Наша маша маленькая на ней шубка. Конспект нод "наша маша маленькая"

Цель: продолжать развивать эмоциональные отклики на произведения устного народного творчества, осмысленно произносить короткие потешки. Продолжать закреплять представление о том, как следует встречать гостей и на оборот с чем можно придти в гости, чтобы хозяйке было приятно. Воспитывать умение слушать и читать произведения устного народного творчества, чувствовать доброту, отзывчивость, нежность звучащая в русских народных потешках.

Вызывать эмоциональную отзывчивость на предмет быта, украшенные руками народных умельцев.

Активизация словаря: солнышко – ведрышко, тень – тень, потетень, уточка – водоплавочка, батюшке утеха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

Игры – инсценировки

«Наша Маша маленька»

Цель: продолжать развивать эмоциональные отклики на произведения устного народного творчества, осмысленно произносить короткие потешки. Продолжать закреплять представление о том, как следует встречать гостей и на оборот с чем можно придти в гости, чтобы хозяйке было приятно. Воспитывать умение слушать и читать произведения устного народного творчества, чувствовать доброту, отзывчивость, нежность звучащая в русских народных потешках.

Вызывать эмоциональную отзывчивость на предмет быта, украшенные руками народных умельцев.

Активизация словаря: солнышко – ведрышко, тень – тень, потетень, уточка – водоплавочка, батюшке утеха.

Ход занятия.

Воспитатель. Какая уютная, нарядная комната у Машеньки.

Спит Машенька

Все ласточки спят

И касаточки спят

Нашей Машеньке спать велят

/В окошке появляется солнышко./

Солнышко проснулось. Пусть Маша еще подремлет, а я расскажу с Вами потешку о солнышке.

Солнышко – ведрышко

Взойди по скорей

Освяти, обогрей

Телят да ягнят

Еще маленьких ребят

Посмотрите и кошка проснулась, подошла к Маше, желает разбудить ее песенкой, как она поет вместе «Мур – мур – мур…». А давайте вспомним потешку про кошку.

Тень, тень, потетень

Села кашка на плетень

Налетели воробьи

Хлопни им в ладоши!

Берегись кошки.

Эта потешка предупреждает воробушек, чтобы они не попались кошке. А почему они должны бояться ее. Правильно, кошка может их съесть. Посмотрите, а вот уточка – водоплавочка, уж она то, наверное и разбудит Машу. А как кричит уточка?

Дети: кря-кря-кря.

Воспитатель. А кто знает потешку про уточку?

Дети: наши уточки с утра

кря-кря-кря кря-кря-кря

наши гуси у пруда

га-га-га га-га-га

Воспитатель. Вот молодцы, и уточка нашу соню Машу не разбудила. А кто это? Да это наш Фомка песик едет на своей машине. Здравствуй, Фомка! Куда ты едешь, куда спешишь, остановись. Дети знают про тебя потешку.

Дети.

Баю-бай, баю-бай

Ты собачка не лай

Белолапая не скули

Мою Машу не буди

Воспитатель. Спасибо, Фомка очень всем благодарен за потешку. Фомка торопится, вчера Машенька попросила его позвать в гости ее подругу Танечку и Катеньку. Просыпайся Маша, надо вставать. Сначала Машенька будет умываться, а Катя поможет Маше запрявить постель. Вспомним потешку о водичке.

Дети.

Водичка, водичка

Умой мое личко

Чтоб щечки алели

Чтоб глазки блестели

Чтоб кусался зубок

Улыбался роток.

Маша в ночной рубашке. Чистенькая, свеженькая, после сна встала Маша. Теперь нужно Машу причесать. Вспомните потешку.

Дети:

Расти коса до пояса

Не вырони не волоса

Расти косонька до пят,

Все волосоньки в ряд,

Расти, коса не путайся,

Маму дочка слушайся

Воспитатель: Посмотрите на Машу. Какая она у нас стала.

Дети: хорошая, пригожая, красивая /читают потешку/

Наша доченька в дому

Что оладушек в меду

Что оладушек в меду

Сладко яблочко в саду

Мамке радость

Бабке сладость

Батюшке утеха

/стук в дверь/

Воспитатель. Наверное Танюша с Катюшей приехали. Гостю дорогому и хозяин рад. Встречай Маша гостей. /Танюша и Катюша здороваются и дарят цветы/ Какие внимательные Танюша и Катюша, какой красивый букет подарили. И мы обрадуем гостей, расскажем им потешки.

Дети:

Уж, ты, месяц крутые рога

Уж ты солнышко ясное

Как у солнышка лучики горят

Так у Тани русы-косоньки висят

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дорожке

Топни, Катя, ножкой.

Уж, я Танюшке пирог испеку,

Уж, я внученьке румяненький

На нем корочка пшеничная

А начиночка яичная

А помадочка медовая

Моя внученька бедовая

/куклы шепчут воспитателю/

Воспитатель. А вы знаете, что сказали Катюша да Танюша? Что вы очень пригожие да хорошие, умненькие, кон сколько потешек знаете. Что с вами Катюша, Танюша/воспитатель удивляется/ стук в дверь. Ой, кто это? Да это Степашка. Что случилось, почему ты такой взволнованный?

Степашка: Танюшка и Катюшка шли в гости к Машеньке, по дороге собирали цветы Маше, и забыли корзинку на поляне, а в ней такой пахучий, вкусный, румяный пирог с начинкой. Вот он. Ведь это для вас готовили пирог.

Воспитатель: Спасибо тебе Степашка, садись с нами вместе чай пить.

Атрибуты: Солнышко в окошке, кошка-игрушка, уточка-водоплавочка, Фомка-собачка в машине, три куклы в русских сарафанах.


Ой, ладушки ладушки,
Испечем оладушки.
На окно поставим,
Остывать оставим.
А остынут – поедим
И воробышкам дадим.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

На моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна!

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А ты?

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки,
А вручки – хватунюшки,
А в роток – говорок,
А в умок – разумок!

Птички, птички полетели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.

Чку, чук, чучки,
На горе – стручки,
Под горой – лопатки,
Бегают ребятки.

Вода текучая,
Дите растучее,
С гуся вода -
С тебя худоба.
Вода книзу,
В дитя кверху.
С гуся – вода,
С лебедя – вода,
А с тебя худоба.

У кошки болит,
У собаки болит,
У лошадки болит,
А у Ванюши не болит.

У лисы болит,
У волка болит,
От Катюши боль
На березу в лес улети!

Та-та-та-та-та-та-та,
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Большие ноги
Шагали по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!

– Ладушки, ладушки,
Где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
– Бражку.
– Что на закуску?
– Щи да капустку.
– Что на заедку?
– Сладенькую репку.
– Шуу, полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!

Сорока, сорока,
Где была?
– Далеко:
В лесу на опушке,
На попрядушке,
Кашу варила,
на порог становила,
Деток кормила,
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному – ложечку,
Другому – ложечку,
А третьему – целую поварежечку!

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила:
– Этому дала,
Этому дала,
– Этому дала,
А этому не дала:
Ты в лес не ходил,
Дров не рубил,
Воды не носил,
Печь не топил –
Не дам тебе кашки!

– Пальчик-пальчик,
Где ты был?
– С этим пальцем
В лес ходил,
С этим пальцем
Щи варил,
С этим пальцем
Кашу ел,
С этим пальцем
Песни пел.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками – топ-топ,
Глазками – хлоп, хлоп.
– Кто каши не ест, молока не пьет -
Забодаю, забодаю, забодаю!

Ваня, Ваня-простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.

От моей Оли
Уйдите, боли,
На чистое поле,
На синее море,
На темный лес,
На калину, на малину,
На горькую мать-осину.

Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки -
Для Машиной потешки.

С гуся вода,
С лебедя вода,
А с моего дитятки
Вся худоба –
На пустой лес,
На большую воду
Под гнилую колоду!

Ах ты моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!

Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек!

Чики-чики-чикалочки,
Сидит зайчик на палочке,
Белка на тележке,
Щелкает орешки.
Иди зайчик, не проси,
Сам орешком натруси.

Дыбочек-дыбок,
Скоро Ванечке годок,
Вырастай с дубок,
Достанешь потолок,
Расти и повыше -
Достанешь до крыши,
Вот такой расти,
Чтобы видеть все могли!

А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Сашенька пойдет,
Он посадит и польет,
Топ, топ, топ...

Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Звонко песни поешь,
Маше спать не даешь?

Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.

Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Не клюй песок,
Не тупи носок!
Пригодится носок
Клевать колосок!

– Кисонька-мурысонька,
Где была?
– На мельнице.
– Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
– Муку молола.
– Кисонька-мурысонька,
Что из муки делала?
– Пироги пекла.
– Кисонька-мурысонька,
С кем пироги ела?
– Одна.
– Не ешь одна!
Не ешь одна!
Не ешь одна!

Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.

Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Не нужен нам зеленый лук,
Петрушка и морковка,
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка!

Наши уточки с утра:
«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда:
«Га-га-га! Га-га-га!»
А индюк среди двора:
«Бал-бал-бал! Балды-балда!»
Наши гуленьки вверху:
«Грру-грру-угрру-у-грру-у!»
Наши курочки в окно:
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко-ко!»
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Аты-баты! Шли солдаты,
Аты-баты! На базар.
Аты-баты! Что купили?
Аты-баты! Самовар!
Аты-баты! Сколько стоит?
Аты-баты! Три рубля.
Аты-баты! Он какой?
Аты-баты! Золотой.

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Упал Ваня и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Две девицы увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Путь-дорогу показали,
Да наказывали:
– Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!

Ой-люли, та-ра-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе лужок,
А на том лужку дубок,
А на том дубку сидит
Ворон в красных сапогах,
Ворон в красных сапогах,
Во сиреневых серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу –
Бу-бу-бу-бу-бу-бу-бу.
Труба точеная,
Позолоченная.
Утром он в трубу трубит,
Ночью сказки говорит.

Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала –
С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая».

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
– Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
– Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
– У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
– Могу песни я петь!

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливает кошкин дом,
А лошадка – с фонарем,
А собачка – с помелом,
Серый заюшка с листом
Раз! Раз! Раз! Раз!
И огонь погас!

Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.

Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька –
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Молодичка-молода
Поехала по дрова,
Зацепилась за пенек,
Простояла весь денек.

– Котятки, котятки,
Малые ребятки!
А кто у вас больший?
А кто у вас меньший?
– Мы все подрастем,
За мышами пойдем.
Один дедушка-кот
Будет дома сидеть
Да на печке лежать,
Нас с добром поджидать.

Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухари толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.
Вымела избушку,
Положила половичок:
– Ляг, половичок,
Под порог на бочок!

Зимние потешки

Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки -
Самокаточки.

Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.

Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.

Как по снегу, по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят.

В первых санках – дедушка,
В других санках – бабушка,
В третьих санках – тётушка.

Наша Катя выбегала,
Дорогих гостей встречала,
Ворота им отперла,
В нову горенку вела.

Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок,
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал,
Он упал, упал, лежит -
Никто к Ване не бежит,
Две девушки увидали -
Прямо к Ване подбежали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.

Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка.

Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.

Падай, падай,
Белый снег!
Радуй, радуй
Всюду всех!
Падай, падай
На село,
На гусиное
Крыло.
Поле белым
Укрывай –
Будет летом
Каравай!

Потешки про пальчики (пальчиковые игры)

Сейчас много говорят о связи между мелкой моторикой пальцев рук и развитием речи ребёнка. Эти потешки относятся к пальчиковым играм известным давным-давно. Ещё мы под эти потешки стрежём ноготочки (вы наверно знаете, что это такое подстричь ноготки у детки:)). Нам очень помогает. Малышам, которым сложно самим выполнять движения, помогает мама, а совсем маленьким крошкам, под эти потешки можно делать массаж пальчиков, лёгкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребёнка. Напомню, что к пальчиковым играм относится хорошо знакомая всем «Сорока-ворона», а так же «Сидит белка на тележке...», «Шла купаться черепаха» - эти потешки расположены на главной странице потешек.

(поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик - в лес пошёл,
Этот пальчик - гриб нашёл,
Этот пальчик - занял место,
Этот пальчик - ляжет тесно,
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

(перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
Этот пальчик - Ванечка.

(загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком)
– Пальчик-мальчик,
Где ты был?
– С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!

Ивану-большому - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке Тимошке - песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики – ура!
Одеваться нам пора.

Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени).

Кашку варили
Ложечкой мешали
Куколку кормили
Кошечке давали. (указательным пальчиком водим по ладошке)

Кулачки сложили
Кулачками били
Тук-тук тук да тук
Тук-тук тук да тук (стучать кулачками друг о друга)

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем – семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова – очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата – втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

Из детских книжек.

Умница, Катенька

Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую

Умница

Ты умница, разумница
Ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко.

Не плачь

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.

Солнышко

Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Смотрит солнышко

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки –
Очень рады солнышку.

Солнышко, солнце

Солнышко, солнце,
Выгляни в оконце,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!

Ай, качи!

Ай, качи, качи!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетали тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам осталися
Бара-а-а-аночки!

Прилетели три грача

Прилетели три грача,
Принесли три ключа.
Берите, грачи,
Золотые ключи,
Замыкайте зиму,
Отпирайте весну,
Открывайте лето!

Еду-еду к бабе, к деду
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дороженьке,
На одной ноженьке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг… в яму
Бух!

Дождик

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

Куда бежите, ножки?

– Куда бежите, ножки?
– По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

Едет Ваня на палочке

Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня в тележке
Щелкает орешки.

Поехали с орехами

Поехали, поехали,
С орехами, с орехами,
К дедке по репку,
По пареньку,
По сладенку.

Гоп, гоп!

Гоп! Гоп! Конь живой,
И с хвостом, и с гривой.
Он качает головой,
Вот какой красивый!

Ходит конь

Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому,
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.

Радуга-дуга

Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

Ко-ко! Курочки!

Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушко
Ранним-рано поутру
Нам споёт – ку-ка-ре-ку!

Курочка-пеструшечка

Курочка-пеструшечка
По двору ходит,
Цыплят выводит,
хохолок раздувает,
Малых деток потешает.

Ваня, Ваня, где ты был?

– Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
– Я ходил в лесочек.
– Что видал?
– Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

Киска, брысь!

Киска, Киска, Киска, брысь!
На дорожку не садись!
Наша деточка пойдёт,
Через Киску упадёт!

Куша, куша, кушечка

Куша, куша, кушечка…
Где моя кукушечка?
У кукушки горюшко -
Потеряла перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку.

Куша, куша, кушечка,
Не горюй, кукушечка,
Позабудь про горюшко,
Мы отыщем перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку…

Встань, малыш

Встань, малыш, ещё разок
Сделай маленький шажок.
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!

Петушок – золотой гребешок

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь?

Тень-тень, потетень

Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день:
Похвалялася лиса:
– Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
– Поди, догоняй-ка!
Похвалялись ежи:
– У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
– Могу песни я петь!

Совушка-сова

Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!

Божья коровка

Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

Ласточка, ласточка

– Ласточка, ласточка, милая касатка,
Где ты была, с чем ты пришла?
– За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну-красу!

Улитка

Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам тебе, улитка,
Кусок пирога!
Ползи по дорожке,
Дам тебе лепешки.

Острая иголка

Острая иголка,
Колкая иголка,
Не коли мне пальчик,
Сшей сарафанчик!

Оладушки

Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше – два,
Паше – два,
Ване – два,
Тане – два,
Саше – два,
Маше – два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!

Люли, люли, люли

Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стали гули хлопотать:
Залетели в уголок,
Зажигали огонек,
Стали кашку варить,
Стали Машу кормить.

Курочка-рябушечка

– Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
– На речку.
– Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
– За водичкой.
– Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
– Цыпляточек поить.
– Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
– Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Пошел котик на торжок

Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Или Ване снесть?
Я и сам укушу,
Да и Ване снесу.

Маша

Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

Катя

Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.

Катя

Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пойди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ.

Водичка, водичка

Водичка, водичка,
Умой мое личко,
Чтобы глазки глядели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Как растаял месяц

Как растаял месяц, золотые рожки,
Как у нашей Тани солнышко в окошке,
Яркие у солнышка лучики горят,
Русые у Танюшки косыньки висят

***
Чешу, чешу, волосыньки,
Расчесываю косыньки.

Расти коса

Расти, коса, расти, коса,
До пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька,
До пят -
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

Разденьте меня

Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
Укройте меня,
А засну
Я сам!


Конспект игры - занятия
по речевому развитию с чтением художественной
литературы
в младшей группе
«Наша Маша маленька».
Цель: Разучить с детьми новую потешку; развивать речь
1. Знакомить детей с устным народным творчеством.
2. Закреплять умение рассказывать о зиме.
3. Активизировать словарь прилагательными - маленькая,
аленькая,
существительными,
обозначающими предметы одежды - шубка, валенки, шапка,
варежки, шарфик.
4. Развивать речь, память, мышление.
чернобровая;
бобровая,

5. Воспитывать активность, познавательный интерес.
Способствовать возникновению положительных эмоций от
фольклорных произведений.
Оборудование: Кукла в летней и зимней одежде, сенсорный
коврик, домик, елочка, снег, прудик.
Предварительная работа:
1. Беседы о зиме, признаках зимы.
2. Наблюдения за зимней природой, рассматривание
деревьев, снега, льда. Наблюдения за ветром.
3. Познавательное занятие «Зимняя одежда».
4. Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку».
5. Разучивание фольклорной игры «Как на тоненький ледок».
6. Разучивание народной подвижной игры «Выпал беленький
снежок».
7. Разучивание стихотворений о зимней одежде.
8. Разучивание игры-имитации «Одеваются детишки».
Ход занятия:
Дети входят в группу, звучит шум ветра. Воспитатель
обращает внимание на звук, спрашивает, что это шумит,
приглашает детей на зимнюю прогулку. Напоминает, что
зимой на улице очень холодно, идет снег, дует холодный
ветер, поэтому прежде чем идти гулять, нужно одеться.
Воспитатель предлагает детям одеться и проводит игру -
имитацию «Одеваются детишки» (текст сопровождается
соответствующими движениями)
Одевайте-ка детишки, теплые штанишки.
Одевайте-ка детишки, валенки-малышки,
Одевайте-ка детишки, новые пальтишки,
А когда пойдем гулять, надо шапку надевать.
Воспитатель приглашает детей пройти дальше в группу, где
оформлен зимний пейзаж и заснеженный домик.
Воспитатель спрашивает детей, какое время года на улице,
как догадались. Добивается от детей ответов, что на улице
зима, кругом снег. Снегом покрыты крыши домов, вся земля
укрыта снегом, повсюду сугробы, елочка стоит в белой

шубке, на окнах морозные узоры. Воспитатель спрашивает,
какой снег, делает вывод, что снег белый, пушистый,
холодный. Воспитатель обращает внимание на имитацию
пруда, спрашивает, что стало с ним зимой. Ребята говорят,
что пруд покрыт льдом, замерз.
Воспитатель приглашает детей поиграть в игру «Как на
тоненький ледок», поет русскую народную песню, дети
выполняют движения в соответствии с текстом. Затем
воспитатель обращает внимание на домик, предлагает
узнать, кто в нем живет.
Ребята садятся на стулья, воспитатель стучит в дверь и
достает из домика куклу в летнем сарафане. Рассказывает,
что это кукла Маша, она тоже хочет погулять на улице.
Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает, почему она
вышла раздетая. Говорит, что на улице холодно, без одежды
она замерзнет. Воспитатель за куклу отвечает, что она не
умеет правильно одеваться и предлагает детям научить ее.
Выходит ребенок, берет штанишки, называет, что это и
надевает на куклу. Следующий ребенок берет шубку,
называет и надевает на куклу, читает стихотворение:
Замечательную шубку папа с севера привез, Я зимой ее
надену, и не страшен мне мороз.
Следующий ребенок берет валенки, показывает, читает
стихотворение:
Теплые и маленькие мне купили валенки.
Я надену их зимой, бегать с горки ледяной.
Следующий ребенок берет шапку, показывает и надевает на
куклу, читает стихотворение:
На лоб я шапку натяну, оденусь потеплей.
Друзей гулять я позову, нам вместе веселей.

Следующий ребенок берет варежки, показывает и надевает
на куклу, читает стихотворение: Чтобы пальчики не мерзли,
надо варежки надеть.
И они зимой холодной, наши ручки будут греть.
Следующий ребенок берет шарф, показывает и надевает на
куклу, читает стихотворение: Связала мама мягкий шарф, он
теплый и красивый.
Он не колется совсем, и я хожу счастливый.
Воспитатель подводит итог, что Маша теперь знает, как
правильно одеваться на прогулку зимой. Относит куклу в
домик и выносит уже в зимней одежде. Воспитатель
обращает внимание, какая Машенька нарядная, какая у нее
красивая шубка. Предлагает детям послушать потешку про
Машу.
Наша Маша маленькая,
На ней шубка аленькая,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Воспитатель задает вопросы по содержанию: какая Маша, во
что она одета, какая у нее шубка (объясняет, что аленькая,
это значит красная), рассказывает, что опушка у нее
бобровая (показывает мех по краю шубки), Маша
чернобровая заканчивает воспитатель. Затем воспитатель
говорит, что он еще раз расскажет потешку про Машу, а
потом попросит рассказать кого-нибудь из детей. Повторное
чтение потешки. Воспитатель предлагает детям рассказать
про Машу, спрашивает 2-3 ребенка, помогает им.
Воспитатель, говорит, что Маша хочет поиграть с ребятами
на улице, проводится подвижная игра «Выпал беленький
снежок».
По окончании игры воспитатель говорит, что Маша устала и
хочет спать, предлагает проводить ее до домика и
попрощаться с ней. Воспитатель подводит итог занятия,

Конспект игры – занятия

По развитию речи с использованием фольклора в 1 младшей группе.

«Наша Маша маленька».

Цель: Разучить с детьми новую потешку, развивать речь, память, мышление.

Оборудование: Кукла в летней и зимней одежде, домик, снег, картина «Зима»

Ход занятия:

Воспитатель – Здравствуйте, дети! Сегодня мы идем с вами на зимнюю прогулку. На улице очень холодно, идет снег, дует холодный ветер, поэтому прежде чем идти гулять, нужно одеться.

Игра – имитация «Дети одеваются»

Наденем на ножки.

Теплые сапожки.

(наклоняются, указывают на ноги)

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

На руки рукавички,

(поднимают руки вверх)

Теплые сестрички.

(крутят ладошками)

Шубки и пальтишки.

(надевают пальто)

Теплые штанишки.

Воспитатель приглашает детей пройти дальше в группу, где оформлен зимний пейзаж (картина о зиме), заснеженный домик.

Беседа по картине – какое время года на улице, как догадались, что лежит на крышах домов, чем укрыта земля, кто нарисовал узоры на окнах.

Воспитатель спрашивает, какой снег, делает вывод, что снег белый,

Пушистый, холодный.

Воспитатель обращает внимание на домик, предлагает узнать, кто в нем живет.

Воспитатель рассаживает детей на стульчики, стучит в дверь и достает из домика куклу в летнем сарафане. Рассказывает, что это кукла Маша, она хочет погулять на улице, но она не умеет одеваться.

Воспитатель предлагает детям научить ее.

Выходит ребенок, берет штанишки, называет, что это и надевает на куклу.

Следующий берет шубку, называет и надевает на куклу, следующий шапку, сапожки.

Воспитатель- Маша теперь знает, как правильно одеваться на прогулку зимой. Обратите внимание, какая Машенька нарядная, какая у нее красивая шубка.

А теперь послушайте потешку про Машу.

Наша Маша маленькая,

На ней шубка маленькая,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Воспитатель задает вопросы по содержанию: какая Маша, во что она одета, какая у нее шубка (аленькая, это значит красивая), опушка у нее бобровая (показывает мех по краю шубки).

Воспитатель рассказывает потешку еще раз, потом просит рассказать кого-нибудь из детей. Повторное чтение потешки.

Воспитатель – Маша хочет поиграть с ребятами на улице.

Игра - «Снежки».

По окончанию игры воспитатель говорит, что Маша устала и хочет домой.

Дети прощаются с Машей и говорят «До свидания».

Конспект подготовила Кириллова Фаина Сергеевна – воспитатель младшей группы МБДОУ детский сад «Березка» р. п. Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональных откликов на произведения устного народного творчества, осмысленно произносить короткие потешки....

Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий. Тема: «Наша Маша маленька»

Приобщение детей раннего возраста к народной культуре через игровую деятельность...

Конспект Игры – инсценировки «Наша Маша маленька»

Цель: продолжать развивать эмоциональные отклики на произведения устного народного творчества, осмысленно произносить короткие потешки. Продолжать закреплять представление о том, как следу...

Елена Колычева
Конспект НОД для детей раннего возраста по развитию речи «Чтение потешки» Наша Маша маленька

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик»

Фатежского района Курской области

Конспект

для детей раннего возраста (1,5 – 3 года)

по развитию речи

«Чтение потешки «Наша Маша маленька… » стихотворения С. Капутикян «Маша обедает »

Подготовила и провела

воспитатель группы

раннего возраста

Колычева Е. П

Этап занятия Содержание занятия

I.Оргмомент А) Пробуждение интереса детей

Ребята, у нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости, чтобы посмотреть, что вы умеете, чему вы научились.

Поздоровайтесь с ними!

Б) Сюрпризный момент

К нам на занятие спешила еще одна гостья

(воспитатель показывает куклу Машу)

Познакомьтесь! Это Маша ! Она поможет нам узнать много интересного и нового.

II.Мотивационно - ориентировочный А) Проблемная ситуация

Посмотрите, какая на Маше красивая одежда.

Ребята, я думаю вам, очень интересно, почему Маша так одета и откуда она пришли.

Об этом мы сегодня и узнаем.

III.Поисковый -Для этого вам нужно будет рассказать, какая же одежда надета на Маше.

А чтобы вам было легче и интереснее, Маша приготовила для вас потешку .

IV.Практический А) Чтение потешки «Наша Маша маленька… »

(воспитатель читает потешку )

-Наша Маша маленька ,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая .

Б) Беседа

Какая Маша ?

Во что она одета?

Какая на ней шубка?

(воспитатель объясняет значение слова аленькая – красная)

А опушка на шубке бобровая.

(воспитатель показывает мех по краю шубки)

-Маша чернобровая .

(воспитатель показывает бровки)

А что еще надето на Маше?

Откуда пришла Маша в такой одежде ? Где она могла быть?

А почему Маша на улицу оделась так тепло?

Какое сейчас время года?

А что еще нужно надевать, чтобы не замерзнуть?

Что на улицу надеваете вы?

В) Повторное чтение потешки

А теперь послушайте потешку еще раз .

(воспитатель рассказывает потешку еще раз , побуждая детей договаривать звукоподражательные слова вместе с ним)

Кто хочет сам рассказать потешку ?

(воспитатель помогает желающим детям рассказать потешку )

Г) Рассказ воспитателя

После улицы Маша решила пообедать .

(воспитатель снимает шубку, шапку)

Не забыла помыть ручки.

(воспитатель вытирает ручки салфеткой)

Сама села обедать и про любимые игрушки не забыла и собачку, и киску, и курочку за стол пригласила.

(воспитатель усаживает Машу за «стол» , а вместе с ней перечисленные игрушки )

Д) Чтение стихотворения

(воспитатель читает стихотворение)

Никому отказа нет,

Подан каждому обед :

Собачке – в миске,

В блюдечке – киске,

Курочке – несушке –

Пшена в черепушке,

А Машеньке – в тарелке :

В глубокой, не в мелкой.

(воспитатель в соответствии со стихотворением показывает и ставит на стол посуду)

А что же они будут кушать на обед, мы узнаем на следующем занятии.

-Маша снова придет к нам в гости со своими игрушками.

V.Рефлексивно - оценочный -А сегодня вы очень хорошо потрудились, узнали много нового. Молодцы!

Скажите гостям и Маше до свидания!

Теперь можно отдохнуть и поиграть.

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности

в группе общеразвивающей направленности детей раннего возраста

Форма работы с детьми : интегрированное занятие

Тема : Чтение потешки «Наша Маша маленька… » , стихотворения С. Капутикян «Маша обедает »

Образовательная область : речевое развитие

Возраст детей : 1,5 – 3 года

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие , речевое развитие , художественно – эстетическое развитие .

Программные задачи :

А) Образовательные :

знакомить детей с устным народным творчеством;

помочь детям понять содержание потешки «Наша Маша маленька… » ;

закреплять умение рассказывать о зиме;

активизировать словарь прилагательными : аленькая, бобровая, чернобровая, и существительными, обозначающими предметы одежды : шубка, валенки, шапка, варежки, шарфик;

познакомить со стихотворением С. Капутикян «Маша обедает » .

Б) Развивающие :

развивать речь , память, мышление, внимание.

В) Воспитательные :

воспитывать активность, познавательный интерес;

воспитывать интерес к фольклорным произведениям и способствовать возникновению положительных эмоций от их слушания.

Занятие соответствовало возрасту и интересам детей , их уровню подготовки и развития .

Дети внимательно слушали воспитателя, правильно отвечали на вопросы, поставленные воспитателем. Были использованы знания, полученные ранее из наблюдений за погодой, из дидактических игр «Одежда и обувь» , «Домашние животные» .

Все внимание детей было сосредоточено на воспитателе. Дети с удовольствием повторяли за воспитателем слова потешки .

Психологическая атмосфера была благоприятной, царила доброжелательность и взаимозаинтересованность всех участников процесса.

На основании этого можно сделать следующий вывод : при проведении занятия была организована опора на предыдущие знания детей , их жизненный опыт. Материал, используемый на занятии, был для них актуален. На протяжении всего занятия поддерживался интерес детей .

Публикации по теме:

Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.

Конспект НОД по развитию речи для детей первой младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Описание материала:.

Конспект НОД по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «Наша неваляшка» Конспект НОД по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста. Конспект составила: Хайдарова Римма Тема: Наша неваляшка. Возраст.

Конспект НОД по развитию речи для детей раннего возраста «Прогулка с солнышком» Тема: «Прогулка с солнышком» Цель: Активизация речи детей посредством пальчиковых игр. Задачи: формировать познавательную активность.

Конспект НОД по развитию речи в группе среднего дошкольного возраста. Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №44» Конспект НОД по развитию речи в группе среднего дошкольного возраста.