волосы, не стоит оставлять недостатки внешности дочери без внимания.

Также рекомендуется поощрять интерес подростка к танцам, спорту, музыке, побуждать ее участвовать в различных школьных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Нужно стараться поддерживать своего ребенка, быть рядом с ним, когда он в этом нуждается. Если дочь в печали, то не следует нападать на нее с расспросами. Она нуждается в том, чтобы мама была с ней рядом.

В этой статье:

В возрасте четырех лет малыши становятся более понятливыми, уступчивыми, более мягкими, их чувства – более глубокими, а мысли – более сложными. У детей в этом возрасте обнаруживаются устойчивые симпатии и, соответственно, антипатии.

Они дорожат вниманием и любовью своих родителей и близких им людей. Однако все это может заметить не каждый родитель. Поэтому следует поинтересоваться темой развития карапуза в информационных источниках. Мы предлагаем прямо сейчас поговорить про воспитание детей 4-5 лет.

Детские инициативы

Детки очень стараются быть «хорошими», и в возрасте 4-5 лет особенно важно эти старания использовать и закреплять, чтобы они превратились в привычку делать добро. Очень важно в этот период научить детей делать хорошие поступки правильно, то есть
советуясь с родителями. Это необходимо, чтобы детские инициативы вызывали положительные эмоции у окружающих людей, а значит, были радостны и для самого малыша.

Плохо, когда ребенок, на его взгляд, сделал что-то хорошее, а родители за это ругают. При частом повторении подобных ситуаций можно совершенно отбить у детей желание помогать или радовать ближних. Для того чтобы поддержать и развить в крошках желание заботиться, делать добро, родителям необходимо ненавязчиво советовать, правильно направлять их инициативы, рассказывать детям разные истории с правильными и поучительными примерами. А для этого необходимо общаться с собственным чадом, находить время на совместные прогулки и беседы, получать удовольствие от общества маленького человека с богатым внутренним миром и неограниченными возможностями. Ведь вы их еще не ограничили своей категоричностью и запретами?

Запасаемся терпением

Чем еще отличается психология ребенка 4-5 лет от психологии детей более раннего возраста? Какие советы родителям по воспитанию их малышей могут дать специалисты, чтобы помочь вырастить людей, здоровых и морально, и физически? Кроме любви и мудрости, для этого
потребуется огромное терпение! Вот ключевое качество, которое необходимо мамам и папам в воспитании деток.

В первую очередь терпение понадобится в отношении засыпания малышей четвертого года жизни, вернее их нежелания засыпать в одиночестве. Дело в том, что в этом возрасте у детей появляется обостренное чувство любви к родителям. Они хотят находиться рядом с мамой, играть возле нее же или в шаговой доступности от нее, даже если она в настоящий момент времени не взаимодействует с ними.

Попробуйте выйти из комнаты, где находится ребенок, даже если он занят и, похоже, не обращает на вас никакого внимания. Карапуз тут же оставит игру и пойдет вас искать. По этой причине малыши 4-5 лет начинают бояться темноты. И если вы не хотите подвергнуть риску нервную систему любимого чада и не хотите превратить боязнь в болезнь, не уходите от него, пока он не уснет. А если ребенок проснулся посреди ночи и заплакал или пришел к вам, не ругайте, а успокойте и примите в свою постель или отведите назад в детскую и дождитесь, когда ребенок заснет. Детская комната – мир малыша. Попробуйте сделать его максимально безопасным и привлекательным.

Помните: так будет не всегда, этот период закончится. Ваш любимый бутуз повзрослеет и уже не будет бояться темноты. Все, что необходимо, – проявить терпение, любовь, понимание и помочь пережить этот непростой промежуток жизни.

Хочу все знать

Чем еще отличается психология детей возраста 4-5 лет? Активным развитием сферы познания. Этот факт нужно использовать как можно полнее для развития мышления. Именно сейчас малыши задают множество вопросов об окружающих их предметах и явлениях. В их сознании начинают появляться и развиваться причинно-следственные связи, которые следует правильно и вовремя направлять. Так что поторопитесь ответить на все вопросы как можно точнее и полнее. Не отмахивайтесь от своего «почемучки».

Дети учатся делать выводы о проявлении различных положительных и отрицательных поступков, которые они наблюдают в своем окружении. Это период, когда мама и папа могут стать для ребенка «учителями жизни», если они, конечно, не переадресуют свое любимое чадо к бабушке или дедушке, тете или дяде, а еще печальнее – если к улице.

Малыши четвертого-пятого года жизни задают много вопросов. Иногда они задают один и тот же вопрос несколько раз в день. Не уставайте отвечать детям. Ваше долготерпение вкупе с любовью воспитает и в ребенке соответствующие качества характера, которые вернутся вам в умноженном виде, когда уже вы будете задавать ему одни и те же вопросы по несколько раз, но значительно позже.

Вопросы, которые карапуз повторяет раз за разом, и полученные на них убедительные ответы позволят ему лучше понять и усвоить услышанное. Ответы нужно давать правдивые и развернутые. Если же вы достоверно не знаете того, о чем крошка вас спрашивает, не бойтесь признаться в этом и пообещайте, что обязательно поищете ответ на его вопрос в книгах или спросите у знающих людей, а потом обязательно расскажете.

Осознание себя в обществе

Воспитание ребенка 4-5 лет – очень важный и ответственный период жизни для родителей и для самого малыша. Психология детская уделяет большое внимание этому этапу развития личности, прежде всего потому, что именно в этом возрасте дети начинают осознавать свое социальное положение в этом мире. Они понимают, что не являются центром вселенной и их желания не являются первоочередными. Они впервые сталкиваются с размышлениями о том, что нужно уступить, пожертвовать своим благополучием ради ближнего.

В этом возрасте у деток активно начинают формироваться такие важные качества характера, как доброта и чуткость, отзывчивость и великодушие, чувство дружбы и чувство долга. Поэтому важно уделить внимание воспитанию адекватного отношения к обществу и окружающему миру. Оптимистичное восприятие жизни характерно для этого периода жизни детей. Во все усложняющейся окружающей обстановке его необходимо поддерживать
его и научить малыша в любых трудных ситуациях искать выходы. Таким образом можно заложить основы социально устойчивой ко всяким передрягам в обществе личности.

Хорошо рассказывать крохе о правилах поведения в обществе, в детских коллективах, в садике, в семье, на прогулке во дворе, в гостях, в общественных местах, в транспорте. Но еще лучше, если вы будете подкреплять свои слова личным примером: дети впитывают его гораздо быстрее, чем слова.

В это время ребенок очень податлив, он может быть хорошим учеником, следовательно, его можно быстро научить уступать место в транспорте старшим людям, терпеливо ожидать своей очереди в играх или в магазине с мамой, делиться игрушками или вкусной едой, отстаивать свои интересы и прислушиваться к желаниям ближнего.

Как стать другом своему чаду

Воспитание у ребенка 4-5 года жизни дружелюбия – несложная задача, потому что дети очень расположены дружить. Со всеми. Особенно – с родителями. Их психология позволяет с радостью выслушивать советы старших и стараться следовать им. Этот период жизни важно использовать для закладки основ долгосрочной дружбы со своим крохой. Помните, что друзья не пугают, а любят, поэтому старайтесь наставлять свое чадо через любовь. Даже если малыш не слушается вас, он все равно должен чувствовать, что горячо любим родителями, вне зависимости от поведения и того, сколько ему лет. Не допускайте в разговоре с ним раздражения. Совет Карлсона очень уместен в этом отношении: «Спокойствие! Только спокойствие!». Только так можно заложить фундамент доверия ребенка к родителям.

Не нужно впадать и в другую крайность, стараясь
исполнить все желания детей. Так можно превратить чадо в маленького тирана. Если мама с папой по каким-то причинам не могут выполнить желание чада, то обязательно должны постараться объяснить ему, по какой именно причине: заняты, или не имеют достаточно финансов, или считают, что выполнение его просьбы не принесет ему блага или повредит другим. Детки в таком возрасте уже в состоянии понять объяснения, поэтому не стоит лениться объяснять свои действия и поступки.

Помните: дети учатся понимать все то, что делают взрослые. И от того, насколько умело малышу объясняется отказ, зависит формирование правильного мышления ребенка. Обязательно покажите крохе лучший выход или замену его желанию. А когда дитя согласится уступить, обязательно похвалите его. Но не всегда стремитесь настаивать на своем. Когда это возможно, исполните просьбу или желание малыша даже с избытком – так вы научите его делать сюрпризы и дарить любовь другим людям.

Семь методов сотрудничества с ребенком по Джону Грею родителям


Любите, цените и понимайте своего ребенка. Ведь вы уже были детьми, а они взрослыми – еще нет. То есть у них нет вашего опыта. Позвольте им приобрести его по мере взросления, а не с ваших слов, да еще в 4 или 5 лет. Для ребенка это непосильная ноша.

Что вы знаете о своем ребенке, о его индивидуальных особенностях в этом возрасте. Знание психологии ребенка очень важно, так как оно помогает не совершать определенных ошибок в воспитании. Важно знать и понимать, что ребенку доступно в этом возрасте, а что нет. С помощью психологии, вы можете корректировать поведение вашего малыша. Также давать ему ту информацию, и тот объем материала который он способен усвоить в 4 года.

Четыре года – время, когда многие мамы впервые отводят свое чадо к детскому психологу. Что-то такое появляется в поведении и характере, что заставляет родителей беспокоиться. Иногда появляются пессимистичные настроения, дитя может говорить, что он никому не нужен, что он плохой, что его никто не любит. Все это – проявления переходного возраста, когда раннее детство сменяется детством более осознанным. В большинстве случаев провокаторами подобных нерадостных мыслей становятся, как это ни парадоксально, сами родители, а решать проблему предоставляют почему-то психологам. Дело в том, что психика ребенка сейчас крайне уязвима. Он способен испытывать такие эмоции, как обида, разочарование, стыд, грусть – то, что раньше было ему незнакомо в силу того, что основным двигателем развития были инстинкты, а не сознание. Очень остро воспринимается недостаток похвалы.

Понаблюдайте за собой. Возможно вы, пользуясь тем, что малыш подрос и теперь не требует неустанного внимания, перестали вовсе оказывать ему какое-либо внимание. Ребенок занят – и хорошо. Можно потратить время на свои дела. В лучшем случае от вас можно дождаться дежурного «Молодец! А теперь пойди, поиграй». Вот вам и ответ. Сейчас, когда поведение дитя строится, в основном, на подражании взрослому, совместные занятия важны, как никогда. У ребенка должна быть своя часть ответственности в общем деле, и не скупитесь на похвалу, если ему удалось справиться с задачей. А вот если не удалось, смотрите по ситуации. Если старался, но не получилось, все равно похвалите. Если просто поленился или отнесся к делу халтурно, пожурите – строго, но без крика. Но ни в коем случае не будьте равнодушными.

Как играет ребенок в четыре года

В этом возрасте дети часто играют вместе, и их интерес к сюжетно-ролевым играм продолжается: можно играть в «детский сад», «врача», «шоферов», «магазин» и «семью».

В «семью» с удовольствием играют и девочки, и мальчики – они переодевают кукол, укладывают их спать, катают в коляске и кормят, готовя обеды из подручных материалов.

Чему учится ребенок в четыре года

Изучаем буквы: начинайте с тех, которые легко произносить («а», «о» и так далее), а заканчивайте сложными для произношения «ч», «ф», «щ». Буквы можно нарисовать, сделать из пластилина (и играть с ними), из теста, ваты, выкладывать из круп и фасоли. Используйте этот период – между четвертым и пятым годами ребенок очень хорошо запоминает то, что ему предлагают, но лучше всего запоминается то, что интересно ему самому.

Поэтому игровая форма будет лучшим вариантом для изучения чего бы то ни было – стихотворений, песенок или иностранных слов. Не забывайте объяснять малышу, что происходит в стихотворении – он должен понимать, о чем рассказывает. Так формируется смысловая память.

Как ведет себя ребенок четырех лет

Благодаря тому, что ребенок много общается со сверстниками и играет с ними, у группы детей возникает свой собственный мир, свои секреты, которыми они могут не делиться с взрослыми. Тем не менее, общение с взрослыми очень насыщенно – 4-летний ребенок может задать за день около 400 вопросов. В этом возрасте у малыша возникает и повышенный интерес к самому себе – каким человеком он может вырасти, кем стать. Активность ребенка в задавании вопросов подавлять не надо: ищите время для того, чтобы найти ответы, которые могут быть и не очень подробными – на первых порах любознательный малыш удовлетворится и краткими.

Как развивается речь ребенка четырех лет

Речь малыша уже достаточно развита для того, чтобы ее хорошо понимали незнакомые люди. Если большое количество звуков произносится неправильно, то стоит обратиться к логопеду. В это время ребенок начинает активно использовать в своей речи слова, которые он услышал от взрослых.

Один малыш скажет что-то вроде «невероятно», другой произнесет нецензурное слово. Смысла этих незнакомых слов ребенок, как правило, не понимает, поэтому сразу ругать его или восхищаться не надо – все зависит от окружения.

Познавательные процессы у детей

Речь усложняется за счет включения в нее большого количества прилагательных, наречий.

Ребенок опирается в процессе восприятия на сенсорные эталоны (круглый, квадратный, треугольный), умеет сравнивать предметы по величине.

Память и внимание по-прежнему непроизвольны.

Мышление наглядно-образное – может сравнить предметы, увидеть скрытые связи без манипуляции, специальных действий с ними.

Воображение – начинает активно развиваться: предметы в игре используются в символической форме, кого-то или что-то обозначают, заменяют; ребенок учится разделять «Я» реальное» и «Я» как игровую роль».

Воспитание детей 4– 5 лет является важным и ответственным этапом в жизни родителей. Этот возраст считается переходным от раннего детства к дошкольному периоду.

Особенности развития данного возраста подсказывают, как правильно воспитывать малыша, по какому направлению двигаться. Полученные советы из данной статьи помогут родителям найти верный подход в преодолении трудностей развития ребенка .

Как правильно воспитывать малыша?

В возрасте 4– 5 лет формируется базовая основа поведения детей в обществе. На данном жизненном этапе его сопровождают самые близкие люди – семья, группа детского сада, друзья и сверстники.

В этом окружении малыш получает существенное общение, помощь и поддержку. Ребенок всесторонне развивается, познавая реальный мир и людей, которые встречаются на его пути.

Родители принимают в воспитании ребенка самое непосредственное и активное участие. Они отвечают на его многочисленные вопросы, рассказывают о различных явлениях и предметах окружающего мира. Собственным примером показывают, как необходимо поступать в определенной ситуации.

У ребенка этого возраста проявляются нравственные качества:

  • дружелюбие;
  • отзывчивость;
  • доброта;
  • вежливость;
  • коммуникабельность;
  • дисциплинированность.

Главная задача родителей – развитие всех этих качеств. Благодаря им, дети растут полноценно и правильно.

Необходимо учить малыша правильно себя вести в обществе. Уметь отстаивать свой интерес в кругу сверстников без ссор и драки. Они не должны обижать слабых. Стараться спокойно ожидать своей очереди, когда требует ситуация.

Стремление к самостоятельности приводит к появлению неуверенности. Следует поддержать его в этом моменте и дать понять, что близкий человек всегда рядом и готов помочь.

Формирование самооценки ребенка

Малыш чутко воспринимает отношение окружающих и начинает чувствовать себя полноправным членом общества. Формирование самооценки ребенка – важный показатель становления личности. С точностью копирует поведение близких и окружающих людей. Познание социальных отношений открывает для него новые впечатления и массу интересного.

Своими поступками он старается получить похвалу и высокую оценку. Именно в таких случаях заслуженное поощрение просто необходимо для него. Однако критическую оценку самому себе он вынести не может. Поэтому , со стороны взрослого очень важно как можно доступнее и спокойно указать на провинность или плохой поступок.

Первые интеллектуальные поиски ребенка родителям следует уважать и корректировать в нужном направлении.

У многих родителей, незнающих особенностей развития 4– 5-летнего ребенка возникают трудности в его воспитании. Это приводит к постоянному требованию от малыша определенных действий и правил, которые не позволяют ему принимать самостоятельное решение. При этом они не слышат его, постоянно осыпают различной критикой, сопровождая руганью и унизительными оскорблениями.

В этом случае у ребенка проявляются следующие критерии в поведении:

  • полностью закрывается и становится менее разговорчивым;
  • перестает доверять родителям;
  • показывает свой характер;
  • делает все наперекор;
  • устраивает истерики с плачем;
  • капризничает по любому поводу;
  • злится и раздражается по пустякам;
  • плохо ведет себя в и общественных местах.

Психологической особенностью 4– 5-летнего ребенка считается кризис в социальных отношениях. Это в первую очередь является следствием нехватки должного внимания и поддержки со стороны близких людей.

Длительность кризисного периода у детей

Однако, для данного возраста модель взаимоотношений с социумом путем плохого поведения является нормой. Ребенок выстраивает собственные границы территории. Он старается быть свободным и самостоятельным в своих поступках.

В этот период родителям необходимо спокойно принимать своего малыша таким, какой он есть. В то же время пытаться установить с ним правила отношений, которые не позволяют ему выходить за определенные рамки. Родителям необходимо проявлять огромное терпение и выдержку в отношении своего чада.

Это трудное время следует прожить с полной поддержкой ребенка во всем , окружая его вниманием, любовью и заботой. В такой период родителям необходимо набраться особого терпения. Проводить с малышом большое количество времени, чтобы он чувствовал постоянное присутствие близкого человека.

Длительность кризисного периода невозможно точно определить и рассчитать. Он зависит от индивидуальных особенностей детей, и может продлиться от одного и до нескольких месяцев.

Из перечисленных ранее особенностей воспитания можно извлечь максимальную пользу, которая помогает развить полноценную личность.

Большинство психологов и педагогов предлагают выстраивать отношения с ребенком , руководствуясь следующими советами:

  1. В процессе воспитания необходимо свести к минимуму запреты, правила и законы . Их запредельное количество приводит к протесту со стороны ребенка .
  2. В общении используйте вежливые слова и фразы, призывающие малыша к совместному сотрудничеству . Ни в коем случае не используйте повышенный приказной тон.
  3. Следует сдержанно реагировать на гнев и обиду малыша.
  4. Объяснение чувств и переживаний взрослого помогает ребенку в понимании вас и окружающих людей.
  5. Необходимо обсуждать детали и особенности любой этической ситуации, которая произошла с ребенком , или в которую он попал в детском саду или во дворе дома.
  6. Не следует перегружать совесть малыша, постоянно напоминая ему о проступках. Это может привести к страху, мстительности, пассивности и уничтожающему чувству вины.
  7. Категорически нельзя рассказывать страшные случаи и истории, говорить о болезни и смерти, разрешать смотреть ужастики.
  8. Необходимо интересоваться творческими успехами ребенка , не делая при этом критических замечаний.
  9. Как можно больше и чаще способствовать общению малыша со сверстниками.
  10. Отвечать на любой вопрос ребенка , подсказывать ему способ самостоятельного решения. В обсуждении непременно учитывать его мнение.
  11. Играть с малышом дома как можно чаще.
  12. Обязательно читайте ребенку сказки.

Родителям, которые следуют и соблюдают важные советы, легче пройти трудный этап в воспитании своего ребенка .

Становление полноценной личности основано на возрастных особенностях развития 4– 5-летних детей, которые являются ориентиром в . Позволяют качественно подготовить дошкольника к будущему школьному периоду, а также с легкостью пройти социальную адаптацию.

В следующем видео лекция психолога про особенности воспитания детей дошкольного возраста: