Авс терапия для аутистов. АВА-терапия для аутистов: с чего начать, отзывы

Иногда, когда я говорю об аутизме, я ошибаюсь. Невозможно чем-то заниматься, про что-то писать и никогда не ошибаться. И я не боюсь признавать свои ошибки. Одна из основных моих ошибок — это мое благосклонное отношение к АВА-терапии.

Надо заметить, что сейчас я возражаю не против Прикладного Анализа Поведения (Applied behavior analysis, АВА) как такового, а именно против идеи АВА как терапии аутизма. Эта идея опасна и с ней надо бороться. Методы АВА являются по сути инструментами, которые можно, а зачастую и нужно использовать.
Сейчас постараюсь объяснить, что я имею ввиду.

Для начала давайте определимся с тем, что такое АВА.
Вот информация из русскоязычной Википедии : «Прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA) - это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но фокусируются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения от окружающей среды. Методы АВА могут быть использованы для изменения поведения только после функциональной оценки связей (зависимостей) между целевым поведением и окружающей средой. ABA включает в себя как прикладные методы поведенческого вмешательства, так и фундаментальные исследования принципов, формирующих и поддерживающих человеческое поведение.»

Как видите, здесь ничего не сказано о смене нейротипа и даже о коррекционной педагогике. Ниже, правда есть информация о том, что хотя спектр применения методик АВА достаточно широк, часто АВА ассоциируется с «терапией аутизма».
Когда я говорю, что поддерживаю АВА, то я поддерживаю не ту АВА-терапию аутизма, о которой писал ее основатель Ивар Ловаас, не ту АВА, которая основана на наказаниях и которой боятся многие родители аутичных детей. Когда я говорила, что ничего не имею против АВА, я имела в виду АВА-терапию, которая не отучает детей от стимминга, которая не требует от них отказа от их интересов. Я имела ввиду АВА-терапию, на которую ребенок не тратит все свое время. АВА, которой не надо заниматься по 40 часов в неделю, АВА, во время которой не используют наказание.

В общем, я говорила про ту АВА-терапию, про которую многие специалисты говорят что это «другое АВА», когда аутичные взрослые, пострадавшие от АВА, начинают критиковать само существование данной терапии.

Я относилась скептически к подобной критике. Но не менее скептически я относилась и к людям, которые являются сторонниками АВА-терапии. Во-первых потому, что чаще всего эти люди считали аутизм болезнью, которую надо лечить и предотвращать. Во-вторых потому что много моих американских знакомых заявляли, что АВА-терапия нанесла им психологический вред, от которого они не могут избавиться даже во взрослом возрасте. Некоторые из них в подростковом возрасте чуть не покончили с собой из-за этой терапии.

В конце-концов я пришла к мысли о том, что я не поддерживаю «старую» АВА, но ничего не имею против «новой».

Мне нравится АВА из-за ее последовательности. В детстве мне слишком часто предъявляли противоречивые требования. Одни и то же действие могли разрешать и запрещать в подобных обстоятельствах, и это сильно пугало меня. Я не могла понять, могу ли я это делать или нет. И я не могла понять, как меня могут ругать за то, на что в других подобных обстоятельствах даже не обращают внимания.
Мне нравится АВА потому что она признает, что у любого поведения есть причина. Очень часто родители отказываются замечать, что в действиях их детей дейстительно есть логическая причина. И еще реже они могут эту причину понять. АВА учат тому, что поведение не бывает спонтанным, и помогают родителям проанализировать поведение своих детей.
Мне нравилась АВА, потому что она использует метод поощрения вместо метода наказания. Современная АВА, во всяком случае. Мне самой гораздо легче что-то делать, когда у меня есть на это стимул — и иногда, во взрослом возрасте, я стала придумывать для себя эти стимулы сама. Например, я решила, что буду смотреть фильм, который давно планировала посмотреть только после того, как я закончу статью, или что я куплю себе коллекционную фигурку после того, как наконец закончу ответственный разговор, на который я никак не могла решиться. В детстве родители часто просили меня сделать что-то просто потому, что они так хотят, просили делать то, в чем я не видела смысла, не предлагая мне ничего взамен, не обосновывая свою просьбу. Думаю, в подобных случаях метод поощрения хорошо подошел бы.

А теперь задумайтесь над причинами, из-за которых я не выступаю с жесткой критикой АВА. И вы поймете, что у этих причины никак не связаны с аутизмом. Они подходят для всех детей без исключения, вне зависимости от их нейротипа, уровня социализации, уровня владения бытовыми навыками и уровня освоения коммуникации. Более того, они подходят даже взрослым, и их должен использовать любой хороший руководитель. Руководитель должен помнить, что у поведения его подчиненных есть причины, чтобы лучше их понимать. Руководитель должен быть последовательным в своих требованиях. Руководитель должен четко давать задания. И руководитель должен поощрять своих подчиненных к хорошей работе — с помощью зарплат и премий.
Многие из нас сами для себя использовали методы АВА. К примеру, когда мы решаем купить себе что-то после завершения проекта, или заварить себе чай после того, как дочитаем десять страниц книги — тем самым мы поощряем себя делать сложные для нас действия.
Практически все хорошие родители используют анализ поведения, когда пытаются понять, почему их ребенок ведет себя так а не иначе и наладить с ним контакт.
Я считаю, что любой педагог, вне зависимости от того, какой нейротип у его подопечных, должен знать базовые принципы АВА терапии. Я имею ввиду, что он должен понимать, что у любого поведения детей есть причина, находить причинно-следственную связть в поведении, использовать индивидуальный подход (как в современном АВА), давать детям понятные указания и задания и использовать поощрения.

Но если я считаю АВА крайне желательной для детей любого нейротипа, почему тогда я иногда выступаю против АВА-терапии аутизма.

Единственная научно доказанная терапия аутизма?

Если терапия основана на базовых принципах поведения, если она может помочь аутичным детям освоить полезные навыки, почему тогда я ее критикую?

Этот вопрос в последнее время я слышу довольно часто, даже от людей, которые поддерживают парадигму нейроразнообразия. И тогда мне хочется задать встречный вопрос: «Почему вы называете методику обучения терапией? Что она лечит?»

АВА-терапия аутизма была создана человеком, который считал аутизм болезнью. Более того, в своей книге «The ME» он — Ивар Ловаас- фактически указал на то, что не считает аутичных людей полноценными людьми и что можно признать их человеческое достоинство только если они станут приближенными к нейротипикам. Подобные заявления я расцениваю как речи ненависти. Подобный подход считаю недопустимым.
Изначально АВА во многом напоминало дрессировку, основанную на наказании нежелательного поведения. И цель этих наказаний, цель борьбы с нежелательным поведением было сделать аутичного ребенка как можно более приближенным к нейротипичной норме.
АВА считается «единственной научно доказанной терапией аутизма». Про целесообразность «терапии аутизма» я напишу ниже.
Сейчас о том, что-же, собственно, имеется ввиду под «научным доказательством». Оно основывалось на том, что после занятия АВА-терапией некоторые аутичные дети были признаны нейротипичными и лишились диагноза. Давайте, прежде чем говорить дальше, запомним одну вещь — в истории не было ни одного случая, когда аутичный мозг начал функционировать как нейротипичный. Не было ни одного «исцеления» аутизма, а значит, само снятие диагноза является не совсем корректным действием со стороны специалистов. Диагноз аутизм снимался по тому же принципу, по которому он ставился — на основании поведения ребенка. Если поведение ребенка больше не соответсвует диагностическим критериям, если он не ведет себя как аутист, значит, он больше не аутист. Конечно, образ мышления и восприятия ребенка при этом не учитывался, ведь «образ мышления и восприятия» нельзя увидеть и измерить. Мозг аутиста продолжал работать по-прежнему. Просто ребенок научился вести себя, как его сверстники.

«Нормальность» являлась самоцелью терапии. Ради того, чтобы ребенок казался «нормальным» и не соответствовал критериям его очень часто отучали от естественного и безвредного для него поведения вроде стимминга.

Итак, АВА-терапия не может «вылечить аутизм». Она может сделать аутичного ребенка похожим на нейротипичного настолько, чтобы он прекратил соответствовать критериям диагностики. Причем большая часть исследований была проведена тогда, когда критерии диагностики были более жесткими, т.е. сейчас больше детей сохранили бы диагноз.
Большая часть исследований была основана на старых принципах АВА, которые многие аутичные люди Есть еще много неточностей, которым обычно не придают внимания (более подробно об этом в данной статье) к примеру роль, которую играют в исследованиях навыки конкретного терапевта, который занимается с ребенком.
Есть еще несколько спорных вопросов — например, данные о повышении IQ, ведь, как известно, разные тесты IQ скорее измеряют способности человека в определенной области (например, его пространственное мышление), а не уровень интеллекта в целом.

Известны случаи, когда диагноз снимали потому, что академический уровень ребенка оказывался равным академическому уровню его сверстников. Т.е. фактически ребенок мог бы нормально учится в обычной школе, т.е. учиться на высокие отметки в соответсвии со школьной программой. Учитывалось только, может ребенок понимать программу и выполнять задания или нет. При этом его навыки самообслуживания, его исполнительная дисфункция, сенсорные проблемы, проблемы с пониманием эмоций и образа мышления нейротипиков не учитывались. Ребенка просто засовывали в обычную школу со всеми вытекающими оттуда последствиями. Сколько вы знаете аутичных людей, которые учились в обычной школе?
Я сама, и большинство моих аутичных знакомых учились в обычной школе. И многим из нас это чуть не стоило жизни, потому что школьные проблемы доводили практически всех нас до мыслей о самоубийстве. Возможно, вы решите, что у детей, с которыми предворительно занимались АВА, такого не было?
Ничего подобного! Это признают многие аутичные люди, у которых сняли диагноз аутизм, в частности Кассиан, аутичная девушка, которая была признана нейротипичной и неотличимой от сверстников. Естественно, несмотря на это, она осталась аутичной. Сейчас она известный активист движения за нейроразнообразие и автор блога «Radical Neurodivergence Speaking».
Она считает, что снятие диагноза стало причиной , что оно привело к тому, что с ее аутичными особенностями перестали считаться, что ее поведение, обоснованное ее образом мышления, считали ее личным выбором и виной — ведь если ты больше не аутист, то ты не можешь вести себя аутично (а если и ведешь, то причина не в аутизме, а в тебе); если ты больше не аутист, то у тебя не может быть аутичных проблем, тебе не нужна . Это — классический пример того, к чему может привести путаница, когда аутизм воспринимают как совокупность поведенческих характеристик, а не как неврологическую особенность.
Сама Кассиан пыталась стать нормальной, вести себя так, как от нее ожидают другие люди и игнорировать свою аутичность, и это

Итак, из всего этого можно сделать вывод, что считать АВА действенной терапией аутизма просто нелепо. Потому что:
1) Она не изменяет нейротип, а просто делает поведение аутичного ребенка наиболее приемлемым для общества.
2) «Нормальность», которой добиваются с помощью АВА достаточно субъективна и полностью зависит от существующей на тот момент нормы — от критериев диагностики аутизма. Меняется норма, и меняется «аутичность» (точнее не-аутичность) человека. Что само по себе абсурдно.
3) Методы, с помощью которых проводили исследования, доказывающие действенность АВА довольно сомнительные, и во время проведения исследований были допущены неточности.
4) Те методы АВА, которые действительно чаще всего делали аутичных людей «нормальными» по факту являются дрессировкой, во время подобной «терапии» аутичных детей часто наказывали за естественное для них поведение, терапия занимала большую часть времени ребенка и ее единственная цель была заставить ребенка подавить естственный для него образ мышления и вести несвойственным для себя образом.
5) «Неотличимость от сверстников» чаще всего приносит больше вреда, чем пользы. Потому что ребенка можно научить защищать себя, ребенка можно научить добиватся необходимой для него аккомодации. Но если ребенок кажется «неотличимым от нормы», то его потребности игнорируются, а проблемы, которые у него возникают потому что окружающая социальная среда расчитана на людей с другим образом мышления и с другим восприятием (в том числе и с другом сенсорным восприятием) мира.

И, наконец, я не считаю что аутизм — это болезнь, которую надо лечить и предотвращать. Я считаю, что основаная проблема аутистов не в том, что они аутисты, а в непонимании и стигматизации со стороны общества. Я писала об этом раньше. И даже если бы АВА-терапия действительно могла бы менять нейротип человека (чего она, конечно же, не может) я бы не хотела чтобы ее применяли ко мне. Даже если бы АВА-терапия действительно могла бы сменить нейротип человека, я бы восприняла это как переписывание личности, удаление одной и создание другой.

АВА-терапия: проблемы, преспективы и Российские реалии

Я отношусь к АВА как к инструменту, который можно использовать как для достижения полезных целей, для обучения ребенка необходимым навыкам, так и для того, чтобы сломать ребенку жизнь. Фактически, АВА — это как молоток, которым можно и гвозди забить, и голову прошибить. И в неумелых руках она может оказаться очень опасным оружием.
В России об АВА, как и об аутизме, специалисты знают крайне мало, и велика вероятность, что какой-то специалист решит действовать проверенными старыми методами. Надеюсь то, какой вред это может причинить психике ребенка уже понятно. Несколько родителей писали мне о том, что не водят своего ребенка на АВА-терапию потому что «АВА сильно смахивает на дрессировку» и они пишут, что не могут выдержать подобного насилия над их ребенком. Практически очевидно, что «специалисты», с которыми им пришлось иметь дело, используют старые методы АВА-терапии, и, вероятнее всего, даже те, от которых уже отказались во всех цивилизованных странах вроде принудительного удерживания или физического наказания.
Несмотря на то, что множество исследований доказало более благотворное влияние поощрения чем наказания для достижения результатов, многие специалисты «по старинке» считают, что лучший способ добится чего-то от ребенка — это принудить его к этому. Они не ищут способа понять его, они пытаются его сломать. Причем эти специалисты вполне могут быть теми, кто знает об альтернативном применении методов АВА, но не желают применять их, т.к. считают менее эффективными и дающими не такой быстрый результат. Поэтому прежде чем водить своего ребенка на АВА, убедитесь, что у специалиста, который с ним занимается есть сертификат ВСВА или BCaBAи в методах, которые он использует.

Еще одна проблема состоит в том, что «старая АВА-терапия» — это как раз таки и есть та доказанная терапия, и эта та терапия, которая является наиболее известной. Поэтому и родители, и профессионалы при мысли об АВА думают именно о ней.

Еще одна проблема — одна из основных проблем в том, что большинство людей не воспринимают АВА просто как методику обучения, как прикладной анализ поведения в буквальном смысле этого выражения, а воспринимают ее исключительно как «терапию аутизма». Даже если они и не ставят целью подавление естественного для ребенка поведения, то, каким образом они говорят об АВА не способствует тому, что ребенок начинает принимать свою аутичность.

Посыл, который родитель дает ребенку, когда водит его на подобную терапию: «твой образ мышления, твое восприятие мира, то, как ты ведешь себя, то, как ты реагируешь — все это ненормально, плохо, оно должно исчезнуть и я готов платить уйму денег и тратить уйму времени ради того, чтобы это исчезло и ты стал другим» явно не способствует ни поднятию самооценки ребенка (если у ребенка есть с этим проблемы), ни укреплению его отношений с родителями.
В таком случае, правда, проблема не в АВА, а в неправильном подходе и в эйблизме родителей ребенка. Но именно этот эйблизм зачастую ассоциируется АВА и практикуется родителями и АВА-терапевтами. Многие учебники по АВА патологизированы. Многие родители, которые изначально не считают аутизм заболеванием, могу перенять подобное отношение от терапевта, что может повлиять как на самооценку ребенка и его отношения с родителями, так и на его жизнь.

То, чем именно занимается АВА-терапевт с ребенком чаще всего зависит от выбора его родителей. Это еще одна опасность АВА-терапии, потому что требования у родителей бывают разными. Многие терапевты просто выполняют просьбы родителей, и заставляют детей вести себя так, как они хотят вне зависимости от того, надо это детям или нет. Они не помогают детям решить их проблемы. Они делают детей более «приемлемыми» для своих родителей. И тогда АВА может быть использована для чего угодно — в качестве «лечения» гомосексуальности у аутичного подростка, для того, чтобы привить гендерно-приемлемое поведение аутичной девочке-пацанке, для отучения от безвредных видов стимминга, для подавления интересов ребенка к определенным видам науки и т.д. и т.п. Все зависит от того, чего хотят родители! Реальные потребности ребенка имеют второстепенное значение. Его личное мнение, его восприятие вообще значения не имеют.
Так работают многие АВА-терапевты. И чем они профессиональнее, чем действеннее методы, которые они используют, тем они опаснее в случае неккоректных запросов родителей.

Поэтому, если меня спросят, какой должна стать АВА-терапия, чтобы соответствовать парадигме нейроразнообразия или для того, чтобы стать безопасной для аутичных детей, я могу ответить только одно. АВА-терапия должна изчезнуть. Как и любая другая «терапия аутизма».
Терапия аутизма подразумевает что аутизм — это то, что надо корректировать или лечить.
Терапия аутизма — это явление, которое полностью зависит от представления о том, что единственное нормальное восприятие и поведение — это нейротипичное поведение и восприятие.
Если вы воспринимаете аутизм неотделимой частью личности человека — никакой «терапии аутизма» быть не должно.
Должна быть «поведенческая терапия при исполнительной дисфункции» и терапия других проблем, которые у аутичных людей встречаются чаще, чем у нейротипичных.

Должны быть методики обучения, рассчитанные на аутичных детей. Методики обучения аутичного ребенка базовым бытовым навыкам, методики обучения ребенка альтернативной коммуникации, методики обучения, которые помогли бы ребенку научиться задвать вопросы, завязывать шнурки, делать выбор, успевать учить уроки и т.п. В них могут использоваться некоторые элементы методик обучения нейротипичных детей и некоторые не патологизирующие и ненасильственные методы «терапий» — к примеру, поощрения правильного поведения и поиски причин опасного. АВА может и должна использоватся для обучения, но не как терапия.

Почему-то многие родители забывают о том, что у поведения их детей есть причина и думают, что единственный способ добится от ребенка желаемого — орать на него. При этом понимание, что это не так, появляется у них только тогда, когда они узнают об аутичности ребенка и о методах АВА-терапии. А что, если бы они так и не узнали об аутичности ребенка? Что, если бы их ребенок действительно не был аутичным?

Анализ поведения необходим для всех детей, а не только для аутичных.

Одна из моих основных проблемм состоит в том, что когда меня спрашивают об АВА, я не знаю что ответить. Я не могу посоветовать человеку АВА-терапию аутизма. Но при этом я не могу боротся с АВА. И подобные проблемы будут возникать, пока АВА не признают методикой обучения, а не «терапией аутизма».

Поэтому в вопросах АВА я не могу понять одного. Почему взрослые аутичные люди, пережившие старый вариант АВА-терапии и борящиеся с ней не пытаются создать методики обучения аутичных детей, основанные на принятии аутизма или усовершенствовать и депатологизировать уже существующие? Почему не было серьезных попыток создать альтернативу «терапии» ?
Это вопрос ко всем специалистам, не только к аутичным. И это проблема, решением которой я, вероятно, займусь в будущем.

Пока же я не могу сказать родителям аутичных детей, российским родителям аутичных детей, которые живут в условиях, когда большинство специалистов ничего не знают об аутизме прекратить водить своих детей на «терапии», если им кажется, что они нашли грамотного специалиста. Я могу только попросить их быть осторожнее и следить, чтобы их дети не подвергались психологическому насилию. Я могу попросить их убедится, что их специалист по АВА (или любой другой терапии) не шарлатан, что он не использует «старые методы». Я могу настаивать на том, что видимая нейротипичность — это не то, к чему надо стремится. Я могу посоветовать им четко отделить свои представления об идеальном ребенке от того, что на самом деле надо их ребенку и, не переделывая личность ребенка, не предъявляя ему ненужных требований, объяснить терапевту каким именно навыкам ребенка надо обучать, а каким нет, и какие методы нельзя использовать в обучении.
Я могу посоветовать им только тщательно и логически все проанализировать, прежде чем выбирать терапию для своего ребенка, чтобы не совершить ошибку, о которой они будут жалеть всю жизнь или ошибку, от которой их ребенок будет .

Каков наш мир для детей-аутистов? Ученые полагают, что они видят только размытые лица, мельтешащие картинки, в которых сложно различить те или иные предметы, и слышат раздражающие и дребезжащие звуки. Именно поэтому они прячутся и жмурятся, закрывают руками уши, то есть делают все, чтобы избежать этого кошмара. Как подарить ребенку наш прекрасный мир? Попробуем дать ответ на этот вопрос.

Аутизм

Что же это за патология? Под аутизмом мы понимаем отчужденность человека от всего, что его окружает. И это большая проблема, решение которой кроется в использовании поведенческой коррекции таких детей. Выполнение подобной задачи подарит ребенку счастье, позволив, несмотря на нарушения в развитии, принимать посильное участие в жизни общества.

И здесь на помощь приходит АВА-терапия для аутистов. Она представляет собой поведенческий прикладной анализ. Методика АВА-терапии разработана профессором из США И. Ловаасом. Как она работает? Какие приемы этой методики могут быть применены для лечения больных детей? Рассмотрим ответы на эти вопросы.

В чем суть метода?

АВА-терапия представляет собой усиленную обучающую программу, основу которой составляют принципы бихевиоризма. Этот метод, который сначала широко практиковался в Америке, в настоящее время пользуется популярностью и в России.

Основная суть АВА-терапии заключена в решении задачи, позволяющей привить социальные и бытовые навыки детям с различными формами аутизма при применении системы поощрений и последствий. При выработке у ребенка реакции на стимул ему прививаются те типы поведения, которые существуют в обществе. Судя по отзывам, АВА-терапия, проведенная знающим специалистом, позволяет «загасить» негативные реакции детей, препятствующих их развитию.

Сегодня поведенческая терапия, применяемая при лечении больных аутизмом, считается одним из лучших методов коррекции патологии. Она построена на идее о том, что любые действия человека влекут за собой те или иные последствия. И если ребенку понравится такое поведение, то он будет повторять его вновь и вновь. В противном случае добиться от него желаемого будет невозможно.

Что дает поведенческая методика?

АВА-терапия находит свое широкое применение для пациентов любого возраста. Однако чем раньше было начато лечение, тем лучшим будет конечный результат.

Эффективность метода АВА-терапии подтверждена клиническими испытаниями. Согласно полученным исследователями данным, разработанный американским профессором способ может оказать значительную помощь больным различных форм аутизма, начиная с легкой и заканчивая тяжелой.

АВА-терапия используется в качестве основы для большинства программ, целью которых является лечение аутизма у детей. Проводимые на протяжении 30 лет исследования подтвердили высокую ценность этих прикладных поведенческих методов. В частности, доказано, что обучение с АВА-терапией улучшает коммуникационные навыки ребенка, его адаптационное поведения, а также способности к обучению. Все это в совокупности позволяет достичь необходимого социально обусловленного поведения больного. Проявление же при этом негативных поведенческих отклонений начинает значительно уменьшаться.

Исследователи также получили неопровержимые доказательства того, что чем раньше будет начато прохождение ребенком курсов АВА-терапии (самым предпочтительным при этом считается дошкольный возраст), тем более значимыми будут результаты.

Отрицательные стороны

Существует мнение специалистов и об имеющихся недостатках АВА-метода. В частности, он не рассматривает перенос отработанного в одном месте навыка в другую среду. Так, необходимость снимать с себя верхнюю одежду, войдя в дом, ребенок не применяет в детском дошкольном учреждении или в школе.

Помимо этого, некоторые психологи полагают, что при развитии конкретного навыка больного человек перестает развиваться в целом. Тем не менее, если АВА-терапию не использовать вообще, то ребенок не научится необходимому поведению дома и не сможет освоить даже самых элементарных действий. Все это способно привести к его деградации.

Как это работает?

АВА-терапия для аутистов предполагает разбивку на отдельные небольшие блоки всех сложных для больных детей навыков. Это контактность и речь, умение смотреть в глаза и слушать, творческая игра и т.д. Каждое из этих действий заучивается с ребенком отдельно. Далее все простые звенья соединяют в одну цепь. Судя по отзывам профессионалов, это и позволяет получить какое-либо сложное действие.

Занятия со специалистом

АВА-терапия способна принести положительный эффект, если ребенка, больного аутизмом, будет обучать профессионал. После освоения базовых знаний (в случае тяжелой формы патологии) дети переходят к сложным навыкам. Среди них - творчество, социализация и коммуникации.

Американская методика применяет в разработанной ею системе не только освоение примитивных поведенческих форм. В этой терапии есть место рисованию, спорту, танцам и играм. Причем это не только карточки и жетоны, перекладываемые детьми, сидящими за столом. Здесь подключается работа грамотного профессионала, способного понять, по какому пути необходимо направлять ребенка, и какие проблемы не позволяют ему освоить программу на данной ступени.

Таким образом, специалистом для каждого подопечного подбирается индивидуальный подход. Он может представлять собой обучение в виде отдельных блоков, что похоже на тренинг с карточками, или получение знаний в естественной среде. В последнем случае грамотное сопровождение приводит к тому, что ребенок сам учится играть с другими детьми, делать бутерброды, убирать за собой игрушки и т.д.

При разучивании действий специалистом даются определенные задания. Если ребенок самостоятельно справиться с ними не может, то получает подсказку. За правильные ответы его ждет вознаграждение. Неверные высказывания или действия специалистом игнорируются.

Взаимодействие с родителями

Наибольшего своего эффекта АВА-методика может достичь только в том случае, когда будет реализовано согласованное взаимодействие между специалистом и близкими людьми больного.

Каждый из них должен понимать стоящие перед взрослыми задачи, особенно на самых начальных этапах, где происходит обучение ребенка базовым навыкам коммуникации, самообслуживания, имитации, а также речи. Родителям всегда предоставляется право выбора методики, корректирующей поведение их чада. Но при этом мамы и папы должны осознавать суть поставленной задачи и делать все необходимое для ее решения.

«Язык - понимание»

С чего начать АВА-терапию для аутистов? На старте специалистами предлагается программа «Язык - понимание». Для того чтобы осознать, как происходит процесс обучения, рассмотрим одно из упражнений этой ступени.

Так, специалист центра лечения дает ребенку задание или стимул. Например, он просит больного поднять руку и в качестве подсказки сам поднимает ее вверх. После этого ребенка ждет вознаграждение за правильный ответ. После некоторого количества совместных попыток специалист исключает из этой цепочки звено «подсказка». Он просит ребенка поднять руку и ждет, пока тот не сделает это самостоятельно. При получении правильного ответа ученик получает вознаграждение. Ему дают что-либо вкусное, хвалят или отпускают поиграть. В том случае, когда правильный ответ так и не был получен, АВА-терапевт начинает сначала, используя подсказку. Далее он вновь предлагает действовать самостоятельно.

После того как ребенок в 90% случаев дает правильный ответ, для него внедряют новый стимул. Это может быть, например, кивок головой. Отрабатывают такое задание аналогично предыдущему.

Усложнение

С чего начать АВА-терапию, мы уже разобрались. А что же делать дальше? После того как ребенок освоит задание по выполнению движения «кивни головой», как правило, упражнения начинают чередовать в произвольном порядке. Этот стимул, а также тот, который предлагает поднять ему руку вверх, считается освоенным до конца, когда из 100 % ребенок правильно отвечает на 90 % вопросов. И только после этого вводится третий стимул, происходит чередование обученных навыков, вводится четвертый и т.д.

Генерализация

После освоения ребенком большого числа навыков, включающих и те, которые будут ему необходимы для повседневной жизни, специалист начинает работать с обучающимся над обобщением. Происходит генерализация навыков. Она преследует своей целью проведение упражнений в тех местах, которые ранее не были использованы для занятий. Это может быть коридор, улица и т.д.

После этого приступают к этапу чередования людей, дающих задание. Так, в АВА-терапии дома могут быть задействованы папа и мама, бабушки, дедушки и т.д.

Выход в мир

В какой-то момент обучения ребенок начинает не просто осваивать предложенные ему стимулы. У него возникает способность самостоятельно понимать и совершать новые действия. Например, ему будет достаточно один или два раза показать, как закрывать дверь. После этого программу можно считать освоенной. Судя по отзывам родителей, в большинстве случаев аутичный ребенок впоследствии начинает самостоятельно обрабатывать информацию, полученную им из окружающего мира.

Разнообразие тем

АВА-терапия в своем арсенале имеет не одну сотню самых различных программ. Некоторые из них включают в себя лечение задержки психического развития, освоение вербальной и невербальной имитации, совершенствование мелкой и общей моторики, понимание речи говорящего, называние действий и предметов, а также их классификацию (например, откладывание карточек с животными в одну сторону, а с посудой - в другую).

Помимо этого, методика по коррекции патологии у детей предлагает такие программы, как «покажи, как ты….». Ребенок в этом случае должен крутить руль, причесываться, надевать шапку и т.д. Важным этапом является и обучение местоимениям. Детки-аутисты должны правильно употреблять «я сижу» - «ты сидишь». Их нужно обучить отвечать на вопросы «что», «кто», «когда», «где» и т.д.

Какая из этих программ является более эффективной? Ответить на этот вопрос невозможно. Дело в том, что каждый ребенок обладает своими личностными особенностями. Именно поэтому и подход к нему должен быть индивидуальный.

Применение техники АВА-терапии

С одной стороны, подобная методика несколько напоминает дрессировку. Ребенку предлагают выполнить те или иные действия, а при правильных решениях поставленных задач его поощряют сладостями. Однако такое происходит только на начальных этапах обучения и при наличии глубокого аутизма. В дальнейшем материальные поощрения сменяются социальными. Это может быть словесная похвала, ласковые прикосновения, разрешение перейти к любимому занятию и т.д.

При использовании методики АВА-терапии становится важным, чтобы ребенок придерживался определенного распорядка дня. Жизнь по заданной схеме значительно облегчает освоение разнообразных навыков, формируя социально приемлемое поведение.

Так, после пробуждения ребенку предлагается «маршрут дня». Это размещенные на стене картинки, которые говорят ему о том, что нужно сходить в туалет, почистить зубы, умыться, одеться, позавтракать, сев за стол, помыть за собой посуду и т.д.

Также для начала занятий должен быть определен специальный сигнал. На первом этапе им может стать карточка, визуальные часы или таймер. В дальнейшем ребенку будет достаточно произнести словами «заниматься» или же «играть». Длинные предложения аутистами восприниматься не будут. Ведь большое количество информации ими не усваивается. Вполне достаточно совсем короткой фразы, произнести которую нужно директивным тоном. При этом важно смотреть ребенку в глаза. Ведь фиксация взгляда является одним из тех начальных навыков, которые необходимо усвоить больному. Именно поэтому эту способность понадобится постоянно закреплять, доведя ее до автоматизма.

На начальных этапах технику АВА-терапии рекомендуется использовать от 40 до 60 часов в неделю. Только в этом случае можно будет получить эффективный результат. Ведь ребенку для того, чтобы освоить только один навык, например, приучиться к горшку, понадобится от 2 до 6 месяцев. В этом случае, прежде всего, потребуется выяснение основной причины мокрых штанишек. Вполне возможно, что она имеет физиологический характер. Так, при не поступлении нервных импульсов, ребенок даже и не чувствует того, что он мокрый. В этом случае потребуется терапевтическое вмешательство. Только после этого должны быть использованы воспитательные приемы. Усаживать ребенка на горшок нужно с методичным постоянством, давая ему при положительных результатах что-либо вкусненькое.

Методику поведенческого анализа можно успешно сочетать с речевой терапией, способом сенсорной интеграции и проч. АВА-терапия явится систематическим подходом к развитию и дальнейшей поддержке социально приемлемого поведения.

На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

АВА‑терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения . АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В арсенале АВА несколько сотен программ , среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты... ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть".

В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.

Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной - от 30 до 40 часов в неделю , чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.

Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит "измерения" (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения ("вмешательство").

Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор - специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух‑трех часов (делая за это время пять‑шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два‑три специалиста, и ребенок получает пять‑шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.

AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми - в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).

Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе - шесть часов в неделю, максимальное - 40.

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки , которые он выучил в программе.

Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.

Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.

При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

На сегодняшний день одним из наиболее эффективных способов коррекции аутизма является метод прикладного анализа, или АВА-терапия. Что это такое? Давайте разберемся в данной статье.

Поведенческая коррекция очень важна. Ее главная задача — помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие.

Дети-аутисты — кто они?

Следует четко понимать, что дети-аутисты не лучше и не хуже других ребят, они просто другие. Отличительной чертой таких малышей является взгляд, «погруженный в себя», они не могут найти связи с внешним миром.

Внимательные родители обнаруживают, что их ребенок - аутист, когда тот еще совсем маленький. В то время, когда обычные малыши начинают постепенно узнавать маму (примерно в 2 месяца), ребенок с аутизмом абсолютно безразличен к внешнему миру. Уже спустя месяц после рождения малыша мама может по плачу определить, что он хочет: играть, кушать, ему холодно, мокро и так далее. С невозможно, его плач, как правило, невыразительный, монотонный.

В 1-2 года малыши с аутизмом могут произносить первые слова, но использование их лишено какого-либо смысла. Ребенок предпочитает быть один. Оставаясь на какой-то период без мамы или близкого родственника, он не проявляет особого беспокойства.

С течением времени малыш также не демонстрирует сильной привязанности к родителям и не стремится к общению со сверстниками.

Точных причин такого состояния пока не установлено. Ученые предполагают, что появляется такое состояние вследствие нарушений развития мозга, хромосомных аномалий, генных мутаций.

Несмотря на создающееся впечатление, что аутистам никто не нужен, такие малыши очень нуждаются в общении, они хотят, чтобы их поняли, просто не знают, как это сделать. Задача родителей помочь такому ребенку установить контакт с окружающим миром. АВА-терапия для аутистов на сегодняшний день наиболее эффективна.

В чем суть методики?

Чем она интересна и уникальна? АВА-терапия — что это такое? Она основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение аутиста и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название — модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится — не будет.

Что дает модификация поведения?

АВА-терапия для аутистов — это основа большинства программ, которые направлены на лечение данного отклонения у детей. Ценность подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет.

Специалисты и родители, которые использовали на такую методику, как АВА-терапия, отзывы оставляют следующие:

  • улучшаются навыки коммуникации;
  • нормализуется ;
  • улучшается способность к обучению.

Кроме этого, благодаря данной программе значительно уменьшаются проявления поведенческих отклонений. Также доказано, что чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте), тем более заметными будут результаты.

Ученые разработали различные методы коррекции отклонений, которые применяют в АВА-терапии. Основаны эти способы на принципах прикладного поведенческого анализа.

Как это работает?

При данной методике все сложные навыки для аутистов, такие как контактность, речь, творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать и другие разбивают на отдельные небольшие блоки-действия. Каждое из них затем разучивают с ребенком отдельно. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует одно сложное действие. Специалист по лечению аутизма во время процесса разучивания действий дает ребенку с нарушениями задание. Если самостоятельно справиться малыш с ним не может, обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждает ребенка, при этом неправильные ответы игнорируются. На этом основана АВА-терапия. Обучение по данной методике состоит из нескольких этапов.

Первый этап: начинаем с простого

Одним из упражнений программы является «Язык-понимание». Специалист дает ребенку определенное задание или стимул, к примеру, просит поднять руку, тут же дает подсказку (поднимает вверх руку ребенка), после вознаграждает малыша за правильный ответ. Сделав несколько совместных попыток, малыш пытается совершить действие без подсказки. Специалист снова повторяет ребенку ту же фразу и ждет от него самостоятельного правильного ответа. Если малыш отвечает правильно, без подсказок, то получает вознаграждение (его хвалят, дают что-то вкусное, отпускают играть и тому подобное). Если верного ответа ребенок не дает, задание повторяют снова, используя подсказку. Затем малыш снова пытается все сделать самостоятельно. Упражнение заканчивают, когда ребенок смог без подсказки дать правильный ответ.

Когда 90% самостоятельных ответов ребенка на задание специалиста являются правильными, вводится новый стимул, например, просят кивнуть головой. Важно, чтобы задания были максимально различны между собой. Новое задание отрабатывают аналогичным образом.

Второй этап: закрепляем материал

После того как ребенок хорошо освоит второе задание - «кивни головой», упражнение усложняют. Выученные действия чередуют в произвольном порядке: «кивни головой» - «подними руку», «подними руку» - «подними руку» - «кивни головой» и так далее. Задания считаются освоенными, когда в 90% случаев ребенок дает верный ответ при чередовании выученных упражнений. По такой же схеме вводят и отрабатывают третий стимул и так далее.

Третий этап: обобщаем и закрепляем

На этом этапе полученные навыки генерализуют. Когда ребенок накопил достаточное количество освоенных важных стимулов («возьми», «дай», «иди сюда» и др.), уделяют внимание обобщению. Упражнения начинают проводить в непривычных и неожиданных местах (на улице, в магазине, в ванной). После чередуют людей, дающих ребенку задания (специалист, мама, папа, дедушка, бабушка).

Четвертый этап

Это завершающий этап. В какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним стимулы, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, дополнительная отработка уже не требуется. Например, ему дают задание «закрой дверь», показывают 1-2 раза и этого уже вполне достаточно. Если это получается, значит, программа освоена, и занятия АВА-терапией больше не нужны. Ребенок начинает дальше осваивать информацию из окружающей среды, как делают это и обычно развивающиеся малыши, не страдающие аутизмом.

От чего зависит эффективность коррекции аутизма у ребенка?

Для поэлементного разучивания и оттачивания десятков действий и предметов необходимо достаточно много усилий и времени. Считается, что для детей с диагнозом «аутизм» АВА-терапия будет наиболее эффективна, если занятиям по данной методике уделять не менее 30-40 часов в неделю. Начинать заниматься по такой программе желательно до того, как ребенку исполнится 6 лет. АВА-тарпия эффективна и для более старших деток. Но чем раньше все начнется, тем лучше будет конечный результат.

Преимущества данной методики

Для детей с аутизмом чрезвычайно действенна АВА-терапия. Обучение заключается не просто в повторении нужного поведения, профессиональный терапевт помогает переносить ребенку правильную модель из одной ситуации в другую. Важнейшей составляющей в достижении успеха является непосредственное участие родителей в программе АВА.

Положительные результаты появляются достаточно быстро. Согласно исследованиям основателя данной методики Ивара Ловааса, около половины детей, которые получили коррекцию по программе АВА, могут проходить обучение в обычной школе. Состояние и поведение улучшились у более 90% детей из общего числа тех, кто получил коррекцию по данной методике.

АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество. У детей с аутизмом практически полностью исчезают стереотипы. Методика АВА позволяет детям, которые поздно обратились к коррекции (5-6 лет), освоить речь.

Программа охватывает все сферы познания: от развития до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания.

Недостатки методики

К сожалению, АВА-терапия не может быть применена на начальном этапе, если ребенок с аутизмом испытывает страх перед чужими людьми. Программа достаточно жесткая, использовать ее следует аккуратно. Родители и морально, и физически должны быть готовы к полной отдаче, работа проводится постоянно, система поощрений и наказаний не нарушается. Перерывы или ослабление работы не желательно, так как это может сказаться на результате. Важно понимать, что ребенка не дрессируют, а тренируют — обучают навыкам путем их многократного повторения. Для работы по данной методике необходимо полное послушание ребенка, а добиться его бывает иногда достаточно сложно. Контролировать занятия по такой программе очень важно, однако и дома следует попытаться организовать систему развития, которая соответствовала бы коррекционному плану.

Возможные трудности

Мотивация детей с диагнозом «аутизм» несколько отличается от таковой у обычных малышей. Важно выявить, что ребенка может заинтересовать, будет его мотивировать. Одобрение или порицание для детей-аутистов малоэффективно, на начальном этапе похвала может быть совмещена с реальной наградой. Такие малыши не могут длительное время сосредотачивать внимание на чем-либо и часто отвлекаются, поэтому важно занятия проводить в тишине, задания разделять на маленькие отрезки. Повторение компенсирует замедленность в обучении, абстрактные понятия объясняют максимально простыми фразами. После того как ребенок научится свободно общаться с учителем один на один, можно предложить ему общение с двумя людьми и так постепенно увеличивать количество окружающих. У таких детей малоэффективен навык наблюдения, поэтому применяется имитация. Правильному обучению мешает самостимуляция — раскачивания, хлопанье в ладоши. Дети-аутисты не различают существенный и несущественный стимул, их реакция иногда может быть чересчур выраженной или, наоборот, очень слабой. Чтобы получить информацию, они чаще всего полагаются на зрение, а не на слух. Дети, хорошо воспринимающие информацию на слух, наиболее успешно развиваются по программе АВА.

АВА-терапия, пожалуй, является единственным методом коррекционной работы с детьми-аутистами, который вызывает такое количество споров и дискуссий. Различные недовольства порождает или устаревшая информация, или неквалифицированные АВА-специалисты, которых сегодня достаточно много, так как данная программа становится все более популярной. Эффективность работы самым непосредственным образом зависит от квалификации специалиста, поэтому выбирать его необходимо очень тщательно.

The following two tabs change content below.

Главная задача поведенческой коррекции аутизма детей – это счастье ребенка, которому, несмотря на определенные нарушения в развитии, необходимо участвовать в жизни общества и желательно наиболее полноценно. Как лечить аутизм у детей, и что представляет собой коррекция детского аутизма? Что такое поведенческая терапия для аутистов? Какая программа более эффективна в лечении аутизма? И чем может помочь метод АВА при аутизме?

  • СПОБЫ ЛЕЧЕНИЯ АУТИЗМА: МЕТОД АВА, АУТИЗМ И МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

На сегодняшний день поведенческая терапия для аутистов или метод АВА, то есть прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее эффективных методов коррекции детского аутизма. В ее основе поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение аутиста факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя его. Метод АВА при аутизме, носит еще одно название, а именно «Модификация поведения». Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.

Что дает прикладной анализ поведения?

Поведенческая терапия для аутистов, или АВА терапия является основой абсолютного большинства программ, цель которых лечить аутизм у детей. Проводившиеся более 30 лет подряд исследования, подтвердили ценность прикладных методов поведенческой терапии.

В частности АВА терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационного поведения, способности к обучению, и достичь соответствующего поведения, обусловленного социально. Проявления поведенческих отклонений при этом значительно уменьшаются. Кроме того, получены неопровержимые доказательства в пользу утверждения, что чем ранее начинается терапевтический курс (дошкольный возраст, предпочтительнее), тем более значимыми являются его результаты. АВА терапия сочетает целый ряд методов коррекции поведенческих отклонений, разработанных учеными. В основе этих методов, прежде всего, принципы прикладного поведенческого анализа.

Как работает АВА терапия?

При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие. В процессе разучивания действий ребенку с расстройствами аутичного спектра специалист центра лечения аутизма дает задание, если справиться с ним один он не может, тогда дает подсказку, а потом вознаграждает ребенка за правильные ответы, игнорируя при этом неправильные.

ЭТАП № 1: «ЯЗЫК – ПОНИМАНИЕ» . К примеру, одно упражнение из программы АВА «Язык – понимание». Специалист-терапист центра лечения аутизма дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку», следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждает его за правильный ответ. Совершив некоторое количество попыток совместно (задание – подсказка – вознаграждение) делают попытку без подсказки: специалист дается задание ребенку: «Подними руку», и ожидает, даст ли ребенок самостоятельно правильный ответ. Если он правильно отвечает без подсказки тераписта, то получает вознаграждение (ребенка хвалят, отпускают играть, дают что-то вкусное и т.п.). Если ребенок не дает ответа или дает неправильный, терапист снова проводит несколько попыток, используя подсказку, а затем пробует опять без подсказки. Заканчивается упражнение, когда ребенок дал без подсказки правильный ответ.

Когда ребенок с аутизмом начинает без подсказки правильно отвечать в 90% случаев дачи задания, вводят новый стимул, к примеру, «кивни головой». Важно, чтобы первые два задания были максимально непохожими. Задание «кивни головой» отрабатывают таким же образом, как «подними руку».

ЭТАП № 2: УСЛОЖНЕНИЕ . Когда ребенок освоит выполнение задания «кивни головой» (сокращенно «КГ») в 90% случаев, задания начинают чередовать в свободном порядке, «кивни головой» и «подними руку»: сначала «КГ» – «ПР», затем «КГ» – «КГ» – «ПР», и в любом другом порядке. Два данных стимула считаются освоенными ребенком, когда он в произвольном порядке дает 90% правильных ответов из 100% при чередовании двух задний или стимулов. После этого вводят и отрабатывают до усвоения третий стимул, потом все три чередуют, вводят четвертый, и так далее.

ЭТАП № 3: ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ . Когда в запасе у ребенка накапливается много освоенных стимулов (включительно таких необходимых для ежедневной жизни стимулов, как «возьми (название предмета)», «дай (название предмета)», «иди сюда» и прочие), начинают работать с ребенком над обобщением. Генерализация навыков – это не что иное, как проведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных для занятий: в ванной, в магазине, на улице. Затем начинают чередовать людей, которые дают задания (тераписты, мама и папа, дедушки и бабушки, другие дети).

ЭТАП № 4: «ВЫХОД В МИР» . Ребенок в какой-то момент не просто осваивает те стимулы, отрабатываемые с ним, но и начинает самостоятельно понимать новые стимулы без дополнительной отработки (к примеру, показывают ему один-два раза «закрой дверь», и этого уже достаточно). Когда это случается, программа считается освоенной – аутичный ребенок может осваивать информацию дальше из окружающей среды, также как делают это обычно развивающиеся детки.

В арсенале АВА терапии имеется несколько сотен различных программ, включающих лечение аутизма с ЗПР (задержка психического развития), невербальную и вербальную имитацию, общую и мелкую моторику, понимание языка говорящего, называние предметов и действий, классификацию предметов (раскладывание карточек с собакой и кошкой в одну стопку, а карточек с ложкой и вилкой – в другую). Кроме того, коррекция аутизма детей включает программы типа «покажи, как ты…» (ребенок делает вид, что надевает шапку / причесывается / тушит пожар / крутит руль / мяукает, ловит мышей и прочее), освоение местоимений (научить ребенка правильно употреблять «я стою» – «ты стоишь»), ответы на вопросы «кто», «что», «как», «где», «когда», употребление слов «да» и «нет», и прочее. Вопрос, какая программа более эффективна в лечении аутизма, по сути, не имеет значения, поскольку у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, и подход к нему так же требуется индивидуальный. Вместе с тем, можно назвать более продвинутые программы АВА – «Скажи, что будет, если…» (ребенок предугадывает исход действия), «Делай как (любое имя сверстника)», «Расскажи историю», «Позови играть (имя сверстника)», и так далее.

Конечная цель АВА терапии – дать ребенку с аутизмом средства для освоения окружающего мира самостоятельно.

Необходимые условия для эффективности коррекции детского аутизма по программе АВА

Поэлементное разучивание и оттачивание многих десятков действий и предметов требует массы времени и усилий. Считается, что наибольшего эффекта поведенческая терапия для аутистов дает, если с ребенком заниматься по данной методике в неделю по 30-40 часов. Кроме того, идеальным вариантом будет начинать заниматься с ребенком по данной методике до того, как он достигнет 6-летнего возраста. Программа АВА помогает также и более старшим деткам, но чем раньше начнутся занятия, тем лучшим будет конечный результат.

Эта поведенческая терапия для аутистов является чрезвычайно действенной. По результатам основателя методики АВА Ивара Ловааса, примерно половина деток, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма детей могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, получал АВА, улучшил свое состояние и поведение.

Но эти способы лечения аутизма имеют и существенный минус, учитывая финансовую обеспеченность современных родителей. Дело в том, что даже при наличии времени и сил, родители, как правило, не могут самостоятельно давать аутисту по сорок часов интенсивных тренировок в неделю в течение нескольких лет. Чтобы, домашняя программа АВА принесла ожидаемые плоды, родителям потребуется обратиться в центр лечения аутизма за помощью специалистов.

Правильная организация для ребенка с детский аутизм методики обучения, к родительским силам потребует присоединения к процессу нескольких человек, специально обученных терапистов, обычно студентов, и супервайзора – опытного специалиста по программам центра лечения аутизма. Схема примерно такова: один терапист с ребенком занимается два-три часа (проходя за этот период времени пять-шесть программ), в течение одного дня последовательно работать с ребенком могут два-три тераписта, давая ему, таким образом, пять-шесть часов обучения в день. Тераписты фиксируют свои действия в журнале: над какими программами с ребенком работали, сколько было сделано попыток, с какими подсказками, сколько получено правильных ответов, сколько получено неправильных ответов. Каждый следующий терапист, прежде чем приступить, просматривает записи предыдущего, начиная работать с того места с ребенком, где остановился предыдущий. Примерно раз недели в две-три происходит общее собрание терапистов в центре лечения аутизма, на котором супервайзор просматривает журнал, оценивая результаты, просит терапистов продемонстрировать, как и что они делают, принимает решение, какие стимулы уже освоены, какие программы стоит еще оттачивать, и ставит перед терапистами новые цели.

Домашняя программа АВА с финансовой стороны вопроса, предприятие нелегкое, но осуществить ее самостоятельно невероятно тяжело.