Твердая пища: как приучить малыша. Как приучить ребёнка к полезной еде? Как приучить малыша к еде

Дети часто весьма категорично заявляют о своих пищевых предпочтениях, например: «Я не люблю горошек», «Не люблю фрукты» или «Я люблю картошку». Ниже приведено несколько способов приучить ребенка есть много фруктов, овощей и продуктов с высоким содержанием сложных углеводов, а также ограничить количество вредных жиров и сахара в его рационе.

Фрукты

Детям полезно есть фрукты даже в промежутках между приемами пищи. Это необходимо их растущему организму, улучшает внимание и помогает развитию. Вот несколько простых способов приучить ребенка есть больше фруктов.

1. Покупайте фрукты

Всегда держите дома запас фруктов! Дети любят перекусывать между основными приемами пищи, причем едят они то, что попадается им под руку. Если на кухне им подвернутся чипсы, то они будут есть чипсы. Если найдут фрукты, будут есть фрукты.

Виноград, мандарины, мини-бананы и яблоки дети выбирают чаще всего, потому что эти фрукты удобны для детских ручек: их легко взять и унести с собой.

2. Поставьте на виду вазу с фруктами

Итак, покупайте виноград, мандарины, бананы и яблоки, выкладывайте их в вазу и оставляйте ее в доступном для ребенка месте, чтобы он всегда мог взять фрукты, когда голоден. В идеале ваза должна стоять на виду, в том месте, мимо которого ребенок регулярно проходит и куда ему легко дотянуться. Перекусы между едой - не такая уж хорошая привычка, но фрукты между приемами пищи полезны для здоровья, и фруктовая ваза на видном месте - хороший способ приучить ребенка «правильно» перекусывать, когда он голоден. Одно «но»: насколько я знаю, стоматологи считают, что из-за фруктов у детей могут появиться проблемы с зубами. Поэтому убедитесь в том, что ребенок правильно чистит зубы после еды.

3. Используйте «бездумную» еду с пользой

Попробуйте дать ребенку миску с нарезанными фруктами, когда он смотрит телевизор. Сделайте фрукты лакомством, положите их в красивую тарелку и скажите: «Вот, держи вкуснейшее фруктовое ассорти!» Скорее всего, ваш ребенок сметет с тарелки все и даже не заметит. Люди склонны к «бездумной» еде, когда они едят что-то, не осознавая, что делают. Это может привести к перееданию, ведь люди обычно съедают все, до чего могут дотянуться, независимо от размера порции. Или едят, когда на самом деле не голодны. Если у нас под рукой большой пакет чипсов, мы бездумно можем съесть весь пакет, а не ограничиться 30 граммами. Но в случае с детьми «бездумную» еду можно использовать в благих целях. Давать им тарелку с фруктами, пока их внимание занято телевизором или компьютерной игрой. Это хороший способ оздоровить их питание.

Все мы родом из детства, и наши привычки тоже оттуда – чай с сахаром, нелюбовь к спорту и бутерброды на завтрак. Мы выбрали несколько самых вредных привычек из детства, которые портят фигуру взрослым.

4. Сделайте фрукты десертом

Старайтесь не заканчивать десертом каждый прием пищи, но иногда, примерно два раза в неделю, устраивайте особое пиршество со сладким. И лучше, чтобы это сладкое было фруктовым: фруктовый крамбл или торт, фрукты с кремом или йогуртом, ну или просто нарезанный ананас или манго. Только постарайтесь сделать это блюдо красивым и изысканным, чтобы фрукты воспринимались как лакомство.

5. Давайте фрукты с собой в школу

Если ваш ребенок берет с собой в школу упакованный обед или завтрак, обязательно кладите ему в пакет немного фруктов. Проще всего положить виноград в небольшой коробочке, мандарин, яблоко или банан. Даже если ребенок не будет съедать их каждый день, у него в голове отложится: на обед обязательно должны быть фрукты.

6. «Пейте» фрукты

Сегодня существует множество разных способов «пить» фрукты. Покупайте натуральные фруктовые соки, а не лимонады, разводите их водой и давайте ребенку стакан за завтраком. Стоматологи рекомендуют пить неразведенный сок только во время еды, чтобы защитить зубы, а сок, разбавленный водой, содержит меньше кислоты. Лично я предпочитаю давать своим детям за обедом и ужином просто воду, поскольку считаю, что нельзя включать сладкое во все приемы пищи. Поэтому я рекомендовала бы давать сок только на завтрак, а воду - во время остальных приемов пищи. Сегодня в магазинах можно купить фруктовые смузи, фруктовые коктейли и т. п., что также помогает приучить детей к фруктам. Но не переусердствуйте, ведь это может плохо отразиться на их зубах. Кроме того, соки - это еда, причем с довольно большим содержанием калорий. Однако люди редко вспоминают об этом и в результате переедают. Это хорошо для маленьких детей, но взрослые люди живут в мире, где много высококалорийной еды и мало энергозатрат. А сладкие напитки существенно увеличивают количество потребляяемых калорий. Лучше ешьте фрукты, а не пейте их.

Овощи

В рацион детей также должны входить разнообразные овощи. Вот несколько способов, как убедить детей есть больше овощей.

1. Покупайте овощи

Вы, а не дети отвечаете в семье за финансы, покупку продуктов и приготовление еды. Поэтому каждый раз покупайте овощи, все время держите их дома и кормите ими ребенка. Если не предлагать ему овощные блюда, то он и не полюбит их. Всегда держите в морозилке запасы замороженного горошка, стручковой фасоли и брокколи, а в холодильнике - огурцы, морковь и помидоры. Мои дети, например, предпочитают именно эти овощи и охотно их едят. Если хотите ввести в детский рацион новый овощ, предложите его вместе с той едой, которую ребенок уже знает и любит. Это поможет ребенку по бороть недоверие к новому продукту и, возможно, подтолкнет его попробовать незнакомое.

2. Проявляйте настойчивость

Обязательно дополняйте каждый прием пищи овощами. Даже если ребенок отказывается от овощей, проявляйте настойчивость и продолжайте предлагать их ребенку. В конце концов, он сдастся и станет есть их. А со временем ему даже начнет казаться, что в блюде чего-то не хватает, если там не будет овощей. Когда ребенок говорит: «Я не люблю брокколи», все равно кладите кусочек ему на тарелку. Рано или поздно он этот кусочек съест. Самый эффективный способ приучить к брокколи ребенка - пригласить на ужин его друга, который любит овощи. Увидев, что друг ест брокколи, ваш ребенок, скорее всего, поступит так же.

3. Будьте хорошим образцом для подражания

Ешьте вместе с ребенком и обязательно говорите во время обеда, как вам нравятся овощи, насколько они вкусные. Вместо фразы: «Ешь фасоль, она полезна для здоровья» скажите: «Положить тебе фасоли? Попробуй, какая она сочная». Сядьте вместе с ребенком за стол и с удовольствием съешьте свою порцию фасоли.

4. Давайте сырые овощи

Многим детям нравятся хрустящие овощи. Поэтому давайте им сырую морковь или перец, даже если сами едите их приготовленными.

5. Сделайте овощи лакомством

Миска с замороженным горошком вполне подходит для «бездумной» еды перед телевизором. Если вы дадите ее ребенку со словами: «Эта вкуснятина для тебя, держи», он воспримет замороженный горошек как лакомство и съест его, не задумываясь.

6. Маскируйте овощи

Многие мамы «прячут» овощи в аппетитных блюдах, и дети съедают их, не замечая подвоха. Готовьте соусы на томатной основе, добавляйте тертую морковь в соус болоньезе, а мелко нарезанный лук и перец - в пастуший пирог и т. д.

7. Используйте влияние сверстников

Когда ваш сын или дочь собираются в гости к другу, никогда не говорите его родителям: «Мой ребенок не любит то-то и то-то». Наоборот, если его мама спросит: «Что ест ваш ребенок?», отвечайте: «Все, что дадут». Дети, которые категорически отказываются от цветной капусты, брокколи или фасоли дома, в гостях могут есть их с удовольствием. Точно так же, когда вы приглашаете к себе друзей своего ребенка, давайте всем детям одинаковую еду. Вы можете воспользоваться случаем и приготовить еду, которую ваш ребенок обычно не любит. Увидев, что его друзьям она нравится, ваш сын или дочь, скорее всего, присоединится к ним.

8. Пусть он выберет сам

Если вы берете ребенка в магазин за покупками, позвольте ему самому выбрать овощ, который он хочет попробовать. Пусть это станет развлечением для ребенка. Потом приготовьте из нового овоща что-нибудь вкусненькое - причем это лучше сделать вместе - и ребенок наверняка согласится попробовать то, что получилось: ведь он сам выбрал этот овощ.

9. Используйте момент, когда ребенок голоден

Перед ужином мои дети становятся «магнитами на холодильник» и начинают рыскать по кухне в поисках, чем бы перекусить. Воспользуйтесь этим моментом и дайте им миску с замороженным горошком или сырую морковку.

10. «Пейте» овощи

Детям нравятся многие виды овощных соков, так что можете давать их ребенку в собой в школу. Но не злоупотребляйте соками. Как и в случае с фруктами, лучше не «пить», а есть овощи: тогда они воспринимаются как блюдо и дают чувство сытости. Люди забывают, что в овощных соках много скрытых калорий: выпитый в машине пакетик сока по калорийности может равняться половине обеда.

«Как приучить ребенка к здоровой еде» Джейн Огден

Каждый родитель прекрасно знает, что ребенка нужно кормить полезной пищей. Но у многих детей на этот счет иное мнение: здоровой еде они предпочитают всякие вредные вкусности - фастфуд, сладости, чипсы и сладкую газировку, - и со временем это пагубно отражается на их здоровье. Во многом на формирование пищевых привычек влияют традиции семьи, в которой растет ребенок, его сверстники и, конечно, вездесущая реклама. Что же делать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, но, несмотря на все усилия, не могут заставить его предпочесть приготовленные на пару овощи картошке фри?

Автор книги уверяет: нет ничего невозможного, если вы твердо решили привить ребенку правильные пищевые привычки. Ее рекомендации, изложенные в этой книге, очень просты, легко выполнимы и поистине бесценны. Они позволят безо всякого принуждения убедить ваших маленьких приверед в том, что полезная еда - это просто прекрасно!

  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

    По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.


    В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

    Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

    Комаровский о проблеме

    Не жует

    Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других - позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно - родители!


    Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

    Не ест с ложки

    Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

    Ложка - это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

    Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку - поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.


    На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.


    Не хочет есть пищу кусочками

    Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании , и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.


    Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба - настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

    Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно - сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом - густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.



    Не хочет есть, пока не включат мультики

    Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.


    Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.


    • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
    • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
    • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
    • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, - не самое лучшее родительское решение.
    • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест - значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
    • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

    Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

    Предпочтения в пище появляются у малыша очень рано, уже во время введения прикорма. От родителей зависит, получит ли ребенок удовольствие от принятия пищи и насколько разнообразным будет его вкусовой диапазон. Только благодаря взрослым дети могут узнать, что вкусно – это не только сладко.

    Именно поэтому диетологи советуют начинать прикорм с овощей. Вполне вероятно, что, попробовав сладкие фруктовые пюре, малыш откажется от морковки и кабачков. Так что, легче предложить фруктово-ягодные пюре, после освоения 5-6 наименований овощных. Если ребенок отказался от какого-то овоща, попробуйте дать его снова, через несколько дней, возможно негативное отношение к этому времени пройдет.

    Нужно помнить, что каждому человеку требуется разное количество пищи. Так же потребность в пище зависит от интенсивности роста, в зависимости от генетики человека. Еще аппетит связан с сезонными изменениями. Зимой дети растут медленнее, чем летом, следовательно, и кушают меньше. Ну и, конечно, чем больше энергии тратит малыш, тем больше он ест. Если у здорового ребенка плохой аппетит, стоит увеличить его физические нагрузки и побольше времени проводить на свежем воздухе.

    Предоставьте маленькому едоку право выбора. Спрашивайте малыша, что он хочет съесть из предложенного полноценного набора продуктов. По возможности, заранее оговаривайте, какие блюда ребенок хочет видеть на столе. Обычно дети едят, когда испытывают чувство голода и неосознанно выбирают продукты необходимые организму.

    Не стоит переживать из-за периодических отказов от еды, если ребенок хорошо набирает вес. Плохо пообедав, он наверстает все во время ужина. Так же стоит исключить частые перекусы в течение дня, они заглушаю чувство голода, но не дают полноценной энергии организму.

    Не нужно насильно кормить малыша — это может закрепить негативное отношение к приему пищи. Неправильное поведение родителей за столом может привести к психологическому барьеру в отношении еды. Лучше выпустить ребенка из-за стола, чем превращать обед в пытку для всех.

    Вкусовые ощущения регулируются работой мозга. То есть со временем у ребенка формируются негативные или позитивные ощущения о различных продуктах. Если в момент дегустации нового продукта малыш плохо себя чувствовал, то отрицательное отношение к нему может остаться надолго. Поэтому рекомендуется вводить новые продукты, если кроха здоров и в добром расположении духа.

    Для ребенка важна и обстановка на кухне. У него должно быть свое обеденное место, яркая и веселая посуда. Сама еда тоже должна быть красивой, а не только полезной. Не стоит кормить ребенка перед телевизором, это отвлекает от самого процесса приема пищи. Будьте сами примером для малыша – ведите себя за столом спокойно и вежливо, ешьте с удовольствием. Все это повысит шансы ребенка иметь отличный аппетит.

    источник http://www.detskydoctor.ru/

    Очень часто мамы задают мне такой вопрос: «ребенок не ест твердую пищу, не умеет жевать или давится». Проблема ОЧЕНЬ распространенная и появилась она, кстати, только недавно, когда пересмотрели сроки введения прикорма. Раньше ребенок получал первую сушку ДО появления ПЕРВЫХ зубов, и учился жевать деснами. Сейчас в 6 -6,5 месяцев большинство детей имеют 2-4 передних зуба, жевать которыми просто невозможно, но, что важно, они мешают и жевать деснами. Если же вы против того, чтобы давать ребенку с 6-7 месяцев грызть баранку или кусочки фруктов (яблоко, груша), то тогда выход один - дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Уже с примерно годовалого возраста ребенок может постепенно начинать употреблять твердую пищу и жевать небольшие кусочки.

    Так как же научить полутора- или того хуже 2-годовалого малыша жевать. Методы довольно просты, но требуют от родителей и других родственников единодушия в исполнении, выдержки и немного актерских способностей. А суть проста: ставить ребенка в такие условия, где не жевать он просто не сможет. Поставьте себя на место ребенка, зачем жевать, если похнычешь, и всегда дадут то, что жевать не нужно.
    Первое - отработать навык жевания, сами движения. Тут понадобится зефир или жевательный мармелад. В 1-2 года ребенок уже прилично соображает, поэтому, увидев это у вас во рту, наверняка запросит тоже. А вы ему: "Дам, но ее нужно обязательно жевать, вот так"... Естественно, продукт должен быть качественный.

    Второе - "сломать"или потерять протиралку (миксер, блендер, ситечко или толкушку), показать малышу результат и вместе с ним искренне погоревать, на забыв пообещать при случае ("когда появятся в магазине") купить другую. Обещание постараться не сдержать. Можно предложить ребенку "поскольку он уже большой" самому измельчать себе еду в тарелке, вилкой к примеру. Получается своеобразное соревнование двух леней: "лень жевать" и "лень давить". Как правило рано или поздно побеждает последняя.

    Третье - перестать по возможности готовить протертые блюда. Если отказывается есть другое - не кормить. Только оставлять в доступных местах продукты для перекуса. Не бойтесь, что отсутствие регулярного трехразового и многоблюдного питания испортит ребенку желудок. Решительные меры помогут приучить жевать довольно быстро, а "отрубание хвоста по частям" - наоборот. Поэтому исключительно от вашего упорства и несгибаемости зависит результат. А год-два на таком питании вполне можно протянуть безо всякого ущерба для здоровья, проверено!

    Четвертое - очень часто дети начинают жевать новое, ранее незнакомое блюдо. Подумайте, как можно расширить рацион. Естественно, новинку предлагать ТОЛЬКО в не протертом и не измельченном виде.

    Пятое - чаще выходите "в люди". Питание вне дома как правило не подразумевает специальное приготовление пищи под капризы ребенка. Перекус на ходу в парке, пикники на природе, походы в доступные общепитовские заведения (тот же Макдональдс), особенно в окружении других детей как правило действуют положительно. Только принцип должен быть тем же: ешь то, что есть, другой еды тут нет.

    И самое, на мой взгляд, главное правило - при всем этом - никаких разговоров, бесед, тревог, ночных размышлений и жалоб окружающим по поводу нежевания ребенка. Пусть он думает, что у него ВСЕ НОРМАЛЬНО. 1-2 года - возраст очень опасный в плане начала манипуляций родительским чувствами. Не лучший вариант, если малыш будет использовать свое жевание/нежевание чтобы шантажировать вас.

    и лично от меня - обычай давать детям жеванный хлеб, это оснавная причина детской смертности от кишечных инфекций. Не жуйте, прошу вас! и желаю вам справится с вашей проблемой))))