Поэтапная лепка для детей. Поделки из пластилина: лепим еду, животных, игрушки

Летние поделки из пластилина для подготовительной группы. Мастер класс с пошаговым фото

«Морские обитатели» сюжетная композиция из пластилина для детей 5-7 лет. Мастер класс.


Кокорина Татьяна Николаевна
Должность и место работы: воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ № 202 Детский сад общеразвивающего вида, город Кемерово.
Описание: данный мастер класс будет интересен любителям поделок из пластилина, всем желающим создать красивую поделку, руководителям кружков и творческим людям.
Назначение: работа может стать украшением интерьера, подарком для близких.
Цель: создание объемной поделки «Морские обитатели».
Задача:
- продолжать учить лепить фигуры животных, используя знакомые способы лепки: раскатывание, сплющивание, отщипывание;
- продолжать учить отщипывать небольшие кусочки;
- продолжать учить соблюдать пропорции при лепке фигур;
- продолжать учить пользоваться стекой;
- продолжать учить использовать налепы для украшения, добавления мелких деталей;
- способствовать развитию художественно-творческой деятельности;
- воспитывать интерес к лепке, желание создавать красивую поделку.
Необходимые инструменты и материалы:
- пластилин;
- голубой и жёлтый картон;
- стека;
- коктейльная палочка;
- умелые ловкие пальчики;
- весёлое настроение;
- желание создать что-нибудь новенькое.
В синем море, в толще вод,
Под камнями краб живёт.
Краб гостям не очень рад,
Он речному раку – брат.
Вот он – видите какой?
Тот же рак, но как морской.
1. Скатайте большой шарик и немного сплющите его.



2. Слепите толстую колбаску посередине раскатайте её потоньше.


3. Согните её, расплющите клешни пальцами, сделайте стеком надрезы.



4. Для остальных крабьих ног скатайте две колбаски поменьше и потоньше. Прилепите туловище к ногам.




5. Стеком рисуем рот.


6. Для глаз катаем небольшие конусы-стебельки.


7. Сами глаза делаем так: катаем маленькие красные шарики, сплющиваем, на них наносим белые маленькие шарики, а сверху черные шарики.


8. Налепляем глаза на стебельки, нанесём стеком отпечатки на панцире. Краб готов.





Где-то в море без дорог
Ходит, бродит осьминог.
И кипящая волна
Осьминогу не страшна!
1.Сначала слепим шар – это голова осьминога.


2. Скатаем четыре тонкие длинные колбаски – это ноги осьминога.


3. Прилепляем ноги к голове.


4. Налепляем на ноги шарики-присоски.



5. Изогните ноги по своему желанию.


6. Слепим глаза: сначала белые маленькие шарики, а сверху чёрные шарики. Прилепляем глаза к голове и стеком делаем ротик. Осьминог готов!




Сделаем море и песочек.
1.Лист жёлтого картона, разрезаем пополам.


2. Одну из половинок ещё пополам.


3. Из одной четвёртой делаем песчаный берег: отрезаем волной край.


4. Получившийся берег прикладываем к голубому картону и отчерчиваем линию отреза.


5. Отрезаем нужный лист, приклеиваем на него жёлтый берег. Основа для поделки готова.


Какой же берег моря без пальмы?
1.Скатайте несколько толстых колбасок с чуть-чуть заострёнными концами, расплющите их и по краям сделайте стеком надрезы.



2.Соберите листья в пучок и прилепите к концу коктейльной трубочки.



3.Скатайте несколько коричневых колбасок и расплющите их.


4.Как воротником, оберните одной из полосок верх ствола пальмы так, чтобы он прикрывал листья. И ниже прикрепите так все полоски, чтобы они прикрыли всю трубочку.


5.Приготовьте большой комок желто пластилина – в него воткните трубочку.


6.Прилепляем пальму к желтому берегу. садим краба на берег, а осьминога в море.


Добавим детали в морское дно.
1. Слепим водоросли.

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Д. Н. Колдина
Лепка с детьми 5–6 лет
Конспекты занятий

От автора

Для гармоничного развития личности ребенка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию).

Дети 5–6 лет знакомятся на занятиях по изобразительной деятельности с разными видами искусства, живо воспринимают образ в живописи, декоративных промыслах, скульптуре, графике. Их деятельность приобретает большую осознанность. Замысел начинает опережать изображение. Закрепляются ранее приобретенные изобразительные умения и навыки.

На занятиях по лепке следует закреплять умение лепить знакомые предметы, передавая их характерные особенности; учить лепить фигуру человека и животного в движении, создавать несложные композиции. Следует предоставлять детям возможность использовать в процессе занятий разнообразные приемы лепки, сочетать в лепке пластилин с природным или дополнительным материалом. Движения рук детей становятся более уверенными. В коллективных работах дети учатся планировать и согласовывать свои действия.

В данном пособии мы предлагаем конспекты увлекательных занятий по лепке из глины, теста и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели.

Занятие по лепке с детьми 5–6 лет проводится один раз в неделю и длится 20–25 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование.

Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Желательно проводить занятие по лепке до того, как дети будут заниматься аппликацией и рисовать на эту тему.

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание интереса и эмоционального настроя (используются сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки; знакомство с произведениями изобразительного искусства; напоминания об увиденном ранее; появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Процесс выполнения работы начинается с анализа изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по созданию работы; в некоторых случаях используется показ приемов изображения. Далее дети приступают к созданию своих работ. Воспитатель может обратить их внимание на удачно начатую поделку; направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке изделия дополнительными элементами следует обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

3. Рассматривание готовых работ (при этом педагогом дается только положительная оценка). Ребенок должен радоваться полученному результату, учиться оценивать свою поделку и работы других детей, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.

На занятиях по лепке с детьми 5–6 лет используются следующие способы лепки.

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.

2. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.

Виды рельефов:

– барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину (монеты, медали));

– горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений));

– контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость).

Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети 5–6 лет:

Скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;

Раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке;

Сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;

Прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть;

Вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму);

Вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;

Соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;

Приплющивание нижней часть формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой;

Рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки, заостренной палочки;

Украшение поделки различным дополнительным и природным материалом: короткими палочками, соломинками, обрезанными крылатками клена или ясеня, пуговицами, копейками, шерстяными нитками и т. д.;

Оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из пластилина;

Смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов: взять 2–3 кусочка пластилина, перекрутить их и размять – получится многоцветный пластилин.

Многие взрослые не очень любят работать с глиной, не владеют техникой работы с ней, и нередко часто заменяют на занятиях лепку из глины на лепку из пластилина. Удачно организовать занятие по лепке из глины педагогу помогут следующие советы по работе с глиной.

1. За сутки до занятия освободите глину от полиэтиленовой упаковки, оберните в мокрую тряпку и положите в пакет.

2. Перед занятием всю глину надо тщательно размять, затем поделить на куски и раздать детям.

3. Дети доводят глину до полной готовности – продолжают ее разминать. Если глина слишком влажная, она будет липнуть к рукам. Глину следует подольше разминать, пока она не станет пластичной, и будет легко отлипать от рук, и раскатываться в колбаску. Если глина трескается – она слишком сухая. Смочите ее небольшим количеством воды и продолжайте разминать до полной готовности. Если этого не сделать, то при сушке поделка растрескается. Только пластичная, легко отлипающая от рук и не дающая трещин глина годится для лепки.

4. Подготовьте для каждого ребенка мисочку с водой, в которой можно смачивать руки.

5. Теперь можно лепить задуманный предмет на деревянной дощечке (к пластмассовой дощечке глина будет слишком сильно прилипать и трескаться).

6. Места соединения деталей глиняной поделки обязательно смачивают водой, иначе при сушке поделка может развалиться.

7. Влажными пальцами нужно приглаживать все неровности на поделке.

8. Если дети не успели закончить лепку предмета на занятии, нужно осторожно завернуть незаконченную работу во влажную тряпочку и убрать в полиэтиленовый пакет.

9. Вылепленное из глины изделие сушат естественным образом в течение 3–4 дней.

11. Готовое изделие можно окрасить темперой, гуашью или акварелью и покрыть лаком.

12. Оставшуюся после лепки глину заверните в тряпочку и положите в полиэтиленовый пакет. Если при хранении влажная тряпка начнет плесневеть, замените ее на новую, а глину промните.

13. После работы нужно промыть руки под краном и привести рабочее место в порядок, используя губку.

Для занятий по лепке из глины и пластилина понадобятся:

– природный материал: половинки скорлупок грецких орехов, скорлупа фисташек, плоды каштана, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, шишки, ракушки, фасоль, горох;

– дополнительный материал: пуговицы, спички, коктейльные трубочки, мелкие монеты, капсулы от киндер-сюрпризов.

Для аккуратной работы с пластилином и глиной нужны: стека, деревянная дощечка-подкладка, тряпочка для вытирания рук, небольшие картонки-подставки для готовых изделий.

Если нет глины, можно использовать самодельное мягкое и пластичное тесто. Приготовить его можно двумя способами.

1 способ. Смешать 0,5 стакана соли, 0,5 стакана муки, 0,5 стакана воды и 1 чайную ложку подсолнечного масла. Тесто готово к работе.

2 способ. Смешать 1 стакан муки, 1 стакан воды, 0,5 стакана соли, 1 столовую ложку растительного масла и 2 столовые ложки лимонной кислоты. Варить, помешивая 2–3 минуты.

Готовые изделия следует просушить с двух сторон, а потом раскрасить гуашью.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к 6 годам:

Умеет лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности;

Умеет лепить пластическим, конструктивным и комбинированным способами;

Умеет сглаживать поверхность поделки;

Умеет делать поделки устойчивыми;

Умеет работать стекой;

Умеет передавать в лепке выразительность образа;

Умеет лепить фигуры человека и животных в движении;

Умеет объединять вылепленные предметы в сюжетную композицию;

Умеет дополнять предмет вылепленными мелкими деталями;

Умеет сочетать в лепке пластилин с природным и дополнительным материалом;

Умеет наносить пластилин внутри контура на заданную поверхность;

Использует в своих работах метод барельефа и контррельефа;

Умеет лепить птиц и животных по типу народных игрушек;

Умеет украшать вылепленные игрушки налепами и углубленным рельефом.

Желаем успеха!

Годовое тематическое планирование занятий по лепке

Конспекты занятий

Тема недели «Ягоды»
Занятие 1. Гроздь винограда (Налеп из пластилина)

Программное содержание. Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать мелкую моторику рук; мышление, внимание.

Материал. Предметные картинки (ягоды). Ветка винограда (по возможности). Половинки листов картона, пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Покажите детям предметные картинки с ягодами, предложив назвать каждую ягоду. Можно поиграть с ребятами в игру «Какая ягодка пропала?» Среди пропавших ягод в последнюю очередь спрячьте виноград.

Затем рассмотрите с детьми веточку винограда. Отметьте, как расположены на ней овальные ягодки, как красивы резные листья – они похожи на кленовые листья, только поменьше.

Предложите вылепить веточку винограда на картоне. Для этого надо скатать колбаски зеленого цвета и выложить из них на картоне ветку; скатать зеленый шарик, расплющить его между ладонями и вырезать стекой контуры листика. Прикрепить листик на картон. От пластилина светло-зеленого или фиолетового цвета отрывать маленькие кусочки, скатывать их между ладонями в овалы и прикреплять на ветку рядами: первый ряд самый длинный (5–6 ягод), второй короче и т. д.

Тема недели «Плоды огорода»
Занятие 2. Овощи на тарелке (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить детей лепить с натуры сложные по форме овощи разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных овощей. Учить подбирать в процессе работы нужный цвет пластилина, размер поделки. Закреплять умение лепить тарелку на основе пластилинового шара. Развивать мелкую моторику.

Материал. Муляжи овощей, сложных по форме: баклажан, перец, свекла, репа и т. д. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Н. Нищевой:


В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвем немножко.
И вернемся по дорожке.

Спросите у детей: «Какие овощи встретились нам в этом стихотворении? (Морковь, картошка, капуста, щавель.) А какие еще овощи вы знаете?» (Ответы детей.)

Предложите детям рассмотреть муляжи баклажана, перца, свеклы, репы, лука и других овощей. Обратите внимание на их форму, цвет.

После этого каждый ребенок выбирает овощи, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвет пластилина и лепит овощи нужного размера.

Ребенок может вылепить по 2–3 овоща, а затем сложить их в вылепленную тарелку.

Для изготовления тарелки раскатывают большой шар, сплющивают его в диск, вдавливают середину, пальцами оттягивают и подравнивают края.

Тема недели «Плоды сада»
Занятие 3. Фрукты в вазе (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить лепить с натуры сложные по форме фрукты разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных фруктов. Учить подбирать соответствующий цвет. Закреплять умение лепить вазу. Развивать образное мышление, мелкую моторику.

Материал. Муляжи фруктов, сложных по форме: банан, груша, персик, абрикос и т. д. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия


Загадайте детям загадки:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)

На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Сливы)

На островок налетел ураган,
На пальме остался последний…
(Банан)

Рассмотрите с детьми муляжи фруктов, сложных по форме: банан, груша, персик, абрикос и т. д. Обратите внимание на их форму, цвет.

После этого каждый ребенок выбирает фрукты, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвета и лепит фрукты соответствующих размеров.

Затем ребенок складывает вылепленные фрукты в вазу. Для изготовления вазы скатывают большой шар, затем большим пальцем вдавливают отверстие с одной стороны, пальцами делают углубление и сравнивают края.

Отдельно лепят подставку для вазы – скатывают шарик и расплющивают в лепешку.

Тема недели «Берегите лес»
Занятие 4. Филин (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)

Программное содержание. Продолжать учить сочетать в поделке природный материал и пластилин; соединять части, прижимая их. Учить добиваться выразительности образа, соблюдать пропорции частей и их различия по величине. Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал. Пластилин, еловые шишки, небольшие ветки деревьев, стеки, картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Г. Сапгира:


Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин – прыг, филин – скок,
Филиненку дал флажок.
Филиненок рад, рад -
Два фонарика горят.

(О филине.) На что похожи глаза филина?» (Ответы детей.)

Предложите ребятам рассмотреть еловую шишку и подумать, как можно ее превратить в филина: расположить шишку острым концом вниз, вылепить из пластилина большие овальные глаза, нос, уши-кисточки и прикрепить в верхней части шишки. Лапы в виде шариков расположить снизу шишки.

Можно вылепить из пластилина пень и закрепить на нем филина.

Тема недели «Деревья и кусты»
Занятие 5. Осеннее дерево (Барельеф из пластилиновых колбасок)

Программное содержание. Учить детей выкладывать на картоне силуэт дерева из пластилиновых колбасок. Закреплять умение раскатывать тонкие колбаски и лепить мелкие детали: скатывать шарики из пластилина и украшать ими изделие. Развивать творчество.

Материал. Картон, пластилин, дощечка для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Л. Шевченко «Осень»:


Тихо. Все застыло
В свете сентября.
Где же ты, художник?
Как зовут тебя?
Кто раскрасил листья -
Непонятно мне:
Все деревья леса
В золотом огне.

Предложите ребятам вылепить осенние деревья: «Давайте изобразим лесные деревья с разноцветной листвой. А деревья будем делать из тонких пластилиновых жгутиков (раскатанных колбасок). Для этого надо раскатать много коричневых колбасок и выложить из них на картоне дерево с ветками, а на кончиках веток расположить листья в виде шариков из пластилина красного, желтого, оранжевого, зеленого цветов».

Дети приступают к лепке.

Тема недели «Птицы осенью»
Занятие 6. Дымковская утка (Лепка из глины)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке. Приобщать к изготовлению глиняных игрушек по типу дымковских. Учить видеть выразительность формы игрушки, лепить уточку с натуры конструктивным способом (из отдельных деталей), соблюдая формы, пропорции и детали. Учить равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Продолжать учить стекой намечать перышки, крылья и глаза; украшать крылья и голову налепами, шариками, лепешками.

Материал. Дымковские глиняные игрушки (свистульки: уточки, петушки, олени, кони; барыни в кокошниках и шляпах). Глина, мисочки с водой, тряпочки, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Расскажите детям о дымковской игрушке: «Эта игрушка зародилась в давние времена в селе Дымково неподалеку от города Кирова. Зимой дома мастеров-умельцев были полны глины, мешками с мелом, ящиками с красками, коробками с яйцами, крынками с молоком. Это почти все, что нужно для создания глиняных игрушек. Мастера умели превращать кусок глины в уточку или петуха».

Рассмотрите с детьми свистульку-уточку. Объясните, как нужно прикрепить к туловищу красиво изогнутую шею и высоко поднятую голову, прищипнуть хвост. К корпусу-основе прикрепить толстые короткие ножки-подставки. Напомните, что места соединения всех деталей нужно смочить водой и загладить.

Предложите детям стать дымковскими мастерами и вылепить такую уточку.

Когда игрушки подсохнут, их надо покрыть водоэмульсионной краской или белой гуашью, смешанной с каплей клея ПВА, а на занятии по рисованию расписать уточек дымковскими узорами.

Тема недели «Разноцветная осень»
Занятие 7. Мухомор (Нанесение пластилина на поверхность)

Программное содержание. Закреплять умение детей пользоваться знакомыми способами передачи образа: аккуратно наносить пластилин тонким слоем внутри контура и украшать его способом налепа. Расширять и уточнять знания о грибах. Дать представление о том, что грибы бывают съедобными и ядовитыми. Развивать творчество при оформлении своей поделки.

Материал. Карточки с изображением грибов: белый гриб, подберезовик, опята, сыроежки, мухомор красный, бледная поганка. Картон с нарисованным силуэтом мухомора, пластилин, дощечки-подставки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Покажите детям картинки с изображением грибов, опишите с ребятами каждый гриб. Обратите их внимание на то, что существуют грибы, которые ни в коем случае нельзя срывать и есть – мухомор и бледную поганку. Внимательно рассмотрите с детьми мухомор, расскажите: «Это крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Красный цвет говорит об опасности, гриб всех предупреждает, что он ядовит. У мухоморов белая ножка с волнистым колечком под шляпкой».

Предложите детям вылепить этот опасный гриб, чтобы получше запомнить его.

Объясните последовательность работы: на картон внутри контура наносят пластилин красного цвета и украшают шляпку белыми точками. Ножку делают из белого пластилина. Внизу можно расположить зеленую травку.

Дети приступают к лепке.

Тема недели «Братья наши меньшие»
Занятие 8. Еж (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)

Программное содержание. Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Закреплять умение передавать в лепке пропорциональное соотношение частей и их расположение. Учить добиваться выразительности образа. Продолжать учить соединять части, прижимая их. Развивать фантазию при дополнения изделия необходимыми элементами (грибы, листья, трава и т. д.). Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал. Сосновые шишки, пластилин, разнообразный природный материал (сосновые или еловые иголки, маленькие веточки, маленькие сухие листья деревьев), картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение С. Маршака:


Живет у нас под креслом еж,
Колючий тихий ежик.
На щетку очень он похож,
Когда не видно ножек.

Ты понимаешь для чего
У ежика иголки?
Чтобы не трогали его
Мальчишки или волки.

Спросите у детей: «О ком это стихотворение? (О ежике.) На что похож ежик? (Ответы детей.) Для чего ежу иголки?» (Чтобы его никто не обижал.)

Предложите рассмотреть сосновую шишку и подумать, как можно превратить ее в ежика. Обсудите с ребятами последовательность работы: сначала вылепить мордочку и прикрепить ее с тупого края шишки, затем сделать из пластилина ножки, глаза, нос, стекой надрезать рот. На шишку-спинку можно прикрепить маленькие яблоки, грибы, хвоинки. Расположить ежика на картонке с нанесенным пластилином зеленого цвета, оформленного травой в виде хвойных иголок, опавших листьев, веточек деревьев.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Многие родители полагают, что после 3 лет развивать мелкую моторику у деток уже не нужно. Это не совсем так. Чем больше вы уделите этому моменту внимания в дошкольном возрасте, тем легче крохе будет учиться в школе. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» – утверждают специалисты.

Малыша старше 3 лет мало интересуют пальчиковые игры. Развить мелкую моторику поможет лепка из пластилина для детей 4-5 лет. Мы узнаем, чем она хороша, кроме развития моторики, как правильно выбрать материал для такого полезного занятия, какие фигурки можно лепить с подросшим крохой, и как разнообразить рисование пластилином.

Польза лепки из пластилина для детей

Когда мы лепим из пластилина с детьми 4-5 лет, мы не только развиваем пресловутую мелкую моторику. Разминания, скатывания, расплющивания цветных комочков пластилина положительно влияют на:

  • Развитие речи. Вы наверняка помните, что центр речи напрямую связан с центром мелкой моторики в головном мозгу ребенка.
  • Развитие осязания. Малыш уже не изучает новые поверхности. С помощью лепки он может их воссоздать.
  • Развитие памяти. Чтобы повторить текстуру, нужно ее вспомнить. Чтобы вылепить улитку, надо вспомнить, как она выглядит на картинке или в жизни.
  • Развитие логики и мышления. Чтобы слепить именно два бублика, надо знать, сколько это – два. Чтобы долепить недостающую часть фигурки, надо подумать, чего именно фигурке не достает. Чтобы слепить красное яблоко или желтую грушу, нужно понимать, что это за цвета.
  • Развитие усидчивости и внимания. Если малыш увлекся созданием очередной фигурки, время для него будет лететь незаметно. Кроха попробует максимально точно передать впечатления, полученные от предлагаемого в качестве модели объекта. Это отлично подготовит его к сидению за партой и внимательному восприятию новой информации.

Подготовка

Для того, чтобы заниматься лепкой из пластилина с детьми, можно использовать воображение или пошаговые руководства.

Но самое главное – запастись всем необходимым заранее, потому что муза на ребенка может обратить внимание в любой момент, а вы должны быть готовы к внезапному творческому порыву.

Вам пригодятся:

  • пластилин – виновник торжества;
  • плотный картон (как подставка под готовые изделия или основа для рисования пластилином);
  • шаблоны для рисования;
  • схемы лепки;
  • доска для лепки;
  • ножик для пластилина;
  • стека или зубочистка.

По желанию, можно запастись формочками или печатками, но их чаще используют в , 5-летним малышам они без надобности.
Во всем этом мероприятии самое главное – выбрать правильный пластилин.

Хороший пластилин:

  • не имеет резкого запаха химии;
  • не имеет ядерных оттенков;
  • приятный на ощупь;
  • не оставляет на руках цветные или жирные пятна;
  • не липнет к рукам и не крошится.

Выбирая пластилин, следует учитывать и цели, для которых вы его покупаете. Если хотите рисовать – выбирайте пластилин помягче, он будет хорошо размазываться по бумаге и картону. Для обычной лепки берите пластилин средней твердости – его будет легче и быстрее разминать, детали будут хорошо присоединяться друг к дружке.

Если хотите сохранить фигурки из пластилина на долгую память, есть разновидности этого материала, которые застывают в течение суток. При этом, в отличие от фигурок, такие поделки и сувениры для родственников не нужно разукрашивать или сушить в духовке.


Современная промышленность предлагает новые виды пластилина:

  • пластилин, сварив который, можно получить настоящий ластик;
  • пластилин, который меняет цвет на солнце;
  • пластилин, который отскакивает от пола, как попрыгунчик;
  • пластилин, который светится в темноте;
  • пластилин-магнит.

Знаете ли вы? Есть даже пластилин, который мылится под воздействием воды. Отличный способ заинтересовать малыша мытьем рук.

Так что выбор у вас и ребенка неограничен, границы фантазии раздвинуты производителями до космоса.


Важно! Не забудьте организовать для малыша «творческий уголок». Там должно быть светло и удобно. Там не должно быть мягкой мебели и ковровых покрытий, так как пластилин с них вывести трудно. Приучите ребенка самостоятельно приводить в порядок его рабочее место. Эта привычка сослужит малышу хорошую службу в школе и университете. Умение держать рабочее место в порядке пригодится и во взрослой жизни, на работе.

Как научить детей лепить

Если вы занимаетесь лепкой с раннего детства, вопрос о том, как научить ребенка лепить из пластилина, не стоит. Для тех, кто впервые озадачился этим вопросом, приведем ряд простых упражнений, которые помогут понять крохе, что к чему:

  • Разминание. Разомните кусочек пластилина, получив лепешку.
  • Скатывание. Зажмите кусочек пластилина между ладонями и скатайте шарик кругообразными движениями.
  • Раскатывание колбаски. Полученный шарик покрутите между ладонями вверх-вниз, раскатывая в колбаску. Ту же манипуляцию повторите, раскатав колбаску ладонью о доску для лепки.
  • Сплющивание. Скатайте шарик и сплюсните, зажав между пальцами или ладонями. Получится блинчик или тарелка – зависит от фантазии малыша.
  • Создание текстур. Возьмите стеку или зубочистку. Надавливаниями на кусочек пластилина изобразите различные текстуры. Поколите в горошек, понажимайте для создания полосок и т. п.

Когда освоите основные методы работы с пластилином, можно попробовать вылепить самое простое – овощи и фрукты. При этом нелишним будет показать ребенку, что из пластилина можно сделать все, что угодно, даже брокколи – достаточно пропустить пластилин через железное сито:


Когда базовые навыки освоены, можно двигаться дальше, приступая к лепке простых фигурок из пластилина с ребенком:




Позже можно попробовать выполнить поэтапную лепку более сложных животных из пластилина, которая будет весьма интересна для детей 4-5 лет:



Используя подобные схемы лепки из пластилина, можно создать настоящий зверинец для детей. Со временем малыш не будет нуждаться в пошаговых картинках и шаблонах, и с удовольствием станет воплощать в жизнь однажды увиденных мультяшных героев и недостающие элементы для игры.

Идеи рисования пластилином по картинкам-шаблонам

Раньше малыш просто размазывал пластилин, заполняя контуры шаблонов, или налепливал кусочки пластилина на бумагу, как показано на рисунках:


Для ребенка 4-5 лет это скучно. Предложите малышу создать полуобъемные изображения наподобие следующих образцов:




Еще одна интересная техника рисования пластилином по шаблонам – это не размазывать пластилин внутри контура, а выложить рисунок. Для этого нужно скатать тонкие длинные колбаски нужных вам цветов и разместить внутри контура. Получается очень эффектно:



Чтобы вам легче было сориентироваться в выборе шаблона под любую из техник, мы подобрали несколько образцов для вашего малыша:

Шаблоны подобраны так, чтобы удобно было создавать рисунок именно скатанными колбасками, размещая их внутри контура рисунка.
В возрасте 4-5 лет малыши уже обладают некоторым чувством прекрасного и определённым эстетическим восприятием. Предложите крохе делать плавные переходы между цветами, как будто малыш рисует кистью.

Как хранить поделки из пластилина

  • Иногда дети сами разбирают свои поделки для создания новой фигурки. Но некоторые остаются, и родителям хочется сохранить их на память. Хранить пластилиновые рисунки просто – достаточно переложить их листами картона и сложить в объемную папку.
  • Для фигурок придется соорудить небольшие картонные коробочки и сложить в них поделки, каждую отдельно.
  • Храните изделия из пластилина в прохладном темном месте – так они не потекут, не выцветут и не припадут пылью.
  • Если работы вашего ребенка – повод для гордости, вы можете хранить их в застекленных ящиках. Так они не будут покрываться пылью, но в то же время всегда будут на виду.


Видео для детей как лепить из пластилина

На этом видео показано, как слепить из пластилина смешную стрекозу.

В этом ролике показывают, как слепить настоящего динозавра. Такая поделка придётся по душе мальчишкам.

На этом видео из пластилина лепят мухомор. Хороший повод посвятить ребенка в тему опасных и ядовитых грибов.

В этом ролике показано, как слепить настоящую избушку для Бабки-Ёжки. Придётся по душе маленьким любителям русских народных сказок.

Лепка из пластилина – полезное занятие для дошкольников. Этот вид детского творчества прекрасно развивает моторику пальцев, фантазию, логику и эстетическое восприятие. Лепка тренирует внимание, усидчивость, а эти качества очень помогут крохе на школьных занятиях.

На сегодняшний день существует множество разновидностей пластилина, что заинтересует детвору и позволит ей в полной мере осуществить свои фантазии!

А ваш малыш любит лепить из пластилина? Какие фигурки ему нравится делать больше всего? Если у вас есть интересные идеи для детских поделок из пластилина – поделитесь ими с нами в комментариях!

В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 5–6 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с разнообразными материалами. Занятия способствуют воспитанию чувства прекрасного; развитию эмоциональной отзывчивости воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в лепке.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Д. Н. Колдина
Лепка с детьми 5–6 лет
Конспекты занятий

От автора

Для гармоничного развития личности ребенка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию).

Дети 5–6 лет знакомятся на занятиях по изобразительной деятельности с разными видами искусства, живо воспринимают образ в живописи, декоративных промыслах, скульптуре, графике. Их деятельность приобретает большую осознанность. Замысел начинает опережать изображение. Закрепляются ранее приобретенные изобразительные умения и навыки.

На занятиях по лепке следует закреплять умение лепить знакомые предметы, передавая их характерные особенности; учить лепить фигуру человека и животного в движении, создавать несложные композиции. Следует предоставлять детям возможность использовать в процессе занятий разнообразные приемы лепки, сочетать в лепке пластилин с природным или дополнительным материалом. Движения рук детей становятся более уверенными. В коллективных работах дети учатся планировать и согласовывать свои действия.

В данном пособии мы предлагаем конспекты увлекательных занятий по лепке из глины, теста и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели.

Занятие по лепке с детьми 5–6 лет проводится один раз в неделю и длится 20–25 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование.

Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Желательно проводить занятие по лепке до того, как дети будут заниматься аппликацией и рисовать на эту тему.

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание интереса и эмоционального настроя (используются сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки; знакомство с произведениями изобразительного искусства; напоминания об увиденном ранее; появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Процесс выполнения работы начинается с анализа изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по созданию работы; в некоторых случаях используется показ приемов изображения. Далее дети приступают к созданию своих работ. Воспитатель может обратить их внимание на удачно начатую поделку; направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке изделия дополнительными элементами следует обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

3. Рассматривание готовых работ (при этом педагогом дается только положительная оценка). Ребенок должен радоваться полученному результату, учиться оценивать свою поделку и работы других детей, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.

На занятиях по лепке с детьми 5–6 лет используются следующие способы лепки.

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.

2. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.

Виды рельефов:

– барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину (монеты, медали));

– горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений));

– контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость).

Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети 5–6 лет:

Скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;

Раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке;

Сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;

Прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть;

Вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму);

Вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;

Соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;

Приплющивание нижней часть формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой;

Рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки, заостренной палочки;

Украшение поделки различным дополнительным и природным материалом: короткими палочками, соломинками, обрезанными крылатками клена или ясеня, пуговицами, копейками, шерстяными нитками и т. д.;

Оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из пластилина;

Смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов: взять 2–3 кусочка пластилина, перекрутить их и размять – получится многоцветный пластилин.

Многие взрослые не очень любят работать с глиной, не владеют техникой работы с ней, и нередко часто заменяют на занятиях лепку из глины на лепку из пластилина. Удачно организовать занятие по лепке из глины педагогу помогут следующие советы по работе с глиной.

1. За сутки до занятия освободите глину от полиэтиленовой упаковки, оберните в мокрую тряпку и положите в пакет.

2. Перед занятием всю глину надо тщательно размять, затем поделить на куски и раздать детям.

3. Дети доводят глину до полной готовности – продолжают ее разминать. Если глина слишком влажная, она будет липнуть к рукам. Глину следует подольше разминать, пока она не станет пластичной, и будет легко отлипать от рук, и раскатываться в колбаску. Если глина трескается – она слишком сухая. Смочите ее небольшим количеством воды и продолжайте разминать до полной готовности. Если этого не сделать, то при сушке поделка растрескается. Только пластичная, легко отлипающая от рук и не дающая трещин глина годится для лепки.

12. Оставшуюся после лепки глину заверните в тряпочку и положите в полиэтиленовый пакет. Если при хранении влажная тряпка начнет плесневеть, замените ее на новую, а глину промните.

13. После работы нужно промыть руки под краном и привести рабочее место в порядок, используя губку.

Для занятий по лепке из глины и пластилина понадобятся:

– природный материал: половинки скорлупок грецких орехов, скорлупа фисташек, плоды каштана, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, шишки, ракушки, фасоль, горох;

– дополнительный материал: пуговицы, спички, коктейльные трубочки, мелкие монеты, капсулы от киндер-сюрпризов.

Для аккуратной работы с пластилином и глиной нужны: стека, деревянная дощечка-подкладка, тряпочка для вытирания рук, небольшие картонки-подставки для готовых изделий.

Если нет глины, можно использовать самодельное мягкое и пластичное тесто. Приготовить его можно двумя способами.

1 способ. Смешать 0,5 стакана соли, 0,5 стакана муки, 0,5 стакана воды и 1 чайную ложку подсолнечного масла. Тесто готово к работе.

Ирина Баранова

Цель : учить детей лепить лису из целого куска пластилина .

Задачи :

Обучающие :

1) Закреплять умение лепить туловище и ноги из целого куска при помощи стеки.

2) Продолжать учить обрабатывать поверхность формы стекой – передавать шерсть объемным рельефом.

3) Отрабатывать умение передавать характерные особенности форм и пропорций лисенка, уделяя особое внимание работе пальцами.

4) Отрабатывать умение плотно и аккуратно соединять части путем примазывания. Воспитательная - воспитывать целеустремленность, усидчивость.

Развивающие :

1) Развивать творческий подход, умение самостоятельно анализировать свою поделку.

Воспитательные :

1) Воспитывать целеустремленность, усидчивость.

Материал : доска, стеки, пластилин , образец лисы, полуобразцы.

Предварительная работа : Рассматривание картин с изображением лисы, игрушек, беседа о диких животных, их повадках. Отгадывание загадок. Чтение произведений.

Ход занятия:

Воспитатель : " Ребята, сегодня мы с вами будем лепить кого- то из диких животных. А кого, именно, вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её. (лиса) .

Вот лисичку мы сегодня и будем лепить! (показать образец) :

Давайте внимательно рассмотрим ее и расскажем о ней.

Назовите сначала все крупные части (туловище, ноги, голова, хвост) .

На что похоже туловище? (на дугу) . Какое оно? (удлиненное, овальное) . А ноги какие? (одинаковые) .

На голове у лисы что есть? (мордочка вытянутая, уши треугольной формы) .

А какой хвост у лисы? (ответы детей ) .

Да, хвост пушистый и большой.

Сейчас мы с вами поговорим о том, как будем лепить лису, какие приемы использовать.

Ребята, вы сказали, что туловище похоже на дугу, значит, из какой формы мы вылепим ее? (из столбика) .

Раз туловище овальное и удлиненное, каким способом вы будете его лепить ? (раскатывать между ладонями, концы с обеих сторон сгибать дугой) .

Ноги у лисы одинаковые, чем вы будете их разрезать ? (стекой пополам) .

Разрежьте концы и раздвиньте вот так. У вас получится вот такая форма-туловище с ногами (показываю готовую форму) .

Но ногам надо придать правильную форму, поэтому я расскажу, как буду обрабатывать заготовки всеми пальцами, чтобы ноги получились одинаковые, гладкие. Лапки я тоже загибаю тремя пальцами (показываю на одной ноге) .

Какой способ вы будете применять при раскатывании головы? (круговое раскатывание между ладонями) .

Давайте вместе покажем в воздухе, как мы будем вытягивать мордочку (показываем) .

Воспитатель берет готовый образец вытянутой мордочки и показывает, как лепить ушки.

Ушки прищипываю двумя пальчиками. Похожи на треугольные? (нет) .

Поэтому я с двух сторон двумя пальцами придаю им треугольную форму.

Хвост вы самостоятельно вылепите прямым способом.

Ребята, чтобы все части крепко держались на туловище, о чем надо не забывать? (примазывать части со всех сторон) .

Физкультминутка

Утром лисонька проснулась, (дети выполняют движения по тексту)

Лапкой правой потянулась,

Лапкой левой потянулась

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала

Растирать себе лапки стала.

Ручки, лапки и бока-

Вот какая красота!

А потом ладошкой похлопала

Себя немножко.

Ну, красавица лиса- (руки на пояс - повороты влево, вправо)

До чего же хороша!

3. Работа детей (музыкальный фон) .

В ходе работы наблюдаю за детьми, общих замечаний не делаю. Иногда оказываю небольшую помощь детской рукой или на своем образце. Обращаю внимание на характерные особенности лисы.

Дети приводят в порядок свои рабочие места.

Публикации по теме:

Лепка «Яблоко для ежика» Цели: Учить детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность. Учить собирать целое из.

Здравствуйте уважаемые коллеги! В преддверии праздника 8марта, я детям предложила слепить из пластилина "Розочки для мамочки" Предварительная.

Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вам конспект занятия по лепке, который.

Конспект НОД по лепке из пластилина «Блины-блиночки» Задачи: Формировать умение сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать.

Конспект НОД по лепке из пластилина «Зернышки для петушка»Князева Надежда Михайловна Конспект НОД по лепке из пластилина "Зернышки для.

Цель: уметь скатывать предметы круглой формы небольшой величины. Задачи: закрепить умение детей отщипывать от большого куска пластилина.