Как оформить уголок патриотического воспитания в детском саду. Родительское собрание «Семейные традиции Наполнение для средней группы
Патриотическое воспитание - важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом начиная с детского сада. Станут ли воспитанники патриотами своей Отчизны, захотят ли юноши и девушки в случае необходимости защищать интересы государства - это во многом зависит от формирования их мировоззрения в самом раннем возрасте.
Цели создания и работы патриотического уголка в детском саду
Патриотическое воспитание дошкольников - обязательная составляющая часть деятельности педагогов-воспитателей ДОУ. Она заключается не только в воспитании любви к нашей общей Родине России, но и обучению бережного отношения к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает. В настоящее время, в связи с изменениями в обществе, патриотизм - это тот якорь, на котором держится понятие «государство». И формированию этого качества в новом поколении отводится такая важная роль.
Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие. Создание хорошо оформленного патриотического уголка поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи.
Какими правилами необходимо руководствоваться при организации патриотического уголка
- Достаточная информативность представленного материала с учётом возраста дошкольников.
- Постоянное наличие патриотического уголка в предметно-развивающей среде.
- Обновление представленного материала для поддержания интереса детей (в зависимости от возраста детей).
- Использование этих материалов в НОД.
Как и любая другая составляющая предметно-развивающей среды детского сада, патриотический уголок должен соответствовать требованиям ФГОС:
- Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.
- Возможность видоизменения в зависимости от обучающей ситуации.
- Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности.
- Возможность вариативности - создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
- Безопасность, надёжность и высокое качество используемых материалов.
Паспорт патриотического уголка, как часть паспорта группы, можно увидеть на примере .
Патриотический уголок
По каким направлениям подготавливается информационная база для патриотического уголка
- Знания о государстве.
- Информация о родном крае (области, автономии).
- Изучение народных традиций и культуры.
- Малая родина - дом, где мы живём.
- Семья - самое важное в жизни.
Таблица: особенности подборки материала в зависимости от возраста детей
Государство | Родной край | Народная культура | Малая родина | Семья, семейные традиции и нравственность | Художественная литература | |
Младшие | Символика государства: изображение герба, государственного флага. Портрет президента. | Иллюстрации красоты и природного богатства родного края | Атрибуты народного творчества: матрёшки, свистульки, примеры национальной одежды;традиционные игрушки России(из соломы, из ниток) | Фотографии, открытки, сувениры, фотоальбомы, папки, объёмные макеты - города, района, своего детского сада. | Семья: фотографии, картинки отображающие семью, родителей, их любовь и заботу к детям, взаимное уважение и поддержку, совместные игры, выполнение обязанностей по дому. Мой дом: изображение различных архитектурных зданий, отличающихся внешнему виду и назначению. Поведение: иллюстрации и папки, рассказывающие о правилах поведения в различных ситуациях. | Народные сказки, песни, пословицы, стихи о родном крае |
Средняя | Та же символика сохраняется. Флаг России может быть представлен как иллюстрация, как трёхцветное полотно или в виде сувенирного флажка. | Флаг, герб и карта области, портрет руководителя. Символика наиболее значимых предприятий | Добавляется иллюстрированный материал о жизни русской деревни: изображение (макет) избы, праздники, обряды. | Добавляется иллюстрированный материал о своём населённом пункте: достопримечательности, история возникновения, известные земляки. | Добавляется информация о семейных праздниках и традициях. | Объём художественной литературы можно увеличить, представленная тематика та же. |
Старшая и подготовительная | К государственной символике добавляется гимн России. Присутствует карта страны, желательно с отображением главных достопримечательностей, атласы с иллюстрациями природных зон, животного и растительного мира различных областей. Выделяются новые подразделы:
| Более подробно представляется материал о родном крае, его природе, занимаемом страны. | Выделяются тематические направления, представленные подбором печатного материала, иллюстраций, макетов:
| Появляются отдельные рубрики:»Город во время Великой Отечественной войны», «Наука и образование в нашем городе», «Спортивные достижения», карта города. | Семейные альбомы, изготовленные детьми и родителями поделки: «Генеалогическое дерево моего рода», «Герб нашей семьи», «Наши маленькие любимцы». | Добавляются рассказы для детей о героических поступках в современное время и во время войны. Добавляется новый раздел: «Православи». Представлен материал, дающий начальное представление о религии, основных праздниках и традициях. |
Оформление патриотического уголка своими руками
Каким требованиям должно удовлетворять оформление уголка
- Логика размещения материала.
- Эстетичность и привлекательность оформления.
- Наполняемость и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток).
- Соответствие материала возрасту детей.
- Творческий подход педагога в оформлении уголка.
В детском саду необязательно иметь символы государства стандартного вида. Детей будет больше привлекать необычное оформление, выполненное родителями и воспитателями необычной техникой.
Какого типа материалы можно использовать в оформлении
- Наглядные дидактические материалы (иллюстрации, флажки, красочные буклеты, предметы народной культуры, фотографии).
- Папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры военной тематики, мозаики и складные картинки и т.д.).
- Разнообразные творческими заданиями с примерами выполнения на тему патриотического воспитания.
- Куклы, одетые в народные костюмы; игрушки, подходящие по тематике, объёмные модели.
- Творчество самих воспитанников.
- Художественная литература (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, баллад и т.д.).
Подборка эскизов оформления патриотического уголка
- Фотографии интересных идей в оформлении и техника создания российского флага своими руками в статье «Патриотический уголок в детском саду» .
- Фотографии стендов и макетов по разным направлениям работы представлены в статье Милиты Зарицкой «Патриотический уголок в детском саду «.
- Визуальная экскурсия в статье Светланы Гребановой «Оформление патриотического уголка группы» .
Фотогалерея: примеры оформления патриотического уголка
Представлены особенности национального края Государственная символика и кукла в народной одежде Красочное представление народной культуры Показаны дидактические игры по военной тематике
Использование стендов, выполненных на заказ, имеет свои положительные стороны: компактное сочетание государственной символики, яркость красок, возможность использовать собственный эскиз при оформлении заказа.
Фотогалерея: стенды для патриотического уголка
Раздел государственной символики Такой стенд подойдет для младшей группы
Такая информация несомненно будет интересна всем мальчикам в группе
Какое название можно дать патриотическому уголку
Название, несомненно, должно быть звучным и привлекательным для детей, в то же время отражать суть и назначение этой части оформления помещения группы. Например, можно использовать такие названия:
- Моя Родина.
- Родной край.
- Уголок России.
- Любимый край.
Вперёд, Россия!
С чего начинается Родина.
Наша Родина - Россия.
- Люби и знай свой край.
- Мы живём в России.
Видео: патриотические уголки в детских садах
Работа в патриотическом уголке детского сада
Кроме размещения информации на стендах уголка, рассчитанной на самостоятельную деятельность дошкольников, патриотической работа может включать небольшие сообщения, беседы, чтение рассказов и стихов с использованием представленных материалов. Проводятся мероприятия, относящиеся к этому направлению воспитательного процесса.
Примеры организации патриотического воспитания :
- Наша Родина - Россия (пример оформления папки по данной тематике и возможные варианты сообщений).
- Материалы для папок в патриотическом уголке представлены Еленой Поликарповой в статье «Уголок патриотического воспитания» .
- Статья Инны Дмитриенко «Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию» с примерами проводимых мероприятий.
Примеры конспектов мероприятий по патриотической тематике
Конспект открытого мероприятия по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе на тему «Родина моя» .
Конспект занятия в младшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию - таблица
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе «Россия - Родина моя» Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края 2. Закрепить название «Россия» 3. Закрепить знания о флаге России. Дать представление о российском триколоре. 4. Развивать диалогическую речь, память, мышление. 5. Развивать мелкую моторику рук. 5. Воспитывать уважительное отношение к Российской геральдике. Пособия и материалы: картинки с изображением солдата, Российского флага, цветные карандаши, контур флага; картинки с изображением растений, животных и птиц, флага. Ход занятия: 1.Организационный момент: Дети стоят в круг: «Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись.». 2.Основная часть. - Ребята, на земле много разных стран. Как называется страна, в которой мы живём?Россия. - Я предлагаю вам отправиться в путешествие по России, по нашей Родине на поезде. Вы любите путешествовать? (Дети садятся на стулья, стоящие друг за другом.) - Отправляемся. Счастливого пути! Звук поезда Паровоз кричит: «ду-ду!» Я иду, иду, иду. «Так, так-так, так-так, так» - Остановка. Наша первая остановка называется «Лесная». Какие деревья растут в лесах нашей Родины? (дети рассматривают картинки деревьев) Какие птицы живут на территории России? (картинки птиц) Какие животные обитают в лесах нашей Родины? (картинки животных) - Молодцы. Поехали дальше. Звук поезда Паровоз кричит: «ду-ду!» Я иду, иду, иду.А вагоны стучат, а вагоны говорят: «Так, так-так, так-так, так» - Останавливаемся. Станция называется «Сказочная». Назовите русские народные сказки (иллюстрации к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди»). - Молодцы, ребята. Поехали дальше. Звук поезда - Паровоз кричит: «ду-ду!» Я иду, иду, иду. А вагоны стучат, а вагоны говорят: «Так, так-так, так-так, так» - Остановка «Военная». Дети выходят из поезда, слышится марш. - Какая это музыка? (ответы детей). Кто под неё марширует (солдаты). Звучит марш на военных парадах (звучит запись). Под эту музыку маршируют солдаты. - Посмотрите, ребята, на этой картинке кто-то изображён. Кто это? (солдат).. В: А, как вы догадались, что это солдат? Да, он одет в форму и у него в руках оружие. В: Правильно! Молодцы! Когда много солдат, то получается целая армия! Как вы думаете, ребята, для чего же нужна армия? - Да, ребята, чтобы защищать людей нашей огромной Родины от тех, кто захочет напасть на неё, т. е. от врагов. Для того, чтобы защищать нашу Родину солдаты много тренируются, чтобы стать сильными, храбрыми. А мы хотим стать такими как они? (ответы детей). Для этого нам надо тоже потренироваться. Физкультминутка. 1,2- стоит ракета, 3,4 - самолёт. 1,2- хлопок в ладоши, а потом на каждый счёт. 1,2,3,4- руки выше, плечи шире. 1, 2, 3,4 - и на месте походили. Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом. Левой - раз, правой - два, Посмотрите все на нас! 3.Практическая часть. - Ребята, давайте пройдём к столам. Дети садятся за столы. - Посмотрите, как вы думаете, что это? (на доске картинка с изображением флага) - Ребята, это флаг нашей Родины. Давайте посмотрим: какие цвета есть у нашего флага. Я - белый цвет - свобода, гордость, слава. Я - синий цвет - покров родной страны. Я - красный цвет - могучая держава. Все вместе мы - едины и сильны! Посмотрите, ребята, у меня есть три полоски цветной бумаги. Сейчас мы с вами будем учить расположение цветов на флаге России. И будем делать флаг своими руками Показ воспитателем порядка выполнения работы. У вас на столе лежат цветные полоски, и мы приклеим их в нужном порядке на бумагу. - Молодцы, ребята. Закончилось наше путешествие по нашей Родине. 4.Итог . О чём мы сегодня говорили? Что мы увидели? Что научились делать? А вам понравилось наше путешествие? - В конце нашего путешествия послушайте стихотворение «Наша Родина» - Родина Родина - слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нём умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котёнок … и я. Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком И на щёчке родинка – Это тоже Родина. (Т. Бокова) А теперь садимся опять в поезд и возвращаемся в детский сад. |
Конечно, для ребёнка любовь к Родине - это любовь к семье, к своим близким, к тем, кто его окружает. Но ребёнок растёт и вместе с ним расширяется круг его интересов: друзья, двор, в котором есть столько интересного, родной город, с теми дорогими местами, которые есть у каждого. Взрослый человек понимает, Родина - эта та страна, которая досталась тебе в наследство от твоих предков и теперь ты за неё отвечаешь.
Народные традиции существуют с незапамятных времен. С течением времени, с развитием общества традиции ширятся, видоизменяются, некоторые забываются, а некоторые наоборот прочно входят в нашу жизнь. Существуют традиции семейные, корпоративные, есть традиции, принадлежащие какой-то одной группе, но какие бы традиции не были, все они направлены на сплочение людей, стремление людей объединиться и как-то разнообразить свою жизнь, эмоционально ее украсить, внести какие-то позитивные моменты, связанные со значимым событием, с памятью о добрых делах. Существуют традиции и в воспитании детей. В основном это традиции, присущие конкретно какой-то одной семье. И в первую очередь в сознании маленького ребенка откладываются традиции отношений, которые существуют в семье между родителями, у ребенка формируются вкусы, привычки, подобные взрослым задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь поведение детей идет по принципу копирования.
Подрастая, ребенок приходит в детский сад и его поведение становится более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции, которые существуют не только в детском саду, а конкретно в каждой группе детского сада. Каждая такая традиция направлена прежде всего на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок – личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем. В нашей группе есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена временем.
Итак, представляем вашему вниманию традиции нашей группы:
«Утро радостных встреч».
Цель: Обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.
«Календарь настроения».
Цель: Наблюдение воспитателем за эмоциональным состоянием каждого ребенка с целью оказания своевременной коррекции и поддержки развития личности ребенка.
«Отмечаем день рождения».
Цель: Развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.
«Неделя экскурсий».
Цель: Знакомить детей с профессиями детского сада, воспитывать уважение к людям различных профессий, которые работаю в детском саду. Способствовать расширению контактов со взрослыми людьми.
«Экскурсия в школу».
Цель: Готовить детей к вхождению в «мир школы», формировать психологическую готовность к школьному обучению.
«Прогулки по нашему поселку».
Цель: Расширять знания детей о том месте, где они живут, воспитывать любовь к своей родине, формировать нравственные и патриотические чувства.
«Семейная мастерская».
Цель: Приобщение детей и родителей к совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в семье и расширения знаний детей о своих близких людях.
«Книжкин день рождения».
Цель: Прививать детям культуру чтения книг, расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.
«Дорогой памяти».
Цель: Вызвать у детей гордость за свою страну и свой народ, воспитывать патриотические чувства.
«Мы идем в музей».
Цель: Вызывать у детей желание знать историю своего народа, приобщать к миру прекрасного, формировать эстетически развитую личность.
«Украсим наш сад цветами».
Цель: Вызвать у детей желание помогать взрослым, привлекать к посильному труду, воспитывать любовь к природе.
«Чистая пятница».
Цель: Воспитывать в детях уважение к труду, вызвать радость от участия в общем труде.
«Мы всегда вместе».
Цель: Формирование между детьми доброжелательных дружеских отношений.
Праздники, которые по традиции мы отмечаем в группе.
- «День знаний» (1 сентября)
- «Осенины»
- «День воспитателя» (27 сентября)
- «День музыки» (1 октября)
- «День народного единства» (4 ноября)
- «День ребенка» (20 ноября)
- «День матери» (27 ноября)
- «Новый год»
- «День защитника Отечества» (23 февраля)
- «Масленица»
- «Международный женский день 8Марта»
- «Международный день птиц» (1 апреля)
- «День смеха» (1 апреля)
- «День космонавтики» (12 апреля)
- «Международный день земли» (22 апреля)
- «Пасха»
- «День труда» (1 мая)
- «День Победы» (9 мая)
- «Международный день защиты детей»
- «День России» (12 июня)
Список литературы:
- Дронь А.В., Данилюк О.Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс».
- Шапошникова С.В. «Групповая традиция в детском саду».
Вырастить из маленького ребёнка гражданина и патриота, любящего свою родину, поможет патриотический уголок в детском саду. Оформление его зависит от возрастных особенностей малышей, ведь информация должна быть доступна детскому пониманию.
Для чего это нужно?
Воспитание патриота не может быть успешным без обращения к культуре и истории своего края. Сегодня многое из жизни наших предков утеряно и забыто, сильно поменялся жизненный уклад народа, и мы так мало обращаемся к своим корням, а ведь уникальная культура русского народа формировалась веками и насыщена разнообразными обычаями, традициями и обрядами.
Знание и понимание народной культуры, стремление приобщиться к её дальнейшему развитию в будущем станут мотивами для активной творческой деятельности человека, если начинать патриотическое воспитание с самого раннего детства.
Своими руками поможет педагогам и родителям органично ввести ребёнка в окружающий мир, приобщить к родной культуре, вечному и прекрасному.
С чего начинать?
Малышам, которые ещё только пришли в детский сад, ещё трудно мыслить понятиями о городе, стране, культуре. Для них родина - это ближайшее окружение, поэтому доступную малышам этого возраста информацию о доме и семье должен содержать патриотический уголок в детском саду. Оформление 1 младшей группе требуется простое, но яркое. Важно привлечь внимание детей, вызвать их интерес. В этом возрасте активно формируется речь, поэтому всё должно способствовать развитию, побуждать малыша к узнаванию, называнию. Дети могут сначала просто наблюдать за деятельностью взрослых, которые рассматривают альбомы, называя в них на фото всех членов семьи. Постепенно, подражая взрослым, они и сами начнут это делать.
Чем наполнить патриотический уголок в ясельной группе?
Это может быть любой материал по социально-нравственному развитию:
- Тематические папки, содержащие иллюстрации, с изображениями членов семьи, демонстрирующими их взаимоотношения, заботу, совместные дела.
- Фотоальбом «Моя семья» с изображениями воспитанников в семейном окружении.
- Альбом или выставка «Здесь мы живём», в которой можно разместить фотографии, иллюстрации или макеты улиц или разных архитектурных строений (садик, школа, дома, где живут дети, другие объекты города).
- Выставки, знакомящие с истоками русской народной культуры, которые могут содержать разнообразные предметы старины, традиционные игрушки (деревянные и обереги, экспонаты декоративно-прикладного искусства (расписные матрешки, подносы и прочая утварь с городецкой, хохломской и дымковские игрушки, вышитые рушники, платочки, вязаные салфетки, скатерти и другие предметы).
Художественную литературу, произведения фольклора - песни, прибаутки, потешки и сказки - также можно поместить в патриотический уголок в детском саду. Оформление ясли подразумевают красочное и понятное, оно не должно содержать много текста, лучше, если это будет наглядный материал, привлекающий внимание детей и их родителей. Важно помнить и требования безопасности, которые одинаковы для всех уголков: все материалы нужно размещать так, чтобы они не смогли упасть или поранить ребёнка. Недопустимо наличие острых углов или краёв.
Дети старше - задачи сложнее
Пониманию детей четырёхлетнего возраста становятся доступны уже более сложные понятия, поэтому, дополняя и развивая темы, затрагиваемые в младших группах, педагоги и родители продолжают рассматриваемое нами направление воспитания, помещая новые материалы в патриотический уголок в детском саду. Оформление должно влиять на развитие личности ребёнка. Важно, чтобы для него использовались не только литература, иллюстрации и дидактические материалы, но и элементы самостоятельной и совместной деятельности. Дошкольники могут играть с друзьями или со взрослыми, осваивая размещённые материалы, осуществляя интерактивную связь.
Оформление патриотического должно быть красивым, ярким, привлекательным и интересным для детей. Здесь не может быть ничего повреждённого, сломанного, порванного. Хорошо, если используемые цвета и оттенки грамотно сочетаются между собой, приятны для глаза ребёнка. Все материалы время от времени обновляются.
В средней группе большая часть патриотической работы проходит на занятиях и вне их. Это целенаправленные прогулки по близлежащим улицам и знакомство с административными зданиями, находящимися на них (магазин, аптека, почта и т. д.), чтение художественной литературы, беседы с детьми о природе родного города. Вся новая информация, которую получают дети, должна подкрепляться материалами в патриотическом уголке.
Наполнение для средней группы
Детям этого возраста будут интересны и полезны для развития следующие материалы:
- иллюстрации семейных праздников и традиций, художественная литература на нравственные темы;
- фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, открытки, тематические папки, знакомящие с историей родного города, его знаменитыми жителями, достопримечательностями;
- экспонаты, приобщающие дошкольников к традиционной культуре: старинные предметы, народные игрушки, образцы декоративно-прикладного искусства, тематические ;
- произведения народного творчества - от песенок до сказок;
- символы государства, области и города.
Что мы родиной зовём?
В старшем усложняются задачи патриотического воспитания, дети продолжают знакомство с родным краем, изучают не только свой город, но и область, и страну, получают сведения о государственной символике, историческом прошлом России, о народном календаре.
Усложняется и материал, помещаемый в патриотический уголок в детском саду. Оформление дополняется детскими и семейными творческими работами. Так, например, продолжая изучение темы «Моя семья», дети с родителями создают фамильный герб или генеалогическое древо. Интересны будут и помещённые в уголок семейные альбомы, которые дети любят рассматривать и показывать друг другу.
От города родного до страны
Продолжить знакомство с родным городом помогут различные материалы на такие темы: «Как возник город?», «Что производят в нашем городе?», «Культура моего города», «Знаменитые земляки», «В период Великой Отечественной войны», «Достопримечательности», «Архитектура». Родители и воспитатели совместно могут создать подборку стихов о городе.
Карта населённого пункта и его символика также должны пополнить патриотический уголок в детском саду. Оформление выставки о родном крае может содержать символику и карту области, информацию о её городах и знаменитых местах, а когда дети воспримут эту информацию, то готовы будут к знакомству с родной страной. Тут уже не обойтись без карты России. Современная полиграфия выпускает специальные детские карты, содержащие доступный детскому пониманию материал. И, конечно, на видном месте должны появиться российские символы - герб, флаг, гимн и портрет президента.
О культуре, защитниках Отечества и планете Земля
Кроме краеведческих сведений, патриотическому воспитанию способствуют и другие темы и направления.
При наличии необходимого материала в патриотическом уголке размещается информация о том, как зарождалась культура нашего народа. Это могут быть тематические выставки «Как жили люди на Руси?», «О чём рассказывают старинные вещи?», «Из истории русского народного костюма», «Как народ гулял и веселился?», «Народный календарь» и другие.
Сведения о защитниках Отечества также способны пополнить патриотический уголок в детском саду. Оформление (фото ниже) выставок о богатырях земли русской, Великой Отечественной войне и о Российской армии может вызвать интерес мальчишек, формировать у них стремление стать защитником родины.
Глобальной задачей патриотического воспитания является формирование у детей понятия о том, что планета Земля - это наш общий дом, и все, кто живёт на ней, должны жить в мире. Детей необходимо знакомить с условиями существования людей в других уголках планеты, их обычаями и традициями.
Если в воспитании юного гражданина заинтересованы педагоги и родители, то результат не заставит себя ждать, а уголок патриотического воспитания поможет в этом.
Создано 06.10.2016 11:41 Обновлено 06.10.2016 11:41
Что такое традиция? Это действие или порядок вещей, устоявшиеся временем, повторяющиеся в неизменном виде раз за разом. Это то, к чему, в конечном счете, привыкаешь и что воспринимаешь как должное. В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, вредные или полезные, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Это могут быть самые разные традиции, не всегда в хорошем понимании этого слова, но они непременно присутствуют.
Ну, подумаешь, семейные традиции! Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Хорошая семейная традиция сплачивает семью, она дает ребенку неискоренимое ощущение единства с отцом и матерью, близости с братьями и сестрами, уверенности в том, что он не один, его всегда поддержат, поймут и защитят. Это с детства заложенное ощущение каких-то гарантий останется с ребенком на всю жизнь. И во многом ему поможет!
Существование хороших семейных традиций помогает понять ребенку свою особенность, индивидуальность, раскрыть способности и таланты. Ведь знание того, что ты отличаешься от кого-то (именно тем, что в твоей семье существует такая славная традиция), помогает самоутвердиться и самореализоваться. Традиции формируют в наших детях множество других положительных черт: общительность, ответственность, любовь и понимание, искренность, умение прощать, инициативность и так далее.
Самые разные семейные традиции. Почему-то у большинства из нас, когда речь заходит о семейных традициях, в ассоциации возникают шумные застолья по поводу наступившего праздника или в лучшем случае - совместное украшение новогодней елки. Но традиции - это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды. И вся прелесть в том, что традиции могут быть самыми разными.
А заведите-ка традицию любой вопрос (кроме откровенно взрослых и скандальных вопросов, конечно) решать на семейном совете с неизменным участием детей и обязательным учетом их мнения. И тогда спустя годы они будут звонить вам и навещать вас уже хотя бы потому, чтобы обсудить с вами последние события в своей жизни.
Начните создание традиций с момента создания семьи. А с появлением детей - продолжайте их и заводите новые. Чтение сказки на ночь и поцелуй перед сном – это очень хорошая традиция!
Создавая традиции, помните о важном:
- традиция должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю;
- традиция должна быть приятна и приносить удовольствие всем членам семьи;
- традиция должна быть эффективной: удивлять, радовать, запоминаться;
- формируйте традицию с любовью, для блага, а не для установления жестких воспитательных рамок.
Создав традицию, берегите её. Современные тенденции таковы, что семейных традиций в нашей жизни остается все меньше. Точнее они есть, но те, что формируются на смену прежним, не всегда имеют положительное влияние на воспитание детей. Традиция, когда женщина работает с утра до ночи, а мужчина сидит дома, одинаково опасна как для сына, так и для дочери. Традиция, когда родители помимо работы больше ни на что не находят времени и желания, негативно сказывается на детях любого возраста. Так же негативно повлияет на развитие ребёнка и такая семейная привычка: чтобы дети не мешали отдыхать после рабочего дня родителям, многие включают детям мультфильмы или позволяют играть весь вечер в компьютерные игры. Какой бы полезной и развивающей не была бы игра, она никогда не заменит ребёнку живого общения с членами семьи. Гораздо полезнее будет занять ребёнка поручениями помочь маме приготовить ужин, накрыть на стол, сходить с папой в магазин за продуктами. Такая семейная традиция позволит ребёнку почувствовать себя самостоятельным, нужным, важным членом семьи. А так же ребёнок в ходе общения сможет познать много нового и интересного: что нужно положить в суп, о полезных и вредных продуктах, о правилах накрывания на стол. А называние всех необходимых предметов посуды для обеда, ужина или чаепития позволит ребёнку обогатить словарь: хлебница для хлеба, сахарница для сахара, перечница, солонка, маслёнка и т.д. Здорово получается – ребёнок занят, познаёт много нового, общается, чувствует себя нужным.
Если же по выходным вы любите долго поспать, просидеть весь день дома у телевизора, помните – это плохая традиция! Её результатом может стать ухудшение состояния здоровья и взрослых, и ребёнка. Нельзя резко менять режим, да и день без прогулок точно не будет хорош для здоровья. Не ленитесь, поднимитесь! Оденьте ребёнка и прогуляйтесь: вспомните игры своего детства и расскажите (а лучше – покажите) о них ребёнку. Традиция воскресных прогулок непременно подарит вам положительные эмоции, позволит сблизиться с малышом, а главное – научит вашего ребёнка пониманию того, что семья – это главная часть его жизни и надёжная крепость. Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть. Это – детство ваших детей, то, чем они его особенно запомнят.
Поэтому берегите свои хорошие семейные традиции и передавайте их своим детям, чтобы они смогли передать своим. Передавать традиции из поколения в поколение – это священный процесс. Очень приятно передавать детям или внукам традиции своего детства. Так предоставьте им тоже такую возможность – чтобы было что вспомнить и рассказать.
Воспитатель
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Селиванова Юлия Васильевна
- < Назад
- Вперёд >
Актуальность
Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.
Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!
Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.
- Повышение престижа семьи;
- Развитие интереса к семейным традициям, реликвиям;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Обогащение словарного запаса детей новыми терминами, развитие связной речи, творческих способностей;
- Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
Методы проектирования:
- Прогнозирование;
- Планирование;
- Моделирование.
Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, открытый, коллективный.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.
Возраст детей 5-6 лет.
Проект реализуется в 5 этапов.
1 этап «Выбор темы»
Катя и Даша пришли в детский сад с загорелыми лицами после выходного дня и рассказали о своей поездке на отдых семьями. Дети стали интересоваться, как они загорели, ведь на улице ещё снег лежит. Оказалось, что они катались на лыжах весь день, поэтому и загорели. Девочки и их родители дружат семьями и часто выезжают отдыхать вместе. У них это стало традицией. Отсюда возникла тема проекта «Семья». Увидев, что дети заинтересовались этой темой, на утреннем круге были заданы вопросы: «Что дети знают о семейных традициях? Что такое семейные реликвии? Кем работают родители? Кем работали бабушка и дедушка?»
Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Как нам найти ответы на свои вопросы? |
|
|
|
2 этап «Сбор сведений»
Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности:
- Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
- Изучить историю составления родословной;
- Организовать встречи с родителями и специалистами;
- Привнесение в группу предметов семейной реликвии, семейных фотографий, видеофильмов для реализации продуктивных видов деятельности;
- Организовать игровую деятельность;
- Организовать экскурсию.
3 этап «Выбор проектов»
Задача воспитателя – помочь детям выбрать какой проект они будут осуществлять.
Совместно с детьми обсудили и записали на доске примерные названия возможных проектов по нашей теме.
Возможные проекты по теме «Семья»
4 этап «Реализация проектов»
Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Разделы программы | Виды деятельности | Сроки |
Игровая деятельность |
|
Февраль |
Социальное развитие |
|
Февраль |
Коммуникативное развитие |
|
Февраль |
Здоровье и физическое развитие |
|
Февраль |
Познавательное развитие |
|
Февраль |
Эстетическое развитие |
|
Февраль |
Взаимодействие с родителями |
|
Февраль |
Схема осуществления проекта «Семья . Семейные традиции».
5 этап «Презентация»
Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости, за достижения, осмыслить результаты деятельности.
Игра-драматизация по сказке «Самый маленький гном».
Творческие рассказы детей на тему: «Выходной день в моей семье».
«Генеалогическое древо семьи».
Результат.
- Повышение степени участия родителей в воспитании своих детей.
- Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
- Достижение ребёнком его положительных качеств, способностей.
- Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.
- Практическое освоение знаний психолого-педагогических особенностей воспитания ребёнка через групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты.
Используемая литература:
- Астахов П.А., Я и семья. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.: ил. – (Детям о праве).
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.-207 с.
- Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
- Гуров В.Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М.: Педагогическое общество России, 2003.–160с.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
- Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143с., ил.
- Краснощекова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251с. – (Школа развития)
- Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.
- Оберемок С.М. Проектирование в образовании. Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 45 с.