Почему в индии рождаются дети с аномалиями. Почему рождаются мутанты? «Главное — это семья»

Поздно вечером старые районы Дели, построенные ещё 350 лет назад при императоре Шах-Джахане , представляют собой апокалиптическое зрелище. На тротуары ложатся тысячи бездомных: они засыпают прямо на асфальте, укрывшись грязными одеялами. Тут же на маленьких кострах готовят еду — тушат овощи, пекут лепёшки чапати из муки грубого помола. Я спрашиваю 64-летнего Хирана из Бенгалии (в изношенной одежде, с седой бородой), как ему живётся. «Отлично! — улыбается тот. — Я вырастил детей и теперь решил странствовать, посмотреть своё государство. Авто-бусы подвозят меня бесплатно, поесть всегда можно в столовых при монастырях, а храмы сикхов разрешают любому путешест-веннику пожить у них три дня без денег. Можно сказать, я абсолютно счастлив». Это поразительно, но и среди соседей Хирана по тротуару я вижу довольных людей — словно они сюда в отпуск приехали, а не мокнут в сезон дождей под открытым небом. Уже не удивляешься, отчего в рейтингах опросов агентства Happy Planet Index, выясняющего «уровень счастья» в различных странах, Индия неизменно находится на самых высоких местах. Зато Россия с Прибалтикой — на последних. Обозреватель «АиФ» попытался выяснить, почему в республике, где сотни миллионов живут в крайней бедности, граждане считают себя вполне счастливыми.

«Родишься министром»

— Во-первых, дело в религии, — объясняет социолог из Агры Вишванатан Кумар. — Согласно индуизму, человек не умирает окончательно, а перерождается в чужом теле. Если он проживёт одну жизнь без грехов, то может появиться на свет в качестве богатого бизне-смена или министра (тут мне сразу вспомнилась знаменитая песня Высоцкого . — Авт.). И каждый понимает — если не удалось в этот раз, ничего страшного, у меня всегда есть второй шанс. Для «правильной» реинкарнации ты должен быть вегетарианцем, не лгать и не обманывать, иначе в следующей жизни станешь... коровьей лепёшкой. Во-вторых, дело в общей бедно-сти страны. Когда человек видит, что у миллионов людей нет крыши над головой и элементарной возможности поесть досыта, он начинает ценить такие простые вещи, как собственный дом и горячий обед. На фоне этого я очень удивлён, что отдельные жители России считают себя самыми несчастными на планете, поскольку не могут купить дорогую модель нового айфона. В Индии подобных проблем реально не существует.

Без денег, зато в позе лотоса. Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Главное — это семья»

В трущобах Мумбая (прежнее название — Бомбей) есть «квартал прачек». Там среди огромных каменных «бассейнов» (полных мыльной воды) стирают вручную, за копейки. Адская, неблагодарная работа для низших каст, представители которых живут тут же, среди груд мусора и сырого белья. От запаха щёлочи и дешёвого мыла глаза начинают слезиться через пять минут — а люди работают здесь сутками. Я интересуюсь у работников квартала, как у них идут дела, и слышу в ответ хор голосов: да всё супер! «У меня есть работа, — говорит 42-летний Чандра . — Я могу кормить отца и мать, бабушку и дедушку. Они меня любят, а у нас с женой прекрасные дети. Разве этого не достаточно?» Действительно, семья для индийца значит очень много. Тут редко живут отдельно от родителей — зачастую стараются собраться все вместе в одном большом доме. Как правило, работают сыновья — они и содержат остальных членов семьи, включая незамужних сестёр. Согласно статистике Happy Planet Index, семейные люди счастливы больше, чем одинокие, — и в отношении Индии это чистая правда. Детей заводят много — хотя в стране едва ли не полтора миллиарда населения, ограничений по типу Китая на рождаемость нет. «А что такого? — удивляется Чандра. — Ведь дети и есть счастье».

«Мы не сто баксов»

— У нас весьма редко происходят антиправительственные митинги, — утверждает бизнесмен Девлан Сапарванд . — Зачем? В выборах в парламенты различных штатов кандидатов в депутаты в среднем выставляют 300 (!) партий, поэтому бюллетень на избирательных участках делается в форме рулона туалетной бумаги. Голосуй, за кого хочешь, вариантов море. В каких-то штатах у власти крайние националисты, где-то — коммунисты, а где-то — правительственная партия. Даже насчёт соседнего Пакистана, с которым после трёх конфликтов отношения хуже, чем у вас с Украиной, люди совершенно не «возбуждаются». Ну, не любят они нас, так и что? Мы не купюра в сто долларов, чтобы всем нравиться. Зато пакистанцы живут плохо, независимость им не помогла в развитии экономики, да и последнюю войну против Индии они проиграли — разве не повод для счастья? Уличных бунтов по случаю подорожания бензина или электричества тут не бывает. Живёшь бедно? Зарабатывай больше! В чём проблема?

Возможно, дело ещё в национальном менталитете. За тысячи лет существования кастовой системы в Индии выработалось мнение: будь доволен тем, что имеешь. Сын слуги не имел возможности стать никем, кроме как слугой, сын извозчика должен был возить людей всю жизнь. Народ привык: «Выше головы не прыгнешь». Поэтому отношение к богатству да и к развлечениям флегматичное. В Агре меня пригласили на индий-скую свадьбу — мало того что она оказалась вегетарианской, так ещё и безалкогольной. «Нам не нужно напиваться для ощущения радости, — сказал отец невесты. — Ведь и так здорово — наши дети женятся, а друзья и соседи пришли с поздравлениями». И тут я задумался. Мне близка другая точка зрения — не быть довольным уровнем своей жизни, а всегда стараться его улучшать. Но прав ли я? В России часто видишь — у человека есть работа и счастье в семье, а он находится в душевном раздрае, ибо мечтает о крутой машине или дорогой модели смартфона. Индийцы его не поймут. Они скажут: «Посмотрите, какая красивая у вас жена. Обнимите своих детей. И вы поймёте — для счастья нужно совсем немного».

«Настоящей правды о йоге у вас не знает никто». Читайте специальный репортаж из «мировой столицы йоги» в Гималаях — города Ришикеш — в следующем номере «АиФ».

Вот неплохая статья про наследственные заболевания. Миграция и урбанизация способствуют оздоровлению человечества.

В возникновении наследственных заболеваний большое значение придается родственным бракам, т. е. таким брачным союзам, когда у супругов имеется один или больше общих предков.
Было давно замечено, что дети от этих браков родятся более слабыми, что проявляется в повышенной заболеваемости и смертности. Причем неблагоприятные последствия тем выраженнее, чем ближе степень родства родителей. Роль кровного родства бывает особенно очевидной при изучении родословных детей с относительно редкими наследственными заболеваниями. Так, частота браков между двоюродными братьями и сестрами в Европе и Северной Америке составляет в среднем 1 %, а их частота при таких заболеваниях, как альбинизм, ихтиоз, может достигать 18-53%.
Частота родственных браков различна среди населения разных стран и районов. Так, по данным американского генетика Курта Штерна, в Бразилии, Нидерландах, Швеции и США частота браков между двоюродными братьями и сестрами относительно низка и составляет от 0,4 до 0,05%. Однако в ряде других стран она все еще очень велика. Например, в Индии в городах она составляет 12,9%, а в сельской местности - 33,3%, в Японии - 5,03 и 16,4% соответственно.
Известно, что заключению кровных браков обычно способствуют факторы экономические, бытовые, правовые, религиозные, географические, исторические и др.
Люди давно осознали вред родственных браков, и еще в древности существовали законы-запреты. В настоящее время в большинстве стран и районов мира обычай или закон прямо или косвенно запрещает браки между родственниками.
В чем же опасность родственных браков для состояния здоровья потомства? Правильный ответ может быть получен, если обратиться к генетике. Считается, что каждый человек является носителем каких-либо патологических генов, т. е. на языке генетиков каждый из нас, будучи здоровым, является гетерозиготным носителем определенных вредных генов. Среди родственников одной семьи имеется много одинаковых генов, т. е. они (хотя и здоровы) являются гетерозиготными носителями по одному и тому же патологическому гену, и поэтому при родственном браке может произойти встреча двух однотипных гетерозигот и рождение ребенка - гомозигота.
Таким образом, родственные браки опасны тем, что при них резко возрастает риск союза двух носителей одного и того же заболевания.
История свидетельствует о том, что в некоторых социальных группах родственные браки веками поощрялись. Так, древние египтяне и инки в правящих династиях, избегая «засорения» царской крови, поощряли браки между родными братьями и сестрами.
Считалось, что родственные браки даже полезны, что они могут, как бы суммировать благоприятные признаки предков. Известно, что в отдельных случаях инбридинг (родственные браки) приводит к рождению выдающихся личностей. В качестве примера обычно приводится знаменитый художник Тулуз-Лотрек, происходивший от брака двоюродного брата и сестры. От родственного брака родился великий русский поэт А. С. Пушкин.
Однако человечество располагает более обширными сведениями о вреде родственных браков для здоровья человека. На многочисленных примерах родственных браков среди королевских семей показано их вредное влияние на потомство. В 1906 г. американский исследователь Адам Вудс опубликовал солидную книгу о наследовании умственных способностей и моральных качеств у королей («Mental and moral heredity in royalty»). Им представлен анализ генеалогических древ королевского дома Ганноверов, Гогенцоллернов, Конде, Бурбонов, Габсбургов, Ольденбургов.
Совершенно естественно, что многие заключения американского исследователя в наше время звучат наивно. Может быть, если бы Вудс в то время располагал современными знаниями генетики и возможностями медицины, он, вероятно, смог бы выявить что-то общее у членов этих семей, например нарушения обмена веществ, и тем самым объяснил бы такие частые расстройства у них нервной системы.
В этой связи для читателя может представлять определенный интерес родословная так называемой «королевской порфирии», опубликованная сравнительно недавно - в 1968 г. Порфирия относится к редким, но тяжелым наследственным заболеваниям с рецессивным типом передачи. В основе болезни, считают, лежит повышенное образование в организме альфа-аминолевулиновой кислоты, что сопровождается усиленным выделением особого вещества порфобилиногена с мочой (моча цвета портвейна). Болезнь проявляется не постоянными, но очень сильными болями в животе и расстройствами нервной системы. Родословная «королевской порфирии» показывает, что эта болезнь передавалась по наследству в династиях Стюартов, Георгов (Ганноверский дом) и Гогенцоллерпов. Высказывается предположение, что этим тяжелым заболеванием можно объяснить некоторые безумные поступки Марии Стюарт, жестокость Иакова I и Иакова II, сумасшествие Георга III и Георга IV и других монархов.
Известный советский генетик В. И. Эфроимсон объясняет эту поражаемость королевских династий наследственными недугами не только родственными браками, но и отсутствием естественного отбора.
Существенную роль в поддержании относительно высокой частоты родственных браков играют различные национальные, религиозные, территориальные и иные факторы изоляции. В связи с этим изучение состояния здоровья населения, проживающего в изолятах, привлекло к себе внимание генетиков.
К изолятам относятся группы населения, которые в силу разных условий (географических, религиозных, социальных, исторических и др.) ведут обособленный образ жизни. Из-за малочисленности населения в этих группах бывает очень трудно найти жениха или невесту, и браки заключаются главным образом внутри этого небольшого сообщества. Подобные изоляты не редкость, они до сих пор существуют во многих странах мира. Чаще они возникают в условиях Крайнего Севера в виде небольших оторванных друг от друга бездорожьем поселений или на юге, в горной или пустынной местности.
В настоящее время в рамках международной биологической программы во многих странах ученые проводят совместные исследования биологических особенностей разных этнических групп и изолятов: в Южной Америке, на Ближнем Востоке, на Гавайских и Соломоновых островах, у эскимосов Гренландии, Аляски.
Изолятами также являются различные социально-экономические или расовые слои в многолюдных городах, всюду, где группа людей, входящая в состав более обширного населения, имеет склонность заключать браки лишь с людьми своего «круга», и это продолжается в течение многих поколений. Например, еврейские общины в Англии и ФРГ, старообрядцы, индейцы в США.
Как мы уже отмечали, характерным свойством изолятов является высокая частота родственных браков, или инбридинг. В изолятах количество носителей по одному «вредному» гену может достигать более 60%, а при наличии частых родственных браков становится очень высоким риск «выщепления гомозиготов», т. е. появления больных с наследственными дефектами. Это не теоретические выкладки, это хорошо известные факты.
В Дании, Швеции, Швейцарии, Японии, Франции и других странах обследование различных изолятов позволило обнаружить новые, ранее не известные рецессивные мутации у человека. Оказалось, что для населения каждого изолята характерны и свои наследственные аномалии.
Таким образом, генетика показывает не только социальный вред кастовости, сектантства, шовинизма, но и непосредственную угрозу их для здоровья человека. Экономический прогресс, улучшение средств сообщения, повышение благосостояния и культуры, санитарно-гигиенических знаний привели к неизбежной ломке изолятов. Усилившийся процесс миграции и урбанизации населения приводит к значительному снижению факторов изоляции и частоты родственных браков. Ученые утверждают, что постоянно увеличивается число смешанных браков, и это снижает частоту наследственных заболеваний.

Наверное, это древняя культура, самобытность, улыбчивые дружелюбные люди, яркие краски, запахи пряностей, пляжи Гоа, болливудское кино и танцы по любому случаю? Предлагаем вашему вниманию заметки китайского туриста о своем двухмесячном путешествии в Индию.

«Индия - самая грязная и ужасная страна, в которой я побывал к настоящему моменту. От некоторых знакомых я слышал, что ситуация в Пакистане выглядит еще хуже, но, честно, я даже не могу представить, что может быть хуже Индии. За два месяца я объездил почти всю страну, посетил наиболее известные туристические места, через окна автобусов и поездов повидал бесчисленные города и деревни. Везде меня неизменно сопровождали две постоянных: грязь и мусор. Хотя нет, была еще и третья - ужасающая нищета. Впрочем, мне показалось, что многие иностранные туристы прекрасно проводили время.

Ежегодно огромное количество иностранцев приезжает в маленький индийский городок Бодх-Гая, знаменитый тем, что именно здесь, согласно древней легенде, 2500 лет назад на Будду снизошло просветление. Карманы и кошельки туристов туго набиты деньгами, которые они с радостью готовы потратить, но что они видят в этом городке? Только те три постоянных — мусор, грязь и нищету. Все городские улицы завалены горами мусора и жутко смердят. Дикие кабаны, одичавшие собаки, горные козлы и «священные» коровы постоянно рыскают по ним в поисках пищи. Неудивительно, что местные жители воздерживаются от употребления их мяса, ведь эти животные имеют очень неприятный вид и питаются только помоями.

Жизнь в индийских деревнях, в которых мне удалось побывать, ужасна и беспросветна. Как и их далекие предки, индийские крестьяне предпочитают использовать коровий навоз как в качестве удобрения, так и в качестве основного вида топлива. Для них это самый доступный источник энергии на селе, отличная альтернатива более дорогим древесным поленьям. Впрочем, в Индии коровы заполонили все улицы и дороги и, учитывая тот факт, что животные имеют привычку испражняться, где им только вздумается, местные жители попросту захлебнулись бы в навозе, если бы не сжигали его. Также коровий навоз можно считать своеобразным благодетелем местной экологии, ведь он спасает и без того не так часто встречающиеся здесь деревья от вырубки. Не раз я видел, как молодые женщины собирают с дороги коровьи кизяки, прессуют их голыми руками и затем развешивают сушиться на стенах своих домов. Запах экскрементов ощущается повсюду, но для индийцев он натурален и они не обращают на него внимания. Постепенно я тоже смирился с ним.

Город Пури - известный туристический центр на восточном побережье Индии, место, где райские кущи и адские бездны встречаются друг с другом. Одна сторона города занята роскошными отелями и имеет выход к красивым песчаным пляжам. В другой части города находится нищая рыбацкая деревушка. Хлипкие соломенные лачужки местных жителей выглядят маленькими островками в безбрежном вонючем океане мусора, и мне кажется, что этот мусор находился тут с самого начала времен. Я постоянно ловлю себя на мысли - насколько же беспросветна нищета в Индии.

Древний город Варанаси. Вдоль его берегов протекает священная река Ганг. Толпы паломников стекаются отовсюду, чтобы совершить ритуальное омовение в ее водах. Ганг ужасно, ужасно, ужасно загрязнен, и я бы мог часами рассказывать про всевозможные кошмары, которые я там увидел. Тем не менее, грязную воду из реки используют практически для всего: и для омовения, и для погребения покойных, и для бытовых нужд (включая готовку, чистку зубов и питье). Разлагающиеся трупы людей и священных животных плавают в речных водах, сопровождаемые стаями мух и хищных птиц, а люди в лодках уже даже не замечают мертвые тела. Погребение в реке Ганг - древняя традиция и индийцы ее свято чтут. Рядом с берегом работает своеобразный крематорий, кучи трупов ожидают огненного погребения прямо на земле, а прах рассеивают прямо над водой.

Побывав как-то в индийской больнице, я понял, как я сильно заблуждался насчет отечественной медицины. Мне показалось, что я просто попал в филиал ада на земле. Грязные приемные и палаты, не видавшие ремонта уже много лет. Огромные людские толпы, ужасающее зловоние и медицинские инструменты из прошлого века. Однако, более всего меня шокировала привычка индийцев испражняться на людях, причем неважно, где вы находитесь: в маленькой деревне, или в черте крупного города, в любом месте вы можете стать свидетелем подобных сцен. К слову, индийские мужчины делают это весьма откровенно, даже не удосуживаясь поискать какое-нибудь укрытие на время столь деликатной процедуры. И это неотъемлемая часть их культуры. Даже в таком крупном городе как Калькутта, мне приходилось видеть на улицах фешенебельных деловых центров как белые воротнички привычно обходят людей, испражняющихся или мочащихся у стен. Туалеты в Индии - отдельная тема для обсуждения. Туалетная бумага считается тут ненужной роскошью, после дефекации индийцы подтираются собственными пальцами, прополаскивая их в ведерке с водой, специально заготовленным для этих целей.

Конечно, мне крайне трудно судить чужую культуру. Индийцы сохраняют свой традиционный образ жизни на протяжении тысячелетий и живут по своим устоям. Но нищета в Индии и многие другие сопутствующие ей вещи сильно шокировали даже меня - весьма неприхотливого человека. А я-то думал, что успел повидать многое в своей жизни. Остается надеяться, что эта страна непременно добьется прогресса и обретет новый вид уже в ближайшем будущем. В Китае произошло немало изменений всего за десять лет, разве не сможет измениться и Индия?»

Как много девушек хороших могло бы появиться на свет в Индии, если бы этому не мешали вековые традиции и современные технологии.

Всевозможные дискуссии о легализации или, наоборот, запрещении искусственного прерывания беременности ведутся в мире давно и безуспешно. Одни гуманитарные организации, правительства и религии допускают возможность абортов, другие категорически против, а третьи - за, но с многочисленными оговорками. Похоже, человечество пока не в состоянии ответить на простой с виду вопрос: может ли женщина сама планировать семью и быть полновластной хозяйкой собственного тела.

В Индии законодательство в отношении абортов - одно из самых либеральных в мире. Тамошние религии относятся к этому также с пониманием. Благодаря принятому в 1971 году закону индийским женщинам позволено прерывать беременность даже на поздних сроках с немногочисленными оговорками (которые касаются в основном таких формальностей, как разрешение от семьи). Однако последствия у этого либерализма оказались неожиданные - скоро в Индии будет катастрофически не хватать женщин.

Среди десяти самых густонаселенных стран мира Индия лидирует по количественной разнице между новорожденными мальчиками и девочками. По данным исследований за 2001 год, на каждую 1000 мальчиков в Индии рождается 927 девочек, и разрыв продолжает увеличиваться. Для сравнения: в 1991 году на то же количество новорожденных мужского пола приходилось 945 девочек, а в 1981-м - 962. В некоторых индийских штатах ситуация еще хуже. В Пенджабе, например, соотношение таково: 793 девушки на 1000 юношей, а в индустриальном Гуджарате - 878 на 1000. Рождаемость это, конечно, снижает, но создает дополнительные сложности в плане создания семей и прочих социальных последствий. Горячих индийских парней нервирует отсутствие в зоне видимости представительниц прекрасного пола. И вообще дефицит женщин пагубно сказывается на здоровье нации - ведь мужчин-то рождается по-прежнему много.

А женское население в Индии стало редеть сравнительно недавно - когда на родину Камасутры пришел научно-технический прогресс в виде компактных аппаратов ультразвуковой диагностики. Теперь они есть в каждой крупной больнице, и находчивые врачи временами устраивают гастроли УЗИ по окрестным селам. Беременные женщины, определив за 11 долларов пол будущего ребенка, раздумывают обычно недолго. Если должен получиться мальчик, будущие матери радуются и уходят. Если девочка - советуются с родственниками и решают сделать аборт.

Дело в том, что Индия - настоящий рай для самцов-шовинистов. Роль женщины тут традиционно сводится к поддержанию домашнего уюта и производству потомства. Деньги в семье зарабатывают мужчины. Они же соответственно заботятся о престарелых родителях и наследуют родовую собственность и землю. Устроиться на работу женщине сложно не только в традиционно сельских провинциях, но и в городах. Именно поэтому мамы долго думают, прежде чем решиться завести дочку, и часто решают избавиться от плода, узнав про нежелательный пол будущего ребенка.

В последнее время среди всевозможных общественных организаций с экзотическими названиями появилось несколько новых - их члены борются с абортами по половому признаку в азиатских странах. Причем в отличие от движений, сражающихся за женские права и запрещение абортов вообще, эти состоят преимущественно из мужчин и за равноправие не выступают. Просто они хотят, чтобы девочек вокруг было больше. Но пока что раскрепощенные женщины Востока с помощью современной техники и патриархальных традиций отвечают им бойкотом - видимо, отыгрываются за вековые страдания.