Капризный ребенок как м ним справиться. Доктор комаровский о том, что делать с капризным ребенком

  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Детские капризы обществом воспринимаются вполне терпимо - он же маленький, вырастет - поймет! В этом есть доля мудрости, поскольку нервная система малышей действительно претерпевает существенные изменения в первые годы жизни, капризами малыш может «сигнализировать» окружающим свою усталость, напряжение, недовольство, несогласие с чем-то, свое плохое физическое состояние, если он заболел.

    Однако чрезмерно капризный ребенок может подорвать нервную систему не только родителям и окружающим, но и самому себе.

    Известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, что делать, если ребенок капризничает, и можно ли скорректировать его поведение.

    Откуда берутся капризы?

    Если ребенок часто психует и капризничает, на то может быть несколько причин:

    • Он плохо себя чувствует, испытывает недомогание.
    • Он переутомляется, испытывает стресс (особенно если капризы повторяются в вечернее время суток).
    • Он плохо воспитан, он устраивает истерики потому, что привык именно так получать желаемое.

    Доктор Комаровский считает, что любое чрезмерное проявление капризности направлено, в первую очередь, на родителей. Если у малыша есть зрители, на которых его истерика действует, он будет пользоваться этим «оружием» каждый раз, когда ему что-то понадобится или его что-то перестанет устраивать.

    Разумные действия родителей в этом случае должны заключаться в игнорировании - малыш, которому отказали в возможности залезть руками в горячую духовку или окунуть в унитаз кота, может сколько угодно кричать и возмущаться, мама и папа должны быть непреклонны.

    Желательно, чтобы подобной тактики придерживались все члены семьи, включая бабушку и дедушку. Комаровский подчеркивает, что дети становятся тиранами и манипуляторами практически сразу после того, как понимают, что с помощью истерики они могут добиться того, что им запрещается.

    Возрастные капризы и истерики

    В своем развитии ребенок проходит несколько этапов психологического взросления. Переход от одного этапа к следующему сопровождается так называемым возрастным кризисом. Это сложное время и для самого малыша, и для его родителей, поскольку не у всех, но у большинства детей кризисы возраста сопровождаются повышенной капризностью и даже истеричностью.

    2-3 года

    В этом возрасте малыш начинает осознавать себя как отдельную личность. Начинается период отрицания, кроха стремится делать все наоборот, упрямится и капризничает порой по любому поводу. Он как бы пробует окружающих на прочность, испытывает границы дозволенного. Именно поэтому капризный ребенок в 2 или 3 года - совсем не редкость. Многих детских капризов в этом возрасте можно было бы избежать, если бы дети умели в свои 2-3 года хорошо выражать эмоции словами. Но ограниченность словарного запаса такого ребенка, а также неумение и непонимание принципов описания своих чувств в словах, приводят именно к такой неадекватной реакции.

    6-7 лет

    В этом возрасте дети обычно идут в школу. Смена коллектива, новый распорядок дня, отличный от садиковского, а, главное, новые требования со стороны родителей, часто настолько угнетают чадо, что он начинает капризничать и истерить в знак протеста. Наиболее выраженными бывают истерики у тех ребят, которые начали практиковать капризы еще в 2-3 года, и родителям не удалось своевременно нормализовать поведение ребенка.

    Капризы у грудных детей

    У грудных детей капризы, как правило, имеют веские основания. Малыш не берет грудь, нервничает и плачет в первые месяцы своей самостоятельной жизни не от вредности, а от неудовлетворенных потребностей или физического дискомфорта.

    Для начала Комаровский советует убедиться в том, что ребенку созданы правильные условия для здорового роста - в его комнате не жарко, не душно.

    Часто кроха может капризничать от недосыпа или наоборот - от избыточного сна, от переедания, если родители пичкают малыша через силу не тогда, когда он просит кушать, а тогда, когда, по их мнению, пришло время обедать. От переедания увеличивается частота и интенсивность кишечных колик, которые доставляют немало неприятных физических ощущений. В результате малыш капризничает.

    Довольно часто капризы сопровождают период прорезывания зубов , но такие приступа плача и нытья имеют временный характер, как только состояние ребенка нормализуется, все изменится, в том числе и поведение.

    Когда обращаться к врачу

    Чаще всего родители ведут своего капризного, непослушного и истерящего ребенка на прием к педиатру с этой проблемой года в 4. До этого возраста они оправдывают детские «концерты» возрастными кризисами раннего возраста, индивидуальными особенностями поведения, темпераментом чада и другими причинами. Однако, по словам Комаровского, в 4-5 лет уже довольно сложно решать запущенную педагогическую проблему, которая, несомненно, имеет место быть.

    Насторожить родителей должны некоторые особенности поведения ребенка во время активной фазы истерики.

    Если малыш делает «истерический мост», при котором выгибает спину дугой и чрезвычайно напрягает все мышцы, если у него происходят задержки дыхания с потерей сознания, для собственного успокоения маме лучше показать чадо детскому неврологу и посетить детского психолога.

    В целом, физические проявления истерики у ребенка могут быть различными, вплоть до судорог, помутнения сознания, кратковременного нарушения речевых функций. В некоторых случаях такие реакции могут свидетельствовать не только о восприимчивости ребенка, его темпераменте, но и об определенных заболеваниях неврологического и психиатрического характера. Если есть сомнения - идите к врачу-специалисту. Если кроме задержки дыхания при оре ничего больше не происходит, бороться с этим Комаровский советует просто - следует дунуть в лицо истерящему, он рефлекторно прекратит орать и сделает глубокий вдох, дыхание нормализуется.

    Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Его внутреннее ощущение того, что он не справится с вашими ожиданиями, сопротивление требованиям, исполнить которые он пока в силу возраста не может, вызывают ответную реакцию, проявляющуюся именно истерикой и детскими капризами.

    Соблюдайте распорядок дня, следите, чтобы ребенок достаточно отдыхал, не переутомлялся, не проводил слишком много времени за компьютером или перед телевизором. Если ребенок имеет склонность к повышенной капризности, для него лучший досуг - активные игры на свежем воздухе.

    Научите ребенка проговаривать свои эмоции и чувства. Для этого с самого раннего возраста следует показать ребенку, как это делается и регулярно практиковать простые упражнения. «Мне обидно, потому что у меня не получается нарисовать слона», « Когда идет гроза, мне очень страшно», «Когда я боюсь, мне хочется спрятаться» и так далее. К трем - четырем годам это поможет сформировать у ребенка привычку говорить словами о том, что ему требуется, что его не устраивает, а не закатывать истерики с криками и воплями.

    Если они стойко смогут выдержать первый этап, когда потребуется игнорировать истерику, не показывая, что она хоть как-то трогает взрослых, то вскоре в доме наступит тишина и гармония, ребенок довольно быстро на уровне рефлекса запомнит, что истерика - не выход и способ, а значит, в ней нет ни малейшего смысла.

    Отработайте систему запретов и следите за тем, чтобы то, что нельзя, было нельзя всегда. Любые исключения из правил - лишний повод для последующей истерики.

    Если ребенок склонен к бурным истерикам, с битьем головой об пол и стены, надо обезопасить его от возможных травм. Если речь идет о ребенке 1-2 лет, Комаровский советует ограничить истерику пределами манежа. Если начался приступ, следует посадить ребенка в манеж и выйти на некоторое время из комнаты. Отсутствие зрителей сделает истерику непродолжительной, а причинить себе вред в манеже ребенок физически не сможет.

    С детскими капризами приходится иметь дело всем мамам и папам. Они могут проявляться у малышей, начиная с двух-трехлетнего возраста, и часто возникают абсолютно неожиданно, на фоне, казалось бы, вполне благополучного, поведения ребенка.

    Резкое проявление детских капризов беспокоит многих родителей. По мнению психологов, оценить, насколько они опасны, можно, проанализировав поведение малыша. Если детские капризы учащаются и становятся регулярными, это может быть признаком заболевания нервной системы, а значит, кроху нужно повести к врачу-невропатологу. Если же малыша капризничает только с некоторыми людьми, искать корень проблемы стоит в семейных отношениях, а также в том, как родители реагируют на выходки ребенка.


    1. Родителям необходимо четко дать понять ребенку, что ему разрешается, а что воспрещается делать, и всегда придерживаться однажды установленных правил. Многие родители в сложной ситуации ничего не могут предпринять, поэтому уступают, лишь бы кричащий ребенок успокоился. Однако этого делать нельзя, поскольку негативные реакции могут закрепиться и со временем усилиться.

    2. Если требование малыша неразумно или является вредным для него, не стоит поддаваться на уступки, как бы ребенок ни кричал и ни плакал.

    3. Ребенка, который устроил истерику, не нужно оставлять одного, однако не стоит пытаться утешать малыша, ласкать или поднимать с пола, несмотря на оказываемое сопротивление. Просто занимайтесь своими делами, держа кроху в поле зрения - малыш должен усвоить, что вы контролируете ситуацию, но остаетесь непреклонны в своем решении.


    4. Родители должны как можно чаще использовать положительные стимулы за хорошее поведение, чтобы у ребенка появилась мотивация и стремление к правильным поступкам.

    5. Помните, что родительское внимание - это наиболее действенный способ установить контакт с ребенком, поэтому не скупитесь на поощрение в виде прочитанной сказки, прогулки на свежем воздухе или другого совместного занятия.

    6. Дети становятся более раздражительными, когда они чувствуют усталось, голод или если их торопят. Поэтому не стоит отправляться в супермаркет за покупками, когда ваш ребенок проголодался, а если вы должны быстро собраться и уже опаздываете, не предлагайте ребенку одежду, которую он не может терпеть.


    7. Если у вас с малышом возникают разногласия, чаще давайте возможность выбирать самостоятельно. Например, малыш отказывается надевать теплую куртку, не нужно повышать голос или грозиться наказать кроху. Попытайтесь договориться: «Ты наденешь зимнюю вещь, то сам выберешь, в каком свитере будешь идти».

    8. Маленькие дети способны лучше реагировать на просьбу родителей, которая подразумевает действие, чем на уговоры хорошо себя вести. Поэтому кричащего или плачущего ребенка можно попросить подойти к вам или найти что-нибудь для вас, дайте малышу понести что-то в руках - это эффективнее, чем требования прекратить крик.

    9. Ребенок должен понять, что его поведению есть пределы, объясните ему, что существуют ситуации, в которых капризы неуместны, а также расскажите о последствиях такого поведения: «Ты ведешь себя плохо, и мы этого не позволим. В случае если ты будешь продолжать в том же духе, то будешь вынужден уйти в свою комнату, остаться без конфет, мультфильмов и т.п.»


    10. Наиболее сложные для родителей ситуации - это детские капризы и истерики в общественных местах, например, в поликлинике, супермаркете или в магазине детских товаров . Маме с папой нужно запастись терпением и выдержкой, чтобы переждать взрыв эмоций, а затем твердо и доходчиво объяснить ребенку, почему вы не станете выполнять его требование. После некоторого молчания нужно убедиться, что малыш успокоился, и обсудить происшедшее. Дайте ребенку понять, что подобными поступками он ничего не сможет добиться, научите кроху выражать свои желания приемлемым способом.

    Маленькие дети в возрасте 2-3 лет стремятся всячески демонстрировать свою самостоятельность, порой им трудно справиться со своими эмоциями. Если вы будете знать, как справиться с детскими капризами, то вскоре заметите, что малыш устраивает концерты все реже. Уделяйте ребенку как можно больше внимания, любите его - и тогда в ваших отношениях будет царить мир и спокойствие.

    Упрямый и капризный ребенок заставляет родителей беспокоиться. Он либо бурно возмущается, либо выражает молчаливый протест на просьбу помыть руки или убрать свои разбросанные игрушки на место. У некоторых малышей такие реакции наблюдаются регулярно, и родители привыкают относиться к такому поведению как к совершенно нормальному явлению. Неправильно думать, что для дошкольника нормально быть капризным и упрямым, но все же чаще капризы проявляются именно у дошколят. Почему так происходит?

    Все дело в психофизических возрастных особенностях детей. Чем ребенок младше, тем процессы возбуждения у него выражаются ярче, а значит, вести он себя может несдержанно, импульсивно . Однако зачастую причины упрямого и капризного поведения кроются не столько в психофизической предрасположенности, сколько в неправильном воспитании. Проявляются по-разному, чаще всего, это возбужденное эмоциональное состояние и смена желаний – по мнению взрослых, беспричинная. Тем не менее, у детских капризов имеется своя логика.

    Капризы новорожденных

    У младенцев, которые лежат в колыбельке, еще нет как таковых капризов. Младенец сигнализирует родителям плачем о том, что проголодался, что намочил пеленки или хочет спать, но это не капризы. Однако, если взрослые не научатся понимать своего ребенка и предвосхищать его плач, то у малыша сформируется привычка слезами добиваться желаемого. Если отрицательные эмоции проявляются слишком часто, они становятся привычными, и могут стать предпосылкой для возникновения настоящих капризов.

    Капризы малышей второго и третьего года жизни

    Предпосылками капризов таких малышей являются неудовлетворенные естественные потребности организма (скажем, сонливость, усталость или голод), а также физический дискомфорт (малышу холодно или жарко, ему неудобно спать, у него тесная обувь и т.п.) Иногда капризы могут сигнализировать о заболевании. Ощущая физическое недомогание, ребенок не знает, как сообщить о нем взрослому. Чтобы подавить неприятные ощущения, он требует от взрослых внимания, но облегчения, конечно, не получает, потому начинает капризничать и плакать. Также дети могут капризничать и после перенесенной болезни, когда уже пошли на поправку. Поскольку малыш еще ослаблен, он не может участвовать во всех желаемых или двигаться достаточно. Вынужденное снижение активности приводит к беспричинному, на первый взгляд, плачу. Иногда, привыкнув к повышенному вниманию за время болезни, ребенок не хочет от него отказываться.

    Основная причина капризов – неправильное воспитание

    Когда взрослые незамедлительно удовлетворяют все желания ребенка, едва он начинает плакать, у него формируется опасная привычка всего добиваться плачем и криком . Закрепляется эта привычка стремительно и превращается в черту характера. Самые маленькие дети проявляют капризы в форме нежелательной настойчивости. К примеру, годовалый малыш хочет получить предмет, привлекший его внимание. Он не реагирует ни на какие «нельзя». Если предмет прячут, ребенок стремится его достать и повторяет с завидным упрямством «Дай!» Как правило, заканчивается все слезами. Чем ребенок младше, тем негативные проявления неосознаннее. Часто они заменяют невозможность по-другому объяснить взрослым свое желание. Ребенок растет, его сознание развивается, капризы приобретают преднамеренный и осознанный характер, перерастают в целенаправленное поведение. Если ребенок кричит, падает на пол, топает ногами, раскидывает игрушки или замахивается на вас, целесообразно показать его врачу, чтобы отличить капризы от нервных проявлений.

    1. Научитесь спокойно переносить крики и плач ребенка – по крайней мере, внешне. Оставьте его наедине с самим собой, пока он не успокоится. Помните, что бурное проявление эмоций рассчитано на зрителей. Когда ребенок убедится, что его крик никак не задевает окружающих, то постепенно отвыкнет от имитации истерик.
    2. Разграничивайте потребности и капризы. Если ребенок сможет вам спокойно объяснить, почему он хочет что-либо, то это потребность. Помните о том, что детские и взрослые потребности различны. Не пренебрегайте потребностями крохи, старайтесь поставить себя на место малыша.
    3. Ни для кого не секрет, что дети нуждаются в . Но, когда заботы и внимания у ребенка в избытке, он начинает ими бессознательно злоупотреблять. Уже в конце первого года жизни ребенок может целенаправленно кричать и плакать, чтобы обратить родительское внимание на себя.
    4. Не повышайте голос на ребенка, даже если уже нет сил терпеть его безобразное поведение. Разговаривайте спокойным тоном. Помните, что ребенок копирует вас, вы для него являетесь примером для подражания.
    5. Объясняйте, почему «нет». Не считайте ребенка несмышленым созданием, он намного умнее, чем вы представляете, и он имеет полное право знать, почему вы ему отказываете.
    6. Следите за тем, что отказы не ущемляли вашего ребенка. В определенном возрасте малыши начинают активно познавать окружающий мир. Объясните ребенку, что вещи делятся на «свои» и «чужие», и что «чужие» вещи брать нельзя. Но, если малыш взял без разрешения какую-то вашу вещь, не бросайтесь сразу ее отнимать, а предложите альтернативный вариант. В большинстве случаев дети легко соглашаются на обмен, особенно если вы терпеливо объясните причину.
    7. Не потакайте капризам. Часто родители все позволяют ребенку. И, когда он получает свой первый отказ, то начинает капризничать. Помните – если ребенок делает то, что вам не нравится, вы должны ему об этом сказать. Более того – объяснить обстоятельно и спокойно, почему это делать нельзя, приводя весомые аргументы. Не нужно выставлять себя идолом, провозглашая: «Не делай так, потому что я так сказал». Например, если ребенок слишком долго смотрит телевизор, расскажите о его вреде для детских глазок и о том, что вы беспокоитесь за малыша. Как правило, услышав такое, дети начинают капризничать – тут-то вы должны предложить ребенку альтернативный вариант, переключить его внимание. Например, поиграть вместе в интересную игру. Если же ребенок начнет плакать и капризничать, и после этого вы разрешите ему смотреть телевизор дальше – он поймет, что вами легко .
    8. Попробуйте поменяться местами. Это хороший метод для детишек старше 3 лет, которые уже понимают, что к чему. Когда ребенок начинает капризничать, копируйте его – хнычьте, несильно хватайте малыша за руку, кричите или требуйте что-нибудь. Это не слишком педагогичный, но действенный метод, однако помните, что применять его нужно только в крайнем случае. Лучше, конечно, все объяснить ребенку цивилизованно.
    9. Подавайте малышу правильный пример . Сами не капризничайте, не ругайтесь с близкими людьми, не кричите на них.

    Стоит ли наказывать за капризы?

    Смотря что вы понимаете под наказанием. нельзя ни в коем случае. Можно лишить ребенка внимания, дать ему понять, что вам не нравится его поведение, и вы не обязаны слушать его, пока он не станет благоразумным. Помните о том, что вы старше, и должны вести себя уравновешенно и сдержанно . Вы должны уметь объяснить ребенку, почему он не прав. Главное – найти подход к своей крохе, и, поверьте, капризов станет намного меньше!

    Отец:

    — Придется, сынок, мне тебя наказать, хотя мне это очень неприятно!

    — В таком случае, кому ты хочешь доставить удовольствие?

    Все дети капризничают. Но в разном возрасте они делают это с разными целями, по разным причинам и, соответственно, по-разному. Самый пик капризов приходится на возраст 2 лет. Именно в это время малыш активно проверяет взаимоотношения с окружающими людьми и формирует навыки правильного поведения.

    Как пишет психолог и педагог Раиль Кашапов, каприз — это эмоциональное давление на взрослого, попытка заставить родителей сделать так, как хочется ребенку.

    Очень важно, чтобы взрослые понимали, что происходит с их ребенком, и правильно вели себя в ответ на детские капризы и истерики.

    Например, нужно ли брать ребенка на руки, когда он капризничает? Ответ тут будет неоднозначным. Конечно, ребенка нужно периодически брать на руки — дети нуждаются в родительском тепле и ласке. Безусловно, это нужно делать, когда ребенок чем-то напуган, расстроен, да и просто устал. Но когда это лишь эгоистическая попытка привлечь к себе внимание (мама с кем-то разговаривает, занимается с другим ребенком и т.д.), то в такой ситуации малышу стоит отказать.

    Или уже знакомая ситуация с адаптацией детей к детскому саду: капризы, истерики и прочие «концерты». Мы тоже сталкивались с такими непродолжительными капризами у нашей Танюшки. Причем ее капризы были не по поводу того, что мы оставляли ее в саду, а из-за того, что там были еще дети, на которых воспитатель тоже обращала внимание. Естественно, на такие капризы реагировать не надо: ребенок должен учиться жить в обществе и считаться с интересами окружающих. Ведь именно в этом возрасте закладываются 2 основных правила этикета «Уважай!» и «Не мешай!», на которых строится главный закон бесконфликтного общения и взаимодействия с окружающими людьми: «Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».

    Еще более «страшные» капризы — это капризы по поводу покупки какой-либо вещи или сладости, устроенные в магазине...

    Но не надо бояться капризного поведения своего ребенка. Я не устаю повторять: вообще всего, что происходит с ребенком в возрасте до 3 лет, и положительного, и отрицательного, бояться не нужно! Главное — не пускать это на самотек!

    К детским капризам нужно относиться с пониманием, но при этом не делать никаких уступок. Если вы уступите один раз, потом еще и еще, то у ребенка сформируется неверное представление о том, как нужно добиваться своего. Как опять же утверждает Р. Кашапов, «Капризы, как явление, легче пресечь на первой, второй, третьей, десятой выходке, чем на пятидесятой или сотой. Пока ребенок еще маленький и не вошел в раж, а делает только попытки, можно прекратить развитие этого явления».

    Совет 1:

    Не уступайте под действием истерик, потому что их цель — оказав давление на взрослых, получить желаемое. Попробуйте разобраться, когда и по какой причине ребенок впадает в такое состояние, и на основе этих выводов постарайтесь просто такого впредь не допускать.

    К примеру, если вы понимаете, что ребенок не настроен в ближайший момент кушать сам, хоть и умеет это делать, то не надо настаивать. Лучше сразу покормить его, не провоцируя капризы, чем выдержать его истерику и. в результате, оставить ребенка без еды? продолжая настаивать на своем.

    Совет 2:

    Понаблюдайте за собой: может быть, вы слишком часто говорите слова «нет» и «нельзя». Безусловно, ребенок должен четко знать границы дозволенного. И при этом эффективнее будет, если вы чаще начнете обозначать, что именно ему «можно». Например, вместо фразы «Нельзя кошку дергать за хвост!» лучше скажите: «Кошку можно гладить. Вот так». Или вместо того, чтобы запрещать трогать утюг, научите малыша им пользоваться (правильно брать за ручку и т.д.). Цель одна и та же — обезопасить ребенка, а вот эмоциональная окраска слов и действий различная.

    Совет 3:

    На просьбы ребенка отвечайте четко и определенно. Никаких уклончивых ответов, иначе он будет добиваться своего капризами и истерикой. Вместо слов «Я бы тебе разрешила съесть конфету, только мама не велела» правильнее сказать: «Тебе нельзя брать конфеты. Можно взять печенье».

    Совет 4:

    Не теряйте самообладания! Иногда случается так, что взрослые начинают сердиться и ругаться, нагнетая обстановку. Сохраняйте спокойствие, способность думать и контролировать себя. Не кричите, а. наоборот, специально говорите как можно тише. Если вы разговаривали, продолжайте говорить в спокойном тоне. Помните: вы являетесь образцом для ребенка!

    Совет 5:

    Во время истерик не старайтесь что-то объяснить: ребенок в это время все равно ничего не слышит. Просто ждите! Можно использовать метод «безразличия»: продолжайте заниматься своими делами, незаметно наблюдая за ним. Но обязательно обезопасьте ребенка, проверив окружающую обстановку, чтобы он себе не навредил. Так или иначе, истерика пройдет сама собой.

    Совет 6:

    Как только истерика пройдет, постарайтесь сразу забыть про нее и простить ребенка. Не напоминайте об этом, не читайте нравоучений и морали, не настаивайте на извинении и прощении. Лучше проанализируйте ситуацию. Причиной истерики могут быть: голод, холод, болезнь, усталость, недосыпание, перевозбуждение, семейные и бытовые проблемы, беспокойство родителей и т.д.

    Для того чтобы не было капризов, учите ребенка выражать свои желания словами. Объясняйте, что люди выражают свои потребности, не крича, не падая на пол, не кусаясь, а спокойно высказывая друг другу свои просьбы.

    «Родители, поощряя капризы детей и балуя их, когда они малы, портят в них природные задатки, а потом удивляются, что вода, источник которой они сами отравили, имеет горький вкус.»

    Джон Локк

    Ох, эти страшные капризы ребенка!

    Вы в очередной раз столкнулись с капризами ребенка.

    «Я не буду одевать эту рубашку/платье», «Не хочу есть эту противную кашу», «Не пойду в детский сад», «Не буду делать это задание», а потом еще стоны, нытье, слезы, обиды и т.д.

    Ребенок берет родителей измором. Эти капризули изрядно изматывают родительское терпение, доводя его «до белого каления». Сначала родители раздражаются, а потом и по пятой точке могут наподдать.

    Что лежит в основе капризов ребенка? И как родителям справиться с детскими капризами, выйдя из этой ситуации достойно?

    Сначала давайте разберемся, что представляют собой детские капризы? Что это за реакция такая?

    Капризами взрослые называют такие реакции ребенка, когда он находится в эмоционально возбужденном состоянии, требует чего-то, чего сам не понимает, не хочет ложиться спать или есть, когда для этого пришло время, хнычет или наоборот очень возбужден и агрессивен, часто меняет свои желания от одного к другому и обратно.

    На житейском уровне родители и другие взрослые часто объясняют капризы ребенка такими словами: «не поспал днем (плохо спал) - успокоиться не может», «перевозбудился в гостях (или из-за гостей, новых впечатлений)», «устал в дороге», «смотрел много мультфильмов перед сном», «заболевает наверное».

    И действительно, капризы ребенка начинаются ближе к вечеру, когда ребенок немного утомлен эмоционально и нервной системе его требуется отдых. Уложили ребенка спать - и утром от капризов не осталось и следа.

    Но иногда проблемы не решаются ни утром, ни днем, ни следующим днем. И тогда причины детских капризов надо искать в системе семейного воспитания.

    Детские капризы - явление возрастное. Часто капризы появляются у ребенка в возрасте вскоре после года. Нормальными в целом периодические проявления капризов считаются и у дошколят.

    Однако если ребенок постоянно капризничает в школьном возрасте, то скорее всего это говорит либо о физическом неблагополучии ребенка (заболевает), либо о выученной манере общаться с родителями (иначе не умеет добиваться своего).

    Капризы ребенка - это просьба его о помощи взрослых или привлечение внимания к своим потребностям. Маленький малыш начинает капризничать, если он устал, голоден или хочет внимания.

    Если у ребенка что-то болит, ему душно или жарко, если его тошнит или приближается повышение температуры, постель неудобная или тесная обувь, но он не может сказать об этом родителям словами, то тут он и начинает «капризничать». Точнее для родителей это выглядит как капризы, но на самом деле малыш просит: «помогите мне, мне плохо».

    Привлечение внимания к собственной персоне - тоже одна из причин постоянных детских капризов. К примеру, мама «вечно занята» на работе или на кухне, на ребенка у нее нет свободного времени, предположим, в течение двух дней. То есть она конечно накормит и оденет его, но качественного времени на ребенка у нее нет. Ну замоталась-запорхалась, бывает такое.

    И тогда, начиная с утра, ребенок уже ведет себя капризно и раздражительно, бесконечно требует чего-то (то воды попить, то одежку переодеть, показать что-то, принести, прочитать и так до бесконечности). На самом деле ребенок опять же сообщает: «мне плохо, скучно, одиноко - посиди со мной, поиграй, поговори». В этом случае достаточно уделить качественное (только ему одному посвященное) внимание, и капризы сойдут на нет.

    И еще одной распространенной причиной детских капризов, как я уже упоминала, являются недостатки воспитательной дисциплины в семье.

    Если ребенку всегда и во всем потворствуют, все разрешают, ребенок не знает слова «нельзя», то любое запрещение или отказ со стороны взрослых приводит к капризам, а потом и истерикам. Если мама в панике совершает действия из серии «все-все, мой хороший, я уже несу/делаю/достаю/покупаю», то капризы становятся нормальной формой взаимодействия с родительницей.

    И обратная сторона. Когда ребенка постоянно ограничивают, осаживают, запрещают, то рано или поздно бьющая энергия детских желаний прорывается в раздражительность, капризы, упрямство. И какие бы ни следовали за этим наказания, он все равно будет капризничать, потому что, во-первых, так сбрасывается эмоциональное напряжение, а во-вторых, ребенок добивается внимания родителей.

    При этом самая сложная ситуация - когда разрешающий и запрещающий стиль воспитания в семье совмещаются. Например, когда родители запрещают многие вещи, а бабушка потакает всем капризам ребенка. В этом случае у ребенка не формируется устойчивых и однозначных границ поведения, и он начинает метаться от одного желания к другому - «капризничать».

    Теперь, когда мы понимаем, чем вызваны непрекращающиеся детские капризы, встает вопрос - как справиться с капризами ребенка?

    Ну, во-первых , уверены ли Вы, что с ними нужно действительно «справляться»? Ведь «справиться» - значит исправить, победить, сломить волю, воздействовать силой. А в результате - обидеть, испортить настроение себе и ему, сломать, насильно принудить.

    Поэтому, чтобы справиться с капризным ребенком, нужно придерживаться простых по своей сути правил.

    Для начала выяснить и понять, что является причиной возникшего каприза. И устранить её - иногда этого бывает достаточно. И даже если с первого взгляда причина непонятна, выразить ребенку свое сопереживание и озабоченность его проблемами.

    Во-вторых , «спокойствие, только спокойствие». Не замыкайте порочный круг. Капризы ребенка вызываю у матери тревогу, волнение, раздражение. А негативные эмоции мамы в свою очередь подкрепляют отрицательные эмоции ребенка. Оставайтесь спокойной! Иногда капризы - это «игра на публику». Если играть не перед кем, то и спектакль не состоится.

    В-третьих , всегда помнить о том, что ребенок - это «существо с другой планеты», у него другие особенности эмоциональной и волевой сферы. Ребенок не всегда понимает разницу между «сейчас» и «потом», не обладает терпением и выдержкой взрослого человека. Для них существует ситуация «здесь и сейчас»; понятие «через десять минут» - для ребенка вечность. Не надо требовать от него понимания Ваших проблем - дети эгоисты по сути своей.

    И в последних , часто капризы - это реакция на нарушенный ход жизни - нарушение распорядка дня, ежедневного ритуала, совместного времяпрепровождения. Постарайтесь не нарушать привычного хода жизни ребенка, но если таковое случилось, примите последующие капризы со стойкостью античного воина.