Как делают шелковую ткань. Как делают шёлк

Шелк не зря именуют "королем тканей", ведь это полотно очень красиво, обладает многими достоинствами и может применяться как в производстве одежды и аксессуаров, так и в оформлении интерьера. Из чего делают шелк и насколько это сложно? Читайте в статье ниже.

Немного истории

Производство этой удивительной ткани зародилось в Древнем Китае, и очень долго секрета его изготовления мир не знал. Над человеком, решившимся раскрыть эту тайну, висела угроза смертной казни. Поэтому и цена на ткань была соответствующей, позволить покупку себе могли немногие люди. В Римской империи шелк ценился на вес золота! Когда китайцы научились использовать нити шелкопряда для производства тонкого полотна? Точной даты вам не даст ни один историк. Существует легенда о том, что в чай императрицы однажды упал кокон гусеницы и превратился в нить удивительной красоты. Тогда жена Желтого Императора и принялась за разведение гусениц-шелкопрядов.

Только в 550 году н. э. византийский император Юстиниан сумел раскрыть секрет - из чего делают шелк. В Китай с секретным заданием были посланы два монаха. Вернувшись через два года, они привезли с собой яйца шелкопряда. Монополии на этом настал конец.

О гусеницах-шелкопрядах

Ткань натуральный шелк сегодня, как и в древние времена, можно изготовить только при помощи лучших гусениц. Бабочек в семействе шелкопрядов великое множество, но самую дорогую нить способны дать лишь гусеницы под названием Bombyx mori. Данный вид не существует в дикой природе, так как создан и взращен искусственно. Выведены они с единственной целью - кладка яиц для выращивания гусениц, производящих шелк.

Они очень плохо летают и почти ничего не видят, но с главной задачей справляются отлично. Живут гусеницы несколько дней, но успевают найти партнера и отложить до 500 яиц. Примерно на десятый день из яиц появляются гусеницы. Для производства килограмма шелка требуется около 6 тысяч гусениц.

Как гусеницы вырабатывают шелковую нить?

Из чего делают шелк, мы уже уяснили, но как это происходит? Каким образом гусеница вырабатывает такую драгоценную нить? Дело в том, что вылупившиеся существа круглыми сутками поедают листья тутового дерева, на котором обитают. За две недели жизни они вырастают в 70 раз и несколько раз линяют. Наев массу, шелкопряды готовы к производству нити. Тело становится полупрозрачным, а гусеницы ползают в поисках места для выработки нити. В этот момент их нужно поместить в специальные ящики с ячейками. Там начинают важный процесс - вьют коконы.

Переваренные листья превращаются в фиброин, накапливающийся в железах гусеницы. Со временем белок превращается в вещество под названием серицин. Во рту существ находится прядильный орган, на выходе из него две нити из фиброина склеиваются при помощи серицина. Получается одна крепкая которая застывает на воздухе.

Одна гусеница способна свить за двое суток нить длиной более тысячи километров. Для производства одного шелкового платка требуется более ста коконов, а для традиционного кимоно - 9 тысяч!

Технология производства шелка

Когда кокон готов, его необходимо размотать (это называют кокономотанием). Для начала коконы собирают и подвергают тепловой обработке. После этого некачественные нити выбрасывают. Оставшиеся нити распаривают в горячей воде, чтоб увлажнить и размягчить. Затем специальные щетки находят конец, а станок соединяет две или несколько нитей (в зависимости от желаемой толщины). Материал-сырец перематывают, так он и высыхает.

Почему же ткань получается такой гладкой? Дело в том, что по специальной технологии с нее удаляют весь сироцин. В мыльном растворе шелк варят несколько часов. Более дешевая ткань, не прошедшая обработку, грубая и трудно поддается окраске. Именно поэтому шифон не такой гладкий.

Окрашивание шелка

Долгий путь производства ткани еще не окончен, хотя и близится к завершению. После отваривания шелка предстоит еще один важный этап - окрашивание. Гладкие нити красить легко. Структура фиброина позволяет краске проникнуть глубоко внутрь волокна. Поэтому шелковые платки так долго сохраняют свой цвет. Полотно содержит положительные и отрицательные ионы, что позволяет использовать любую краску и получать хороший результат. Красят шелк как в мотках, так и уже готовую ткань.

Для получения более блестящей ткани и ее насыщенного цвета шелк "оживляют", то есть обрабатывают уксусной эссенцией. В конце пути полотно еще раз обдают горячим паром под давлением. Это позволяет снять внутреннее напряжение волокон. Процесс называют декатировкой.

Теперь вы знаете, из чего делают шелк и какой это долгий путь. В основном он производится в Китае и Индии, но законодателями "шелковой моды" являются Франция и Италия. В настоящее время существует много напоминающих шелк, но по гораздо более низкой цене (вискоза, нейлон). Однако с натуральным шелком соревноваться не сможет ни одна ткань!

Китай подарил миру немало замечательных изобретений: компас, бумагу, фарфор, порох и шёлк. Когда-то тайна изготовления шёлка была одной из самых охраняемых в Поднебесной. За разглашение иностранцам этой технологии китайцу могла грозить смертная казнь. Сегодня секрет шёлка известен всем. Но до сих пор ни одной стране не удалось достичь таких высот в изготовлении шёлка, как китайским мастерам.

Технология производства

Для изготовления натуральных шёлковых нитей используются коконы тутовых шелкопрядов. Этот вид бабочки родственен обычной домашней моли. Очевидно, тутовые шелкопряды произошли от дикой шёлковой моли, облюбовавшей в качестве места жительства тутовые деревья. Способностью вырабатывать шёлковые волокна обладают многие насекомые, например, пауки. Однако такой шёлк не используется в текстильной промышленности.

Тутовый шелкопряд

Данные археологических раскопок позволяют предположить, что целенаправленное разведение шелкопрядов началось в Китае ещё 4000-5000 лет назад. По мере своего одомашнивания дикая моль, потеряла способность к полёту, у некоторых особей почти не развиты органы зрения и ротовой аппарат.

Самки шелкопрядов откладывают по несколько сотен крошечных яичек, а через несколько дней погибают. Яйца тщательно проверяют, они проходят несколько тестов на различные инфекции. Здоровые яйца, которые затем будут использоваться для дальнейшего производства, отправляют в инкубатор. Примерно через неделю из яиц появляются личинки. За ними очень внимательно следят, в помещении, где находятся тутовые шелкопряды, поддерживается постоянная температура и влажность, а также не допускаются громкие звуки. На данной стадии развития шелкопряды постоянно едят, чтобы набраться сил перед превращением в бабочку. В их рацион входят листья тутовых деревьев, цитрусовые корки и салат. Примерно через месяц личинки начинают готовиться к последней стадии своего роста и приступают к витью кокона.

С помощью специальных желёз гусеницы вырабатывают особую густую массу, затвердевающую при контакте с воздухом. В состав этой массы входят два основных вещества:

  • фиброин — белок, который способны вырабатывать многие насекомые.
  • серицин — клейкое вещество, скрепляющее между собой нити.

Несмотря на то, что шёлковые нити намного тоньше человеческого волоса, они очень прочные. Ведь в то время как личинка находится в коконе, она должна быть защищена от хищников и влаги. На создание кокона у семисантиметровой личинки уходит не больше 4 дней. После этого коконы сортируют в зависимости от цвета и качества. Для текстильного производства больше всего подходят белые коконы. Для того чтобы получать больше сырья нужного цвета, китайские селекционеры столетиями занимались скрещиванием тех или иных особей. Примерно через полторы недели незадолго до того момента, как личинки смогут покинуть кокон, приходит время сбора шёлка. Коконы помещают в горячую воду, это убивает гусениц и разрушает часть клейкого серицина. Если передержать коконы, гусеницы превратятся в бабочек и разорвут шёлковые нити.

Теперь коконы можно разматывать. Один шелкопряд даёт от 600 до 1000 метров шёлковой нити. Для того чтобы получить пригодную для текстильного производства нитку необходимо соединить 5-7 нитей, произведённых гусеницами. Перед тем как ткать полотно, нити ещё раз скручивают, чтобы они стали ровными и гладкими. Затем их тщательно промывают и очищают. Теперь шёлковые мотки можно окрашивать и отправлять на ткацкие станки.

Сегодня производство шёлка в Китае — это высокотехнологичный процесс, но тысячи лет назад все манипуляции с шёлковыми нитями проделывались вручную.

История шелководства в Китае


Женщины проверяют качество шелка. XII век. Изображение на шелковом полотне.

К V веку до н. э. шелководство стало одним из самых развитых направлений китайского производства. Главным центром изготовления шёлка стал город Ханчжоу. Сначала одежды из драгоценных нитей носили только члены императорской семьи. Но со временем в шелка стали всё чаще облачаться высшие сановники и придворные.


производство шелка в Древнем Китае. XIII век

Для жителей древнего Китая шёлк стал не просто тканью, а чем-то божественным. Тутовые рощи, помещения, где ткали шёлк, стали по-настоящему священными местами. Здесь проводили часто ритуалы, посвящённые богине Цань-шэнь — покровительнице шелководства. Согласно легендам, в древности иноземцы похитили одного человека. Жена пленника поклялась выдать свою дочь замуж за того, что вернёт ёй мужа. Через несколько дней хозяин дома вернулся, сидя верхом на своём коне. После возвращения конь отказывался от пищи и воды. Тогда хозяйка дома рассказала супругу о своей клятве. Хозяин убил коня и повесил шкуру сушиться во дворе. Когда во двор вышла хозяйская дочь, шкура внезапно обвилась вокруг девушки и понесла её по воздуху. В конце концов, они опустились на большое дерево, где девушка тут же превратилась в шелковичного червя. Позже родители увидели свою дочь, пролетающей по небу, и она сказала им, что стала богиней. В провинциях, где было развито шелководство, Цань-шэнь воздавались большие почести и приносились жертвы.


Женщины производят шелковые нити. XII век.

К III веку до н. э. шёлк стал своеобразной валютой. Им выдавали жалование, платили налоги и расплачивались за товары. Производство шёлка вышло за пределы отдельных провинций и охватило весь Китай. Каждая провинция сталась привнести в технологию изготовления шёлка что-то новое, поэтому сырьё из разных частей страны имело свои особенности. В это время шёлк отличался разнообразием фактур, цветов и богатством вышивки. Существовал ряд наиболее распространённых сюжетов и орнаментов, выполняемых на шёлке:

  • драконы;
  • цветы;
  • рыбки и водоросли;
  • фениксы;
  • дворцы и сценки из жизни высших сановников и т. д.
Императорский шелковый халат

Китайские мастерицы занимались вышивкой только в хорошую и ясную погоду. Искусство вышивки требовало вдохновения и бодрого расположения духа. Для окрашивания шёлка использовались преимущественно растительные вещества, получаемые из листьев, коры и кореньев.

Расширилась и сфера применения шёлка. Его использовали для изготовления рыболовной лески, струн, в качестве писчего материала и для плетения тетивы.

Со II века до н. э. в Китае началась торговля шёлком. Сначала изделия распространялись только в соседних странах — Японии, Корее. Но к VI веку н. э. в связи с расцветом Великого Шёлкового пути китайский шёлк стал попадать в страны Северного Кавказа, Средней Азии и Европы. Несмотря на широкий экспорт, китайцы ревностно охраняли секрет изготовления шёлка. Вывоз коконов шелкопряда за пределы страны был строго запрещён под страхом смертной казни. В других государствах не раз предпринимались попытки разгадать тайну шёлка. Предположения были самые неожиданные. Кто-то утверждал, что шёлк получают из волокон растений, птичьего пуха или даже из почвы.


Великий шелковый путь — схема распространения шелка

Но, несмотря на строгие запреты, уже в IV веке н. э. технология шелководства становится известна в Японии, а в VI веке — и в Византии. В Европу секрет шелководства попал намного позже — уже в эпоху Крестовых походов. Однако в Европе шелководство не получило широкого распространения. Здесь большей популярностью пользовался дешёвый хлопок. А в некоторых странах и вовсе — из-за эпидемий вымерли целые популяции шелкопрядов. Поэтому в эпоху Нового времени мировыми лидерами шелкопрядства стали Китай и Япония.

Шёлк – мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Толщина волокна – 20–30 микрометров. Длина шёлковой нити (шелковины) из одного кокона достигает 400–1500 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, преломляет свет, что вызывает красивое переливание и блеск.

В настоящее время крупнейшим производителем шёлка является Китай (около 50 % всего мирового производства). Индия производит около 15 % мирового шёлка, за ней следуют Узбекистан (около 3 %) и Бразилия (около 2,5 %). Значимыми производителями также являются Иран, Таиланд и Вьетнам.

История

Легенды о появлении шелка в Китае

Шелк – продукт жизнедеятельности тутового шелкопряда, свивающего вокруг себя прочный кокон. Но кто же первым (или первой) догадался расплести этот кокон и свить нить, а затем выткать ткань? В Китае сложено немало легенд на сей счет. Наиболее известная из них связывает появление шелководства с Лэй-цзу, старшей женой мифического императора Хуан-ди, который, как утверждают традиционные источники, правил Поднебесной с 2698 по 2598 год до н. э.

Однажды молодая женщина пила чай в саду, под тутовым деревом. И в чашку случайно упало несколько коконов шелкопряда. Она стала их вынимать, коконы стали разматываться в длинную нить. Тогда Лэй-цзу стала срывать остальные коконы, висевшие на дереве и разматывать их. Из полученных нитей она выткала ткань и сшила одежду своему супругу. Хуан-ди, узнав об этом открытии, усовершенствовал методы разведения шелкопрядов и производства шелка. Так появилось шелководство и шелкоткачество.

Благодаря своему открытию Лэй-цзу также стали именовать Силин-чи – Владычицей шелкового червя и она стала считаться богиней-покровительницей шелководства. До сих пор в начале апреля в провинции Чжэцзян проводятся празднества в честь Лэй-цзу.

Согласно другой легенде, наиболее фантастичной, некогда жили отец с дочерью, и у них был волшебный конь, который не только мог летать в небесах, но и понимал человеческий язык. Однажды отец ушел по своим делам и пропал. Тогда его дочь дала клятву: если конь сможет найти ее отца, то она выйдет замуж за этого коня. Конь нашел отца, и они вместе вернулись домой. Однако когда отец узнал об этой клятве, он был шокирован, и чтобы не допустить этого брака, убил ни в чем не повинную лошадь. Но когда они стали свежевать тушу, кожа коня неожиданно подхватила девушку и унесла прочь. Они летели и летели, и, наконец, опустились на тутовое дерево. И в тот момент, когда девушка коснулась ветвей, она превратилась в шелкопряда. Она выпускала из себя длинные и тонкие нити, которые выражали ее чувство разлуки с любимым конем.

Еще одна легенда гласит, что женщины Древнего Китая совершенно случайно обнаружили шелк. Они собирали плоды с деревьев и наткнулись на странные фрукты белого цвета, слишком твердые для еды. Тогда они стали варить их, чтобы размягчить, но они едва ли годились для еды. В конце концов, женщины потеряли терпение и стали бить их толстыми палками. И тут-то и были открыты шелк и шелкопряды. Оказалось, что белый фрукт был не чем иным, как коконом тутового шелкопряда!

История производства шелка

Существующие легенды – лишь красивые предания старины. Согласно археологическим данным, свойства шелкопряда и секрет изготовления шелка были известны уже 5 тысяч лет тому назад. Так, во время археологических раскопок в различных районах на территории Китая в культурных слоях III тысячелетия до н.э. находили фрагменты коконов шелкопряда.

Первые шелковые ткани были весьма редки и дорогостоящи, поэтому их носили только правители и члены их семьи. По всей вероятности, внутри дворца они облачались в белые одежды, а на торжественных выходах – в желтые. С расширением производства шелк постепенно стал доступен двору, а затем и более широким слоям населения.

Постепенно в Китае зародился настоящий культ шелка. В старых китайских текстах упоминается о жертвоприношениях Богу шелкопряда, а также о священных тутовых рощах и почитании отдельных тутовых деревьев.

Изготовление шёлковой ткани

Волокнистое сырье последовательно проходит этапы сортировки, растрёпывания (для разрыхления спрессованный массы волокон и частичному удалению примесей), вымачивания и дальнейшей сушки (для удаления серицина). Далее следуют несколько этапов чесания (преобразования массы волокон в гребенную лету с ориентированными волокнами), в ходе которых образуется длинноволокновый и коротковолокновый очёс, используемые для получения пряжи с разными свойствами. Далее следует этап кручения нитей, из которых позже на этапе ткачества будет изготовлена ткань.

Отделка шёлковых тканей для придания им полезных свойств состоит из этапов отваривания (в мыльном растворе при температуре около 95 градусов на протяжении 1,5-3 часов для окончательного удаления серицина, красящих и жировых веществ); крашения; оживления (обработка раствором уксусной кислоты в течение 15-30 мин при температуре 30 °C для придания блеска и сочности окраски (для окрашенных тканей)). Опционально: для получения белого шёлка сырьё подвергают белению щелочным раствором перекиси водорода при температуре 70 °C на протяжении 8-12 часов; для получения шёлка с рисунком используют аэрографный метод нанесения при помощи трафаретов (для единичных экземпляров) или аппаратное нанесение рисунка при помощи сетчатых шаблонов. Заключительная отделка для всех видов сырья – декатировка – обработка горячим паром под давлением в течение нескольких минут для снятия внутримолекулярных напряжений в структуре волокон.

Виды шелка


Отличие натурального шелка от искусственного

«Поддельный шелк» ткут из нитей, полученных из целлюлозных материалов.
От настоящего отличается меньшей износостойкостью, не стимулирует регенерационных процессов, отсутствием способности отпугивать вредных насекомых, склонностью к электризации.

Как определяют искусственный шелк:

  • не имеет переливчатого блеска, искусственная ткань «светится» тускло;
  • в отличие от полиэстровых тканей, даже гладкий вид шелка имеет некоторые погрешности на поверхности;
  • шелк-холодок ткут из нитей искусственного происхождения;
  • шелковые нити растворяются в теплом 10% растворе щелочи;
  • подожженные искусственные волокна издают запах горящего пластика или древесины;
  • при сжатии в кулаке образуются заломы с четкими линиями.

Свойства шелка

  • Натуральный шелк обладает уникальным приятным умеренным блеском, который не исчезает с годами. В лучах солнца шелковая ткань будет сверкать и переливаться, играя различными оттенками в зависимости от угла падения света.
  • Шелк отличается высокой гигроскопичностью (все шелковые ткани впитывают влагу, равную по количеству половине собственного веса и при этом очень быстро сохнут).
  • Внешний вид нитей: белые, слегка кремовые, гладкие, длинные (около 1000м), тонкие, мягкие.
  • Толщина элементарной нити – 10-12 мкм, комплексной – 32мкм.
  • Шелк настолько легок, что на 1 кг готовой ткани идет от 300 до 900 километров нити.
  • Шелк обладает хорошими механическими свойствами: разрывное напряжение – порядка 40 кгс/мм? (1 кгс/мм?=107н/м?); разрывное удлинение 14–18%.
  • Во влажном состоянии разрывное напряжение падает на 10%, разрывное удлинение растет на 10%.
  • Шелк малоустойчив к действию щелочей (в 5%-ном растворе NaOH быстро разрушается); более устойчив к действию минеральных кислот. В обычных органических растворителях не растворяется.
  • Шелк не тянется и не дает усадку
  • Шелк прекрасно драпируется. Это свойство позволяет использовать шелк не только для создания одежды практически любых форм, но и для штор, постельного белья и др. предметов домашнего интерьера
  • К действию света устойчивость шелка невелика. При попадании прямых солнечных лучей разрушение шелка происходит быстрее, чем у других натуральных волокон.
  • Особенности горения: горит медленно, при вынесении из пламени горение само затухает, присутствие слабого запаха жженого волоса, продукт горения – черный пушистый хрупкий пепел.
  • Получение шелка связано с большими трудовыми затратами, что делает его одним из наиболее дорогих текстильных материалом.

Применение

Как уже указывалось, области использования данного материала весьма обширны. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Отделка интерьеров

В 90-х годах прошлого века в странах Европы появился новый тип декорирования стен. Для этого использовался мокрый шелк – специальная штукатурка с содержанием натуральных волокон. Мокрый шелк применялся в отделке элитных помещений. Теперь мокрый шелковый вид декора стал более доступным.

На мокрый шелк стоит обратить внимание владельцам увеселительных заведений. Этот материал имеет отличную текстуру, он не горит и не тлеет, поэтому с точки зрения пожарной безопасности – идеален. Кроме того, мокрый отделочный материал очень красив и прочен.

Пошив одежды

Пожалуй, это самая распространенная область применения шелковых материй. Для пошива одежды используется как природный, так и ацетатный шелк, совсем немного отличающийся по свойствам. Тонкая шелковая материя полотняного переплетения великолепно подчеркивает фигуру, удобна при носке и долговечна.

Для изготовления предметов гардероба нередко используется парашютный шелк, отличающийся высокой прочностью. Также этот вид применяется в производстве разных изделий: палатки, обивка сидений и мебели и т.д.

Домашний текстиль

Красивая блестящая ткань превосходно смотрится в интерьере. Из нее шьют шторы, постельное белье, накидки для мебели, покрывала и многое другое.

Шелк – это абсолютно не аллергенный материал. На нем не размножаются пыльевые клещи и клопы. Поэтому людям, страдающим аллергией, эта тонкая ткань подходит лучше всего.

Медицина

Тутовый шелк обладает способностью впитывать влагу в намного большем объеме, чем другие материалы. При этом он совсем не мокрый на ощупь. Поэтому его активно используют в медицине.

Это отличный шовный материал, используемый в хирургии. Шовный вид материи не рассасывается до 3 месяцев. Также шовный шелк вызывает незначительную первоначальную воспалительную реакцию живой ткани. Шелковый шовный материал используют даже в глазной и нейрохирургии.

Рукоделие

Из этой ткани делают превосходные сувениры. В вышивке картин используется тутовый шелк или искусственный. Приезжая во вьетнамский город Далат, туристы обязательно посещают мастерскую семьи вышивальщиц. Там представлены очень дорогие уникальные полотна, вышитые вручную натуральными шелковыми нитями на прозрачном полотне.

Также буретный шелк (или другой природный) используется в вязании. Из него делают вручную или на специальных машинках изысканные вязаные вещи.

Уход

Чтобы шёлковое изделие служило долго и много лет радовало вас своей красотой, необходимо соблюдать простые правила:

  1. Стирать шёлковые платки (шарфики и др. изделия) нужно вручную, в теплой (30-40 градусов) воде, причём без предварительного замачивания, без отбеливателей.
  2. Для стирки использовать мягкие моющие средства для шелка (типа Ласка), нейтральный шампунь или детское мыло. Налейте воды в тазик, добавьте пару капель (много не нужно) моющего средства, взболтайте его до пены. Только после этого опускайте шёлк в воду.
  3. При стирке и полоскании шёлк не рекомендуется тереть руками, т.к. ткань очень нежная и от сильного давления может потерять свою красоту. Поболтайте ткань в мыльном растворе пару-другую минут, несколько раз поднимите её из воды и опустите вниз. После таких несложных движений в мыльном растворе шёлк можно полоскать в прохладной воде. При этом при первых стирках возможно незначительное окрашивание воды. Не пугайтесь! Если вода осталась такая же прозрачная, но чуть-чуть окрасилась, изделие цвет не теряет. Это выходят излишки краски из очень ярких изделий.
  4. Для освежения цвета шёлк желательно полоскать в прохладной воде с добавлением уксуса (2 ст. ложки на 10 л воды). Вода должна быть слегка кисленькой. Но можно этого и не делать. Полощите шёлк и сливайте воду до тех пор, пока не останется пены.
  5. Отжимать шёлк надо бережно, без выкручивания. Не забывайте, что шёлк, даже атласный – очень нежная и деликатная ткань! Сжимайте её, зажав между двумя руками, пока не перестанет течь вода. После этого – можно отжать в чистом полотенце.
  6. Сушить шёлк лучше в расправленном виде, вдали от отопительных приборов, чтобы не образовались складочки, которые потом придётся снова намочить, чтобы разгладить. Исключение – шёлк, окрашенный способом шибори, когда ткани специально придают фактурность. После заключительной стирки её скручивают жгутом (не сильно) и сушат, не разворачивая.
  7. Гладить шёлк лучше всего пока он влажный, т.к. шёлк разглаживается лучше во влажном состоянии максимально горячим утюгом в режиме «хлопок». Натуральный шёлк температуры не боится и не расплавится, как искусственные (вискоза и ацетат) или синтетические (полиэстер и капрон) ткани. С изнаночной стороны в режиме «шёлк» нужно гладить также изделия, окрашенные акриловой краской и имеющие контурный (выпуклый) рисунок. Для надёжности их лучше гладить через тонкую хлопковую ткань.
  8. Избегайте попадания на шёлковые изделия химических средств (духи, крем, лак для волос, дезодорант). От этого краски могут потерять яркость или даже обесцветиться. Чтобы этого не произошло, повязывайте платок (шарф) после того, как парфюмерия высохнет.
  9. Пятна от пота и другие сильно загрязненные места аккуратно протрите спиртом.

  1. На изготовление 500 граммов шелка нужно около 3 тысяч коконов тутового шелкопряда. Для формирования мотка шелковой нити весом 250 грамм требуется 12 часов работы.
  2. Шелковая нить обладает потрясающей прочностью, она выдерживает сильное давление и очень крепка на разрыв. Не так давно было установлено, что 16 слоев шелка выдерживают пулю из Магнума 357 (со свинцовым сердечником).
  3. В изделиях из натурального шёлка не заводится пылевой клещ. Этому свойству шёлк обязан серицину. Серицин, шёлковый клей, вязкий белок натурального шёлка. Большая его часть вымывается при обработке (промывке) шёлка в горячей воде, но то что остаётся, достаточно для того, что бы противостоять появлению пылевого клеща. Благодаря этому натуральный шелк абсолютно гипоаллергенен.
  4. Отличить натуральный шёлк от не натурального можно с помощью теста «на горение». Как и в случае с шерстью, от горящего шелка исходит неприятный запах, а если убрать источник огня, материал прекращает гореть, а сама нить затем рассыпается в пепел.
  5. 80% всего производимого шелка в мире принадлежит Китаю.
  6. Более трех тысяч лет Китай хранил тайну этого удивительного материала, а любая попытка вывезти коконы шелкопряда из страны каралась смертной казнью. По преданию, только в 550 году нашей эры два бродячих монаха в своих посохах выдолбили небольшие отверстия, куда и спрятали личинки тутового шелкопряда. Так шелк попал в Византию.
  7. В Индии шелк появился благодаря хитрости индийского царя, посватавшегося к китайской принцессе и в качестве приданого потребовавшего семена тутового дерева и личинки шелкопряда. Не в силах отказать жениху, принцесса спрятала семена и личинки в прическу и вывезла из страны.
  8. Для создания всего одного метра шелковой материи требуется в среднем от 2.800 до 3.300 коконов, на галстук уходит 110, 650 требуется для изготовления блузки, а для шелкового одеяла может потребоваться до 12.000 коконов тутового шелкопряда.
  9. Если распутать нити десяти коконов тутового шелкопряда, их хватит, чтобы овить ими Эверест.
  10. Одно из самых ценных свойств шелка – терморегуляция. В жару натуральный шелк «холодит», а зимой прекрасно держит тепло. При этом изделия из шелка отлично впитывают влагу.

Производство натурального шелка является очень трудоемким, однако и самым удивительным процессом в современной текстильной промышленности. Технология, изобретенная в древности, практически осталась неизменной по сей день.

Для производства натурального шелка сегодня, как и 4000 лет назад, используют нить кокона тутового шелкопряда, который также носит название «шелковичный червь». Ткань, произведенная с помощью тутового шелкопряда, является наиболее дорогостоящей и распространенной в мире.
Производить шелк впервые начали в Китае, и долгое время особенности производства держались в великом секрете. И до сих пор Китай удерживает лидирующие позиции на мировом рынке по производству шелка.

Современное производство включает не только сам процесс получения шелковой нити, но и разведение шелковичного червя. Одна гусеница за относительно недолгую жизнь может произвести несколько тысяч метров ценной шелковой нити, при этом процент брака при таком производстве ничтожен.

Взрослая особь тутового шелкопряда представляет собой толстую бабочку с белесыми крыльями. Насекомые питаются исключительно листвой тутового дерева, или шелковицы. Ранней весной или летом бабочка откладывает яйца, которая хранится до следующей весны. Как только на тутовых деревьях появляются листья, яйца помещаются в специализированные инкубаторы, где происходит постепенное повышение температуры. Затем появляется гусеница, и в этой стадии насекомое находится от 21 до 34 дней.

Гусеницы непрерывно находятся в процессе поедания листьев, соответственно достаточно быстро растут, увеличивая вес в 10-12 тысяч раз. Как только голова насекомого темнеет, это означает, что у насекомого начинается линька. После четырех линек, тело гусеницы желтеет, кожа становится более плотной, шелкоотделительные железы наполняются белковой жидкостью. Гусеница помещается на специальные приспособления - коконники, выпускает тонкую нить и плетет из нее кокон, обвивая себя, - так начинается превращение в куколку. Приблизительно через две недели куколка становится бабочкой.

Для того, чтобы освободиться из кокона, бабочка выделяет щелочную жидкость, которая растворяет нити кокона. Однако кокон не должен быть поврежден, иначе в оболочках могут появиться дырочки, и такие коконы достаточно трудно разматывать. Поэтому коконы специально обрабатывают горячим воздухом или выдерживают несколько часов при высокой температуре около 100 °C, в результате чего гусеница погибает, а кокон легко раскручивается. Затем коконы высушивают и сортируют. Тонкие шелковые нити состоят из двух шелковинок, которые склеиваются между собой веществом серицином. Для того, чтобы получить более плотную и прочную нить, при разматывании нити от нескольких коконов соединяют, при этом серицин прочно склеивает нити друг с другом. Полученные нити аккуратным образом сортируют, укладывают и ткут единое полотно.

Несмотря на то, что производство натурального шелка является трудоемким процессом, данная технология и высокая цена материи полностью оправдана в силу ее уникальных свойств. Так, натуральный шелк обладает способностью к моментальной терморегуляции, также изделия из шелка отлично вентилируются, не накапливают статического электричества, ткань очень эластична, прочна.

Видео - как производят шёлк:


Сегодня совокупное производство шелковых тканей, уступает по объему лишь производству тканей из хлопчатобумажных нитей. При этом нужно понимать, что современный шелк изготавливается не только из натурального сырья, но и из химических или смесовых волокон, а доля аутентичной продукции на рынке незначительна и составляет всего 2-3% от общего объема.

Из чего делают шелковые ткани

Шелк ткут из натуральных, искусственных и синтетических нитей. Две последние разновидности можно объединить в одну группу – химическую. Натуральная ― элитная и дорогая шелковая ткань с большим количеством преимуществ, которыми не обладают ее химические аналоги, это:

  • Высокая гигроскопичность. Способность впитывать влагу до половины своего веса и быстро высыхать.
  • Гипоаллергенность. Не накапливает пыль, не электрилизуется, не вызывает аллергии, препятствует размножению микробов и нейтрализует неприятные запахи.
  • Отличная терморегуляция. Под такой одеждой в любую погоду сохраняется комфортная для человека температуру тела.
  • Воздухо — и паропроницаемость. Несмотря на высокую плотность изделия из природных волокон прекрасно пропускают воздух и водяные пары, обеспечивая оптимальные условия для жизнедеятельности организма человека.
  • Долговечность и износостойкость. Ткань шелк служит долгие годы без потери качества. Она устойчива даже к воздействию уксуса и спирта. Повредить ее можно только концентрированным раствором щелочи или кислоты или постоянным нахождением на солнце.
  • Пожаробезопасность. При попадании искры не горит, а лишь медленно тлеет, распространяя вокруг запах горелых перьев.

К недостаткам изделий из природных белковых волокон можно отнести:

  • высокую стоимость;
  • большую (до 5%) усадку;
  • плохое держание формы;
  • низкую термоустойчивость;
  • сложность при пошиве (сыпучесть, перекашивание).

Особенности производства

Производство шелка очень трудоемкий процесс, поэтому на протяжении веков проводились эксперименты для создания его синтетического аналога. Первые размышления на эту тему прослеживаются в труде известного английского естествоиспытателя Роберта Гука, изданном в далеком 1667 году. Чуть позже начинания Гука получили дальнейшее развитие в идеях его французского коллеги Рене Реомюра. А спустя столетие, в 1842 году немецкий изобретатель и фабрикант Людвиг Швабе представил миру прототип первой машины по производству химической нити. Прошло еще 13 лет после этого события, и в Англии был запатентован способ трансформации тутовой целлюлозы с применением серной и азотной кислоты. Дальнейшие эксперименты и практические разработки доказали на практике свою состоятельность, приведшую к тому, что все производимые сегодня виды шелковых тканей почти на 97% искусственные или синтетические.

Искусственные нити изготавливают из соединений целлюлозы. Волокна из этого природного, возобновляемого источника сырья больше всего соответствуют гигиеническим стандартам. В настоящее время существует три вида волокон сделанных из высокомолекулярной целлюлозы, имеющие разные сравнительные характеристики:

  1. Вискозные.
  2. Ацетатные.
  3. Триацетатные.

Помимо вышеперечисленных искусственных типов волокон, существуют и синтетические разновидности: полиамидные (например, капрон, анид, эпан) и полиэфирные (например, лавсан). Главными их недостатками считаются низкая гигроскопичность и повышенная электризуемость.

Почему химические аналоги натурального материала называют шелком?

Устоявшееся обозначение – шелковая ткань, уже никого не смущает, даже если покупатель приобретает изделие, являющееся результатом достижений химической промышленности. Но все же в идеале так можно называть только материал, сделанный из белковых нитей кокона гусеницы шелкопряда: тутового или дубового. А все остальные разновидности было бы правильнее именовать подделками, тогда не будет необходимости добавлять к настоящему шелку слово-приставку – натуральный.

Если подходить к вопросу принадлежности того или иного материала к шелку с позиции химии, то сразу становится очевидным их различие в молекулярной структуре. А если попытаться лабораторно синтезировать протеиновую структуру продукта жизнедеятельности уникальной бабочки, то на выходе может оказаться идентичный материал, стоимость которого, многократно будет превышать цену на натуральное сырье.

Нельзя объединить весь ассортимент этого вида тканей и по плетению. Существует огромное количество разновидностей, полученных с применением разных способов переплетения. Например, атлас, характеризуется атласным плетением, саржа – саржевым и т.д., но все эти ткани относятся к шелковым.

И все же почему все эти виды объединены в одну большую группу? Попытаемся разобраться в этом вопросе последовательно. На первое место можно поставить эстетическую составляющую на основании зрительного восприятия (например: я вижу – это из шелка). В качестве второго критерия связи можно поставить тактильное восприятие потребителем того или иного вида (например: на ощупь я чувствую, что это шелковая вещь). Рассмотренные аспекты, являются объединяющими факторами для всех сегментов шелковых групп и связанных подгрупп в независимости от того, из чего вырабатывается материал.

Подытожим. Цветовое оформление, блеск или матовость, эластичность, упругость, переливчатость, жесткость или мягкость и другие характеристики, будут теми условиями, что объединяет шелковые ткани по эстетическим критериям, то есть объединение следует искать в потребительских (ассоциативных) свойствах этой большой группы.

Виды шелковых тканей

Шелковые полотна производятся различными способами переплетения. Наиболее популярные из них:

  • атласное;
  • саржевое;
  • полотняное;
  • мелкоузорчатое;
  • крупноузорчатое.

Важным признаком всех этих разновидностей является приятный глазу благородный блеск.

По волоконному составу их делят на изделия из нитей:

  • натуральных;
  • искусственных;
  • синтетических;
  • смесовых.

Смесовый материал ― это необязательно смесь природных и химических волокон. Он может состоять и из только натуральных волокон, но разного происхождения. Например, в последнее время при пошиве костюмов и платьев очень популярна ткань шерсть с шелком в процентном отношении 60/40.

Все эти группы в свою очередь можно разделить еще и на подгруппы по фактуре:

  • креповые;
  • гладьевые;
  • жаккардовые;
  • ворсовые.

А также на подгруппы по назначению:

  • специального назначения;
  • штучные (покрывала и скатерти);
  • технические;
  • плащевые и курточные;
  • декоративные;
  • для текстильной галантереи;
  • подкладочные;
  • сорочечные;
  • платьево-костюмные;
  • платьево-блузочные.

Креповые ткани

К креповым относятся виды шелка, изготовленные с применением правой или левой креповой крутки в основе или утке. Такая крутка обеспечивает материалу шероховатость, мелкозернистость, подвижную структуру и драпируемость, а также хорошее растяжение и эластичность. Что касается переплетения, оно может быть как крепополотняным, так и чисто креповым.

Наиболее распространенные виды креповых материй это:

  1. Креп-шифон или шелк шифон – мягкая, полупрозрачная и легкая шелковая ткань из двух — или трехнитчатого крепа.
  2. Креп-жоржет – тонкая шелковая ткань, не настолько прозрачная, как креп-шифон, более блестящая, чем креп-сатин, сделанная из трех — и четырехнитчатого крепа.
  3. Креп-гофре – тонкий шелк, произведенный из креп-жоржета или крепдешина, отличается «жатой» поверхностью, достигаемой использованием уточных нитей с разной креповой круткой.

К полукреповым видам, в первую очередь, можно отнести тонкий шелк крепдешин. В его основу входит шелк-сырец (метакса), обеспечивающий данному материалу привлекательный глянец, а полотняное переплетение дает ему устойчивость структуры, эластичность и драпируемость. Изделия из крепдешина обладают пониженной сминаемостью, что обеспечивает практичность носки.

Так же к полукрепам относится такая плотная и тяжелая шелковая ткань, как креп-сатин и очень похожий на него внешне креп-атлас. Они отличаются гладкой лицевой поверхностью и мелкозернистой изнанкой и атласным плетением с креповым кручением нитей утка. Используются, повсеместно: от одежды для ежедневной носки, вечерних платьев и пеньюаров до скатертей, чехлов, штор и сценических жалюзи.

К полотнам репсового плетения относится креп-марокен, с очень сильно скрученной нитью в основе. Обладает хорошей износоустойчивостью и прочностью, рельефной текстурой и шероховатостью. Из него шьют повседневные и вечерние платья и костюмы. Еще один представитель репсового плетения, разновидность крепдешина ― файдешин с повышенной структурной плотностью, отчего его лицевая сторона без явного поперечного рубчика. Из нее также шьют одежду и иногда шторы.

Гладьевые ткани

Как и вышеперечисленные материалы они очень разнообразны по своему волоконному составу. Шелковая гладкая блестящая ткань может быть:

  1. С вискозной основой и ацетатным утком.
  2. С ацетатной основой и вискозным утком.
  3. С вискозной основой и триацетатным утком.
  4. С триацетатной основой и вискозным утком.

Полотна гладьевой подгруппы объединяют такие общие свойства как гладкая поверхность и невысокая плотность. Они изготавливаются полотняным, саржевым, атласным или мелкоузорчатым плетением из метаксы слабой пологой крутки, не дающей крепового эффекта. В перечень гладьевой подгруппы входят фуляры и туали, в основе которых находится метакса, а уток представляет собой нить с невысокой степенью кручения. Представители этой группы схожи по виду с хлопковыми, но более мягкие и блестящие.

Самые популярные гладьевые разновидности это:

  • Атлас — сатин или мокрый шелк – переливчатая шелковая ткань атласного плетения с блеском на лицевой стороне и матовой изнаночной частью. Хорошо драпируются.
  • Шелк-полотно – плотная шелковая ткань с мягким блеском и минимальной прозрачностью. Внешне схож со штапельным полотном, но обладает меньшей сминаемостью.
  • Муслин – тонкая, прозрачная шелковая ткань с переливами из нитей среднего (муслинового) кручения. Имеют приятный внешний вид, но имеют один недостаток – раздвигаемость нитей.
  • Шифон – тонкая и легкая шелковая ткань. Бывает как с гладкоокрашеным, так и набивным рисунком. Чаще всего используется для пошива блузок и платьев.
  • Туаль, фуляр – оба вида выполнены полотняным плетением и отличаются мягкостью и легкостью. Причем фуляр незначительно легче туаля.

Мокрый шелк в свою очередь тоже делится на несколько разновидностей: дюпон, шармез и фай ― с разной степенью блеска и разной плотности, используемые преимущественно для пошива роскошных вечерних нарядов и эксклюзивного постельного белья.

Жаккардовые ткани

Эта подгруппа отличается высокой декоративностью. Жаккардовое плетение придает материалу объем за счет всевозможных цветовых переливов от светлого к темному. А блеск, которым отличается эта переливчатая шелковая ткань с узорами, добавляет зрительному образу эффект металлизированной поверхности. Рисунки на жаккарде могут быть разными: цветочными, геометрическими, двухцветными, многоцветными. Дополнительными вкраплениями усиливаются контрасты фактуры, и подчеркивается рельеф.

Ассортимент жаккардовой подгруппы не очень большой. Сырьем для нее служит преимущественно ацетатное и триацетатное волокно. Жаккардовые полотна очень плотные, на ощупь жестковатые и отличаются одним очень хорошим качеством – не требуют значительных сил при уходе за ними. Области применения: нарядная и повседневная одежда, сценические костюмы, всевозможный домашний текстиль.

Ворсовые ткани

Ворсовые материалы отличаются повышенной декоративностью и нарядностью. Они очень не просты в обработке и работа с ними требует особых профессиональных навыков, включающих правильное раскладывание лекал и тщательность при обрабатывании швов. К главным критериям качества материала этой подгруппы можно отнести плотное и прочное крепление ворса, отсутствие недочетов в рисунке и его выразительность.

К ворсовым разновидностям относятся:

  • платьевой бархат – ворс сплошной, с устойчивым вертикальным расположением, достаточно плотный, небольшой. Чаще всего он гладкоокрашенный, реже встречается с набивным рисунком;
  • велюр-бархат – плотная материя с гладким, немного наклоненным вискозным ворсом длиной 2 мм. Такой бархат намного тяжелее платьевого;
  • вытравной велюр-бархат – ворс вискозный, не сплошной, а выполненный в отдельных участках полотен с учетом рисунка.

Как отличить натуральный текстиль от искусственного и синтетического аналога

Отличить натуральный материал от искусственного, в отличие синтетических аналогов, которые не являются природными, а существуют лишь в виде сложных химических соединений порой очень сложно. Кроме как положиться на личные ощущения, которые порой обманчивы, или использовать нехитрый способ проверки на горение, возможности выявить различие у обычного покупателя, просто нет.

Присмотреться следует к следующим признакам:

  • Синтетика более жесткая, не дает усадку, сильно электризуется, не впитывает жидкость, и несмотря на то, что синтетическая шелковая ткань тоже с переливами, они имеют более «резкий» блеск. При сожжении нити плавятся с характерным «пластмассовым» запахом.
  • Искусственный шелк не такой эластичный, как натуральный и сильнее мнется. На последнем признаке базируется органолептичекий метод сравнения: необходимо сильно сжать скомканный кусочек отреза в кулаке и выдержать несколько секунд, после чего расправить и посмотреть на результат. Полотна из целлюлозы, прошедшие для придания естественного блеска мерсеризацию, оставляют четкие заломы. Еще один способ – поджечь нитку «исследуемого» образца. Искусственная материя будет гореть «как бумага», ровным не прекращающимся горением, с соответствующим бумажным запахом.
  • Настоящий шелк приятен на ощупь и настолько гладок, что при подвешивании на руку, буквально «стекает» с нее. При прикладывании к коже он не вызывает дискомфорта: быстро нагревается до температуры тела, создавая эффект присутствия «второй кожи». Подобное качество проявляется из-за того, что натуральные нити являются протеиновым продуктом жизнедеятельности насекомого и не «чужеродны» для рецепторов нашей кожи. При поджигании природное волокно тлеет и при обычных условиях не способно самостоятельно гореть без внешних источников (быстро «скидывает» пламя). Во время тления «издает» слабый запах горелой шерсти или волос. После сгорания остается запекшийся комок, легко перетираемый пальцами.

Уход за шелковыми изделиями требует отдельного, индивидуального описания по причине «разношерстности», используемого для ее изготовления сырья.

[Оценивших: 3 Средняя оценка: 3.7]