План работы социального педагога. Родитель и подросток: друзья или враги? Тестирование родители друзья или враги
21.09.2011
Редкий родитель не мечтает о таком положении дел. И если в детском саду заплаканный мальчик ждал вечера, чтобы поскорее рассказать маме, как прошел день, то подросток уже на все расспросы обычно отвечает «все нормально». А это значит, что его кредит доверия вы мало-помалу исчерпали. Как же сохранить доверительные отношения на долгие годы?
1. Быть «включенным» родителем. Это значит быть в курсе дел ребенка, его душевного состояния, интересоваться его планами, уметь видеть и предвидеть травмирующие его ситуации, понимать его желания и потребности, уважать его мнение, прислушиваться к его советам. Это значит уметь сопереживать и жалеть, не обвиняя. Это значит никогда не отмахиваться от его вопросов, рассказов, слушать и слышать ребенка. И не показывать вида, даже если вам смертельно скучна его болтовня.
2. Доверять ребенку. Не читать его письма, не шпионить в Сети, не подслушивать под дверью, не перетряхивать карманы и ящики стола. Доверять, даже если раньше были «проколы». А еще - хранить тайны и секреты ребенка, которые он вам доверил.
3. Общаться на равных. Следить за своим тоном, словами, советами, не обманывать и не хитрить, не подкупать. Полезно представлять, что вы говорите не с семилеткой, а с вашим добрым другом или уважаемым коллегой сорока лет. Или отчитывая ребенка (куда уж без этого, будем честны), воображать, что в комнате кроме вас стоит еще и ваш шеф. Представили? То-то, выбирайте выражения.
4. Оказывать стопроцентную поддержку. Ваш ребенок должен знать, что вы его примете любым – грязным, рваным, пьяным или с двойкой в «дневнике». Это не означает, что нельзя критиковать и песочить свое чадо. Нужно. Но – только наедине. Никогда не
объединяйтесь против ребенка с воспитателями, педагогами, врачами и другими людьми. Даже если он не прав, ваша задача на людях - его защитить, а уже дома устроить разбор полетов.
5. Оказывать помощь. Но – только когда ее просят. И по принципу мудреца из восточной притчи, который дал голодному человеку не рыбу, а удочку.
6. Знать и принимать всех его друзей. Не указывать, с кем дружить, а с кем нет. Пусть они собираются у вас дома, чем где-то еще. Пусть после их нашествия остается выжженная пустыня, потоп или пустой холодильник. Пусть вы стоите в очередь в собственный туалет и не можете пройтись у себя дома лохматой или полураздетой. Зато вы точно знаете, где и с кем сейчас ваш ребенок и можете быть уверены, что он не связался с плохой компанией. А для его друзей вы будете объектом зависти как самые «мировые» родители!
Эти советы вовсе непросты на деле: нужно много душевных, да и физических сил ежедневно, чтобы не позволять себе поведения, которое может оттолкнуть от вас ребенка.
Елена Андреева
10.09.2011
Чем родители школьника отличаются от просто родителей? |
В третьем Международном Словаре Уэбстера
2662 страницы. Подготовка этого словаря к изданию обошлась в три с половиной миллиона долларов. Его составители определили границы подросткового возраста от 13 и до 19 лет. Это мало что проясняет. Происхождение английского слова «тин» (подросток) проливает немного больше света. Это слово образовано от древнеанглийского слова «теноа», что значит «травма», «гнев» и «горе». Да, подростковые годы могут быть болезненными как для подростка, так и для родителя. Хотя подросток еще не добился той свободы, которую имеет взрослый человек, он уже лишился многих преимуществ детства. В результате в течение семи лет он ощущает себя, образно говоря, подвешенным во времени. Среднестатистическому пятнадцатилетнему подростку кажется, будто все, что он находит привлекательным, запрещено. Он не может выпивать, водить машину, жениться, самостоятельно брать взаймы деньги, принимать решения, голосовать или поступать на военную службу. Но он должен
ходить в школу независимо от того, нравится ему это или нет. Многие запреты становятся причиной натянутых отношений между взрослыми и подростками, и это напряжение продолжается до тех пор, пока сохраняется материальная зависимость подростка от родителей. Радио, телевидение и другие средства массовой информации все время сообщают статистические данные о подростковой преступности и правонарушениях, ранней беременности и наркомании. Можно ли сказать, что нынешние подростки хуже, чем мы в их возрасте? Наверно, нет, но было бы правильно сказать, что современный подросток определенно отличается от подростка двадцати- или тридцатилетней давности. Хотя современные подростки делают все то же самое, что в свое время делали и вы, они начинают это делать гораздо раньше, чем прежние поколения. Социологи подтверждают, что дети в наши дни созревают быстрее. Мальчики начинают раньше ухаживать за девочками и знакомятся со всеми гранями жизни в более раннем возрасте. У современных подростков больше денег, в их распоряжении больше видов транспорта, у них больше свободного времени и меньше сдерживающих факторов, чем когда-либо прежде. Половое созревание у них также наступает на три года раньше, чем у предыдущего поколения. А проблемы взрослого мира только усугубляют их положение. Разводы, инфляция, энергетические кризисы и политическая коррупция - это не очень-то приятная картина Взрослые, не способные справляться со своими проблемами, едва ли могут разобраться в той буре эмоций и переживаний, которые бушуют в душах их детей-подростков. В это трудное время подростку нужен родитель, который может понять, что идет процесс его превращения во взрослого человека. Ему нужны родители, способные терпеливо выслушивать и понимать его, не реагируя слишком бурно на его взгляды и поступки. До достижения подросткового возраста ваш ребенок в большей или меньшей степени принимал ваши руководящие указания и соглашался с ними после того, как вы его убеждали. Однако теперь вы замечаете, что подросток ставит под сомнение каждую вашу фразу. Ребенок, прежде довольный вашей заботой о нем, теперь кажется встревоженным, беспокойным и раздражительным. Дисциплинарные методы, которыми вы раньше пользовались, уже не дают результатов. Чувство собственного достоинства у вашего подростка стремительно падает. Ответственное поведение остается в прошлом. Близость отношений с подростком, о которой вы мечтали, кажется недостижимым идеалом Активное слушание, которое вы приберегали на крайний случай, теперь не приносит ожидаемых плодов. У подростка исчезает желание оставаться дома с семьей. Даже когда он дома, его мысли блуждают в других местах. Он ведет себя так, как будто быть замеченным в вашем присутствии - это преступление. Вас сбивают с толку его эмоциональные взлеты и падения, вспышки гнева, а в отдельных случаях странная медлительность. Вы теряетесь в догадках: не растеряли ли вы свои родительские навыки, не потеряли ли полностью контакт с ребенком? Вы путаетесь в словах, когда просите помочь вам разобраться в себе и в своем подростке. Вы пытаетесь вспомнить, что вы чувствовали в этом возрасте. Но груз прошедших лет затуманивает вашу память. Ваше внутреннее смятение еще более усиливается пугающими рассказами ваших друзей о том, как они не могли справиться со своими подростками в это трудное время. Вооружившись слабой надеждой на успех, вы мужественно поворачиваетесь лицом к буре и обнаруживаете, что едва закончился один ураган, как надвигается новый, Если я хотя бы отчасти описала обстановку, царящую в вашей семье, успокойтесь и расслабьтесь. Это норма! Вам не следует думать, будто вы как родитель терпите фиаско, даже если вы увязли в эмоциональных битвах со своим взрослеющим подростком. Вы столкнулись с первой стадией восстания. Сегодня хочу обратить Ваше внимание на вопрос определения уровня знаний при изучении иностранных языков. Это довольно непростой вопрос, не имеющий, на мой взгляд, однозначного ответа. Не претендуя на истину в последней инстанции, я просто хочу поделиться своим мнением на этот счет. Часто нас призывают определить свой уровень знаний с помощью различных тестов. Я не буду спорить ни с кем по поводу объективности подобного тестирования знаний, просто знаю из практики, как многие дети, да и взрослые тоже (чего греха таить) решают этот вопрос. Например, дается задание и предлагается три варианта ответов. Если знаем ответ – выбираем нужный. А если не знаем – выбираем наугад, а вдруг получится… Ох, уж эта непредсказуемая славянская душа… О какой объективности тестирования знаний может идти речь в таком случае? Или вот другой пример. В прошлом году наши «высшие светлые умы» от системы образования решили проверить уровень знаний учащихся 5-7 классов по иностранным языкам. По всем школам разослали приказы об этом чудесном опыте за два месяца до начала эксперимента (как раз перед концом учебного года). Когда на главном сайте появились первые образцы этих тестов, все были в шоке (учителя, дети и их родители) · Дети были в шоке от того, что « это ж скока нада напрягаца»! · Родители – от того, что опять надо деньги на новые книжки выкладывать! · Учителя – от того, что материал, предложенный в тестах, нужно изучать не менее года, а то и более! Да, делать нечего. (Нам не привыкать. Мы люди подневольные. Где наша не пропадала…) Интересно, как бы Вы поступили в такой ситуации? А пока вы думаете, я вам расскажу о том, что сделал каждый участник процесса этого тестирования: · Учителя напрягли учеников и призвали их учить ВСЁ, а когда поняли, что ВСЕ не выучат ВСЁ, начали искать другие пути…(Ведь итоги тестирования должны были показать и уровень преподавания). · Ученики разделились на две категории: одни начали учить, а другие, сделав вид, что учат, тоже начали искать другие пути… · Родители до последнего надеялись на чудо, а потом просто стали откладывать деньги, зная, что почти все школьные нововведения обычно решаются за их счет И тут на арене появляется новый участник этого процесса – предприимчивые издатели, которые, подсуетившись, быстренько издали не только все тесты, но и все ответы на эти тесты. Вот оно счастье! И закипела работа по написанию шпаргалок… В это время ко мне на дополнительные занятия начала ходить шестиклассница с нулевым уровнем знаний. Я родителей предупредила сразу, чтобы быстрых результатов не ждали, т. к. много упущено. Как она будет эти тесты проходить? – думала я (наивная). Но не тут то было: девочка прошла тестирование на высший балл! А из отчетов руководителей народного образования было понятно, что «…в целом учащиеся показали хороший уровень знаний»… Мораль «сей басни» такова: тестирование знаний с помощью тестов- не самый надежный путь для проверки уровня знаний, особенно на просторах бывшего Союза. Если у Вас есть свое мнение на этот счет – поделитесь в комментариях, А в следующей статье я расскажу вам об одном очень простом способе определения уровня знаний для начинающих. С наилучшими пожеланиями и верой в ваш успех! Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Семья закладывает систему отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в процессе консультации помогает родителю взглянуть на себя со стороны, как бы глазами другого человека, и тем самым объективизировать свое поведение. На начальном этапе Вы сами можете определить, насколько Вы являетесь своему ребенку другом. Предложите ему пройти несложный тест. Тест: родители - друзья или враги?
РЕЗУЛЬТАТ: 50-72 балла: Практически постоянно обстановка в вашей семье приближена к боевой. Не забывай, что взаимоотношения с родителями - это и твоя ответственность тоже. Через некоторое время ты тоже станешь представителем старшего поколения. Имеет смысл учиться находить общий язык сейчас. Первый шаг должен делать тот, кто сильнее и моложе, а не тот, кто считает себя правым, - это правило разрешения любых конфликтов. 25-49 баллов: Ссориться с родителями невыгодно, потому что все равно приходится мириться. Возможно, иногда ситуация в семье кажется очень мрачной, однако все же имеются некоторые светлые пятна. И у тебя, и у твоих родителей есть опыт поддержания бесконфликтных отношения, просто вы редко его используете. Как только ты начнешь учитывать, что у родителей тоже есть чувства, желания и потребности, они станут признавать и тебя как равноправного человека. 15-24 балла: Иногда ваши отношения с родителями бывают омрачены недопониманием, раздражением и отчаянием. Идеальных семей не бывает, однако практически все люди стремятся улучшать отношения со своими близкими и ищут для этого все возможные способы. Тебе стоит совместно с родителями обсудить, в каких вопросах взаимопонимание еще не достигнуто, и попытаться решать проблемы вместе. До 15 баллов: Если ты честно отвечал(а) на вопросы, то можно сделать вывод, что твои отношения с родителями вполне благополучны. В вашей семье практически не возникают ссоры. Правда, иногда такая идиллия может скрывать твою неуверенность в себе, зависимость от родителей и нежелание становиться самостоятельной. «Мирный атом в каждый дом» – этот лозунг сегодня трансформировался в «современные компьютерные технологии в каждый дом». Компьютер перестал быть предметом роскоши, а стал для многих предметом первой необходимости. Но не всегда мирным.»- так начинается одна статья о компьютерной и интернет-зависимости, ранее неведомой нам проблеме, которая, по прогнозам специалистов, станет «чумой 21 века». Скачать:Предварительный просмотр:«Ребёнок и компьютер. Друзья или враги?»«Мирный атом в каждый дом» – этот лозунг сегодня трансформировался в «современные компьютерные технологии в каждый дом». Компьютер перестал быть предметом роскоши, а стал для многих предметом первой необходимости. Но не всегда мирным.»- так начинается одна статья о компьютерной и интернет-зависимости, ранее неведомой нам проблеме, которая, по прогнозам специалистов, станет «чумой 21 века». До последнего времени проблемы компьютерной и интернет-зависимости волновали главным образом западное общество, но сейчас эти темы становятся актуальными и для нашей страны. Особенно в связи с современной государственной политикой, предусматривающей глобальную информатизацию всей сферы образования. Что же это за новые формы зависимости, в чем заключается связанная с ними опасность? Давайте попробуем разобраться. Дети и подростки проводят за ним больше времени, чем в школе. Продолжительность их общения с родителями сводится к нулю. Интернет оказался на пути у родителей - мешает обеим сторонам укреплять взаимные привязанности, участвовать в совместной трудовой и игровой деятельности. Отнимая время, виртуальный мир препятствует живому общению между людьми. Сокращается число групповых, подвижных игр на открытом воздухе, совместной деятельности по конструированию воображаемых детских миров. Сам же способ получения информации из Интернета не требует особых усилий, предоставляя возможность пассивного переживания подаваемого материала. Привычка расширять кругозор за счёт одного клика мыши - препятствие выработки навыка активного чтения, целенаправленного поиска необходимых книг, пособий, руководств, справочников, то есть самообразование. Уменьшается число детей и подростков, увлекающихся коллекционированием, самодеятельностью, спортом, моделированием и другими формами приобщения к активной общественной жизни. Снижаются возможности воспитания всех необходимых человеку качеств: воли, настойчивости, упорства, инициативности и т.д. В наше время дети и подростки знакомы с названиями таких сетевых игр, как, как: World of War craft, Counter Strike, GTA, DOOM, Sims больше, чем с названиями и авторами детской литературы. Они пытаются подражать героям игр, нападают на сверстников и взрослых, стремятся достать оружие, разыгрывают сцены насилия и совершают так называемые «акты возмездия». Опасность этого подражания усугубляется тем, что школьники не способны соразмерять свои намерения с возможными результатами. Нередко во время реального общения одни дети наносят непоправимый вред здоровью других. Агрессивное поведение особенно усиливается у детей в подростковый период с невысокими умственными способностями, чувствующих свою незащищенность, подвергающиеся постоянным ограничениям, плохо приспособленных, тревожных либо отвергаемых своими сверстниками. Существуют различные способы виртуального общения:
И теперь несколько слов о каждом из них:
"IRC" означает "Internet Relay Chat" и представляет из себя систему, которая позволяет вести диалог с другими пользователями Internet на специальных "каналах" или лично. Каналы можно сравнить с комнатами - вы "заходите" на канал и после любая ваша фраза может быть услышана всеми, кто находится на том же канале - вне зависимости от того, что один ваш собеседник живет в Австралии, а другой - в Южной Африке. При необходимости вы можете общаться лично – только с тем, с кем желаете – в private. Причины возникновения компьютерной зависимости:1.Самая первая и самая главная - отсутствие навыков самоконтроля у ребёнка. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, «просчитать» ситуацию. Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?1.Познакомьте его с временными нормами (для детей 7-12 лет - 30 минут в день, но не ежедневно; 12-14-летние могут проводить 1 час в день; от 14 до 17 лет - 1,5 часа). Что делать, если Вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?
Рекомендуем также |