С чего начать изучение истории моды. Что важно знать о моде Спецкурс в ммси «артефакты: искусство в истории легендарных домов моды xx–xxi веков»

Мода стала частью нашей жизни. Если раньше никто не обращал внимания на то, в чем человек одет, на бренды одежды и аксессуаров, то теперь, чтобы не выглядеть белой вороной в городе полном роскоши, гламура и пафосных личностей, приходится следовать моде, отдавая ей дань. Если ты не умеешь разбираться в моде, но яркие витрины магазина, билборды и глянцевые журналы манят тебя в свои ряды, не отчаивайся. Еще не все потеряно! Научиться разбираться в моде не сложно, главное понять азы, а там все само пойдет.

Читай книги о моде и модные журналы

Это должны быть не просто книги, а книги о моде. Моду лучше всего начать постигать с книг об истории моды. Самыми знаменитыми и влиятельными историками моды являются: Александр Васильев, Анна Шилова, Ермилова Дарья, Такер Э., Джудит Уатт, Кингсвелл Т. и другие. Прочитав их книги, можно переходить к биографиям известных дизайнеров и историям создания модных домов.

Не забывай, что модные журналы тебе будут тоже отличными помощниками.

Посещение выставок и музеев

Не думай, музеи бывают не только краеведческие и исторические. Бывают также музеи моды, с которых тебе и стоит начать погружаться в богатый мир моды. Но не забывай, что художественные музеи тебе могут также пригодиться. Рассматривая картины разных эпох, ты сможешь лучше ориентироваться в истории моды и отличительных чертах той или иной эпохи. Кроме того, подобные заведения окультуривают и приучают к прекрасному. Если даже ты не научишься разбираться в моде, то сможешь с гордостью похвастаться, что теперь знаешь, кто написал картин «У бассейна Цереры» (примечание — Александр Николаевич Бенуа).

Смотри художественные фильмы

Никогда не пренебрегай просмотром классики мирового кинематографа. Черпай вдохновение из киногероинь эпох Золотого Голливуда. Одри Хепберн, Мэй Уэст, Мерилин Монро, Катрин Денев, Вивьен Ли – в фильмах они были одеты в лучших традиция своей эпохи. Кроме того, не игнорируй документальные фильмы о моде и просто фильмы о моде. Тебе точно придутся по душе следующие фильмы: «Сентябрьский номер» про Анну Винтур (главный редактор американского издания журнала Vogue), «Джиа» (фильм, основанный на реальных событиях скандальной модели Джии Каранджи), «Скафандр и бабочка», «Коко до Шанель», «Красотка», «Дьявол носит Prada», «Женщины», «Бурлеск», «Ив Сен-Лоран: Сумасшедшая любовь», «Валентино: Последний император», «Секреты Лагерфельда», «Высокая мода», «Практикантка», «Шопоголик», «Верушка: Жизнь перед камерой», сериалы «Секс в большом городе» и «Дурнушка Бетти».

Интернет тебе в помощь

Во всемирной паутине можно найти практически все. Здесь тебе и модные показы, и луки, и сайты о моде, сборники уличных образов модных блогеров, тренды и все-все-все! В интернете ты сможешь найти разнообразные статьи о моде, книги и онлайн-журналы.

Найди пример для подражания

Посмотри список самых стильных и модных знаменитостей, поищи их фото и попробуй найти для себя идеальный стиль. Попробуй повторять их стиль и образы. Можешь составить свой список знаменитостей, чей стиль тебе нравится и не нравится. Это очень поможет!

Мир моды – это отличная возможность экспериментировать. Посмотри, ведь большинство вещей и стилей возвращается! Возможно, завтра именно ты станешь законодательницей моды.

Стиль - это концепция одежды со своими правилами. Зная свой стиль, можно не обращаться к стилисту:)

Но для начала стилист вам все-таки понадобится. В зависимости от возраста и состояния души вы можете предпочитать носить классику или следовать последним веяниям моды. Сейчас мы проведем краткий экскурс в типологию стилей, что поможет вам определиться, и расскажем о правилах, которые существуют в рамках выбранного вами стиля.

Итак, стиль №1. Классический

Подходит мужчинам любого возраста для бизнес-ситуаций: и в 18 лет можно быть взрослым и деловым. Но в обстановке менее формальной, например, на обеде с друзьями, классический стиль лучше подойдет мужчинам за 30. Парням моложе в таких случаях стоит обратить внимание на специальный неформальный стиль, который называется younger (о нем читайте ниже).

Одежда классического стиля стандартно включает в себя пиджак, брюки и рубашку/ сорочку. Рекомендуется иметь на неделю 3 комплекта классической одежды «пиджак + брюки» и 5-6 рубашек. Главное, чтобы эти вещи были правильно подобраны - тогда вы получите множество разнообразных луков. О том, как сочетать разные цвета в базовом гардеробе мужчины, читайте .

В классической одежде самым важным является фасон. Не должно быть никакого прилегания по фигуре - только прямоугольный или квадратный силуэт. Отступление от этого правила допускается в вечерних комплектах (впрочем, отличия дневного и вечернего классического стиля - это целая отдельная тема, которую мы затронем как-нибудь в другой раз). Про то, что одежда должна на вас хорошо сидеть, я не говорю, т.к. это само собой подразумевается.

Второй по важности момент - это натуральность тканей. Не обязательно костюм должен быть супер-дорогим. Скорее, он не должен быть откровенно дешевым из голой синтетики. Ведь это непременно скажется на вашем деловом имидже. Если на полностью натуральные ткани у вас не хватает денег, можно приобрести костюм с содержанием натурального волокна от 50%. На всякий случай, добавлю, что шелк лучше не использовать в дневных комплектах - приберегите блеск для вечера.

В целом, классический стиль мужчины подразумевает чистый, формальный образ, без экстравагантностей и броских аксессуаров. Лучшим дополнением к такому образу станут кожаные вещи - из гладкой натуральной кожи (ремень, ботинки, часы, портфель или сумка).

Переходим к стилю №2. Fashion-стиль

Этот стиль выбирают мужчины, которым в среднем от 25-40. Потому что мода - штука дорогая, и нужно сначала научиться зарабатывать деньги. А еще такой мужчина любит мир моды, знает историю и концепцию известных брендов, он следит за всеми модными показами и в курсе последних тенденций. Именно это знание и позволяет ему одеваться в стиле fashion.

Burberry Prorsum for men 2015

Мало купить себе дизайнерские вещи, надо уметь их правильно сочетать! Например, с брендом Valentino возникают ассоциации «дорого и элегантно», а с брендом Etro - «жизнерадостно и творчески». Если мужчина наденет рубашку с ярким узором от Etro под костюм от Valentino, он получит два разных вектора в одном флаконе. Даже при условии цветовой гармонии, этот лук будет считываться как несуразный.

Потому самый простой способ одеваться в стиле fashion - смотреть на известных людей, которые следят за модой, и копировать их образы. Возьмите Джорджа Клуни или Джастина Бибера за образец или найдите свой пример для подражания.

Вы можете также упростить себе жизнь, используя одну какую-то модную вещь и подбирая под нее остальной комплект. К примеру, купить яркую майку от Moschino и, используя 2-3 цвета из ее цветовой гаммы, собрать лук.

Еще один важный момент: модные вещи хорошо смотрятся на высоких стройных мужчинах. Потому, если ваш рост ниже среднего или имеется излишний вес, лучше fashion-стиль не выбирать - он не предназначен для того, чтобы скрывать недостатки фигуры.

Стиль №3. Trendy

Это стиль для мужчин 25-40 лет, живущих в динамичном режиме, предпочитающих четким планам из ежедневника быстроменяющиеся обстоятельства, уверенных в себе и любящих быть в центре внимания. Такие мужчины могут в середине рабочего дня, оказавшись рядом с каким-то торговым центром, зайти в бутик одежды и выбрать себе какую-то интересную вещь. Добавив ее к уже имеющимся, они получат новый образ. При этом вещи между собой, на первый взгляд, могут абсолютно не сочетаться. Более того - они могут принадлежать абсолютно разным стилям (как, например, классический и спортивный).

В этом и состоит стиль trendy - отсутствие четкой концепции и каких-либо правил сочетаемости вещей. Луки таких людей выхватывают на улицах дизайнеры, вдохновляются ими, придумывают новые идеи для своих коллекций…

Главное здесь - не перестараться и не получить полную безвкусицу. Для этого необходимо оценивать получившийся образ с точки зрения целостности. Мужчины, одевающиеся в стиле trendy, сперва производят впечатление сумасшедших, которым неведомо чувство стиля и незнакомы правила сочетания вещей. Но, замерев на секунду и присмотревшись к человеку, вы почувствуете общий дух, объединяющий все эти вещи.

Приверженцы стиля trendy могут также разбираться в моде, как и поклонники fashion-стиля - это позволит им замешать несколько модных трендов в один лук и добиться их совместного оригинального звучания.

В целом, я бы назвала стиль trendy фантазийным и опережающим время. В нем находят свое отражение те инновационные идеи и явления в обществе, которые завтра прочно войдут в нашу жизнь. Но он, к сожалению, подходит не всем - только мужчинам от 175 см ростом, носящим одежду не более 48 размера.

Стиль №4. Younger-стиль

Это стиль для подростков и юношей до 23-25 лет, на внешний вид которых влияют их хобби (в т.ч. музыкальные предпочтения). В younger-стиле преобладают спортивные вещи: футболки, бомберы, джинсы, толстовки и т.п. Качество одежды большой роли не играет, гораздо важнее концепция выражения внутреннего «я» молодого человека.


Очень важными элементами образа становятся аксессуары (очки, браслеты, цепочки, рюкзаки, кроссовки и т.д.). Ими, брендовыми или купленными в магазинах масс-маркета, подчеркивается социальный статус подростка.

Элементы younger-стиля могут прослеживаться в одежде мужчин более старшего возраста. Более того, те мужчины, которые хотят выглядеть моложе в свои, к примеру, 40, могут использовать этот стиль целенаправленно. Однако, чтобы не выглядеть смешно в молодежной одежде, ее нужно уравновешивать вещами других стилей, например, более элегантного классического.

В примере ниже джинсы, футболку и кроссовки можно было бы сочетать не с клетчатой рубашкой и вязаной шапочкой, а с пиджаком и шарфом.

Стилист, блогер

Мода как индустрия устроена таким образом, что она не может не реагировать на те социальные явления, что происходят в обществе, поэтому актуальность внешности человека всегда будет зависеть от них. Если мы зададимся вопросом, какой образ девушки сейчас в моде, то услышим много разных мнений на этот счет. Кто-то скажет, что сейчас в фаворе длинноногие и худые, другие отметят возвращение на подиумы пышных форм, третьи проголосуют за необычную внешность, которая отличается от привычных канонов красоты, так называемый« unique look».

Про эталоны красоты

В настоящее время существуют два главных тренда, которые задают направление в моде. Это: 1) здоровый образ жизни, 2) толерантность. Если раньше, года 3−4 назад, мы наблюдали, как растет популярность« фитоняшек», то сейчас снова начинаем замечать рост интереса к необычной внешности. Мы всё чаще и чаще видим, как на подиумах и обложках журналов красуются девушки с редкими заболеваниями кожи, инвалидностью, синдромом Дауна или просто с необычной внешностью: торчащими ушами, кривыми ногами, выдающимися носами и так далее.

Популярное

То есть посыл понятен и вполне оптимистичен: «Мы — разные, но каждый из нас красив по своему». Сейчас реальность такова, что чем особеннее твоя внешность, тем больше у тебя шансов стать популярной и замеченной.

Те, кто интересуется модой, уже давно прочувствовал эту тенденцию: выглядеть слишком красиво и нарядно считается дурным тоном. В связи с напряженной ситуацией в мире(военными действиями, финансовым кризисом, миграцией и так далее) модная индустрия делает упор на более мужественные стили: милитари, гранж, спорт.

И эту волну невозможно не почувствовать. Все чаще и чаще я слышу от своих клиенток, что они стесняются своих женственных форм и пропорций, отказываются носить воланы, рюши и принт в цветочек. Большинство из них хочет быть похожими на амазонок: сильными, высокими, широкоплечими и с узкими бедрами. Балом правят мужеподобные женщины, а не милые пастушки. Это факт!

Поймать свою волну

И в связи с этим главный вопрос, который должна задать себе каждая современная девушка, идущая в ногу со временем, заключается в следующем: как найти свою изюминку? И как найти золотую середину между трендами и своим стилем?

Ты наверняка замечала, что, примеряя одну и ту же вещь в магазине, одна девушка выглядит в ней идеально, а другая, надевая ее, выглядит нелепо, одежда на ней смотрится« как на корове седло». Это неспроста.

В стилистике есть система деления людей на типажи внешности, которая помогает специалистам подбирать гармоничную огранку своим клиентам. На мой взгляд, знание своего типажа — это отличная возможность выразить себя и свой внутренний мир, так как выполняя советы, которые рекомендуются каждому типажу, легче выглядеть гармонично. Человеку становится понятно, что именно выбирать в магазинах, возникает четкое понимание своих силуэтов, фасонов, тканей, принтов, деталей.

Тем не менее есть и ярые противники данной системы, которые утверждают, что разного рода типирования загоняют человека в рамки. Вместо того чтобы экспериментировать и носить что душе угодно, женщины переживают, что не могут найти« свои» вещи в магазинах и ходят до посинения в поисках той самой заветной кофточки правильного фасона, цвета и текстуры.

Знание — сила

Моя позиция в этом вопросе следующая: правила были созданы, чтобы их нарушать, но знать эти правила просто необходимо!

Никто не запрещает девушке экспериментировать со своим стилем, никто не говорит, что нужно всю жизнь носить рюши или, наоборот, классические жакеты. Стоит лишь объективно оценивать свою фактуру, внешность, чтобы не быть похожей на ту самую корову с седлом. Ведь многие просто напросто не видят свои достоинства, не понимают, как упаковать себя, боятся быть не как все и мучаются в примерочных, не находя свои фасоны.

С изменением образа жизни человека меняется и мода. Пройдя сквозь века, она превратилась из мелкого ремесла через высокое искусство в целую науку. И как подобает любой науке, мода выработала свою терминологию. И если слова "классика" и "романтика" более или менее понятны, то для понимания слов кежуэл, нью-эйдж и гламур нужен как минимум словарь.

Оценка

Все эти словечки обозначают названия стилей, которые сформировались за множество лет. А мода ХХ и ХХІ столетий пока единственный пример в истории костюма, когда моделирование выработало такое их разнообразие.

Основные стили
В своеобразной системе моды выделяют четыре основных стиля (классический, романтический, фольклорный и спортивный), каждый из которых имеет свои разновидности.

Классический стиль уже давно шагает по подиумам под девизом "Все есть и ничего лишнего" и сдавать свои позиции не собирается. Классика предполагает отсутствие нефункциональных деталей, украшений ради украшений, ярких цветов. Изменения моды касаются в основном тканей и цветовой гаммы. Типичные представители классики: английский костюм из твида или джерси, прямые со стрелками брюки, прямая не длинная и не короткая юбка, белая без лишних деталей блуза, туфли-лодочки и в тон сумка средних размеров, обязательно из натуральной кожи. Классический стиль всегда ассоциируют с Chanel. Туфли с мысом другого цвета, контрастирующего с основным, и стеганая сумка-конверт с ремешком-цепочкой от Chanel стали символом классики. Сегодня классический стиль плавно перешел в деловой, и обычно его выбирают женщины, активно занимающиеся бизнесом или политикой.

Романтический стиль , в отличие от классического, вобрал в себя весь арсенал украшений и деталей: цветы и драпировки, изящные вышивки и кружева, оборки и банты, рюши и воланы. Этот стиль предполагает сложные конструкции, необычные фактуры, яркие цвета. Романтика очень разнообразна. Яркий представитель этого направления "Е:го Величество" гламур (от англ. glamour - обаяние, шарм). Основные признаки: роскошные ткани и украшения, узкие и прилегающие силуэты, декольте, открытые туфли на высоких каблуках некоторая манерность или жеманность. Предшественником гламура можно считать стиль new look , который характеризует одежду конца 40-х начало 50-х годов и который обычно связывают с творчеством Кристиана Диора. New look появился взамен надоевшей простой одежды военного времени. Он отличался гиперженственностью: покатые узкие плечи, акцентированная грудь, осиная талия и широкие бедра, создаваемые многочисленными нижними юбками. Начало ХХІ века смело можно назвать временем гламура. Не обошел этот стиль и новый сезон осень-зима 2006. Дизайнеры не сомневаются, что ключевым цветом нового сезона станет коронный цвет гламура - золотой. Он подойдет как для вечерних туалетов (платья от Ralph Lauren, Victor & Rolf, Gucci), так и для повседневной одежды (жакет от Pacco Rabanne, свитер от Cacharel).

Представителем романтики является и бельевой стиль , использующий элементы, декор и цветовую гамму женского нижнего белья. Существует этот стиль еще со времен чеховских героинь, которые носили белые летние платья из батиста, льна и муслина, с кружевом и вышивкой "белым по белому". Сегодня одежда, похожая на нижнее белье, регулярно появляется на подиумах. В своей новой коллекции Alexander McQueen представил многослойное белое платье с завышенной талией с верхним слоем из черного кружева и к нему сапоги на шпильке с рисунком, имитирующим кружево.

Вамп и baby doll - стили, противоположные по своей сути, - превратились в целые женские образы. Стиль вамп отличается мистической сексуальностью - черный цвет, контраст фактур (бархат и кружево, кожа и шелк), демонстрация форм с помощью глубоких декольте и разрезов. Дополняют образ красные губы и длинные ярко-красные ногти. Стиль появился в 30-е годы в Голливуде. Достаточно вспомнить актрис Гретту Гарбо, Марлен Дитрих, Мэй Уэст. Женщины в стиле baby doll носят одежду, похожую на наряды маленьких девочек: платья с завышенной талией ярких расцветок, рукава-фонарики, многочисленные оборки и рюши.

Развитие в конце 70-х клубной культуры дало начало стилю диско . Его атрибуты: яркие крупные металлические украшения, блестки и стразы, топы и джинсы, расшитые бисером, крупные печатные рисунки.

В 20-х годах большой популярностью пользовался стиль гарсон (от фр. garson - мальчик). Он характеризовался мужскими элементами одежды и аксессуаров, короткой стрижкой и плоской мальчишеской фигурой. Женщины носили мужские смокинги и жакеты, брюки-гольф, узкие платья с декольтированной спиной и чулки из искусственного шелка. Позже гарсон плавно перешел в стиль унисекс , который был направлен на уничтожение разницы между мужской и женской одеждой. Повальное увлечение унисексом пришлось на 90-е, когда вместе с одеждой дизайнеры создавали и запахи, одинаковые для обоих полов.

Фольклорный или этнический стиль подразумевает придание современной одежде черт национального и традиционного костюма. Использование в дизайне одежды, обуви и аксессуаров традиционной культуры Индии, Китая или Японии отличает ориентальный стиль . Стиль гаучо основан на традиционном костюме пастухов Латинской Америки. Типичные вещи: брюки-гаучо (широкие до колен или чуть ниже, украшенные по низу тесьмой, бахромой или вышивкой) и пончо. Основные детали стиля кантри : джинсы, сапоги-казаки, кожаные и замшевые куртки с бахромой на рукавах. В этом сезоне дизайнеры использовали элементы традиционного костюма двух стран. Вещи в клетку-шотландку, гордость англичан, есть в коллекциях чуть ли не всех дизайнеров: юбки-килты у Moschino Cheap & Chic, ансамбли в стиле шотландских костюмов ХIХ века у Alexander McQueen, вечернее платье у Ralph Lauren, пальто у Marc Jacobs‚ MaxMara, Burberry. Не обошли дизайнеры и национальный украинский костюм. На показе Givenchy модели с прическами а-ля Юлия Тимошенко дефилировали в белых блузах, имитирующих украинские вышиванки.

Спортивный стиль изначально складывался на основе одежды для профессионального спорта, экипировки одежды, униформ, а потом постепенно трансформировался в стиль кежуэл (от англ. casual - случайный, небрежный). Зародился стиль в 30-х годах, хотя термин появился позже, в 60-х. В основе кежуэл лежит одежда для свободного отдыха, прогулок и занятий спортом. Ассортимент стиля включает практически все виды неформальной одежды: куртки, джинсы, майки, комбинезоны, различной формы брюки, кепки, ботинки, кроссовки, мокасины. Одежда обычно шьется из недорогих тканей ярких расцветок. Характерно большое использование молний, крючков, липучек. Кежуэл стал основным направлением для демократичных марок (Benetton, Gap и др.), хотя и именитые дизайнеры уделяют ему достаточно внимания. В сезоне осень-зима 2006 на пике тенденций снова окажутся куртки на пуху и не только в качестве экипировки для зимнего отдыха. Фасоны самые разнообразные - от элегантного пальто, как у Victor & Rolf, до приталенных, в форме пиджака с поясом как у Just Cavalli.

С большой периодичностью на подиумах появляется одежда в стиле милитари . Этот стиль использует военную атрибутику (прежде всего форму) разных стран в гражданской одежде. Появился он еще в ХIХ веке, когда в военное время, на волне патриотизма дамы украшали свои туалеты аксельбантами, стилизовали шляпки под гусарские головные уборы и офицерские треуголки.

Морской стиль , появляющийся практически в каждой летней коллекции, основан на униформе моряков, использует морские цвета и морскую атрибутику. Законодательницей этого стиля стала сама Коко Шанель, одевшая женщин в блузы с матросским воротником и юбки в складку.

Антимодные стили
К антимоде обычно относят все неформальные стили, которые изначально идут вразрез с основной модой. Обычно впоследствии эти стили избавляются от приставки "анти-" и становятся просто модными тенденциями. Типичным представителем антимоды является стиль хиппи , возникший в середине 60-х. Молодые люди, протестуя против общепринятой моды, одевались в рваные джинсы, длинные юбки, романтические струящиеся блузы с этническими мотивами. Однако очень скоро из антимоды этот стиль превратился в моду. Даже самые благополучные предпочитали носить длинные джинсовые юбки и украшать себя африканскими бусами и браслетами из Индии.

В конце 70-х на смену хиппи пришел стиль панк . Этот стиль соединил в себе анархические настроения и желание шокировать общество. Ключевое слово для понимания этого стиля - "помойка". Отличительными признаками стиля стали рваные и старые вещи, несколько слоев одежды, использование металлических цепей и заклепок в качестве аксессуаров. Образ панка дополняли яркий грим, пирсинг и знаменитая прическа ирокез. Авторство стиля панк приписывают дизайнеру Вивьен Вествуд, которая не изменяет этому стилю и сегодня.

В конце 80-х под влиянием творчества группы "Nirvana" сформировался стиль гранж . Надевая старые рваные вещи, одну на другую и часто неподходящего размера, музыканты и их поклонники демонстрировали полное равнодушие к устоявшимся нормам и приличиям. В 1993 году дизайнер Марк Джакобс вывел стиль гранж на подиум. Манекенщицы были одеты в огромные рубахи из фланели, вытянувшиеся свитера и массивные армейские ботинки, и все это в сочетании с тонкими платьями в цветочек, стилизованными под старье с блошиного рынка. В Британии и на улицах, и на подиуме стиль гранж соединился со стилем нью-эйдж, который предполагает свободное смешение мотивов разных культур и стилей в рамках одного костюма. Новый сезон осень-зима 2006 не обошелся без антимодных элементов. Не изменяя своим традициям, Джон Гальяно одел на манекенщиц массивные цепи с крестами, черные очки в поллица, черные повязки.

Сегодня отношение к моде выражается скорее в устранении границ между стилями и создании своих собственных. Если в авторской вечерней моде царят золото, вышивки и шлейфы, то в варианте гардероба для ночного клуба соединяются элементы спортивной одежды, стилей диско и панк, а для работы в офисе выбирается классика. Единственное условие - чувство меры .

The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы вместе с экспертами разбираемся, чем может быть полезна история костюма в повседневной жизни, а также какие книги и журналы читать, если мода для вас больше, чем последняя коллаборация Uniqlo.

Линор Горалик

журналист и культуролог

Даже когда человек умирает от голода, он умирает одетым. Мне кажется, что ни с одной областью материальной культуры наша жизнь не связана так плотно, как с одеждой: одежда - это и зеркало всех социальных, общественных и политических процессов, в которые мир замешан, и отражение нашей собственной идентичности, наших глобальных и сиюминутных качеств. Ровно поэтому мне представляется, что без понимания того, как мы взаимодействуем с собственным костюмом, невозможно полноценное понимание культуры. К счастью, для человека, который хочет лучше разобраться в теме «Человек и его одежда», сейчас существует масса возможностей - от книг и фильмов до открытых курсов и лекций. Скажем, можно начать следить за книгами, которые выходят в серии «Библиотека журнала „ Теория моды“»: большинство из них не просто прекрасно сделаны, но и отлично, легко, читабельно написаны и очень качественно переведены. А ещё можно следить за открытыми курсами Высшей школы экономики, лекциями журнала «Теория моды» и так далее.

С фильмами всё не так просто: Голливуд - не особый любитель точности. С другой стороны, можно играть с собой в важную и полезную игру: выбирать фильмы или сериалы о вымышленных мирах, в которых тщательно разработаны костюмы (скажем, «Игра престолов» - прекрасный вариант), и учиться смотреть на эти костюмы с точки зрения наших знаний об одежде в реальном мире. Что они говорят нам о политике, технологиях, экономике, гендерных отношениях? Тогда быстро выясняется, что, как и в реальной жизни, одежда в хорошем кино - это не просто «чтобы красиво», а таинственный и яркий язык, своего рода дополненная реальность, без которой всё было бы не так, как надо.

Если начать интересоваться темой, то немедленно обнаруживается, что почти всё, что мы узнаём об одежде, оказывается не только очень интересным, но и очень личным: мало какие знания удаётся так эффективно примерить на себя.

Елена Стафьева

журналист, модный обозреватель

Мода - это поп-культура, а не «наследие художников» . Это не высокое искусство, а часть массовой культуры. Нужно ли иметь какие-то представления об истории музыки, чтобы слушать классику? Непременно, иначе будет просто ничего не понятно. Высокая, сложно устроенная культура требует знаний, изучения её истории для понимания. Массовая культура - нет. Но, конечно, если у вас есть знания по истории культуры вообще, то вам лучше будет понятно, где место Коко Шанель в истории моды, а где - Эльзы Скиапарелли.

Чтобы разбираться в моде, гораздо важнее читать хороших англоязычных критиков - Кэти Хорин , Александра Фери , Ванессу Фридман . Кроме того, стоит находить и читать каталоги знаменитых выставок моды в Париже, Лондоне, Нью-Йорке - вот они действительно очень полезны и дают массу важной информации. Ещё есть колонка по истории моды Колина Макдауэлла на BoF . Но это если вы интересуетесь именно историей моды.

Если человек хочет лучше понимать культуру и моду как часть культуры, он должен ходить в музеи и на выставки - прежде всего в Европе и в Америке, потому что у нас нет института фэшн-выставок и фэшн-кураторов. Это как с живописью: можно послушать лекции, но пока вы не начнёте планомерно и последовательно ездить по музеям и смотреть все важные выставки, вы ничего не будете понимать в искусстве.

Что читать

Энн Холландер
«Взгляд сквозь одежду »

Рассказ американского историка костюма Энн Холландер посвящён взаимодействию человеческого тела и одежды в классических произведениях мирового искусства. Считается одной из фундаментальных книг по истории и теории моды, с которой тоже можно начинать знакомиться с темой.

Сьюзан Дж. Винсент
«Анатомия моды: Манера одеваться от эпохи Возрождения до наших дней»

Ещё одно исследование профессора Нью-Йоркского университета Сьюзан Дж. Винсент, где в каждой главе подробно рассказывается, как и в какие эпохи мода прятала или подчёркивала ту или иную часть тела. А чтобы вдруг не утомить читателя сухими фактами о моделировании тела с помощью одежды, Винсент разбавила текст огромным количеством исторических анекдотов, поэтому скучно не должно быть даже тем, кто к моде не имеет никакого отношения.

Журнал
«Теория моды: одежда, тело, культура »

Ежеквартальный журнал издательства «Новое литературное обозрение», посвящённый моде как феномену культуры. На самом деле он больше похож на серию книг со статьями по истории костюма и дизайна; о связи моды и городской жизни, женственности, мужественности, проблемах потребления и на другие смежные темы.

Колин Макдауэлл
The Anatomy of Fashion: Why We Dress the Way We Do

Колин Макдауэлл - один из самых уважаемых обозревателей в индустрии моды, проработавший в этой сфере почти тридцать лет. В книге The Anatomy of Fashion он рассказывает, как история соотносится с модой, где связь между строением тела человека и его одеждой и почему стандарты красоты меняются каждые полгода. От прочих монументальных энциклопедий по теме эта отличается тем, что поток информации тут подкреплён более чем 500 фотографий, иллюстраций и кадров из фильмов.

Fred Davis
Fashion, Culture, and Identity

Социолог Фред Дэвис обсуждает несколько теорий о социальной и психологической значимости моды в современной культуре: что делает одежду модной и как мода определяет социальный статус, гендерную идентичность, сексуальность и даже изменения в поведении человека.

Читать в интернете

История дендизма

Небольшой курс доктора филологических наук и автора книги «Денди: мода, литература, стиль жизни» Ольги Вайнштейн о том, как в XIX веке произошла революция в мире мужских костюмов. В курсе всего пять небольших видеолекций и ещё 25 статей о возникновении и развитии дендизма, включая историю о том, как Коко Шанель помогла женщине стать денди, размышления о том, чему щёголи научили потомков, и подборку анекдотов о графе Монтескью.

Где учиться в Москве

Лекторий МАММ и журнала «Теория моды»

Открытый лекторий для всех, кому интересна теория и история костюма. Лекции ведут постоянные авторы журнала, поэтому здесь много внимания уделяется именно исследованию связей моды и других сфер. На ближайших расскажут об истории танцевальных костюмов и о том, как менялось отношение к моде в советских фильмах. К тому же в МАММ часто проводят фотовыставки на смежные с модой темы: например, до конца ноября там можно застать выставку первых модных фотографий «Эдвард Штайхен в высокой моде: годы сотрудничества с Сondé Nast».

Где: Мультимедиа-арт-музей

Стоимость: 500 рублей

Спецкурс в ММСИ «Артефакты: искусство в истории легендарных домов моды XX–XXI веков»

Короткий цикл лекций журналиста и аналитика в области моды, дизайна и архитектуры Илектры Канестри, вызвавший настолько большой ажиотаж, что регистрация на них заканчивается буквально за несколько часов. Следить на анонсами следующих лучше всего на странице музея в