Профилактика прав ребенка в семье. Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребенка в семье

Рогожина Ирина Александровна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №8 г.Красноармейска

Основополагающий вопрос

Почему говорят, что яблочки от яблони недалеко падают?

Учебная тема

Семейное право

Цель работы

Анализ положения ребенка в семье, взаимосвязь и взаимозависимость между нарушением прав подростка родителями и противоправным поведением подростков.

Решаемые задачи

  1. Изучить психолого-педагогическую, юридическую и публицистическую литературу по проблеме нарушения прав ребенка.
  2. Раскрыть сущностные характеристики противоправного поведения, выявить его причины.
  3. Выявить степень защищенности подростка в семье на основе анализа его семейного положения.

Проблема нарушения прав ребенка в семье

Важность проблемы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их основными нуждами во многих странах хорошо осознается и государством, и обществом в целом. Об этом свидетельствует наличие системы государственных социальных служб, защищающих права детей, и многочисленных благотворительных организаций, оказывающих помощь семье и детям.

Насилие по отношению к детям является следствием того подчиненного, зависимого от взрослых положения как в семье, так и в обществе в целом, которое ребенок всегда занимал ранее и продолжает занимать в настоящее время.

Ребенок порой оказывается очень удобным, а подчас и единственным возможным для родителей объектом демонстрации своей власти и контроля. Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их основными нуждами представляет собой устойчивое социальное явление, которое присутствует в любом обществе, поскольку порождается его природой.

Как и преступность, насилие в семье не может быть уничтожено полностью, но распространенность его можно и нужно свести к минимуму. Существует ряд социологических теорий, используя которые можно прогнозировать распространенность жестокого обращения с детьми в обществе.

Современная социология выделяет три основных фактора, способствующие возникновению семейного насилия:

  1. кризис морали, когда нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям в обществе, а новые еще не распространились;
  2. кризис культуры, когда массовая культура утверждает как основные символы успеха те ценности, доступ к которым для подавляющей части населения жестоко ограничивается структурой общества;
  3. несоответствие доли общественных благ, получаемых каждым членом общества, его личным качествам и способностям.

Все указанные выше факторы характерны для нынешнего периода России. Еще одним обстоятельством, способствующим росту распространенности жестокого обращения с детьми в нашей стране, являются ошибки государственной социальной политики. Неадекватные ситуации в стране, ослабление системы государственного контроля и регулирования производства и потребления спиртных напитков привело к беспрецедентному росту злоупотребления алкоголем. По зарубежным данным, более 80% детей, страдающих от жестокого обращения и пренебрежения своими нуждами, живут в семьях алкоголиков и наркоманов. В России около 2/3 тяжких насильственных преступлений, убийств и изнасилований совершается в состоянии алкогольного опьянения. Отказ от принудительного лечения алкоголизма, сокращение сети государственных наркологических учреждений лишило семью возможности защититься от произвола злоупотребления алкоголем отца или мужа.

На сегодняшний день дети, пострадавшие от насилия в семье, могут обратиться в реабилитационные центры, психологические консультации, социальные службы, по телефонам «горячей линии» и, конечно же, в органы МВД и прокуратуру. Прямым показателем семейного неблагополучия является число детей, оставшихся без родительского попечения. В 1999 году таких детей было выявлено около 600 тысяч.

Новый Семейный кодекс обязывает всех граждан, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, сообщать о них в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Однако та же статья Семейного кодекса предусматривает ответственность только руководителей воспитательных, лечебных, социальных учреждений, в которых находятся дети, лишившиеся родительского попечения, и только за несообщение сведения о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью. Таким образом, вступление в силу этого кодекса не улучшает положения дела о выявлении детей, подвергающихся насилию в семье.

В Уголовном кодексе РФ уголовная ответственность предусмотрена за недонесение только о тяжких преступлениях, тогда как побои, даже истязание к таким преступлениям не относятся. Более того, от этой ответственности освобождаются близкие родственники правонарушителя. Факты свидетельствуют, что женщины достаточно часто стремятся защищать интересы мужей и сожителей, а не детей. В значительной мере выявление детей, пострадавших от жестокого обращения, и последующее оказание им помощи затруднено недостатком знаний по правовым вопросам.

Подводя итог, можно заключить, что в России сложилась неблагоприятная ситуация, когда при росте распространенности жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами фактически отсутствует эффективная система выявления пострадавших детей и оказания им необходимой помощи. По моему мнению, выходом из этого положения является создание государственных центров по защите детей от насилия. Существующие в настоящее время специализированные учреждения из-за сохраняющейся ведомственной разобщенности не могут оказать такой помощи. При реализации социальных программ всегда возникают две трудности:

  • отсутствие финансирования;
  • нехватка специалистов.

Именно из-за отсутствия специалистов многие новые социальные учреждения для детей работают недостаточно эффективно. В такой ситуации особое значение имеет обеспечение надлежащих качества и компетентности оказываемой помощи. Добиться этого применительно к рассматриваемой проблеме можно путем разработки программы деятельности центров по защите детей от насилия.

Причины противоправного поведения подростков

«Трудный ребенок, - писал В.А.Сухомлинский, - это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным долгом … Это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспитанию детей».

В последние годы наблюдается тревожная тенденция к снижению родительского авторитета, обусловленная неправильным поведениям как по отношению к своим детям, так и к окружающим, неумением родителей (по мнению подростков) жить и т.д.

Ученые-педагоги, психологи и социологи утверждают: главным образом из материнских и отцовских уст, их поведения и поступков ребенок получает до 80% всего того, что требуется для формирования человека как личности, и в первую очередь – для развития нравственно-психологических качеств будущего гражданина. При этом нередко деформируется важнейшая функция семьи – психологическая защита ребенка. Отсюда отчуждение от родителей, неприятие их жизненных стандартов, и как результат – переход на преступный путь. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов в 4-5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.

Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80% преступлений, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводятся стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества. Следует также учитывать следующее:

  • большинство преступников были нежелательными детьми в своей семье;
  • в подобных семьях отсутствует главное – эмоциональный контакт ребенка с одним, но чаще всего с обоими родителями;
  • особенно острое состояние неопределенности своего положения и ближайшего будущего в неполных семьях;
  • группы, в которые уходит подросток или ребенок, в основном играют роль эквивалента семьи, а старший в группе (лидер, вожак) как бы заменяет отца или старшего брата.

Современные политические, экономические и культурные условия в обществе, как показывают многочисленные исследования, в существенной мере влияют на кривую роста правонарушений, особенно среди порастающего поколения. Дети, подростки, молодежь оказались наименее защищенной частью общества. Этому способствовали следующие факты:

  • разводы. За последние 20-30 лет их было в среднем до 900 тысяч ежегодно. Это значит, что каждый год добавлялось почти 1 миллион детей-полусирот.
  • рост социально-психологической напряженности в обществе, порождаемый экономической и политической нестабильностью и, как следствие, межнациональные и этнические конфликты, вооруженные столкновения и локальные войны. В наш быт прочно вошли такие понятия, как беженцы, мигранты и эмигранты (в том числе и дети).
  • неправильное, нестабильное питание и обострение экологической ситуации в стране, приведшие к тому, что у 90% детей авитаминоз, здоровые призывники составляют только 10-15%.
  • ухудшение демографической ситуации.

К условиям способствующим преступности несовершеннолетних можно отнести следующие факторы:

  1. безнадзорность – отсутствие должного контроля за подростками со стороны родителей. Нередко причиной тому является занятость родителей.
  2. безнаказанность. Практика свидетельствует, что во многих случаях путь к преступлению как бы ступенчат: отсутствие должного реагирования на правонарушение нередко формирует убеждение во вседозволенности, вследствие чего совершаются более серьезные правонарушения (по данным исследований, до 65% несовершеннолетних, совершающих преступления, надеялись на безнаказанность).
  3. проблемы в правовом воспитании подростков.
  4. рост токсикомании и наркомании, пьянства и половой распущенности среди подростков и их родителей.
  5. вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность со стороны взрослых преступников.
  6. длительная незанятость подростков, особенно в городах, как часть более общей проблемы беззащитности, бесправия детей и подростков.
  7. резкий рост стрессовых и конфликтных ситуаций.

Анализ положения ребенка в семье и меры по профилактике противоправного поведения подростков

Для того чтобы проанализировать положение ребенка в семье и предложить возможные меры профилактики правонарушений среди подростков, мною было проведено анкетирование в 8-11 классах и получены следующие результаты:

  • только у 40% учащихся существуют открытые взаимоотношения с родителями, тогда как у 60% учащихся таких взаимоотношений нет;
  • 73% учеников ограничение свободы (экономической, поведенческой) тяготит, тогда как 27% ученикам в семье предоставлены такие свободы;
  • конфликтные ситуации присутствуют в отношениях с родителями у 68% учащихся; у 32% учащихся конфликты случаются очень редко;
  • 35% учащихся пишут, что их проблемы, интересы и даже вредные привычки не интересуют родителей или они не обращают внимания и им все равно.

Таким образом, проанализировав результаты проведенного теста, я пришла к выводу, что на сегодняшний день проблема положения ребенка в семье стоит наиболее остро. И по моему мнению, дело в неправильном подходе родителей к воспитанию детей, незнании подростками своих прав и неумении их использовать, в упадке нравственности, в стремлении найти более легкий путь достижения намеченной цели. Отсюда, наряду с бродяжничеством, агрессивным поведением наблюдается рост преступлений несовершеннолетних. Многие подростки хотели бы больше времени проводить с родителями, в кругу семьи, но из-за большой занятости взрослые не могут уделить лишней минутки для общения со своими детьми, что способствует отдалению подростков от родителей и непониманию. Возникают ссоры, разногласия и в большинстве случаев даже насилие (моральное и физическое).

Выводы

Незнание детьми своих прав и свобод играет определенную роль в их положении и отношении к ним не только в семье, но и в обществе. На мой взгляд, систематическое изучение своих прав и свобод даст детям большую свободу в своих действиях и большую защиту от любого насилия как в семье, так и за ее пределами.

Я вижу основные направления профилактики преступности несовершеннолетних в: охране прав и законных интересов несовершеннолетних граждан; морально-нравственном оздоровлении среды обитания несовершеннолетних; вовлечении несовершеннолетних в производительный, профессионализированный и хорошо оплачиваемый труд; развитии школьного самоуправления и широкого использования в обучении и воспитании «деловых игр» и тому подобное.

Светлана Радионова
Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребенка в семье

«Роль воспитателя по профилактике нарушения прав ребенка в семье»

Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье – это работа с родителями. Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания. Проведение с ними разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания.

Педагог – главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и защита прав детей в семье. Он осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, в случае необходимости, контролирует родителей; проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка, принимает меры по защите детей от жестокого обращения родителей.

Все родители хотят, чтобы их дети в семье жили счастливо и мирно. Никто не стремится держать ребенка в страхе, воспитывать его забитым, безответственным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают эти и другие нежелательные черты характера, но не имеют, ни веры в свои силы, ни уважения к себе и окружающим. Мы хотим, чтобы наши дети были вежливы, а они грубят. Мы хотим, чтобы они были аккуратными, а они вечно чем-то перепачканы. Мы хотим, чтобы они верили в себя, а они нервозны и беспокойны.

«Счастье дается только знающим» - эти слова Бунина в полной мере можно отнести к родителям. Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат в семье.

В целях профилактики этих положений воспитатель должен работать в следующих направлениях:

информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка;

трансляция родителям положительного образа ребенка;

работа по коррекции детско-родительских отношений.

Жестокое обращение с детьми.

Жестокое обращение с детьми определяется как любой вид насилия, который применяется к детям самими родителями (или лицами, их заменяющими, а также по вине или недосмотру родителей.

Формы жестокого обращения с детьми.

Различают в основном четыре формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

2. Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.

3. Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

Открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

Угрозы в его адрес в словесной форме;

Замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

Ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;

Однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

Отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды,

Жилья, образования, медицинской помощи;

Отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, например, вследствие болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости

Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

Неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;

Присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;

Безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;

Статус беженцев, вынужденных переселенцев;

Низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;

Нежеланный ребенок;

Умственные или физические недостатки ребенка;

«трудный» ребенок.

Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:

Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса.

К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

Наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны

подтвердить опасения:

В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;

На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;

Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? - Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:

Предположение подтверждается (не подтверждается);

Решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка. Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.

Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдерджки и взаимопроникновения в интересы друг друга.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.

Характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:

Признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;

Индивидуальный подход, т. е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;

Использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;

Определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Используемая литература:

3. Конвенция ООН о правах ребенка.

5. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями на 20 июля 2000 года).

Организация: ГБДОУ№75 Красносельского района

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Санкт-Петербург

В современном обществе проблема детско-родительских отношений и соблюдения прав ребенка в семье как одного из основных факторов психофизического благополучия детей приобретает особую актуальность. Данный вопрос является одним из приоритетных направлений государственной политики сохранения здоровья нации.

Проблемами семейного воспитания занимаются многие ученые и практики нашей страны. Особый вклад в изучение данного вопроса внесли работы Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захарова, 1986; А.Я. Варга, 1983; А.И. Спиваковской, 1988; Т.В. Архиреевой, 1989; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980. В их исследованиях затрагиваются различные области детско-родительских отношений. Одним из направлений изучения ученых являются права ребенка в семье.

Несмотря на это, воспитатели ДОУ не всегда уделяют должное внимание профилактике нарушений прав ребенка в семье. По данным статистики 84% родителей понимают необходимость соблюдения прав ребенка, но 74% из них регулярно их нарушают, используя в процессе воспитания физические наказания, словесные унижения и другие действия, противоречащие декларации прав ребенка.

Таким образом, возникают противоречия между теоретическими знаниями родителей прав ребенка и неумением выстроить систему семейного воспитания, не нарушая их.

Детско-родительские отношения широко изучались в разные времена. Современные ученые в своих исследованиях также часто обращаются к данному вопросу. Изучив ряд литературных источников, мы увидели, что в них недостаточно подробно рассматривается взаимосвязь между стилем воспитанием и соблюдением прав ребенка в семье.

Современные родители прекрасно понимают, какой вред наносит унижение достоинства ребенку. Прежде всего, это психологическая травма. То есть, родители знают о последствиях, которыми чреваты для психики ребенка унижения его достоинства, но менять свой стиль воспитания не пытаются. Большинство родителей допускают возможность применения телесных наказаний постоянно или в отдельных случаях.

Лишь малая часть полностью отвергает телесные и другие виды унижения достоинства. Такие родители в процессе воспитания отдают предпочтение разъяснению, которое основывается на взаимном уважении. Таким образом, нарушение прав ребенка в семье очень распространенное явление. Но почему это происходит. Психологи в ходе проведения исследований выявили несколько причин данного явления. Во-первых, с такими родителями в детстве поступали аналогично. Во-вторых, других методов воздействия в своем арсенале они не имеют. И, в-третьих, такое поведение многие из них не считают травмирующим для психики ребенка.

Постоянные предупреждения, приказания, нотации, угрозы, обзывания - все эти формы говорят об отношении к ребенку только лишь как к объекту воспитания. К методам субъективного отношения относятся доброжелательная критика, утешение, советы, выражение обиды, обращение, указания в шутку. Такие формы регулирования отношений необходимо рекомендовать родителям.

Изучая данные статистки, также многочисленные исследования ученых показывают, что ребята, чьи права в семье постоянно нарушаются, часто испытывают некоторые сложности в адаптации. Они учатся с трудом, не организованны, неуравновешенны, агрессивны. Для таких детей характерны быстрые смены настроения, неуверенность в себе, наличие проблем во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Наиболее часто нарушение прав детей наблюдается в семьях, которые живут в тесноте. Излишняя скученность в семье лежит в основе большой нервозности у всех ее членов.

Низкий уровень доходов сказывается на реализации права ребенка на получение образования и развитии индивидуальных его способностей. К подобным результатам приводит также невысокий образовательный статус его родителей. При отсутствии отца, как источника уверенности и авторитета, создает все условия для формирования у ребенка таких черт характера как агрессивность в отношении взрослых, асоциальность, недисциплинированность. А это, в последствие, может провоцировать ответное поведение матери, которая не справляется с ребенком.

Также невысокий интеллектуальный уровень снижается при росте числа детей в семье. Хотя члены многодетных семей обычно внимательнее относятся друг к другу, сплоченнее и заметнее ориентированы на базовые семейные ценности, но при этом, отношение родителей к своим детям становится достаточно однообразным. Они мало учитывают индивидуальные потребности детей и различия между ними. Многодетные родители достаточно редко помогают детям преодолеть трудности в обучении.

Таким семьям требуется профессиональная помощь. Работники детского сада должны проводить просветительскую, профилактическую и коррекционную работу с такими семьями. Это необходимо, так как здесь речь идет о психическом здоровье ребенка, его успешной социализации и вообще его будущем.

При работе с родителями можно использовать различные методы. Среди них наиболее распространенным методом является беседа. Но не менее эффективными являются совместные праздники и игры родителей и детей, ВКН, «Поле Чудес», педагогические ситуации и тренинги. Они помогают родителям понять своих детей и скорректировать свои отношения с ними.

Таким образом, изучение литературных источников показало, что проблема нарушения прав ребенка в семье актуальны. Хотя инструментарий для профилактики и коррекции детско-родительских отношений разнообразен, но на практике мало применяется. Поэтому считаем, что проведение практического исследования по данной теме будет актуальным и иметь большую практическую значимость.

Литература по правовому образованию дошкольников (Документы)

  1. Конвенция ООН о защите прав человека и основных свобод.
  2. Семейный кодекс РФ.
  3. Закон РФ «Об образовании».
  4. Закон РФ «О защите прав ребенка».
  5. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
  6. Конституция РФ.
  7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  8. Областной закон «О защите прав ребенка».
  9. О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, В.И. Золотухина О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ.
  10. Т. Доронова Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье /Дошкольное воспитание, №8 – 2001.
  11. Т. Доронова О взаимодействии ДОУ с семьей /Дошкольное воспитание, №3 – 2000.
  12. О. Борисова Правовое образование дошкольников /Ребенок в детском саду, №4 – 2002
  13. О. Петрова Практикум по правовому воспитанию / Ребенок в детском саду, №4 – 2002
  14. С.С. Агешкова Золотой ключик или от чего надо защищать детей / Дошкольное воспитание, №6 – 2001
  15. В.Э. Бауэр Организационно-правовая и педагогическая деятельность центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори М., 2002.

Выбирая дошкольное учреждение для своего ребенка мы, родители, в первую очередь обращаем внимание на состояние групп в детском саду, наличие хорошо оборудованных детских площадок, музыкального и спортивного зала, кабинета медсестры. Но для всестороннего развития ребенка и комфортного пребывания в детском саду большее значение имеет не все это, а персонал, помогающий ребенку взрослеть…

Когда-то в одной из тем на достаточно популярном портале я увидела комментарий от заведующей детским садом. Его суть сводилась к тому, что сначала родители буквально падают в ноги, просят ребенка принять в детский сад, а потом, они же, вставляют палки в колеса персоналу учреждения, организовывают многочисленные проверки и донимают жалобами в Департамент образования. Откровенно говоря, стало очень неприятно.

Не потому, что положив руку на сердце, можно сказать, действительно есть такие родители, которых хлебом не корми, а предоставь им возможность удовлетворить свои амбиции - решить для себя и доказать другим, что воспитатель, его помощник, методист и заведующая – это просто «обслуживающий персонал». Их задача – развлекать и воспитывать ребенка, а родителей – все это контролировать, приходить в качестве ревизора и выносить свой вердикт. Если фраза заведующей была сказано в отношении именно таких родителей, это можно пережить. В конце концов, чего не скажешь сгоряча, да еще на форуме, где тебя никто не знает. А если нет?

Если эта фраза адресована всем нам, родителям? Если руководитель детского сада действительно уверен, что раз вас приняли в дошкольное учреждение, вы должны быть благодарны до второго пришествия и молчать, что бы ни случилось и что бы ни произошло? Если права ребенка в саду – это фантастика, а вот обязанности – закон? Как быть в этом случае? Что можно предпринять?

Фабула: откровенно о главном

Я была по обе стороны дверей дошкольного учреждения. В качестве педагога, работающего с детьми и в качестве родителя. Сегодня я пишу статью с позиции последнего. И надеюсь, что прочитают ее те родители, которым действительно нужна помощь, которые уважают педагога и заботятся о моральном комфорте своих детей в равной степени. Ведь только так можно вырастить всесторонне развитую личность, уверенную в своих силах и умеющую взаимодействовать в обществе.

Эта статья ни в коей мере не имеет отношения к работникам детского сада, которые свято чтут Конвенцию о правах ребенка и закон России об образовании, любят свою работу и добросовестно ее выполняют. Таким коллегам мне хочется сказать самые теплые слова благодарности и признательности за их труд, за каждый день ребенка в саду, который они превращают в сказку. Да здравствует педагог! Слава его труду!

Ложка дегтя, или немного о комфорте ребенка

К глубокому сожалению родителей, в детском саду, как и в любом другом образовательном учреждении, ребенок может столкнуться с одной из форм проявления насилия – физического, эмоционального, психологического. В силу возраста ребенка все это воспринимается им очень близко к сердцу, порождает страхи и формирует комплексы. С последними, возможно, ему придется бороться всю жизнь и это горько.

Потому так важно родителям детей внимательно наблюдать за всем тем, что происходит за закрытыми дверьми детского сада. Наблюдать и вовремя принимать меры. Для этого нужно не контролировать педагога, стремясь сделать его бесправным и угодным детям и себе (это вопиющая ошибка, крайность!). А разговаривать со своим ребенком, адекватно реагировать на его поведение и при необходимости на советы педагога по коррекции.

А вот если ребенок рассказывает вещи, от которых у вас поднимается давление, учащается пульс и заходится сердце, или вы сами стали свидетелем неприглядной картины (не обязательно с участием вашего ребенка) именно вы должны вмешаться и изменить ситуацию. Помните, закон на вашей стороне!

Буква закона. Права ребенка в дошкольном учреждении

Пребывание детей в детском саду регулируется несколькими документами, главные из них – Конвенция о правах ребенка и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» . Что это за законы?

Так, Федеральный закон утверждает, что в качестве одной из целей политики государства является защита ребенка от факторов, отрицательно сказывающихся на его физическом, интеллектуальном, психическом, нравственном и духовном развитии. Другими словами, если вашего ребенка в детском саду обижают или к нему предвзятое отношение, это не только ваша проблема, но и всего государства. Вы имеете полное право требовать содействия в решении проблемы всех органов государственной власти, имеющих отношение к сфере образования.

Схема «не выносите сор из избы» популяризуемая сегодня нерадивыми работниками детского сада здесь не работает, более того, она является потенциально опасной. Например, если вы во время прогулки группы на территории детского сада увидели, что один ребенок самостоятельно вышел за ограду учреждения и идет в сторону проезжей части. Гражданская позиция законопослушного человека не заканчивается возвращением ребенка в сад и укоризненным качанием головы в сторону воспитателя. Вы обязаны, да, обязаны (!) сообщить о произошедшем, как минимум, заведующей дошкольным учреждением. Помните, на месте того ребенка мог быть ваш собственный, а вокруг никого… кроме несущихся на предельной скорости машин.

Конвенция о правах ребенка добавляет к вышесказанному защиту детей от эмоционального насилия. Сюда относятся не только поступки педагога, но и его слова и даже манера говорить. Повышение голоса воспитателем при работе с детьми, едкие замечания в адрес ребенка и его родителей, близких, постоянная критика, угрозы и их применение, намеренная изоляция ребенка в саду, лишение его права на прогулку, участие в детском празднике и т.п. Все это – нарушение закона!

Как быть, если вы подозреваете, но не уверены в нарушении прав ребенка?

Если вы собираете утром в сад здорового улыбчивого ребенка, а забираете домой молчаливого и угрюмого, это повод задуматься. Хорошо, если ребенок говорит и может рассказать о своих проблемах, а если нет? Как узнать наверняка, происходит ли в саду что-то из ряда вон выходящее или налицо тяжелая адаптация сына иди дочери к детскому саду?

Идеальным выходом из ситуации будет наблюдение за тем, как проходят прогулки в детском саду. Естественно, лучше всего делать это незаметно для глаз воспитателя и своего ребенка. Попросите оценить атмосферу прогулок добрую подругу или знакомую, доверенное лицо семьи или сделайте это сами. На что обращать внимание?

Как воспитатель общается со своими воспитанниками – вежливо и корректно, практически на равных или используя при этом повышение голоса? Воспитатель всю прогулку находится в окружении детей и присматривает за ними или отвлекается на разговоры с коллегами? Он организовывает игры с участием детей или предоставляет им возможность самим себя развлекать? Как в целом ведут себя дети: тихо сидят, или проявляют по отношению друг к другу агрессию?

Обратите внимание, что последний вопрос едва ли не самый важный. Ответив на него, вы можете сделать далеко идущие выводы. Например, если дети проявляют агрессию, а воспитатель не корректирует такое поведение или делает это в недостаточной мере, это чревато возникновением драк и может говорить о том, что дети копируют поведение взрослого. Агрессия идет или с семьи, или с детского сада.

Если же дети на прогулке сидят словно мыши, мало общаются между собой или вовсе не взаимодействуют, это может указывать на то, что их ругают за шумные и активные игры, одергивают, если ребенок проявляет лидерские качества. Все это – серьезная пища для размышлений, повод для дальнейшего наблюдения и разговора по душам с воспитателем.

Во второй части статьи на конкретных жизненных примерах мы расскажем, как бороться с нарушением прав ребенка в детском саду

Согласно декларации прав ребёнка, дата выхода которой - 1959 год, каждый из детей наделён списком определенных прав. Почему мы сейчас поднимаем данный вопрос? Нарушение прав детей в современном мире - тема весьма и весьма актуальная. О печальных и порой страшных случаях обращения взрослых с детьми мы то и дело получаем информацию со всех сторон - из газет, интернета, включив телевизор. И речь идет отнюдь не только о странах третьего мира - в любом "цивилизованном" государстве с детьми творятся несправедливые и часто трагические вещи. К сожалению, наша страна - далеко не исключение.

Ни умственно, ни физически несовершеннолетний ребёнок никак не может относиться к зрелым разумным людям. Он нуждается во всесторонней заботе и охране. Обязанность соблюдать его права в рамках семьи возлагается на родителей. Всем списком их человек обзаводится непосредственно по факту рождения, и нарушение прав ребенка в мире чревато ответственностью, определенной законодательством любой страны.

О каких правах речь?

К основным из них относятся право жить и воспитываться в своей собственной семье, иметь фамилию, имя, отчество, общаться с родственниками, свободно выражать собственное мнение. Несовершеннолетний обладает правом на защиту и материальное обеспечение. Содержать ребенка входит в обязанности любого из родителей. Его же долг - дать сыну или дочери общее образование.

Ответственность родителей, предусмотренная за поведение несовершеннолетнего, включает его возможные противоправные действия. Таким образом, каждому из родителей есть смысл позаботиться об установлении с собственным ребенком нормальных доверительных отношений, позволяющих должным образом его воспитать и сформировать как личность.

Обязанности взрослых

Обстановка, царящая в семье, зависит целиком и полностью от взрослых ее членов - родителей. В нормальных семьях само собой разумеется, что папа и мама интересуются детской жизнью, участвуют во взрослении малыша, принимают его друзей. Свободное время, которое родитель может уделить сыну или дочери, - необходимая составляющая того, что каждый из нас обязан дать своему ребенку.

Забота о малыше в период его взросления, естественно, подразумевается само собой. Речь идет не только о нормальном питании, обеспечении одеждой и необходимыми принадлежностями. Дело родителей - общаться с малышом и участвовать в решении его проблем.

Самое же главное, что должны четко понимать все отцы и матери: недопустимо наличие какого-либо насилия (ни физического, ни психологического) по отношению к несовершеннолетнему. Это - прямое нарушение прав ребенка. И потому любому родителю предстоит запастись немалой долей терпения и ясными представлениями о том, что от него и лишь от него зависит, каким вырастет дочка или сын и как будет вступать во взрослую жизнь.

Права ребёнка в подробностях

Защита детей - прямая обязанность каждого родителя. В нашей стране данной теме посвящено несколько законодательных документов, относящихся к разным уровням. Основные из них - Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребенка. Кроме того, существует ряд федеральных законов и государственных кодексов. Касательно рамок семейных и общественных отношений права детей наиболее подробно прописаны на страницах Семейного кодекса, а также в ФЗ номер 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".

Законодательством зафиксировано, что понятие "ребёнок" подразумевает гражданина, не достигшего 18-летнего возраста. И далее мы подробнее коснемся тех прав, которые даны именно несовершеннолетним.

Право жить и воспитываться в семье

54-я статья ГК РФ утверждает право всех несовершеннолетних граждан на жизнь в семейном кругу с соответствующим воспитанием. Прямой вывод из этого положения: к нормальному большинству случаев относится проживание несовершеннолетнего гражданина вместе с собственными родителями в условиях опеки и необходимой заботы. В качестве исключения можно рассмотреть лишь случаи, когда реализация подобного условия ведет к нарушению детских интересов или создает здоровью и жизни ребенка угрозу.

При отсутствии родителей либо лишении их данного статуса (в связи с рядом причин) несовершеннолетний пользуется правом на проживание с воспитанием либо в специальном учреждении, либо в приемной семье. Последний вариант является приоритетным. Детский дом в качестве места обитания ребенка рассматривается в последнюю очередь - при отсутствии альтернативных решений.

Право на Ф. И. О.

Иметь документально закрепленные фамилию, имя и отчество также относится к правам ребенка. Согласно закону, выбирают имя ему родители, а фамилия соответствует таковой любого из них. Отчеством же ребёнок наделяется согласно имени отца. Возможны варианты, связанные с традициями различных регионов.

Если же достичь договоренности с определением Ф. И. О. новорождённого родителям не удаётся, к ситуации имеют право подключиться органы опеки. Когда официальный отец отсутствует, выбором имени малышу занимается мать, она же даёт ребёнку и собственную фамилию. Изменить Ф. И. О. ребёнка возможно по согласованию с родителями после того, как он достигнет четырнадцатилетнего возраста.

Право на родственное общение

Каждый ребенок имеет право на общение с родными. Данный момент специально отмечен в той же 54-й статье Семейного кодекса. Если мать с отцом проживают раздельно, степень прав на общение с каждым из них у ребенка одинакова. Нельзя ограничивать его и во взаимодействии с прочими родственниками. Контактировать с родителями несовершеннолетний может, даже находясь в заключении по решению суда.

Право иметь и выражать собственное мнение

Регламентирует в этом случае нарушение прав ребенка статья 57-я СК. Несовершеннолетний может свободно высказываться по всем вопросам, затрагивающим его интересы. Форма выражения собственного мнения при этом не важна. В случае судебного разбирательства представитель закона обязан выслушать ребенка и принять во внимание его пожелания.

Позиция его учитывается по закону по достижении возраста 10 лет. Это касается вопросов замены фамилии, имени, отчества, восстановления родителей в правах, назначения опекуна или при процедуре усыновления, а также других моментах юридического характера.

Право быть защищенным

Необходимость обязательной защиты детских интересов отражена 56-й статьей СК РФ. Говоря о семейном круге, подразумевается, что в роли таких защитников выступают родители либо опекуны. Обязанность абсолютно любого человека, получившего информацию об ущемлении интересов или прав ребёнка (не говоря уже об угрозе здоровью и жизни) - уведомить соответствующие органы. Чаще всего этим занимаются учителя, медперсонал и все прочие, кто имеет постоянный контакт с детьми по роду деятельности.

За несовершеннолетним закреплена также возможность и самостоятельного обращения в органы опеки с целью защиты и получения нужной информации. Достигнув 14-летнего возраста, ребенок имеет право подачи судебного заявления.

Право доходов и материального обеспечения

У ребенка могут быть личные доходы, которые он имеет возможность использовать. Ему положены средства, нужные для нормальной жизнедеятельности. Речь идет об одежде, пище, наборе необходимых материальных ценностей, без которых невозможны нормальная жизнь, рост и образование.

80-я статья СК РФ возлагает содержание ребенка на его родителей. Если семья распалась, и кому-то из родителей пришлось выплачивать алименты, они должны тратиться целенаправленно на обеспечение детских интересов. То же самое относится ко всем видам пенсий и социальных выплат, права на которые у детей возникают в ряде случаев.

К собственным доходам несовершеннолетнего по закону относятся деньги и прочие ценности, заработанные им самостоятельно, унаследованные либо полученные как подарок. Права детей распространяются на имущество семьи, но родители не могут по закону распоряжаться вещами детей. Взаимное пользование общим имуществом старших и младших членов семьи возможно лишь по обоюдному соглашению.

Ответственность по закону

Какая ответственность за нарушение прав ребенка закреплена в Российской Федерации законодательно? Степень ее зависит от тяжести правонарушения и может состоять в предупреждении, штрафе или аресте. Данные меры применяются в случае нарушения детских прав в части воспитания, содержания, защиты интересов или ограничения в общении.

За какие нарушения прав ребенка наказывает Уголовный кодекс? Его статьи затрагивают более серьезные ситуации, касающиеся вовлечения ребенка взрослым лицом в преступную деятельность. А срок будет еще более увеличен, если речь идет о родителе или воспитателе несовершеннолетнего. Аналогичные меры предусмотрены за вовлечение детей в употребление спиртных напитков или наркотических средств, образ жизни, связанный с попрошайничеством и бродяжничеством.

В 156-й статье Уголовного кодекса прописано наказание в виде тюремного заключения сроком до 3-х лет в случае жестокого обращения родителей с детьми. Это же касается воспитателей и прочих взрослых, имеющих к детям отношение.

Примеры нарушения прав ребенка

Итак, до сих пор мы говорили о том, что и так ясно - несовершеннолетнего можно назвать точно таким же полноправным членом общества, как и любого из взрослых. В то же время ребёнок зачастую находится в ущемленном положении в связи с тем, что часто не в состоянии заявить о нарушении собственных прав в нужные органы, и даже подростки, владеющие хоть каким-то минимумом юридической информации, часто недостаточно хорошо осведомлены о собственных правах или просто не знают, куда обратиться.

К тому же в большинстве случаев дети боятся наказания со стороны взрослых. В итоге примеры нарушения прав ребенка в нашей стране (и не только в нашей) растут и множатся.

Каким же образом права ребенка нарушаются чаще всего? Ситуаций таких - пруд пруди, и возникают они в жизни, как ни жаль, с завидной регулярностью. Нарушение родителями прав ребенка, как ни странно, составляет их львиную долю. Наказаниям за большинство провинностей малыши подвергаются практически в любой семье. Но это еще полбеды. Множество детей вынуждены терпеть оскорбления, прямую агрессию со стороны взрослых или даже побои.

В определенном типе семей родители считают такое отношение само собой разумеющимся и классифицируют как воспитание. Но на самом деле данное поведение - ярчайший пример насилия по отношению к беззащитному ребёнку. Самое ужасное, что львиная доля всех нарушений детских прав встречается именно в семье, которая, казалось бы, должна стать оплотом безопасности и надежной защиты для любого малыша.

Не только в маргинальных, но и во внешне благополучных ячейках общества взрослые члены их зачастую не задумываются о том, что происходит самое настоящее ущемление детской личности. А в это время дети страдают и не могут никак повлиять на ситуацию. Причина подобного поведения взрослых - выросшие в собственной семье в атмосфере оскорблений и насилия люди даже не предполагают наличия какого-либо иного, более гуманного стиля общения.

Проблемы и последствия

В то же время любой отец или мать, усмотрев нарушение прав и интересов ребенка в учебном учреждении (в школе, детском саду), грудью встанет на его защиту. Санкциям будут подвергнуты воспитатели и учителя за любые агрессивные действия, порой даже за повышенный тон голоса, не говоря уже о попытках телесных наказаний.

Между тем моменты физического насилия сказывается на детях самым отрицательным образом. Такое нарушение прав ребенка чревато ухудшением в физическом состоянии здоровья вплоть до развития тяжелых заболеваний. Но еще хуже психологическое воздействие, которое ведет к искажению личности и формированию у подрастающего человека неправильных и несправедливых представлений об окружающем мире и отношениях в нём.

Такие дети всегда со сниженной самооценкой, замкнутые, чувствуют себя неуверенно и вступают во взрослую жизнь совершенно неподготовленными к построению нормальных отношений с другими. Помимо агрессивного поведения, часть взрослых страдает и другими замашками - ребёнка порой незаконно ограничивают в его свободе, иногда ломают и портят его личные вещи, в качестве наказания лишают еды и даже воды. Имеет место и нарушение прав ребенка на образование в разных его формах. А порой за закрытыми дверями квартир и домов творятся поистине ужасные вещи.

Нарушение прав ребенка - что можно предпринять?

Каждый имеет право на обращение за собственной защитой в соответствующие органы. Но заявление о нарушении прав ребенка подают лишь единицы, и чаще всего безнаказанность в семье продолжает процветать. Связано это со всеобщей юридической безграмотностью, когда информация о правах детей подается весьма скупыми порциями или вовсе замалчивается.

В большинстве случаев данные о творящемся в семьях насилии (физическом либо психологического характера) попадают в поле зрения правоохранительных органов случайно - когда выявляются вопиющие случаи нарушения прав ребенка. Чаще всего сигнализируют о том, что происходит в проблемных семьях, учителя и социальные работники, реже соседи или друзья детей.

Когда же информация всё же выходит наружу, доказать нарушение прав ребенка в семье порой бывает очень и очень нелегко - если только речь не идет об открытой агрессии с побоями и следами телесных повреждений. В подобных случаях меры административной либо уголовной ответственности принимаются достаточно оперативно, что позволяет улучшить жизнь конкретно взятого ребенка.

Взрослые! Не будьте равнодушны к тем, кто живет рядом с вами! Если вы обладаете любой информацией о творящемся рядом с вами насилии - не проходите безучастно мимо! Помните о том, что нет чужих детей, и на месте малыша, которого сейчас обижают жестокие взрослые, мог бы оказаться ваш собственный ребенок.

Если вам довелось стать свидетелем жестокого обращения взрослых с детьми, не пытайтесь отгородиться от ситуации. Долг любого из нас - в подобных случаях как можно быстрее сообщить об увиденном в органы опеки или в правоохранительные структуры. Завтра может быть поздно!