Первый год жизни начинаем играть с ребенком для его развития. Что делать, если вы не умеете играть со своим ребенком Ролевая речь и игра со сверстниками

Игра – это серьезное дело способствующая успешному развитию органов чувств у ребенка.
Здравствуйте, дорогие мамочки!
Вот вы и ваш малыш уже пришли в себя после родов. Ухаживать за маленьким крохой, кормить его, вроде бы научились. А как играть с ребенком? Это бывает непросто даже для мам уже имеющих детей, что тогда говорить о тех, кто впервые стал мамой.
“По-женски” постарается вам помочь.
Первый год первые игрушки Мир глазами новорожденного пестр и ярок
Для младенцев в современном мире каких только нет игрушек! И все такие яркие, красивые, забавные!

Играя с ребенком, как вы, наверное уже заметили, привлекает все яркое! Крохам нравятся игрушки красного, оранжевого, ярко желтого цвета. Однако они еще не могут долго смотреть на предмет, глазки через некоторое время начинают мутнеть и взгляд блуждает.
Ребенок еще не может отчетливо различать предметы. Не надо ему показывать слонов следить за игрушкой

Как играя с ребенком научить его сосредотачиваться и различать цвета

Игрушка на палочке

Малыша нужно учить умению сосредоточиться. Вы заметили, что днем, при ярком солнышке малютке нравиться следить за игрушками синего, фиолетового или зеленого цвета. А вечером или когда на улице пасмурно, за красным или желтым.
Малышу еще только предстоит научиться различать цвета, а потом у него и любимые появятся.
Положите кроху на спинку, а рядом, на расстояние 60-70 см от его глазок поместите игрушку. Самый идеальный вариант будет прикрепить игрушку на палочку. Как только ребенок увидит и зафиксирует свой взгляд на игрушке, вы постепенно начинайте двигать ею: вверх, вниз, вправо, влево. Двигайте игрушкой на расстоянии 20-30 см от личика. На 5-6 день малыш уже научится следить за игрушкой, при условии, что вы регулярно будете с ним играть.

Изучаем цвет и звуки

Когда играете с ребенком, стараетесь привлечь его внимание, а он не как не хочет следить за игрушкой. Что делать? Что предпринять?
Главное терпение! Попробуйте привлечь внимание малыша звуком. К примеру, колокольчиком! Возьмите в руки колокольчик, и не показывая лица на вытянутой руке, позвоните колокольчиком. Ребенок начнет искать глазами.. Вот видите! Вот так кроха и научится следить за предметом, издающим звук. И он будет сразу же искать глазками игрушку, как только услышит знакомую трель.
Но есть одна “заковыка”. Ребеночек быстро привыкает к одному и тому же звуку, и теряет интерес. Придётся вам менять “ассортимент”! Для этой цели есть масса музыкальных игрушек.
Наблюдая за ребенком, вы замечаете, что он, широко раскрывая глазки, тянется к новым игрушкам. Прекрасно! Обратите внимание, какого цвета игрушки больше внимания привлекают у крохи? При виде каких игрушек он начинает активно двигать ручками и ножками?

Общение в движении

Эмоционально-личностное общение с ребенком происходит до трех месяцев.
Многие педиатры, да и не только рекомендую постоянное общение с ребенком, когда делаете массаж малышу, во время кормления, во время водных процедур, читайте так же как , всегда разговаривайте с ним и конечно же, играйте!
Когда ребенок играет, он двигает ручками и ножками. А это естественным образом помогает его общему развитию.

Помогаем ребенку разжать пальчики

Подвешайте над кроваткой игрушку, так чтобы малыш ручками мог до нее дотянуться.
Примерно до двух месяцев пальчики малыша сжаты в кулачки. Насильно их не надо разжимать. Чтобы помочь малышу разжать пальчики поиграйте с ним.

  • Поглаживайте тыльные стороны детских ладошек. Кулачки рефлекторно разожмутся и выпустят пальчики. Вы в этот момент можете положить ему в ручку игрушку. Можете сказать при этом: “Какая красивая игрушка! А как звенит! Вот так, мой славный!” Пройдет немного времени и кроха сам возьмет в свои ручки погремушку.
  • Возьмите малыша за ручку и удерживайте ее, второй рукой мягко проводите по ладони снизу вверх, как будто бы гладите котенка, при этом, пытаясь раскрыть все пальчики крохи. Вы должны быть терпеливы и очень осторожны.
  • Ладошка малыша раскрылась, пошлепайте ей, поиграйте в ладушки. Это поможет активировать двигательные ощущения ребенка.

Ребенок научился держать головку. Прекрасно! Положите малыша на животик, поставьте перед ним большую яркую игрушку: кошечку, собачку, енота, слоника…

Малыш сосредоточил внимание на игрушке к примеру, собачке. Переместите игрушку со словами: “Ой! Собачка от нас убежала! Где же она?” Ребенок ищет глазами собачку, затем поворачивает головку, а затем и туловище разворачивает.
Поставьте собачку так, чтобы ребенок мог до нее дотянуться ручками. Позовите: ” Иди, иди сюда, солнышко!” Малыш попытается взять в ручки игрушку. А вы слегка потяните за игрушку, тем самым вызовете у крохи мышечное усилие. При этом разговаривайте с ребенком.

Перед началом игры, помассируйте ручки ребенка. , поможет лучше работать пальчиками, а также удерживать игрушку.

Подвесные игрушки для ребенка

Ребенок растет, развивается, круг его умений расширяется. Малыш уже ручками сам дотягивается до игрушек. Теперь ему можно игрушки-гирлянды подвесить в два уровня. Одну гирлянду с погремушками можно прикрепить на высоте 60-70 см от груди ребенка, а вторую на расстоянии 10 см от животика. Малыш видит верхнюю гирлянду, тянется к ней, но задевает нижнюю. Сначала он не понимает: где и что звенит. Затем вновь тянется к погремушкам, задевает их, звук повторяется. ребенок понимает, что все движется и гремит в результате его движений, и он уже осознанно и целенаправленно тянется к игрушкам.

Счастье – это понимание

При любом взаимодействии с вами, и чаще всего в процессе игр, у малыша появляется потребность разговаривать. И небеда, что пока это лишь отдельные звуки!
Малыш бодрствует, разговаривайте с ним, пойте песни. Ребенок прислушивается к вашему голосу, следит за выражением вашего лица и успокаивается. Это так здорово! Он готов говорить с вами. Он, копируя интонацию вашего голоса, издает свои звуки: “Гы… кхы… ыыы.. а-а-а”. Ребенок активно двигает ножками, ручками. Всем своим видом он приглашает вас к общению. Малыш радуется, когда вы наклоняетесь над ним и произносите нежные слова. И он просто сияет от счастья: его любят, его понимают. С каждым днем движения ребенка становятся более активными и скоординированными. Малыш учится захватывать предметы, согласовывать движения глаз и рук. Он растет!

Разные формы игр с ребенком


Какой бы предмет не находился у вас в руках, у малыша он вызывает интерес.
О любом новом предмете рассказывайте ребенку: “Посмотри, солнышко, какая красивая кошечка! Или, смотри – коробочка, и в ней что-то лежит! Давай посмотрим!”

Все предметы, которые открываются, у ребенка вызывают восторг. Их же, можно открывать и закрывать!
Когда малыш подрастет, можно вместе с ним строить, используя конструктор дома, башни, гаражи. Научившись ползать, малыш будет брать все предметы, которые ему попадутся на пути.

Полезны игры, когда ребенок “отзеркаливает” ваши движения. Вы жмуритесь, он тоже, высовываете язык – он повторяет! Это здорово! Это прекрасно! Игры подобные очень полезны.

До года вы должны обучить ребенка цветоразличению. Если вы будете постоянно называть цвета, то малыш их запомнит.
Гуляя по улице вы можете говорить: “Посмотри какое небо голубое! А травка – зеленая!” Играя с ребенком можно тоже просить подать “красный кубик” или “серую мышку”. Одевая ребенка можно озвучивать цвет одежды: “Синие брючки”, “зеленая кофточка”, “красная шапочка”…

У малыша, как и у взрослого, могут быть свои цветовые предпочтения. Подавая две игрушки разного цвета, он выберет любимый цвет.
Каждое ваше словестное обращение к ребенку, должно пробуждать малыша на ответные действия. “Кушать будем?”, “Гулять пойдем?” Повторяйте это постоянно и ребенок будет выполнять ваши действия.
Ваша речь с ребенком должна быть правильной и служить эталоном для ребенка. Он же рано или поздно заговорит, подражая вам.
Желаем Вам успехов в развитии!

Посмотрите еще

Вы скажете полуторагодовалому ребенку «иди на кухню и поешь что-нибудь»? Или двухлетке - «иди, погуляй где-нибудь на улице»? Почему же мы предлагаем малышу «пойти поиграть» самому, ведь игра - это не врожденная способность!

Давайте разберемся, почему ваш ребенок не играет, а главное - почему у вас не получается с ним играть.

  • Домашний магазин игрушек
  • Родитель - диктатор игры
  • Родитель вне игры
  • Учеба вместо игры
  • Игра через силу

Первый партнер малыша по играм - это мама. Но все больше молодых родителей ограничиваются «функцией присмотра»: накормить, выгулять, переодеть… Между тем, поиграть с ребенком не менее важно, чем организовать правильное меню. Еще 20-25 лет назад для молодых мам это не было проблемой: детство они проводили в играх - сперва с родителями, потом в детском саду с воспитателями, потом со сверстниками, потом с малышами… Так игра в «дочки-матери» или в «войну» оканчивалась в 12-13 лет, когда вырастали младшие братья и сестры. К моменту появления собственных детей у них был накоплен серьезный опыт организации детских игр, который сегодня, к сожалению, замещен опытом общения с гаджетами.

«К сожалению», потому что ребенку от рождения до 3 лет по-прежнему нужна «живая» игра с живым партнером. Казалось бы, не велика премудрость, теоретически все мы готовы поиграть в кубики или в куклы. Но почему не играем? Возможно, дело в типичных ошибках?

Домашний магазин игрушек

Лучшая игрушка, как известно, - пустая картонная коробка. Именно она, преображенная фантазией ребенка, становится домом, кораблем, самолетом и всеми предметами мебели сразу.

Однако с возрастом мы в большинстве теряем чудесный дар воображения. Пестрые витрины игрушечных магазинов адресованы нам - взрослым с банковскими картами. Это мы хотим все это блестящее, нарядное, пушистое, лаковое и скупаем в утешение своему «внутреннему ребенку».

Между тем настоящий «внешний» ребенок оказывается погребен под ворохом игрушек, которые не оставляют места его воображению. Среди них есть те, что слишком сложны для него, например, кукольные домики с мебелью, или технические игрушки, заниматься с которыми можно только одним единственным правильным способом.

Решение проблемы: чем младше ребенок, тем проще должны быть его игрушки. Пара плюшевых игрушек, кукол, машинок и кубики - это все, что нужно малышу до трех лет. Недостающее он дополнит предметами обихода! Ребенку постарше покупайте только те игрушки, которые заинтересуют его, а не вас. Поверьте, он лучше разбирается в том, какой трансформер сегодня в тренде.

Родитель - диктатор игры

Даже годовалый малыш сам прекрасно придумывает себе игры. Ну кому не знакома «развеселая» игра «выброси игрушку из кровати и наблюдай, как мама ее ищет»? Разумеется, никто не учил ребенка этому развлечению, сам додумался!

Конечно, не нужно бросать ребенка на произвол судьбы, до трех лет ведущая роль в игре остается за взрослым. Но «ведущая» и «подавляющая» - разные вещи. Порой мама или папа жестко руководят игрой, устанавливая строгие правила, задавая цель и требуя результата. Между тем ребенок в игре пластичен: строящийся замок по ходу дела превращается в гараж, кукла - из принцессы в доктора или солдата, и так далее. Игра «строим замок для принцессы» быстро надоест ребенку, а кроме того, привыкнув к руководящей и направляющей роли мамы или папы, он не сможет затем играть самостоятельно!

Решение проблемы: не задавайте условия игры, задавайте наводящие вопросы! «Это мишка или принц? Это замок или гараж? Это бал или парад?» Импровизируйте в зависимости от ответов ребенка.

Родитель вне игры

Обратная ситуация - родитель, который полностью отдает ребенку инициативу, меняется с ним ролями. Порой мамы и папы буквально требуют от малыша развлекать их, причем еще и обижаются, если ему это не удается!

«Ну, во что мы будем играть? Как не знаешь? Ну, иди, подумай, пока не придумаешь, я буду читать/смотреть телевизор/готовить обед».

Ребенок понимает, что игра - это большая ответственность, причем в любой неудачной попытке развлечения он же еще и останется виноват! Лучше не играть, а сесть перед телевизором, тем более что маму это не раздражает…

Решение проблемы: сразу же приходите на помощь ребенку, как только в игре возникает заминка. Помните, что вы - «серый кардинал» совместной игры, и хотя играет ребенок, именно у вас должно быть в уме несколько перспективных идей для развития ситуации.

Учеба вместо игры

Порой, не зная как играть с ребенком, родитель предлагает совместное занятие, суть которого ему совершенно ясна. Почитать книжку, выучить цифры или пару иностранных слов. Почему бы не поиграть в шахматы, тем более что вы знаете правила и готовы объяснить их малышу? Или не сделать аппликацию из цветной бумаги?

В самих этих занятиях нет ничего плохого, кроме одного: родители подменяют ими произвольную игру. Не остается места для развития воображения, для обыгрывания социальных ролей, для проявления инициативы. Ребенок словно перешагивает через несколько ступеней, сразу оказываясь в положении первоклассника.

Решение проблемы: делу время, потехе час. Строго разграничьте в своем расписании развивающие занятия и игры и следите, чтобы первые не крали время у последних! Час игры в день - значит час, и не отступайте от этого правила.

Игра через силу

Возможно, дочитав до этого момента, вы тяжело вздохнете и поплететесь в детскую, уныло причитая: «Ну, доставай свои кубики, будем играть»…

Не нужно этого делать! Если вы устали, расстроены, заняты, не играйте через силу, ведь, в отличие от приготовления обеда или уборки, игра требует в первую очередь эмоционального участия. Отложите ее на более благоприятное время.

Другое дело, если вы вообще не умеете получать удовольствия от игры, даже когда у вас есть свободное время, вы бодры, веселы и здоровы.

Решение проблемы: постарайтесь приучить себя получать радость от игры. Если это у вас никак (ну никак!) не получается, подумайте, кто из домашних может заменить вас на этом поприще. Может, папа малыша - сам большой ребенок, готовый погрузиться в кубиковое строительство хотя бы по выходным? Может, бабушка готова нянчить не только внучку, но и ее куклу? Или озадачить этим няню? Или этим с удовольствием займется старший ребенок, если освободить его от части бытовых обязанностей?

Игра - первостепенная потребность ребенка, такая же важная, как сон и еда. Не оставляйте эту сторону детской жизни на произвол судьбы!

Всем известно, что в игре таятся большие педагогические возможности . Игра способна вызвать настолько сильное эмоциональное переживание, что даже взрослый человек может забыть и про свой возраст, и про своё положение. Чем же тогда является игра для детей в два, три или семь лет?

С окружающим миром детей знакомят поступки взрослых, которым они стараются подражать. И это желание, из-за отсутствия опыта, они осуществляют в игре. Дети не интересуются результатом своих действий, им важен сам процесс: скакать на коне, лететь в ракете, плыть на пароходе. В игре дети знакомятся с разнообразными свойствами предметов и явлений, связи между ними (взяли зонт, потому что идет дождь). Учатся самостоятельности, развивают память и воображение, физическую силу.

Родителям необходимо участвовать в играх своих детей, наблюдая за поведением ребёнка, взрослый учится понимать его проблемы и переживания. А взяв на себя роль в игре, вы показываете ему образец общения между людьми в различных ситуациях. Но для игры важна практика, ведь игра связана с интересами самих детей и доставляет им большое удовольствие, в этом и заключается её секрет. Поэтому играйте со своими детьми как можно чаще!

Существует множество умных, интересных и забавных игр, в которые можно играть прямо на ходу, и, конечно, эти игры сближают родителей с детьми и делают их общение более насыщенным и интересным.

Очень часто бывает, что дорога в детский сад и обратно занимает много времени. Что же вы делаете во время этой дороги? Наверное, думаете о своих делах или проблемах, а может быть, ругаете своего ребёнка за плохое поведение или грязную одежду. А бывает у вас такое, что дорога в детский сад или домой превращается в весёлую игру?

Чем же можно заняться во время пути? Прежде всего, просто поговорить . Говорить можно о чем угодно: о природе и природных явлениях (о красоте неба, облаков, а заодно разобраться, какие они: грозовые или кучевые), о строительстве домов (кто их строит и зачем), о транспорте и профессиях (зачем они нужны), обо в сём, что можно заметить вокруг. Но не спешите делать выводы за ребёнка, дайте ему возможность подумать и ответить на возникшие вопросы самому. Важным является само желание найти ответ на вопрос, каким бы фантастическим он ни был.

Повспоминайте по очереди с ребёнком: кто или что умеет плавать, летать, ходить, бегать. Что может быть деревянным или стеклянным, железным, пластмассовым, мягким или твёрдым, колючим или мягким, круглым.

Ещё на ходу можно учить стихи . Для этого можно носить с собой маленькую книгу со стихами (сейчас в продаже много «карманных» книжек). Можно найти много хороших стихов в интернете и журналах. Полезный навык запоминания информации на слух очень поможет вашему ребёнку в дальнейшем школьном обучении. По дороге можно играть во всевозможные словесные игры, отгадывать загадки, сочинять сказки, проговаривать скороговорки, фантазировать, тренировать внимание и наблюдательность.

Самое простое для тренировки внимания - это выбрать один любой цвет и называть все увиденные предметы, где он встречается. Например, синий, и перечисляете с ребёнком по очереди: синяя машина, синее небо, синий велосипед. Эта игра не только тренирует внимание и закрепляет знание цвета, но и учит детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Можно предложить ребёнку искать предметы, сделанные из определённого материала. Например: сегодня мы будем искать металлические предметы, а завтра деревянные (пластмассовые, стеклянные, каменные). А однажды, выходя из дома, скажите ребёнку таинственным голосом, что вы разведчики и вам нужно найти тётю с красной сумкой. Если вам встретится такая тётя, то задание выполнено, а если нет, то можно продолжить вечером или изменить задание разведчика.

Во время дороги можно заняться даже математикой . Придумывать разные весёлые задачки, ориентироваться в пространстве (ворона сидит на дереве, мужчина в машине, кошка под деревом). Предложите ребёнку сосчитать, сколько шагов надо сделать до детского сада, а для малышей до недалеко стоящей машины или дерева, сколько ступенек в подъезде. Идя по улице можно сравнивать предметы по величине, например: высокое дерево, низкий кустик, широкая дорога, узкая тропинка.

Ещё на ходу хорошо играть в разные словесные игры . Их огромное множество. Всем хорошо известна игра в «Города», по этому принципу поиграйте с ребёнком в игру «Слова», она учит не только выделять отдельные звуки, но и пополняет словарный запас вашего ребёнка. Также для развития словарного запаса можно поиграть в игру «Кто больше знает». По очереди с ребёнком вы перечисляете всех животных (птиц, мебель, одежду). Если ребёнок начинает легко справляться с заданием, можно ввести дополнительное правило, например: сегодня мы называем только домашних животных, пресноводных рыб, хищных птиц.

Такие игры подойдут не только для того чтобы дойти до детского сада и обратно. В них можно играть и в машине и в длинной очереди к врачу. Играя, вы общаетесь с детьми на их территории и можете сами многому у них научиться и научить своих детей. Ведь именно Вы родители главные воспитатели своих детей.

Для ребенка игра - самый радостный и комфортный способ узнать мир. Если ребенок умеет играть, если его радует собственная ловкость и вдохновляет победа над трудностями, если он научился внимательно слушать и смотреть, ему никогда не будет скучно.

Главные принципы игры с ребенком:

  • Играющий с ребёнком должен играть с удовольствием. Когда ребенок видит, что взрослый играет с ним неохотно, он думает, что "игра это не интересно, раз взрослый это не любит" или еще хуже: "наверно, со мной играть неинтересно". Это совсем не то, что нам хотелось бы.
  • Не надо быть занудой. Если ребенок построил нечто и говорит, что это вертолет, а в вашем понимании это похоже на металлолом, не говорите, что он не похож. Просто сами постройте вертолет таким, как вы его себе представляете, и восхищенно говорите, что теперь у вас два вертолета. И ребенка не обидите, и дадите ему правильное представление о том, как выглядит вертолет.
  • Если вы играете с ребенком в развивающие игры. Не надо спрашивать без конца у ребенка: а это какого цвета, а сколько здесь карандашей - если он явно не хочет на это отвечать, хотя еще вчера вам все это говорил. Но, если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через некоторое время начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.
  • Когда появляется новая игра, а он хочет в нее поиграть не так, как там написано, позвольте ему поиграть по-своему.
  • Фантазируйте сами. Если ребенок теряет к чему-то интерес, лучше самим этот интерес оживить, а не перескакивать с одной игры на другую. Например, вы вместе играете в машинки и гаражи, а ребенок потерял интерес. А вы на подмогу: "Едет красная машинка и плачет - где же мой домик, помогите - я потерялась". Ребенок тут же заинтересуется и поставит в гараж не только машинки, но и расставит все остальные игрушки на места.
  • Учите ребенка фантазировать. Даже из простых кубиков можно сделать теплоход, вообразить, будто это продукты или дрова для пикника. Рисование тоже повод научить ребенка фантазировать. Например, ребенок малюет желтым цветом, он сам не знает, что рисует. Помогите ему: "Ой, какой большой апельсин. Всем твоим друзьям хватит". И вырежьте большой круг из этого размалёванного листа. В следующий раз синие мазки станут дождем или снегопадом и т.д.
  • Нет игр только для девочек или только для мальчиков. Всякие игры должны быть у ребенка вне зависимости от пола: и куклы, и машинки, и конструкторы, и т. д.
  • Дайте ребенку то, что его интересует больше всего. Есть дети, у которых есть "мания", например, играть только в машинки или только в куклы. Хорошо, включите фантазию. На машине можно "съездить" в магазин. С куклой можно "сходить" в зоопарк.
  • Игрушки надо аккуратно хранить. Если кубики разбросаны, куклы сломаны, среди игрушек валяются колготки и носки, то ребенок, заглянув шкаф, точно не захочет играть. Ребенка надо научить хранить вещи аккуратно. Лучше потратить время и вместе с ребенком в форме игры навести порядок: «Кто быстрее соберет игрушки?», «Кто больше кубиков насобирает» и т.п.
  • Не покупайте ребенку игрушку по его прихоти. Учите ребенка мечтать о желанной игрушке и ждать ее появления у себя в детской. Такое ожидание тренирует волю, снижает импульсивность поведения. Изобилие игрушек дезориентирует ребенка, ведет к рассеянности внимания, капризам, перевозбужденности. При ненужном изобилии снижается ценность даже полезных игрушек. У ребенка исчезает радость от приобретения новых игрушек, он без огорчения выбрасывает старые.
  • Почаще проводите "ревизию" - время от времени убирайте часть игрушек, а затем вновь давайте их ребенку. Старая забытая игрушка будет восприниматься с радостью, как новая.
  • Игрушка - первая собственность малыша. Не распоряжайтесь самостоятельно игрушками ребенка - ни в коем случае не выбрасывайте любимую игрушку ребенка, даже если она уже в неприглядном виде! Не выбрасывайте на глазах ребенка сломанную игрушку в мусорное ведро, уберите ее незаметно для ребенка.
  • Игрушки могут быть разных видов: развлекающие, развивающие, спортивные, строительные, технические, музыкальные, творческие - и все они нужны для гармоничного развития личности ребенка. Если у ребенка есть уже две развлекающие игрушки (юла-волчок, прыгающая лягушка), то лучше купите развивающую игрушку (конструктор, кубики) или творческую (раскраска, пальчиковая кукла). Однако надо учитывать возрастные особенности ребенка. Не навязывайте то, что ему не нравится.
  • Многие современные игрушки, несмотря на их техническую сложность, не способствуют развитию творческих способностей ребенка. Дети ими манипулируют (заводят, пускают, нажимают кнопки для получения специального светового или звукового эффекта), а не играют. Они не развивают ребенка, а тормозят развитие, формируют примитивное мышление
  • Покупайте игрушку, если она пробуждает у ребенка позитивные чувства. Выражения глаз и лица у игрушки, должно быть приветливое, позитивное. Глаза не должны быть полузакрытыми - это выражение болезни, печали, депрессии. Лицо у игрушки должно быть нейтральное, без ярких эмоций. Недопустимо приобретение игрушки, транслирующей отрицательные установки на зло, разрушение, смерть, жестокость, нападение, уничтожение.
  • Среди положительных игрушек могут быть 1-2 отрицательных (Баба-Яга, Кощей) - они необходимы для ощущения реальности в ролевых играх и при разыгрывании сказочных сюжетов. В «злой» игрушке ощущение отрицательности должно создаваться за счет одежды и внешнего облика, а не за счет злого устрашающего выражения лица.
  • Родители хотят, чтобы ребенок играл самостоятельно… Не торопитесь! Малыш не очень любит играть самостоятельно. Во-первых, он просто хочет быть с вами. Во-вторых, играть одному не очень-то интересно. Но ребенок, которого научили играть, обязательно научится играть и самостоятельно.
  • С 3 - 4 лет любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д.
  • Помните: сейчас никто официально не контролирует качество игрушек, и в Россию проникают игрушки, запрещенные в других странах по нравственным критериям. Поэтому на Вас, родители, ложится повышенная ответственность.

Нам, мамам, приходится думать о разном - чем накормить, во что одеть, как уберечь, как научить и так далее. Неудивительно, что вопрос о том, как поиграть с ребенком, порой даже не встает, - не до того. Есть ведь еще и домашние дела, а у кого-то работа. Да и маленькие мы что ли, чтобы часами играть в автосервис или лепить бесконечные баранки для кукольных чаепитий. Скучно!

Но, оказывается, «часами играть» - совсем не нужно, а вот играть с ребенком хотя бы чуть-чуть, но полноценно и увлеченно - просто необходимо. Необходимо для гармоничного развития личности малыша, для формирования доверительных и наполненных детско-родительских отношений, а также для того, чтобы играющая мама могла в полной мере ощутить радость материнства.

Сегодня практически каждая мама знает, что игра - естественный для ребенка раннего и дошкольного возраста способ познания мира и взаимодействия с окружающими. Можно сказать, что в каждую минуту своей жизни малыш не играет - он просто так живет. Но на этом «празднике жизни» взрослые «тети» часто чувствуют себя не в своей тарелке. Игра «не идет», все сказанное звучит неестественно, выглядит нелепо, и хочется поскорее убежать к спасительному супу на плите или глажке - только бы придумать для себя повод не участвовать в играх с крохой.

Причин, по которым маме может быть неинтересно играть с ребенком, множество - от «трудного детства» до нелюбимого мужа. Но не будем заниматься психоанализом, а поговорим о простых приемах, которые могут помочь разыграться каждой маме.

Игра - это все что угодно

Прежде всего, нужно отказаться от стереотипных взглядов на игру ребенка и на роль в этой игре мамы. Не стоит пытаться развлекать ребенка в режиме нон-стоп и взваливать на себя обязанность быть всегда готовой предложить интересную игру или увлечь малыша каким-то развивающим занятием.

Во-первых, у ребенка есть папа, бабушки, дедушки и т.д., которые прекрасно могут играть с ним в самые разные игры. Во-вторых, у малыша есть игрушки и естественная потребность в самостоятельной игре. В-третьих, понимание игры ребенком существенно отличается от вашего. И если для вас это какая-то специально организованная деятельность, имеющая начало и конец, определенный сюжет и правила, то для ребенка игрой будет практически любое совместно проведенное время, будь то чтение книги или приготовление обеда в четыре руки, настольная игра или генеральная уборка.

Вы не должны и не можете целыми днями играть, сидя на ковре в окружении железных дорог и городов из кубиков. Но вы можете играть с ребенком практически с утра до вечера, включая его в качестве полноправного участника в ваши «взрослые игры» - бытовые дела.

Стены помогают

Иногда маме тяжело начинать игры с ребенком из-за неудобной организации пространства. Перенеситесь мысленно в любой детский садик или развивающий центр. Как там организовано пространство для игры? Какие есть игрушки и как они расположены? Удобно и легко играть с ребенком, когда все под рукой, когда, следуя за развитием сюжета игры, вы легко можете включать в игру новых персонажей и предметы без необходимости искать их на антресоли.

Пространство должно располагать маму и ребенка к игре как в физическом (удобно, доступно, хорошо видно все игрушки), так и в психологическом плане (уютно, спокойно, приятно, радостно).

Замечали ли вы, как незаметно пролетает время, когда вы чем-то по-настоящему увлечены? Может быть, это был двухчасовой разговор с подругой, воскресный шопинг или приятные «минуты» за просмотром любимого сериала. Время пролетает незаметно, а вы увлекаетесь и включаетесь в процесс в том случае, когда вас ничто не отвлекает.

Поэтому ключевое правило нескучной игры с ребенком - это отсутствие отвлекающих факторов. Причем важно не только отложить телефон и выключить телевизор, но и «отключить» карусель мыслей в вашей голове, не относящихся к процессу игры. Можно часами «играть» с ребенком, попутно листая френдленту или планируя отпуск, и выйти из игры опустошенной, уставшей и раздраженной, а в качестве «бонуса» получить капризного и требующего повышенного внимания малыша. А можно сделать над собой небольшое усилие и на 15 минут подарить свое время ребенку безраздельно.

Дело привычки

Если поначалу полное включение в игру будет даваться тяжело и все равно будет скучно, - это нормально. Когда вы играете в располагающей к этому обстановке и полностью сосредоточены на игре, рано или поздно вы втянетесь в игру и всерьез заинтересуетесь судьбой пострадавшей в игрушечной аварии машины и тем, какой наряд сегодня выберет для прогулки любимая дочкина кукла. Привычка играть - чудесная вещь, которая будет помогать вам и в конкретной игре (например, когда вы начали играть без настроения), и вообще - с каждым днем вам будет все легче придумывать игры и развивать сюжет, увлекать игрой ребенка и увлекаться самой.

Источник вдохновения

Даже самым «игрательным» мамам иногда нужно дополнительное вдохновение. Кто-то находит его в книгах, кто-то в творчестве, кто-то в интернете. Каждый способ по-своему хорош. Важно найти такой, который будет вдохновлять именно вас, пробуждать ваши творческие способности и подпитывать желание играть с ребенком. Например, можно найти пару интересных сайтов об играх с детьми или присоединиться к сообществу мам, которые делятся рассказами о своих занятиях с малышами. Самое главное - не застрять на этапе созерцания, а каждый день переходить к созидательной деятельности, то есть к практике игр с собственным ребенком.

Игры любимые и не очень

У вашего ребенка есть любимые игры? У вас они тоже могут быть - так же, как и нелюбимые. Иногда такую «нелюбовь» легко исправить простой организацией времени или пространства игры. Например, вы можете не любить играть в сюжетно-ролевые игры в присутствии других взрослых, но прекрасно справляетесь с этой задачей один на один с ребенком. Или не нравится читать по утрам, потому что вы еще толком не проснулись, но охотно делаете это в другое время дня.

Но есть и такие игры, которые просто вам не нравятся. Не нужно идти против своих предпочтений - скорее всего, скучать во время такой игры будете не только вы, ведь дети тонко чувствуют наше настроение и часто моделируют его. Откажитесь от нелюбимых вами игр и замените их другими, которые вам нравятся. Если же эти игры любимы вашим ребенком, или вы считаете их необходимыми для его развития, организуйте их иначе - например, попросите поиграть в эту игру мужа или пригласите в гости подругу с ребенком.

Самый простой играть с удовольствием и интересом - перестать сравнивать себя с другими и требовать от себя слишком многого. Вам не нужно пытаться стать самым лучшим партнером по играм для своего ребенка - вы уже им являетесь! Просто позвольте себе отвлечься от ролей мамы, жены, хозяйки и настройтесь на одну волну с ребенком - хотя бы на 15 минут в день. А вдруг понравится?